Проектная работа по теме Ошибана



Муниципальное бюджетное Общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя Общеобразовательная школа № 1

(143000,Московская область, г. Одинцово, ул. Солнечная, д. 14)

Проектная работа

по теме

«Ошибана»

Выполнила:

Максимова Мария Ивановна, 9 класс

МБОУ С ОШ № 1

Московская область,

г. Однинцово

Ул. Маковского 12, кВ 139

Руководитель:

учитель технологии

Батова Татьяна Александровна

МБОУ СОШ № 1

Одинцово 2013

Оглавление

1.Введение.

2.Основная часть.

Глава 1.

1.1 Что такое ошибана?

1.2 История возникновения ошибаны

1.3 Что представляет собой техника ошибаны

Глава 2.

2.1 Материалы композиции

2.2 Основные правила сбора и сушки материала

2.3 Способы сушки и сохранения материалом

2.4 Технология работы с засушенным материалом

Глава 3

3.1 Создание композиции

3.2 «Раскрашивание»

3.Заключение.

4.Список литературы.

5. Приложение.

3 стр.

4 стр.

4 стр.

4 стр.

5 стр.

6 стр.

8 стр.

8 стр.

9 стр.

10 стр.

13 стр.

14 стр.

14 стр.

15 стр.

17 стр.

18 стр.

19 стр.

Введение.



Актуальность исследования.

Ошибана — это древнее искусство живописи без использования красок, аппликация высушенными растениями. Искусство Ошибана пришло к нам с Востока, из Японии, где мастерство создания миниатюр из сухоцветов начало развиваться еще более шестисот лет назад. В далекие времена этим видом искусства владели только самураи, ведь Ошибана требует такой же концентрации, как и искусство владения мечом. Ошибаной могли заниматься только мужчины. Художественное творчество флористов Ошибана основано, прежде всего, на сохранении формы, цвета и фактуры засушенного растительного материала.

Обьект исследования – прикладное исскуство Ошибана.

Предмет исследования – процесс изготовления композиций, выполненных в технике «ошибана»,а так же актуальность этой техники в наши дни.

Гипотеза исследования. Я предполагаю, что, ошибана не столь известное прикладное искусство, но оно становиться так же популярным в наше время , как и в древние времена

Цель:

Рассмотреть и на практической работе доказать , что техника «ошибана» имеет огромное значение в направлении декоративно-прикладного искусства и в наши дни.

Задачи:

1.На основе анализа специальной литературы изучить историю ошибаны как древний вид прикладного искусства.

2.Получить информацию и изучить технику выполнения композиций этой техники.

3. Изучить актуальность ошибаны в древности и наши дни.

4. Изучить этот вид декоративно-прикладного исскуства.

5.На основе анализа различной литературы по исследуемому вопросу дать на него ответ.

6.Описать технологию способов изготовления композиций Ошибаны.

7.Создание инструкции к созданию работы в направлении этого искусства.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ.

2.Общение с мастерами этой техники.

Новизна. Использование техники в наши дни.

Практическая значимость исследования заключается в возможности учеников среднеобразовательных школ узнать о таком виде прикладного исскуства, как Ошибана ,и подробное знакомство с данной техникой на примере своей работы..

Структура работы. Исследовательская работа по теме «Ошибана в прошлом и в наши дни» состоит из введения, трех глав. Заключения и списка использованной литературы.

Глава 1.

1.1 Что такое ошибана?

Ошибана является не просто направлением флористики, но и представляет собой один из видов изобразительного искусства. Это живопись  растениями. Автор  ошибаны, собирая,  засушивая под прессом цветы, травы, листья, кору и наклеивая их на основу, создает при помощи растений художественное произведение. При этом  основным  принципом ошибаны является полноценное сохранение формы, фактуры и цвета засушенных растений.

Ошибана – это не просто сохранение красоты и изящества живых цветов. Работая с высушенными под прессом цветами и создавая продуманные открытки, картины, панно человек в первую очередь стимулирует память о том, что все мы дети природы. Это превосходный способ выразить свою любовь друзьям и близким. И самое ценное – создание цветочных картин способствует сохранению гармонии в семье.

В наши дни ошибана — живопись посредством растений, прессованных сухоцветов или как ее еще называют, прессованная флористика, доступна любому человеку и при этом совсем не обязательно обладать специальными художественными навыками. 

Исследователи считают, что прессования растений и превращение их в плоские элементы связано с изготовлением бумаги (папирусов). Широкое развитие ошибана имеет в Японии. В европейскую моду художественные гербарии вошли лишь в XIX веке. Однако как официально признанный вид декоративно-прикладного искусства флористику считают молодой.Украинские флористы привнесли в это искусство уникальный национальный колорит и достигли высокого художественного уровня. Сейчас Международное общество мастеров прессованной флористики (IPFAS) добивается, чтобы эту деятельность признали не прикладным искусством, а разновидностью живописи. Картины из природного материала так же долговечны, как и традиционные полотна.

И что это молодой вид декоративно-прикладного искусства, но уже довольно популярный и востребованный.

Вывод: Ошибана – это одно из направлений флористики, что подразумевает создание полотна из природных материалов,в наши дни это искусство становится все более и более популярным, оно развивается и не стоит на месте.

1.2 История возникновения ошибаны

Упоминания о сухих плоских цветах встречаются на протяжении всей мировой истории. Они известны и в культурах древней Иудеи, и Египта V-III веков до нашей эры.  Археологи обнаружили засушенные плоские лавровые листья и гирлянды из них  даже в гробнице матери фараона Тутанхамона, а в парижском Ботаническом музее хранятся образцы гербария XVI века. В Китае, Таиланде, Корее и других сопредельных им странах, занятие с  прессованными цветами издревле было отдельным, очень почитаемым ремеслом.

Название ошибана это искусство получило в Японии, где оно существует многие сотни лет и означает –  прессованные цветы.

В течение многих веков японцы уделяют особое внимание растениям и цветам вокруг них, почитая их как символическое земное звено, соединяющее все живые существа. И чтобы сохранить красоту и пользу, которую приносит созерцание цветов и растений в природе, они создали искусство ошибана, «искусство живописи из прессованных цветов». Ошибана или прессованная флористика — разновидность флористики, исполнение картин природными материалами — листьями, цветами, пухом.

Ошибана —  древнее искусство самураев Японии. Она пришла с востока, это древнее искусство живописи высушенными растениями.Этим необычным  искусством растительной живописи занимались во многих странах таких как Китай, Таиланд , Корея. Но самым совершенным ошибана стала в стране восходящего солнца — Японии, ею занимались только мужчины. Лишь последние сто лет  к этому искусству  стали  приобщаться  женщины. Но в прошлые  века главными, кто владел этим искусством в Японии, были легендарные самураи. В программу обучения самураев наряду с владением мечем, рисованием иероглифов, входила ошибана и была обязательным пунктом. Самураи страны восходящего солнца постигали путь воина и искусство рисования цветами было частью этого пути. Ошибана помогает воспитывать в себе такие черты как настойчивость, наблюдательность, поразительную концентрацию и удивительное терпение — все эти качества нужны для воина. С помощью занятий ошибана самураи достигали состояния сатори — 100 % присутствия в моменте.У ошибаны — живописи растениями, как уже было сказано ранее, есть еще одно название — прессованная флористика.  И по сей день в Японии любят и развивают это древнее искусство. Жители страны придумали способ сохранения картин из сухих цветов — откачивая воздух между картиной и стеклом. Картины из растений благодаря такому  способу сохраняют свои краски, им не страшны выгорание и потемнение. Мастера ошибаны сами собирают цветы и травы для своих картин.

В Англии композиции из сухоцветов стали популярными в Викторианскую эпоху, т.е. в период правления королевы Виктории (1837—1901). В гостиных англичан висели художественные гербарии в овальных рамках, а дамы создавали композиции, сочетая прессованные цветы с лентами.  Потом из Англии мода на художественные произведения из засушенных растений пришла в Европу. Салоны Германии, Франции наполнились декоративными картинками из засушенных цветов.

Вывод : Ошибана начала свое возникновение еще в V-III веках, но свое истинное развитие получила в Японии. Оказывается, эта техника несет в себе не только создание красоты и грации, но еще и развивает в человеке настойчивость, наблюдательность, поразительную концентрацию и удивительное терпение, одни из главных качеств не только великолепного самурая, но и обычного человека.

1.3 Что представляет собой техника ошибана

«Засушенный цветок» — так слово «ошибана» дословно переводится с японского. Техника ошибаны довольно проста. Цветы и травы имеют очень богатую палитру оттенков различных цветов. Каждый цветок, травинка, листик неповторимо красив. Картина создается методом аппликации высушенными растениями. Художники рисуют растениями также, как они это делают красками, даря людям огромную радость и положительные эмоции. Искусство ошибаны умиротворяет и гармонизирует души людей.

Суть искусства ошибаны состоит в том, что, собирая и засушивая под прессом цветы, травы, листья, кору и наклеивая их на основу, автор создает при помощи растений поистине произведение «живописи». Другими словами, ошибана — это живопись растениями. Художественное творчество флористов основано на сохранении формы, цвета и фактуры растительного засушенного материала. Натуральный цвет цветов удается сохранить благодаря специальному высушивающему раствору, которым пропитываются отрезы ткани, на ощупь похожей на поролон. Японцы разработали методику предохранения картин «ошибана» от выгорания и потемнения. Суть ее в том, что между стеклом и картиной откачивается воздух и создается вакуум, который не дает растениям портиться. Привлекает не только нестандартности этого искусства, но и возможность проявить фантазию, вкус, знание свойств растений. Флористы выполняют орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты и сюжетные картины.

      Для ошибаны используются природный материал растительного происхождения, который высушивается под прессом или в гербарной сетке (иногда после специальной предварительной обработки). Далее используемый материал размещается и приклеивается (или закрепляется иным способом) к основе (особые сорта бумаги, ткани). Иногда, перед нанесением материала на бумагу, её подвергают отмывке акварельными красками. Каждый элемент с особой тщательностью и осторожностью размещается на своём месте. Воображение и ювелирная точность художника заставляет листья превратиться в деревья, лепестки — в силуэты гор.

     Мастерами часто используются не только цветы, но также кора деревьев, фрукты и овощи. Благодаря специальной технике, при засушивании сохраняется естественный цвет растений, что придает композициям особую прелесть. В связи с тем, что флористический материал накладывается слоями и скрепляется специальными материалами, произведения, мастеров ошибаны, часто достаточно внушительны по размерам и весу — до 10 и даже 15 кг.

И так, искусство Ошибаны состоит в том, что при помощи засушенных под прессом природным материалов, можно создать произведение «живописи».

Так как искусство Ошибана тесно связанна с природой, а человек является ее частью, то совершенно естественно желание общения человека с природой и одним из способов является техника Ошибана.

Для взрослых людей техника «ошибана» является спасением от внешней суеты, то для маленьких детишек это является одним из способов развития моторики и фантазии. У детей таким образом можно пробудить еще с малых лет любовь к природе, что очень важно в наши дни, оградить его от излишней агрессии и обогатить его очень богатым внутренним миром.

Глава 2.

2.1 Материалы для композиции

В композицию можно включать плоды растений, если они хорошо высушиваются и сохраняют свои декоративные свойства, или использовать их при составлении букетов из сухоцветов: засушенные вместе с плодами ветки барбариса, боярышника, рябины, облепихи. Прекрасным материалом для поделок станут всевозможные декоративные луки, злаки, водяные растения (камыш, рогоз).

Намного интересней собирать материал для поделок самостоятельно, ведь он доступен всем: и в парках, и в лесах, и на лугах, по обочинам дорог и даже в городской черте. Во время прогулки можно собрать всевозможные шишки, орехи, плоды, стручки и грибы, они вполне подойдут для оформления композиции. С засушенными цветами прекрасно сочетаются искусственные фрукты и цветы.

Самый благодатный период для сбора природного материала – ранняя осень, когда можно собрать огромное количество разных листочков всех цветов, размеров и форм, не стоит лишь упускать время. Этого запаса должно хватить для изготовления поделок на целый год.

Выбор природных материалов всегда определяет фантазия мастера. В работе над поделками пригодятся и дикорастущие, и культурные растения. Невзрачный на вид сорняк иногда в композиции смотрится выигрышнее своего пышного декоративного собрата лишь по одной причине – в плоских букетах из засушенных трав очень важна форма каждой детали. Всякое растение обладает определенным своеобразием внешнего вида: формой листьев, их окраской, фактурой поверхности. Все это своеобразие следует учитывать в работе с природным материалом. При сборе лучше брать побеги, цветки и листья необычно окрашенные или ажурные. Так, листья зонтичных растений, похожие на папоротник, в разгар лета окрашены от белого до фиолетово-зеленого цвета. Разнообразие оттенков расширит палитру, придаст объем композиции. Растения нужно брать без пятен, постороннего налета, дырочек и иных повреждений. Цветы и травы следует собирать все лето и первую половину осени (с мая по август).

Сбор любых природных материалов для поделок не должен стать бездумным уничтожением природы. Не следует вырывать цветы и травы с корнем, их лучше аккуратно срезать на нужную длину стеблей, оставляя корень в земле. Дикорастущие растения можно собирать лишь в местах массового кучного цветения, прореживая заросли, но срывая в одном месте не более 3–4-х цветков каждого вида. Нельзя рвать редкие травы и цветы, занесенные в Красную книгу.

Сбором растений нужно заниматься в сухую теплую солнечную погоду. Влага от дождя или росы портит растения, делая их ломкими, поскольку они неравномерно сохнут, быстро деформируются и теряют свой вид еще до начала работы.

Цветы следует брать в первую неделю после распускания. В возрасте 1–2-х дней у них устойчивая окраска, лепестки крепко держатся, не осыпаются в процессе подготовки растения к сушке. Собранные в конце цветения, цветы при сушке распадаются, теряют лепестки, их окраска тускнеет.

Дикорастущие растения лучше собирать ранней весной, а в начале лета запасти пух тополей, пушицы, иван-чая, мать-и-мачехи, одуванчика или осота, который служит во флористических композициях белой краской.

В разгар лета можно собирать лесные цветы и травы, лепестки садовых цветов и бутоны всех размеров и на разной стадии развития. Для некоторых сортов и видов имеются исключения, их нужно собирать в строго определенное время.

Поставщиком материала для картины могут послужить садовые декоративные растения: амарант, василек, щитковидные белые и розовые соцветия гипсофилы изящной, махровые и простые соцветия календулы, соцветия и плоды льна, укроп, циннии и другие.

Зима – прекрасное время для сбора семян деревьев:

семена липы похожи на маленькие коричневые груши;

коричневые семена ольхи имеют вид прочных небольших розочек;

семена клена и ясеня имеют вид крылышек-крылаток.

Ветки кустов и деревьев – превосходный материал для составления оригинальных композиций. Простая коряга необычной формы может стать прекрасным фоном для букета из сухоцветов.

Древесный материал – корни, ветки, сучки, кору и прочие одеревеневшие части растений – несложно найти в лесу. Но не следует при сборе срезать живые ветки, чтобы не приносить вред дереву. В лесу всегда достаточно сухого валежника и деревьев, срубленных лесниками при чистке и прореживании лесного массива.

Вывод: следует, что материалы для этой техники можно найти очень просто, выйдя на улицу, на прогулку, можно собрать множество материалов для нашей композиции, а так же, более редкие материалы, можно приобрести в специализированных магазинах.

2.2 Основные правила сбора и сушки материала

Одно из главных условий на стадии подготовки материалов – сохранить форму, фактуру и цвет засушенных растений. Для этого необходимо соблюдать соблюдать определенные правила сбора и сушки:

Хранить подготовленные растения необходимо без доступа воздуха.

При создании композиций нужно помнить о стойкости цвета, так как со временем он меняется, а вместе с цветом меняются и цветовые сочетания в картинах, выполненных в технике ошибана. 

Следует помнить, что чем моложе цветки, тем устойчивее их окраска. Растительный материал сначала подсушивают на бумаге, а затем помещают под пресс. Для сушки можно использовать старые книги.

Общее правило: сушить как можно быстрее, при этом достигается меньшая потеря цвета. Осенние листья обычно сушат горячим утюгом через несколько слоёв газеты. Опытные флористы применяют более сложные технологии. Быстрее всего сохнут полевые цветы – в течение 3-4 дней. Хранить растительные заготовки необходимо без доступа воздуха и солнечных лучей: например, переложить газетными листами и поместить в конверты, файлы или картонные коробки.

Специализированные магазины предлагают немало готового засушенного растительного материала: цветы, листья и плоды, головки с семенами и стручки, шишки, мох, лишайники. Иной раз можно встретить в продаже и целые букеты. Приобретать лучше пакеты большого размера, не поврежденные и не смятые. Покупные засушенные растения должны иметь целые стебли, а также хорошее качество цветочных головок. Лепестки цветков, расположенных по краям букета, должны быть того же оттенка, что и цветы в центре.

В книге все время чередуются названия «изделия из сухоцветов» и «изделия из высушенных цветов». Это не случайно: для составления разнообразных букетов, «косичек» и венков в ход идут не только собственно цветы, но и другие части высушенных растений. Важно знать, какие именно части растений можно применять во флористики из сухих цветов. Сухие цветы можно использовать при составлении настольных цветочных композиций, а также картин и панно.

Вывод: Сбор и сушка материалов одно из самых трудных в этой технике, нужно очень хорошо уметь это делать или можно испортить весь собранный вами материал, а так же сделать, что-то не так и тем самым испортить композицию.

2.3 Способы сушки и сохранения материала

Способы сушки и сохранения формы

Традиционный способ – это засушивание растений под прессом, между страницами толстой книги или старого толстого журнала с плотными листами. Желательно, чтобы у книги или журнала была твердая обложка. Под такой обложкой получаются плоские и ровные высушенные растения. Кроме того, для сушки растений понадобится промокательная (фильтровальная) или газетная бумага, она хорошо вбирает и отдает влагу. Цветочные лепестки, листья, травинки и другие плоские части растений распрямить и аккуратно разложить на страницах амбарной книги между листами газеты. Особенно аккуратно нужно укладывать цветки, расправляя стебли, цветоножку или тычинки. Цветки с плотными и объемными лепестками, как у розы, надо сначала чуть подсушить без пресса, чтобы они стали немного вялыми. Затем без опасений расправить цветки и уложить под пресс.

У каждого цветка есть свои особенности: одни виды лучше смотрятся в бутонах, а другие во время полного цветения. Некоторые из них интересны формой или цветом плодов, другие – нарядной осенней окраской.

Размещая растения в книге, нужно пропускать по несколько страниц. Так они будут зажаты между плоскостями, черенки их листьев или утолщения цветков и стеблей не будут мешать друг другу. Нежные лепестки белого и розового цвета надо класть для засушивания в белую закладку или бумажные салфетки без рисунка.

Мелкие цветочки для создания миниатюр и пейзажей можно засушивать целиком. Как только импровизированная сушилка будет заполнена растениями, следует убрать ее под пресс. Иногда достаточно недели, чтобы листья или лепестки высохли и разгладились. (Приложение 5.)

Для настоящих флористических работ придется тщательнее сушить растения, тогда они будут долго сохранять свой вид.

Мясистые сочные стебли и листья сложнее сушить, чем жесткие и сухие. Плотным и толстым экземплярам растений на засушку требуется больше времени.

При намерении серьезно заниматься сбором и засушиванием, можно приобрести специальный пресс для сушки и распрямления растений, позволяющий полностью сохранить их природную фактуру.

Приложение 1. Варианты раскладки растений для просушки: а) импровизированная сушилка-книга; б) пресс для сушки и распрямления растений

Специальный пресс фабричного производства состоит из двух досок:

нижней с двумя стержнями и нарезанной на них резьбой;

верхней с отверстиями для стержней. Верхняя и нижняя доски стягиваются гайками.

(Приложение 1. Засушивание растительного материала в специальном прессе)

При сушке под прессом нельзя закладывать вместе нежные и грубые части растений: для нежных частей нужен груз весом до 8–16 кг, а для грубых – 20–40 кг или больше. Некоторые растения (цветущую рябину, цветки жасмина и черемухи, болиголов, лютики, незабудки, тысячелистник) следует укладывать в газетную закладку вместе со стеблями и веточкой, высушивая под прессом весом до 15–20 кг.

Засушивая растения под прессом, нужно ежедневно менять отсыревшие прокладки. Но в первый день после закладки цветов положено менять прокладки дважды.

Сушить плотные кожистые сочные листья рогоза, ириса, лилий, магнолий, фикуса, ландыша, камыша и других подобных растений, а также яркие осенние листья возможно, проглаживая их горячим утюгом через бумагу или газету до полного высыхания.

Растение уложить между двумя слоями газеты и аккуратно прогладить. Для большей надежности поверх растения нужно наложить 5–6 листов мягкой рыхлой бумаги наподобие промокательной. В процессе сушки надо следить, чтобы не пересушить растения: они станут ломкими или поменяют свою окраску. Затем раскрыть газету, выпустить пар и снова прогладить. Продолжать процедуру сушки до тех пор, пока растение не станет сухим и перестанет гнуться.

Можно применить другой вариант сушки утюгом: осторожно прогладить умеренно горячим утюгом травянистые растения или листья через бумагу и на некоторое время уложить их под пресс между двумя листами чистой, но не газетной бумаги.

Сухоцветы можно засушить утюгом, прикрыв их легкой тканью и аккуратно прогладив. Но сушка утюгом несколько меняет исходный природный цвет сухоцветов.

Засушивание цветков и листьев утюгом требует определенной сноровки, чтобы не пережечь растение. К тому же утюгом нельзя засушивать сложный цветок или веточку.(Приложение 1. Засушивание цветков и листьев при помощи утюга)

Для объемной композиции можно использовать сухоцветы или специально засушить живые садовые или дикорастущие цветы. Крупные цветки и бутоны разложить в один слой на ровной поверхности и сушить в сухом проветриваемом помещении, на балконе или веранде, но ни в коем случае не на солнце. Мелкие соцветия можно засушить, связав в рыхлые пучки и развесив на веревке на чердаке, в сарае.

Этот способ хорош для высушивания веточек растения с плодами или цветочками.

Многие растения удобно засушивать в вате для сохранения объема, изящности и формы крупного бутона или пышности махровых цветков Декоративные растения с крупными цветками нужно завернуть в вату и сушить при температуре 25–30 °C в течение нескольких суток. (Рисунок 6. Природный способ засушивания растений в пучках. Приложение 1.)

Сушка растений в песке позволяет сохранить их объемность. Этот способ хорош для засушивания крупных цветков, бутонов и соцветий, веток с плодами, побегов и маленьких растений типа росянки. В песке можно засушивать только растения, собранные в сухую ясную погоду.

Для этого подойдет только мелкий и ровный речной песок, который предварительно надо просеять через сито, тщательно промыть воде до полного исчезновения мути, высушить и прокалить на горячей плите в железных противнях, пока не прекратится выделение дымка и запаха. Песок, подготовленный таким способом, лучше всего хранить в закрытом сосуде.

При подготовке к сушке высыпать песок ровным слоем в картонную коробку и аккуратно разложить на нем растения так, чтобы они не соприкасались друг с другом, тщательно расправив листья и лепестки. Затем засыпать их сухим песком, закрыть коробку и поставить ее в темное место: песок хорошо впитывает влагу и постепенно «вытянет» ее из растений. Через 2 недели, проделав отверстия в дне коробки, аккуратно высыпать песок. Оставшийся песок аккуратно смахнуть с лепестков мягкой кисточкой.

Срезав метельчатые бело-кремовые соцветия волжанки, нужно слегка обжечь конец стебля на газовой горелке или горящей свече.

Срок сушки растений в песке может быть различным. Его длительность зависит, во-первых, от типа растения (тонкие или мясистые листья и стебли); во-вторых, от состояния воздуха (уровень температуры и влажности, наличие ветра). Умение определять время, нужное для сушки различных растений, приходит с практикой.

Цветки, высушенные в песке, приобретают повышенную хрупкость, их следует извлекать из песка очень осторожно. Извлекая из конуса засушенный цветок, лучше всего выпускать песок тонкой струйкой из отверстия, проделанного в низу конуса. Такие растения нужно хранить в закрытых коробочках или в темноте под стеклянным колпаком, поскольку они быстро выгорают на свету. Кроме того, у песка есть один недостаток: все-таки он тяжеловат, так что полной гарантии того, что растение не деформируется под его тяжестью, не существует.

Хранятся они после сушки в специальных коробочках. (Приложение 6.)

Вывод: Сушка! Вот что самое главное в Ошибане. К ней стоит относиться очень серьезно, без нее у вас абсолютно точно ничего не получится.

2.4 Технология работы с засушенным материалом

Прежде чем составлять флористическую композицию, нужно сделать эскиз или в форме простого наброска в масштабе, или точной разработки в формате будущего коллажа. Эскиз поможет точно определить местоположение каждого из элементов композиции, наглядно покажет, какой нужен флористический и декоративный материал, какой именно фон больше подойдет для данной композиции.

Растительный материал для картины по преимуществу должен быть плоским, поскольку картина – это двухмерное произведение искусства. Хотя ее некоторые элементы можно сделать рельефными, но в большинстве случаев сушка растений с сохранением объема не нужна. Обычно техника создания такой работы состоит в следующем. На готовый фон материал следует наклеивать заранее приготовленным клеем или хорошо разогретым пистолетом. Хрупкий материал лучше наклеивать в последнюю очередь.

Когда композиция будет отвечать творческим замыслам, нужно нанести на обратную сторону деталей из засушенных растений клей, тонким слоем или капельками в 1–2-х местах.

Затем нужно осторожно накрыть изображение листом фильтровальной бумаги и промокнуть излишки клея. После этого все так же осторожно снять бумажный листок и оставить работу до полного высыхания клея.

При выполнении силуэтной аппликации из засушенных листьев лишние части листка надо отрезать для получения детали нужной формы и силуэта.

Техника модульной аппликации или мозаики состоит в том, что изображение на картине создают, наклеивая множество одинаковых или близких по форме и размеру листочков или лепестков. Так можно набрать рыбью чешую или хвост жар-птицы.

Симметричную аппликацию применяют, если нужно создать отдельные образы или всю картину с симметричным строением, или для получения таких двух совершенно одинаковых изображений, как отражение объекта в воде. Работая в этой технике, нужно подбирать одинаковые растительные элементы, создающие симметричное изображение.

Ленточная аппликация – это разновидность симметричной аппликации. Отличие состоит в возможности получения не одного-двух изображений, а множества одинаковых изображений – орнаментов.

Недостающие детали изображения на панно можно дорисовать цветными карандашами или фломастерами, все зависит от идеи задуманной картины.

Глава 3.

3.1 Создание композиции

Создавая художественную картину из лепестков, заранее на фоне тщательно собирают (но без подклейки) композицию – пейзаж или букет цветов. Найдя удачное композиционное решение, например, создание «силуэта»

Приложение 4. Созданную композицию нужно прикрыть стеклом или калькой, простым карандашом перенести расположение цветов на кальку. Затем снять стекло и разобрать предварительно собранный рисунок. Вторично его следует собрать на фоне, приклеивая детали капельками клея.

Составляя композиции из цветов, нужно придерживаться определенных правил. Собирая лилии, астры или орхидеи, лепестки для большей прочности сначала надо наклеивать на круг из кальки диаметром 1–2 мм. Затем уже готовый цветок наложить и приклеить на основной фон в соответствии с замыслом.

Во время работы над картиной из засушенных цветков и листьев всегда полагается использовать небольшой пресс. В то время как идет сложный процесс изготовления очередной детали или цветка, остальная картина должна находиться под небольшим прессом. Приклеив цветок, листик или лепесток, нужно прогладить работу горячим утюгом через несколько слоев бумаги, а затем непосредственно по растениям для усиления цвета. Простые аппликации выполняются без эскиза.

Но во многих натюрмортах с цветами, пейзажах или картин, выполненных в технике ошибана, цветы изображают сами себя. В этих работах с ними ничего придумывать не приходится.

Примеры таких работ Вы можете увидеть в Приложении 1.

Для картины со сложным сюжетом сначала рисуют эскиз. А уже потом его «раскрашивают» растительными заготовками.

Примеры таких работ вы можете увидеться в Приложении 3.

Сразу наклеивать растительный материал не рекомендуется. Сначала прикрывают «собранную» картину листом бумаги, чтоб через некоторое время взглянуть на неё «новым взглядом».

И если все в картине устраивает и не нужна доработка, то растения закрепляют клеем.

Готовое произведение желательно хранить под стеклом и беречь от прямых солнечных лучей.

Вывод: При составлении эскиза вашей композиции, все время ваши материалы должны находиться под не большим прессом вплоть до того момента, когда вы поместите их на панно. Наклеивать материал сразу не рекомендуется, следует разложить его, накрыв листом бумаги и только после некоторого времени приклеивать материал.

Для занятий ошибаной потребуется картон, клей ПВА, кисточки, спица для нанесения малого объёма клея, ножницы, две салфетки (сухая и немного влажная).

При создании композиций необходимо учитывать стойкость цвета: со временем цвет заготовок изменяется, и это не должно испортить задумку флориста. По стойкости цвета растения делятся на три группы:

стойкие – сохраняют цвет в течение нескольких десятков лет (пионы, георгины, астры, мальвы, васильки, маргаритки, дельфиниум, осенние листья и другие);

среднестойкие – десять и более лет (гайлардия, рудбекия, сальвия, розы, бархатцы, ромашки);

малостойкие – до нескольких лет (анютины глазки, флоксы, настурция, лютики, тигровая лилия и другие).

3.2 «Раскрашивание»

Следующий этап – «раскрашивание» картины растительными заготовками.

(Приложение 7.)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap