УМК Организационная психология УП



Министерство образования и науки Российской Федерации

Читинский институт (филиал) Байкальского государственного университета экономики и права

Кафедра экономики и психологии труда

организационная психология

Б.3.В.9

Учебно-методический комплекс

(программа и методические указания по изучению курса)

для студентов бакалавриата направления 080400 «Управление персоналом»

Чита

Издательство ЧИ БГУЭП

2013

УДК

ББК

Авторский знак

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры _____________(протокол № ___ от ___ ________ 201_ г.)

Составитель старший преподаватель кафедры ЭиПТ А.В. Черданцева

Рецензент ___________________________

степень, должность И.О. Фамилия

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета ____________________________________________________

название факультета, степень, должность И.О. Фамилия

___ ______________ 201_ г.

Начальник УМУ Т.А. Бутакова

___ ______________ 201_ г.

Авторский знак Организационная психология : учебно-методический комплекс (программа и методические указания по изучению курса) для студентов бакалавриата направления 080400 Управление персоналом / сост. Черданцева А.В. – Чита : Изд-во ЧИ БГУЭП, 2013. – ___ с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления бакалавриата 080400 «Управление персоналом», утвержденного __ ______ 20__ г. Содержит программу и методические указания по изучению курса.

Предназначен для студентов очной и заочной форм обучения.

ББК

© Издательство ЧИ БГУЭП, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка4

1.1. Цели освоения дисциплины4

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата4

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины4

2. Структура дисциплины9

2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура9

2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения9

3.Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы13

3.1. Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению13

3.2. Список рекомендуемой литературы49

3.2.1.Основная литература49

3.2.2. Дополнительная литература50

3.2.3. Электронные ресурсы51

4.Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины52

4.1. Организация текущего контроля52

4.2.Форма и правила проведения промежуточной аттестации53

(зачета, экзамена)53

4.3. Перечень вопросов к зачету, экзамену53

4.4. Образцы экзаменационных тестов, заданий54

1. Пояснительная записка

УМК составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом», профиль «Управление персоналом», утвержденного ученым советом вуза.

1.1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Организационная психология» является исследование психологических явлений, связанных с функционированием организации на уровне поведения отдельных индивидов, групп людей и организационных процессов.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б.3. Курс «Организационная психология» вводит студентов в проблематику психологических особенностей и закономерностей, определяющих функционирование организации. Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), прежде всего психология, конфликтология, психология управления, управление персоналом и основы теории управления. Данную учебную дисциплину дополняет последующее или параллельное освоение следующих дисциплин: организационное поведение, планирование карьеры, психологические технологии в управлении персоналом.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-64, ПК-65, ПК-66, ПК-69, ПК-71

Компетентностная карта дисциплины

Код компетенции

Компетенция

ПК-64

способность целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом

ПК-65,

способность и готовность участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации

ПК-66

способность и готовность оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат)

ПК-69

умение обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации

ПК-71

способность обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:

а) знать:

•основные типы проблем, затрудняющих эффективное функционирование персонала современных организаций;

•способы разрешения проблемных ситуаций в организации с учетом возможностей применения в конкретных условиях;

•основные приемы и методы коррекционной работы с персоналом организации;

•современные концепции управления персоналом;

•методы активизации потенциала человеческих ресурсов;

•возможности использования различных подходов при работе с персоналом организации;

б) уметь:

•использовать психологические знания при решении практических коррекционных задач в работе с персоналом организации;

•осуществлять подготовку общей схемы проведения диагностико-оптимизационной работы с персоналом организаций и выбирать конкретные методические процедуры ее реализации, соответствующие специфике организационных проблем с учетом профессиональных компетенций и этических норм работы психолога в прикладных условиях;

•разрабатывать программу психологического обследования субъектов труда и их деятельности в связи с конкретным социальным заказом;

•выделять профессиональные задачи психолога в организации.

в) владеть:

•средствами психологического анализа различных форм организационных взаимодействий с выходом на определение специфики проблем, характерных для сотрудников конкретных организаций, и конкретными методами и формами проведения организационно-психологических исследований диагностикой и оптимизационной направленности.

•методологическими подходами, теоретическими знаниями, методами исследования и воздействия, адекватными различным практическим задачам психолога в организации;

•приемами ведения дискуссии, логикой аргументации своей позиции.

г) иметь представление о:

•об основных направлениях и уровнях коррекционной работы с персоналом;

•о путях коррекции системы отбора, адаптации, обучения и оценки персонала;

•о путях создания мотивирующей рабочей среды;

•о формировании и коррекции организационной культуры предприятия;

•о роли и структуре организационной приверженности и возможности ее коррекции.

2. Структура дисциплины

2.1. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Очное обучение

Заочное обучение

Заочное обучение

в сокращенные сроки

на базе СПО

на базе ВПО

Курс

3

2

2

Семестр

2-3

3

3

Лекции

30

10

10

Практические (сем., лаб.) занятия

30

6

6

Самостоятельная работа

84

119

119

Всего часов

144

144

144

Курсовая работа

Зачет (семестр)

Экзамен (семестр)

3

3

3

2.2. Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения

Форма обучения очная

п/п

Раздел и тема

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Лекции

Семинар

Лаборат. Практич.

Самост. раб.

1

Введение в организационную психологию

2

2

3

2

Личность и организация.

Психоанализ. Поведенческая психология. Гуманистическая психология. Теории личностных черт.

Х- и У-теории личности. Z-теория личности.

Личность и роль. Ролевые конфликты по Р.Кану и Д.Вольфу.

Традиционная классификация позиций: «генератор идей», «критик», «исполнитель», «искатель компромисса».

Позиции в организации: «связной» (Джейкобсон, Сишор, Шварц), «сторож»(К.Левин, Т.Аллен), «лидер мнения»(П.Лазарсфельд), «космополит» (Э.Роджерс).

Факторы, определяющие удовлетворенность работой (Ч.Робе и др.).

Типы сотрудников по Майерс-Бригс. Параметры: экстраверсия — интроверсия, рациональность — эмоциональность, стратегия — тактика, оперативность — теоретичность.

4

4

6

3.

Психология доверия.

Операциональное определение доверия. Клиент и контрактор. Доверие и делегирование.

Делегирование без доверия.

Презумпция компетентности. Презумпция желания.

Функции контракта.

2

2

3

4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap