Проект Образовательный кредит и его роль в жизни современного выпускника



Проект

Образовательный кредит

и его роль в жизни современного выпускника

Автор Чебанова Елена Ильинична,

ученица 10 ф/м класса

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Научный руководитель

Хайржанова Ольга Николаевна,

учитель математики

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Мегион, 2013 год

Содержание

Аннотация………………………………………………………………………………3

План исследований…………………………………………………………………….4

Научная статья………………………………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………………13

Приложение……………………………………………………………………………14

Аннотация

Тема проекта: Образовательный кредит и его роль в жизни современного выпускника.

Слово «кредит» сегодня прочно вошло в нашу жизнь. С его помощью сегодня можно приобрести практически все – от мобильного телефона до собственного жилья. Наконец, занятые у банка деньги помогут вам открыть собственное дело. Однако эта простота и легкость – лишь внешняя сторона дела, а в действительности кредитование таит немало подводных камней. Кредит – это одна из самых серьезных сделок, заключаемых между клиентом и банком.

В России банки выдают различные виды кредитов уже несколько столетий, но недавно появилась еще одна услуга банков – образовательный кредит. Что же это такое? Образовательным называют один из видов долгосрочного кредита. В нашей стране это понятие появилось относительно недавно. Поводом к созданию данного вида кредитования явился переход огромного количества учебных заведений на коммерческую основу. Многие студенты и их родители оказались не готовы принять это новшество, в связи с чем и возникла потребность во взятии у банков денежных средств взаймы.

Цель: Раскрыть суть образовательного кредита, определить его роль в жизни современных выпускников города Мегиона и подготовить рекомендации для грамотного получения образовательного кредита.

Методы:

1. Теоретический – метод изучения теоретического материала.

2. Исследовательский – метод научного познания.

3. Анкетирования – метод получения информации.

4. Рефлексии – метод погружения в себя и самопознание.

5. Описания – метод исчерпывающего представления предмета.

Выводы:

В результате работы над проектом «Образовательный кредит и его роль в жизни современного выпускника» сформированы:

Проектно-исследовательские умения.

Умение анализировать собственную деятельность и корректировать её.

Выработаны рекомендации в виде буклета «Условия предоставления

образовательного кредита».

План исследований

Проблема: Как определить значимость образовательного кредита в жизни современного выпускника и помочь грамотно его получить?

Гипотеза: Если, определив роль образовательного кредита, вооружить выпускников и их родителей знаниями о нем, то получение денег в кредит будет более эффективно.

Задачи:

1. Изучить научную литературу о кредитах.

2. Исследовать отношение выпускников города Мегиона и их родителей к образовательному кредиту.

3. Собрать информацию о местных банках, предоставляющих образовательные кредиты потребителям.

4. Создать буклет «Условия предоставления образовательного кредита».

Описание методов:

Теоретический метод позволил мне узнать историю создания образовательного кредита и расширить свои знания в этой области.

Исследовательский метод дал мне возможность выявить роль образовательного кредита в жизни выпускника, исследовать причины того, зачем выпускникам следует его использовать, проанализировав результаты опроса и анкет.

Метод анкетирования позволил собрать информацию о банках города Мегиона и помог выявить значимость образовательного кредита среди выпускников и их родителей.

Метод рефлексии помог проанализировать и своевременно скорректировать работу над проектом, собственную деятельность.

Метод описания – использование метода описания дало возможность представить материал в полном объеме.

Библиография:

1. Андрущак, Г.В. Социально-экономическая дифференциация заемщиков как фактор развития института образовательного кредитования; диссертация кандидата экономических наук Г.В. Андрущак; [Место защиты: Государственный университет — Высшая школа экономики].- Москва, 2009.- 157 с.

В статье осуществлена попытка описать системы предоставления займов студентам посредством современного экономико-теоретического инструментария. Особое внимание уделяется проблеме создания института образовательного кредита в условиях слабых рыночных институтов.

2. Маклакова, Т. Г. Финансы и кредит / Т. Г. Маклакова, — «ТКУиК», 2007.- 61 с.

Учебное пособие разработано по направлениям «Экономика и управление», «Финансы, денежное обращение и кредит»,  которое служит базой для освоения специальных дисциплин.

3. Филина, Ф. Н., Толмачев, И. А., Сутягин, А. В. Все виды кредитования / Ф. Н. Филина, И. А. Толмачев, А. В. Сутягин. М.:«Дрофа»,2009.— 214 с.

Учебное пособие содержит обширный материал о ключевых вопросах кредитования, теорию финансов и бизнеса.

Научная статья

Глава I. Понятие об образовательном кредите.

К сожалению, бюджетных мест в университетах традиционно не хватает, и у жаждущих знаний абитуриентов не остается другого выбора, кроме как поступать на платное отделение. Однако образование сегодня совсем не дешево, а обучение на платном отделении ВУЗа доступно далеко не каждому.

Образовательный кредит —  целевой кредит на образование, выдаваемый банками, который появился в нашей стране недавно и приобретает популярность, так как кредитование становится модным явлением. Образовательные кредиты сейчас выдают и многие коммерческие банки. Этот кредит могут получить все студенты Высших учебных заведений независимо от направлений подготовки.

В нашей стране это понятие появилось относительно недавно. Поводом к созданию данного вида кредитования явился переход огромного количества учебных заведений на коммерческую основу. Многие студенты и их родители оказались не готовы принять это новшество, в связи с чем и возникла потребность во взятии у банков денежных средств взаймы.

Большинство населения считает, что для оплаты обучения лучше всего оформлять обыкновенные потребительские кредиты. Однако, это не так. Преимуществ у образовательного кредита гораздо больше. Правда пока данный вид кредитования предоставляется не всеми банками.

Одним из главных отличий образовательного кредита является то, что он выдается исключительно для оплаты расходов, связанных с обучением в образовательном учреждении. Заемщиками в данном случае могут выступать граждане в возрасте от 14 до 16 лет. Основные выплаты по данному кредиту приходятся на момент, когда студент окончит обучение. К сожалению, в настоящее время в России процентные ставки по образовательному кредиту довольно высоки — 12-19% в год. Однако государство находится в стадии разработки законопроектов, направленных на снижение процентов по данному виду кредитования. Максимальная сумма выдаваемого кредита не превышает 140000 рублей (или 6 000 долларов). Кредит не может быть выдан более чем на 11 лет. Для того, что бы оформить образовательный кредит, необходимо являться студентом государственного, либо негосударственного образовательного учреждения, дающего среднее профессиональное или высшее образование. При этом данное учреждение должно иметь государственную аккредитацию. При оформлении кредита на образование можно составить два вида договоров — на основной образовательный кредит и на сопутствующий кредит. Под последним подразумевается выдача денег на расходы, связанные с обучением — питание, проживание на съемной квартире и иные расходы.

Какова основная роль образовательного кредита?

Проблема финансирования часто может стать препятствием на пути к успеху талантливого студента. Банк ставит перед собой цель — помочь студенту решить финансовые задачи, в этой связи как раз и велика роль образовательного кредита.

Также главной целью кредитования высшего образования является финансовая помощь студентам, которые не способны полностью покрыть стоимость обучения в университете. Одним из условий того, что индивид выберет высшее образование, является его платежеспособность, т.е. способность оплатить обучение в университете и нести сопутствующие расходы, связанные с покупкой учебников, компьютера, оплатой проживания и питания. Студенческие займы стимулируют спрос на высшее образование, делая его более доступным и помогая преодолеть финансовые трудности, которые могут возникнуть во время обучения. У студентов появляется стимул хорошо учиться, чтобы по окончании ВУЗа получить достойную работу и выплатить долг. Таким образом, высшее образование становится более «продуктивным». Можно также отметить, что у студента появляется широкий выбор мест учебы, не зависящий от стоимости обучения. Это может привести к повышению конкуренции среди высших учебных заведений. Студенческий заем привлекателен еще и потому, что появляется возможность интернационализации обучения, т.е. студент может взять кредит на обучение в другой стране. Двумя важными свойствами кредитования высшего образования являются общедоступность студенческих кредитов и участие государства в программах кредитования. Говоря об общедоступности, имеют в виду, что студенческие займы должны быть доступны для всех студентов, отвечающих определенным требованиям, т.е. должны быть разработаны механизмы получения кредита даже для людей из малообеспеченных семей. Если речь идет о собственно государственном кредитовании, то, во-первых, кредиты делают высшее образование более доступным для потенциальных студентов. В частности, дети из малообеспеченных семей имеют возможность получить высшее образование на льготных условиях. Во-вторых, государственные программы кредитования позволяют повысить эффективность высшего образования: доступ к нему получают не только те, кто может оплатить обучение. Повышение качества высшего образования, в свою очередь, приведет к повышению экономической эффективности и конкурентоспособности государства.

Нюансы и особенности кредита на образование.

Помимо положительных сторон кредита на образование, существует также масса неудобств и ограничений, связанных с его оформлением. К примеру, студент, который собирается оформить данный кредит, должен успеть подать заявку в выбранный им банк и собрать все необходимые документы сразу же после того, как сдаст вступительные экзамены. Как правило, время на принятие решения о выдаче кредита принимается банком в течение 15-20 суток.

Помимо этого существует еще масса различных нюансов:

Оформить образовательный кредит можно лишь в том банке, который имеет соответствующий договор кредитования с определенным учебным заведением. Данная ситуация бывает не всегда выгодна именно заемщику. Помимо этого, конкурс при поступлении в подобные учебные заведения более высокий, нежели в те, которые не имеют договоров с банками.



При получении данного кредита банки требуют предоставления залога, либо присутствия поручителей, что не всегда может быть обеспечено заемщиком. В качестве поручителей могут выступить родственники студента, но лишь при их согласии. А в качестве залога банки принимают недвижимость, автомобили, ценные бумаги, что, согласитесь, вряд ли сможет предоставить студент, который решился на оформление кредита.

В случае расторжения или изменения условий договора, а также, если студент будет переведен в иное образовательное учреждение, это повлечет за собой дополнительные, и совсем немаленькие, финансовые траты.

Для получения кредита заемщик должен являться гражданином России, а также иметь постоянную регистрацию в том районе, где находится банк-кредитор.

Очень часто в договоре кредитования банки ставят условие — в случае не сдачи студентом сессии договор расторгается и выплаты прекращаются.

Сумму максимального размера кредита превысить невозможно. Если заемщику потребуется дополнительная сумма, то ему либо придется сменить учебное заведение, либо взять дополнительно обыкновенный потребительский кредит.

Оформление образовательного кредита влечет за собой существенную переплату за обучение, так как помимо определенной суммы, установленной учебным заведением, заемщику придется выплатить проценты по кредиту и оплатить ведение счета в банке.

Перед тем, как решиться на оформление образовательного кредита, необходимо тщательно подумать о том, сможет ли выбранная вами профессия впоследствии целиком погасить взятый кредит.

Виды кредитования.

На практике существуют несколько видов кредитования. Два наиболее распространенных вида — «условные займы», т.е. займы ипотечного типа и займы с выплатой, зависящей от будущего дохода.

Для кредитов первого типа определяются процентная ставка, период выплаты, виды и элементы студенческих кредитов, практика (время, за которое студент должен полностью погасить кредит), условия выплаты (частота выплат, размеры периодических выплат).

Второй вид кредитования характеризуется тем, что выплаты по кредиту зависят от величины будущего дохода заемщика, т. е. при заключении договора кредитования оговаривается процентная ставка, которая представляет собой часть дохода студента в будущем. Данная схема представляется более предпочтительной, так как с выплатой по кредиту у работающего человека не возникает трудностей. В то же время несложно контролировать и отчисления по кредиту, что снижает административные издержки. Кроме того, система страхует заемщика на случай бедности в будущем, что тем более важно, чем более негативно абитуриент относится к риску. В этом смысле ипотечные займы более рискованны и недоступны для семей с низким доходом.

Отметим, что система предполагает наличие симметричной информации между кредитором и заемщиком, т.е. организация, предоставляющая кредит (будь то коммерческий банк или государственная структура), должна в будущем точно знать, какую заработную плату получает выпускник ВУЗа, чтобы удерживать из нее платежи по кредиту. В России могут возникнуть сложности с такими программами в связи с распространенной практикой выплаты зарплаты «в конвертах», когда декларируемая сумма оказывается существенно меньше реальной оплаты труда. Поэтому складывается ситуация, при которой заемщик знает величину своих реальных доходов, а кредитор не располагает соответствующими сведениями, т. е. мы снова сталкиваемся с проявлением информационной асимметрии на данном рынке. Чаще всего студентам-заемщикам предлагается программа кредитования, сочетающая в себе признаки первого и второго видов.

Основные вопросы, задаваемые специалистам банка.

1). Обязательно ли брать кредит на все время обучения или можно оплатить лишь несколько семестров?

Ответ: Кредит предоставляется как на оплату всего обучения, так и на оплату нескольких семестров – все зависит от пожелания клиента.

2). Каковы условия предоставления кредита? Можно ли договориться с банком об отсрочке платежей? И что происходит, если человек не может оплатить задолженность?

Ответ: Обычно в таких случаях банк идет навстречу своим заемщикам и предлагает реструктуризировать кредит на более долгий срок, или предоставляет кредитные каникулы – т.е. позволяет заемщику на некоторый срок выплачивать только проценты. Банк готов рассматривать все ситуации своих клиентов индивидуально. Например, одним из преимуществ наших кредитов является возможность трудоустройства в банк, при этом сам студент может начать зарабатывать и оплачивать часть кредита самостоятельно.

3). Одной из главных отличительных особенностей образовательного кредита является отсроченное погашение основного долга до окончания обучения. Насколько это важно?

Ответ: По условиям программ банка, студент начинает выплачивать кредит и основной долг с момента начала обучения. Мы проводили анализ западных и отечественных программ кредитования, и исследование показало, что данный способ наиболее удобен для клиентов.

Представим реальную ситуацию: студент в процессе обучения платит только проценты по кредиту. В таком случае после окончания университета он вынужден будет выплачивать еще и основной долг. Часто выпускники не сразу могут найти работу, и возникают просрочки.

Данная программа кредитования вызывает определенное недовольство со стороны клиентов, поэтому программа рассчитана на срок до 6 лет, чтобы студент равномерно мог оплачивать свое обучение и планировать бюджет, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

4). Стоит отметить, что кредиты на образование в нашей стране выдает ограниченное количество банков. Как Вы считаете, почему так происходит?

Ответ: В нашей стране подобное финансирование обучения развито слабо ввиду советского прошлого и действующей бесплатной системы образования. С развитием реформы образования все большее число студентов обращается за кредитами.

Глава II. Исследование отношения выпускников города Мегиона и их родителей к образовательному кредиту.

I. Опрос обучающихся 10 11 классов школ города Мегиона.

1. Какие виды кредитов Вы знаете?

2. Знаете ли Вы условия предоставления образовательного кредита?

3. Если Вы поступите в ВУЗ, но не на ту специальность, которую Вам хотелось бы, воспользуетесь ли Вы образовательным кредитом?

В анкетировании приняло участие 95 человек. По результатам опроса были выполнены диаграммы ответов. (см. Приложение 1).

II. Опрос родителей обучающихся 10 -11 классов школ города Мегиона.

1. Брали ли Вы кредит вообще?

2. Знаете ли Вы, что такое образовательный кредит?

3. Если Ваш ребенок поступит на коммерческой основе в ВУЗ и у Вас не хватит средств на оплату обучения, воспользуетесь ли Вы образовательным кредитом?

В опросе приняло участие 60 человек. По результатам опроса были выполнены диаграммы ответов. (см. Приложение 2).

Опираясь на результаты опроса среди обучающихся 10 — 11-х классов школ города Мегиона и их родителей, можно сделать вывод о том, что большое количество людей не знают про существование образовательного кредита.

III. Опрос среди работников банка города Мегиона.

1. Имеется ли в Вашем банке услуга по выдаче образовательного кредита? С какого года?

2. Какое количество выпускников обращались за помощью взять образовательный кредит?

3. Сколько выпускников взяли образовательный кредит?

4. Как, по Вашему мнению, больше или меньше его берут?

5. Условия предоставления образовательного кредита именно в Вашем банке.

Мною были проведены беседы с работниками следующих банков:

«УралСиб Банк»

«Сбербанк»

« Альфа Банк»

«Пойдем»

«Ханты-Мансийский банк»

В банках « Альфа-Банк» и «Пойдем» услуги образовательного кредита нет.

По результатам данного анкетирования, можно сделать следующие выводы:

1). Филиал банка «УралСиб» и «Сбербанк» предоставляют услугу образовательного кредита с 2009 года.

2). За помощью взять образовательный кредит в «УралСиб» обращалось 53 человека, из них 17- взяли образовательный кредит, в «Сбербанк» обращалось 68 человек, из них 35- взяли образовательный кредит. (см. Приложение 3)

Глава III. Подготовка информации к созданию буклета.

Исходя из результатов проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1). Условия выдачи образовательного кредита в банках отличались друг от друга, но были некоторые факторы, которые встречались в обоих банках:

Быстрое рассмотрение заявления (2-3 дня);

Большой срок для погашения кредита (от 3 до 5 лет);

Минимальный пакет документов.

2). По мнению работников банка, услугой образовательного кредита меньше интересуются, чем другими видами кредитования.

Собрав основную информацию о предоставлении образовательного кредита некоторыми банками города Мегиона, мною был оформлен буклет, из которого выпускники и их родители могут узнать условия предоставления образовательных кредитов банками города Мегиона. (см. Приложение)

Заключение

Подводя итоги всей работы, можно сделать следующие выводы:

1). Я узнала об истории образовательного кредита, его предназначении, изучив соответствующую литературу.

2). Проведя опросы среди обучающихся 10 — 11-х классов школ города Мегиона, их родителей и работников банков, я выяснила, что образовательный кредит в нашем городе менее известен, чем остальные виды кредитования.

3). На основании результатов всех опросов был составлен буклет «Условия предоставления образовательного кредита».

4). Составляя диаграммы по результатам опроса, я пользовалась своими навыками в работе с программой Excel.

Считаю, что проделанная мною работа поставленных целей и задач достигла. К сожалению, на данный момент, большинство выпускников школ города Мегиона и их родители не знают о существовании образовательного кредита и об условиях его предоставления. Надеюсь, что представленная в проекте и буклете информация поможет раскрыть суть образовательного кредита и условия его предоставления.

Список литературы

1. Андрущак, Г.В. Социально-экономическая дифференциация заемщиков как фактор развития института образовательного кредитования; диссертация кандидата экономических наук Г.В. Андрущак; [Место защиты: Государственный университет — Высшая школа экономики].- Москва, 2009.- 157 с.

2. Маклакова, Т. Г. Финансы и кредит / Т. Г. Маклакова, — «ТКУиК», 2007.- 61 с.

3. Смирнова, Н.Ю. Про кредиты / Н.Ю. Смирнова. М.:«Эксмо»,2009.-176 с.

4. Филина, Ф. Н., Толмачев, И. А., Сутягин, А. В. Все виды кредитования / Ф. Н. Филина, И. А. Толмачев, А. В. Сутягин. М.:«Дрофа»,2009.- 214 с.

Интернет-ресурсы

1. http://www.kreditok.net/credit.shtml;

2. http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268032823/12andr.pdf;

3. http://www.rosbo.ru/articles.php?cat_id=47&id=647;

4. http://lia.hse.ru4.

Приложение 1.

Анкетирование обучающихся 1011-х классов школ города Мегиона.

В анкетировании приняло участие 95 человек.

1 . Какие виды кредитов Вы знаете?

2. Знаете ли Вы условия предоставления образовательного кредита?

Если Вы поступите в ВУЗ, но не на ту специальность, которую Вам бы хотелось, воспользуетесь ли Вы образовательным кредитом?

Приложение 2.

Анкетирование родителей обучающихся 10 – 11-х классов школ города Мегиона.

В анкетировании приняло участие 60 человек.

1. Брали ли Вы кредит вообще?

2. Знаете ли Вы, что такое образовательный кредит?

Если Ваш ребёнок поступит на коммерческой основе в ВУЗ и у Вас не хватит средств на оплату обучения, воспользуетесь ли Вы образовательным кредитом?

Приложение 3.

Анкетирование работников банков города Мегиона.

В анкетировании приняли участие работники 5 банков города Мегиона.

1. Имеется ли в Вашем банке услуга по выдаче образовательного кредита?

2. Какое количество выпускников обращались за помощью взять образовательный кредит?

Сколько выпускников взяли образовательный кредит?








sitemap
sitemap