Программа дополнительного образования детей По тропинкам Югры



Департамент образования Администрации г.Ханты – Мансийска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ДЕТСКИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЛЫЛЫНГ СОЮМ»

СОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДАЮ

Научно-методическим советомДиректор МБОУ ДОД ДЭКОЦ

МБОУ ДОД ДЭКОЦ «ЛЫЛЫНГ СОЮМ»«ЛЫЛЫНГ СОЮМ»

Протокол №___________________ Т.С.Вадичупова

«____»____________________ 2012 г.«_____»__________________ 2012 г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей по краеведению

«По тропинкам Югры»

возраст обучающихся 7-10 лет

срок реализации — 3 года

Автор-составитель: Бушуева Надежда Константиновна –

педагог дополнительного образования

Ханты – Мансийск

2012

По тропинкам Югры: программа дополнительного образования детей по краеведению/Н.К.Бушуева, МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм». – Ханты – Мансийск, 2012 – 20 стр.

Автор – составитель:Н.К.Бушуева, педагог дополнительного образования

Рецензенты:

Рассмотрена на научно — методическом совете МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» г.Ханты – Мансийск

Протокол №_______ от «___» ________________ 2012 г.

Руководитель НМС ф.и.о. должность_______________________________

Рассмотрена на научно — методическом совете МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» г.Ханты – Мансийск

Протокол №_______ от «___» ________________ 2013 г.

Руководитель НМС ф.и.о. должность________________________________

Рассмотрена на научно — методическом совете МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм» г.Ханты – Мансийск

Протокол №_______ от «___» ________________ 2014 г.

Руководитель НМС ф.и.о. должность_______________________________

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

По Югре с Ай шоврые

Направленность программы

туристско – краеведческая

Область деятельности

краеведение, здоровьесбережение

Тип образовательной программы

интеллектуально — познавательная

Срок обучения

3 года



Возраст обучающихся

7-10 лет

Область реализации программы

дополнительное образование детей

Уровень освоения

Общекультурный

Методы освоения содержания программы

репродуктивный, проблемно – поисковый, творческий

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная, групповая, индивидуальная

С какого года реализуется программа

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ программы………………………………………………………3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………4

2.СВОДНЫЙ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………….10

3.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по годам обучения

Первого года обучения…………………………………………………….10

Второго года обучения…………………………………………………….11

Третьего года обучения……………………………………………………11

4. СОДЕРЖАНИЕ программы

Первого года обучения…………………………………………………….12

Второго года обучения…………………………………………………….14

Третьего года обучения……………………………………………………16

5. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ программы……18

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки

Д.С. Лихачев



В канун своего 80-летия, мансийская сказительница Анна Митрофановна Конькова в юбилейном сборнике сказок «Свидание с детством» пишет: «В минуту своего рождения высокий и властный Бог засветил слабенькую звёздочку. И вот она до сих пор где-то горит среди многих звёзд…»

Действительно, сколько бы лет не было человеку, он всегда будет нежно и трепетно хранить воспоминания о своём рождении, о детстве, о близких людях, о родных местах.

Родной край, малая родина… Познание окружающего мира, первые чувства, ощущения, представления о добре и зле начинается именно с этих мест и затем всю жизнь соотносятся с изначальными образами и понятиями.

Любовь к малой родине является внутренним стержнем человека, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

Современная школа способна оказать содействие в воспитании и становлении личности ребёнка именно через изучение краеведения. Изучая краеведение, ребёнок осознаёт свою связь с окружающим его миром и эффективно с ним взаимодействует.

Для освоения программы рекомендуемый возраст обучающихся с 7 лет. Именно в этом возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению малой родины как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

Данная программа предполагает комплексное изучение родного края. На протяжении всего периода обучения, представления обучающихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы систематизируются и расширяются.

Основные направления программы: краеведческое и этнокультурное. Понимая, что только на основе знаний можно убедить детей в необходимости заботливо относиться к природе, в программе предлагаются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и другие.

Бесценна роль педагога в организации системной, личностно – ориентированной деятельности по освоению регионального историко- культурного наследия.

В программе используется сочетание этнокультурного материала с краеведческим с целью формирования у обучающихся   общечеловеческих ценностей, гражданственности, уважения к традициям и культуре коренного народа Югры, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой Родины.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» :

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 

воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 

единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; 

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; 

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; 

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; 

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. 

Благодаря краеведению, ребёнок осознаёт значимость наследия родного

края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Изучение своей малой родины учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

Предлагаемая программа по краеведению очень много даёт для морального, нравственного становления личности. Когда ребёнок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя. У ребёнка поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным чувственно – выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом» («Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формировании гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом, воспитании.

Предлагаемая программа по краеведению определяется запросом со стороны родителей, детей, бабушек, дедушек и преподавателей начальных классов.

Программа рассчитана на преподавание в 1-3 классах начальной школы и предусматривает 36 учебных часов в год (1 час в неделю).

Программа содержит 2 блока: краеведческий и этнокультурный.

Цель программы:

Формирование духовно богатой, высоконравственной личности через изучение истории родного края, культуры и традиций коренных народов Югры.

Или:

Развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

Образовательные:

Организовать эффективное взаимодействие педагога и обучающихся;

Ознакомление с историей своего края, культурой и традициями коренного населения Югры – ханты;

Формирование представлений о различных сторонах жизни своей малой родины.

Воспитательные:

Формировать гражданскую позицию, патриотизм;

Воспитывать любовь к окружающей природе, малой родине, семье; 

Способствовать воспитанию нравственных качеств ребёнка по отношению к окружающим независимо от его национальной принадлежности (доброжелательность, толерантность и др.);

Воспитывать и развивать уважение к традициям и культуре коренного народа Югры – ханты.

Развивающие

Содействовать интеллектуальному и духовному развитию личности ребёнка;

Развивать творческое воображение и фантазию, мышление, внимание, память, умение исследовать и самостоятельно работать;

Способствовать развитию познавательного интереса к изучению истории родного края, культуре и традициям народа ханты.

Программа построена на принципах:

доступности;

наглядности;

активности;

систематичности и последовательности;

учёта возрастных индивидуально – психологических особенностей обучаемых;

межкультурного взаимодействия;

Формы организации образовательного процесса

Программа предусматривает организацию активных форм проведения занятий с обучающимися:

традиционных занятий

практических занятий

игры

театрализованных представлений

выставок

защиты проектов

конкурсов

праздников

викторин

работа в микрогруппах

творческих отчётов

экскурсий

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

Ожидаемые результаты обучения по программе:

К концу первого года обучения обучающийся будет:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Историю своей семьи

Работать в сети Интернет, проводить презентации

Определение слов «родня», «предки»

Правильно использовать слова в речи

Геральдику Югры

Отличать от геральдики других городов; выполнять задания с творческим подходом

Общие сведения о народе ханты

Владеть историческими знаниями о коренном народе Югры; обобщать полученную информацию

Традиции проведения детских фольклорных праздников

Принимать участие в проведении фольклорных праздников

К концу второго года обучения обучающийся будет:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Диких и домашних животных

Применять знания на практике

Обычаи отношения к животным у народа ханты

Относиться к животным добродушно; работать в группах; находить нужную информацию

Священных птиц

Выполнять оригами «Птица»; применять свои знания на практике

Особенности проживания птиц в городской среде

Оказывать помощь птицам в зимнее время; обобщать информацию

Традиции проведения праздника Вороны

Принимать участие в празднике; составлять мини-экспозицию общей выставки

К концу третьего года обучения обучающийся будет:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Быт, традиционные жилища народа ханты

выполнять аппликацию, работать в мини-группах

Полезные ископаемые Югры

Принимать участие в выставках; исследовать и находить ответ на поставленный вопрос

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью анализа тестовых и творческих работ на основе безотметочной системы. Помимо этого, учитывается активность участия в парных, групповых и коллективных работах. По завершению обучения по программе проводится комплексный контрольный тест, который включает вопросы по всем темам и разделам программы.

Формы и методы контроля

Контроль осуществляется 3 раза в год. Механизм контроля за качеством программы включает в себя следующие компоненты:

Входной контроль:

Позволяет выявить наиболее способных детей; выяснить мотивацию обучения; провести социально – психологическое анкетирование.

Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной программе, рассчитанной на 3 года обучения, проводится в начале учебного года для определения усвоения обучающимися важнейших моментов курса обучения, в том числе предыдущего года. Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Используются методы анкетирования и тестирования.

Промежуточный контроль

Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно — воспитательного процесса.

Промежуточный контроль проводится в форме: участия в выставках, проведения праздника, презентации творческих работ.

Итоговый контроль

Проводится в конце учебного года. Помогает определить изменения уровня развития детей, их творческих способностей, результаты обучения. Позволяет сориентировать обучающихся на дальнейшее обучение, получить сведения для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Используются следующие формы: вернисаж, праздник, викторина, открытое занятие для родителей, итоговые занятия, анкетирование, тестирование.

Результаты перечисленных видов контроля оформляются в сводную ведомость.

Организационно – педагогические основы обучения

Программа рассчитана на 3 года обучения по 36 часов в год. На полное освоение программы требуется 108 часов, включая практикумы и посещение экскурсий. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Продолжительность одного занятия – 45 минут.

Программа адресована детям 7-10 лет.

Условия набора детей в объединение: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет по 15 человек.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap