Проект Деталь и жест в произведениях АП Чехова Снежкина Инга ученица 7-А класса НОУ СО



Индивидуальная проектная деятельность по литературе в 7 классе

Тема: Деталь и жест в произведениях А.П. Чехова

Автор проекта:

Снежкина Инга, ученица 7 – А класса НОУ «СОШ «Эрудит» ЦАО г. Москвы

Руководитель:

Шнайдер О.А., учитель русского языка и литературы НОУ «СОШ «Эрудит» ЦАО г. Москвы

Цели проекта:

Формирование исследовательских навыков в работе над проектом. Обогащение опытом работы по литературному творчеству. Решение практических задач проекта. Приобретение навыков самостоятельности в добывании знаний. Развитие личности школьника, её творческих и интеллектуальных возможностей. Воспитание научного мировоззрения и способности к самопознаниюе над избранной проблемой

Задачи проекта:

Получение разностороннего опыта деятельности на всех этапах работы

Развитие личной инициативы, ответственности, настойчивости и активности

Формирование навыков сотрудничества и партнерства с учителем

Проблемные вопросы:

Как через жест передается авторский замысел произведения?

Как проявляется жест в совокупности с другими деталями текста?

Что нового выявила жестикуляция героев в процессе исследования?

Обоснование актуальности данной проблемы:

Данная проблема является актуальной, потому что исследование жеста как одной из основных деталей текста способствует приобретению нестандартных навыков работы над проектом. Главным в исследовании является вопрос о том, как жест способствует оформлению мысли героя, выявляет его поведение на фоне других героев, отражает его внутренний мир и его образность. Через жестикуляцию мы воспринимаем авторский замысел произведений, видим образы современников Чехова с их горестями и радостями, проблемами и разочарованиями

Тип проекта: практико – ориентированный

Форма организации: индивидуальная

Тип деятельности: практическая деятельность в определенной учебно- предметной области

Формируемая компетентность: личностно — деятельностная, литературоведческая, коммуникативная

Результат проектного продукта: презентация на литературной конференции, написание рассказа по традициям произведений А.П.Чехова

Образовательные ресурсы:

Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа со старшеклассников. 9 – 11 классы: пособие для учителей образоват. учреждений / С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011.

Гитович И.Е., Ахметшин Р.Б. Глава о Чехове еще не окончена / Вступит. ст. коммент., прим. И.Е. Гитович и Р.Б. Ахметшин. – М.: Издательский Дом «Синергия», 2010.

Островский С.Л., Усенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? / С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков. – М.: Первое сентября, 2011.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е издание, дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.

Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010.

Чехов А.П. Повести и рассказы / А.П. Чехов. – М.: Международный издательский дом «Синергия», 1997.

План реализации проекта:

Постановка проблемы

Определение темы проекта

Формулировка целей и задач проектной работы

Сбор и отбор материала, его классификация и нацеленность на предполагаемый конечный продукт

Распределение объема работы по этапам

Анализ собранной информации, формулировка выводов

Определение графика защиты проекта

Защита проекта в форме выступления на конференции в школе «Великие русские писатели России» и создание рассказа на основе традиций Чехова

Формулировка выводов и обозначение проблемы для дальнейшего исследования

Время проведения работы: 01.11.11- 15.01.12

Принципы отбора содержания проектной работы

Принцип научности:

Формирование литературоведческого мышления, применение литературного и критического материала в доступном для школьника виде.

Применение системности и учета исследовательской работы в рамках современного развития литературы.

Использование литературоведческой терминологии.

Принцип опоры на базовое образование:

Внимательное прочтение текста.

Анализ критического материала, отбор цитат и подтверждений выводов по своей работе.

Применение литературных терминов и понятий.

Принцип этичности:

Применение научной этики в использовании цитирования, оформление работы в научном стиле.

Принцип коммуникативности:

Совершенствование навыков развития связной речи и речевого общения.

Обсуждение с научным руководителем литературного материала.

Применение приемов конспектирования, создания и редактирования собственного текста.

Принцип межпредметных связей.

Связь с предметами филологического цикла.

Программа реализации индивидуальной проектной работы по литературе в 7 классе

Этапы и задачи работы

Форма занятий

Деятельность руководителя

Деятельность учащихся

1.Предварительный

Определение готовности к исследовательской работе по литературе

Неформальное общение после уроков

Выявление знаний и способностей учащихся на уроках. Определение круга проблем по литературоведению. Проявление заинтересованности учащихся

Выполнение заданий по литературе с элементами исследования. Получение навыков самостоятельного анализа. Рефлексия на тему личных интересов и увлечений. Определение круга читательского интереса

Выявление общих представлений о предмете исследования по литературе

Беседа

Рассказ учителя о проектной методике, актуальности данной работы по литературоведению

Формирование позитивного отношения к данному виду работы

Углубление знаний о литературе

Внеклассная работа по литературоведению

Обзор научно- популярной литературы по данной проблеме. Выполнение заданий теоретического характера. Систематизация знаний

Чтение и обсуждение критического материала по тематике проекта

Развитие литературоведческой рефлексии

Ведение дневника учащегося, индивидуальная работа

Вовлечение в исследовательскую деятельность

Подбор материала по конкретной проблеме, фиксирование в дневнике

2.Выбор проблемы исследования

Формирование индивидуальной работы

Обсуждение с научным руководителем темы исследования

Помощь в выборе возможной темы и проблемы исследования

Формулирование темы и проблемы исследования

3.Изучение литературы по теме

Формирование практических навыков работы с научной и справочной литературой

Работа с бумажными и электронными носителями

Показ практических знаний по теме в форме практического занятия. Освещение литературных источников

Составление библиографии

Целеполагание

Постановка целей и задач исследования

Индивидуальная консультация

Консультация по вопросам формулировки целей, задач, по выбору метода проведения исследования

Подготовка к сбору литературоведческого материала

Сбор и отбор материала по теме проекта

Самостоятельная работа

Консультация по рабочим вопросам

Отбор материала, фиксирование полученных данных

Анализ и обработка материала

Индивидуальная работа

Консультация по рабочим вопросам

Обработка материала

Обобщение материала

Индивидуальная работа

Выбор способа представления проекта

Работа над созданием проектного продукта

Создание текста

Индивидуальная работа

Консультация по рабочим вопросам

Написание работы

Редактирование текста

Индивидуальная работа

Консультация по подготовке к презентации на школьной конференции

Оформление работы

Подготовка к представлению

Индивидуальная работа

Пробное выступление по представлению работы в школе

Отбор материала к устной публичной защите

Рефлексия

Индивидуальная работа

Обсуждение перспективных планов

Осмысление результата проведенной работы

Аннотация к проекту

Работа состоит из з -х частей, заключения и проектного продукта. Составлен поэтапный план реализации проекта, даны цели и задачи работы.Данная работа направлена на внимательное прочтение рассказов и повестей А.П. Чехова, исследование творчества писателя как человека, выявляющего через деталь, жест, мимику суть проблем обыденной жизни. Новый взгляд на текст поможет понять суть авторского замысла, переосмыслить его творчество. Посредством классификации жеста (внутренний, внешний и смешанный) можно увидеть развитие образов героев в целом, выявить их поведение на фоне других героев, определить формирование их мыслей и поступков. Исследование показало, что следует обратить внимание на специфику жеста – напоминания и жеста – образности, через которые можно проследить традиции писательского стиля. По мотивам рассказов Чехова был написан рассказ «Моя история» и выполнена презентация исследовательского проекта «Азбука жестов в рассказах А.П.Чехова», которая была представлена на литературной конференции в школе «Великие писатели России»

Проектно — исследовательская работа по литературе в 7 классе

Часть 1

Виды жестов

По определению ряда словарей, жест — это выражение людьми разнообразных эмоций и значений. Это может быть движение рук и тела, выражающее оскорбление, враждебность, дружелюбие, одобрение или указание, а также ритм речи человека, который способен передать эти эмоции с помощью голосового оформления.

Перечитывая рассказы А.П.Чехова, жесты можно разграничить на внешние, внутренние и смешанные. Внешние – это жестикуляция и подвижность тела, речевой ритм и голосовая интонация, внутренние – душевное состояние человека, образное восприятие мира. А смешанные – это движение тела и эмоциональность речи. Данная классификация способствует детальному изучению материала.

Предметом исследования стали повести и рассказы писателя, созданные в период с 1883 по 1903 года. У Чехова через жест передается суть проблем, которыми окружено общество. Именно через жест мы может вжиться в образы главных героев и понять смысл авторского замысла.

Внешняя жестикуляция:

«Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!!» («Смерть чиновника»)

«Червяков кашлянул, подался туловищем вперёд и зашептал генералу на ухо…» («Смерть чиновника»)

«Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом» («Хирургия»)

«Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит» («Хирургия»)

«Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу» («Хамелеон»)

«Пришибеев вынимает из кармана засаленную бумажку, надевает очки и читает …» («Унтер Пришибеев»)

Внутренняя жестикуляция:

«Но тут уж пришлось сконфузиться» («Смерть чиновника»)

«Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство» («Смерть чиновника»)

«Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея» («Смерть чиновника»)

«Все трое были приятно ошеломлены» («Толстый и тонкий»)

«… на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило» («Толстый и тонкий»)

«Все трое были приятно ошеломлены» («Толстый и тонкий»)

«На лице выражение чувства долга и приятности» («Хирургия»)

«В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера Хрюкина» («Хамелеон»)

«Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряжены, мучительны» («Лошадиная фамилия»)

«От этих самых слов меня даже бросило в жар» («Унтер Пришибеев»)

«Его выпученные глаза блестят, нос становится ярко – красным» («Унтер Пришибеев»)

Смешанная жестикуляция:

«Что – с? — спросил шепотом Червяков, млея от ужаса» («Смерть чиновника»)

«Приятели облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены» («Толстый и тонкий»)

«Ну, как живешь, друг» — спросил толстый, восторженно глядя на друга» («Толстый и тонкий»)

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры» («Толстый и тонкий»)

«Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как – то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе…» (« Лошадиная фамилия»)

«Мрачные, унылые мысли овладевают им. Но …, он по привычке … вытягивает руки по швам и кричит хриплым, сердитым голосом …» («Унтер Пришибеев»)

Внимательное прочтение и анализ текстов способствует тому, что данная классификация жестов растет в сторону смешения.

Часть 2

Эмоциональные оттенки жестов

В словаре С.И. Ожегова жест – это «поступок, рассчитанный на внешний эффект». Языковед делит жест на «решительный, выразительный, энергичный». Отталкиваясь от данного определения, мы наблюдаем в рассказах более глубокую классификацию, направленную на эмоциональные оттенки жестикуляции. Жест, по нашему определению, имеет следующие параметры: одобрение, отрицание, дружелюбие, испуг, обида, увлечение, оскорбление, прощание, намек, предупреждение, призыв, враждебность, учтивость. Причем для внешнего жеста, по нашей классификации, характерны жесты- одобрения, жесты — прощания, жесты- враждебности. Для проявления внутреннего жеста присущи намек, предупреждения, испуг, обида, призыв. Смешанный жест, в основном, охватывает подвижные эмоции и движения

Одобрение:

«В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега» («Тоска»)

«Это бывает,- сказал объездчик, все еще опираясь на седло и не шевелясь; сказал он это беззвучным, глухим голосом, каким говорят люди, погруженные в думу» («Счастье»)

Дружелюбие:

«Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина… Иона увлекается и рассказывает ей все…» («Тоска»)

«Мойсей Мойсевич, узнав приехавших, сначала замер от наплыва чувств, потом всплеснул руками и простонал» («Степь»)

Испуг:

«Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ…, и прерывисто вздохнул» («Ванька»)

«Сотня овец вздрогнула и в каком – то непонятном ужасе, как по сигналу, бросилась в сторону от отары. И Санька…, в таком же непонятном, животном ужасе бросился в сторону…» («Счастье»)

«… Емельян умоляюще и вопросительно уставился на Пантелея. Лицо его вдруг стало маленьким, поморщилось, заморгало, и бывший певчий заплакал, как ребенок» («Степь»)

Обида:

«Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону» («Ванька»)

«Да, так и умрешь не повидавши счастья, какое оно такое есть… — сказал он с расстановкой, поднимая левую ногу к стремени. – Кто помоложе, может, и дождется, а нам уж и думать пора бросить» («Счастье»)

Увлечение:

«Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его темных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого, грубого лица» («Счастье»)

Намек:

«Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил своего деда Константина Макарыча…» («Ванька»)

Призыв:

«Опять он одинок, и опять наступает для него тишина… Глаза Ионы тревожно и мучительно бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его?» («Тоска»)

Учтивость:

«Он помолчал немного, погладил себе колени и заговорил в почтительно – шутливом тоне…» («Степь»)

«Введя гостей в комнату, Мойсей Мойсевич продолжал изгибаться, всплескивать руками, пожиматься и радостно восклицать – все это он считал нужным проделывать для того, чтобы казаться необыкновенно вежливым и любезным» («Степь»)

Предчувствие:

«Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него» («Степь»)

Часть 3

Типы жестов

У Чехова через жест можно определить специфику повествования. Это можно выявить через такие типы, как образы – напоминания и образы – сиюминутности. Образы – напоминания – это непременное обращение к стилю Гоголя, Тургенева и Некрасова. В описании степи мы видим гоголевские «Мертвые души», разговоры путешественников у костра напоминают «Записки охотника» Тургенева, описание детей схоже с некрасовскими героями.

Через такую деталь, как жест можно увидеть подробные элементы восприятия текстового материала. Образы – напоминания в «Степи» дают нам гоголевское восприятие: «А взглянешь на бледно – зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни»; «у костра уж не было вчерашнего оживления и разговоров. Все скучали и говорили вяло и нехотя»; «слезы брызнули у него из глаз… И эти люди, и тени вокруг костра… — все теперь представлялось ему нелюдимым и страшным»; «Егорушка поцеловал ему руку и заплакал. Что – то в душе шепнуло ему, что уж он больше никогда не увидится с этим стариком». Закончив «Степь» Чехов писал Григоровичу: «Я знаю, Гоголь на том свете на меня рассердится. В нашей литературе он степной царь».

Письмо Ваньки напоминает крестьянский быт и горести крепостного права, описанные у Некрасова: «…Милый дедушка, сделай Божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно Бога молить, увези меня отсюда, а то помру» («Ванька»)

Появление сиюминутных образов у Чехова возникло на основе того, что сама жизнь сталкивала с обыкновенными людьми, которые встречались на вокзале, у трактира, в больнице, в зале суда. И эти люди через жесты раскрывали перед писателем все разнообразие современной жизни. Так на вокзале встретились толстый и тонкий, в кабинете у врача разговаривает дьячок, а еще человек может превратиться в хамелеона. Именно сиюминутные образы формируют у писателя один из главных художественных принципов, что самое интересное вокруг нас – быт, обыкновенные люди, детали, жесты, мимика. Все это для Чехова материал к размышлениям.

Заключение

Таким образом, исследуя поставленную проблемы мы пришли к выводу, что жест является одним из основных элементов анализа текста. Именно через жестикуляцию чеховских героев видна та образность оформления мысли, которую писатель старается преподнести нам. Представляя образы своих современников через жестикуляцию, Чехов подчеркивает те тонкости, которые в большей степени раскрывают внутреннний мир героев, тем самым давая нам материал к размышлению.

Отчет о проделанной работе по литературе

Тема моего проекта «Азбука жестов в рассказах А.П.Чехова». Я выбрала эту тему, потому что рассматриваю рассказы в последовательности их написания. Это вызывает интерес с точки зрения изменения жеста, как одного из элементов анализа текста. Целью моей работы является поэтапное исследование творчества Чехова, приобретения навыков литературоведческого анализа. Конечным проектным продуктом является написание рассказов по традициям Чехова и презентация на заданную тему. Время выполнения работы ограничилось тремя месяцами (ноябрь – январь 2011 -2012 учебного года). Выбор темы остановился на творчестве Чехова, потому что он является моим любимым писателем. Сбор информации занял неделю. Изготовление проекта было в течение полутора месяцев, на протяжении которых происходило написание и корректирование письменной части. Работа шла по плану, в течение которой велся дневник учета и наблюдений. В дневнике определялся план работы на неделю.

Я думаю, что я решила проблему своего проекта, потому что конечная цель достигнута – дана презентация на литературной конференции в школе «Великие писатели России» (10.01.12) и написаны рассказы, в которых максимально соблюдены традиции автора.

Проектный продукт №1 (презентация «Азбука жестов в рассказах А.П.Чехова»)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap