Программа дополнительного образования детей Гармонияадаптивная физкультура



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 277

Кировского района г. Санкт-Петербурга

Отделение дополнительного образования детей

Утверждено на педагогическом совете

ГБОУ СОШ № 277

Протокол № _______ от_____________

Директор школы: _________

А.В. Меньшикова

« » 2012 г.

Программа дополнительного образования

«Гармония»

Возраст детей: 7 – 11 лет

Срок реализации программы: 4 года

Автор — составитель программы:

Алексеева Н.В.

педагог дополнительного образования

Санкт — Петербург

2012 г.

Пояснительная записка

Программа «Гармония» (адаптивная физкультура) — имеет физкультурно–спортивную направленность. Она направлена на приобщение подрастающего поколения к физкультуре, на укрепление их здоровья.

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Актуальность программы.

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребёнка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а, следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.). Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечнососудистой, дыхательной систем, нарушением обмена веществ и т. д. Движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами.

Новизной данной программы является сочетание основных знаний и умений программы обучения физической культуре для детей основной группы здоровья с упражнениями лечебной физической культурой, а также со знаниями и умениями адаптивной физической культуры для детей специальной группы здоровья. Такое сочетание даёт возможность значительно расширить контингент обучающихся, тем самым развить гуманное отношение здоровых детей к детям с проблемами со здоровьем и способствовать адаптации детей с медицинской группой здоровья и их социализации.

Педагогическая целесообразность.

Физкультурные занятия являются составляющей частью здоровье-сберегающих технологий в школе. Они решают весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем, способствует коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.   Программа адаптивной физической культуры и оздоровительного развития «Гармония», позволяет решать самые разные оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи и нацелена на физкультурно–оздоровительное развитие детей младшего школьного возраста.

Цель программы — обучающее-оздоровительная, т.е. обучение детей оздоровительным и профилактическим комплексам упражнений, а так же воспитание интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой, воспитание интереса к здоровому образу жизни, а также социализация личности детей с ограниченными возможностями.

Задачи программы:

Образовательные:

формирование двигательных навыков и умений;

развитие физических качеств (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);

привитие навыков гигиены;

— сообщать знания, связанные с физическим воспитанием: о пользе занятий физической культурой, о значении и технике физических упражнений, методике их проведения;

— знания о здоровом образе жизни.

Воспитательные:

— воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинированность, скромность;

— формирование нравственных качеств: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;

— воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.

Развивающие:

— содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников

подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам. 

развитие моральных и волевых качеств учащихся. 

— содействие формированию социальной активности учащихся. 

— формирование здорового образа жизни и потребности систематически заниматься физическими упражнениями в быту.

Оздоровительные:

— охрана жизни и укрепления здоровья;

— формирование навыков правильного и здорового питания;

— укрепление связочно-суставного аппарата;

— совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

— совершенствование деятельности ЦНС.

Отличительными особенностями данной программы является использование специального комплекса упражнений. Физические упражнения — это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которой осуществляется направленное воздействие на занимающегося.

1. Общеразвивающие упражнения (с предметом, без предмета, в движении, с мячом)

2. Дыхательная гимнастика.

3. Гимнастика для глаз

4. Лёгкая атлетика

5. Акробатика

6. Комплексы упражнений из ЛФК:

— специальные упражнения для формирования правильной осанки

— специальные упражнения для профилактики и лечения плоскостопия

— фитбол

7. Специальные упражнения с использованием спортивного инвентаря.

8. Подвижные игры для группы. С целью разнообразия в занятиях, а также закрепления специальных упражнений в программу входят подвижные игры, которые позволяют снимать у детей неуверенность и скованность в двигательных действиях.

Возраст обучающихся: программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 4 года

1 –ый год — 72 часов (2 часа в неделю)

2 –ой год — 72 часов (2 часа в неделю)

3 –ий год — 72 часов (2 часа в неделю)

4 –ый год обучения – 72 часа (2 часа в неделю).

Формы и режим занятий:

занятия проводится с одновозрастными группами детей 2 раза в неделю продолжительностью 45 минут в виде урока ( теория+ практика), урока- игры, урока- беседы, спортивно-массового мероприятия.

Ведущей формой организации обучения является групповая, но с учетом индивидуальных особенностей детей. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении программного материала может быть различной.

Для реализации данной программы необходимы:

— спортивный зал для проведения занятий

— спортивный инвентарь ( гимнастические коврики, гимнастические палки, мяч для фитбола, сенсорные коврики, «сухой» бассейн , мячи, скакалки и др.)

— музыкально- техническое оснащение ( музыкальный центр)

— спортивная форма и обувь для занятий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Контролем результативности программы являются функциональные исследования:

— измерение подвижности позвоночника

— оценка силовой выносливости мышц туловища

— измерения пульса относительно разных нагрузок

В целях просмотра динамики исследования проводятся три раза в год (в начале, середине и в конце учебного года).

Формы подведения итогов: игровой тест на знание теоретического и практического материала программы, викторины на знание основ ЗОЖ, соревнование.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Содержание

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности (ТБ)

1

1

0

2

Теоретические знания о ЗОЖ

7

6

1

3

Строевые упражнения

4

1

3

4

Общеразвивающие упр-я (ОРУ).

24

6

18

5

Комплекс упражнений ЛФК. Партерная гимнастика

18

6

12

6

Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря.

4

2

2

7

Дыхательная гимнастика

6

2

4

8

Гимнастика для глаз

5

2

3

9

Спортивно-массовые мероприятия

2

0

2

10

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итого:

72

26,5

45,5

К концу первого года обучающиеся

будут знать:

— основы знаний о ЗОЖ

— органы движения и их функциональные особенности

— основы личной гигиены

— основы знаний о предмете «физическая культура»

— технику выполнения основ общеразвивающих и лечебных упражнений физической культуры

— правила поведения при проведении урока физической культуры и технику безопасности.

будут уметь:

строиться и перестраиваться в шеренгу и колонну

— выполнять простейшие шаги, бег, прыжки

— выполнять упражнения для формирования правильной осанки

— выполнять простейшие упражнения дыхательной и зрительной гимнастики

пользоваться спортивным инвентарём

работать в коллективе и индивидуально

Учебно-тематический план

2 год обучения

Содержание

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности (ТБ)

1

1

0

2

Теоретические знания о ЗОЖ

7

6

1

3

Строевые упражнения

4

1

3

4

Общеразвивающие упражнения



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap