Проект Математика Плюс 5 класс



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 608

Конкурс проектов учащихся 5-8 классов

Кировского района Санкт-Петербурга

«Образование для реальной жизни»

Направление «Математика вокруг нас»

Проект «Математика Плюс»

Работу выполнили

Чермак Ксения,

Перевощикова Юлия

5 класс

руководитель Есипова Т. В.,

учитель, СОШ № 608

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………2

Замысел проекта………………………………………………………………………3

Подготовительный этап………………………………………………………………3

Основной этап………………………………………………………………………..4

Защита проекта……………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………………..10

Приложения…………………………………………………………………………..11

Введение

В пятом классе изучается много интересных предметов. Для нас самыми любимыми являются математика, биология и информатика. В нашем проекте «Математика Плюс» мы обращаемся к этим областям знаний.

Цель проекта: создание комплекса упражнений для проведения устного счета на уроках математики в 4 и 5 классах, объединенных единой сюжетной линией.

Устный счет является одним из важных этапов урока математики. Разнообразные задания способствуют совершенствованию вычислительных навыков, развитию логического мышления, сообразительности и смекалки, формированию математической речи.

Проблема: сделать устный счет увлекательным для всех учеников класса.

У детей всегда сотни вопросов. Где? Когда? Какой? Сколько? Если получаешь ответ на вопрос в готовом виде, он может и забыться. А вот если для получения ответа нужно потрудиться, например, выполнить математические упражнения, он запомнится.

Мы решили объединить упражнения для устного счета темой «Мир животных».

Задачи:

познакомиться с разнообразными заданиями для проведения устного счета на уроках математики;

научиться самостоятельно составлять такие задания для учеников 4 и 5 классов;

совершенствовать навыки работы с различными источниками информации;

познакомиться поближе с миром выбранных нами животных;

представить результаты своей работы в электронном виде;

повысить грамотность устной и письменной речи.

Упражнения для устного счета в 4 классе объединены интересными фактами из жизни удивительных австралийских сумчатых медведей коал. Для упражнений в 5 классе был выбран типичный представитель зоны тайги – лось.

Продукт: комплекс упражнений для устного счета на уроках математики (задания и ответы)

4 класс « Плюшевый медведь»;

5 класс «Лесной великан».

Комплекс упражнений предлагается ученикам в течение нескольких дней по 2-3 задания. В заданиях сформулированы вопросы о животном. После выполнения задания, учащимся сообщается соответствующая информация об этом животном. Задания комплекса включают различные цепочки, блок-схемы, последовательности, задания с геометрическими фигурами, уравнения, примеры, после решения которых, нужно использовать код для прочтения слов и предложений. Такие задания увлекают всех учеников. Они ждут следующего дня, чтобы узнать что-то новое.

Проведение такого устного счета позволяет:

совершенствовать вычислительные навыки;

формировать умение анализировать, сравнивать;

расширить кругозор учащихся;

поговорить о необходимости бережного отношения к окружающему миру;

побудить учеников к самостоятельному поиску информации и составлению подобных заданий.

Замысел проекта

На уроках математики во время устного счета мы познакомились с разнообразными заданиями. В учебнике, по которому мы занимаемся [1], представлены такие виды упражнений: примеры, цепочки, блок-схемы, задания на поиск закономерности, задания, для выполнения которых, нужно знать законы умножения и деления, правила нахождения неизвестного компонента. Во время устного счета не все ученики активно включаются в работу. Как сделать устный счет увлекательным?

Вот один из примеров. Считать интересней и ответ хочется получить быстрее, если после решения примеров, нужно заменить ответы буквами и расшифровать слова, прочитать предложения.

Для устного счета учитель стала предлагать классу упражнения, содержащие вопросы, связанные одной темой. Ребята давали свои варианты ответов. А потом проверяли правильность своих предположений, выполняя математические задания. Не у всех получалось правильно, но интересно было всем.

Потом учитель предложила классу придумать свои задания для устного счета, объединенные единой сюжетной линией.

Для своей проектной работы мы выбрали тему «Мир животных». Один комплекс упражнений адресован ученикам 4 класса. Героем этой части проекта стали коалы. Все с детства знают об этих милых австралийских животных. Нам захотелось поближе познакомиться с их миром. Вторая часть проекта – комплекс упражнений для учеников 5 класса. Она посвящена типичным представителям зоны тайги – лосям. Этих лесных великанов можно встретить в лесах Ленинградской области, но мы так мало знаем об их жизни. Каждая часть проекта представлена заданиями и ответами к ним, где приводятся интересные факты из жизни выбранных животных.

Подготовительный этап

Работа над проектом началась со сбора информации. Мы читали статьи о коалах и лосях в энциклопедиях о животных, рекомендованных для среднего школьного возраста [2,3,6]. Проанализировав собранную информацию, мы отобрали факты, которые можно будет использовать при составлении заданий по математике.

Параллельно мы знакомились с различными видами заданий для устного счета по учебникам математики [1,4] и правилами составления таких заданий. Ученики получают задания в готовом виде. А как их придумывают? На что нужно обращать внимание? С этим нам помог разобраться наш учитель.

Основной этап

Используя отобранную информацию о животных, нам нужно было составить комплекс упражнений для устного счета. Для этого мы выбрали следующие типы заданий.

1. Цепочки прямые и обратные, блок-схемы.

Эти задания позволяют представить информацию, содержащую цифровые значения (масса, рост животного, количество детенышей и т.п.). При выполнении таких заданий, вычисляя, ученикам приходится выполнять прямые и обратные операции, сравнивать.

Например:

Едят эти медведи достаточно много. Узнай, сколько листьев эвкалипта медведь съедает в день ( в граммах). Найди первое число в цепочке. [ Приложение 1]

4

?

: 100 — 2 + 1

Вычислите длину тела этого животного (в метрах). [ Приложение 2]

?

да +13 :10

75

<25

:15 *7 -18

?

:5 *8

нет

Чтобы составить такие задания, нужно придумать цепочку примеров так, чтобы каждый следующий пример начинался с ответа предыдущего. В первом примере должно быть число, которое нужно угадать. Вместо этого числа в будущей цепочке надо поставить знак вопроса. Далее, оставив ответ последнего примера и знаки арифметических действий, оформить всю цепочку. Так получается обратная цепочка. Для прямой цепочки знаки арифметических действий нужно заменить обратными.

2. Последовательности.

При выполнении задания нужно установить закономерность в последовательности и, продолжив ее, найти нужное число. Это число позволит выбрать правильный ответ из предложенных вариантов или узнать информацию, содержащую цифровые значения.

Например:

На них охотились

89 из-за кожи

79 из-за рогов

67 из-за мяса

В начале ХХ века эти животные оказались на грани полного исчезновения. Запишите следующие четыре числа последовательности, сохраняя закономерность. Назовите четвертое число, и вы узнаете, почему это произошло. [Приложение 2]

0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13…

Для составления таких заданий нужно придумать закономерность, записать в последовательности столько чисел, чтобы можно было установить эту закономерность, найти следующие несколько чисел. Предложить в задании найти эти числа и, зная последнее, выбрать вариант ответа.

3. Задания с геометрическими фигурами.

С геометрическими фигурами в нашей работе есть два вида заданий. Это необычные цепочки примеров и задания, в которых нужно прочитать слово, зашифрованное с помощью фигур.

Например:

Продолжительность жизни этих животных меняется от лет до лет. Реши цепочку примеров.

1. 40 : 8 = * 5 =

?

* 3 = — 4 =

2. 500 : 100 = + 5 =

?

* 2 =

Как называются геометрические фигуры, представленные в этом задании? Какая из них лишняя? Почему ты так думаешь?[Приложение 1 ]

В конце лета лесной гигант любит лакомиться веточками и ягодами кустарника. Прочитайте названия этого кустарника. [Приложение 2]

н р

и а

к с

у б

Для составления цепочки с геометрическими фигурами используется алгоритм составления прямых цепочек.

4. Уравнения.

Ученикам 4 класса мы предлагаем решить уравнения, опираясь на знания нахождения неизвестного компонента. Ученикам 5 класса нужно угадать корень уравнения, опираясь на знания законов умножения и деления.

Например:

Решив уравнения, ты узнаешь длину тела этого животного. Длина его тела меняется от Х см до Y см. [Приложение 1]

Х : 10 * 2 = 12 Y * 2 = 160

Х = 1 водные растения

Х = 0 мхи, лишайники

Нет корней хвоя, кора, ветки

Угадайте корень уравнения, и вы узнаете, какие растения играют большую роль в питании этих животных летом. [Приложение 2]

Х : Х = Х * Х

Чтобы придумать уравнение с нужным корнем, надо записать с этим числом пример, затем число заменить буквой латинского алфавита.

5. Примеры, после решения, которых нужно использовать код для прочтения слов и предложений.

Этот тип заданий использовался для зашифровки названий животных, особенностей их поведения и т.п. После решения примеров, используя соответствие «число-буква», нужно прочитать слово или предложение.

Например:

В Австралии живет удивительное сумчатое животное, напоминающее плюшевого медвежонка. Реши примеры, ответы замени буквами, и ты узнаешь, какое животное я загадала. [Приложение 1]

о

е

а

к

п



96:8=

с

з

100:50=

ю

л

159-158=

ж

я

д

72:9=

41:41=

Решите примеры, замените ответы буквами. Прочитайте предложение и вы узнаете, что интересного происходит в жизни лесного великана осенью. [Приложение 2]

81 : 9 = 15 * 2 = 100 – 25 = 5 * 20 =

72 : 9 = 4! = 64 : 8 =

82 = 54 : 6 = 75 : 15 =

33 = 13 + 14 = 72 : 3 =

120 : 40 = 32 =

72 = 80 : 2 =

5 * 15 =

36 – 9 =

5 * 8 =

200 : 20 =

8

24

40

9

10

27

30

5

100

75

49

64

о

б

е

р

т

а

с

я

н

в

ы

г

Для того, чтобы зашифровать слово, нужно придумать столько примеров, сколько букв в слове. Каждому ответу поставить в соответствие букву и предложить код для дешифровки.

6. Текстовые задачи.

Задачу на соотношение величин скорость/время/расстояние мы предлагаем ученикам 5 класса.

Самое большое животное лесной зоны быстро бегает. Чтобы узнать скорость этого животного, вы должны решить задачу. [Приложение 2 ]

Км/ч ?

168км

В этой задаче нужно найти скорость, зная путь и время, значит, чтобы составить такую задачу, нужно было вычислить путь по известной скорости и времени.

После того как комплексы упражнений для 4 и 5 классов, содержащие задания и ответы к ним, были составлены, мы представили результаты своей работы в электронном виде с помощью программы Microsoft Office Word.

Защита проекта



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap