Проект Мир в моем классе



Береза Анастасия Андреевна, обучающаяся 8 а класса МБОУ «Большевсегодическая ООШ»

Руководитель проекта — Наумова Валентина Петровна, педагог-психолог МБОУ «Большевсегодическая ООШ»

Тема проекта «Мир в моем классе»

Введение

Актуальность проектно-исследовательской деятельности.

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).

Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода «я». При неблагоприятном — незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности. Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.

Человек всегда является членом малых и больших групп и коллективов. От того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить. А хорошо ему тогда, когда у него складываются благоприятные взаимоотношения с окружающими его людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе. Ни юных, ни взрослых зрителей не оставила равнодушными фраза из сочинения восьмиклассника Коли в фильме «Доживем до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают». У каждого человека есть свое представление о счастье. Но каким бы оно ни было, оно обязательно включает в себя желание быть понятым. Поэтому желание и умение понимать другого человека составляет основу психологического климата любой группы, любого коллектива.

Мы учимся в нашей замечательной школе уже восьмой год, но коллектив у нас в классе очень слабый. Поэтому мы обратилась к теме формирования Благоприятного социально-психологического климата. В связи с этим считаю, что наша тема достаточно актуальна на сегодняшний день. Так как нам довольно скоро покидать стены школы и учиться, предельно конструктивно взаимодействовать в коллективе мы должны сейчас.

Я люблю свой класс и хочу, чтобы школьные годы вспоминались всеми моими одноклассниками с теплом. Поэтому стремлюсь показать ребятам, что мы можем быть настоящим сплоченным коллективом и как это здорово!

Цель проектно-исследовательской деятельности: способствовать улучшению социально-психологического климата (СПК) в классном коллективе, посредством внедрения специально разработанной системы мероприятий по формированию благоприятного СПК.

Задачи:

1. Изучить теоретическую информацию по проблеме, осветить основные понятия и термины. Посредством анализа научной литературы, выделить признаки благоприятного и неблагоприятного СПК, факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе.

2. Выявить особенности развития СПК 8 а и 7 а класса (педагог-психолог).

3. Разработать и внедрить программу «Мир в моем классе» по формированию благоприятного СПК (совместно с классным руководителем и педагогом-психологом).

4. Разработать комплекс наглядных материалов обучающимся, направленных на укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе, разместить их на стенде школы.

Гипотеза исследования: реализация программы «Мир в моем классе» способствует созданию благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе.

Этапы работы над проектом

1. Постановка проблемы.

2. Изучение теоретической информации по вопросу формирования и укрепления благоприятного социально-психологического климата в классе.

3. Сбор материала.

4. Диагностический этап- выявление уровня развития СПК в 8 а и 7 а классе.

5. Разработка и внедрение программы по формированию благоприятного СПК.

6. Выводы, разработка практических рекомендаций обучающимся по укреплению благоприятного социально-психологического климата в классе, выпуск стенгазеты, оформление стенда.

Раздел 1. Изучение теоретической информации по вопросу формирования и укрепления благоприятного социально-психологического климата в классе.

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Если человек не может изменить климат в природе, то он в силах влиять на «климат», который характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Для того, чтобы влияние было положительным необходимо знать особенности данного явления.

В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.

Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель.

Психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений. Психологический климат, или психологическая атмосфера,— это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой.

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

Первая климатическая зона — социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона — моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона — психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

все — и девушки и юноши — на равных участвуют в выполнении каких-то общих дел, когда есть постоянная сменяемость актива, когда у каждого есть чувство личной ответственности за порученное всему классу дело, когда ученики сами ищут полезные дела, а не ждут указаний.

отношения стоятся на принципах сотрудничества;

критика высказывается с добрыми пожеланиями;

существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам;

высокая степень эмоциональной включенности;

свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Существует целый ряд факторов, определяющих психологический климат в ученическом коллективе.

Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на психологический климат класса.

Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит классный коллектив (в нашем случае-школа).

Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия обучения. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в классе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного психологического климата.

Удовлетворенность деятельностью. Большое значение для формирования благоприятного психологического климата имеет то, насколько деятельность является для ученика интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, расти. Привлекательность деятельности зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:в хороших условиях деятельности; в общении и дружеских межличностных отношениях; успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других; творческой и интересной работе, возможности личностного развития, реализации своего потенциала.

Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни школьников, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на психологическом климате в классном коллективе.

Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на ПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на ПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие.

Стиль руководства группой и стиль педагогического общения.

Формы формирования нравственно-психологического климата

Классный час.

Беседа.

Диспут по вопросам морали.

Участие в конкурсах обогащает нравственный мир школьников.

Выполнение общественных поручений.

Упражнения и Игры.

Методы формирования нравственно-психологического климата

Метод игровых ситуаций.

Методы стимулирования.

Методы воздействия на эмоциональную сферу.

Методы воспитывающих ситуаций.

Методы дилемм.

Раздел 2. Особенности развития социально-психологического климата 8 а — 7 а класса.

8 а и 7 а класс — объединенный класс малокомплектной сельской школы. В 2012-2013 году произошло объединение двух классов в один. Возраст обучающихся 12-14 лет, класс состоит из 4 мальчиков и 6 девочек.

С целью изучения социально-психологического климата в классном коллективе применялся следующий блок методик (исследование проводилось при помощи педагога-психолога).

1. Метод наблюдения.

Эмпирические референты СПК класса (по А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой)

Благоприятный СПК

Параметры

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.

Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний.

Способность к сотрудничеству

Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в мнении других («А как ты думаешь?», «Вам это нравится?» и др.)

Выслушивания с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга).

Эффективность взаимодействия

Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом.

Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы.

Неблагоприятный СПК

Параметры

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам..

Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний.

Способность к сотрудничеству

Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других («А кто тебя спрашивает?», «А ты здесь причем?» и др.)

Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению).

Эффективность взаимодействия

Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом.

Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы.

2. Методика Лутошкина «КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ»;

3. Определение индекса сплоченности по методике Сишора (как фактора благополучия или неблагополучия психологического климата);

4. “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы.

По данным метода наблюдения можно сделать вывод, что в классе в целом преобладает недостаточно благоприятный СПК:

1. Эмоциональный фон.

— существует словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.

— Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников.

— Доброжелательные улыбки, смех.

2. Способность к сотрудничеству

— Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению).

— Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других («А кто тебя спрашивает?», «А ты здесь причем?» и др.)

3. Эффективность взаимодействия

— Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы.

— Словесное выражение удовлетворения результатом.

— Словесное выражение неудовлетворения результатом.

По результатам проведения Методики А. Н. Лутошкина «КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ» можно сделать вывод, что класс находится на уровне развития классного коллектива «Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

В результате подсчета индекса групповой сплоченности, можно сделать вывод о том, что в 8 а и 7 а классе уровень групповой сплоченности средний (чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое).

Данные, полученные в результате проведения “Экспресс-методики” по изучению социально-психологического климата в коллективе свидетельствуют о том, что когнитивный и эмоциональный компоненты климата трактуют СПК, как весьма благоприятный. Это проявляется во взаимной привлекательности, симпатии и притяжении одноклассников друг к другу. Симпатия есть эмоциональная положительная установка (отношение) на объект. Притяжение есть следствие возникшей симпатии. Хотя нужно отметить, что поведенческий компонент СПК развит на недостаточном уровне

Раздел 3. Описание программы «Мир в моем классе»

Цель программы: создание условий для развития благоприятного социально-психологического климата 8 а и 7 а класса, сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для обучающихся.

Данная программа последовательно реализуется в 2012-2013 учебном году.

Психолого-педагогические приемы, для формирования социально-психологического климата в классе, направлены на:

определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;

коррекцию формальной и неформальной структуры класса;

определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;

применение игр, направленных на сплочение коллектива;

определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

изучение индивидуальных особенностей школьников;

развитие коммуникативных навыков;

определение влияния личности педагогов и классного руководителя;

социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе.

Планируемые мероприятия

Планируемые мероприятия

Ответственный

1. Создание физического микроклимата, обеспечение санитарно-гигиенических условий обучения

1

Установить режим проветривания классного помещения, следить за его соблюдением



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap sitemap