Проект Изображение Зимы в поэзии русских писателей




ПРОЕКТ «Изображение зимы в поэзии русских писателей».

Исследование произведений о зиме.

Проект исследования средств изображения, применяемых поэтами для изображения времени года- зимы. Сравнение нескольких стихотворений о зиме: Ф.И.Тютчева «Чародейкою –зимою», С.Есенина «Поёт зима-аукает» и А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» из 7 главы поэмы «Евгений Онегин».

Инициативная группа 2 «Г» класса: Бирючевская Юлия, Брынских Полина, Литвиненко Эммануил.

22.01.2013

Тема проекта: Изображение зимы в поэзии русских писателей.

Цели проекта:

Исследовать , при помощи каких художественных средств писатели изображали русскую зиму.

Выявить все изобразительные средства.

Сравнить несколько произведений русских писателей.

Сделать вывод по наблюдению над произведениями.

Способствовать развитию речи и расширению кругозора.

Пополнение словарного запаса.



Задачи проекта:

Исследовать изображение зимы в поэзии русских писателей.

Проанализировать произведения о зиме.



Научиться грамотно выражать свои мысли.

Объект исследования – стихотворения о зиме трёх писателей: Ф.Тютчева, С.Есенина « Чародейкою Зимою» и «Поёт зима-аукает…» и А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Предмет исследования – средства художественной выразительности, средства изображения: эпитет, олицетворение, сравнение.

Цель исследования – Выявить все указанные изобразительные средства.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что описание зимы в произведениях русских писателей неодинаково. Каждый писатель по-своему видит зиму, использует для этого разные средства выразительности.

Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!

Зима – удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина- прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега.

В нашем исследовании мы сравним описание зимы у разных поэтов, а также посмотрим, с помощью каких средств изображения писатели достигают своей цели в описании зимы.

Обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» и мы увидим, зиму такой, какой отразил её в своём стихотворении поэт. Зима у него- добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромою», оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой».

Величественная, необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

Подведём итог нашему исследованию этого стихотворения.

«Чародейкою-зимою…» В данном стихотворении поэт изобразил зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая: приведём первые строки стиха.

Чародейкою –Зимою околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

А теперь обратимся к стихотворению С.Есенина «Поёт зима-аукает…». В данном стихотворении поэт тоже изобразил зимушку. Но такую же, как у Тютчева или нет? Сейчас мы это рассмотрим.

Поёт зима-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

Здесь мы видим, что зима — как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и как-бы усыпляет лес, погружает его в сон. И когда мы читаем эти строки мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная, величественная.

Давайте рассмотрим стихотворение А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идёт волшебница-зима…



Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.

А с помощью чего достигается понимание этих стихотворений или другими словами, что помогло нам представить такие разные зимы?

Да, это конечно же средства изображения. Давайте вспомним, что мы о них знаем.

Средства выражения и изобразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели.

Средства изображения: это тропы – эпитет, олицетворение, сравнение.

Исследуем, в каких строках есть указанные тропы.

«Чародейкою-Зимою» :эпитеты- снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной., сном волшебным, лёгкой цепью пуховой.,луч косой, олицетворение: чародейка-зима, лес блестит.

«Поёт зима-аукает…» эпитет: седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым . Олицетворение: поёт зима-аукает, баюкает, тоской глубокою плывут облака. Сравнение- воробышки , как детки сиротливые.

В стихотворении А.Пушкина также есть эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою.

Олицетворение: идёт волшебница-зима.

Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий

Вывод:

У каждого писателя своё видение зимы, а средства изображения помогают писателям показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года- зиму.








sitemap
sitemap