Проект по ОБЖ на тему Оздоровительная система Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никити



МОБУ «Сясьстройская СОШ № 2»

Проектная работа по предмету ОБЖ

ученицы 11 класса

Макаревич Марии

на тему:



«Оздоровительная система

Бориса Павловича и Лены Алексеевны

НИКИТИНЫХ»

Руководитель: преподаватель-организатор ОБЖМОБУ «Сясьстройская СОШ № 2» Смоленков Д. Ю.

2013 г.

Оглавление

Введение

Оздоровительная система Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных

Средства и методы оздоровления народов России; педагоги-новаторы Никитины

Закаливание

Физические упражнения

Раннее купание, молозивный период вскармливания ребёнка, прививание гигиенических навыков, особенности питания

Заключение

2.

Введение

Мы живём в сложное время: в дни, когда темп развития цивилизации всё ускоряется. С одной стороны, это, несомненно, несёт пользу людям, способствует дальнейшему их совершенствованию во многих областях знания и видах деятельности. С другой стороны, развитие цивилизации ставит перед человечеством новые задачи, вскрывает новые проблемы, задаёт новые вопросы. Подчас совершенствование в одной области оборачивается деградацией в другой. И найденное, увы, не всегда может заменить утраченное.

Мы должны чётко понимать, что главным для нас, людей, является сохранение и совершенствование человеческого общества. Именно с настоящим и будущим человечества связаны все наши надежды и мечты; именно будущим счастьем людей мотивирована наша сегодняшняя деятельность. Таким образом, нам интересен не прогресс сам по себе, а прогресс с целью сделать как всё общество, так и отдельного человека, более сильным, более умным, более умелым и более счастливым.

Но невозможно представить себе счастливое общество, если оно не является в то же время обществом людей здоровых. Здоровье физическое и нравственное – непременное условие нормальной жизнедеятельности как индивида, так и всего человечества. Здесь уместно будет привести определение здоровья, данное Всемирной Организацией Здравоохранения. Согласно Уставу ВОЗ, принятому 22 июля 1946 года, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».Вне здоровья не возможна ни нормальная жизнь, а тем более счастье одного человека, ни жизнь, а тем более дальнейшее развитие человечества в целом.

Эта мысль кажется простой и естественной, и вряд ли найдутся люди, желающие оспорить её. Тем не менее, именно здоровья так часто не

3.

хватает как современным людям, так и многим нынешним государственным и другим общественным структурам. Проблема здоровья, а, вернее, проблема НЕЗДОРОВЬЯ людей в наше время становится всё острее. Причём, мы можем видеть, что проблема эта в развитых капиталистических странах столь же остра, как в странах отсталых и развивающихся. Не смотря на несомненный прогресс медицинской науки, на повышение качества медицинского обслуживания, проблемы в области здравоохранения не убывают, а, скорей, наоборот, нарастают. Мы видим, как увеличивается количество больных детей, как появляются всё новые болезни, как всё больше и больше людей заболевают раком, СПИДом, как «омолаживаются» сердечно-сосудистые заболевания и т.д. и т.д. Проблема сохранения здоровья людей стала в наше время одной из важнейших задач, которые должно решить общество. Более того, можно сказать, что если в ближайшем будущем в этой области не будут найдены новые действенные подходы, можно будет говорить о серьёзной угрозе существованию человека как биологического вида.В этой работе мы попробуем предложить одну из действенных, как нам кажется, систем, способных существенно улучшить физическое и нравственное здоровье нашего народа.

Оздоровительная система Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных

Средства и методы оздоровления народов России; педагоги-новаторы Никитины

Мы можем говорить о том, что правительством России осознана проблема здоровья/нездоровья нашего народа, и даже предприняты шаги к её решению. В школах увеличено количество часов преподавания физкультуры. Ограничена реклама алкоголя и табака. Идёт целенаправленное повышение цен на алкогольные и табачные изделия. Выделяются средства на постройку новых спортивных комплексов, катков, хоккейных площадок и т.д. Есть попытки, хотя, на наш взгляд, и не достаточные, пропаганды здорового образа жизни.

4.

Не только со стороны правительства, но и внутри общества существует стремление к знаниям о сохранении здоровья, к ведению здорового образа жизни.Многие посещают оздоровительные и спортивные секции, кружки и объединения. Люди занимаются йогой, айкидо, дзюдо, каратэ, тайцзи-цюань, цигун. Ходят в клубы закаливания и занимаются закалкой самостоятельно. Некоторые являются сторонниками оздоровительной системы Порфирия Корнеевича Иванова, другие занимаются по Системе Естественного Оздоровления Галины Сергеевны Шаталовой. В наше время существует довольно большое количество методик, знания о которых можно получить в интернете, а подчас и в ближайшем спортивном центре.

Об одной замечательной, на наш взгляд, методике мы и ходим здесь рассказать.

Эта методика хороша уже тем, что за ней не нужно далеко ходить – она была создана в России, в Подмосковье преподавателями-новаторами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными.Другое достоинство никитинского подхода в том, что, созданный более полувека назад, всё это время он проходил проверку практикой, причём не только в России (тогда в СССР), но и в других странах, первой из которых была Германия.Если, начиная свою деятельность, Никитины спрашивали себя: «Правы ли мы?» (именно так назывался первый документальный фильм об их семье, вышедший на экраны в 1965 году), то в наши дни их дети, внуки и правнуки (и, конечно, другие последователи Бориса Павловича и Лены Алексеевны), выращенные по никитинской методике, могут с успехом удостоверить, что педагоги-новаторы оказались правы как в своих дерзаниях, так и в своих методах.

Надо сказать, что в начале своего педагогического пути Никитины ставили перед собой сугубо практические цели: у них родился сынишка, которого нужно было растить и воспитывать. Как говорили позже сами Никитины, на «теорию» просто не оставалось времени – нужно было решать практические задачи.Такие задачи приходится решать всем родителям, и Никитины отличались от многих только тем, что подошли к делу с любовью и ответственностью, отдавая ему все своё время и силы.

5.

Закаливание

Первый ребёнок Никитиных – сын Алёша – родился 1 июня 1959 года. «Домом» для него стала терраса (Никитины жили тогда в блочном деревянном домишке, веранда которого (терраса) была «летней» и не отапливалась).

«С первых дней мама начала закалять его: развернет и положит в кроватку голенького, сначала всего на 3-5 минут, потом на 10, а потом все больше и больше, пока он весь не станет прохладненький. И так в любую погоду».Принимал Алёша и солнечные ванны: «Двух-трехмесячного Алёшу папа выносил голенького на солнышко и «поджаривал» со всех сторон 1-2 минуты». Родители хотели видеть своего малыша закалённым, а когда и начинать закаливание, если не летом? В таком деле главное своевременность, постепенность и осторожность.Но неужели с наступлением морозов такой малыш тоже должен терпеть холод?Получилось всё стихийно. Алёша родился аллергиком и часто расчесывал ручки, ножки и лобик. Однажды, баюкая младенца на руках, Лена Алексеевна вышла с ним на неотапливаемую террасу. И произошло чудо – в прохладной комнате зуд уменьшился, а затем и вовсе прекратился. С этих пор так и пошло: в прохладной комнате мальчик чувствовал себя лучше. На террасе «Алёша оживает, бодро ползёт по полу, смеётся и играет. Но стоит только одеть его потеплее, как может снова начаться зуд. И лучшее средство от него – холод».Никитины пишут: «Мы раздевали Алёшу и голенького или в одной распашонке выносили в тамбур или даже на воздух (это зимой-то!). Сначала, конечно, побаивались и выносили на 10-15 секунд, а потом на минуту и больше. А к концу зимы мы уже так осмелели, что на двух-трёхградусный мороз выходили, надев Алеше только распашонку и посадив его в мешок (мама нашила Алёше мешков с резинкой вместо пеленок, они очень удобны)».Дальше мы читаем: «К девяти месяцам он был уже прекрасно закален, ползал в комнате голеньким даже при 10-12 ºC. Мы смотрели на него, и самим иногда становилось страшновато. Но веселая рожица Алеши и радостная возня с игрушками успокаивали нас. <…> Второго сына – Антошу – мы посадили на холодный режим уже без всяких колебаний».Ещё цитата: «Зимой перед сном, а иногда и на всю ночь мы полностью открываем форточку. К утру становится довольно прохладно, а сынишки спокойно посапывают, лежа в мешках или под простынками.

Мы никогда не употребляем такие слова, как «сквозняк», «продует»,

«простуда»…» 6.

Непривычно, странно, страшновато. Но действенно!И это не удивительно, ведь исторически человек рос и мужал в суровых природных условиях. Ведь не бог, а естественный мир, природа позволили человеку выжить и стать человеком. Человеку естественно и полезно быть как можно ближе к тем условиям, в которых он вырастал, которые стали для него ВИДОВЫМИ. Кутая ребёнка, можно лишь загубить его, так как тело, переставшее тренироваться, теряет свои потенциальные способности. Подобными мыслями руководствовались педагоги-новаторы в своей деятельности. Но главное, конечно, не сами идеи, а то, что идеи эти получили прекрасное оправдание во время практики.Далее Никитины пишут: «Дома, в комнате, где всегда тепло (18-20 ºC), а летом на террасе и во дворе малыши обычно бегают голенькими и босиком. Они так к этому привыкли, что только к двум годам Алеша стал надевать трусики. Но даже теперь, если вдруг представится случай их не надевать, он немедленно этим воспользуется. Довод бабушек: «Стыдно ходить без штанов!» – на Алешу пока не производит впечатления».Не правда ли, интересно?И это не только интересно и полезно, но ещё и (задумайтесь) не так уж сложно и не требует дополнительных денежных трат. Естественный образ жизни, частью которого является закаливание, даёт человеку гораздо больше, чем требует от него. Забегая вперёд, скажем, что дети Никитиных почти не болели. И, однажды, когда Никитины решили сделать ревизию своей аптечки, то обнаружили, что лекарства в ней не обновлялись уже десять лет!

Физические упражнения

В книге Никитиных «Мы, наши дети и внуки» читаем: «Антоше только три месяца, а он уже крепко держится за пальцы её руки, и мама тянет его к себе. У Антоши широко открыты от удивления глазёнки. А мама то приподнимет его, то снова отпустит руку, и как ни пыжится Антоша, как ни цепляется крепче за мамины пальцы, всё равно приходится ложиться опять на спину. Такое упражнение нравится ему. С ростом малыша упражнения усложняются».

7.

Никитины занимаются с детьми «гимнастикой» с самого рождения. Описанный выше случай показывает , как можно использовать рефлекс Робинсона.Рефлекс Робинсона – это физиологический рефлекс у детей , выражающийся в непроизвольном схватывании ребёнком предмета, вложенного в его кисть. В 2-3 месяца этот рефлекс исчезнет и сменится хватательным рефлексом.

Пока же он существует, его можно использовать. Если вы протянете к ладошкам ребёнка свои пальцы, то он непременно ухватится за них – сработает рефлекс Робинсона. Вы сможете осторожно приподнимать ребёнка , держащего вас за пальцы, тренируя тем самым его мускулатуру. Ребёнок может висеть таким образом на ваших пальцах до 20-30 секунд. Когда же вы почувствуете, что его хватка слабеет, вы осторожно опускаете его обратно в кроватку. Так формируется привычка к постоянным физическим упражнениям и , в дальнейшем, если только вы не дадите этой привычке угаснуть, вам уже не нужно будет заставлять ребёнка делать зарядку «из-под палки».Но не слишком ли рано начинать тренироваться с первых дней жизни? – спросите вы. Нет, — ответят вам Никитины, — это не только не рано, но даже ПОЗДНО.Дело в том, что заботиться о будущем человека нужно начинать ещё до его рождения и даже, фактически, до зачатия. Чтобы ребёнок родился полноценным, его родители не должны в период, предшествующий зачатию, употреблять алкоголь или никотин. Это убедительно доказано в замечательном исследовании академика медицины Фёдора Григорьевича Углова «Из плена иллюзий» . Великий хирург, популяризатор здорового образа жизни, Углов активно выступал за искоренение привычек к употреблению алкоголя и табака, рассказывал читателю о действии спиртного и табачного дыма на важнейшие внутренние органы — мозг, сердце, лёгкие, органы ЖКТ, подкрепляя свои тезисы многочисленными примерами собственной врачебной практики.О том, что от состояния здоровья родителей зависит здоровье их будущего ребёнка говорили и Никитины.

Но здоровье родителей – это лишь ОДНО из условий. Дальше следует вести речь о правильном поведении матери во время беременности.

8.

Никитины были сторонниками идеи, согласно которой декретный отпуск следует предоставлять в первые 2-3 месяца беременности, как это уже практикуется в Японии. Дело в том, что именно в первые месяцы беременности идёт правильное (или неправильное) формирование плода, и очень важно, чтобы именно в это время женщина смогла избежать вредных влияний.Никитины писали, также, о том, что будущую мать не следует перекармливать во время беременности – избыточное питание отучает плод активно искать пищу. Если мать ест лишь два раза в день и не переедает при этом, питательные вещества поступают к плоду в недостаточном количестве. Он при этом начинает «биться», двигаться, что способствует более активному притоку к нему питательных веществ. Таким образом будущий ребёнок не только учиться АКТИВНО проявлять себя, не только получает нужное количество питательных веществ, но ещё и тренирует мышцы тела, что способствует их развитию, а также правильному формированию его внутренних органов. И сами Никитины, и наблюдавший в течение десятилетий их эксперимент доктор медицинских наук, профессор Илья Аркадьевич Аршавский, который с 1933 по 1978 год был заведующим лабораторией возрастной физиологии и патологии НИИ общей патологии и патофизиологии АМИ СССР, говорили о том, что беременные, выдерживающие во время беременности один голодный день в неделю, рожают более здоровых и более развитых детей, чем те женщины, которые не соблюдают этих правил.Надо сказать, что И.А. Аршавский был замечательным физиологом. Развивая представления своего учителя А. А. Ухтомского о неравновесности живых систем, Аршавский обнаружил, что двигательная активность организма приводит к избыточности анаболических процессов, обеспечивая его рост и развитие. Эти наблюдения позволили И.А. Аршавскому выдвинуть негэнтропийную (термодинамическую) теорию индивидуального развития организмов. Труды академика Аршавского и его советы сыграли большую роль в создании Никитиными их системы. В числе прочего, им стало ясно, что «гимнастику» ребёнок должен начинать делать ещё до рождения и «научить» его этому должны родители.

9.

Раннее купание, молозивный период вскармливания ребёнка, прививание гигиенических навыков, особенности питания

К сожалению, объём нашей работы не позволяет нам рассказать хотя бы в общих чертах даже об основных принципах воспитательной системы Никитиных, но всё же мы схематично обозначим ещё некоторые из них.Никитины были сторонниками раннего приучения ребёнка к воде, к купаниям. На второй неделе от рождения их дети уже начинали водные «тренировки». Вначале купания были короткими ( всего несколько десятков секунд), но к году общее количество времени , которое проводил ребёнок в воде, в сутки достигало двух с половиной часов. Лаборатория профессора Аршавского и практика педагогов Никитиных показали, что дети, рано приученные к воде, начинают раньше развиваться интеллектуально.Многие родители боятся купать маленьких детей, опасаясь, что вода может попасть им в нос или в ушки. Этого, однако, случиться не может, так как в первые месяцы от рождения ребёнок обладает такой же защитой от попадания воды в нос и ушки, как, например, гусёнок. Вот что пишет об этом профессор Аршавский: «Когда мы начали изучать «детей-амфибий», я сразу вспомнил об опыте, который давно демонстрировал студентам. Капнешь утке на ноздри воду, и дыхание у нее рефлекторно останавливается. Это и позволяет ей быть ныряющим животным. У детей оказалось то же самое. Как только ноздри смачиваются водой, тут же перекрываются воздушные ходы. А система ухо – горло – нос, как известно, единая. Ротовая полость оказывается замкнутой, из-за этого повышается давление в евстахиевых трубах, и уши также перекрываются» Пионер раннего плавания в нашей стране И. Чарковский ратует даже за то, чтобы все время детей в воде держать с самого рождения. К нему присоединяется и В. Скрипалев. Академик Аршавский в интервью, данном им Лене Алексеевне Никитиной, комментирует это так: «В исключительных случаях стоит прибегнуть и к совету Чарковского. Так можно выходить чрезмерно ослабленного, с глубокой физиологической незрелостью ребенка. Что и было частично с Ветой Чарковской. Она покидала ванну только для сна и

10.

гуляния. Девочка была недоношенной, вес ее был ниже всяких допустимых границ – 1600 граммов. А в три месяца она не только сравнялась в развитии со сверстниками, но и обогнала их!»

Необходимо сказать о раннем прикладывании ребёнка к материнской груди, на котором настаивал И.А. Аршавский.Сейчас рекомендации профессора Аршавского и педагогов-новаторов Никитиных уже приняты к сведению и воплощены в современных роддомах, а в 1970-80-е годы в роддомах больших городов новорожденного впервые приносили матери для кормления лишь на второй, а то и на третий день.«Раннее вскармливание необходимо и ребенку и матери. Мы считаем, что оно должно начаться в первые 20–30 минут после рождения, в крайнем случае, не позже часа», — пишет академик Аршавский.Никитины поясняют: «Первое прикладывание к груди должно состояться в первые 15-20 минут после перевязки пуповины. Оно необходимо для налаживания саморегулирующейся системы «мать – дитя». Интенсивность сосательного рефлекса наиболее резко выражена в пределах первого часа после рождения. Раннее прикладывание к груди способствует своевременному возбуждению пищевого центра. Ребенок становится «активным сосуном». Это сигнал и материнскому организму: «Все в порядке». Системы организма матери в этот момент «понимают», что ребёнок не умер, что роды прошли благополучно – мозг подаёт сигнал организму, и у матери начинает вырабатываться молоко. Профессор Аршавский считает, что почти во всех случаях потери у матери молока виновато несвоевременное , позднее начало грудного вскармливания.Первое материнское молоко называется молозиво и содержит элементы, которые необходимо должны быть приняты и усвоены ребёнком в первые часы и дни жизни. «Молозиво и молозивное молоко… обеспечивает равновесие между агрессивной флорой окружающей среды и системами иммунитета новорожденного ребенка» («Справочник по детской диететике». – М.: Медицина, 1980, с. 27). Молозиво гарантирует стойкий иммунитет у ребенка. Именно благодаря совету профессора Аршавского обеспечить ребёнку молозивный период вскармливания, последний, седьмой, ребёнок Никитиных не заболел диатезом, который был настоящим бедствием для предыдущих шестерых детей этих замечательных педагогов.

11.

Хочется сказать и о возможности раннего привития гигиенических навыков детям.Никитины пишут: «С первых дней, когда мать чувствует, что ребенку «надо», она придает ему удобную позу, издает звук «псс» и, если он все сделал, вознаграждает его чем-либо приятным (приласкает, покормит).

Стирка пеленок может быть уменьшена в 10-15 раз. «Гигиенические навыки» вырабатываются быстро (в Индии, Африке обучение заканчивается в 4 месяца).

Ребенок не нуждается ни в мазях, ни в присыпках, ни в ежедневных купаниях с мылом – его кожица и без этого остается чистой и сухой».Оказывается, уже с первых дней жизни ребёнка можно приучать проситься на горшок! Это позволяет избежать в дальнейшем многих проблем не только ребёнку , но и родителям.

И ещё хотелось бы сказать несколько слов о питании.«…Росту аллергических заболеваний способствует раннее введение в питание детей чужеродного белка и различных корригирующих продуктов. Аллергенами становятся разнообразные фруктовые соки, продукты прикорма и т. д.» — сказано в «Справочнике по детской диететике». Никитины разделяли это мнение. Они считали, что мать должна кормить ребёнка грудью минимум до года. Грудное материнское молоко является видовым полноценным питанием для ребёнка. Никитины никогда не использовали никакой «прикорм» , никогда не готовили для ребёнка отдельных блюд, и когда приходило время давали ему лишь то, что ели сами. Для этого, правда, им пришлось исключить из семейного рациона всё острое, копчёное, жирное и , конечно, алкоголь. Сами Никитины не раз замечали, что такая корректировка питания пошла на пользу не только детям, но и родителям.

Заключение

С начала педагогического эксперимента Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных прошло уже более пятидесяти лет. Никитины вырастили семерых детей, многих внуков и правнуков. Дети Никитиных не стали гениями, не выросли какими-то особо одарёнными, хотя стоит отметить, что некоторые из них закончили полную среднюю школу к 13-14 годам, а в 17-18 лет уже имели высшее образование. Но ведь это не главное, верно? Главное, что они

12.

стали хорошими людьми, полноценными гражданами нашего государства, которые, в свою очередь, воспитывают своих детей в традициях здорового образа жизни. Дети, внуки и правнуки педагогов-новаторов продолжают развивать никитинскую систему, популяризовать её, используя, в числе прочего и интернет. Более года назад ими создан сайт, на котором публикуются материалы, касающиеся воспитательной и оздоровительной системы, созданной их семьёй.

Своей работой мы хотели привлечь внимание одиннадцатиклассников, завтрашних выпускников, к теме правильного воспитания детей в семье. Пройдёт не так много времени, и у вас, ребята, появятся свои семьи, свои дети. Нам хотелось бы, чтобы в семьях этих царили радость и счастье. Но для этого необходимо взаимопонимание и готовность мечтать, пробовать, творить, — делать всё, чтобы любимые вами люди были счастливы. А здоровье ваших детей – это одна из основных составляющих счастливой жизни вашей семьи. Поэтому мы и обратились именно к такой системе здоровья, которая способна научить вас правильно действовать с самого начала, чтобы потом не лечить ребёнка, не исправлять его и, прежде всего, СВОИ ошибки, а с самого начала постараться создать все условия, чтобы ваши малыши были здоровы и счастливы!

13.

Использованные материалы:

Литература:

Аршавский И.А. «Ваш малыш может не болеть» (Москва «Советский спорт» , 1990 г.)

Аршавский И.А. «Ваш ребёнок. У истоков здоровья» (Москва 1992 г.)

Блудова Л. А., Никитина Л.А., Соколова Ж.С. «Родителям XXI века»

Никитины Б.П. и Л.А. «Мы , наши дети и внуки» (любое издание)

Никитин Б.П. «Детство без болезней»

Никитина Л.А. «Я учусь быть мамой»«Справочник по детской диететике» (Москва, «Медицина», 1980 г.)

Углов Ф.Г. «Из плена иллюзий» (1986 г.)

Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения (принят 22 июля 1946 г.) (who.int – официальный сайт ВОЗ)

Фильмы:

«Правы ли мы?» (документальный фильм, Всесоюзный гос. институт кинематографии, 1965 г.)

«Никитины» (документальный фильм, Всесоюзный гос. институт кинематографии, 1975 г.)

«Самый долгий экзамен» (документальный фильм, Центрнаучфильм, 1977 г.)

Интернетресурсы:

Nikitiny.ru (сайт семьи Никитиных)

Koob.ru (электронная библиотека)

14.








sitemap
sitemap