Проектная технология как форма реализации практико-ориентированного подхода в образов



ГБОУ СО СПО

«Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова»

Проектная технология как форма реализации

практико-ориентированного подхода в образовании

авторы проекта:

Аристова Виктория 4н2,

Убакаева Марина 4н2,

Калашникова Полина 3н3,

Черныш Татьяна 3н3,

Руководители проекта:

Кучер С.И,

Чубарых Т.Е.,

Короткова С. Л.,

Молодцова Т. А.

Вольск 2013

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА………………………………………3

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА………………………………………………………11

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………17

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………18

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………19

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………20

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема и информационное содержание учебного проекта связаны с изучением основных проблем формирования коммуникативных, культуроведческих, этнокультурных компетенций в условиях начального обучения во внеурочной деятельности, а также с внедрением практико-ориентированного подхода в обучении.

Эпиграф проекта: «Культура отражает совокупный духовный опыт человечества. Она — уникальный способ освоения окружающего мира» А.Арнольдов.[1]

Цели образовательные и воспитательные:

Формирование общих и профессиональных компетенций посредством интегрирования знаний по различным дисциплинам;

Формирование навыков научно – исследовательской работы, активной гражданской позиции;

Реализация технологии проектного обучения в практической деятельности студентов;

Соблюдение преемственности разных видов урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов.

Задачи учебно – педагогические:

Изучение, сбор, анализ и систематизация информации по изучаемой проблеме;

Самостоятельное планирование своих действий, анализ и выбор вариантов проекта;

Апробация проектной технологии во внеклассной деятельности.

Формирование компетенций:

Компетенция в сфере самостоятельной деятельности;

Формирования культуроведческой, коммуникативной компетенций, способности применять знания в практической деятельности, приобретение социального и ценностного (творческого) опыта;

Формирование информационной компетенции, способности работать в команде.

Методы реализации:

Практический;

Информационно – развивающий;

Проблемный;

Поисковый;

Исследовательский.

Возраст учащихся: студенты 3 и 4 курсов.

Разработка проекта: январь 2013 по сентябрь 2013.

Режим работы: внеурочный, консультационный, внеаудиторный.

Материально – техническое и учебно – методические оснащение: компьютор с доступом в Интернет, сканер, учебная и методическая литература, фотоаппарат, видеокамера, конспекты занятий.

Знания, умения и общеучебные навыки, необходимые студентам для самостоятельной работы: умение анализировать имеющийся материал, умение демонстрировать знания основ дисциплин, входящих в МДК (методики русского языка, музыки, изобразительного искуства), умение определять цели и задачи деятельности, выделять ее этапы, выполнять интегрированные творческие задания, умение создавать предметно-развивающую среду, умение демонстрировать публично результаты социально-творческого партнерства.

Мотивация к познанию: овладение новыми формами познания, коммуникации, приобретение и демонстрация общих и профессиональных компетенций, творческо-педагогическая самореализация.

Предлагаемые продукты и приращения проекта:

Презентация проекта

Портфолио

Видеозапись внеклассного занятия

Работы учащихся

Дальнейшее использование внеклассного занятия среди учащихся начальных классов с целью формирования у них межкультурной компетенции, интерпретация результатов проекта в курсовых и дипломных проектах.

Характеристика учебного проекта:

Доминирующий вид деятельности: практико – ориентированный исследовательский, творческий;

Предметно – содержательная область: межпредметный (русский язык и методика преподавания, музыка, изобразительное искусство);

Характер координации проекта: непосредственный (гибкий);

Количество участников: 4 человека;

Продолжительность: долгосрочный (январь 2013 – сентябрь 2013).

Актуальность: Определяется потребностями современного общества, нуждающегося в педагогах, владеющих общими и профессиональными компетенциями, модернизацией современного образования, применением в начальной школе метода проектирования в условиях практико-ориентированного образования.

Цель: Формировать умение интегрировать знания по школьным дисциплинам в рамках проекта.

Задача: Развивать профессиональные качества – исследовательские навыки, проектные умения, творческую активность.

Краткая аннотация проекта: В данном проекте рассматриваются возможности внедрения практико-ориентированного подхода в образовании, самостоятельной разработки и проведения внеклассного занятия в начальной школе. В основе проекта лежит идея интеграции предметов начального общего образования с целью формирования у ребят универсальных учебных действий (УУД).

Основополагающий вопрос: Возможно ли формирование опыта самосознания, культурно-исторической памяти, этнокультурной самоидентификации в рамках проектной деятельности на основе поликультурного подхода?

Проблемные вопросы:

Современный период развития образования характеризуется особым интересом к культуроносной (кумулятивной) функции языка, к языку как средству приобщения к национальной культуре, что в свою очередь способствует формированию культуроведческой компетенции обучающихся. Национально-культурный уровень владения языком предполагает знание устного народного творчества, обрядов, традиций, явлений быта нашего прошлого. Материалом для формирования культуроведческой компетенции, таким образом, являются произведения фольклора.

Однако следует отметить, что учебные программы все меньше внимания уделяют мифологии. Это отрицательно влияет на духовно-нравственное формирование детей, приводит к обеднению и упрощению словарного запаса обучающихся.

В мифах заключена мудрость, накопленная народом, сохранена архаическая картина мира, отражающая макрокосмическое мировоззрение российского человека.

Мифология представляет собой своеобразную форму мировоззрения на ранних этапах истории человечества. Н.И.Кравцов отмечает, что «люди далеко не сразу задумались над основными вопросами мироздания: как возник мир? как произошел человек? как действуют силы природы? Решение этих вопросов приводило представление человека в систему, чем и отличается мифология. Можно сказать, что мифы в какой-то степени регламентировали все стороны жизни человека». [5]

Человек, бессильный понять явления природы, объяснял их путём одушевления. Мифы как жанр самого раннего вида искусства следует как можно шире использовать на этапе, когда процесс становления личности ребенка особенно активен (начальные классы), поскольку они отражают этические и эстетические идеалы поведения человека, выступают средством воспитания.

Учебные вопросы:

Изучить возможности использования мифов во внеучебной деятельности.

Возможности интеграции предметов гуманитарных дисциплин.

Разработать и провести внеклассное занятие на основе мифов.

Этапы проекта:

№ п./п.

Этапы

Содержание

Сроки

1

Предварительный

Погружение в проект:

Определение проблемного поля

Цели проекта

Определение участков проекта

Определение конечного результата

Январь 2013

2

Организационный

Определение направления проекта

Подбор информационного материала

Разработка технологии проекта (принципов, форм, методов реализации)

Февраль 2013

3

Поисково-исследовательский

Анализ информационного материала

Планирование проектной деятельности

Анализ вариантов выполнения проекта

Выбор варианта выполнения проекта

Март – сентябрь 2013

4

Оценочно — результативный

Анализ результатов выполнения проекта

Рефлексия

Оформление портфолио, презентации, видеозапись занятия

Конспект внеклассного занятия

Методические рекомендации

сентябрь 2013

Проект реализовывался поэтапно.

На предварительном этапе происходило погружение в проект: определение проблемного поля, целей, участников проекта, а также конечного результата.

Участники проекта обсуждали последовательность выполнения проекта.

На втором этапе (организационном) определялись направления проектной деятельности, подбирался информационный материал, разрабатывалась технология проекта, принципов и методов реализации.

На третьем этапе (поисково-исследовательском) анализировался информационный материал, планировалась проектная деятельность, анализировались и выбирались возможные варианты проекта.

На четвертом (оценочно-результативном) этапе проводился анализ результатов выполнения проекта, рефлексия, самоанализ, оформлялась презентация, создавалась видеозапись.

В разработке принимали участие студенты группы 4Н2, 3Н3:

Аристова Виктория 4Н2, Убакаева Марина 4Н2, Калашникова Полина3Н3, Черныш Татьяна 3Н3,

Перспективу развития данного проекта мы видим в том, что:

Проект может иметь практическое применение и использоваться в практической деятельности студентов и учителей начальных классов;

Проект может стать средством дальнейшего творческого саморазвития личности студента;

Результаты проекта могут быть интерпретированы в курсовой работе и выпускной квалификационной.

О значимости проекта для получения профессиональных навыков можно судить по отзывам студентов и учителей начальных классов.

В данном внеклассном занятии студенты Вольского педагогического колледжа показали готовность к теоретической и практико-ориентированной деятельности в области преподавания в начальных классах.

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия общественного развития требуют от специалиста умения реализовывать компетентностный подход в обучении младших школьников. Методологические основы данного подхода в отечественной педагогике разработаны исследователями А.А.Вербицким, И.А.Зимней, А.В.Хуторским. Мы разделяем точку зрения А.В.Хуторского, трактующего компетентность как «совокупность личностных качеств ученика: ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом его деятельности в определенной социальной и личностно значимой сфере». Согласно требованиям ФГОС, основная задача обучения младших школьников заключается в овладении системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. С этой целью учителю необходимо использовать деятельностные формы и методы работы, среди которых особое место занимает проектная деятельность. Её применение в образовательном процессе позволяет студентам и школьникам не только получать информацию, передавать и использовать её для совершенствования умений, навыков, но и интегрировать уже имеющиеся знания по различным предметам обучения, получая при этом практический опыт своей будущей профессиональной деятельности.

В данном исследовании мы поделимся некоторым опытом в этой области. Так, при подготовке внеклассных занятий для младших школьников могут интегрироваться различные междисциплинарные курсы. Удачным и методически обоснованным является, на наш взгляд, объединение курсов методики преподавания русского языка, истории. Поскольку федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение «духовно- нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества», мы считаем, что решение поставленных задач невозможно без знания детьми одной из самых ранних форм культуры — мифологии, включающей в себя мифы, сказки, которые отражали духовно-психологическую жизнь людей древнего общества. [8; с.5] Исследователь Е.М.Малышева подчеркивает, что «древний человек осмысливал мир через миф, поэтому его мышление носило мифологический характер.» [6] Мифология (от греч. mythos-предание, сказание) как отрасль культуры есть целостное представление о мире, передаваемое преимущественно в форме устных повествований. Миф отражал интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы.»

Данный проект позволил развить познавательные способности обучаемых, самостоятельно сформировать необходимые педагогические умения, а также апробировать их на практике. Отметим, что в этой связи значимость учебно — теоретического материала для самих студентов возрастает, а использование соответствующих научных методов творческой деятельности позволяет приобрести необходимый профессиональный опыт.

В основе внеклассного занятия лежит организация деятельности учащихся 4 класса МОУ школы №10 г. Вольск в форме проектной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Внеурочная деятельность младших школьников в условиях ФГОС направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Объединение разных видов внеклассной работы, как известно, предполагает достижение трех уровней результатов:

-социальный опыт,

-ценностный опыт,

-коллективный опыт.

Не умаляя значения первого и третьего видов, остановимся подробнее на содержании второго. Исследователь В.Н.Банников определяет ценностный (творческий) опыт как опыт самосознания, культурно-исторической памяти и патриотических убеждений, этнокультурной самоиндентификации в творческом ряду ценностей: человек – природа – дом – отечество – труд – творчество. Каждому уровню внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма и виды деятельности, которые могут интегрироваться.

Нас интересует ценностная составляющая народного искусства, рассматривающая архаичную картину мира, в которой «отражается макрокосмическое мировоззрение российского человека (как части природы и Вселенной), сохраняющего память предков и выраженное в мифопоэтическом творчестве.»

Внеурочная деятельность позволяет создать ту художественно развивающую среду, которая поможет раскрыть особенности духовно-нравственной культуры России, сделать её более доступной, понятной ценностной для современного школьника.

В основе её лежит деятельностный подход, предполагающий использование инноваций. Мы избрали форму учебно-творческого проекта, который позволяет обучающимся не только включиться в новые формы познания, коммуникации, т.е. приобрести ключевые компетенции ,но и овладеть, согласно терминологии ФГОС, универсальными учебными действиями (УУД).

Как известно, между предметным знанием и его применением…находятся важные компоненты деятельности, которые характеризуются надпредметностью и универсальностью. Это видение проблемы, ориентировка, анализ исходных и поиск недостающих данных, планирование деятельности, преобразование ситуации, контроль и оценка результатов деятельности.

Проектная деятельность, используемая во внеклассной работе, позволяет, таким образом, сформировать «интеллектуальные умения переноса предметных компетенций в другую предметную область», в том числе типовую, квазижизненную (приближенную к жизненной).

Несколько слов скажем о принципе поддержки учебной мотивации и формировании у ребят опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Опора на данный компонент обучения связан с многообразием ценностей общечеловеческой культуры, одной из важнейших которой является мифология.

Мифология древней Руси, на наш взгляд, выступает в качестве действенного средства нравственного воспитания, позволяющего познакомиться с прошлым, расширить нравственный опыт младшего школьника, стать достойным носителем и хранителем этнокультуры.

При работе над произведениями следует учитывать семантику языка, т. е те языковые значения, которые отражают, фиксируют и передают в мифах от одного поколения к другому особенности русской природы, общественного устройства, быта и духовной (языческой) составляющей народа. Осмысливая фольклорные записи 18-19 вв., ученые В.Я.Пропп, Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, О.Миллер и др. доказывают, что традиция передачи фольклорных произведений из поколения в поколение устойчива и догматична. Это объясняется укладом труда и формой, образом жизни, бытовой нормой, которые менялись крайне медленно. По мысли Ю.Смирнова, это и предопределяло устойчивость народной духовной жизни. В свою очередь, устойчивость традиций затрудняет точную датировку текстов.

Итак, исследователи выделяют два основных компонента фольклора: изменчивость и устойчивость, которые обеспечивают степень сохранности архаичных элементов. Мифологические сюжеты сохранили загадочные для нас образы солнца, змея и других персонажей.

В представлении древнего человека солнце, например, являлось живым, одушевлённым и звали его по-разному: Хорс, Даждьбог, Ярило. Оно олицетворяло собой мужское начало и было мужского рода. Интересным является тот факт, что оно обладало способностью к оборотничеству (имело человеческий облик).

Наиболее ярко мифологическое начало проявляется в темах, сюжетах, образах героев, ритмике. В устно-поэтическом творчестве проявлялись особенности мировоззрения: анимизм, магия, тотемизм.

Мы считаем, что мифология — это продукт истории, чем богаче история народа, тем ярче и созерцательнее народное творчество, выраженное в культурной семантике языка. Отметим, что древняя славянская мифология не являлась той законченной структурой, которая имелась у древних греков.

Она обладала зачатками деления богов на старших и младших. Попытку систематизировать языческих богов предпринял М.В.Ломоносов.

Таким образом, значение мифологии заключается не только в историческом аспекте её изучения, но и в развитии художественного мышления человека, ставшего средством формирования искусства слова.

Компетентностно – ориентированное образование (А. В. Хуторский) является сегодня тенденцией не только в Российской, но и мировой образовательной системе. Это позволяет активно использовать культурологический подход в обучении младших школьников. Данный подход позволяет сформировать учебно – исследовательскую культуру личности школьника, которая становится интегрированным качеством и обеспечивает самоопределение и творческое саморазвитие ребенка.

Компетентностный подход, как известно, является результатом новых требований, предъявляемых к качеству начального образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования предполагает «духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Кроме того, стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию и т.п.;

метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями.

Предметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать в области филологии понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения. Сформированность позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач является показателем общей культуры обучающегося.

Исследователь А.В. Хутоской, выделяя общекультурные компетенции, включает в них «познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно – нравственной основы жизни человека и человечества; культурологические основы семейных, социальных, общих явлений и традиций»[11].

В этой связи, как уже отмечалось, возрастает роль профессиональной компетентности учителя начальных классов, которая является важнейшей характеристикой теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности.

Причем важным является формирование как общих (социальных, коммуникативных, информационных), так и профессиональных компетенций.

Практическая деятельность, наиболее полно и интересно, на наш взгляд, позволяет будущему учителю воплотить в конкретных педагогических действиях знания по дисциплинам предметной подготовки по специальности «Учитель начальных классов».

В нашем случае при проектировании внеклассного занятия такими дисциплинами являются русский язык и методика его преподавания, русский язык и культура речи, изобразительное искусство.

Использование проектной технологии аккумулирует, актуализирует, проявляет и профессиональные педагогические навыки, и общекультурные, и предметные.

Поэтому мы считаем, что данный вид учебно – педагогической деятельности студентов педагогического колледжа в наибольшей мере способствует формированию всех граней профессиональной компетентности будущих специалистов.

Еще раз напомним, что под профессиональной компетентностью большинство ученых подразумевают готовность качественно осуществлять профессиональную деятельность.

Под компетентностью понимается «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».

Этим объясняется актуальность выбранной нами темы. Мы считаем, что изучение мифов в начальной школе на уроках литературного чтения уделяется недостаточное внимание.

Мифы являются наиболее синкретичными единицами культуры, т.к отражают в своей семантике исторические факты, особенности развития быта народа, его менталитет, смешивая фантазию и реальность в единое целое. Обучение младших школьников мифам способствует речевому развитию, что придает языку ребят большую образность, эмоциональность, меткость.

Многие исследователи (Л.А.Введенская, М.Г. Баранов, Ю.А. Гвоздарев, А.Л.Фокеев, Е.П. Черногрудова) считают, что умение обобщить ситуацию, описанную в мифе, соотнести ее со своим жизненным опытом помогает младшим школьникам полнее проникнуть в смысл произведений устного народного творчества. Мы уверены, что будущему педагогу следует осуществлять работу по формированию умения осознавать содержание мифов во всей их глубине.

В связи с этим одно из занятий педагогической практики мы посвятили работе с мифами.

Новизной нашего исследования является использование в содержании внеклассного занятия мифов древней Руси и создание иллюстраций к ним в нетрадиционной технике рисования.

Еще раз отметим, что интегрирование данных предметов обусловлено идеей обучения ребят в контексте межкультурной коммуникации, способствует знакомству младших школьников с устным народным творчеством, что в свою очередь развивает детей духовно, помогает процессу познания окружающего мира, формирует этнокультурную самоидентификацию.

«Духовный облик общества, — утверждает А.Арнольдов, — один из основных индикаторов его развития и степени благополучия и благоустроенности». [1] Вот почему сегодня особенно остро стоит вопрос о необходимости сделать духовные ценности востребованными, что, как нам кажется, изменит сознание и души современных ребят.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения проекта мы пришли к следующим выводам:

Основной тенденцией, затрагивающей базис всей образовательной системы (в нашем случае начальной и средней профессиональной), следует считать переход на компетентностную основу;

Практико –ориентированное образование ориентировано на результаты формируемых видов деятельности, выступающих как в форме духовных приращений (знаний, умений и навыков), так и практического опыта;

В рамках внеклассной деятельности представляется возможным и желательным развитие ключевых компетенций, относящихся к общекультурному развитию школьника;

Компетентностный подход позволяет внедрить приемы и технологии работы, которые взаимодополняемы и интегративны;

Исследовательский проект как элемент творческой деятельности прочно занял свое место среди педагогических технологий в учебной и внеклассной деятельности ССУЗов и начальной школы;

Работа над проектом создает благоприятные условия для развития речи, воображения, фантазии, мышления учащихся, формирует этнокультурную составляющую личности;

Проектная деятельность позволяет использовать личностно-ориентированную направленность компетентносного подхода.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Метод проектов подразумевает интергативную деятельности учащихся по решению той или иной задачи с использованием знаний и умений из различных областей.

Использование проектной методики в 4 классе при проведении внеклассного мероприятия «Мифы древней Руси» позволил нам выработать некоторые методические рекомендации:

подбор тем проектов следует соотносить с личной заинтересованностью и возрастными особенностями детей;

включение ребят в процесс выполнения проекта подразумевает овладение ими важнейшими умениями и компетенциями, в том числе исследовательскими, социального взаимодействия, оценочными, информационными, рефлексивными;

использование интегративного подхода позволяет учителю сформировать позитивное отношение к изучению мифов;

поскольку выполнение проекта связано с реальной жизнью обучающихся, а результат является личностно значимым, следует использовать методы поощрения и рефлексию;

— форма продукта может быть различна: от знаниевых приращений до конкретного материального воплощения;

при подготовке проекта следует уделить особое внимание этапам его выполнения: выбору темы, цели; выдвижению идей, планированию деятельности, реализации и самоанализу;

задачей учителя является вовлечение большего количества учащихся в проектной деятельности, поскольку она способствует умению анализировать свой жизненный опыт, выражать собственное отношение к событиям и явлениям, формирует активную жизненную позицию.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap