Программа Дети Група риска_36222



Анкета-заявка участника муниципального методического конкурса

образовательных учреждений Буйского района

1. Ф.И.О.: Смирнова Ирина Анатольевна

2. Дата рождения: 9 апреля 1964 г .

3. Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гавриловская средняя общеобразовательная школа Буйского муниципального района Костромской области.

Полный адрес: 157046, Костромская область, Буйский район, д. Большой Дор, ул. Центральная, д.2.

4. Должность: Учитель начальных классов .

5. Педагогический стаж: 25 лет 6 мес.

6. Преподаваемый предмет: Русский язык, математика, музыка, технология.

7. Целевая аудитория: 3 класс.

8. Номинация: Авторские образовательные программы — программа воспитательной деятельности классного руководителя.

9. Тема работы: Программа «Дети: «Группа риска»

10. Домашний адрес автора: 157048, Костромская область, Буйский район, п/о Каплино, д. Куребрино , ул. Новая, д.7 Тел.: (849435) 33 — 4 — 44, моб.8 920 643 92 12

e-mail: [email protected]

11. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения: Фомичев Владимир Сергеевич.

12. Адрес образовательного учреждения: 157046, Костромская область, Буйский район, д. Большой Дор, ул Центральная, д.2

Тел.: (849435)33-3-19.

е-mail: [email protected]

13. Подпись автора: И.А. Смирнова.

11марта 2013 г. М.П.

Гавриловская средняя школа

Согласовано:

Согласовано:

Утверждено:

Управляющий Совет________________

Зам. директора по ВР

________ И.А.Смирнова

Директор

_________Фомичев В.С.

«___»_________20__ г.

«___»_______20__ г.

Приказ №__от ____2013 г.

ПРОГРАММА
«ДЕТИ: «ГРУППА РИСКА»

Составила:

Смирнова Ирина Анатольевна,

классный руководитель 3 класса

2013 г.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Паспорт программы

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Основные исполнители

Сроки реализации программы

Ожидаемые конечные результаты.

Характеристика проблемных семей и работа с ними

Роль классного руководителя в работе с детьми «Группы риска»

Основные направления работы школы с детьми «группы риска»

Поэтапная реализации программы

План мероприятий с детьми «Группы риска» и их семьями

Ресурсы

Литература, использованная при написании программы.

Приложения

Родительское собрание «Причины и последствия детской агрессии».

Классный час « Агрессия».

Классный час «Разрешение конфликтов».

Классный час «Как я разрешаю конфликт».

Классный час «Дружный класс».

Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова)

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

Примеры игр, используемых при работе с детьми «Группы риска», в группах.

Дневник индивидуальной работы с детьми «Группы риска»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

Программа воспитательной работы «Дети: «Группа риска».

Заказчик программы:

Заместитель директора по воспитательной работе, родители учащихся класса, учащиеся класса.

Основной разработчик программы:

Классный руководитель.

Основания для разработки программы:

Закон РФ «Об образовании»

Концепция Модернизации Российского образования

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

Постановление администрации Костромской области «О программе по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактике правонарушений несовершеннолетних в Костромской области в 2010-2012 годах № 187-а от 07.06.2010»

Устав школы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей,

Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания в семье.

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие «трудный» ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой «группе риска».

Учащихся, у которых имеются те или иные риски возникновения отклонений, относят к группе риска.

Традиционно к группе риска относят:

детей из неблагополучных семей;

детей с отклоняющимся поведением, в том числе педагогически запущенных;

учащихся с проблемами в обучении и развитии;

детей с хроническими заболеваниями, инвалидов.

Некоторые исследователи (С.В.Титова, Т. М. Гармс, Н.М.Василенко, Е.Ю. Фисенко и др.) к группе риска относят также одаренных детей.

В моём классе некоторых детей можно отнести к «Группе риска», поэтому возникла необходимость изучения особенностей поведения детей этой группы, чтобы найти всевозможные пути подхода к ним с целью оказания помощи в различных жизненных ситуациях.

Считаю: для того чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу необходимо выстроить целую воспитательную систему.

2.2.ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Основная идея программы заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.

В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическая поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и т.д. Если не соблюдаются данные условия, у ребенка могут возникнуть различные проблемы в обучении и поведении, которые впоследствии могут перейти в девиации.

Реализация программы предполагает

интеграцию усилий классного руководителя с учителями-предметниками, воспитателем школы полного дня, руководителями кружков, социального педагога для их тесного контакта с семьей и сверстниками детей « группы риска».

снижение количества педагогически запущенных детей и детей из неблагополучных семей.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

привлечение детей «Группы риска» к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у них положительных качеств, возможностей и способностей, профилактика правонарушений.

Задачи:

использовать все имеющиеся возможности школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к детям «группы риска»;

формировать мотивы положительной социализации личности, повышения самооценки,

проводить профилактику правонарушений среди обучающихся;

оказывать индивидуальную помощь детям, попавшим в трудную для них жизненную ситуацию;

осуществлять патриотическое и духовно-нравственное, интеллектуальное и творческое развитие детей «Группы риска»;

включить детей «Группы риска» в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом;

формировать у таких детей объективную самооценку;

способствовать нормализации и регуляции взаимоотношений воспитателей и воспитуемых;

адаптировать детей «Группы риска» в обществе в целом;

снять ребенка с внутришкольного учета как конечная задача.

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ:

Классный руководитель

Педагогический коллектив

Социальный педагог

Совет по профилактике.

Совет ученического самоуправления

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2012-2015гг.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

снижение уровня безнадзорности детей;

укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся;

повышение социальной активности и заинтересованности учащихся;

формирование мотивов положительной социализации личности, повышения самооценки, адаптация в обществе в целом;

уменьшение правонарушений среди обучающихся;

нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых;

формирование у детей «группы риска» объективной самооценки;

положительное поведение в школе и социуме;

снятие ребенка с внутришкольного учета (если состоит).

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ И РАБОТА С НИМИ

Типы проблемных семей

Описание

Мероприятия

Семьи, в которых «трудные» родители.

Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность

В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей

Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

Пробудить интерес к самообразованию.

Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях .

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью

Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.

Изменить жизненную ориентацию родителей.

Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.

Детей в таких семьях часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

В младшем школьном возрасте проявляются последствия неправильного семейного воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе и обратить внимание на их деятельность, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Классный руководитель должен:

изучить интересы, склонности детей;

научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;

создавать «ситуацию успеха» для таких учащихся;

вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);

обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;

учить уважать товарищей и взрослых;

развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки;

формировать положительную «Я — концепцию «у детей;

вести работу по профилактике появления вредных привычек у детей;

оказывать педагогическую помощь родителям детей «Группы риска».

вести деятельность, направленную на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

Основными направлениями работы с учащимися «группы риска» являются:

Изучение проблемных детей.

Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.

Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе.

Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);

установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;

изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;

установить, входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;

ознакомиться с положением ребенка в семье;

изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;

выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

Для облегчения работы предлагается составить индивидуальную диагностическую карту на детей «группы риска» или завести Дневник индивидуальной работы (см. Приложение 9).

Для этого понадобится:

собрать данные с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;

провести анкетирование с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;

установить характер педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;

определить отношение к окружающим, к себе, к своей семье;

изучить познавательные интересы, способности и профессиональные намерения.

Используются следующие методики диагностики:

Диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки;

Диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;

Определение уровня самооценки Дембо-Рубинштейн;

Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация т. А. Немчинова).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap