Улицы Черниковки



Номинация: география Башкортостана

Исследовательская работа

Улицы Черниковки

Сальникова Екатерина

МОУ средняя общеобразовательная школа № 118, 8 класс

Научный руководитель

учитель географии Усманова А.Х

Уфа-2012

Введение

Как красив наш город! Особенно великолепен он весной, когда улицы и дома Уфы утопают в многокрасочной гамме цветущих яблонь, вишен и сирени, в зелени многочисленных скверов, парков и садов, а аромат просыпающейся природы пьянит каждого, кто прогуливается по городу. Маленькие уютные улочки с небольшими домиками чередующиеся с широкими длинными проспектами и улицами, застроенными многоэтажными высотными домами, возведенными по последнему слову техники.

Мы живём в 21-ом веке и если быть предельно честными, то, сегодня мало кто знает, в честь кого названы большие улицы и небольшие улочки в нашем городе. Порой мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, почему или в честь кого улица носит то, или иное название? Как они назывались раньше и почему? Кто из знаменитых людей жил и ходил по улицам нашего города? Если бы улицы умели говорить, как много бы они, смогли нам рассказать.

Поэтому целью нашего исследования является – изучение истории возникновения улиц, присвоение им названий в честь известных учёных, писателей, героев войны и других известных, государственных деятелей или причины их переименований.

Цели и задачи работы по данной теме, направлены на повышение интеллектуального и духовного роста молодёжи, и призваны способствовать:

— творческому развитию личности юного гражданина;

— расширению кругозора школьников;

— воспитанию у молодёжи уважительного, бережного отношения к

Родине, истории и природе родного края;

— гуманному, новому подходу в оценке действительности происходящих процессов событий в истории;

— развитию у ребят чувства патриотизма;

— умению пользоваться архивными материалами, библиотеками,

компьютерными технологиями.

Для успешного завершения данной работы, исследователю необходимо решить следующие задачи:

1.Собрать информацию об истории происхождения названий улиц района.

2.Рассмотреть народную топонимику (то есть сленг местных жителей.).

3.Провести анкетирование среди учащихся школы по изучаемой теме.

4.Опрос местного населения по теме «Улицы Черниковки».

5.Собрать демонстрационный материал: фотографии улиц, памятников, площадей, скверов и т.п.

При работе над данной темой были использованы следующие методы:

— изучение: литературы по интересующей тематике, периодической печати, материалов школьного краеведческого музея; семейного архива (подлинники документов моей прабабушки, жительницы города Черниковска.)

— анкетирование и социальный опрос;

— картографический метод.

Значимость работы и её актуальность:

Современна молодежь, мало интересуется историей, историей своего города. Молодежь должна знать свою малую Родину, необходимо приобщать молодое поколение к краеведению, бережно относиться к культуре своего народа. Сохранять и передавать от поколения к поколению. А ведь история может быть представлена не только точными сведениями, но и отражением тех или иных событий в произведениях художников, скульпторов, архитекторов, учёных. И очень часто эти произведения особенно воздействуют на наши чувства, эмоции и определяют наше отношение к тому или иному факту. При вечной нехватке времени мы весьма часто забываем о том, что жизнь наша состоит не только из «здесь и сейчас», но и из знания и понимания своего прошлого, без которого невозможно и достойное будущее.

Научная значимость данной работы заключается в том, что собрана большая информация об улицах Черниковки, об истории их возникновения.

История района Черниковки

Начало освоения современного Калининского и Орджоникидзевского районов приходится на последнюю четверть XVI века, когда на его землях появляется селение Черниково. Своим названием оно обязано боярскому сыну Ивану Черникову-Онучину, уроженцу Нижнего Новгорода, который вместе с известным государственным деятелем тех лет Михаилом Нагим приезжает в край для строительства Уфимской крепости. Когда она была заложена,молодому дворянину выделили 250 десятин земли у реки Шугуровка, где было основано родовое поместье, возникли поместья других дворянских семейств. Вслед Черниковыми-Онучиными в отстроенную Уфу приехали дворяне польского происхождения — братья Иван и Осанчюк Каловские, получившие 200 четвертей земли по реке Уфе. Обширные владения имел дворянский род Аничковых. Февральская революция и Октябрьский переворот до основания потрясли российское дворянство. Следы Черниковых-Онучиных, Аничкиных, Каловских и других окончательно затерялись. В наследство последующим поколениям остались лишь деревни, носящие имена некогда гремевших в крае, а теперь забытых дворянских родов.

Со строительством и пуском в 1892 году железной дороги Уфа—Златоуст появилась станция Черниковка.

В конце 20-х годов возникла необходимость в строительстве промышленных предприятий в Уфе, т.к. шла интенсивная индустриализация всей страны.

В 1928 году была построена первая ТЭЦ в северной части города, затем началось строительство машиностроительных заводов. Для этого были нужны рабочие. Для их размещения «на скорую руку» были построены бараки, которые местами сохранились до сих пор. Так возник Черниковский район г. Уфы.

Рабочие приезжали из Уфы, добираясь сюда на электропоезде (ж.д. Уфа – Златоуст существовала с 1898г.).

За сравнительно короткий срок здесь сконцентрировалось почти половина населения г. Уфы.

Еще недавно маленькие разрозненные деревушки: Тужиловка, Богородское, Черниковка, Дежнево (здесь жила моя прабабушка, бабушка и родилась моя мама), Александровка в большинстве своем лежали за чертой города и не были с ними связаны. И лишь строительство новых заводов к северу от тогдашней Уфы в предвоенные пятилетки разбудило эту пригородную территорию и дало толчок к её последующему интенсивному заселению.

В 1935 году в связи с открытием в Башкирии в районе нынешнего города Ишимбая крупного нефтяного месторождения Наркомат тяжелой промышленности и «Главнефть» приняли решение о строительстве двух крупных нефтеперерабатывающих заводов в Уфе и Ишимбае. Сооружение первой очереди Уфимского крекинг-завода, первого в стране гиганта нефтепереработки, развернулось в мае того же 1935 года в тридцати километрах севернее от старой части Уфы в районе деревни Щелчки. В это же время началось строительство Уфимской ТЭЦ-1.

В строительстве завода приняли участие специалисты из городов Москвы, Баку, Грозного, Батуми, Саратова. Уже к концу 1940 года Уфимский нефтеперерабатывающий завод представлял собой крупное предприятие. Для обеспечения специалистов и рабочих жильем началось строительство бараков и четырехэтажных домов неподалеку от завода. Появился и вырос рабочий поселок Крекинг. Были построены школа и баня, впоследствии оказавшиеся на территории электролампового завода.

По мере осуществления в 30-40-х годах крупного индустриального строительства на этой территории вокруг заводов стали создаваться отдельные поселки, которые затем разрастались, сливались друг с другом, и, наконец, после проведения больших градостроительных работ по единому плану, сложился целый город, связанный экономическими и организационно со старой частью Уфы.

10 августа 1936г. Черниковский район был переименован в Сталинский район г. Уфы, а затем в 1944 году был выделен в отдельный город Черниковск, названный так по железнодорожной станции Черниковка. Но существование рядом двух городов носило временный характер. Они продолжали пользоваться общим водопроводом, имели общую энергетическую базу, городской транспорт и т.п.

С появлением Уфимского моторостроительного завода (сначала он назывался комбайновым) и особенно в связи с эвакуацией в первые месяцы войны Рыбинского моторостроительного завода стали застраивать район нынешнего Инорса. Старожилы помнят, что при моторостроительном заводе был ЗАГС комендатуры НКВД города Черниковска, где регистрировались браки, рождение детей и смерть только спецпереселенцев. Спецпереселенцами называли и бывших раскулаченных, и провинившихся перед советской властью.

В то время в разговорной речи редко упоминались названия улиц, чаще говорили так: второй лагерь, третий лагерь, пятый лагерь, в рубленых домах. Второй лагерь — располагался в районе нынешнего Инорса и УМПО, третий лагерь — за базаром, в районе трамвайного депо, пятый лагерь — в районе Ново-Александровки. Было очень много бараков в районе нынешней улицы Нежинской за трамвайным кольцом остановки «Космонавтов».

В годы войны город рос такими темпами и в таких масштабах, которые не могли быть предусмотрены планами и проектами, разработанными раньше. Война внесла в них свои коррективы. Размещение эвакуированных предприятий, строительство жилья, культурно-бытовых объектов, в основном временных, шло без единого плана. Это привело впоследствии к большим трудностям. Возникла необходимость упорядочить градостроительство, вести его с перспективой.

Главным архитектором города Черниковска – была назначена Маргарита Николаевна Куприянова (1918-2003), в 1948 году. В этой должности она проработала до слияния Черниковска с Уфой. Перед самой войной Маргарита Николаевна окончила архитектурно-строительное отделение Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). И уже в 48-м она становится главным архитектором недавно образованного Черниковска. Её достаточно резкое мнение о городе тех лет недавно обнаружил Ю.А.Ерофеев: «Малоэтажные дома, заняв всю территорию, отведённую для них, распространились даже на места, не предусмотренные под жилищную застройку. В зонах, не подлежащих застройке, возникли три посёлка: Ново-Александровка, Аварийный и Док: Город до сих пор представляет собой сеть разрозненных посёлков».

Должно быть, именно тогда у неё уже родилась идея стержневой улицы, проходящей через весь город. Улицы с ярко выраженными доминантами, которыми впоследствии и стали восьмиэтажки. Центральная часть этой улицы, получившей, разумеется, имя Сталина, была обозначена Куприяновой на почти свободном от построек месте. Поэтому можно было планировать геометрически правильный — социалистический, как тогда любили говорить, город. Сложнее было с декоративным оформлением домов. Нашлось немало людей, советовавших архитекторам умерить аппетиты. От чего-то пришлось отказаться, но главный отрезок нынешней Первомайской улицы Маргарита Николаевна смогла отстоять. И сегодня сразу бросается в глаза, как в разных местах меняется архитектура улицы: от «сталинского ампира» у восьмиэтажек до серых домов периода борьбы с «архитектурными излишествами» в начале улицы, у парка Победы, или тоскливо безликих «хрущёвок» в районе улицы Свободы и у ДК машиностроителей.

Уже, будучи начальником отдела по делам архитектуры Уфы, Маргарита Николаевна принципиально оставалась сторонницей «прекрасной целесообразности»: она считала, что удобства не должны противопоставляться красоте, иначе получится большая серая и неуютная деревня из каменных глыб.

В апреле 1948г. Совет Министров РСФСР утвердил генеральный план застройки Черниковска. Институту «Ленгипрогор» было дано задание по составлению генеральных планов развития Уфы и Черниковска.

По плану предусматривалось ведение промышленного строительства на окраинах города, перевод из центра города некоторых предприятий и дальнейшее благоустройство территории. Многоэтажные застройки предполагались в центре и вдоль магистрали Уфа-Черниковск (ныне прос

пект Октября).

Несмотря на то, что планы Уфы и Черниковска исходили из их раздельного развития, они были строго согласованы. В архитектуре и планировке содержалось много общих черт и единых решений. Намеча-

лось общее развитее внутригородского транспорта, энергетических, водопроводных и канализационных сетей.

Начало пятидесятых ознаменовано интенсивной застройкой улиц Ленина и Сталина. В створе нынешних Льва Толстого, Калинина и Ульяновых стояли два одинаковых деревянных двухэтажных дома. Напротив были сараи, за ними — пустырь и поля, где сажали картошку и просо. В пятьдесят втором году все деревянные постройки здесь были снесены. Первый этаж нового пятиэтажного здания (сегодня это дом № 11 по улице Калинина) заняла Центральная городская библиотека. Высокие потолки с лепниной, большие арочные окна, белоснежные колонны — такой встречала своих читателей самая крупная библиотека Уфы после Национальной публичной. Основой ее фонда стала библиотека, эвакуированная в Черниковку вместе со станками Рыбинского моторостроительного завода.

В 1955-м в новый четырехэтажный корпус по улице Сталина, 20, переехали 270 студентов Уфимского нефтяного техникума. А ведь при своем открытии в 1946 году он занимал всего несколько аудиторий в старом деревянном бараке на Ленина (уже в следующем году она стала улицей Ульяновых), а вступительные экзамены первого набора учащихся и вовсе проводились прямо на улице — во дворе лабораторного корпуса института имени академика И.М. Губкина.

В 1956 году открыл двери для посетителей Дворец культуры имени Орджоникидзе. В те времена он был неким единственным в своем роде интеллектуальным центром всей Черниковки. Сюда приезжали даже с окраин. Во Дворце было все — как для взрослых, так и для детей: кружки живописи, спортивные залы. В фойе второго и третьего этажей занимались танцевальные ансамбли, кружки бальных танцев. Был народный драматический театр. Сюда со спектаклями приезжал Башкирский театр оперы и балета. В кинозале демонстрировались фильмы.

А в конце декабря на площади перед дворцом ставили большую елку. Она сияла огнями. Сверкал от иллюминации и сам дворец: рядом с ним было светло как днем. Свет был и в каждом окне дворца. Из-за большого скопления людей пройти из конца в конец площади можно было лишь с трудом. Во все дни школьных каникул шли детские утренники и киносеансы, а вечером — новогодние вечера для молодежи. Залы и фойе были украшены гирляндами. Танцевали в фойе второго этажа у елки. Было сказочно красиво.

Сама жизнь подсказывала необходимость объединения Черниковска вновь с Уфой в целях создания крупного единого благоустроенного города – хозяйственного, административного и культурного центра республики. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в июне 1956 года было произведено объединение двух городов в один город Уфу. Одновременно Черниковка разделилась на Калининский и Орджоникидзевский районы.

Название многих улиц говорит о том, что крупнейшие предприятия Черниковки строили здесь всем миром: улицы Интернациональная, Кемеровская, Дагестанская, Вологодская, Сахалинская, Севастопольская, Коммунаров.

Некоторые улицы Черниковки строили немцы. Они строили дома на перекрестке Ленина и Сталина (сегодня Ульяновых и Первомайская), а также дома и хозяйственные постройки на соседних улицах: Спартака, Архитектурной, Шумавцова. Из рассказа Маргариты Агеевой («Бельские просторы» № 10,2007г.) «По дороге шла серая масса людей; их охраняли солдаты с винтовками и собаками. Люди сбежались посмотреть на эту толпу и кричали « Немцев ведут!». Люди неоднозначно относились к пленным немцам. Пленные были грязными, голодными и худыми, даром, что « завоеватели мира». Некоторые кидали в них камни. Другие – улучали момент и совали пленным кусочки хлеба и картошку. Немцы в ответ мотали опущенными головами и улыбались краем губ». После войны многие из них осели в Черниковке. В архивах отдела кадров УМПО сохранились фамилии тех, кто после реабилитации трудились там наладчиками, токарями, фрезеровщиками. Обрусевшие немцы стали основателями нескольких трудовых династий черниковских заводов.

История улиц района Черниковки

Есть улицы центральные, высокие и важные

С витринами зеркальными, с гирляндами огней

А мне милей не шумные, милей одноэтажные

От их названий ласковых становится светлей.

Юрий Антонов

Бульвар Василия Баландина.

Бульвар начинается от Богородского храма. Живущие здесь просыпаются под перезвон колоколов, о заводских гудках помнят только маленькие домишки по левой стороне.

Небольшой пяточек частного сектора, разрезающего бульвар, это все, что осталось от некогда огромного села Богородское. Вросшие в землю домишки помнят те сороковые – роковые, когда принимали под свои крыши эвакуационных с других заводов.

Не тот ли дымок, который вился из труб, говорят, что, жизнь продолжается, увидел Василий Петрович Баландин, когда приехал в Уфу. В 1941 году он возглавил Уфимский моторостроительный завод, скрывавший свое название под номером.

После победы в 1964г. Баландин был отозван в Москву в Министерство.

Спустя годы, в мирное время, по предложению одна из улиц ИНОРСа стала носить имя заместителя наркома возглавлявшего в войну тех, кто ковал победу в тылу.

Улица Вологодская

Для жителей старой Уфы, эта черниковская улица всегда казалась чем-то запредельным, чем-то вроде Чукотки: настолько далеким виделся им путь до нее. Она была рождена решением черниковского горисполкома от 1 ноября 1949 года и называлась улицей Худайбердина. Однако после объединения с Уфой от этого наименования пришлось отказаться в пользу более старшей уфимской «сестрички» к тому же ее решили объединить с еще одной соседней улицей — Водоподъемной, и окольцевать ею Черниковку. Тогда в 1956 году ей и было дано нынешнее название.

Быстро она из улицы, состоящей в основном из щитовых бараков, превратилась в одну из наиболее загруженных магистралей в северной части нашего города.

В начале 80-х годов на Вологодской был построен круглый дом. И все же, самым сильным толчком к развитию Вологодской послужило строительство на ней в конце 70-х годов прошлого века автоцентра «ВАЗ». В начале 80-х по Вологодской пустили трамвай, а еще через несколько лет городские власти решили расширить улицу и расположить трамвайную линию по ее центру, Однако к тому времени уже вовсю задули ветры перестройки, и окрестные жители вышли к месту строительства и не пустили технику дальше. Таким образом, расширение улицы коснулось лишь небольшого ее участка. А движение по ней в достаточной степени напряженное — это вызвано тем, что на Вологодскую выходит «гастелловский» мост – один из трех мостов соединяющих Черниковку с Уфой.

Улица Вострецова

Вся жизнь Вострецова — легендарная быль. Не много героев гражданской войны могут встать с ним в ряд по числу и дерзости подвигов.

Степан Сергеевич Вострецов родился 29 декабря 1883 года, в селе Казанцево, в Бирском уезде Уфимской губернии. Приехав в Уфу, Степан стал работать подручным кузнеца с братом в железнодорожных мастерских. Степан принял активное участие в первой русской революции, был в рядах стачечников, расклеивал прокламации, распространял среди населения нелегальную литературу, впервые начал выступать на митингах. В декабре 1905 года его призвали в армию, служил в Риге. Прошел трудную дорогу солдата. Демобилизовавшись из армии после Брестского мира, Степан Вострецов организовал у себя на родине сельскохозяйственную коммуну, за что навлек на себя гнев кулаков. В 1919 году Вострецов уже командир Волжского полка. После гражданской войны Вострецов учится в Москве на Военно-академических курсах высшего комсостава РККА.

3 мая 1932 года он умер, похоронен в г. Ростове — на-Дону.

Его именем названа улица в Калининском районе.

Улица Гончарова

Появилась эта улица в Калининском районе города Черниковска под самый конец осени 1949 года. Правда, тогда она носила имя другого классика русской литературы – Александра Пушкина. Свое название улица поменяла в 1956 году, после присоединения Черниковска к Уфе.

Улица небольшая: когда едешь по Первомайской в строну Дворца Машиностроителей, то этот поворот налево можно и не приметить. Да и в длину она не велика – три небольших квартала, и уже преграждает ей путь улица Калинина.

Улица М.И. Губкина

И.М Губкин родился 21 сентября 1817 года в селе Позднякова Муромского уезда Владимирской губернии в бедной крестьянской семье. Советская власть могла раскрыть все грани его таланта, высоко оценила его работы, наградив орденами Ленина и Трудового Красного знамени. 16 мая 1932 года неподалеку от села Ишимбаево разведочная скважина №702 заложенная по совету академика И.М. Губкина его учеником А. А. Блохиным, дала нефть. 3 июля забил фонтан на скважине № 703, находившейся в двух с половиной километрах от первой.

Узнав об ишимбаевских фонтанах, Губкина, которому в ту пору шел шестьдесят второй год, с юношеским пылом помчался в Башкирию.

Научные прогнозы Ивана Михайловича Губкина о наличии богатых запасов нефти в Урало — Поволжье получили основательное практическое подтверждение.

В 1929 году Иван Михайлович направил в Башкирию геологическую партию под руководством своего талантливого ученика — горного инженера А. А.Блохина для разведки нефти в районе деревне Ишимбаево. В 1931 году здесь было начато разведочное бурение.

