Программа для учащихся художественная гимнастика



Программы

для учащихся старшей школы.

Художественная гимнастика.

Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана для обеспечения элективными курсами оборонно-спортивного профиля старшей школы.

Цель курса- удовлетворить потребности ,интересы школьников ,а также гармоническое развитие личности, направленное на всестороннее совершенствование двигательных способностей ,укрепления здоровья.

Основные задачи курса:

-уточнить готовность и способность школьников осваивать выбранное направление на повышенном уровне;

-расширение и углубление знаний , умений и навыков, полученных на уроках физической культуры;

-разностороннее ,гармоническое развитие школьников;

-совершенствование их физических ,моральных, волевых качеств.

Курс «Художественная гимнастика « построен на принципах развивающего обучения.

Основное его содержание составляют упражнения для развития двигательных качеств и упражнений тренировочного характера, в то время как на уроках в школе используются упражнения ,прежде всего, общеобразовательной направленности . Материал для занятий курса более обширен . Это связно с тем ,что одна из задач курса-расширение и углубление знаний ,умений и навыков, полученных школьниками на уроках физической культуры .

Курс «Художественная гимнастика» ведётся только для девочек.

Формой проведения занятий является урок, состоящий из подготовительной (10-15% общего времени урока), основной (75-85% общего времени урока) и заключительной (5-10% общего времени урока) частей. Средства подготовительной части :строевые упражнения ,различные формы ходьбы и бега, несложные прыжки, упражнения на внимание и быстроту реакции, короткие танцевальные комбинации ;основной-общеразвивающие упражнения на силу ,растягивание и расслабление ,специальные упражнения ля формирования правильной осанки ,хореографические упражнения ,элементы упражнений с предметами ,акробатические упражнения ,учебные комбинации ; заключительной- различные формы ходьбы ,спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление ,плавные движения руками.

Заканчивается курс соревнованиями (форма отчетности).Это своеобразный экзамен для занимающихся и учителя. Они позволяют подвести итоги определённых этапов учебно-тренировочных занятий, выявить недостатки в подготовке занимающихся, проверить их индивидуальные качества.

Для регулярного контроля можно применять контрольные тесты по физической подготовке. Тест должен состоять из упражнений, позволяющих выявить как общий уровень физического развития, так и уровень специальной под готовки двигательного аппарата для выполнения элементов художественной гимнастики. Ниже приводится примерные контрольные упражнения, которые можно использовать для оценки гибкости, развития функции равновесия, ловкости, силы, быстроты у занимающихся.

Наименование

Описание тестов

Требования к выполнению

Гибкость

Гимнастический мост.

Измеряется расстояние от кистей до пяток ног (в см)

Равновесие

Из положения стоя на носке одной ноги, другая согнута вперед (носок касается колена опорной), руки вверх

Фиксируется удержание равновесия (в секундах)

Ловкость

Прыжок на двух ногах, вращая обруч в вертикальной плоскости перед телом хватом снизу, руки согнуты.

Фиксируется количество прыжков, выполненных за 15 секунд.

Сила

Из положения виса на гимнастической стенке поднимание ног до прямого угла

Фиксируется количество выполненных движений

Быстрота

Прыжки толчком двумя ногами через гимнастическую скамейку из положения стоя боком к скамейке

Фиксируется количество прыжков, выполненных за 10 секунд

Учебно-тематический план

п\п

Наименование темы

Количество

часов

I

Теоретические знания

4

II

Общая физическая подготовка

3

1

Строевые упражнения

1

2

Общеразвивающие упражнения

1

3

Упражнения из других видов спорта

1

III

Специальная физическая подготовка

12

1

Упражнения для развития гибкости

2

2

Упражнения ля развития скоростно-силовых качеств

2

3

Упражнения для развития выносливости

2

4

Упражнения для развития ловкости

2

5

Упражнения для развития равновесия

2

6

Хореографическая подготовка

1

7

Элементы народных и современных танцев

1

IV

Упражнения с предметами

15

1

Упражнения со скакалкой

3

2

Упражнения с обручем

3

3

Упражнения с мячом

3

4

Упражнения с булавами

3

5

Упражнения с лентой

3

Содержания программы

Раздел I.Теоретические знания(4 часа).

Учитель дает теоретический материал по данной теме:

-значение физической культуры и спорта, и особенности воздействия на организм упражнений художественной гимнастики(2 часа);

-сведения по гигиене, самоконтролю(1 час);

-судейство в художественной гимнастики (1 час).

Радел II. Общая физическая подготовка(3 часа).

Строевые упражнения (1 час):

-строевые команды, повороты, построение, виды передвижений, размыкания.

Общеразвивающие упражнения(1 час):

-упражнения без предметов (для рук и плечевого пояса, для мышц туловища и ног);

-упражнения с предметами (на гимнастической скамейке, стенке).

Упражнения с других видов спорта (1 час):

-легкоатлетические упражнения;

-спортивные игры(волейбол, баскетбол, ручной мяч, бадминтон);

-подвижные игры.

Раздел III. Специальная физическая подготовка (12 часов).

Упражнения для развития гибкости (2 часа):

-наклоны вперед, в сторону, назад, мосты, держание ноги ( растягивание с помощью партнера).

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств(2 часа):

— пружинный шаг, пружинный бег, приседания на двух и одной ноге с отягощением, прыжки с глубокого приседа, прыжки со скакалкой за минимальное время, с двойным вращением, выполнение «присядки», «ползунка», прыжки сгибая ноги вперед и назад.

Упражнения для развития выносливости (2 часа):

-прыжки на двух ногах со скакалкой, постепенно увеличивая время, чередование прыжков с одинарным вращением и двойным вращением скакалки ( количество повторений и интервалы отдыха устанавливается с учетом индивидуальных возможностей каждой школьницы).

Упражнения для развития ловкости (2 часа):

-простейшее жонглирование мячом, обручем, двумя мячами, жонглирование в парах, в группах, пробеганиепо одиночке, парами через вращающуюся длинную скакалку.

Упражнения ля развития равновесия (2 часа):

-ходьба на носках, стойка на носках на определенное время, различные виды равновесий, выпады, повороты переступанием с последующей фиксации стойки или равновесия, то же, на выполнение поворота с закрытыми глазами, кувырки вперед, назад, соединение кувырков с равновесием.

Хореографическая подготовка (1 час):

-упражнения у опоры ( позиция ног, приседания, выставление ноги, маховые движения, удержание ноги);

-упражнения на середине ( изучение позиции рук, переводы рук из одной позиции в другую).

Элементы народных и современных танцев (1 час):

-шаги галопа, переменной, приставной, польки, вальса.

Раздел IV. Упражнения с предметами (15 часов).

Упражнения со скакалкой ( 3 часа):

-махи и круги скакалкой;

-прыжки;

-переводы скакалки;

-броски скакалки.

Составить комбинацию из изученных упражнений и совершенствовать ее.

Упражнения с обручем (3 часа):

-хваты;

-повороты;

-вращения;

-броски;

-прыжки;

-маховые движения;

-перекаты.

Составить комбинацию из изученных изученных упражнений и совершенствовать ее.

Упражнения с мячом (3 часа):

-способы удержания мяча;

-броски и ловля;

-отбивы мяча;

-перекаты мяча;

-выкруты мяча;

Составить комбинацию из изученных изученных упражнений и совершенствовать ее.

Упражнения с булавами ( 3 часа):

-способы удержания булав;

-вращения;

-броски;

-перекаты;

-мах и круги;

-мельницы;

-жонглирование.

Составить комбинацию из изученных изученных упражнений и совершенствовать ее.

Упражнения с лентой (3 часа):

-махи;

-круги;

-змейки;

-спирали;

-восьмерки.

Составить комбинацию из изученных изученных упражнений и совершенствовать ее.

Литература

Бирюк Е.В. Художественная гимнастика. – Киев,1984.

Боброва Г.А. художественная гимнастика в спортивных школах. – М.,1974.

Варакина Т.Т., Кудряшова Л.Н., Маркова Т.П. Упражнения с предметами. – М.,1973

Правила судейства соревнований по художественной гимнастике (последнее издание).

Ротерс Т.Т Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учебные пособия для учащихся пед. училищ. – М.,1989.

Сивакова Д. Уроки художественной гимнастики. – М., 1968.

Художественная гимнастика. /Под ред. Л.П. Орлова. – М., 1973

Художественная гимнастика: Учебник для институтов физической культуры. /Под ред. Т.С. Лисицкий. – М., 1982.



sitemap
sitemap