Учимся чувствовать



Учимся чувствовать, понимать и анализировать стихи…

(на материале сборника стихов окуловских поэтов «Вдохновение»)

Дорогие друзья!

Данный сборник – пособие, адресованное всем учащимся, независимо от того, пишут они сами стихи или нет, любят ли поэзию или предпочитают серьезные эпические произведения…

Здесь вы не найдете монументальных литературоведческих трудов, сухой книжной критики и серьезных (по объему и содержанию) критических очерков. Нет, на это вы точно не рассчитывайте. Пособие создано на основе анализа поэтических текстов самими учащимися. Это их чувства, понимание и интерпретация.

Вы скажете, вот, мол, придумала, на чей суд выносить то, что создано взрослыми!.. В том-то и дело: «устами младенцев глаголет истина», не так ли говаривали когда-то! Да и кому, как не им, предназначены эти стихи?!

Главный адресат этого сборника – школьники. Пусть учатся чувствовать стихи, получать эстетическое наслаждение, глубоко, пусть и по-детски, понимать, анализировать каждое слово; и через слово, воплощенное в поэтическом тексте, постигать богатейшие возможности нашего языка, углубляться в текст и постигать тайны лирического Я поэта. А еще – ощущать огромное чувство гордости за нашу малую родину, наш Окуловский край, так богатый, как оказалось, талантами.

С уважением ко всем, кто прочтет. Людмила Радионова.

Любовь Егорова

Как каленым железом по коже

Как каленым железом по коже,

Так по сердцу слова твои.

Оглянись, неслучайный прохожий,

Осень стелется в раны мои.

Одиночество. Холод. Сырость.

Двери настежь. На душу засов.

Ну, оставил бы кроху, на милость,

Мне тепла для рябиновых снов.

Перечитайте это маленькое стихотворение.

Оно все построено на обращении автора к «прохожему». Видно, что лирическая героиня одинока. Она сравнивает свое душевное состояние с тем состоянием, которое наблюдаем в природе осенью. Возможно, ее бросил любимый человек, и от этого отчаяния и душевного потрясения она не находит себе места. Но, пожалуй, что самую страшную травму он нанёс не столько своим уходом, сколько словом. Временное пространство как бы раздвигается, она не может сидеть дома одна, и вот она на улице. Легче ли ей стало? Она хочет поделиться своей тоской-печалью с первым же попавшимся ей человеком. Но это не совсем так. Оказывается, это не первый встречный, так как мы читаем следующее:

Оглянись, неслучайный прохожий

Возможно, этот человек ей знаком, да и делиться сокровенным с первым встречным вряд ли кто станет… И опять некая загадка: почему он проходит мимо? Почему он не хочет выслушать её? Ведь она просит его об этом. Это крик о помощи, так как читаем далее:

Осень стелется в раны мои.

Выходит, напрасно героиня ищет в «неслучайном прохожем» понимающего собеседника, который смог бы не только понять её и поддержать, но и пожалеть, посочувствовать ей в трудную минуту. А то, что эта минута именно такова, и говорит эта строка: «осень стелется…». Это больно, это страшно. И кажется, нет просвета, ведь на сердце итак «рана», а здесь ещё эта осенняя поволока – «стелется». Очень точное слово выбрано поэтессой для того, чтобы мы полнее ощутили состояние её лирической героини, ведь значение слова «стелется» таково: «распространяется», а не просто, например, появляется. Стелется обычно дым, туман – это общее заволакивание, и уже кажется, что нет выхода. Этот глагол усугубляет положение лирической героини. Мы ощущаем её боль. И далее:

Одиночество. Холод. Сырость.

Далеко не случайное употребление назывных предложений. Это не просто констатация факта: мне одиноко, а на улице холодно. Нет, это как обвал, как взрыв. Это ощущение безысходности. «Одиночество», — заявляет лирическая героиня, и нам все ясно. Ни к чему сравнения, эпитеты. Собирательное существительное включает в себя всё, что «стелется в раны»…

Вторая строфа и первая построены на противоречии: с одной стороны, героиня хочет раскрыть свою душу, с другой, — «на душу засов».

Обратите внимание на заглавие, в котором кроется сравнение. Это крик души.

Стихотворение нельзя разделить на части, он неделимо, это композиционное целое.

Нельзя не обратить внимание на используемые средства художественной выразительности. Помимо названного сравнения, хочется отметить, что оно, пожалуй, не просто сравнение, это слишком образное сравнение, сродни метафоре:

Как каленым железом по коже,

Так по сердцу слова твои…

А ещё есть весьма весомые эпитеты: «неслучайный прохожий» (какой-то загадочный человек) и «рябиновые сны». Мне кажется, что «рябиновый» — значит «горький». И даже вспоминаются слова известной поэтессы Марины Цветаевой:

Рябина – судьбина горькая.

Да, действительно, рябина – символ женского горя.

Всё стихотворение стилистически окрашено. Здесь можно выявить использование такого приема, как парцелляция («Одиночество. Холод. Сырость», «Двери настежь» — то есть особое членение предложений.) Такой прием необходим для раскрытия душевного состояния лирической героини.

Где мы видим в стихотворении присутствие автора? Наверно, на протяжении всего лирического повествования его присутствие ощутимо (это её боль, её раны на сердце, это она одинока и ищет тепла, просит его, хотя бы «кроху, на милость» — кстати, это ещё один художественный прием – преуменьшение, или литота. Героиня умаляет то, чего ей так хочется, что так естественно и просто – немного тепла, человеческого участия, сострадания. Наверно, этого хочется любой женщине.

Очень лирическое стихотворение, очень «женское», просто задевает за живое…

(Савельева Анастасия, 10а класс)

Андрей Оленев

Белое одиночество

За стеной моего жилья

Зимний день одиноко стыл,

Яркий свет многоцветно лья

На морозные окна холсты.

Я за толщею стекол-льдин,

Я утоплен в белесой мгле.



В этом доме, в судьбе один

И вообще один на Земле.

За страницей того окна,

За границею мыслей-снов

Заплутала моя весна,

Затерялась моя любовь.

На стекле белый иней тал

От дыханья моей груди,

Потому что я так устал,

Я устал уже быть один.

Самая главная тема, как мне кажется, которую раскрывает А. Оленев в своем творчестве, — тема одиночества. Поэтому данное стихотворение не является исключением. Лирический герой одинок, он устал уже от долгого одиночества. Кажется, в жизни многое потеряно, и зима длится слишком долго, нескончаемо.

Если говорить о ключевых словах, то это следующие: «день одиноко стыл», «в этом доме, в судьбе один», «один на Земле», «я устал уже быть одинок». Положение почти безысходное… Ибо что может сделать человек один в таком состоянии!?

В композиционном плане стихотворение нельзя разделить на части, оно неделимо, здесь нет отдельно описания «белой» зимы с её одиноким днем и описания одинокого человека. Все едино, и состояние человека сродни состоянию в природе: день зимний «стынет» (как может стынуть одинокий человек), и лирический герой «устал» от одиночества. В таком случае можно говорить о слиянии человека с природой – о некой гармонии.

Зима не хочет уходить, поэтому читаем:

Заплутала моя весна,

Затерялась моя любовь

Мы ощущаем, что из этого «зимнего» состояния герою не выйти.

Стихотворение мне очень понравилось, все кажется простым и понятным, и, пожалуй, актуальным: когда ты одинок, тебе очень трудно выкарабкаться из этого, а иногда и не хочется, а иногда и просто-напросто нет сил это сделать. И тогда оно, Одиночество, посещает тебя надолго.

Стихотворение глубоко интимно и в то же время так доступно… Мне видится лирический герой человеком, который не сумел изменить свою судьбу, поэтому он потерян в мире. Я вместе с ним ощущаю эту усталость на себе. Мне кажется, что когда читатель и писатель чувствуют одинаково, то цель достигнута.

Интересны средства выразительности, используемые А.Оленевым:

белое одиночество» — эпитет, похожий даже на метафору, так как это очень образное сравнение: зима и лирический герой слиты воедино –все гармонично,

я утоплен в белесой мгле» — слияние вновь человека с природой (метафора).

И все же… мне хочется верить в то, что герой оттает, как «оттаял» на стекле иней от его дыхания – он смотрит в окно и ждет, когда вернется его «заплутавшая весна». А она вернется, точно вернется, нужно только верить.

(Котлярова Анастасия, 10б класс)

Костер

Закончен день. И снова вечер

Над нами руки распростер,

Чтобы собрать на место встречи,

На поэтический костер.

А в нем горят и души греют

Отнюдь не хворост, не дрова,

И светят ярче и сильнее

Слова, прекрасные слова.

Они волнуют, будят чувства,

И задушевных круг друзей

Нас посвятит в свои искусства

Уютный маленький музей.

Ты не смолкай зимой и летом!

Ты – жизнь!

Ты – соль родной земли!

Своим прекрасным добрым светом

Гори, пожалуйста, гори!

Тема этого поэтического повествования – «поэтический костер», который помогает лирическому герою жить. Свидетельство тому – возвышенная, приподнятая интонация.

Заглавие обманчиво, так, поначалу я думала, что сейчас прочту о теплом летнем вечере, о пламени костра, вокруг которого собрались друзья… Оказалось, что это стихотворение о другом костре, но суть, пожалуй, едина – на поэтическом костре согревают души люди творческие точно так, как греются вокруг костра где-то у озера люди с общими интересами и любовью к природе. И яркий свет, который излучает Слово на поэтическом костре, не менее горяч, чем пламя от горящих дров.

Все стихотворение я разделила бы на две части по строфам. В первой строфе говорится о наступлении вечера, о радостном ожидании встречи. Состояние лирического героя приподнятое, поэтому и вечер ему кажется гостеприимным: «руки распростер».

Вторая часть — вторая и последующие строфы – само пребывание на этом «месте встречи». Вот именно тогда мы узнаем, что слова могут «светить» ярко и сильно, что они «волнуют, будят чувства». Как понимает читатель, слова эти доносятся именно из уст того, кто свои чувства воплощает в Слове, то есть кто пишет стихи. Именно люди творчества так могут благотворно воздействовать друг на друга.

Лирический герой хочет, чтобы жизнь этого уютного уголка была долгой:

Ты не смолкай зимой и летом

Мне кажется, что автор стихотворения считает, что каждый человек в душе – поэт, особенно если он слышит «прекрасные слова», то они могут разбудить и чувства. То есть получается, что в каждом из нас живет некое поэтическое, лирическое начало, и важно суметь разбудить в себе это чувство. Не надо таить в себе ничего, стоит выливать свои мысли в «поэтический костер»… Поэтому, как мне кажется, словосочетание «поэтический костер» многозначно – это и место встречи поэтов, и просто место встречи друзей, и костер как всплеск чувств в душе каждого человека (костер из слов).

Стихотворение меня взволновало, оно оставило в душе след незабываемый. И, если честно, то и мне захотелось там побывать и воочию увидеть и проникнуться чувствами от восприятия звучащего Слова. Ведь если лирический герой считает это «жизнью», «солью родной земли», выходит, это Что-то да значит для него…

Читая стихотворение, я вижу тем самым картину наступления вечера, почему-то лунную дорожку среди темноты и даже пламя настоящего костра…

Все средства художественной выразительности весьма уместны, чтобы появилось в душе читателя такое нежное восприятие мира. Метафоры, эпитеты, сравнения – всё к месту, чтобы пропитаться чувственным восприятием всего, что окружает.

Я думаю, что за плечами человека, который смог так искренне поведать нам о самом сокровенном, — огромный жизненный опыт. Этот человек нашел свое место в этом мире.

(Борисенко Виолетта, 10б класс)

Николай Орнатский

Зимнее утро

Зимнее утро,

на улице холод,

Скатертью белой

покрыта земля,

Птички-синички,

почувствовав голод,

Стайкой слетелись

под крышу двора.

Здесь им уютно:

ни ветра, ни стужи,

Можно укрыться

в мороз и пургу.

Добрый хозяин

закроет снаружи

Корма насыплет,

спасет в кутерьму.

Птички-синички

и с ним воробьишки,

Дружной семейкой

под крышей живут,

Только вороны,

сороки-воровки

Дружной семейке

житья не дают.

В жизни бывают

явления такие,

Вороны, сороки,

не зная добра,

Они забираются

в гнезда чужие,

Лезут нахально

в чужие дела.

Главной темой этого стихотворения, мне кажется, является не просто тема зимнего утра, о которой заявлено в заглавии, а тема добра и зла. Основная идея, которую раскрыл нам автор, — там, где живет добро, обязательно появляется и зло.

Тема добра раскрыта на примере «доброго хозяина», который в суровую зиму помогает «птичкам-синичкам» и «воробьишкам», а образы злого – вороны и сороки-воровки.

В том, как автор называет птиц, чувствуется его отношение к ним: «синички», «воробьишки» — использование уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит о том, что лирический герой их жалеет, они ассоциируются с чем-то маленьким, беззащитным, «сороки-воровки» — олицетворение наглости, нахальства. Они без разрешения вторгаются в жизнь мелких птичек, вредят им.

Композиционно стихотворение я бы разделила на две части: в первой говорится о том, как синички нашли себе приют зимой рядом с жилищем человека, во второй – появление их недругов, которые «дружной семейке житья не дают». В стихотворении проводится параллельная линия: мир птиц – мир людей, и в среде людей происходит то же самое:

В жизни бывают

явления такие,

Вороны, сороки,

не зная добра,

Они забираются

в гнезда чужие,

Лезут нахально

в чужие дела.

И здесь уже автор прибегнул к аллегории, так как «воронами» и « сороками» называет людей.

«Голод», «ветер», «стужа» — эти слова употребляются с той целью, чтобы наиболее полно передать ситуацию, в которой находятся птицы в зимнее время (утро – в стихотворении).

Использование анафоры помогает нам заострить свое внимание на тех, кто оказался беззащитен.

Возможно, если бы не было проведено параллели «люди – птицы», это стихотворение можно было бы отнести к детской тематике, как мне поначалу и представлялось. Но проведя параллель, автор тем самым придал своему небольшому лирическому произведению некий философский смысл.

(Бирюкова Наташа, 10б класс)

Эдуард Ковшевный

Вдохновение

Внезапно. Как вспышка. Как чудо.

(Когда совершенно не ждал),

так ясно, бог знает откуда,

строка, что так долго искал,

сама по себе появилась,

вся сразу, уже не таясь.

Как вспышка. Как чудо. Как

милость,

Как с чем-то таинственным связь.

Трудно найти, наверно, поэта, который бы не обратился к теме творчества, к тому таинственному и непостижимому мгновению, когда возникает стихотворение.

Именно в стихотворении «Вдохновение» молодой поэт Э. Ковшевный и раскрывает эту тему. Автор пишет о том мгновении, когда его внезапно посетила Муза, поэтому такое заглавие он и предпослал своему поэтическому творению. И ключевыми словами являются такие, как «вдохновение», «вспышка», «чудо». Именно они и являются ведущими, когда речь идёт о творчестве, ведь «вдохновение» (как творческий подъем, как прилив творческих сил) невозможно без «вспышки» (мгновенного возгорания мысли). А «вспышка», в свою очередь, невозможна без «чуда» — чего-то такого, что может поразить… Получается логическая цепочка: чудо → вспышка → вдохновение → стихотворение. И в этом плане данное стихотворение я воспринимаю как Открытие.

Открытие в том плане, что я, наконец, поняла, как рождается стих.

Композиционно данное стихотворение неделимо, так как все оно есть логическая цепочка, как уже было сказано выше.

Где слышится голос автора? С первых же строк. Удивление («когда совершенно не ждал») читатель воспринимает как искреннее откровение. Множество сравнений помогают нам понять то, что всё происшедшее для лирического героя явилось неожиданностью.

Нет, не подумайте, что стихи вот так сразу и рождаются. Это не так, и сам герой не отрицает следующее:

Строка, что так долго искал

Озарение приходит неожиданно, но до этого были поиски, длительные, мучительные. Помните, как у Маяковского: «…изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды»…

Анафора, которую использует автор («Как вспышка. Как чудо.») еще раз подтверждает наш домысел о том, что найденная строка – находка, желанная находка. И я думаю, что вместе с автором в данной ситуации радуется и читатель.

Интересное стихотворение, не правда ли. Все оно читается тоже вспышками, и этому способствует удачно использованный стилистический прием, называемый парцелляцией.

А теперь давайте обратимся еще к одному стихотворению Эдуарда Ковшевного.

(Галкина Екатерина, 10а класс)

Так всплывает строка…



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap