Программа деятельности научного общества учащихся



Программа деятельности научного общества учащихся

МАОУ «СОШ № 16» г. Губкина Белгородской области

Пояснительная записка

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.МАОУ «СОШ № 16», как часть социальной среды, создает определенные условия для развития и стимулирования способностей и одаренности учеников. Педагоги школы внедряют программы дополнительного и профильного образования, включают в свою деятельность индивидуальный и дифференцированный подходы.Одной из наиболее массовых и популярных сегодня форм работы с учащимися является привлечение их к учебно-исследовательской деятельности. Это довольно емкое понятие, включающее в себя такие элементы, как специализация (профильное обучение), дополнительное образование.МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» представляет учащимся, склонным к интенсивному интеллектуальному труду, способным и одаренным учащимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, способствует овладению навыками исследовательской работы.В школе осуществляется общеобразовательная подготовка по всем предметам, углубленное изучение русского языка, классы информационно – технологического профиля. Главная задача школы состоит в создании условий для разностороннего развития творческого потенциала учащихся.Учет вышеуказанных особенностей школы находит отражение в образовательной программе, структурной частью которой является программа НОУ.Цель программы повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности. Программа составлена на основе Программы развития МАОУ «СОШ № 16», комплексно-целевой программы «Одаренные дети» Губкинской муниципальной комплексной программы. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. 1. Педагогическое проблемное поле программы, приоритеты и принципы.Школа призвана выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой личности, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществить осознанный выбор и в дальнейшим освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ «Об образовании», ст. 9).Все это определило основные задачи и направления деятельности НОУ: — формирование школьного научного сообщества со своими традициями; — раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности; — содействие профессиональному самоопределению учащихся; — углубленная подготовка общества к самостоятельной исследовательской работе; — создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями; — проведение исследований, имеющих практическое значение; — разработка и реализация исследовательских проектов; — пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.Деятельность НОУ по реализации поставленных задач осуществляется на основе следующих принципов: — принцип вариативности и гибкости, предполагающий способность быстро откликаться на изменения среды, на новые потребности, предугадывать их; — принцип непрерывности, указывающий на необходимость преемственности с другими образовательными уровнями; — принцип синтеза в образовательном процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности на основе деятельности предметно-творческой, позволяющий определить место разнообразных видов исследовательской деятельности в процессе совершенствования и самосовершенствования человека; -принцип регионализации, обеспечивающий последовательную ориентацию на региональную политику в области образования, учет особенностей региона при организации деятельности; — принцип открытости, направленной на организацию взаимодействия всех субъектов образовательного пространства; — принцип экологичности, указывающий, что деятельность и полученные результаты не должны противоречить нормам права, этики, общечеловеческим ценностям, не должны быть направлены на дестабилизацию, ухудшение качества жизни детей;

— принцип индивидуализированного подхода, который позволит сочетать потребности государства с потребностями личности, откроет перспективу реальной корректировки образования каждого отдельно взятого учащегося в соответствии с его социальными претензиями и реальными способностями.

2. Основные направления развития НОУ.

Содержание и организация работы научного общества учащихся

Программа рассчитана на детей 5-11 классов и включает три этапа. Первый этап — формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам. Второй, развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным. Третий, собственно исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов.

Формы работы:

Обучение кандидатов и членов НОУ основам научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Организация и проведение отдельных исследовательских работ.

Разработка и реализация внутрисекционных, межсекционных, общешкольных, межшкольных научно-исследовательских проектов.

Создание спецкурсов, системы творческих заданий, спроектированных для различных возрастных групп учащихся.

Организация выставок, проведение научных семинаров и конференций.

Создание временных научно-исследовательских коллективов для решения конкретных исследовательских задач.

Издание сборников, организация стенной печати, публикация статей.

Изготовление пособий, наглядного, компьютерного учебного материала, видеопособий, приборов и т.д.

9. Проведение обзоров научно-популярной литературы.

Перечень мероприятий:

№п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнители

2.1.

Диагностика и мониторинг познавательных, творческих возможностей и способностей обучающихся

в течение всего периода

школьный психолог

2.2.

Разработка и корректировка плана работы, согласование с другими образовательными направлениями в рамках преемственности.

2007 -2008 учебный год

зам. директора по НМР, руководитель НОУ

2.3.

Разработка механизма оценки качества образования членов НОУ.

сентябрь – ноябрь 2007 года

руководитель НОУ

2.4.

Участие в работе МО города и области.

в течение всего периода

зам директора по НМР, руководитель НОУ

2.5.

Разработка модели Кодекса чести члена НОУ

ноябрь 2007 года

руководитель НОУ, совет НОУ

2.6.

Участие в городских, областных, научно-практических конференциях преподавателей и учащихся

в течение всего периода

руководитель НОУ

7

Участие в работе МО города и области

в течение всего периода

зам директора по НМР, руководитель НОУ

8

Проведение научно-методических семинаров для педагогов.

2007-2012 учебный год

зам директора по НМР, руководитель НОУ

9

Организация работы психолого- педагогического семинара-практикума (согласно решаемым проблемам)

в течение всего периода

зам. директора по НМР, руководитель НОУ

10

Организация опытно-экспериментальной работы

в течение всего периода

руководитель НОУ

11

Проведение смотров, конкурсов, направленных на выявление одаренных учащихся в определенной области знаний.

в течение всего периода

руководитель НОУ

3. Нормативно-правовая обеспеченность НОУ.

Задача: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность научного общества учащихся в системе учебно-воспитательной работы учреждения.

Основные направления:

— формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности НОУ;

-разработка нормативных документов, определяющих функционал сотрудников в данном направлении деятельности образовательного учреждения.

Перечень мероприятий:

№п/п

мероприятия

сроки реализации

исполнители

3.1.

Совершенствование Положения о НОУ

2007-2008 учебный год

руководитель НОУ

3.2.

Формирование нормативно-правовой базы:

— Положение о Совете НОУ;

— Положение о школьной научно-практической конференции;

— Положение о проведении Дней науки.

2007-2008 учебный год

зам. директора по УВР,

руководитель НОУ

3.3.

Разработка должностных обязанностей руководителя НОУ

2007-2008 учебный год

зам. директора по УВР,

руководитель НОУ

3.4.

Мониторинг выполнения должностных обязанностей руководителя НОУ

2008- 2009 учебный год

зам. директора по УВР,

руководитель НОУ

3.5.

Создание сборника нормативных документов, регламентирующих деятельность НОУ

2010-2011 учебный год

зам. директора по УВР,

руководитель НОУ

4. Управление школьным НОУ.

Задача: создание оптимальной управляющей системы на основе принципов единоначалия и коллегиальности в управлении и рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности.

Основные направления:

— развитие механизмов самоуправления школьным НОУ;

— взаимодействие с образовательным учреждением (школой) на основе взаимосвязанных программ деятельности;

Перечень мероприятий:

№п/п

мероприятия

сроки реализации

исполнители

4.1.

Анализ структуры системы управления НОУ, определение эффективной модели управления.

2007-2008 учебный год

зам. директора по НМР,

руководитель НОУ

4.2.

Создание Совета НОУ

2007-2008 учебный год

руководитель НОУ

4.3.

Развитие различных форм самоуправления в НОУ

2008- 2009 учебный год

руководитель НОУ

4.4.

Организационно-методическое обеспечение деятельности Совета НОУ

в течение всего периода

зам. директора по НМР, руководитель НОУ

4.5.

Компьютеризация учебного процесса, управления, контроля.

в течение всего периода

руководитель НОУ

4.6.

Изучение положительного опыта управления в НОУ образовательных учреждений.

в течение всего периода

зам. директора по НМР, руководитель НОУ

5. Научное сопровождение деятельности НОУ

Задача: создание условий для развития исследовательских умений и навыков членов НОУ.

Основные направления:

— установление контактов с профессорско-преподавательским составом вузов;

— организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности учащихся;

— участие в научно-практических конференциях, выставках научного творчества.

Перечень мероприятий:

№ п.п

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнители

5.1.

Участие в научно-практических конференциях разного уровня (городских, областных, всероссийских)

в течение всего периода

руководитель НОУ

5.2.

Проведение специальных семинаров по основам организации и проведения научного исследования.

в течение всего периода

зам. директора по НМР, руководитель НОУ

6. Создание развивающей образовательной среды

Задача: создание образовательной среды, обеспечивающей эффективный личностный рост членов НОУ, их совершенствование в учебно-воспитательной деятельности.

Основные направления:

— отбор содержания предметно-деятельной сферы секций НОУ, сферы личностного роста членов секций;

— проектирование и организация индивидуальной работы с учащимися на основе диагностических данных об их интересах, склонностях, физиологических и психофизиологических особенностях;

— разработка индивидуальных коррекционных программ, позволяющих при необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие изменения в организацию образовательной среды.

Перечень мероприятий:

№ п\п

Мероприятия

сроки реализации

ответственные

6.1.

Изучение физиологических и психофизиологических особенностей, интересов, склонностей, возможностей учащихся.

в течение всего периода

психолог, руководитель НОУ

6.2.

Проектирование образовательной развивающей среды в соответствии с целью, задачами, основными направлениями деятельности НОУ, особенностями учащихся.

2007-2008 учебный год

руководитель НОУ

6.3.

Создание образовательной развивающей среды

2007- 2012 учебные годы

руководитель НОУ

6.4.

Мониторинг эффективности образовательной среды

с 2008 г. в течении всего периода

руководитель НОУ

7. Взаимодействие с семьей. Социальное партнерство. Задача: расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в целях развития личности обучающихся.

Основные направления:

развитие материально-технической базы НОУ;

— обеспечение научного руководства деятельностью секции;

— оценка деятельности руководителя НОУ;

— организация образовательного процесса НОУ;

— организация досуга детей;

— изучение и распространения педагогического опыта.

Перечень мероприятий:

№ п\п

Мероприятия

сроки реализации

ответственные



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap