Проект Батик — искусство делать мир ярче



Научно — практическая конференция «Открытие»

учащихся 1 – 4 классов

Проект: «Батик – искусство делать мир ярче»

Автор проекта: Пашева Елизавета

Общеобразовательное учреждение:

МОУ «Гимназия №4»

Класс: 4 «В»

Руководитель проекта: Маркина И.В.

Подольск

2012г.

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретическая часть исследования

1.1.История возникновения искусства «Батик»

1.2.Подбор и подготовка ткани

1.3.Основные способы росписи тканей

Глава 11 Опытно – экспериментальная часть исследования

Изготовление панно методом «холодного батика»

Заключение

Список литературы

Введение

Здравствуйте! Меня зовут Лиза. Я учусь в 4 классе. Я, как и все девочки и женщины, очень люблю разные украшения. Но больше всего мне нравятся шарфики, платочки, палантины. Я поймала себя на мысли, что могу часами разглядывать те причудливые узоры, которые на них встречаются. Я, конечно, понимаю, что в настоящее время все эти вещи производятся на фабриках в промышленных масштабах. Но разве так было всегда? Однажды, просматривая программу «Галилео» я увидела сюжет об изготовлении платков с применением техники «горячего батика». Сюжет мне понравился, но поняла я мало. Спросила у мамы, но она мало знала по данному вопросу. Тогда я вышла в интернет на сайт «Википедия», где и узнала много интересного о таком древнем искусстве как «Батик». Всё показалось не таким уж сложным, и я решила попробовать.

Таким образом, целью моей работы является изготовление панно с применением технологи «холодного батика».

Задачи:

1.изучить теоретический материал на данную тему;

2.систематизировать полученную информацию;

3. детально изучить технологию «холодного батика»;

4. проанализировать опыт других людей, используя возможности интернета;

5. самостоятельно изготовить панно;

Актуальность данной темы заключается в том, что люди стали постепенно возвращаться к своим истокам. Человечество насытилось готовой продукцией. Большинство людей ценит вещи ручной работы, так как они индивидуальны и неповторимы. Я много раз сталкивалась с тем, что встречала у своих подруг и просто у незнакомых девочек такие же блузки, заколки, обувь. Мне захотелось чего-то своего, чего-то особенного. И я решила попробовать… Сначала панно, а потом, как знать, может и шарфик смогу украсить.

Методы исследования:

1.изучение информационных материалов

2. проведение экспериментальной части исследования (изготовление панно)

3. анализ результатов собственной работы

4. обмен опытом с другими любителями «батика»

Глава I Теоретическая часть исследования

1.1. История возникновения искусства «Батик»

Слово БАТИК происходит от «ambatik», что в переводе означает «ткань с пятнышками». Процесс росписи ткани в стиле батик развивался во многих регионах Африки, Индии и даже в некоторых странах Юго-Восточной Азии и имеет свои традиции, свою историю развития. При всем этом батик Индонезии все же является уникальным и непревзойденным по своему исполнению и стилю. Индонезийский батик создается в ряде регионов республики, но центром этого искусства является города Центральной Явы .

Хотя эксперты не сходятся на одной общей версии о происхождении батика, первые признаки техники сопротивляемости окрашиванию при нанесении узора появляются 1500 лет назад в Египте и на Ближнем Востоке. Образцы батика находили также в Турции, Индии, Китае, Японии и Западной Африке в прошлых столетиях. И хотя люди активно использовали эту технику нанесения узоров на ткани, нигде батик не был развит до современного уровня этого искусства так, как это произошло на острове Ява в Индонезии.

Некоторые исследователи утверждают, что батик производили специально для королевского двора Явы. Несомненно, батик использовался и для этих целей, ведь некоторые узоры разрешались лишь на одежде особ королевской крови. Князья и знатные дамы, наверное, положили начало чувству прекрасного, что видно по традиционным узорам. Но участие знати в производстве батика, скорее всего, было ограничено нанесением первого воска на ткань. Вся остальная сложная работа по окрашиванию и последующему вощению возлагалась на плечи дворцовых мастеров, которые работали под присмотром.

Некоторые исследователи не согласны с версией о том, что батик производился лишь для королевского двора. Они считают, что батик был распространен среди обычных людей. Считалось, что яванская девушка достигает совершенства, если способна умело управляться с инструментом для нанесения воска на ткань (кантингом), так же как готовить и вести хозяйство.

1.2 Подбор и подготовка ткани

Для батика используют натуральные ткани (хлопок или шелк), способные впитать воск, отталкивающий краску. Ткань должна быть плотной. Высокая плотность ткани важна для сохранения качества замысловатых орнаментов батика.

Ткань, используемую в батике, многократно стирают и кипятят еще до нанесения воска, чтобы устранить все следы крахмала, извести, мела и других разметочных материалов. До появления современных технологий ткань отбивали деревянными молотками или отутюживавали для получения эффекта мягкости и эластичности на ткани, чтобы воск ложился наилучшим образом. Но для работы на современной фабричной ткани процессы отбивки и глажки уже не требуются.

1.3. Основные способы росписи тканей

Холодный батик

Техника холодного батика появилась с развитием химических технологий. Резервирующий состав не требует нагревания, поэтому доступен широкому кругу художников и любителей. Порядок выполнения работы следующий:

Этап-1. Рисуем на бумаге шаблон будущей работы – линейное изображение. Обводим тонким черным маркером четкими замкнутыми линиями.

Этап-2. Натягиваем ткань на подрамник, используя специальные кнопки для шелка (трехзубчатые) или кнопки с тонкой длинной ножкой. Шелк должен быть натянут как барабан.

Этап-3. Подкладываем шаблон под ткань, обводим контур с помощью мягкого карандаша (лучше простого). При приобретении опыта можно будет сразу обводить шаблон резервом по ткани, немного его подкрасив.

Этап-4. Обводим с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной.

Этап-5. Затем нужно подсушить нанесенные линии резерва, проверить их целостность. Для этого на отдельные закрытые участки нужно капнуть воду и посмотреть, не выходит ли она за контур. Если есть погрешности, то после высыхания нанести резерв на эти участки повторно (лучше с изнанки).

Этап-6. Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного высыхания.

Этап-7. Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром.

После закрепления цвета изделие следует оформить в багет, если это картины панно или обработать край, если это аксессуар (платок, шарф, шаль, парео).

Горячий батик

Горячий батик – один из древних способов росписи по ткани. Название горячий батик появилось потому, что резервирующий состав (парафин, воск), который используется при росписи, наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде. Сочетание прокрашенных и непрокрашенных участков ткани создает неповторимую игру цветов и оттенков (множественные слои как будто просвечиваются друг через друга, создавая мягкие переходы тонов). Горячий батик открывает огромные возможности проявить свой почерк, индивидуальный стиль, фантазию. Более живописной будет работа, если роспись осуществляется в несколько слоев (целесообразно начинать со светлых тонов, а каждый последующий слой делать более темным). При соблюдении всех этих правил получится отличный подарок ручной работы (панно, платок, шарф и т. д.). Для этого вида росписи подойдут различные ткани: шелк (лучше плотный), хлопок, шерсть.

Узелковый батик

Наверное, это был самый первый способ украшения ткани с помощью окрашивания, ведь куда проще завязать часть ткани узлом и опустить в краску. Спрятанный участок после крашения остается белым, да еще от него в разные стороны отходят затейливые тропинки и узоры. Главное отличие узелкового батика – его утилитарность. Правда, иногда мастера используют узелковое крашение для фона картины с последующей росписью, но в основном его применяют для украшения одежды, предметов домашнего обихода. В этом виде батика не требуется никаких художественных навыков. Создание уникального узора вполне осуществимо в домашних условиях, т. к. рисунок образуется очень просто: ткань завязывают, обматывают, складывают, обшивают, а затем уже красят. Наиболее подходят тонкие ткани – их легче завязать, прокрасить и получить более четкие линии сгибов. Подходят для этой техники батика многие виды тканей: хлопок, вискоза, шелк. Сложнее работать с шерстью, бархатом, трикотажем, плюшем, но можно получить потрясающий эффект. Полотно не обязательно должно быть белым, но наиболее интересные варианты получаются на контрасте белого узора и темного фона. Для работы в технике узелкового батика необходимы ленты, веревки, нитки, шнуры. Они должны быть крепкими, плотно прилегающими к ткани и не пропускать краску. Веревки сами создают рисунок полос – узких или широких. Многие приемы требуют складывания ткани, плиссировки. Лучше всего зафиксировать утюгом каждую складочку по мере их образования. Кроме того, понадобятся камешки, бусинки, горошины, прищепки, зажимы, дощечки и палочки. Приемов создания узоров с помощью складывания и прошивания ткани очень много – от простых до сложных. Можно варьировать столько, на сколько хватит воображения, а разное количество обвязываний и многоцветное крашение дадут бесконечное разнообразие вариантов. Завязки создают рисунок, а складывание помогает распределить узоры наилучшим образом.

Глава 11 Опытно – экспериментальная часть исследования

В данной части своей исследовательской работы я хотела бы изготовить панно, используя технику холодного батика.

Для начала я нарисовала на бумаге шаблон будущей работы и обвела черным карандашом.

Затем я немного упростила технологию и обвела с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Мне удалось получить нужную консистенцию резервирующего раствора. Линии получились достаточно четкими и аккуратными.

Резервирующий раствор сохнет достаточно быстро и пришло время приступить к росписи моего панно. Я приготовила краски разной цветовой насыщенности для того, чтобы моя работа смотрелась более эффектно. Начала я роспись с более светлых участков панно, постепенно переходя к более тёмным. По окончании работы оставляю ее до полного высыхания.

После того как краски высохли я обработала панно паром (это необходимо для закрепления красок и резервирующего состава).

Мне так понравился данный вид работы, что я изготовила ещё несколько панно.

После выполнения работы я долго изучала результат. Конечно, где-то дрогнула рука, где-то не угадала с насыщенностью красок, но, в общем и целом я осталась довольна результатом. Мой первый блин оказался не комом! А остальное дело практики. У меня в планах изготовление платка на бабушкин день рождения.

Заключение

В начале своего исследования я поставила перед собой цель: изготовить панно с применением технологи «холодного батика» Мне удалось её достичь. Работа над этой темой расширила мои знания о мировой художественной культуре, я поняла из истории батика о том какой путь уже прошел этот вид искусства.

Мне представилась возможность выполнить творческую работу, которая вдохновила меня. Те знания, умения и навыки, которые были мной приобретены в процессе работы над проектом помогут мне на моем творческом пути.

Батик объединил в себе особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств, таких как графика, акварель, витраж, пастель, мозаика.

Удивительно, что искусство росписи тканей, которое столь популярно в наши дни, зародилось свыше двух тысяч лет назад. Сейчас батик только набирает обороты. За счет своей многоплановости, он становится доступен множеству современных людей.

Список литературы

1. Энциклопедия «Батик. Техника, Приемы, Изделия». Автор – Сергей Давыдов. Москва «АСТ – Пресс книга» 2005 год.

2. «Батик. Постигаем шаг за шагом». Автор – Анна Эм. Минск «Харвест» 2008 год.

3. «Батик: Горячий, холодный, узелковый». Автотр – Дворникова И.А. Год издания 2000.

4. «Искусство батика». Автор – коллектив. Год издания 2002.

5. Интернет ресурсы:

http://batikstyle.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F2%E8%EA

http://www.batik-design.ru/

http://www.kam.ru/batik__materialy_dlia_batika__2506

http://baticworld.ru/materials.html

http://www.narodko.ru/article/bati/ctudying/



sitemap
sitemap