Проект Такая разная пыль



Городской конкурс творческих работ учащихся

«Твои первые открытия»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №45»

ТАКАЯ РАЗНАЯ ПЫЛЬ



Выполнил: Коровин

Роман Дмитриевич,

ученик 6«А» класса

МБОУ «СОШ №45»

Руководитель: Собина

Людмила Владимировна,



учитель биологии

МБОУ «СОШ №45»,

Коровина



Наталия Валерьевна,

учитель информатики

МБОУ «СОШ №45»

Новоуральский городской округ,

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………..……………

3

1. Основная часть ……………………………………………………..

5

2. Практическая часть

2.1 Результаты анкетирования ………………………………….

2.2 Исследование 1 и его результаты………………………….

2.3 Исследование 2 и его результаты …………………………..

8

9

11

12

Заключение …………………………………………………………………

14

Список использованных источников ………………………………………

15

ВВЕДЕНИЕ

И пыль может образовать гору.

(поговорка)

Пыль — это непременный атрибут жилья человека. Она незримо обосновалась в наших домах и квартирах, ведёт параллельную с нами жизнь, незаметно устанавливает свои порядки.

Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей дома.

Экологи всего мира единодушны во мнении, что пыль небезопасна для здоровья человека. Вдыхание воздуха с высокой концентрацией пыли оказывает такое же вредное воздействие на лёгкие, как полсигареты.

Но, безусловно, самым большим вредом пыли является распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией.

Гипотеза исследования: если ежедневно проводить влажную уборку, каждые два часа проветривать помещение по 15 мин., разводить комнатные растения, пользоваться пароувлажнителем или ионизатором воздуха, то атмосфера в помещении будет чище.

Объект исследования – пыль.

Предмет исследования – пыль в учебных кабинетах.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные средства для очистки воздуха от пыли в учебных кабинетах.

Для достижения цели поставлены задачи:

1) изучить литературу по данному вопросу;

2) провести анкетирование учащихся;

3) изучить пыль с одежды, компьютерных мониторов с помощью электронного микроскопа;

4) изучить наличие болезнетворных бактерий и микроорганизмов в учебных кабинетах;

5) выявить наиболее эффективные факторы борьбы с болезнетворными бактериями и микроорганизмами, которые переносятся с пылью;

6) проанализировать полученные результаты.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Пылью называют твердые частицы размером от 0,01 до 10 микронов. Пылинки размером менее 5-10 мкм постоянно плавают в воздухе, частицы от 10 до 50 мкм оседают постепенно, а более крупные практически сразу осаждаются.

Пыль бывает самая разная. Пыль попадает в атмосферу при сжигании твердого горючего, богатого зольными веществами, при переработке минеральных веществ. Способна она образовываться и в результате естественных процессов — таких, как извержение вулканов или выветривание скал, а также в результате сельскохозяйственной деятельности человека. Во время засухи над полями бушуют пыльные бури, а над пустынями поднимается песчаная пыль.

Пыль вездесуща. Она просачивается сквозь самые мелкие щели и отверстия. Она есть всюду: в пещере, где никогда не ступала нога человека, в квартире, обитатели которой надолго уехали, в самолете, мчащемся над облаками, и даже высоко над землей, в стратосфере.

Мельчайшие кристаллики соли образуют пыль над океанами. Но ее количество ничтожно мало по сравнению с той пылевой массой, которая возникает на суше. Над океаном атмосфера загрязнена пылью в 10 раз меньше, чем над материками.

Домашняя пыль содержит шерсть и перхоть домашних животных, фрагменты перьев, частицы насекомых, волос и кожи человека, споры плесневых грибов, нейлон, стекловолокно, песок, частицы тканей и бумаги, мельчайшие фрагменты материалов, из которых сделаны стены, мебель и предметы обихода.

Пыль любит путешествовать, и ей это легко удается. Ее частицы очень маленькие и необычайно легкие. Они переносятся ветром на огромные расстояния, так что в слое пыли, осевшем на ваш стол, можно найти песчинки Сахары, крошки пирамид, пепел вулканов, споры южноамериканских растений, частицы шерсти кенгуру, мраморные пылинки античных развалин, пыльцу французских лилий и даже космическую пыль с тех самых «пыльных тропинок далеких планет», о которых пели ваши бабушки и дедушки, когда были молодыми.

Пыль не так уж безвредна, как это может показаться, поэтому с ней нужно постоянно бороться.

Во-первых, основную (до 80%!) и наиболее вредоносную часть домашней пыли составляют микроскопические пылевые клещи. Они обосновались в жилищах человека давно, попали в них с пухом и пером птиц, а некоторые виды — с продуктами сельского хозяйства. Домашний клещ не кусается и сам по себе не опасен для человека. Проблему представляют отходы его жизнедеятельности — экскременты, которые нередко вызывают сильнейшую аллергию. Каждый клещ ежедневно выделяет около 20 частичек экскрементов.

Особенно любят пылевые клещи обитать в постелях, поскольку там полно биологической пыли, образующейся из слущившихся чешуек нашей кожи. В двуспальной кровати можно насчитать порядка 2 миллионов клещиков.

Во-вторых, пылинки способны поглощать своей поверхностью любые вещества, в том числе и вредные, поэтому в домашней пыли можно найти практически половину таблицы Менделеева и более 100 органических соединений, вызывающих неизлечимые болезни.

В-третьих, кроме вредных примесей, на пылинках полно бактерий (они не перемещаются в воздухе свободно, а путешествуют на пылевых частицах). Один наперсток домашней пыли содержит 5 000 000 микробов. После гибели микроорганизмов высвобождаются бактериальные эндотоксины, которые также могут вызывать аллергию. Для бактерий это нормальные продукты метаболизма, а для людей и других крупных животных они ядовиты.

За сутки житель крупного города «пропускает» через свои легкие до 6 млрд. пылинок, которые уместились бы в двух столовых ложках.

Пыль мешает производить детали для микроэлектроники и высокоточных приборов. На подобных производствах с ней борются не на жизнь, а на смерть.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Запыленность воздуха — важнейший экологический фактор, сопровождающий нас повсюду. Пылью считаются любые твердые частицы, взвешенные в воздухе. Безвредной пыли не существует. Экологическая опасность пыли для человека определяется их природой и концентрацией в воздухе. Пыли можно подразделить на две большие группы.

1. Мелкодисперсная пыль, состоящая из легких и подвижных частиц. Такая пыль может находиться в воздухе длительное время — «витать». Она попадает с воздухом в легкие при дыхании, может накапливаться в организме.

2. Крупнодисперсная пыль, состоящая из тяжелых и малоподвижных частиц. Такая пыль быстро выпадает из воздуха при отсутствии ветра, образуя пылевые отложения (например, на шкафу).

В 1 см3 воздуха в закрытом помещении может содержаться до 106 пылинок различного размера, природы и степени опасности.

Размеры пылинок имеют большое гигиеническое значение, так как чем мельче пыль, тем глубже она проникает в дыхательную систему. Если относительно крупные пылинки при вдыхании в большей степени задерживаются в верхних дыхательных путях и постепенно удаляются оттуда со слизью (отхаркиваются), то мелкая пыль, как правило, проходит в легкие и оседает там на длительный срок, вызывая поражение легочной ткани. Кроме того, мелкая пыль при той же массе имеет большую поверхность соприкосновения с легочной тканью, поэтому она более активна. Мелкая пыль представляет большую опасность, чем крупная, так как она дольше находится в воздухе во взвешенном состоянии.

2.1 РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Нами была разработана небольшая анкета, состоящая из 5 вопросов. В анкетировании приняло участие 47 респондентов в возрасте от 12 лет.

На вопрос «Вся ли пыль одинакова (от одежды, шерсти домашних животных, книг и т.д.)?» ответы респондентов распределились следующим образом:

«Переносятся ли с пылью вредные бактерии?» мнения респондентов распределились следующим образом.

«Что поможет избавиться от пыли?» респонденты ответили.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, а также посмотреть кто из респондентов прав мы разработали и провели несколько исследований.

2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ 1

Цель исследования: рассмотреть структуру пыли от одежды, сшитой из различных тканей (шерсть, синтетика, хлопок).

Оборудование. Ватные палочки, стекла предметные, микроскоп.

Перед началом второй смены, в соответствии с санитарными нормами, в учебных классах проводится влажная уборка и сквозное проветривание. Перед началом исследования мы провели влажную уборку учебных парт. Класс разделили на три группы (по ткани из которой сшита одежда): 1 ряд – одежда из шерстяной ткани, 2 ряд – одежда из искусственных и синтетических тканей, 3 ряд – одежда из хлопчатобумажной ткани.

Ход исследования.

1. Собрали пыль с учебных парт (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд и монитор).

2. Собранные виды пыли разместили по предметным стёклам, пронумеровали.

3. Рассмотрели приготовленные образцы пыли под микроскопом и сфотографировали (Приложение 1).

Вывод. Рассмотрев частицы пыли под микроскопом, мы обнаружили, что они неоднородны по составу, размеру и цвету. Пыль от шерстяных вещей – крупнодисперсная, а от искусственных тканей и хлопчатобумажных — мелкодисперсная. Экран монитора «притягивает» к себе все виды пыли.

2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ 2

Микробиологическое состояние воздушной среды закрытых помещений очень лабильно. Количество микроорганизмов в воздухе колеблется в зависимости от санитарно-гигиенического состояния помещений, количества в них людей, температуры, времени суток, влажности воздуха, уровня химического загрязнения воздушной среды. Основным источником (на 70-80%) микробного загрязнения воздуха закрытых помещений является человек. Подавляющая часть микрофлоры связана с пылевыми частицами -почвенной пылью, частичками эпидермиса, обеспечивающими длительную циркуляцию микроорганизмов в воздушной среде помещений. Санитарно-гигиеническое состояние воздуха закрытых помещений оценивается по ряду параметров, среди которых:

— общее количество микроорганизмов в 1 куб. м (относительный показатель состояния);

— наличие микроорганизмов, вегетатирующих на слизистой оболочке верхних дыхательных путей (альфа- и бета-стрептококки и стафилококки);

— наличие плесневых грибов (фактор развития аллергических и бронхолегочных заболеваний).

В проведении исследования нам помогали Гаврилова Елена Алексеевна, начальник отдела обеспечения качества и Старикова Ксения Леонидовна, заведующая контрольно-микробиологической лаборатории ООО «Завод Медсинтез», которые обеспечили нас чашками Петри с питательной средой и рассказали методику проведения исследования.

Цель исследования: изучить микробиологическое состояние воздушной среды учебных кабинетов.

Оборудование. Чашки Петри с питательной средой, пароувлажнитель, ионизатор воздуха, комнатные растения.

Нами были выбраны 4 кабинета – биология, информатика, математика, начальная школа. Выбор кабинетов обуславливался следующими факторами:

кабинет биологии – много комнатных растений, но нет пароувлажнителя, ионизатора воздуха и кондиционера;

кабинет информатики – имеется пароувлажнитель, ионизатор воздуха, кондиционер, 16 персональных компьютеров, влажная уборка проводится 3 раза в день, но нет комнатных растений;

кабинет математики – имеются комнатные растения, но проветривания кабинета не всегда удается проводить каждую перемену, т.к. учащиеся во время перемены консультируются у учителя;

кабинет начальной школы – много комнатный растений, пароувлажнитель и проветривание каждую перемену.

Ход исследования.

1. Собрали образцы воздуха, для этого чашки Петри с питательной средой были расставлены в кабинетах на 120 минут.

2. Маркированные чашки Петри закрыли крышками и поставили под батарею центрального отопления.

3. Через 2 дня рассмотрели полученные результаты.

Вывод. В воздухе учебных кабинетов содержатся микроорганизмы и бактерии, не оказывающие влияние на здоровье человека.

Количество жизнеспособных колоний в 1 м3 (Приложение 3):

— кабинет биологии – 204/м3

— кабинет 1 А класса – 508/м3

— кабинет математики – 767/м3

— кабинет информатики –1017/м3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведения эксперимента выдвинутая нами гипотеза (если ежедневно проводить влажную уборку, каждые два часа проветривать помещение по 15 мин., разводить комнатные растения, пользоваться пароувлажнителем или ионезатором воздуха, то воздух в помещении будет чище) подтвердилась.

После проведения исследования, в котором нам помогали Гаврилова Елена Алексеевна, начальник отдела обеспечения качества и Старикова Ксения Леонидовна, заведующая контрольно-микробиологической лаборатории ООО «Завод Медсинтез» к нам обратились учителя начальных классов (С.Г. Большакова, О.А. Макарова и Г.Ф. Таланкина), а так же наш классный руководитель И.В. Щербакова с просьбой о проведении беседы с учащимися их классов.

В результате этого:

1) выпустил буклет с рекомендациями;

2) подготовил беседу, в которой обобщил полученные результаты и планирую выступить во 1х, 3х, 10Б (медицинском) и 11х классах;

3) разместил свой проект на сайте школы и социальных сетях.

Победить пыль — полностью изгнать её — невозможно! Но стараться сократить масштабы её «проживания» в наших силах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. – ЗАО Компания «Махаон», 2001. – 490 с.

2. Война с микробами. – Де Агостини, 2007. – выпуск №37. – (Как устроено тело человека)

3. Галенс Д., Пир Н. Книга ответов для почемучек. – Харьков, 2006

4. Дыхание. – Де Агостини, 2007. – выпуск №4. – (Как устроено тело человека)

5. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003. – 176 с.: ил.

6. Пословицы и поговорки. – Мн.: Харвест, 2007. – 320 с. – (Золотая коллекция)

Интернет-ресурсы

www.surwiki.ru/wiki/images/2/22/%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B5.pdf

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%FB%EB%FC

http://bigmeden.ru/article/%D0%9F%D1%8B%D0%BB%D1%8C

http://www.regobraz.ru/statia.php?nm=173








sitemap
sitemap