И, наконец, годы упорных поисков увенчались успехом.

Исключительно большое значение для обоснования дальнейших работ по поискам нефти имел вторичный приезд И. М. Губкина в Башкирию летом 1938 года.

Умер он в 1939 году. Именем создателя советской нефтяной геологии, академика, коммуниста Ивана Михайловича Губкина названа одна из улиц в Орджоникидзевском районе Уфы.

Железнодорожный переулок

Железнодорожный переулок можно назвать своего рода центром силы уфимского района Инорс. Внешне выглядит довольно скромно. Ряд деревянных строений, которые скрылись от окон инорсовских многоэтажек за шеренгой кустарников и деревьев. Образовался этот переулок в1949 году в составе так называемого Моторного поселка. В начале XVII века, в 1604 году, появляется на севере от Уфы большой населенный пункт под названием Новая Слобода. И, как было указанно в «Отводной книге по Уфе», «лета 1612-году июня в 7 день государевым дворцовым крестьянам Ивану Васильевичу Кадомцу…была выделена земля в 18 верстах от Уфы. С 1613 года эту Слободу стали называть Кадомцевой деревней. Деревня быстро росла. Но 485 лет назад произошло настоящее чудо: 19 июля 1612 года над источником около деревни явилась крестьянам чудотворная икона Казанской Божьей Матери. И стала с тех пор деревня Кадомцева называться селом Богородским. К началу ХХ-го века деревня стала постепенно уменьшаться – все же близлежащий город магнитом притягивал к себе жителей. Но произошло еще одно событие: 15 июля 1931 года Политбюро ЦК ВКП (б) принято решение о строительстве в Уфе моторного завода. Обком партии посчитал наиболее подходящей площадку вокруг села Богородское. И в сентябре там высадили «десант»- рабочих 17-го государственного строительного треста (сейчас это строительно-монтажный трест № 3). Тогда в течение нескольких месяцев было построено 38 бараков 3 дома. Так село Богородское переродилось в Инорс.

На территории нынешнего Железнодорожного переулка и был открыт освященный чудотворной иконой источник, с которого пошла история села Богородское. Кстати, эта икона Казанской Божьей матери считается покровительницей земли Уфимской, и находится там надродниковая часовня. По приданию в 1621 г. случилось удивительное происшествие. Крестьянину Стефану явилась Святая икона Божьей матери. В месте явления иконы из-под земли начал пробиваться родник, который впоследствии стал считаться святым. В честь этого события одновременно со строительством церкви поставили над источником часовню. В ХVII в. чудотворная икона была перенесена в Уфимский кафедральный собор. Однако ежегодно 8 мая совершался крестный ход из собора на место явления иконы, на Святой источник. В 1933 г. святой источник залили бетоном и засыпали трёхметровой толщей песка. Земля вокруг начала заболачиваться. В 1990 г. часовня на месте святого родника была восстановлена. Как и прежде верующие люди каждый день приходят и приезжают сюда отовсюду за святой водой и ежегодно совершают крестный ход.

Улица Желябова

Уфимская улица Желябова находиться буквально в двух шагах от Дежневского путепровода и дороги на Шакшу и в Максимовку.

Но на Желябова люди привыкли жить без суеты. Сегодняшние жители говорят: «У нас великолепная улица, одно плохо — строиться не дают, проложили новый путепровод . Посмотрите на наши тополя и березы – им наверняка лет по сто уже есть. Они, может даже времена, когда Желябов покушение на Александра II готовил, помнят…»

Улица Индустриальное шоссе

Пожалуй, редкая уфимская улица сможет сравниться с Индустриальным шоссе по объему налогов, которые поступают в бюджет от расположенных на улицах торговых и промышленных предприятий. Да, собственно, на большей части этой улицы, тянущейся от железнодорожной платформы Парковая к Инорсу, жилых домов просто нет. Когда едешь по этому шоссе, в глазах рябит от наименований автосалонов. Здесь обосновались и немецкие «Volkswagen» c «Audi», и чешская «Skoda», и корейские «Kia» и «Hyundai». Нашлось место и для нашего «ВАЗА».

Индустриальное шоссе знакомо уфимцам еще и своими оптовыми рынками – «Радуга».

А вот по дороге сквозь редкие деревья проблеснула темная гладь небольшого округлого озерца Волчек. Его берега со стороны Индустриального шоссе декорированы многочисленными погребами, чьи люки с торчащими трубами воздуховодов, видны по всюду. Когда-то, рассказывали, что озеро Волчек был любимым местом купания для черниковской детворы. Сегодня его замусоренные воды и берега ничего, кроме желания бежать отсюда куда подалее, не вызывают…

Остается лишь добавить, что до 1956 года большая часть этой улицы носила имя чекиста с горячим сердцем и чистым руками – Феликса Эдмундовича Дзержинского.

Улица Интернациональная

Улицу Интернациональную можно смело назвать южной границей Черниковки. Тянется она от Дежневского путепровода и до Ушаковского моста. Когда-то на ее месте, вплоть до 1957 года было три улицы: Карельская, Шугуровская, и Свердлова. Потом их объединили в одну, но по сей день, эта ее дискретность продолжает ощущаться. Она так и остается, разбита на три отрезка, не имеющих общего проезда. Для большинства уфимцев наиболее знакома та ее часть, которая идет от Дежневского путепровода до магазина «Автолюбитель», потому что именно там заворачивает, в сторону Черниковки основной поток пассажирского транспорта. И, несмотря на то, что нечетная сторона Интернациональной довольно плотно застроена, в сознании она как улица не остается. Скорее создается образ некоего транзитного шоссе. Благо другую сторону улицы занимает ветка железной дороги, соединяющая нашу столицу с восточной частью России.

Улица В.М Комарова

Мир еще восхищался полетом первого в мире многоместного космического корабля «Восход», на борту которого было трое космонавтов, а один из героев – Владимир Михайлович Комаров был уже в Уфе. Со времени полета не прошло еще и двух месяцев.

Владимир Михайлович Комаров до этого был в Уфе много раз. Начиная с 1952 года, он почти ежегодно приезжал в Уфу к родственникам на отдых: часто выходил на крутой берег Белой, любовался просторами заречья, переправлялся через реку, что бы порыбачить на озере Ломоносовском. В то время офицер Комаров мало кому был известен, он учился в академии.

Всемирно известный человек, один из первопроходцев космоса, уроженец г. Москвы, он считал Уфу, Башкирию своей второй родиной. Он часто бывал в цехах на заводах в Черниковки, встречался с рабочими и служащими предприятий, студентами, школьниками, был у отдыхающих санатория Юматово. Сегодня на дворце пионеров установлена мемориальная доска. Во время второго полета, когда шли испытания космического корабля – все прошло успешно, программа была выполнена полностью, но случилась беда, которую не ждали. При посадке корабля 24 апреля 1967 года парашюты не сработали… Мир, облетела весть о гибели В. Комарова.

Имя героя – космонавта носят корабли, улицы, школы. Уфимцы назвали одну из красивых улиц города именем Комарова, бывшей Институтской улицы, где не раз он бывал у родственников. Начинается улица от моста соединяющего Черниковку с проспектом Октября и оканчивается у стадиона «Нефтяник».

Улица Калинина

М.И Калинин политический деятель, в 1919 году возглавил ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) — всероссийский староста, как любовно называли его рабочие и крестьяне. С 12 ноября по 12 декабря 1920 года М.И Калинин совершил поездку по маршруту: «Уфа – Златоуст – Челябинск» и далее по городам Сибири до Иркутска с целью выяснения и удовлетворения по возможности, местных нужд, установление живой связи между центральной властью и местными учреждениями, разъясняя рабочим и крестьянам, в чем заключается пролетарская диктатура, власть Советов и т.д.»

В Уфу поезд прибыл 16 ноября 1920 года. Он простоял больше 14 часов, он принял парад на городской площади, митинг в железнодорожных мастерских.

1 декабря 1923 года – Уфа опять встречает Всесоюзного старосту, 6 дней пробыл в Башкирии.

Но вернемся к улице Калинина. Находиться она в самом центре Черниковки. Долгое время на этом месте были бревенчатые дома и заросшие пустыри.

Но пришло время, когда вокруг Черниковска как на дрожжах стали расти заводы – а значит, увеличилось и само население города – спутника. Уже в апреле 1948 года был утвержден генеральный план Черниковки. Отстраивалась она тогда по Ленинградскому проекту и архитектурно похожа на Северную Пальмиру была запечатлена в улицах, возникших рядом с основной черниковской магистралью – проспектом Сталина (ныне улица Первомайская). И сейчас на этих улицах чувствуется какое – то нездешнее очарование.

А на страже этого очарования, в конце улицы стоит пожарная часть № 3. Начинается улица Калинина от дворца Орджоникидзе и пересекает множество других: Л. Толстого, Ульяновых, Шкаповский переулок, Архитектурную, Победы, Рыбакова, Репина, Боткина, Королева, Кулибина, А. Невского и упирается в улицу Кольцевую.

Улица Кольцевая

Эта улица должна была по замыслу градостроителей стать центральной магистралью Черниковска. Чем-то вроде Садового кольца в Москве. И, возможно, именно объединение наших городов помешало Кольцевой улице окончательно реализоваться в этом амплуа. Из-за этого она несколько не дотянула до своего названия, да так и осталась деформированным полукружьем. Но зато она с полным правом может претендовать на звание самой продолжительной магистрали Черниковки. Она берет своё начало на юго-западных границах района – от улицы Мира – и заканчивается улицей Ушакова у берегов Шугуровки.

Кольцевая «начинает разбег» в студенческом районе, где располагаются общежития и учебные корпуса УГНТУ. И в этом она похожа на некоторые московские улицы, проходящие по территории МГУ-такое же изобилие молодых лиц, вечно спешащие куда-то за очередным гранитом науки. Этим же, наверное, объясняется и обилие в этом районе таких забытых в прошлое время точек общепита, как столовые. Согласитесь, сегодня на улицах довольно редко можно встретить эту непритязательную вывеску. Увы! Пришло время бистро, кафе и ресторанчиков.

Но уже за перекрестком с улицей Ульяновых тихая размеренная жизнь заканчивается – мы окунаемся в мир торговых рядов. С утра до вечера этот сегмент улицы около Колхозного рынка напоминает озабоченный рассерженный муравейник.

Далее Колхозного рынка вновь улица Кольцевая приобретает вид тихого бульвара. На перекрестке Вологодской и Кольцевой еще одна достопримечательность Черниковки – «круглый дом»- башня, в народе именуемый «стаканом».

Улица Кольцевая занимает свое почетное место в ряду своеобразных черниковских магистралей.

Улица Машиностроителей

Хотя история УМПО официально и начинается с 17 июля 1925 года, когда Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего « Русского Рено» в Рыбин-

ске завода по производству авиационных двигателей, но для Уфы было бы вернее вести отчет с 1931-го года, в котором в районе села Богородского началось строительство уфимского завода комбайновых моторов.

Именно его рождению Уфа обязана тем, что у неё появился почти равнозначный город-спутник, а впоследствии и развитый инфраструк-

турно огромный городской район — Черниковка. Постановлением Российской Федерации ОАО «УМПО» сегодня включено в состав предприятий, задействованных в производстве авиадвигателя пятого поколения. А в настоящее время в объединении осваивается серийное производство двигателя АЛ-55 для учебно-тренировочного самолета. Поэтому улица Машиностроителей — наиболее органичная по своему названию черниковская улица. Причем это наименование возникло даже несколько раньше появления на ней Дворца Культуры Машиностроителей в середине 70-х годов. Дело в том, что само строительство ДК задумывалось еще в начале 60-х годов, но Никита Хрущев, как поговаривают, начал бороться с излишеством, и проект по времени отодвинули.

Сегодня улица еще хранит новогодние приметы — на « Машинке»

( именно такого ласкового прозвища удостоилась у народа площадь перед ДК) радует детишек своим мышиным изобилием ледяных горок, а неподалеку зазывает прохожих продолжить новогоднее празднование павильон бистро «У фонтана». А на углу Машиностроителей и Черниковской, появился шикарный жилой комплекс. На пересечении нашей улицы с Интернациональной находится культовое место всех окрестных домохозяек – небольшой продовольственный рыночек, который каждую осень превращается в представительную сельскохозяйственную ярмарку.

Улица Маяковского

Признаемся сразу: как-то не повезло Владимиру Владимировичу в топонимическом пространстве нашей столицы. В самой Уфе это имя предполагалось присвоить новой магистрали, которая в начале пятидесятых годов задумывалась как продолжение Старо-Сибирского тракта. Но затем решили, что более нейтральное – Проспект Октября – будет гораздо практичнее. Была еще одна улица Маяковского в районе Глумилино – сейчас её остатки носят названия Балхашской и Магаданской улиц. И, в конце концов, приоритет остался за не столь протяженной – в четыре квартала – довольно тихой черниковской улочкой.

Улица Первомайская

Начала свою историю главная улица города Черниковска в 1948 году, когда по проекту инженеров Ленинградского института «Ленгипрогор» выросли на пустыре два дома. Первомайская улица до сих пор очень красивая, она построена в стиле Сталинского ампира: четко, абсолютно прямо, и только после дворца Орджоникидзе улица расходится веером. Улица Первомайская росла как бы от середины в обе стороны. Дома №1 и №2 сейчас №38 и №40. Первое название было — улица Сталина. В 1949 году были воздвигнуты хорошо известные горожанам «восьмиэтажки». В 1954 году улицу переименовали в Первомайскую.

Центральным местом улицы Первомайской стал кинотеатр «Победа». Здание кинотеатра заложили в 1945 году, имя ему дали сразу – «Победа». По сути дела это был первый в Черниковске кинотеатр.

2 октября 1948 года Иван Дмитриевич Гагин, молодой киномеханик зарядил в киноаппарат первую для кинотеатра «Победа» киноленту — «Весёлые ребята».

На улице стояли чугунные литые фонари с круглыми шарами, которые горели желтоватым светом, там были лампы накаливания. Все это было красивое и очень добротное. В хрущевские времена сменилась мода, снесли все эти столбы и поставили современные светильники с ртутными лампами и таким синеватым светом, от которого губы кажутся синими, а лица — серыми. По Первомайской, ближе к улице Маяковского, в цокольном этаже дома, рядом с ателье «Березка» находился кинозал повторного просмотра фильмов. Тогда, в начале 60-х, был расцвет итальянского кино. Уфимцы наслаждались там картинами Феллини, Росселини, Антониони, Висконти.

Бульвар Г. В. Плеханова

На месте этой улицы должна была расположиться широкая городская аллея с пешеходными дорожками и скамьями для праздного отдыха горожан. Однако с первого же взгляда бульвар Плеханова никак не влезает в представления этого определения. Во – первых, «не влезают » в него железнодорожные коробки гаражей, в обилии разбросанные вдоль всего бульвара, во – вторых, здесь нет не только пешеходных дорожек, но собственно и проезжая часть производит впечатление « серпантина », проложенного между огромными лужами, и в – третьих, нет здесь поблизости никаких аллеек.

Бульвар Плеханого никогда не был похож на бульвар, до прихода сюда к Курочкиной горе, многоэтажной цивилизации на этой улице существовал и асфальт, и электрическое освещение. Потом по одной из ее сторон выросли многоэтажки, и бульвар сразу почему — то погрузился в темноту.

В нашем городе Плеханов никогда не был. На всякий случай напоминаем, что знаменитого русского марксиста звали Георгием Валентиновичем.

Улица Победы

Когда 9 мая 1945 года в городе Черниковске закладывали камень под фундамент будущего кинотеатра, вокруг и домов – то приличных не было. Сплошной пустырь, да в дали у железной дороги очертания вышек четвертого лагеря, так называемой «четверки». Строительство длилось четыре года, и когда открыл свой зал, в нем было 630 мест, кроме показов фильмов в нем еще работали, читальный зал и лектории, играл симфонический оркестр.

Вплоть до 1956 года кинотеатр стоял на перекрестке проспекта Сталина и улицы Кирова. Но пришло время объединиться с Уфой, и улица Сталина стала Первомайской а, улица Кирова вполне естественным образом назвалась улицей Победы.

Начинается улица от железной дороги и поднимается вверх, пересекаясь с улицами: Шумовцова, Первомайской, Калинина, Кольцевой и упирается в улицу Горького.

Улица А.В. Суворова

21 апреля 1942 года рабочие Уфимского паровозоремонтного завода провожали на фронт свое детище – бронепоезд «Полководец Суворов », построенный сверх всяких планов и графиков. Великий полководец, один из создателей передового русского военного искусства, Александр Васильевич Суворов родился 24 ноября 1729 года (по другим источникам 1730 г.) в семье генерала. С семнадцати лет он начал действительную службу в Семеновском полку рядовым солдатом. Свое первое боевое крещение А.В. Суворов получил в семилетней войне. Он участвовал в знаменитом сражении при Кунерсдорфе, где русская армия наголову разбила армию Фридриха II, которая считалась сильнейшей в Европе. Одержав множество побед над сильными противниками, Суворов снискал славу непобедимого полководца.

В октябре 1799 года ему было присвоено звание генералиссимуса. Народ чтит память А.В. Суворова за его заслуги перед Отечеством. Он внес огромный вклад в военную науку.

Упоминание в печати о приезде А.В. Суворова в Уфу мы встречаем в «Справочной книжке Уфимской губернии» за 1883 год: «В ноябре месяце (1774) прибыл в Уфу неизвестно с каким поручением генерал – поручик Суворов и, пробывши здесь пять дней, выехал в Саратов».

В Уфе А.В. Суворов остановился в доме заводчика И.Е. Демидова на Большой Казанской улице (ныне улица Октябрьской революции).

Имя Суворова носит улица в Калининском районе Уфы.

Сельская Богородская

Самое первое название улицы Сельская Богородская – улица А. Матросова. Позже она стала называться Промышленной. Возможно потому, что на одной её стороне нет жилых домов. Она проходит вдоль УМПО и ТЭЦ –2. Уфимская ТЭЦ-2 – один из мощных энергоблоков Уфы. История её возникновения также связана с моторным заводом. С первых дней стройка завода нуждалась в электроэнергии. Мощность центральной электростанции не обеспечивала всех потребностей строителей. Тогда на площадке завода была пущена временная электростанция. 21 сентября 1940 г. станция вступила в строй действующих и вошла в параллельную работу с Уфимской ЦЭС и Уфимской ТЭЦ нефтеперерабатывающего завода. Она стала четвёртой крупной электростанцией из построенных в Советское время. Ныне ТЭЦ производит энергии в 30 раз, а теплоэнергии в 45 раз больше, чем в 1940 г.

Есть на этой улице ещё одно здание, о котором хочется рассказать. Более чем полвека назад центром политико-массовой работы стал Дом культуры имени М.И. Калинина. В декабре 1933 г. состоялось торжественное открытие клуба «Ударник». Через 23 года его переименовали в Дом культуры имени М.И. Калинина. В советское время он был дворцом культуры первой категории. Его театральный зал рассчитан на 900 мест, лекционный – на 400, читальный на 120. Ежегодно коллективами художественной самодеятельности проводилось не менее 350 концертов и спектаклей. При Доме культуры действовали художественная и музыкальная студия, работали библиотека и различные кружки. К сожалению, Дом культуры оказался нежизнеспособным в эпоху перестройки. Сегодня здание отдано Московскому государственному открытому педагогическому университету имени М.А. Шолохова.

Улица Трамвайная

На месте где сегодня пересекаются проспект Октября и улица Трамвайная, до 1945 года была дремучая дубрава. Трамвай тогда спускался к Мясокомбинату по однопутке на улице Шота Руставели. Связь автотранспорта между Уфой и Черниковкой (точнее, Моторостроительным заводом) осуществлялась по Уфимскому шоссе, но эта дорога не упиралась, как сейчас, в Российскую (тогда она была Высоковольтная), а плавно переходила в Проспект. Старожилы этих мест утверждают, что внутри жилого квартала растут древние тополя, которые были высажены вдоль участка шоссе между Проспектом и Российской.

В год Великой победы здесь прорубили просеку теперешнюю Трамвайную. В 1962 году Дежневский путепровод соединил Черниковку с Уфой. До этого связь между ними существовала только через Невский путепровод.

Возникнув изначально в промышленной части города, улица Трамвайная превратилась в главную артерию для грузового автотранспорта. Свою функцию она выполняет и сегодня.

Вот уже 48 лет как на Трамвайной базируется «мороженое царство»- «Башкирский хладокомбинат». Он был образован 3 декабря 1953 г. расположением Совета Министров СССР № 9522 и приказом Министерства внутренней и внешней торговли СССР № 548 и вначале носил название «Башкирская Республиканская контора» «Главмясомолторг». Первоначально это была не большая база, занимавшаяся торговлей мясомолочными продуктами через арендованные у мясокомбината холодильные камеры. Работники комбината расселялись в основном в двухэтажных бараках на Российской. Некоторые из них сохранились и по сей день. Весной 1982 года открылся Городской дворец культуры. Тогда он назывался «Дворец культуры профкома Уфимского завода синтетического спирта им. 40-летия ВЛКСМ ».

Улица Ушакова

В конце 16 века эти места именовались «подгородной татарской слободой на реке Уруюзя» В отводной книге упоминается имя ее основателя Шугур-Али Конкузова. Позже территории в северной части современной Черниковки стали называть Шугуровой деревней или просто Шугуровкой. Речку Урюзя тоже начали называть Шугуровкой (или Шугуркой). Деревня ныне полностью поглощена городом, а речка течет, хотя и обмелела. В 1954-м году здесь была основана железнодорожная станция «Шугуровка». Вплоть до 70-х вокруг станции располагались частные дома, многие из которых заселяли цыгане. Высотки здесь начали строить только в начале 80-х.

Улица, носящая имя адмирала Федора Федоровича Ушакова, берет свое начало от улицы Желябова и заканчивается пересечением с улицей Коммунаров. Прославился этот военачальник после победы русского флота под его командованием над турецкой эскадрой более 200 лет назад. После того, как Ушаков разбил врага у мыса Калиакрия, Турция спешно запросила мира. 29 декабря 1791 года в местечке Яссы был заключен договор, по которому русская граница отодвинулась на юго-запад до Днестра. Был освобожден от владычества Турции Крым и южные украинские земли. Выход России к Черному морю стал свободен. В честь Ушакова учрежден орден Воинской славы, которым награждены многие воины из Башкортостана. Среди них уфимец вице-адмирал Юрий Федорович Ралль.

Улица Шумавцова

Улица Шумавцова расположена недалеко от восьмиэтажек. Она берет свое начало от улицы Ульяновых и упирается в улицу Победы. Названа эта небольшая по уфимским меркам улочка в честь Героя Великой Отечественной войны, руководителя подпольной молодежной группы — семнадцатилетнего паренька Алексея Шумавцова 19 ноября 1957 года.

Подпольщики под его руководством собирали сведения о перемещениях немецких войск в прифронтовой полосе, о складах боеприпасов и горючего, об оборонительных сооружениях и передавали эти сведения партизанам. На основании разведсообщений советская авиация наносила прицельные удары. Кроме того, группой Шумавцова проводились диверсии: был взорван мост, уничтожены электростанция и склад горючего, подорваны десятки грузовых машин. Причиной смерти героя стало предательство. 10 ноября 1942 года после зверских пыток на окраине города Людиново Орловской области его казнили фашисты. Уже посмертно Алексей Шумавцов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Двухэтажные дома, которые еще сохранились на этой улице, строили пленные немцы в конце 40-х годов. В 60-е годы по улице стал ходить трамвай. На нем ездили в город и на Колхозный рынок. Сегодня на улице почти не осталось стариков. А раньше выходили все вместе во двор, накрывали там, на стол, пели песни под гармошку.

Улица М. А. Ферина

Михаил Алексеевич Ферин 30 лет проработал директором УМПО. Под его руководством заводчане дали жизнь 24 типам модифицированных двигателей, которые применялись на 67 типах самолетов.

Он родился в Тверской губернии, в городе Торжке 14 декабря 1907 года. С 17 лет был учеником слесаря на ткацкой фабрике. В 1927 году вступил в партию, его направили на комсомольскую работу.

В 1930 – 1931 г. Ферин М.А работал секретарем, затем заместителем председателя исполкома в Московской области. Уехал на учебу в Московский институт стали, который успешно окончил в 1935 году, и стал работать мастером на Рыбинском авиамоторном заводе, начальником центральной лаборатории. После эвакуации завода в Уфу стал главным металлургом Уфимского моторостроительного завода.

Многие сложные вопросы приходилось решать в военные годы М.А Ферину. В 1943 году завод освоил выпуск нового мощного мотора М-107А конструктора В. Климова. Но возникла, казалось бы, неразрешимая проблема, отсутствовал кобальт. Без кобальтового стеллита не возможно обеспечить жаропрочность клапанов. Теперь же запасы кончились, до войны кобальт получали из заграницы.

Михаил Алексеевич, как только пришел на завод, инженером, стал мечтать о создании необычных сплавов. Группе специалистов, которую он возглавил и поручил найти в сжатые сроки заменитель импортного сплава. Вот тогда и пригодились давние замыслы. Сплав был создал. И он не просто заменил импортный, он был лучший по своим качествам. Ферин нашел, при какой температуре, в каких пропорциях, определенные компоненты составят такой сплав. Сплав создается на основе никеля, недостатка в котором на заводе не испытывали.

В 1946 году присудили сталинскую премию инженерам, за большой и высокий вклад в науку.

Через несколько лет, в 1957 году М.А. Ферину за выдающиеся достижения в создании новой техники присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1947 году главный металлург завода Ферин М.А. кандидат технических наук, был назначен директором УМПО. Ему было тогда 40 лет, проработал в этой должности до ухода на пенсию в 1977 году, а через два года 29 июля 1979 года скончался. По просьбе коллектива УМПО одна из улиц Калининского района (бывшая улица Тульская) была названа его именем.

Современная улица Ферина — центр торговли, образования, спорта и культуры Инорса. Есть на улице и свой надувной спорткомплекс по адресу: Ферина,4 /1. Здесь вот уже несколько лет проходят первенства города и республики по спортивной и художественной гимнастике, восточным единоборствам, теннису и другим видам спорта

Улица Ивана Франко

Трехсотметровая улочка, названная в честь украинского писателя, беллетриста, учёного и видного деятеля революционного социалистического движения Ивана Яковлевича Франко, расположенного на одном из старых черниковских кварталов, ограниченном улицами Кремлёвская, Кольцевая, Свободы и Черниковская. Большинство домов здесь построены в начале 50-х годов руками пленных немцев. В 58-е годы двухэтажные дома, построенные по сталинским проектам, считались, чуть ли не самым престижным жильем после восьмиэтажек.

Улица Фронтовых бригад

Эта трехсотметровая улочка в микрорайоне Инорс берет начало от бульвара Тухвата Янаби и упирается в лесной массив. Два из уцелевших здесь двухэтажных домов сохранили еще атмосферу послевоенных лет. Их построили для рабочих Уфимского моторного завода. В технических паспортах значится год ввода их в эксплуатацию-1949. Первые высотные дома, похожие друг на друга, появились в начале 80-х. В первую очередь в них получили долгожданные квартиры жители деревянных бараков.

Эта улица названа в честь комсомольско-молодежных бригад, которые работали в годы Великой Отечественной войны на Уфимском моторном заводе (ныне УМПО). Лучшим из них присваивались звания фронтовых. История Уфы помнит, что первая фронтовая бригада на Моторном заводе возникла осенью 1941 года в смене мастера Махмута Рамангулова. Военное время диктовало свои условия жизни и работы: скудный паек, строгая дисциплина, тяжелейший труд. Но сохраняя общий заводской дух, «рахмангуловцы» даже организовали соревнования между комсомольско-молодежными бригадами и сменами за право называться «Фронтовой бригадой имени Героя Советского Союза Николая Гастелло».

К лету 1943 года на заводе работало 128 комсомольско-молодежных бригад, а по всей Башкирии их насчитывалось свыше 420. Создано было также более 300 фронтовых бригад и смен.

Есть у сочетания «фронтовые бригады» и другое значение. Такие бригады в годы Великой Отечественной войны представляли собой профессиональные театральные коллективы, обслуживающие части Советской Армии и Военно-морского флота на фронте и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.). За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, творческих встреч — не было ни одной части, где бы не побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Советской Армией артисты прошли весь путь войны. В спектаклях и концертах принимали участие национальные коллективы, артисты всех поколений, представители всех жанров. Ведущая роль в деле создания фронтовых бригад, а затем и фронтовых театров принадлежала Всероссийскому обществу.

Улица Фурманова

«Неприятель ушел за реку, взорвал все переправы и ощетинился на высоком уфимском берегу жерлами орудий, пулеметными глотками, штыками дивизий и корпусов. Силы там сосредоточились большие: с Уфимским районом Колчак расставаться не хотел.… Против Уфы выросла Чапаевская дивизия. Она своим правым флангом застыла над огромным мостом, идущим высоко над рекой прямо в город; левый же фланг отскочил до Красного Яра, небольшого селеньица верст на двадцать пять вниз по Белой», — описывал в своём романе «Чапаев» горячие военные баталии под Уфой в 1919 году Дмитрий Фурманов. Среди красноармейцев, которые первыми ворвались в город, был и комиссар Чапаевской дивизии Фурманов. Вместе с Чапаевым прошел он через многие сражения. Талантливый политический работник без труда завоевал горячую любовь красноармейцев и командиров дивизии. Отыскав правильный подход к самому Василию Ивановичу, Фурманов оказал на него серьезное и плодотворное влияние. Об этом мы узнаем из романа «Чапаев», к работе над которым автор приступил летом 1922 года, а через год опубликовал книгу. В этом произведении в образе Федора Клычкого узнаем самого писателя.

В Уфе Дмитрий Фурманов написал свой очерк «Уфимский бой», который в переработанном виде войдет потом в роман. Очерк был напечатан в иваново-вознесенской газете «Рабочий край» 3 июля 1919 года.

Улица, названная в честь писателя-воина, находится сегодня в Калининском районе. Начинается она от Сельской Богородской. В самом начале улицы, по обе её стороны, за стадионом Гастелло, располагаются двухэтажные жилые дома, построенные еще в 1949 году. Далее — обширный частный сектор. Жители этих домов живут только ожиданием сноса.

Улица Черниковская

Полуторакилометровая улица Черниковская проходит параллельно Первомайской. Начинается она в районе улицы Гончарова и заканчивается Вологодской. Название ее восходит к наименованию населенного пункта – небольшой деревеньки, вошедшей впоследствии в состав нашего города. Сама же улица была названа 11 апреля 1989 года решением Уфимского горисполкома. С 1949 года носила имя Жданова.

Значительную часть Черниковской наскоро строили в первые годы Великой Отечественной войны двухэтажными кирпичными домами. Эти срочные меры были предприняты для того, чтобы расселить эвакуированных из самых разных городов России рабочих и их семей. Квартиры в этих домах просторные, с высокими потолками. Даже в тяжелые военные годы строители пытались в меру своих возможностей облагородить облик этих домов – кое-где сохранились резные козырьки над входами в подъезды и фрагменты лепнины под потолком.

Улица Цветочная

Улица с весенним радостным наречением Цветочная берет начало недалеко от Дежнёвского путепровода и петляет в промышленной зоне Черниковки. Здесь трудятся на благо уфимцев и теплоэнергетики «БашРТС-Уфа», и ремонтники, и работники бюро судебно-медицинской экспертизы, и даже флористы в небольшом коммерческом саду. За крутыми виражами скрываются целые гаражные кооперативы. Заканчивается Цветочная обширным садовым кооперативом. Большинство участков здесь сегодня заброшены. Близость промышленных объектов заставило уфимцев отказаться от овощей с собственных грядок.

На извилистой и достаточно протяженной по черниковским меркам улице Цветочной есть еще один объект, интересный своей историей — одно из уфимских бомбоубежищ, которые интенсивно строились в конце 40-х годов. Протяженность этого убежища не меньше 500 метров. В случае катастрофы здесь могли бы находиться несколько тысяч человек. Но сегодня убежище мало отличается от свалки: ходы его завалены мусором, за хламом сложно разглядеть лестницу и вход в подземелье.

Цимлянская

Улица Цимлянская обязана своим названием небольшому городку в Ростовской области, вернее, расположенной возле него гидроэлектростанции на реке Дон. Цимлянская ГЭС строилась в 1949-1952 годах усилиями заключенных ГУЛАГа (в исправительно-трудовом лагере по разным данным содержалось до 47 тысяч человек). Гидрогигант, высота насыпи, которой составляет 32 метра, был введен в эксплуатацию в июле 1952 года. Примерно тогда же на самой окраине отдаленного уфимского района Инорс работникам УМЗ (ныне УМПО) начали раздавать земли возле реки Уфимки.

Раньше на месте высотных домов по улице Фронтовых Бригад и окончании Мушникова были поля, где жители Цимлянской сеяли картошку. Первые многоподъездные дома появились только в 70-х. В город с Цимлянской выезжали редко — все необходимое либо выращивали на своих огородах, либо покупали в продовольственном магазине возле завода.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap