Программа для патриотического воспитания младших школьников Патриот



ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»

Программа «Патриот»

Тип деятельности: гражданско-патриотический

Направление деятельности: духовно-нравственное

Вид деятельности: краеведческий

Возраст: 6,5-11 лет

Разработала: Ярулина З.С.,учитель начальных классов МБОУ «Ямашурминская СОШ»

Высокогорского муниципального района РТ

Научный руководитель: Абзалова Д.Г., кандидат педагогических наук, ведущий

сотрудник лаборатории дошкольного и начального общего образования

Казань 2013 год

Программа«Патриот»

на 2013 — 2015 годы

Паспорт программы

Содержание разделов программы

1. Название программы

Программа муниципального общеобразовательного учреждения  «Ямашурминская средняя общеобразовательная школа » Высокогорского района Республики Татарстан

«Патриот» на 2013 — 2015 годы.

2. Сроки реализации

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Задачи:

изучить нормативную базу, подзаконные акты.

разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.

проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап:  практический

Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию

Задачи:

отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию;

расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей  и культуры, спортивных школ района;

проводить мониторинг реализации программы;

принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы;

Задачи:

обобщить результаты работы учреждения;

провести коррекцию затруднений в реализации программы;

спланировать работу на следующий период.  

3. Основание для создания программы

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 г»

Декларация прав ребёнка

Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание молодёжи РТ» на 2011-2013 г.

Закон РФ «Об образовании»;

Конвенция о правах ребенка;

Конституция РФ;

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

Письмо  Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230  «Об организации работы  в образовательных учреждениях  по изучению и использованию государственных символов России».

4. Содержание программы

Паспорт программы

Пояснительная записка

Целевой блок

Принципы программы

Направления программы

Механизм реализации программы

Диагностика эффективности содержания деятельности

Оценка эффективности реализации программы. Прогнозирующий результат

Список литературы

5. Заказчик программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ямашурминская СОШ»

Родители учащихся МБОУ «Ямашурминская СОШ»

6. Аннотация программы

Программа  «Патриот» на 2013 — 2015 годы  составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа  рассчитана на учащихся  младшего школьного возраста.

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

   Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

       В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.   

7. Предполагаемый результат

Результаты первого уровня— приобретение обучающимися социально значимых знаний — узнавание мира:

– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан; 

– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;

– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;

      — начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

      — о нормах и традициях человека как гражданина и патриота;

Результаты второго уровня— развитие отношения к базовым ценностям общества, к социальной реальности в целом — отношение к миру.

– отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеждений, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности;  

    – проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам 

     истории и культуры, религии разных народов России и мира;

Результаты третьего уровня— получение обучающимся опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия — социальное закаливание, опыт жизни вне школы.

– участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса (самоуправление);

– препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;

– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;

– умение вести корректный, доброжелательный  разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;

– добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);

– самостоятельное  и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.

2. Пояснительная записка

Программа « Патриот» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015г.».

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном общеобразовательном  учреждении «ЯмашурминскаяСОШ»,направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания детей на сегодняшний день очевидна.

Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического  и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край,  способные защищать Отчизну.

Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей ) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

Поэтому  патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

3. Целевой блок

Цель программы:

создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Задачи программы:

формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  родины;

физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни

методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания

активизировать работу педагогического коллектива по патриотическому воспитанию

воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях

4. Принципы:

системно — организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по гражданско-патриотическому воспитанию школьников;

адресный подход;  предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;

подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость  и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных  на национальные интересы России;

универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества

учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, деревне улице, школе.

5.Направления программы

Программа составлена на 3 года(34 часа в год) и имеет 4 направления:

1 направление. «Я и моя семья»

Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседыродительские собрания, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

2 направление. «Я и моя деревня »

Цель: воспитание у учащихся любви к родной  деревне  как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родной деревни;

2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин Татарстана»;

3. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного края.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники к Дням воинской славы,  устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3 направление. « Я и мой Татарстан»

Цель: осознание учащимися ценности причастности к судьбе Татарстана, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;

3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

4 направлениеЯ – гражданин России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

Участие в тематических конкурсах, выставках.

Активное сотрудничество с общественными организациями.

6.Механизм реализации программы

Система программных мероприятий

  Совершенствование нормативной правовой базы:

разработка и реализация плана мероприятий по программе «Патриот»;

разработка положений о смотрах и конкурсах.

Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:

        изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы. 

Педагогические технологии:

Проектно – исследовательская деятельность

Коллективно — творческое дело

Деятельностный подход в воспитании

Педагогика сотрудничества



Технология проблемного обучения

ИКТ

Формы взаимодействия   педагогов и учащихся   в рамках программы

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

Беседы, лекции,  «круглые столы», конференции

Экскурсии по святым местам родного края, походы

 ученик

педагог

Уроки мужества, Вахта памяти

Научно-исследовательская и проектная

деятельность

  Праздники песни и строя, фестивали патриотической песни

Классные  часы  и другие школьные  мероприятия  гражданско-патриотической  направленности

Формы взаимодействия   педагогов школы    в рамках программы

Участие  в работе МО классных руководителей

Круглые столы  

педагог

педагог

Открытые мероприятия

Семинары  

Конкурсы методических разработок

Экскурсии по святым местам родного края

Совершенствование процесса гражданско патриотического воспитания

Системой мер по совершенствованию гражданско-патриотического воспитания предусматривается:

продолжение и расширение работы по гражданско-патриотическому воспитанию на всех уровнях;

определение приоритетных направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

совершенствование содержания гражданско-патриотического воспитания;

развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;

воспитание гордости за Российское государство, родной край;

увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;

повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;

Основные направления программы

Я и моя семья



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap