Проект Проблема пьянства в русской литературе Х1Х века



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48 ГОРОДА ЛИПЕЦКА

СЕКЦИЯ ФИЛОЛОГИИ

Проблема пьянства

в произведениях русских писателей

ПОДГОТОВИЛА

ученица 10 А класса

ИСАЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

РУКОВОДИТЕЛЬ

ЗЫБЦЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА,

учитель русского языка и литературы

ЛИПЕЦК

2013 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. ОТНОШЕНИЕ К ПЬЯНСТВУ И ПЬЯНЫМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………...6

Образ «винопийцы» в назидательном стихотворении русского поэта второй половины 17 века Симеона Полоцкого…………….…………………………………………….6

Образы пьяниц в произведениях А.С.Пушкина и И.С.Тургенева…….………..7

Причины запойных «выходов» героев Н.С.Лескова……………………………11

Глава 2. ПЬЯНСТВО КРЕСТЬЯН КАК СПОСОБ СДЕРЖИВАНИЯ «РУССКОГО БУНТА, БЕССМЫСЛЕННОГО И БЕСПОЩАДНОГО», В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.А.НЕКРАСОВА ..12

Глава 3. ПРОБЛЕМА ПЬЯНСТВА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» – ОДНА ИЗ

ЗЛОБОДНЕВНЫХ ПРОБЛЕМ ТВОРЧЕСТВА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО….…………………...15

Глава 4. ПЬЯНСТВО ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»…………………………………..17

Глава 5. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К АЛКОГОЛЮ И К ОБРАЗАМ ПЬЯНИЦ, СОЗДАННЫХ РУССКИМИ ПИСАТЕЛЯМИ (РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ)……18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………23

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………….24

ВВЕДЕНИЕ

Вино губит душу людей и их потомство.Л.Н.Толстой

Для пьянства есть такие поводы:

поминки, праздник, встреча, проводы,

крестины, свадьбы и развод,

мороз, охота, Новый год,

выздоровленье, новоселье,

печаль, раскаянье, веселье,

успех, награда, новый чин

и просто — пьянство без причин, —

такие поводы для пьянства с убийственным сарказмом перечисляет шотландский поэт 17 века Роберт Бёрнс. Но его слова сохраняют актуальность и в наши дни.

Употребление алкоголя вошло в традицию многих народов, и люди находят сегодня массу поводов, по какой причине это необходимо делать. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ.

Как никогда остро стоит сегодня проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Анекдоты о русском мужике, который может выпить убийственную для иностранца дозу, становятся предметом юмористических рассказов и фильмов. Но так ли все весело на самом деле? Исследования показали, что из 100 учеников в Англии до 60 лет доживают 95 человек, тогда как из 100 российских школьников – только 40. И в большинстве случаев причина – в алкоголе.

С каждым годом в России количество людей, употребляющих спиртные напитки, увеличивается. Как в свое время Великая Отечественная война нанесла ущерб практически каждой семье советского народа, так и сегодня не меньший ущерб наносит алкоголизм. На счету этого страшного заболевания тысячи распавшихся семей и искалеченных судеб. Об этом свидетельствует найденная нами на просторах Интернета статистика:

розничные продажи водки и ЛВИ в России в 2010 году составляли 1,67 млрд литров (ок.12 литров на душу населения в год);

в России 75 000 человек ежегодно погибают от алкоголизма;

около 3 млн. человек в России вовлечено “в тяжелое и болезненное пьянство”;

возраст приобщения к алкоголю снизился с 15 до 11 лет;

1/3 всех психических заболеваний связаны с алкоголизмом;

90% умственно-отсталых детей рождается от пьющих родителей;

почти 100% осужденных за хулиганство совершили проступки в пьяном виде;

3/4 уголовных дел совершено под влиянием алкоголя;

79% россиян убеждены, что пьянство в России неискоренимо.

Наши современники не дорожат своей жизнью и здоровьем. По мнению члена–корреспондента Российской академии медицинских наук Н.Герасименко, если потребление спирта на душу населения превышает 8 литров в год, начинается деградация нации. «Неужели нам грозит деградация? – задумались мы. – Неужели невозможно решить проблему пьянства в России?»

Может, запретить продажу спиртного? Не будет алкоголя – не будет и пьянства? Вряд ли. Ведь покупать горячительные напитки насильно никто никого не заставляет. К тому же, как показывает исторический опыт, запрещение продажи спиртных напитков в России в 1914 г,. в США в 1917 г. , в СССР в 1985-1987 гг. не приводило к искоренению пьянства, .а давало лишь временный эффект, способствуя распространению самогоноварения, контрабандной торговли дурманящим зельем.

Так, может быть, дело в том, что русские люди просто не могут прожить без спиртного? Может, пьянство – национальная черта русского характера? Ведь 79% опрошенных россиян убеждены, что пьянство в России неискоренимо.

Но нынешний министр культуры В. Мединский в чрезвычайно популярной несколько лет назад серии книг «Мифы о России», а именно в книге «О русском пьянстве, лени и жестокости» привел убедительные доказательства, опровергающие миф о пьянстве русских, указав, что в берестяных грамотах, в отличие от «Анекдота. Ру» и современных блогов, тема пьянства просто отсутствует, потому что крепких спиртных напитков (свыше 20 градусов) на Руси не существовало. Традиционными русскими напитками были мед, брага и пиво ( 4-5 градусов). И наши былинные богатыри Добрыня Никитич и Илья Муромец могли выпить ведро браги (очень легкого вина, по нынешним меркам) и не захмелеть. В 15— 17 вв. русские являлись самой трезвой нацией в мире. А миф о том, что русские — пьющая нация, придумали те, кому выгодно, чтобы наш народ как можно больше употреблял алкоголя, т.е. игроки алкогольного рынка. Это они ещё недавно чуть ли не ежеминутно вбивали этот миф в наше сознание с помощью разнообразной рекламы. Таким образом, миф об извечном русском пьянстве является ложью.

Так почему же россияне пьют?

В диспуте на тему «Пьянство – наша национальная традиция», организованном радиостанцией «Эхо Москвы», современный писатель и публицист А.Проханов высказал мнение о том, что русский народ, живя в тяжелейших условиях, в страшном климате, непомерных трудах и усилиях, вынужден был искать в «огненной воде» дополнительные калории, дополнительные источники вдохновения. На его долю была взвалена огромная задача по созданию государства, империи, по строительству новых городов, по строительству новых путей сообщения. Надо было вести войны, надо было добывать урожай. Напряжение было гигантское. И чтобы снять это напряжение, люди пили. Русское пьянство – это обратная сторона этих огромных работ, которые совершал русский народ на своей территории.

Нам кажется, «страшный климат» и тяжелый труд не могут служить оправданием пьянства. Все народы много трудятся, чтобы жить достойно, многие вели войны и создавали государства, есть страны, в которых климат не менее «страшен», чем в России, но японцы, к примеру, не спиваются…

Для всякого здравомыслящего человека сегодня ясно, что проблема алкоголизма в России существует. Но не каждому, не всегда и не в полной мере ясен масштаб этой беды. И ещё в большей мере неочевидны внутренние корни, скрытые причины этой болезни. Только осознав масштаб и причины российского алкоголизма, прочувствовав и осмыслив историю его появления, мы сможем эффективно противостоять этому недугу.

Для начала мы решили изучить, что думали об этой проблеме русские классики, как они относились к пьянству русского народа, как объясняли его.

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы поставили перед собой несколько задач:

проанализировать произведения русской литературы, в которых затрагивается проблема злоупотребления алкоголем, т.к. литература – это художественное отражение жизни, национального характера;

проведя опрос, выявить отношение старшеклассников нашей школы к алкоголю и к образам пьяниц, созданных русскими писателями;

выявить степень распространения пьянства как социального зла среди молодежи ; провести обработку данных анкетирования, сделать анализ полученных результатов и на их основе сформулировать выводы;

разработать и внедрить в практику тематику классных часов по приобщению учащихся к здоровому образу жизни.

Цель нашей работы — осмыслить проблему пьянства в России на основе произведений русских классиков XIX века.

Объект исследования: художественные произведения .

Глава 1. ОТНОШЕНИЕ К ПЬЯНСТВУ И ПЬЯНЫМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

«Вы знаете, почему в России много пьяниц? Потому что быть пьяницей удобно. Пьяниц у нас любят. Новатора, смелого человека — ненавидят, а пьяниц — любят. Ибо всегда удобнее любить какую-нибудь мелочь, дрянь, чем что-либо крупное, хорошее», — так попытался объяснить в начале ХХ века проблему пьянства Максим Горький в пьесе «Мещане».

В справедливости данного утверждения героя Горького мы усомнились. Давайте вместе совершим небольшое путешествие по станицам художественных произведений и вспомним, как раскрывали злободневную проблему наши классики.

Образ «винопийцы» в назидательном стихотворении русского поэта второй половины 17 века Симеона Полоцкого

В русской литературе, начиная с самых первых веков ее существования, всегда с осуждением изображалось пьянство и пьяницы. Вот какой непривлекательный образ «винопийцы» создал русский поэт второй половины 17 века Симеон Полоцкий в стихотворении «Пиянство»:

Человек некий винопийца бяшемеры в питии хранити не знаше,Тем же многажды повнегда упися, в очню ею всяка вещь двоися.В едино время прииде до домуи вся сугуба зрешася оному,Име два сына, иже предстоястаему четыри во очию стаста.Он нача жену абие мучити,да бы ей правду хотела явити, Когда два сына новая родилаи с коим мужем она приблудила.Жена всячески его увещаше,вино виновно быти сказоваше.Но он никако хоте веры яти,муку жестоку нача умышляти;Взял есть железо, огнем распаляше,ко жене бедней жестоко вещаше;«Аще ты инем мужем не блужденна,сим не будеши огнем опаленна;Аще же с инем блуд еси творила,имать ожещи тя огненна сила».Бедная жена в люте беде бяше,обаче умно к нему глаголаше:«Рада железо огненное взяги,невинность мою тебе показати,Токмо потщися своею рукоюподати оно ты на руку мою».А все железо распаленно бяше,чесо пияный во ум не прияше.Ятся железа, люте опалися,болезни ради в мале отрезвися.И се два сына точию видяше,невинность жены, свою вину знаше;Срамом исполнен, во печали был естьи прощения у жены просил есть,Тако пиянство ум наш помрачает; —всяк убо того верный да гонзает.

Образы пьяниц в произведениях А.С.Пушкина и И.С.Тургенева

В русской литературе ХIХ в. немало произведений, поднимающих проблему пьянства, рассказывающих о героях, неспособных ему противостоять. Вспомним эпизод из рассказа И.С.Тургенева «Муму».

Один из героев этого произведения, Капитон, — пьющий человек, принёсший несчастье бедной безропотной Татьяне. По профессии он башмачник, когда-то был мастером своего дела, но постепенно спился, и Тургенев о нём пишет: «легкомысленный башмачник».

Вот как автор описывает его внешность: «У Капитона оловянные глазки, белесоватые волосы, которые ерошились во все стороны. На нём истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги».

Капитон услужлив, вежлив в обращении с другими, но слабохарактерен. Казалось бы, что человек, не скандалящий в состоянии алкогольного опьянения, не должен вызывать у окружающих осуждения и чувства неприязни. Но это совсем не так: как бы ни был спокоен и покладист пьяный человек, он не может быть приятен окружающим его людям, его манера поведения, внешний вид, речь вызывают отвращение. Но самое страшное заключается в том, что этот человек привыкает быть неопрятным, не задумывается над своими поступками, не пытается что-либо изменить в своей жизни, его устраивает такое положение вещей: проще найти виноватого в своих несчастьях, бедах, неудачах, обвинить кого-нибудь или что-нибудь в своём пристрастии к алкоголю, чем признаться самому себе в своём бессилии. Таков Капитон.

Явившись к дворецкому, он старается казаться трезвым: «легкомысленный башмачник» вошёл, закинув руки назад и, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. «Вот, мол, я. Чего вам потребно?»

Когда Гаврила посмотрел на Капитона и застучал пальцами по косяку окна, башмачник только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и провёл рукой по своим белесоватым волосам.

Дворецкий осуждающе смотрит на башмачника, но Капитон только плечиками подёрнул. «А ты, небось, лучше?» — подумал он про себя.

— Ну, посмотри на себя, ну, на кого ты похож? – продолжал с укоризной Гаврила.

Капитон спокойным взглядом окинул свой истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел свои дырявые сапоги, особенно тот, о носок которого так щеголевато опиралась его правая ножка, и снова уставился на дворецкого.

— А что-с?

— Что-с? – повторил Гаврила. Что-с? Ещё ты говоришь: что-с? На чёрта ты похож, согрешил я, грешный, вот на кого ты похож.

Капитон проворно замигал глазками.

Своим поступкам он пытается найти объяснение.

-Ведь вот ты опять пьян был,- начал Гаврила,- ведь опять? А? ну, отвечай же.

— По слабости здоровья спиртным напиткам подвергался действительно,- возразил Капитон.

— По слабости здоровья!.. Мало тебя наказывают — вот что; а в Питере ещё был в ученье… Многому ты выучился в ученье! Только хлеб даром ешь.

Но башмачник не соглашается с мнением дворецкого и высказывает своё:

— В этом случае, Гаврила Андреевич, один мне судья: сам Господь Бог, и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете и точно ли даром хлеб ем. А что касается в соображении до пьянства, то и в этом случае виноват не я, а более один товарищ; сам же меня он сманул, да и сполитиковал, ушел, то есть, а я…

Из его речи, мы понимаем, что сам себя виноватым, в том, что пьёт, Капитон не считает.

С сочувствием к нему относится Гаврила, жалеет его. И он, и даже барыня, надеются, что женитьба на Татьяне заставит башмачника перестать пить:

— А ты остался, гусь, на улице. Ах, ты, забубенный (пропащий) человек! Ну, да дело не в том,- продолжал дворецкий,- а вот что. Барыне…- тут он помолчал,- барыне угодно, чтоб ты женился. Слышишь? Оне полагают, что ты остепенишься, женившись.

Но Капитон, узнав, что барыня решила женить его на Татьяне, которой оказывает знаки внимания Герасим, испугался, вытаращил глаза и отделился от стены.

— Ну, чего ж ты так всполохнулся?.. Разве она тебе не по нраву?

Башмачник боится Герасима, считает его каким-то зверем, хуже идола, а, главное, почему же он теперь должен страдать за него, пытается защитить себя, понимает, что он сильно опустился, но всё же человек.

— Конечно, мне уже всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок,- всё же я, однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок.

Затем, с жаром продолжая, жалеет себя, объясняет, почему он таким стал:

-…Господи! Горемыка я, горемыка неисходная! Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца хозяина; в лучший сустав жизни бит от своего же брата, наконец, в зрелые годы вот до чего дослужился…

Гаврила осуждает пьянство Капитона, называя его «гусем», «мочальной душой», «легкомысленным человеком», но в этих словах звучит и сочувствие к башмачнику, который не пытается бороться со своей пагубной привычкой.

Автор пишет о Капитоне, что красноречие не покидало его даже в крайних случаях. Его речь проста, народна, в ней встречаются просторечные слова: «сманул», «на сём свете», «сполитиковал», «кулачищами-то», «горемыка»; сравнения: «убьёт, как муху какую-нибудь прихлопнет», «ведь у него просто Минина и Пожарского рука», «глуп, как пятка», «ведь это какой-то зверь, идол», «хуже идола…осина какая-то», «обмаслился, как коломенский горшок», «всё же я, однако, человек, а не какой-нибудь, ничтожный человек», «горемыка неисходная».

Капитон понимает, что, женившись на безропотной Татьяне, он не принесёт ей счастья, но пойти против воли барыни не может. Прожив с ней год, башмачник окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда не годный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню. Необычно его поведение во время отъезда. Сначала он храбрился и уверял, что куда его ни пошли, он всё не пропадёт; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел, наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула её ему на лоб, поправила козырёк и сверху её прихлопнула.

Главным героем повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. В начале повести автор подробно рассказывает о тяжёлой, невыносимой жизни станционных смотрителей, которые обязаны в любое время дня и ночи быть на ногах, предоставить вовремя лошадей, услужить приезжему. Но если не окажется вдруг на месте лошадей, то всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага. Какие угрозы, какие ругательства посыплются на голову дрожащего смотрителя, если не случится лошадей! Пушкин говорит, что «сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». Таким предстаёт перед нами Самсон Вырин, но гнев гостя тут же утихал, когда на его крик выбегала его дочь Дуня, разумная, проворная, при появлении которой тучи над головой смотрителя обычно расходились.

Да и внешность Самсона достаточно привлекательна: человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, на его длинном зелёном сюртуке три медали на полинялых лентах.

Его смиренная обитель была опрятна. На стенах висели картинки, которые изображали историю блудного сына. Автор упоминает именно об этих картинках, как бы намекая читателям на то, что библейская история может иметь отношение и к судьбе героя. На окнах — горшки с бальзамином, в углу стояла кровать с пёстрой занавеской. Всё очень просто, но опрятно, чисто. Обстановка дома Выриных говорит нам о том, что люди, живущие здесь, бедны, но чисты их мысли, сердца. Хозяин гостеприимен, интересный собеседник, рассказчику было жаль расстаться с ним в первую встречу.

Совсем другим человеком предстаёт перед ним и перед нами Самсон через несколько лет. На окнах уже не было цветов, всё вокруг показывало ветхость и небрежение. «Смотритель спал под тулупом, только приезд гостя разбудил его». Автор удивлен тем, как сильно постарел наш герой. У него была седина, «давно не бритое лицо с глубокими морщинами, сгорбленная спина». Гость не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого угрюмого (мрачный, неприветливый, безотрадный) старика, который за это время спился из-за своего горя. На все вопросы приезжего старик отвечал угрюмо, лишь стакан рома прояснил его угрюмость. Он ругает себя за то, что доверился проезжему гусару, называет себя «старым дураком».

С сочувствием относится к нему рассказчик, рассказывая о том, что бедняк занемог сильною горячкою, и его свезли надолго в больницу. Чуть придя в себя, оправившись, Самсон решает отправиться в Петербург, чтобы найти и вернуть дочь. Встретившись с Минским, он просит его об этом, но гусар глух к горю отца. «Сердце старика закипело, слёзы навернулись на глазах», когда он произносит свою просьбу. Минский быстро взглянул на него, вспыхнул, сказал в крайнем замешательстве, что виноват перед ним и рад просить у него прощения, но расстаться с Дуней он не может, дал честное слово, что она будет счастлива, и что-то сунул за рукав смотрителя. «Самсон, сам не помня, как оказался на улице».

«Долго стоял он неподвижно, наконец, увидел за обшлагом рукава несколько смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования!»

В тот же самый день он попытался, проявив находчивость, поговорить с дочерью, но Дуня, увидев его, падает на ковёр, и смотрителя прогоняют из дома Минского.

«Бедный смотритель!»- с сочувствием восклицает рассказчик, рассказывая об его горе. Приятель советует ему жаловаться, но Самсон понимает, что это бессмысленно, что он всё равно ничего не добьётся. Потеря Дуни — это крушение всех его надежд, счастья видеть рядом любимую дочь, поэтому своё горе решил утопить Самсон в вине.

Но не только рассказчик жалеет смотрителя. С теплотой о нём отзывается рыжий мальчишка, которого мать отправила показать путешественнику «смотрилову могилу». Ванька рассказывает, как Самсон, которого они называли дедушкой, научил его дудочки вырезывать, наделял орешками. По-прежнему любит и жалеет своего отца Дуня, приехавшая навестить его: узнав о смерти смотрителя, она заплакала и долго лежала на могилке отца, виня себя в его смерти.

Именно потеря дочери приводит Вырина к пьянству. Он надеется, что в вине сможет заглушить своё горе, утопить его в алкогольном водовороте.

1.3. Причины запойных «выходов» героев Н.С.Лескова

Н.С. Лесков в своих произведениях с особой болью рассказывает нам о пагубном влиянии алкоголя на судьбу незаурядного русского человека. В «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе» он поведал о трагической судьбе талантливого самородка Левши, воплощающего в себе не только лучшие черты русского народа, но и его темные стороны. Типична причина пьянства Левши на корабле по дороге домой из Англии: со скуки затевается спор с подшкипером о том, кто кого перепьет. В результате у обоих спорщиков развивается белая горячка. Однако судьба у собутыльников оказалась разной: шкиперу оказывают необходимую медицинскую помощь и поднимают на ноги, а Левша умирает в больнице.

В повести «Очарованный странник» Лесков поведал нам о судьбе «праведника» Ивана Северьяновича Флягина , вдоволь хлебнувшего горя на своем пути исканий. При всех своих достоинствах Иван Северьянович, какое-то время служивший у князя, имел один «грех», о котором сам и поведал: он страдал «выходами», то есть запоями, и в «умеренности никогда не употреблял». Сам герой так объясняет причины этих выходов: «А брало это меня и не заметишь от чего; например, когда, бывало, отпутаем коней, кажется не братья они тебе, а соскучаешь по них и запьешь. Особенно если отдалишь от себя такого коня, который очень красив, то так он, подлец, у тебя в глазах и мечется, до того, что как от наваждения какого от него скрываешься, и сделаешь выход». Флягин обостренно чувствовал красоту, и ему было трудно с ней расставаться. Именно поэтому после продажи его любимицы — кобылицы Дидоны — он ушел в самый тяжелый запой, обернувшийся алкогольным психозом — белой горячкой. Пережитый ужас психоза вызвал у Флягина такое потрясение, что он навсегда прекратил употребление алкоголя.

Описанный автором случай, когда после перенесенного психоза, больной навсегда прекращает пьянство, по мнению наркологов, скорее является исключением, чем правилом, поскольку алкогольный психоз является признаком неблагоприятного течения болезни и, несмотря на пережитое, больные продолжают пить.

Глава 2. ПЬЯНСТВО КРЕСТЬЯН КАК СПОСОБ СДЕРЖИВАНИЯ «РУССКОГО БУНТА, БЕССМЫСЛЕННОГО И БЕСПОЩАДНОГО», В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.А.НЕКРАСОВА

В поэме-эпопее “Кому на Руси жить хорошо?” Н.А. Некрасов устами Павлуши Веретенникова констатирует актуальную проблему середины XIX века:

Умны крестьяне русские, Одно нехорошо, Что пьют до одурения, Во рвы, в канавы валятся — Обидно поглядеть!

Произведение Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” начинается со спора 7 мужиков из разных деревень о том, «кому живется весело, вольготно на Руси?». Спор затянулся допоздна. Мужики вынуждены провести ночь в лесу:

Зажгли костер, сложилися

За водкой двое сбегали,

А прочие покудова

Стаканчик изготовили

Бересты понадрав

И стон, и рев, и гул!

И Некрасов рисует страшную картину драки, которая, к счастью, обошлась без трагичных последствий.

Нельзя не отметить эпизод с пеночкой. «За птенчика за малого выкуп дала большой пеночка»: дала хлебушка по полупуду в день, дала водки по ведерочку, дала огурчиков, а в полдень квасу кислого, а вечером чайку!»

В главе «Пьяная ночь» мы читаем о том, как непристойно ведут себя пьяные люди: ругаются, валяются, становятся похожими на зверей, теряют человеческий облик, сравниваются со свиньями: «избитые, ползущие, лежащие пластом». А тех , кто не пьет, укоряют:

Не пьют, а так же маются.

Уж лучше б пили, глупые”.

В этой же главе Яким Нагой, своеобразный народный мудрец, произносит неожиданную речь:  

Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли? …

В монологе Якима причины пьянства сформулированы предельно ясно: каторжный труд, результаты которого достаются трем дольщикам (Богу, царю и господину), а подчас и вовсе уничтожаются пожаром; бедствия, нищета — всем этим оправдывается мужицкое пьянство, и не стоит мерить крестьянина на «мерочку господскую».

Яким говорит:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная.

Гневна, грозна; и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям.

А все вином кончается:

Пошла по жилам чарочка —

И рассмеялась добрая

Крестьянская душа!..»

Яким Нагой отнюдь не защищает, не пропагандирует пьянство, как может показаться (это лишь риторический прием, который использует Некрасов). Герой сокрушается из-за народного долготерпения. Ведь именно на терпение народное рассчитывали помещики. Не желая улучшить жизнь крестьян, они надеялись, что те вином зальют тот гнев, который невольно скапливался в душе каждого человека, поставленного в бесправное положение, когда он никак, ни словом, ни делом, не должен был выражать свое несогласие с существующими порядками.

В стихотворении Некрасова «Железная дорога» (1864) читаем:

… труды роковые

Кончены — немец уж рельсы кладет.

Мертвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —

Брал ли на баню, лежал ли больной.

«Может, и есть тут теперича лишку,

Да вот, поди, ты!..»- махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,

Толстый, присадистый, красный, как медь,

Едет подрядчик по линии в праздник,

Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…

Пот отирает купчина с лица

И говорит, подбоченясь картинно:

«Ладно… нешто… молодца!… молодца!…

С богом, теперь по домам, — проздравляю!

(Шапки долой — коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

И — недоимку дарю…»

Кто-то «ура» закричал, Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:

С песней десятники бочку катили…

Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «ура» по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

Но терпит и страдает не только русский мужик, но и его семья:

Тут плачут дети малые.

Тоскуют жены, матери:

Легко ли из питейного

Дозваться мужиков?..»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap