Проектная работа Жизнь и творчество ИИШишкина



МОУ «СОШ с. Никольское»

Реферат

На тему: «Жизнь и творчество И.И. Шишкина».

Работу выполнила:

ученица 9 «в» класса

Русанова Елена

Работу проверила:

Гущина М.Н.

2012 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3-4

Глава I Жизнь художника И. И. Шишкина…………………………………5-9

Глава II Творчество художника……………………………………………. ..10

2.1 Раннее творчество………………………………………………………..10

2.2 Зрелость…………………………………………………………………..11

Глава III Особенности произведений…………………………………….12-13

Заключение…………………………………………………………………14-15

Список библиографических источников…………………………………….16

Введение.

Шишкин-художник народный. Всю жизнь он изучал русский преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный.

В.В. Стасов.

Среди русских пейзажистов И.И. Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или приуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются почвой или климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями – камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и др. лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее – получали в картинах и рисунках Шишкина, вид совершенной действительности.

Актуальность данной темы состоит в том, что И.И. Шишкин своими произведениями отразил важнейшие стороны русского искусства в его национальном своеобразии. Он предстаёт могучим мастером реалистического пейзажа, выразившем в своём творчестве передовые художественные идеи своей эпохи.

Объект работы – художник И.И. Шишкин.



Предмет работы – жизнь и творчество И.И. Шишкина

Цель реферата состоит в том, чтобы показать разнообразие творчества Шишкина, обратить внимание на то, как он представлял и изображал природу.

Для достижения цели, необходимо выполнить следующие задачи:

Рассмотреть автобиографию И.И. Шишкина.

Определить характерные черты его творчества.

Раскрыть особенности произведений.

Введение содержит актуальность темы, определены объект, предмет, поставлены цель и задачи.

В первом разделе рассматривается жизненный путь художника.

Во — втором разделе рассматривается творческий путь И.И. Шишкина.

В третьем разделе рассматриваются основные произведения художника, особенности произведений, его становление как мастера реалистического пейзажа.

Глава I. Жизнь художника И. И. Шишкина

И.И. Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге — маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.

Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. В 1848 году, не закончив казанской гимназии («чтобы не сделаться чиновником», как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.

К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.

В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством академика Аполлона Мокрицкого.

Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. В одном из своих писем Мокрицкий наставлял Шишкина — уже ученика Академии художеств — казалось бы, о противоположном: «Трудитесь и думайте более о предмете, нежели о «способе». Это поучение прочно вошло в творчество Шишкина.

В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище»,- записал он несколько позже в дневнике. «Природа всегда нова … и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы …»

Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу — в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например, идущую крестьянку с котомкой за спиной. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.

Ко времени окончания в самом начале 1856 года училища творческие интересы Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные навыки. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в январе 1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он прожил до конца своих дней.

Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой.

В сентябре того же года Шишкин представил в Академию художеств два пейзажа, надеясь получить звание профессора. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.

Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста.

Произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как этот подлинный художник-демократ хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния, за осуществление которых боролись в то время представители всей передовой демократической культуры.

Лето 1871 года Шишкин прожил на родине. В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин выступил с картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии». Уже название позволяет связать это произведение с природой родного края, а время собирания материала — с летом 1871 года.

В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин, из которых одна («Родник в сосновом лесу») снова вызвала восторженные похвалы Крамского.

В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка — он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка.

В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами.

В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики.

В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты.

И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов.

В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления, идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина «Корабельная роща» (1898) — полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.

Шишкин, как и Репин, с которым в 1894 году он начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты. В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то, что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы.

Сам Шишкин в поздние годы, сохраняя верность своим принципам и выработанной годами манере, внимательно присматривался к работам молодых, старался и в собственное творчество вносить нечто новое, при том, что в сложной, противоречивой художественной жизни кануна XX века он неизменно оставался ярким представителем искусства критического реализма, выразителем демократических идеалов, носителем лучших традиций передвижничества.

Иван Иванович Шишкин умер 21(8) марта 1898 года. Смерть застала его за мольбертом с кистью в руках. «Он упал, как могучий дуб, пораженный молнией», — писал один из критиков, пользуясь любимым образом живописца.

Художник был похоронен в Петербурге. Вначале на Смоленском кладбище, а затем в 30–е годы XX века его прах перенесли в Некрополь Александро – Невской лавры.

II Творчество художника И.И. Шишкина

2.1 Раннее творчество.

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме» 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного построения картины, чётко размечая планы, он не достигает ещё убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстаёт уже очевидной реальностью, прежде всего за счёт тонкой композиционной и светло — воздушно – колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве».

2.2 Зрелость.

В 1870 – е годы мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор» мачтовый лес в Вятской губернии (1972) и «Рожь» (1878; обе – Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы художник фиксирует её высший расцвет, достигая впечатляющего тонального единства за счёт яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально – романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картине. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым записываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Шишкин – замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен.

Классические произведения И.И. Шишкина – такие, как: «Рожь» 1878 г «Мачтовый лес в Вятской губернии» 1972 г. «Лесные дали» 1884 г. «Сосны, освещённые солнцем» 1886 г. Воспринимаются как эпические образы России.

Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А.А.Блока. В Елабуге открыт дом – музей художника И.И. Шишкина.

III Особенности произведений И.И. Шишкина.

Картины и рисунки художника столь многочисленны, что указание на важнейшие из них заняло бы слишком много места; особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. выставке работ художника за 40 лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.

Достаточно будет упомянуть о произведениях И.И. Шишкина, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими Московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Утро в сосновом лесу» 1889 г., «Рубка леса», «Полдень в окрестностях Москвы», «Сосновый лес», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес». Множество картин, этюдов, рисунков этого художника хранится в других музеях. Всех Шишкинских офортов насчитывается до сотни, 68 оригинальных литографий, 25 гравюр, 15 цинкографических опытов.

Среди мастеров старшего поколения И.И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им Эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятилетний художник находится в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь

в искусстве оборвался. В этом произведении художник воплотил то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.

Заключение.

Подведя итог всему сказанному, спешу заметить, что в среде молодых художников И.И. Шишкин пользовался уважением, несмотря на то, что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы.

Молодёжь не могла не признавать в нём глубочайшего знатока и вдумчивого изобретателя русской природы, не могла не оценить его высокого мастерства. Этюды, рисунки, офорты И.И. Шишкина были той наглядной «живой школой» о которой говорил своё время Крамской. Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам И.И. Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними.

Сам И.И. Шишкин в поздние годы, сохранил верность своим принципам и выработанной годами манере, внимательно присматривался к работам молодых, старался и в собственное творчество вносить нечто новое, при том, что в сложной, противоречивой художественной жизни кануна XX века он неизменно оставался ярким представителем искусства, носителем лучших традиций передвижничества.

Соглашусь с высказыванием В.В. Стасова, что И.И. Шишкин -художник народный.

Я каждую его картину готов воспеть, душа поёт.

Какой простор! Художник дивный!

Какая мощь! Какой полёт!

Российский дух и образ в нём

В пространствах мощных воплощён.

От Бога, видимо, дана

Ему эпичность полотна,

И прямота и простота.

И откровенности черта,

И силы духа высота.

(Лирика гражданская 2005год)

На мой взгляд, цель, поставленная мною в реферате достигнута, задачи выполнены в полном объёме.

Список библиографических источников.

Булгаков Ф.А. Альбом русской живописи. Картины и рисунки И.И. Шишкина СПБ: Просвещение, 1892.

Ровинский Д.И. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX веков: в 3 томах, том 2, 1885.

Шишкин И.И. статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890-1907.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия, 2005.

http:// allbest.ru – электронное издание.








sitemap
sitemap