Проект Бабочки-красота и чудо природы



Введение

Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная!

Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках, которых ученые называют «чешуекрылые».

Какова этимология слова «бабочка»? Какова история их эволюции? Почему это чудо природы? Что такое «метаморфоз»? Нуждаются ли бабочки в защите? Как можно обзавестись собственной бабочкой-красавицей, не нанося вреда природе?

На эти и другие вопросы мы будем отвечать в ходе нашего исследования.

Многие бабочки нуждаются в охране. Они приносят большую пользу не только как опылители растений. Защита их, привлечение внимания общественности к образу этих насекомых делает наше исследование актуальным.

Гипотеза исследования – если узнать о бабочках подробнее самому и рассказать о них другим, а также научиться изготовлять их из материалов с помощью различных техник, то это позволит привлечь внимание общественности к проблеме исчезновения целых видов данных насекомых и тем самым сохранить их численность в природе.

Объектом исследования является литература о бабочках и воссоздание их образа из материалов с помощью различных техник.

Предмет исследования – бабочка.

Цели:

Изучить и обобщить теоретический материал по теме исследования;

Расширить представление о бабочках как красоте и чуде природы;

Привлечь внимание общественности к проблеме исчезновения видов бабочек;

Научиться воссоздавать образы бабочек из материалов с помощью различных техник.

Развивать интеллектуальную одаренность ученика, умение выделять главное, обобщать анализируемый материал;

Повысить социальный статус знаний;

Ввести школьника в мир научной проблематики.

Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:

Содействие становлению личности через научно-исследовательскую деятельность. Оказание помощи школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;

Приобщение детей младшего школьного возраста, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; выведение их на реальный результат;

Формирование навыков публичного выступления, ведения научной полемики.

Основными методами данного исследования являются:

анализ и синтез;

восхождение от абстрактного к конкретному;

наблюдение;

сравнение;

визуализация данных.

Ожидаемые результаты: владение информацией о бабочках как красоте и чуде природы, умение изготовлять их из материалов с помощью различных техник, а также привлечение внимания общественности к проблеме исчезновения целых видов данных насекомых и тем самым оказание помощи в деле сохранения их численности в природе.

Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:

Общее ознакомление (беглый просмотр информационных источников);

Обработка информации, выделение наиболее значимой;

Составление выписок и их дальнейшая обработка;

Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;

Проведение практической части исследования;

Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями;

Заключение;

Выводы и предложения.

Основная часть

«Бабочки — красота и чудо природы»

1. История появления слова «бабочка»

Как это интересно — проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам, рассматривать, ощущать его тепло и таинственный блеск.

Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова «бабочка», первоначально означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы».

Наши далекие предки, следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей родоначальницы тех, кто в нем теперь живет? Так и стало это прелестное насекомое бабочкой1.

2. Что такое метаморфоз, или Как из гусеницы получается бабочка

Но самое поразительное — бабочки, как в настоящей сказке, испытывают полное превращение! Многие насекомые меняют облик в процессе роста. Такие изменения называются метаморфозом2.

Бабочки не единственные «насекомые с полным превращением», как говорят ученые, но здесь разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой особенно разительна. Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом листья растений. Потом выросшие гусеницы «окукливаются» — превращаются в неподвижные, но живые куколки. Некоторые из гусениц, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити. И, наконец, из куколки появляется крылатая бабочка-красавица!

3. Что такое Красная книга, или Нуждаются ли бабочки в нашей защите

Природа создала много разных творений. Растения, насекомые и животные в ней занимают особое место. Однако, многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. Многие растения, насекомые и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими.

Во многом это случилось по вине людей. И теперь природа просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издает Международную Красную книгу.

В.В. Волина. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь.—М.: АСТ-ПРЕСС, 1996, стр. 9

Большая детская энциклопедия.—М.: Махаон, 2006, стр. 302-303

Эта книга называется так потому, что красный цвет – означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предупреждает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

В настоящее время более ста видов бабочек в нашей стране уже занесены в Красную книгу1.

Немало им повредили и мы, веселые ребятишки, гоняющиеся за бабочками с марлевыми сачками в руках. Тот, кто серьезно увлекается бабочками, может, конечно, собрать и правильно оформить коллекцию — нужное и полезное учебное пособие. Но неспециалистам лучше просто любоваться бабочками летом и ранней весной. Пусть летают!

Ни одна коллекция с застывшими на булавках мертвыми насекомыми не принесет той живой радости, которую дает переливающееся цветами луговое разнотравье или полянка в лесу, где летают, порхают, танцуют в солнечном воздухе яркие, чудесные бабочки. Природа выработала у них многие приспособления, надежно охраняя от природных врагов. Только против человека бабочки бессильны. Поэтому надо научиться любоваться и наблюдать. Не истребляй, а охраняй! Это — важное дело человека на Земле.

4. Могут ли бабочки приносить вред?

А разве нет вредных бабочек? Есть, конечно. Способность насекомых размножаться в очень больших количествах, как бы давать «вспышку» размножения в определенные годы, опасна для лесов, садов, огородов. В таких случаях с ними ведется специальная борьба.

Плодожорки, сосновый, сибирский и кольчатый коконопряды, златогузки, совки, пяденицы и досаждающая в домах моль — вот немногие из вредных бабочек2. Приносит вред и капустница. Ее гусениц хорошо склевывают птицы и домашние куры. Но чтобы успешно бороться с вредными бабочками, надо создавать устойчивые, здоровые породы растений, соблюдая правильную агротехнику, а дома — чистоту и порядок.

Творческая мастерская

Бабочка из пластилина1

Модели туловища для насекомых лепятся при помощи приспособлений, которые позволят не держать модель руками.

Разновидностей бабочек такое огромное количество, что остановиться на какой-то одной очень трудно. Бабочки могут быть с различными очертаниями крыльев.

Тельце для них будет одинаковым. Конечно, его форма очень условная. Надеемся, что энтомологи нас простят.

При лепке модели удобнее расположить ее вертикально.

Приготовьте крылья. Вставьте их в разрез.

Усики смастерите из проволоки. Чтобы изобразить утолщение на усиках бабочки, загните конец проволоки или закрепите на нем бусинку.

Бабочка из бисера и проволоки2

Вам потребуется:

-Упаковка темно-синего блестящего бисера диаметром 2,6 мм

-Упаковка красного блестящего бисера диаметром 2,6мм

-Упаковка блестящего бисера диаметром 2,6 мм зеленного цвета

-Черная металлическая проволока толщиной 0,28 мм

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Туловище

Возьмите 40 см нейлоновой нити и по схеме справа начните объемное плетение. После 25-го ряда снова проденьте один конец нити в 1 бисерину 24-го ряда и второй конец — в другую бисерину 24-го. Завяжите узлом обе нити.

Верхние крылья

Возьмите 50 см черной проволоки и по схеме справа начните плоское плетение первого крыла. Прикрепите это крыло, продев конец проволоки в бисерину, расположенную на конце 19-го ряда.

Таким же образом проденьте второй конец проволоки в бисерину на конце 17-го ряда. Скрутите оба конца проволоки и выполните второе верхнее крыло аналогичным способом.

Усики

Возьмите 15 см черной проволоки и проденьте в 2 бисерины 25-го ряда тельца бабочки. Нанизав 15 бисерин темно-синего цвета, снова проденьте проволоку в 14 первых бисерин. Выведите проволоку в бисерине, расположенной на конце 25-го ряда. Таким же образом работайте с другого конца и соедините оба конца проволоки и спрячьте их внутри тельца бабочки. Придайте усикам форму.

Нижние крылья

Возьмите 60 см черной проволоки и по схеме справа начните плоское плетение первого крыла. Прикрепите это крыло, продев конец проволоки в бисерину, расположенную на конце 17-го ряда.

Таким же образом проденьте второй конец проволоки в бисерину на конце 15-го ряда. Скрутите оба конца проволоки и выполните второе нижнее крыло аналогичным способом (Приложение 2).

Бабочка на цветке

Вид работы: аппликация

Раздел: художественное творчество, техническое творчество

Исходный материал: цветная бумага, ножницы, белая бумага А4, клей ПВА, простой

карандаш, гель с блёстками.

Описание работы:

Первый этап:

Выбираем фон из цветной бумаги. Мы выбрали зеленый, цвет травы. Сначала вырезаем из белой бумаги лепестки для нашего цветка, а из желтой бумаги сердцевину цветка. Затем стебелёк с листиком из светло зеленой бумаги.

Второй этап:

Приклеиваем на зеленый фон цветок в самый центр, потом стебелек. Приклеиваем так, чтобы цветок был объемным.

Третий этап:

Дальше вырезаем бабочку, сгибаем пополам, украшаем цветной бумагой и блёстками. Приклеиваем только одну сторону крылышка, а одна остаётся свободной.

Четвертый этап:

Для рамки мы скручиваем белую бумагу А4. Срезаем концы под углом 90* и склеиваем между собой. Рамка наша готова. Остаётся приклеить её на нашу аппликацию.

Выводы:

Слово «бабочка» образовано от «бабка», «бабушка» и основано на языческих представлениях о том, что душа умершей прародительницы продолжает жить в виде бабочки;

Бабочки—насекомые с полным превращением, в своем развитии они проходят четыре стадии: личинка, гусеница, куколка, бабочка;

В настоящее время более ста видов бабочек в нашей стране уже занесены в Красную книгу;

Чтобы успешно бороться с вредными бабочками, не обязательно их уничтожать, надо создавать устойчивые, здоровые породы растений, соблюдая правильную агротехнику, а дома — чистоту и порядок.

Созданные из бумаги, пластилина, бисера и вышивания модели позволяют обзавестись собственной бабочкой-красавицей, не нанося вреда природе.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ: творите с удовольствием!

Список литературы:

Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин.—М.: ЭКСМО-Пресс, 2001

Большая детская энциклопедия.—М.: Махаон, 2006

В.В. Волина. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь.—М.: АСТ-ПРЕСС, 1996

И. Кассап-Селье. Объемные фигурки из бисера.—Тверь: Контэнт, 2009

Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.1.—М.: Педагогика-Пресс, 1999

Энциклопедический словарь юного натуралиста / Сост. А.Г. Рогожкин.—М.: Педагогика, 1981



sitemap
sitemap