Уральская роспись



Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества

«Созвездие» г. Орска»

Уральская роспись

Выполнила:

Маковчик Дарья,

Воспитанница объединения

«Юный художник»

д\к «Автомобилист»

3 «Б» класс МОАУ «Гимназия №1»

Руководитель:

Япарова Екатерина Олеговна,

Педагог доп. образования

II кв. категории

Орск 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………………………………………4

ГЛАВА 1 УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ……………….………………………………………5

1.1 Что такое уральская роспись…………………………………………………………..5

1.2 История возникновения уральской росписи…………………………………………6

1.3 Семантика уральской росписи………………………………………………………..7

1.4 Роспись предметов быта………………………………………………………………9

ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА…………………………………………10

2.1 Технология выполнения уральской росписи……………………………………….10

2.2 Этапы выполнения уральской росписи……………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….13

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………………14

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

Изучая историю русской матрешки, о которой говорилось в предыдущей моей работе, я познакомилась с такой красивой и родной уральской росписью.

Раньше я даже не знала о том, что у нас на Урале существует своя интересная, не похожая на другие, роспись. Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. У нее необычная история возникновения. Меня так заинтересовали эти узоры, так захотелось узнать о них как можно больше, что я начала искать старые фотографии с изображением крестьянских изб, расписанных в этой технике, читала книги, просматривала сайты в интернете, в которых можно было что – то узнать об этой росписи.

Так и родилась тема моей работы: «Уральская роспись».

Актуальность этой темы мы видим в возрождении интереса к своей родной региональной культуре, произведениям народных художников, а именно, к уральской росписи.

Цель исследования: выявление основных особенностей уральской росписи, техники ее выполнения.

Задачи исследования:

Познакомиться с историей возникновения уральской росписи;

Провести анализ уральской росписи, выделить основные элементы и их значение;

Освоить технологию создания уральской росписи;

Выполнить роспись бытовых предметов и воссоздать интерьер крестьянской избы с использованием элементов уральской росписи.

Методы исследования:

Изучение литературы по теме работы

Обобщение, анализ полученной информации

Практический

Свое исследование я проводила, опираясь на материалы М. С. Соколовой и В. А. Барадулина о художественной росписи по дереву на Урале.

Гипотеза работы : если мы выявим отличительные особенности уральской росписи, освоим приемы работы в этой технике, то, возможно, к росписи предметов с использованием элементов этой росписи сложится профессиональный подход и повысится эстетическое удовлетворение от результатов своих трудов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных на занятиях краеведения, изобразительной деятельности.

Моя работа состоит из двух глав и приложения.

ГЛАВА 1 УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

Что такое уральская роспись

В самом начале нашей работы мы решили выяснить, что же означает само понятие «Уральская роспись».

Определение этого словосочетания я искала в различных словарях. Интересно, что ни в словаре Даля, ни в словаре Ожегова и Ушакова и в Большой Советской Энциклопедии нет ни одного определения этого понятия.

Упоминание об уральской росписи встречается в статьях о декоративно- прикладном искусстве и росписи по дереву.

А так как, уральская роспись относится к разряду народных художественных промыслов, то для начала, я решила дать определение именно этому понятию.

Народные художественные промыслыодна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно – прикладного искусства)(2)

Домовая роспись вид русского народного искусства. Получил распространение на Урале в XIX — первой пол. XX в. Существовали два центра Домовой росписи.: Вятский (бывш. Костинская вол. Вятского у. и губ.) и Кармацкий (бывш. Гилево-Кармацкая и Успенская вол. Тюменского у. Тобольской губ.). Вятские мастера И.Малых, Я.Залешиков, И.Павлов и др., работая в Прикамье, создали стиль западно уральской. Домовой росписи со свойственными ему оранжево-желтыми фонами, трехъярусными деревьями и букетами с птицами, крупными цветами. Росписью покрывали печи, мебель, двери. Более 500 мастеров Кармацкого ц., в т.ч. династии Беловых, Кармацких, Корчагиных, Мальцевых, Пятых, Рябковых, Уткиных, Хохолиных и др. работали в «роскошном» стиле урало-сибирской Домовой росписи. Ярким узором покрывали дом снаружи и внутри, а также утварь и орудия труда.

В 1960-80-е на основе традиций урало— сибирской Домовой росписи в Туринске Свердл. обл. возникло производство сувениров и художественных изделий из дерева. Произведения Домовой росписи хранятся в музеях аповедниках «Хохловка» (Перм. обл.), Нижняя Синячиха (Свердл. обл.), ПГХГ, ПОКМ, Березовском, Соликамском краеведческих муз.

Также я выяснила, что декоративная росписьэто орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно – прикладного искусства. (1)

Еще одно определение росписи я нашла в электронном словаре, в котором говорится, что роспись (от писать, др.- русск. писати; родств. пестрый; греч. Poikile –« украшает, придает вид») – искусство декорирования красками и кистью какой – либо поверхности. Традиционное занятие народных, непрофессиональных мастеров. Отсюда термин народная роспись)

Сравнив эти данные, мы можем сделать вывод, что они, в общем, дают одинаковые толкования этого понятия: декоративная роспись – роспись бытовых предметов, частей стен какого – либо сооружения растительным или животным орнаментом.

Таким образом, я пришла к выводу, что Уральская росписьэто русский народный художественный промысел, возникший на Урале в первой половине XVII века.

1.2 История возникновения уральской росписи

Уже в первой половине XVII века на Урале появились поселения, которые «заселялись» выходцами из Вологды, Тотьмы, Устюга, Вятки. Позднее началась миграция населения из районов Поволжья и севера России. Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но так же деревянную посуду и металлические орудия труда. Но самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству не только жилых зданий, но и общественных построек. Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале многих художественных центров. (Приложение 1)

Среди поселенцев было много красильщиков, столяров, маляров, а ведь эти люди обладали особым даром видеть и создавать красоту вокруг себя. Целые семьи работали над строительством усадеб, расписывали стены и двери. Народные художники раскрашивали на ярмарках торговые ряды, лавки, балаганы, оформляли дома богатых людей. Сельское жилище нередко расписывали растительным орнаментом снаружи, украшая наличники, ставни, карнизы. Но предпочтение отдавалось росписи интерьеров. Праздничную красоту с улиц и базаров переносили к себе в дом. Даже в семьях самых бедных жителей всегда были расписная посуда, предметы быта, стены, потолки, двери и окна.

Истории известны некоторые имена народных художников, которые занимались росписью крестьянских изб. Мастера ездили по определенным маршрутам – «путикам», что и позволило выявить авторов многих росписей – И. В. Белова, Ф. Ф. Корчагина, В. К. Рябкова, П. и Е. Мальцевых, И. Павлова, И. Е. Малых.

Качество росписи зависело от оплаты. В одном доме – тонкое пластичное письмо, все продуманно, а в другом доме той же самой рукой роспись выполнена размашисто, небрежно, с подтеками. Красильщики старались свою марку не терять, делать все на совесть. Но были случаи, когда, решив проучить скупого хозяина, они «шахранили». Слово «шахран» на их языке означало испортить работу, обмануть хозяина. И если красильщик что – то напортачил, то «путик» менял.

Мастера росписи – творческие люди. Они почти не применяли трафарет, их живопись пластична; работая, они создавали очень интересную и живую картину.

Сегодня выявлено более 150 домов с росписями, большинство которых украшено в 1880 – 1910 годах. Считают, что это был период расцвета народного промысла. После резкого упадка промысла изза войны 1914 года домовая роспись возрождается в конце 1920 – х годов.

Вывод: уральская роспись разнообразна и богата. Она впитала в себя традиции письма мастеров многих областей.; украшала и привносила в тяжелую жизнь простых крестьян чувство праздника и единства с природой. Она изменялась, но всегда сохраняла свой неповторимый стиль, рассказывая нам о жизни наших предков.

В уральской росписи очень много символических знаков, о роли и значении которых мы расскажем в следующем пункте первой главы.

1.3 Семантика уральской росписи

Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно – прикладного искусства, способствовал устойчивому сохранению в народных ремеслах древнейших мотивов. Образы природы сохранялись постоянно в народном искусстве, поскольку мастера жили в ее окружении и зависели от ее сил. Это — многозначные символы народного творчества, помогающие художникам воплощать замыслы путем сопоставления многих ее явлений из жизни человека.

Внешний облик крестьянского дома на Урале был прост и сдержан: изба, амбар с навесом, погреб, колодец с «журавлем». В глубине ограды стоят сарай, пригоны для скота, конюшня, баня, огород. Снаружи избы кажутся небольшими, но внутри широки и просторны; планировка продумана до мелочей. (Приложение 2)

Большое внимание уделялось внутренней отделке дома, чтобы человека окружали тепло, уют и красота. Каждое место в доме имело свой сюжет.

Стоило приоткрыть дверь в сени, и внимание сразу приковывали двери, стенка чулана, крашеные скамейки, коромысло. Фон выдержан в теплых тонах: темно – красном, темно – оранжевом. Контраст темного фона с ярким живописным орнаментом придавал выразительность, усиливал звучность красок.

В избе первый акцент делался на обратной стороне двери. На ней часто изображали дерево жизни с птицей на вершине, строгий взгляд которой как бы говорил входящему: «Веди себя достойно». (Приложение 3)

Внутри дома вдоль стен идут широкие лавки, на которых может поместиться до 30 человек. Избу можно разделить на 3 части. Любой крестьянский дом имел планировку, которая включала в рабочую зону с печкой и, по диагонали от нее, зону праздничную, обрядовую – красный или передний угол.

От двери подлатный угол – прихожая, где раздеваются, оставляют верхнюю одежду, умываются. Верхний ярус этой части (справа от двери) печь и (слева от двери) полати для сна и отдыха. Красный угол до полатей служит столовой, местом для приема гостей. На стенах красного угла исполнялись наиболее интересные композиции. На двери, которая ведет в подпол (считалось, что там живет домовой – хранитель, а жить с ним надо в полном согласии) художники изображали древние мотивы: круг солнца или дерево жизни. (Приложение 5)

Необычайно интересно оформлялся подполатный угол: вазоны с пышными кустами цветов или плодов, а над ними птицы, супружеская пара. (Приложение 4)

Полати окрашивались в спокойные цвета, а в центре размещали большое желтое солнце.

Важное значение придавалось росписи кухонного угла. В символах цветках изображалась женщина – хозяйка, раскинувшая навстречу гостям руки.

Горницы были теплые – зимние и холодные – летние. Их называли чистой половиной дома. Здесь жили молодые, устраивались праздники. И роспись делалась другая. Тона красок светлее: бледно – голубой, белый, светло – зеленый, золотой. Входишь в горницу – чудо: на стенах нарисованы мудрые совы – хранительницы жилья, на входной двери – петух с курицей – символ супружества. (Приложение 6)

Огромная роль в росписи крестьянского дома отводилась окнам и дверям. Помимо общения с внешним миром они выполняли функцию охранителей. На них и около них всегда присутствовали магические мотивы, изображения птиц и зверей, имеющие, по преданиям, защитную силу. (Приложение 7)

Особым смыслом обладает в росписи изображение птиц. С глубокой древности человечество связывало изображение птицы с мыслью о небе, считало птицу посредницей между небом и землей, между облаками, дарующими дождь, и землей. Это способствовало осмыслению птицы как символа жизни.

Анализ характерных для уральской росписи композиций говорит о том, что изображения птиц читались по – разному в зависимости от того, в каком месте они были помещены, от сочетаний с другими мотивами. Например, симметричная композиция, состоящая из дерева с парным изображением птиц, содержит благополучия. Золотые птицы на белых закрученных ветках верхнего яруса дерева, в соседстве с окруженным сиянием цветком – изображение солнца с его золотыми вестниками.

Очень часто встречаются петушки и курочки, написанные в быстрой манере в 2- 3- приема, с четко очерченным силуэтом, или павлины и павы в более торжественной позе, которых рисуют около дерева, тогда как сов и филинов пишут на его ветвях. (Приложение 8)

Просматривая материалы по истории уральской росписи, я заметила, что круг изобразительных мотивов очень широк: птица – сирин, кони, львы, вороны, тетерева, гуси, фазаны, попугаи. Мастера писали и сюжеты с изображением сцен сватовства – молодец на на санях, всадник, прогуливающиеся парочки. Встречаются изображения солдат, сцены битвы, композиции с железной дорогой, включенные в среду цветочного орнамента. (Приложение 9)

К концу XIX – началу XX изображение человека становится все более распространенным, но это не вытесняет древние композиции с древом жизни и солнечным кругом.

Тайны цветовой символики уральской росписи также пришли к нам из древности. Изумрудно – зеленые тона олицетворяли надежду на плодородие и сытую жизнь, солнечно – желтые цвета славили гостеприимство и хлебосольство, темно – пурпурный цвет был символом тяжелой жизни крестьянина, белый – чистоты, бессмертия.

Вывод: рассмотрев символическое значение элементов росписи, динамику ее развития, мы можем сказать, что уральская роспись очень красочная, динамичная, ярко выражающая историю жизни, труда и мироощущения крестьян.

1.4 Роспись предметов быта

В XVIIIXIX веках на Урале складывается два направления расписной домашней утвари – роспись металлических и деревянных изделий.

Первое получило распространение в поселках при демидовских заводах – Нижнесалдинском, Невъянском, Нижнетагильском, и стало ремеслом городским. Второе, стало ремеслом сельских районов Урала и было сосредоточено в наиболее заселенных поселках.

Развитию деревообрабатывающих промыслов способствовало обилие лесного материала (береза, сосна и др.)

В 40 –х годах XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений.

Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. Существовал даже особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным орнаментом, выполненным приемами свободной кистевой росписи. Городские же жители предпочитали роспись более тонких изысканных цветовых сочетаний. (Приложение 10)

Покрывали изделия цветочной росписью. Самой распространённой композицией был «букет», используемый в различных видах росписных промыслов в XVII-XIX в. Особенность построения этой композиции заключалась в том, что букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. Такой орнамент складывался благодаря форме изделия. Зритель видел практически квадратное поле, на котором выполнялась роспись. Сверху и снизу они ограничивались полосками, проходившими по горловине и у основания туеса, по горизонтали — видимой частью плоскости.

Бураки делились на два вида: «шпаклевка» и «полушпаклевка«. Различались они между собой только степенью подготовки. «Полушпаклевку» перед окраской фона немного шпаклевали составом из мела и столярного клея, чтобы заделать соединительный шов. «Шпаклевку» перед покраской фона грунтовали и выглаживали до идеально ровной поверхности — однако при этом совершенно терялась прелесть бересты. Такие бураки и туеса чаще украшались росписью «под малахит», «под черепаху» и т.п.        После росписи изделие покрывали лаком. Таким образом, декорировались бураки в крупных красильных мастерских при подносно-клепальных заводах.

Однако художники расписывали не только бураки. К середине XIX в. в городском и деревенском жилище, наряду с красочным интерьером можно было увидеть расписные вальки, трекла. Сечки для рубки капусты, крашеные коромысла и вёдра, с которыми женщины ходили по воду. Среди этого обилия домашней утвари выделялись прялки.

Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Красота прялки способствовала праздничности момента. Большую прялку преподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка представляла девушку, говорила о благополучии ее семьи, служила дополнением к нарядному костюму. Красота прялок, принесенных на посиделки, преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу.

Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей, сохраняя память о близких людях.

На Урале прялки четко разделялись по конструктивному принципу. Были корневые, составные, токарные прялки. Расписывали их цветочными мотивами, стилистически связанными с домовыми росписями. В коллекции музея в Синячихе эти преснины – прялки занимают особое место. (Приложение 11)

Из мебели в избе расписывали обеденный стол, посудный шкаф, комод, который стоял в простенке на лавке или на полу, как бы отделяя избу от кухни. Цветочным орнаментом расписывалась лицевая часть шкафа, у комода же, как правило, отделка шла по боковым стенкам под мрамор или под орех. В центре столешницы обеденного стола на красном фоне изображался зеленый круг – символ жизни – с желтой окантовкой; углы столешницы тоже окрашивались в желтые цвета.

Вывод: с древнейших времён на Руси существуют глубокие традиции в росписи предметов быта: мебели орудий домашнего женского труда, утвари и посуды. И хотя древние символы, которыми украшали предметы, потеряли свой религиозный смысл, они не потеряли своего манящего, вызывающего большой интерес влияния. (Приложение 12)

ГЛАВА 2 Опытно – экспериментальная работа

2.1 Технология выполнения уральской росписи

Интересна не только история возникновения и развития промысла, его колористика, но и сама технология росписи. На занятиях декоративно – прикладным творчеством я узнала, что приобретение ремесленных навыков – долгое и кропотливое занятие, которое длится не один год.

Мне стало известно, что ремеслом живописца – красильщика владел далеко не каждый крестьянин. Красильному делу начинали обучать мальчиков 9 – 10 лет. Научиться приемам кистевой росписи считалось делом не очень сложным, для этого достаточно проработать один сезон. Но вот приобрести ремесленные навыки: умение варить олифу, окрашивать большие поверхности, растирать краски, как я уже сказала, было достаточно трудно, и только к 16 – 17 годам осваивались все тонкости ремесла.

Сама техника росписи была очень простой. После определения предварительного размера и композиции, прописывали подмалевок, которым обозначали основные пятна цветов, бутонов, листьев. Затем производили их моделировку белилами, если подмалевок был цветной, или какой – либо другой краской, если он был белый. Обмакнув кисть в краску нужного цвета и вращая ее вокруг оси, за одно движение превращали помалевок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приему, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей XVIIXVIII век создавались мягкие переходы от цвета к цвету. В процессе развития росписи моделировку белильными оживками заменили разбелом, во время которого на один край кисти брали белила, а на другой край – краску основного цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые, не всегда сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности. (Приложение 13)

Заканчивали роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали четкие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и фоном.

2.2 Этапы выполнения уральской росписи

При посещении занятий декоративно – прикладного творчества, посвященных изучению уральской росписи я узнала об основных этапах ее выполнения и некоторых секретах народных мастеров, которые я впоследствии успешно применила на практике, расписав разделочную доску, шкатулочку и создав макет крестьянской избы с элементами уральской росписи.

Известно, что раньше краски делали из минералов, принося их с собой и растирая на месте, используя олифу. Роспись велась кистями, для каждой краски своя кисть, изготовленная из хвостов белок и заячьих лапок. Я в своей работе использовала доступные мне материалы: гуашь и кисти, также изготовленные из беличьих хвостов.

Подготовка поверхности. Любую поверхность для начала необходимо выравнить, для этого раньше ее очищали пемзой, шпаклевали или оклеивали тканью. Так как у меня уже были подготовленные предметы, в этом пункте необходимости не возникло.

Грунтовка. Перед росписью изделия предварительно грунтовали клеевой водой или крахмалом. Можно покрывать двумя слоями клейстера и крахмала: он отбеливает древесину, и краски не расплываются по ее поверхности.

Я для грунтовки использовала обычный клей ПВА.

Создание подмалевка.нанесение цветовых пятен крупных цветов, листьев (часто работали пальцами).

Моделировка белильными оживками или прием «разбел». На один край кисти наносили белила, на другой – основной цвет. Кисть вращали вокруг оси таки образом, чтобы белила шли по внешнему краю рисунка.

Нанесение приписок, травок, связка основных элементов между собой и фоном.

Лакировка – заключительный этап. Используется только при росписи предметов домашнего быта, но никак не в домовой росписи.

Таким образом, я смогла освоить все этапы создания уральской росписи.

Во время работы настроение было светлое, спокойное, хотелось творить и окунуться в сказочный мир уральской росписи еще глубже; я получила большое моральное и эстетическое удовлетворение от результатов своей работы

Заключение

Изучив материалы по данной теме, я поняла, что уральская роспись – в отличие от уже известных своеобразна, ярка, празднична, проста в исполнении, близка и понятна. Она воплощает в себе миропонимание крестьян, их мироощущение, надежды, представления о красоте. В этой росписи с особой силой проявилась творческая энергия народа, его способы просто и доступно создать выразительные образы. Благополучие, процветание, плодородие, связь поколений – такой смысл вкладывали наши предки в эту роспись, такой мы видим ее и сейчас. Может быть, поэтому и не теряет творчество народных художников своего очарования и притяжения.

И самое главное, что я в результате своего исследования не только узнала об истории возникновения, о значении и тайном смысле и этапах выполнения уральской росписи, но и успешно освоила их, подготовив вместе с педагогом расписные доску и шкатулку, выполнила макет избы, украшенной мотивами росписи.

Таким образом, считаю, что цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза нашла свое подтверждение.

ЛИТЕРАТУРА

Барадулин, В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. Л., 1988; Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижне-Синячихинского музея-заповедника / Вступительная статья И.Ф.Самойлова. Свердловск, 1988

Бисерова, Г. Л. Крестьянская роспись. Екатеринбург: Св. обл. Дом фольклора, 1999.

Кржвицкая, Е. Э. Художественная культура Урала/ Е. Э. Кржвицкая, А. Ю. Сергеев, — Екатеринбург: Сократ, 2003 – 248 с.

Круглова, О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву / О.В. Круглова — М.: Интербук-бизнес, 1983. — 175 с.

Попов, Г. М. Мастерские декоративно – прикладного искусства. ЛиК / Г. М. Попов – М.: Интербук – бизнес, 2004. – 238 с.

Самойлов, И. Д. Сокровища Нижней Синячихи. Альбом. Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 1995, 192 с.

Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву. М.: народное образование, 1999 г., 112 с.

Футорянский Л.В. История Оренбуржья. / Л.В. Футорянский — Оренбург: Оренбургская губерния, 2003. — 421 с.

Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера Урала и Сибири. Сб. Сборник научных трудов. М.: НИИХП, 1985. – 151 с.

http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1804118404

http://www.webartplus.narod.ru/folk5.html

http://letopisi.ru

http://perunica.ru/chistiy_ist/5096-tropinka-k-domu.html



sitemap
sitemap