Проектная работа по теме История Храма Казанской Божьей матери с Алпатьево Московской



1. Я проживаю в с. Алпатьево Луховицкого района Московской области. Однажды я увидела фотографию старого священника и заинтересовалась – кто это? Чем этот человек так знаменит, что его почитают жители нашего села. Почему ему открыта мемориальная доска? И как вообще появился храм на моей малой Родине? Как его строили, долгий ли это был процесс. Это и стало темой моего исследования: «История Храма Казанской Божьей матери с. Алпатьево Московской области Луховицкого района»

2-3. Село Алпатье Зарайского уезда Рязанской губернии – ныне село Алпатьево Луховицкого муниципального района Московской области. В источниках упоминается в конце 16 века.

4. Селение возникло когда был построен первый дом – 461 г. Дата образования села (1550 г.) упомянута в материале воеводской Рязанской канцелярии в 1731 г.

5-6. Алпатьево – старинное село. Названо по имени Евпатия (возможно Коловрата). Евпатий Коловрат – рязанский боярин, легендарный богатырь, прославился в борьбе с монголо-татарами. По другой версии название, получило за ремесло. Жители при изобилии плели лапти, делали лопаты. До сих пор ещё есть место Лопатинка, заросшее кустарником.

7. Первый человек, задумавший о создании приходской школы, был Алексей Тарасьевич Дроздов.

8. Окончив в 1856 году Рязанскую духовную семинарию, 24-летний Алексей Дроздов поступил на должность учителя в сельское училище в деревне Алпатьево. Число учащихся в школе быстро возросло с 30 до 100 человек. За свою десятилетнюю деятельность в училище он приобрёл самые горячие симпатия местного населения.

Деревня Алпатьево принадлежала к приходу соседнего села Долгомостья. Алпатьевцы мечтали открыть приходской храм у себя. В 1866 году приход был открыт, а Алексей Дроздов назначен во иерея. Однако не было ни храма, ни средств на его постройку. До строительства храма местом общественного богослужения был избран двухэтажный дом одного из крестьян. К вечерне и утрене народ собирался особыми повестками: мальчики-школьники стучали в окна каждого дома, призывая его обитателей к службе Божией. Старожилы вспоминали потом, что на эти службы все не просто шли, а бежали.

9. Первым делом отец Алексий нашел спонсора, местного крестьянина И. Н. Позднякова, который обещался выделить деньги на строительство храма.

План для нового храма был в общих чертах снят с плана кладбищенской церкви села Ловцы. Деревянную часовню купили за 70 рублей. Торговаться ездил сам будущий священник Дроздов и будущий церковный староста Леонтий Обухов.

Следующим этапом было нанять плотника. В 1867 году кирпичному заводу в селе Константиново дан заказ изготовить кирпичи и доставить их по реке оке в Алпатье. Крестьянин Поздняков выдал кирпичнику задаток. Но, кирпичник, изготовил больше кирпичей, неожиданно отказался от выполнения заказа и вернул часть задатка. В результате строительный комитет во главе с отцом Дроздовым отдал подряд на кирпич местному жителю Гладкову, владельцу небольшого кирпичного завод в самом селе Алпатье.

Однако неприятности на этом не закончились. Неожиданно спонсор строительства, крестьянин Поздняков, отказался от своего обещания пожертвовать на постройку храма. Денег не стало.

Священник сам лично ездил в Москву и Санкт-Петербург для сбора пожертвований. Зимой 1867/68 года были заготовлены материалы для летних работ, которые начались в июле.

Когда стены храма были выложены на высоте 1 аршин, деньги закончились. Крестьяне села, порядком обедневшие от опустошительных пожаров за последние три года, решительно отказывались вносить добровольные пожертвования.

Тогда о. Дроздов со своими помощниками, крестьянами Леонтием Обуховым и В. П. Простовым, поехали в Рязань к архиепископу с просьбой выдать им книгу на сбор пожертвований на строящийся храм. «С этой книгой они исходили почти всю Россию». Зимой 1868/69 года на собранные таким образом средства и, главным образом долги, строители подготовили материал для летних работ. Весной и летом 1869 года были возведены стены.

10. Зимой 1869/70 года заготовлены лес и железо, подряжены плотники и кровельщики.

Летом 1870 года из Нижнего Новгорода пришло железо, пожертвованное купцами Куровыми. Белое железо на обшивку купола пожертвовал крестьянин Поздняков. Недостающее купили.

В августе 1870 года здание было покрыто полностью, покрыт и купол над храмом и колокольня, установлен медный, вызолоченный через огонь, с яблоками крест.

Осенью деньги снова иссякли и работы прекратились. В долг были заготовлены материал для штукатурки храма, для внутренней отделки заказан крест на колокольню.

11. Основатель Дроздов заключил условие с живописцем села Ловцы Трофимом Безносовым на изготовление иконостаса, нанял штукатуров и каменщиков.

В мае 1871 года на колокольню был водружен крест, медный, так же вызолоченный через огонь. Церковь изнутри была отштукатурена, устроены рамы и двери. Деньги опять закончились.

Зимой 1871/72 года был готов иконостас, правда, работа задержалась на полгода, и только в июле 1872 года он был поставлен на место. Все работы в основном проводились в кредит.

Из Нижнего Новгорода приехал А. Л. Обухов и привез суммы, пожертвованные благотворителями. На эти деньги основатель Дроздов в Москве купил всю необходимую церковную утварь.

Кузнецов уговорил коломенскую купчиху Набокову пожертвовать в дар храму в Алпатье две иконы: Казанскую икону божьей матери, в серебряной ризе и Тихвинскую икону Божьей матери, в серебряной ризе.

12. Казанская икона была встречена прихожанам и пастырем с особым торжеством и врезана в местный ряд иконостаса, по левую сторону царских дверей. Храм был устроен во имя Казанской иконы Божьей матери.

Крестьянин М. П. Кузнецов нашел среди купцов жертвователей на покупку в Москве колокола. Колокол прибыл поездом из Москвы на железнодорожную станцию Горки, но не тот, а тяжелее в 15 раз! Почему-то перепутали!

Сын церковного старосты Д. Л. Обухов заказал в Саратове ещё колокол.

Колокол был отлит в 1876 году. В 1878 году еще один колокол был пожертвован коломенским купцом Кашириным.

13. В кассе строительного комитета от постройки осталось 15 рублей.

«22 августа 1872 года, в воскресенье, было решено освятить храм. Пригласили из Рязани Его Преосвященство, Алексия, Архиепископа Рязанского и Зарайского, почтить своим присутствием село Алпатье и освятить храм. Владыка принял депутатов и назначил день приезда на вторник, 22 августа.

Архиепископ удивился узнав, что за строителями храма остался долг. «Я не знаю ни одного случая в епархии, когда бы постройка храма, без определенного капитала так успешно была бы закончена».

Ценой колоссальных общественных усилий за шесть лет был возведен храм. В 1873 году Алпатьевская школа была преобразована в министерское училище. В 1874 году в Алпатьево открылось и женское министерское училище. Отец Алексей Дроздов нашел средства для того, чтобы выстроить для училищ два добротных здания.

14. Всего протоиерей Алексей Тарасович Дроздов посвятил педагогической деятельности 44 года и 5 месяцев своей жизни. За это время он обучил весь приход — и мужчин, и женщин. Все выросли и развились на его глазах. Он был на приходе как отец в своей обширной семье. Всех знал по имени и отчеству, знал жизнь каждого своего односельчанина. Духовные дети называли отца Алексея «папашей», а его супругу «мамашей».

Летом 1882 года село Алпатьево было истреблено целым рядом пожаров. Обеднели крестьяне, обеднел и настоятель храма. Воспользовавшись случаем, он решил перейти на один богатый приход. В это время пришлось ему отправиться для совершения требы в дом одного своего очень бедного прихожанина. «Правда ли, папаша — кормилец, что ты нас покидаешь?» — спросил тот. «Что же делать? Жить нечем», — отвечал священник. Услышав эти слова, бедняк вынул из своего кармана кошелек, высыпал на стол перед отцом Алексеем свои последние гроши и пал ему в ноги со слезами: «Кормилец! Возьми все у меня, только не оставляй нас!». Эта сцена преданности до слез растрогала отца Алексея, и он больше не возвращался к мыслям о переводе.

В это же лето во время страшного пожара огонь подступил к его дому. Крестьяне оставили свои дома, стянули все пожарные орудия к дому священника и буквально вырвали из огня дом любимого пастыря. Долго он стоял одиноким среди огромного пожарища.

Трезвый труд и предприимчивость сделали алпатьевцев весьма зажиточными.

15. В 1930 году Алексей Тарасьевич Дроздов скончался. После его смерти была установлена мемориальная доска от жителей села Алпатьево

Дроздову Алексею Тарасьевичу, основателю Храма в честь Казанской иконы Божьей матери.

16. Его место занял Санков Иван Андреевич. До этого времени Санков служил в Одессе. Но в 1927 году Отец Ион отправился на родину и был назначен священноначалием служить в храм села Алпатьево. Здесь он прослужил до своего ареста.

17. 23 февраля 1938 года отец Ион был арестован и заключён в тюрьму в городе Коломне. 7 июня 1938 года отца Иона приговорили к расстрелу. 4 июля 1938 года он был расстрелян.

18. В том же 1938 году храм был закрыт и переоборудован под клуб.

19. Здесь проводились массовые мероприятия.

20-21. Встреча ветеранов в здании клуба.



22. Некоторое время здание храма использовали под размещение Алпатьевской школы.

23. И лишь только в 2006-07 году храм снова начали восстанавливать.

24. Установили новые окна.

25. Провели работу по восстановлению фасаду здания.



26-27. Установили новые металлические двери.

28. Отремонтировали крышу.

29 -30. Наладили систему стока вод.

31. Заменили электропроводку.

32-33. И наконец, храм приобрёл современный вид.

34. Рядом со зданием церкви возвели колокольню.

35-37. Колокольный звон возвещает о начале и об окончании службы.

38. Помощь в строительстве звонницы оказали жители

Юрий Васильевич и Юрий Юрьевич Лукьяновы.



39. Для маленьких прохожан построена деревянная горка.

40. Внутреннее обрамление храма продолжается. Своё место занял иконостас.

41. Икона Казанской Божьей Матери.

42. Оформлен алтарь и вход в него.

43. Так выглядит алтарь внутри.

44. Покровитель города Луховицы.

45. Закуплен необходимый церковный инвентарь.

46. Сейчас настоятелем храма является отец Николай. Под его руководством продолжается восстановление древнего храма в селе Алпатьево








sitemap
sitemap