Программа Добрая дорога детства



Департамент образования г. Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

Государственное Образовательное Учреждение

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«ПОДДЕРЖКА»

ПРОГРАММАпо обучению ПДД и основам безопасного поведения

на улицах и дорогах

для детей старшего дошкольного возраста

«Добрая дорога детства»

Срок реализации: 18 занятий

Возраст: 6-7 лет

Составил: социальный педагог

Гоголева Н.В.

Программа добрая дорога детства

Москва 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«По улице, по городу не ходят просто так…»

Основание для разработки программы.

В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность ребенка, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их.

Дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильным и смелым перед товарищами заставляет ребёнка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, на сменяющийся сигнал светофора и т. д.).

На этапе дошкольного детства одна из наиболее  важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, педагогов, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример  взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

В настоящее время проблема детской дорожной безопасности стоит очень остро. Необходимо уяснить, что данный вопрос требует особого внимания, в соответствии со сложной и опасной ситуацией на дорогах. От несчастных случаев не застрахован никто, а тем более ребенок, который в силу своих психофизиологических особенностей не придает значения сложной дорожной ситуации.

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.

В том, что касается гибели дошкольников, в гораздо большей степени виноваты родители, которые сами не соблюдают правил безопасности на дорогах, так как в нашей стране традиционно не принято нахождение детей этого возраста вне дома без сопровождения взрослых. Обычно малыши гибнут либо вместе с родителями, либо на их глазах. Как правило, все родители знают простейшие правила дорожного движения, но зачастую не соблюдают их в силу печально известных особенностей русского менталитета.

В настоящее время, когда даже в небольших городах и крупных селах интенсивность движения возросла, увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом, в том числе и среди дошкольников. Ни для кого не секрет, что иногда дети оказываются на улице либо без старших членов семьи (в случае ненадлежащего за ними надзора в неблагополучных семьях), либо теряются из-за беспечности родителей. Потерявшийся в толчее, метро, транспорте, магазине ребенок, как правило, впадает в панику, беспорядочно мечется, пытаясь найти мать, и зачастую попадает под движущийся транспорт. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. И если он не приучен соблюдать правила дорожного движения, то такая самостоятельность может кончиться весьма печально. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

Предрасположенность дошкольников к несчастным случаям на дороге педагоги и психологи объясняют такими особенностями их психофизиологического развития, как:

неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

быстрое образование условных рефлексов и такое же быстрое их исчезновение;

преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

преобладание потребности в движении над инстинктом самосохранения;

непонимание понятий «смерть», «ранение», «опасность»;

недостаток знаний об источниках опасности;

неумение оценить свои возможности по преодолению опасных ситуаций.

Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность.

Работа по программе «Добрая дорога детства» ведется по следующим направлениям.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Работа с детьми

Практические занятия;

Организация сюжетно-ролевых игр и подвижных игр;

Экскурсии;

Наглядное моделирование и театрализация;

Упражнения;

Творческое рассказывание;

Продуктивная деятельность;

Викторины, развлечения;

Организация выставок детских работ;

Изготовление наглядных пособий и дидактического материала.

Работа с родителями (включенность родителей в реализацию программы)

Проведение родительских собраний по тематике ПДД.

Составление и распространение памяток ребенок и дорога.

Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера.

Совместные праздники, конкурсы.

Оформление информационного стенда;

Анкетирование;

Оформление уголка безопасности;

Совместная деятельность детей и родителей;

Помощь в подготовке к смотру-конкурсу.

Работа с педагогами.

Создание методической копилки инноваций педагогов; разработки мероприятий, тематических вечеров, праздников, памяток, контрольно-диагностических материалов.

Консультации для педагогов по проведению занятий по следующим темам: «Маршрут школа — дом»; «Дорожные знаки»; «Дорожная разметка»; «Сигналы светофора»; «Проезд перекрестков».

Обмен опытом.



Организационные принципы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: с 6-7 лет.

Сроки реализации программы: 18 ч.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин.

В процессе прохождения программы следует учитывать следующее:

важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);

обучение идет не только по  правилам дорожного движения,  но и по  правилам безопасного поведения транспортных средств);

педагоги не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми выходят к дороге, наблюдают за реальной дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года ( гололед  на дороге, слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д. )

занятия проводятся не только по графику и плану, а используют каждую возможность в процессе игр, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;

проводятся досуг, смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка, положительные результаты приносят проведение КВН

развивают такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;

используют все доступные формы работы с детьми: (рассказы, беседы, игры, диа – и видеофильмы, чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;

имеются уголки по ГИБДД, состоящие из макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т.д.) светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей,  регулировщиков);

настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики. Мозаики, атрибуты для  сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)

имеются информационные стенды для родителей « Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах» а так же  предоставлен опыт работы педагогов по данной теме;



в центре имеется специально отведенное доступное для всех детей место с настенными картинами, плакатами, сюжетными картинками, отражающими дорожные ситуации,  где дети могут получить, уточнить закрепить знания и представления поведения, необходимые  для безопасности на дорогах большого города;

Цели данной программы: обучение элементарным правилам поведения на дороге (в городе, на селе); развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

Задачи:

знакомство с историей правил дорожного движения;

развитие дорожной грамотности детей;

совершенствование навыков ориентировки на дороге;

формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой;

повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах;

усиления работы с родителями по привитию им навыков совместного с детьми соблюдения правил дорожного движения.

Основные принципы:

Принцип полноты. Содержание должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности. Работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами.

Принцип сезонности. Если в зимний период можно ограничиться методическими пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников. Второй путь — одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях образовательного учреждения и семьи. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на конкретные предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

Программа добрая дорога детства

Методы и приемы:

Наглядный метод:

экскурсии по центру;

наблюдения;

показ сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведение дидактических игр;

экскурсии по городу, целевые прогулки;

моделирование сказок.

Словесный метод:

чтение литературных произведений педагогом;

чтение стихотворений, сказок детьми, педагогом;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;

ответы на вопросы педагога, детей;

проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,дидактические, игры-драмматизации и др.);

сообщение дополнительного материала педагогом;

загадывание загадок;

рассматривание наглядного материала;

рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

разбор житейских ситуаций;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

чтение литературных произведений родителями.

Практический метод:

организация продуктивной деятельности;

проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

организация постановки пьес, сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины;

проведение экскурсий различной направленности;

организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников;

изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.

К концу года дети должны:

знать:

историю возникновения ПДД;

дорожные знаки;

сигналы светофора;

виды транспорта;

причины ДТП;

правила движения на велосипеде;

правила движения по дороге.

уметь:

ориентироваться в дорожных ситуациях;

оценивать свое поведение на дороге;

объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Тематическое планирование.

Тема программы

Количество часов

Темы занятий

1

«Путешествие в историю ПДД.»

2 ч

«Откуда появились ПДД». 

«Почему на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия».

2

«Дорога, что ты расскажешь о себе?»

5 ч

«Что значит слово «Дорога». Виды дорог».

«Движение пешеходов и автомобилей».

«Как правильно переходить дорогу».

«На загородной дороге».

Семейный турнир по безопасности дорожного движения «Я, моя семья и улица».

3

«В гости к Светофору Светофорычу».

3 ч

«Новое о светофорах и их сигналах».

«Сигналы, регулирующие дорожное движение».

Развлечение «Зеленый, желтый, красный»

4

«В стране дорожных знаков».

3 ч

«Знаки дорожного движения».

«Правила перехода. Особенности дорожного движения зимой».

КВН «Знатоки дорожных правил» (совместно с родителями).

5

«Транспорт – каким ты был раньше и сейчас?»

3 ч

«Виды транспорта».

«Пассажиры. Правила поведения в общественном транспорте»

Семейный турнир по правилам дорожного движения «Правила дорожные выполнять не сложно нам».

6

Итоговое занятие

2 ч

«Повторение изученного за год.

Турнир знатоков Правил Дорожного Движения

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГАМ»

Итого: 18 часов

Список литературы:

«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.

Е.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк. Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города, М. : «Центр Пропаганды», 2008 г. – 80с.

Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.

Дорожная азбука.- М., 1974.

Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.

Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.

Материалы газеты «Добрая дорога детства».

Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.

Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.

Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. –Казань, 1995.

«Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.

Энциклопедия «Все обо всем».

Энциклопедия «Что? Где? Когда?».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap