Проект Возрождение славянского оберега Писанка



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 граснодара

Проект «Возрождение славянского оберега «Писанка»

Автор:

Винник Элиза, ученица 4 «Б» класса МБОУ СОШ № 24

Научный руководитель:

Кочкина Светлана Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24 г.Краснодара

Введение

Впервые писанку мы увидели в Доме детского творчества. Когда стали расспрашивать, выяснили, что традиция создавать расписные яйца пришла с Украины. Там живут наши бабушки. Родились наши родители, – значит, традиция создавать писанки – традиция наших предков. Мы решили подробно узнать о писанке и другим рассказать.

Писанка – что это? Искусство восковой росписи яиц или традиция украшать яйца в канун христианского праздника Пасхи? Какое значение имеет цветовое решение, узор или это просто желание автора сделать свое изделие красивее?

Цель работы: обобщить знания о таком виде декоративно-прикладного искусства, как восковая роспись яиц» в форме пособия, в который войдут наглядные, иллюстративные и информационные материалы с целью возрождения древнего славянского оберега «Писанка».

Задачи:

Изучить историю возникновения и развития искусства оформлять яйцо.

Выявить отличительные особенности писанки, ее особенности и традиционный способ изготовления.

Изучить традиции украшать яйца в семьях одноклассников.

Изготовить с соблюдением всех правил и традиций образцы, наглядно показывающие богатство и разнообразие искусства восковой росписи яиц.

Систематизировать полученные знания о древнем славянском обереге «писанка» в виде пособия для желающих освоить этот уникальный вид декоративно-прикладного искусства.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Наши современники знают традицию красить яйца в канун христианского праздника Пасха, но оказывается, традиция украшать яйца более древняя, чем христианский пасхальный обычай. Ей уже около 5 тыс. лет.

Проблема или вопрос, подлежащий исследованию

Чем отличается яйцо, крашенное по христианским традициям и славянская писанка?

Гипотеза

Предположим, что эти произведения искусства имеют разные традиции и символики.

Подробное описание метода или плана исследования

Постановка целей и задач.

Изучение значения яйца в мифологии различных народов мира. Яйцо – праобраз Вселенной у многих народов мира. Все мифологии хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источника происхождения всего, что существует в этом мире. Византийский философ Иоанн Дамаскин считал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа — небо, плева — облака, белок — вода, а желток — земля.

Изучим исторические корни этих традиций: Истоки возникновения. Время появление традиции красить яйца, связь со временем года, значением.

Красить яйца начали очень давно – по археологическим находкам – более 5 тыс. лет назад. С тех пор люди придумали множество способов окраски яиц и материалов для украшения. Составление таблицы возможных вариантов оформления яиц. Сравним сферы использования.

Писанка – традиционный оберег с многовековой историей, своими традициями, значимой цветовой гаммой и символикой. Искусство писанки – искусство восковой росписи яиц. Писанки — это сырые яйца, изукрашенные символами-оберегами при помощи воска и краски. Расписные яйца с применением воска в народе называли по-разному. Составление таблицы.

С конца 18 века производство декоративных яиц становится самостоятельным видом декоративно-прикладного и народного искусства. Проследить изменение облика ювелирных яиц с течением времени и «писанок», характерных для крестьянской среды.

Что бы узнать насколько наши сверстники знакомы с древней традицией украшать яйца, каковы семейные традиции, провести анкетирование среди учащихся 6 класса школы № 266. Цель:

— изучение степени популярности традиции изготовления пасхальных яиц среди сверстников и их семей,



— анализ сферы использования крашенных яиц в их семьях,

— возможные варианты оформления,

— степень знакомства со славянской писанкой.

Результаты обработать, сделать вывод.

Изучить, описать порядок изготовления писанок.

Изучим используемые традиционные цвета. Составим сравнительные таблицы.

Изучим технологию писанки. Сделаем технологическую карту последовательности изготовления.

Разработаем цветовую таблицу.

Составим таблицу символов и значений.

Систематизировать полученные данные и разработать технологические карты.

Разработать методическое пособие для сверстников.

Основная часть

ГЛАВА 1. Яйцо – прообраз Вселенной. Яйцо почиталось многими народами мира. Древнегреческий мыслитель Плутарх считал яйцо символом Творца вездесущего и все в себе вмещающего. В славянской традиции яйцо — источник и жизни и смерти. Древние народы считали яйцо прообразом Вселенной — из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. Представления о яйце как о микрокосме, восходят к глубокой древности: индоиранские легенды говорят о появлении Вселенной из яйца; Геродотом записано предание о том, что мир создан из яйца, положенного Фениксом в святилище Гелиоса: «Из яйца, из нижней части, вышла мать-земля сырая; Из яйца, из верхней части, стал высокий свод небесный….» [1, с. 75]. На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а находился этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу согревал огонь, давая яйцу тепло творения. Благодаря этому божественному огню и появилось из яйца мифическое существо — Пану. Все невесомое стало Небом, а все плотное — Землей. Пану соединил Небо с Землей, создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся сломлю, Пану дал ей Солнце, а чтобы напомнить о холоде — Луну. Благодаря Пану Солнце согрело Землю, засветила Луна, родились планеты и звезды. Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа — небо, плева — облака, белок — вода, а желток — земля. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источник происхождения всего, что существует в этом мире. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.), в том числе и крашенные.

Поляки на Пасху окрашивают яйца не только в красный цвет, потому что верят, что это Дева Мария раскрасила яйца в разные цвета, чтобы развлечь божественного младенца. А в Австрии пасхальные яйца красят в зеленый цвет. В этой стране зеленый цвет символизирует Весну и Надежду. Шведы предпочитают желтый — цвет золота. Но самый распространенный цвет пасхальных яиц все-таки красный.

Обычай красить яйца. Об обычае красить яйца вспоминают в своих записях еще Ювеналий, Овидий и Плиний [400, с. 608]. Римляне использовали их в своих ритуальных играх и обрядах, считая атрибутом творца всей природы, существовал добрый обычай посылать друг другу окрашенные яйца в качестве подарка или поздравления. В Европу обряд попал от азиатских или семитских народов, в которых был обычай на новый год класть на стол крашенные яйца и дарить своим благотворителям. На Руси издревле красили вареные яйца в разные цвета во время, когда весна вступает в свои права. Это были как бы цветы Ярилы Бога. На тарелку клали яйца, смысл которых — Весна, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь. Пасха так же совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю.П. Миролюбова, Пасха получила универсальный характер — это и воскресение природы, обновление жизни. Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху сохранилось в рукописи Х века из библиотеки монастыря Святого Анастасия в Греции [10, с. 14]. Но традиция красить яйца возникла задолго до христианства. Христиане ввели особую символику: яйца, окрашенные в красный цвет, символизируют кровь Христа. Но разные народы — разные легенды. Поляки верят, что это Дева Мария раскрасила яйца в разные цвета, чтобы развлечь божественного младенца. В Австрии пасхальные яйца красят в зеленый цвет, цвет, символизирующий Весну и Надежду. Шведы предпочитают желтый — цвет золота.

Способы оформления яйца. За многовековую историю крашенного и расписного яйца было изобретено множество способов его окраски и материалов для украшения. Но русское прикладное искусство XVIII века получило качественно иной характер по сравнению с искусством предшествовавших столетий. Связано это было в первую очередь с преобразованиями, проведенными Петром I. Наступила эпоха вхождения России в общеевропейский художественный процесс. Яйца того времени не только деревянные, позолоченные или посеребренные и расписанные мастерами-живописцами, а также костяные резные яйца. Появление новых для России материалов, связанных с петровскими преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Д. Виноградовым. Начиная со второй половины XIX века в оформлении пасхальных яиц появились традиционные религиозные пасхальные сюжеты («Сошествие во ад», «Воскресение» и др.), религиозная символика и атрибутика.

При царском дворе Алексея Михайловича обычай подношения пасхальных яиц превратился в строго регламентировании ритуал: «…Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точеные, каждому по три, по два, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери и люди», — писал Н. Костомаров. Изготовлением таких яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (то есть художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Постепенно пасхальные яйца превратились в своеобразный памятный подарок, нередко весьма дорогой и изысканный. В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254 яйца, в 1802-м — 960. В начале XX века на производстве 3308 яиц в год на том же заводе было занято примерно тридцать человек, включая учеников. К Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году — более15000 штук. Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, жизнь которым давали и различные мелкие предприятия, и народные умельцы. Мировую славу снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже, в изготовлении которых использовали драгоценные металлы и камни, соединившие пасхальное яйцо с ювелирным украшением.

ГЛАВА 2. Таким образом, в XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц становится самостоятельным видом искусства, а с конца прошлого столетия — и самостоятельной отраслью художественной промышленности, своеобразным видом декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские «писанки» и «крашенки». Облик ювелирных пасхальных яиц изменялся с течением времени. «Писанки» и «крашенки», характерные для крестьянской среды, не были подвержены стилистическим временным изменениям.

После Революции, когда изготовление подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали праздновать с «крашенками» и «писанками». Традиция изготовления «писанок» была сильна в западных районах Украины. Их «писанки» напоминают о дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские, украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций. Орнамент «писанок» делится на геометрический, растительный и зооморфный (животные). Именно в орнаменте западноукраинских «писанок» сохранилось много символических обозначений, характерных для древних славян языческого периода, — треугольники, звезды, кресты, точки, спирали, кружки, растения, петушки, коньки и т. д.

Современные художники щедро украшают деревянные сувенирные яйца росписью традиционных промыслов: крутецкая роспись, волховская, полховско-майдановкая, мезенская, холмогорская, гжель. Историк искусства М.Л. Ильин писал: «Это подлинное современное детище искусства нашего народа, живое, красивое, яркое». Нынешние пасхальные яйца делятся на тематические группы: религиозные, пейзажные, литературные (по мотивам былин, народных сказок, произведений русских писателей), с языческими мотивами.

Мы провели анкетирование среди одноклассников (Приложение 1). Анкета содержала 5 вопросов, в которых изучались следующие параметры: связь оформления яйца с определенным событием, наличие в семьях традиций, связанных с яйцом; разнообразие оформления яиц; традиционные подарки; степень знакомства современного школьника с писанкой. В анкетировании приняли участие 30 учащихся 4 класса школы № 24. Украшение яиц связывается только с христианским праздником Пасха (100 %). Традиционным занятием в христианский праздник в семьях наших одноклассников является крашенье яиц, зажигание свечей и изготовление куличей (69 %), на семейный обед или с гостями собираются 20 % опрошенных. Это свидетельствуют, что с крашеньем яиц связывают только христианский праздник Пасхи, но при этом это скорее семейный праздник, чем традиции верующих людей (в церковь принято ходить только 4 % семей). Украшать яйцо принято крашением в один цвет, как пищевыми красителями, так и натуральными (54 %), так же значительное количество людей освоили простые современные способы оформления пасхального яйца: наклейки, пленки (58 %). Причем 38 % ребят считают, что слово «писанка» относится к украшению яиц, 4 % ассоциируют это слова с понятиями «расписывать, рисовать», а 58 % затрудняются ответить. Таким образом, мы считаем, что многовековые традиции создания оберега «писанки» почти утрачены, их вытеснили простые современные наклейки и пленки. А так же забыты символики славянских письмен-пожеланий, значение узоров изучают только на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию. Наша работа станет источником возрождения древнего славянского искусства создавать доброе пожелание дорогим людям в виде послания-оберега.

Искусство писанки – это искусство восковой росписи яиц. Писанки — сырые яйца, изукрашенные символами-оберегами при помощи воска и краски. В отличие от вареных цветных крашенок, их не ели, а хранили целый год [10, с. 14]. Писанки делали не только к весеннему равноденствию, но и ко всякому подходящему случаю — их дарили как обереги на здоровье, любовь, богатство. Писанка — символ весеннего возрождения природы, зарождения жизни, продолжения рода. Превращать обычное куриное яйцо в волшебную писанку в старину умела каждая славянская женщина. Хранительница домашнего очага должна была из года в год «обновлять мир». Для этого святого дела ей, кроме яиц, нужны были: непочатая вода, непочатый огонь, новые горшки, новая полотняная салфетка, пчелиный воск, свеча, краски, писачок (или писальце, кистка) для нанесения воска. Непочатый огонь добывал хозяин дома, непочатую воду хозяйка брала в полночь из семи родников. Краски — из лепестков цветов, коры, кореньев и листьев деревьев.

Так писали писанки наши далекие предки, наши прабабушки. При раскопках под Новгородом было найдено раскрашенное яйцо, и спектральный анализ показал, что возраст его более пяти тысяч лет [19, с. 41]. Значит, традиция украшать яйца более древняя, чем христианский пасхальный обычай. Конечно же, со временем правила писания писанок упростились. Вода простая, кипяченая, писачок — специально изготовленный в виде небольшой металлической воронки, а краски берутся как «от Бога, так и от людей». Но традиция прошла все трудности и смогла выжить.

В быту восковая роспись яиц почти не сохранилась, а вот на Украине традиция писанки жива. Гуцулы считают, что раскрашивание пасхальных яиц вносит в мир гармонию. В Прикарпатье, где традиции уходит своими корнями в глубину веков и мастерство в изготовлении писанки до сих пор передается из поколения в поколение, в 2000 году открылся единственный в мире музей писанок — архитектурное сооружение в форме самого большого расписного яйца в мире. Музей был номинантом в конкурсе «7 чудес Украины». В настоящее время музей владеет коллекцией свыше 6000 писанок, представленных не только из различных областей Украины (Тернопольской, Львовской, Винницкой, Черкасской, Кировоградской, Одесской), но также из Пакистана, Шри-ланки, Беларуси, Польши, Чехии, Швеции, США, Канады, Франции, и Индии. Некоторые экспонаты были изготовлены на границе ХIХ-ХХ веков.

Древние традиции. Наши предки называли Вселенную Поселённой, поэтому, расписывая яйцо, человек как бы населял его мирами. Узоры писанок возникли еще до христианства, когда народ почитал природу и пребывал под ее властью. В глубине столетий наши предки праздновали великий весенний праздник пробуждения природы после долгого зимнего сна, победы добра над злом, света и тепла над тьмой. Ее орнаменты – зашифрованные знаками священные письмена, которым не одна тысяча лет. Когда-то на Руси были хранильники, которые занимались сохранением традиций и изготовлением оберегов. Писанка — один из таких оберегов. Народная мастерица З.Н. Иваницкая говорит: «Обволокусь оболоками, опояшусь утренней зарей, огорожусь месяцем, покроюсь солнцем, обтычусь частыми звездами, — такова писанка… Она становилась олицетворением красоты и гармонии, незыблемого закона мироздания» [19, с. 24]. Такова писанка.

Роспись на скорлупе яйца — сложная композиция из символов, знаков и сочетаний цветов, которая несёт в себе определённый смысл. Яйцо делилось на сектора, в которых наносились узоры (Приложение 2). Писанка стоит в одном ряду с такими понятиями, как «спис» (вышитая языческая икона, хоругвь) и «запис» (обозначенное крестом дерево, под которым совершались жертвоприношения). «Запис» и «писанки» можно видеть на вышивках-списах XIX века из Орловской губернии России [17, с. 18].

Яйцо – дар богам. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. В росписи обрядовой писанки используется четыре ритуальных цвета (Приложение 3): белый — цвет небесной чистоты, солнечный желтый, символ жизни и богатого урожая, красный, несущий мир, лад и защиту и черный, означающий плодородие матери-земли [15, с. 20]. А если писанка делалась в подарок для человека, то цветовая гамма изменялась. Цвет писанок символичен: белый – цвет чистоты, божественного начала, голубой — цвет небесной Богоматери, божественного духовного знания, зеленый – здоровье, жизнь, красный – радость жизни, бордовый или коричневый – принадлежность к матери-земле, синий — связь с небом, черный — неизвестность, бесконечность. Любую писанку можно «прочитать», учитывая символику ее цвета и рисунка.

Предназначались писанки для дарения. Неряшливо расписанное яйцо силы не имело. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых, для этого служили крашенки. Крашенка — яйцо вареное, писанка — непременно сырое. Если писанку случалось разбить, то скорлупку следовало измельчить и закопать в землю или же бросить в воду, не то девушки будут рябыми, некрасивыми, в садах будет один пустоцвет. Писанки писались и дарились любимым людям, детям, родственникам. Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел, и чтобы год был плодородным, писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, писанку катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище [8, с. 26]. Через писанку знакомились и проявляли свои чувства: девушки дарили парням платок с писанками, и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок наполнял угощениями и подарками. Писанка призвана была помочь всякой душе обрести свою половину. Семья представлялась в образе яйца, одной половинкой которого является муж, другой — жена. Девушка на выданье с писанкой в руке отправлялась в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. Она просила у зари красоты и здоровья, а затем, завернув писанку для любимого, в платок, специально к этому случаю вышитый, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой. В Болгарии такие писанки назывались «годенишками». В Чехии парни, требуя писанку, в шутку хлестали девчат вербными прутьями. В Белоруссии в Светлый Понедельник «ухажеры» пели песни под домами у девушек, и им причиталась писанка.

Тех, кто занимается росписью яиц славянской писанкой, называют писанчарки, и настоящая мастерица рисует сразу, не нанося предварительных контуров. Мастерица садилась у печи и, макая кистку в растопленный воск, выводила на скорлупке яйца таинственные знаки. Душа ее была полна добрых и светлых чувств, наилучших пожеланий родным и близким — всем тем, кому писанки предназначались. Окунув яйцо в желтую краску, «яблоньку», приготовленную из коры дикой молодой яблони, женщина шепотом трижды произносила священный заговор-молитву. Писала конкретно для каждого члена семьи, для родственника с пожеланиями чего-то хорошего. Цветы — женщине, которая хотела иметь детей, ёлочки — на здоровье, звёзды — на удачу. Для детей писанки окрашивали рисунком жёлто-зелёных тонов. От этих символов, передававшихся из поколения в поколение, отступать было нельзя. Писанки имеют сотни символов, значений-оберегов. Они защитят от черной злобы и зависти, от крови и разлуки, от болезней и голода [7, с. 119]. Нет, пожалуй, ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанок. Мы взяли украинский текст и перевели значение символов (Приложение 4). Всё то из символов, что человек придумывал сам, уже не было писанкой. Называлось малеванка либо малявинка, и никакой силы такое яйцо не имело.

Орнамент писанок — символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образ-ного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница. Конструкция орнамента представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов. В полях размещаются орнаменты — магические знаки-символы. Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Таким образом, мы имеем писанки «подпоясанные» и «распоясанные». Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Если орнамент-поясок делит поверхность яйца на два полушария по вертикали, то в такое поле может быть вписана звезда, крест или дерево. Если большие поля прерываются по экватору, меридиану, диагонали или радиусу, а орнаменты, чередуясь или повторяясь, размещаются в каждом из образовавшихся сегментов, то мы получаем новый рисунок из маленьких рисунков. И все здесь подчинено идее Мироздания, строения и сущности Вселенной. За разводом кругового типа через «поля-перервы» следует развод «переметная сума», тип «плетеница«.

Все древние узоры можно разделить на группы (Приложение 5): солнечные знаки, растительные, животные, геометрические символы и христианские знаки (были добавлены после принятия христианства на Руси в Х веке).

Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Инструмент для расписывания яиц воском в разных районах России и Украины называют по-разному: писальце, писачок, кистка (Приложение 6). Выглядит он тоже по-разному: это может быть расщепленное куриное перо, деревянная палочка, на конец которой привязывают металлическую воронку с дырочкой на конце для выхода воска. Писачок наполняют растопленным воском или нагревают металлический наконечник и окунают в растопленный воск, который и наносят на яйцо, непрерывно вращаемое в соответствии с характером рисунка. Трубочкой наносят основные линии рисунка. И когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом, оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми (Приложение 7). Затем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. Заполнение секторов и рисунка подарочной писанки сохранилась с обрядовой писанки (Приложение 8): ильчатое, заполнение сеткой, штриховка, заполненное точками. К концу работы яйца превращались в черные, мрачные колобки. После этого нагревают яйцо, растапливают воск и снимают его, обтерев чистой салфеткой, — «писанка» готова. Так рождалась писанка, как рождается солнышко из темноты ночи. Первую писанку делали для родителей. Узор по древнеславянской символике означает пожелание им добра. Вторая писанка — закликание весны. Третий узор на богатство. Продавать писанку — грех, даровать — значило честь оказывать: «Писанки с мережками стали обережками, в них мечта записана, зло сбивает писанка» [3, с. 20].

При крашении использовались натуральные красители, смешивая которые, можно было получать разные цвета (Приложение 9).

Расписные яйца с применением воска в народе называли по-разному:

название

характеристика

особенности

Крашенки

Разноцветные однотонные яйца

На основе его делали писанку

Писанки

Яйца, имеющие роспись в соответствии с символикой и традицией

Специальными инструментами в определенной последовательности

Малеванка

Так называют яйца, расписанные с нарушением символики и традиций

«Скробанки»

особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым «инструментом».

Может быть часть узора нанесена при помощи воска

Крапанка

если на общем цветном фоне обозначались крапинки другого цвета

Использовали церковную свечу

Крашенка-капанка

На яйцо, окрашиваемое по очереди в разные цвета, капается воск. В конце – снимается

Начальный цвет – желтый «яблонька»

Мучная крашенка

Начните нанесение воска с желтого цвета. Восковые капельки роняйте чешуйкой, так, чтобы потом красная горошинка выглядывала из-под желтой, зеленая — из-под желтой и красной… В конце погрузите яйцо в столовый уксус, разведенный пополам с водой. Через 20 минут извлеките яйцо и вымойте с мылом в холодной воде. Промокните, растопите воск.

Разноцветный горошек, точно выгравированный, будет рельефом проступать на белой поверхности яйца.

Выводы

Таким образом, писали писанки наши далекие предки, наши прабабушки. Этой традиции насчитывается уже около 5 тыс. лет. Наши современники знают только традицию красить и оформлять яйца в канун христианского праздника Пасха, но традиция украшать яйца более древняя, чем христианский пасхальный обычай. Восходит традиция писанки к языческим временам, о чем свидетельствуют археологические находки в курганах, записи Ювеналия, Овидия и Плиния. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.

Роспись писанки — вид декоративного искусства у многих славянских народов. Узор имеет преимущественно геометрический или растительный орнамент, строго подчинённый форме яйца. Превращать обычное куриное яйцо в писанку в старину умела каждая славянская женщина. С приходом христианства на Русь писанка стала пасхальным яйцом. Но писанку отличает от пасхальных яиц и то, что яйцо сырое, и магические знаки в орнаменте, и восковой способ нанесения узоров, и видимые движения в рисунке. В символике мало что изменилось, христианские знаки только добавились.

Современные мастера изобрели множество способов оформления подарочного яйца. Со временем оформление яйца видоизменялось, но облик ювелирных пасхальных яиц был подвижен и изменялся с течением времени, а «писанки» и «крашенки», характерные для крестьянской среды, были менее подвержены стилистическим временным изменениям и уникальные традиции писанки сохранились до наших времен.

В данной работе мы обобщили знания о таком виде декоративно-прикладного искусства, как восковая живопись яиц. Создали пособие «Возрождение древнего славянского оберега писанка» (Приложение 10), в который вошли наглядные, иллюстративные и информационные материалы о традициях и магических свойствах оберега, систематизировали полученные знания в виде наглядных пособий и таблиц по символике, значению цветов и узоров; описали приемы работы с воском при окрашивании яиц, разработали технологические карты изготовления писанки. Это пособие стало нашим вкладом в возрождение древнего славянского оберега «Писанка».

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Агапкина Т. Пасхальные праздники // Родина. 1996. № 4. — С. 74-77.

Аристова У.В. Дорого яичко к христову дню // Народное творчество. 1996. № 2. — С. 16.

Барская Н. Пасха // Юный художник. 1995. № 3. — С. 19-23.

Бондарь Е., Герук Л. 100 поделок из яиц. – М.: Наука, 1973. – 110 с.

Вавилов М.А., Василенко В.А., Игнатов В.И. и др. – М.: Высш. шк., 1987. – 511с.

Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. — М.: Галарт, 1998. — 328 с.

Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. Условность древнего искусства. — М.: Искусство, 1970. — 125 с.

Иваницкая З.Н.. Искусство писанки. – М., 1999.

Мелентьев Ю.С. Родники народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1978. № 8. — С. 1-5

Никитин В. Дорого яичко к христову дню // Наука и религия. 1996. № 4. — С. 14.

Онуфриева И., Миронова Е. Пасхальные сюрпризы Карла Фаберже// Юный художник. 1990. № 7. — С. 37-40.

Парменов А.Г. Пасхальные яйца. — М.: Лик пресс, 1997. — 368 с.

Попова О.С., Каплан Н.И.. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

Рогов А.И., Парменов А.Г. Энциклопедия православной святости. Т.2. — М.: Лик пресс, 1997. — 368 с.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1994. — 608 с.

Славянская писанка / Бобрихин А.А., Ворончихина О.Б., Вострикова И.Г., Гуляева Е.Д. – Свердловск: Свердловский областной Дом Фольклора. 2000. — 22 с.

Соловьева Л.Н. Пасхальные яйца. Альбом. – М.: Интербук-бизнес, 1997.

Сумцов Н. Ф., Писанки, «Киевская старина», 1891, май, июнь: Лубенский музей Е. Н. Скаржинской. — Киев, 1890.

Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. — Мурманск, 1992.

Сайты:

http://pthings.ru/portal/pisanka2

http://www.artortodox.org

pasxa.eparhia.ru








sitemap
sitemap