Проект Сборник задач о войне



МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Секция: математика

Исследовательская работа

Тема: «Сборник задач о войне

«Во имя тех священных дней…»»

Автор работы:

Анашкин Дмитрий Арсланович,

8 б класс, МСОШ № 30 с УИПОО

«Физическая культура».

Руководитель:

Задесенцева Светлана Петровна,

учитель математики.

г. НИЖНЕВАРТОВСК

2010г.

Оглавление

Стр.

Введение ———————————————————————————————- 3

1.Работа над проектом

1.1. Опрос «Великая Отечественная война в датах и числах» ——————— 4

1.2. Сбор информации———————————————————————- 5

1.3. Составление задач ——————————————————————— 7

1.4. Оформление задач ——————————————————————— 8

2.Примеры задач из Сборника——————————————————————— 9

Заключение——————————————————————————————— 14

Список используемых информационных ресурсов——————————————- 15

Введение

Я учусь в 7 кадетском классе. Один из любимых предметов в школе у меня – это математика. Сейчас мы можем спокойно жить и учиться, мечтать о будущем, в котором многие из нас видят себя офицерами. Патриотический долг ученика – это хорошо учиться, закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. От защитника Родины требуются глубокие знания точных наук, в том числе, математики.

Еще в древности математические знания использовались в военном деле. В знаменитом диалоге Платона “Государство” говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: “При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает”.

Мне нравилось решать задачи о военных, которые предлагал учитель. Я стал собирать из разных источников задачи о военных, о применении математики на службе, задачи о войне. В книге для учащихся «Учитесь мыслить нестандартно» Б.М.Абдрашитова я нашёл несколько задач про военных, требующих для своего решения сообразительности, наблюдательности, умения логически мыслить. В книге Е.И.Игнатьева «Математическая смекалка» мне встретились задачи о военных про переправу, расстановку часовых, комбинаторная задача с квадратами о размещении офицеров. В книге – путеводителе А.Кузьминой «Мой Нижневартовск» и в учебнике В.А.Исупова «История Сибири» я нашёл много краеведческого материала, чисел и дат, на основе которых можно было составлять задачи.

Гипотеза: составление и решение задач, основанных на реальных событиях и датах, способствует углублению знаний о войне.

Актуальность выбора темы проекта была обусловлена необходимостью расширить знания учащихся моего класса о героизме нашего народа в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вот почему я обратился к проекту «Сборник задач о войне».

Его целями и задачами были:

научиться составлять и решать задачи по математике;

углубить знания о Великой Отечественной войне;

подчеркнуть всемирно — историческое значение Победы;

познакомиться с краеведческим материалом;

усилить взаимосвязь математики с историей;

продемонстрировать значимость математических знаний в практической деятельности;

превратить материалы наблюдения в средство повышения эффективности уроков математики.

Методы исследования: опрос обучающихся 7 б класса; изучение и анализ литературы; сбор фактических данных; анализ и сравнение различных типов задач.

Практическая значимость: применение на уроках математики в 5 – 7 классах. Также можно использовать и во внеурочной деятельности, на классных часах, посвящённых Великой Отечественной войне.

1.Работа над проектом

1.1.Опрос «Великая Отечественная война в датах и числах»

Свою работу над проектом я начал с того, что решил выяснить, насколько хорошо ребята моего класса знают о войне.

Мною был проведён опрос среди одноклассников «Великая Отечественная война в датах и числах».

Ребятам было предложено ответить на вопросы:

Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.

Сколько дней длилась война?

Сколько нижневартовцев ушли на фронт в 1941-1945 г.?

Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

Назовите дату битвы под Сталинградом.

Сколько грамм хлеба в сутки получали дети в блокадном Ленинграде?

Сколько танков участвовало в Курской битве?

Сколько в нашей стране городов – героев?

Результаты опроса оказались следующими:

Справились полностью

3

Справились частично

15

Не справились

10

Получив такие результаты, я решил сам составить задачи о войне и предложил это сделать своим одноклассникам.

1.2.Сбор информации

Проект осуществлялся в течение 3 месяцев.

Результатом проекта стал «Сборник задач о войне «Во имя тех священных дней…»».

Работа над проектом включала несколько этапов:

Сбор информации, исторического материала.

Составление задач разного типа.

Оформление задач в печатном виде.

Подбор и самостоятельное выполнение иллюстраций к задачам.

Создание Сборника задач.

Сначала проходил сбор фактических данных. Каждую задачу необходимо было сопроводить исторической справкой, содержащей числовые данные. Я и мои одноклассники искали сведения в самых разных источниках: энциклопедиях, электронных справочниках, в Интернете.

Очень помогла выставка книг в нашей школьной библиотеке на темы: «Вам бессмертие дано навсегда», «Лицо войны сквозь свет Победы», «Остался в сердце вечный след войны» и др.

Наша школа – это школа патриотического воспитания.

Встречаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, я из первых уст слышал рассказы и воспоминания о войне.

Собирая экспонаты для выставки, посвящённой 65-летию Победы, я узнавал новое о войне. Материалы Зала Боевой Славы также помогли мне в поиске данных для составления задач по математике.

1.3.Составление задач

Придумывая с одноклассниками собственную задачу, мы глубже вникали в её математическую суть, анализировали и сравнивали известные нам типы задач и пополняли свой математический опыт.

Особый интерес у нас вызывало составление задач на материале истории Великих сражений и истории родного города, края. У кого – то из учащихся в процессе такой работы любовь к истории пробудила интерес к математике. Те же, кто увлечён математикой, имели возможность глубже соприкоснуться с тайнами истории.

Определившись с исторической тематикой задачи, я выбирал затем математическое содержание и тип задачи. Задача должна была решаться средствами арифметики или алгебры и относиться к одной из следующих тем:

Действия с натуральными числами.

Действия с десятичными и обыкновенными дробями.

Диаграммы.

Задачи, решаемые с помощью уравнений.

Свойства степени с целым показателем.

Модуль числа.

На следующем этапе предстояло сформулировать условие задачи. Сначала я выписывал из исторической справки все числовые данные и устанавливал зависимости между числами. Затем полагал одну или несколько величин неизвестными и выражал через них остальные величины. После этого составлял условие задачи и формулировал вопрос. В основе формулировок задач лежат реальные цифры.

При этом было важно, чтобы задача оказалась интересна, понятна и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и истории. Кроме того, надо было проследить за тем, чтобы полученный результат согласовывался со смыслом.

Задачи из Сборника мы решали на уроках математики, я рад, что мой проект нашёл своё применение.

1.4.Оформление задач

В ходе работы над проектом был создан Сборник задач о войне, в котором собрано 112 задач, большая часть которых составлены мной и моими одноклассниками.

Все задачи были оформлены в печатном виде.

Задачи сопровождаются исторической справкой, решением и ответами.

Собранный материал содержал много интересного о войне и был распределён по разделам:

Задачи о военных «Как воздух математика нужна сегодня офицеру молодому…» (24 задачи).

Задачи о Великой Отечественной войне «Был путь к Победе труден…» (12 задач).

Великие сражения

Ленинградская битва (19 задач).

Битва за Москву (15 задач).

Сталинградская битва (12 задач).

Битва на Курской дуге (12 задач).

Наш край в годы войны (18 задач).

Сборник иллюстрирован, часть иллюстраций – это рисунки учеников моей школы № 30.

2.Примеры задач из Сборника

А теперь, я приведу примеры нескольких задач, которые вошли в сборник. Надеюсь, они будут интересны и полезны и другим ученикам.

Из раздела «Задачи о военных «Как воздух математика нужна сегодня офицеру молодому…»»:

«Сапёры обследуют два участка дороги. Первый участок имеет такую длину в километрах, сколько часов требуется на проверку второго участка. И наоборот, второй участок имеет такую протяжённость в километрах, сколько часов требуется для проверки первого участка. Какова скорость проверки дороги сапёрами?»

Решение:

На проверку двух участков дороги требуется столько времени в часах, сколько километров в сумме составляют два участка. Значит, скорость проверки дороги сапёрами составляет 1 км/ч.

Ответ: 1 км/ч.

Из раздела «Задачи о Великой Отечественной войне «Был путь к Победе труден…»»:

«Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос».

413

218

474

567

569

374

630

979

195

0

256

349

221

26

282

375

Решение:

Например, 413+374+256+375 = 1418.

Ответ: 1418 дней.

Из раздела «Великие сражения»:

Ленинградская битва.

«Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял (хлеб – грамм/сутки):

Рабочим – 250

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – 125

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО – 300

Войскам первой линии – 500

Постройте диаграмму по этим данным».

Решение:

Битва за Москву.

«Во время боёв под Москвой, в городе прошёл парад 7 ноября на Красной площади. Всего в параде участвовало около 28,5 тыс. человек, 140 артиллерийских орудий, танков – на 20 больше, и машин – на 68 меньше, чем орудий и танков вместе. Узнайте, сколько участвовало в параде танков и машин».

Решение:

140 + 20 = 160 – танков

(140 + 160) – 68 = 232 – машин.

Ответ: 160 танков и 232 машины.

На параде, как и в мирное время, были представлены пехота, конница, артиллерия, танки, моряки, Войска ПВО и НКВД, прошли торжественным маршем курсанты военных училищ и рабочие батальоны. Парад был одновременно и проводами на фронт.

Сталинградская битва.

«Самые ожесточённые бои шли на Мамаевом кургане. Выполнив действия, вы узнаете величину главной высоты города:

318,46 + 24,38 – 240,84».

Решение:

318,46 + 24,38 – 240,84 = 102(м).

Ответ: 102 м.

Мамаев курган – «главная высота России». Во время Сталинградской битвы здесь проходили одни из самых ожесточённых боёв. Сегодня на Мамаевом кургане возведён памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Центральная фигура композиции – скульптура «Родина – мать зовёт!». Входит в число семи чудес России.

Битва на Курской дуге.

«Против танковой дивизии «Адольф Гитлер» были выдвинуты две армии, которые должны встретиться недалеко от Курска. Армии находились друг от друга на расстоянии 240км. Скорость движения одной армии 4км/ч. Найти скорость движения второй армии, если известно, что через 2 дня расстояние между ними было 40км. Учесть, что армии двигались по 10ч. в сутки».

Решение:

4∙20=80 (км), 240-40=200(км)

200-80=120(км), 120: 20=6(ч)

Ответ: 6 км/ч.

Из раздела «Наш край в годы войны»:

«Решите уравнения и расшифруйте фамилию рядового связиста, который будучи тяжело раненным, теряя сознание, сумел восстановить связь».

1

2

3

4

5

6

7



x:32=33

x:24=22

x∙26=28

x∙35=38

55x=57

46x=48

x∙24=29

22



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap