Ученическое исследование ЕГЭ за и против



Муниципальное образовательное учреждение «Пролетарская СОШ»

Серпуховского района Московской области

Исследовательская работа по теме:

«ЕГЭ:

— ЗА и ПРОТИВ»

Выполнила Гамова Татьяна 11 класс

Руководитель Плотникова Татьяна Николаевна

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

КРАТКО О ВВЕДЕНИИ ЕГЭ

ЧТО ТАКОЕ ЕГЭ?

УЧАСТНИКИ ЕГЭ

«ЗА»

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕГЭ

КАК ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ ЕГЭ

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕГЭ

ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГЭ

ЕГЭ И ВУЗЫ

АНАЛИЗ ДАННЫХ.

«ПРОТИВ»

РЕЗУЛЬТАТ ЕГЭ – ОТУПЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ

ПРИЧИНЫ

СТРЕССЫ

КОРРУПЦИЯ

О ТОМ, КАК ЕГЭ ВМЕСТО УЧЕНИКОВ СДАЮТ ПЕДАГОГИ

АНАЛИЗ ДАННЫХ

3.7.СОПОСТАВЛЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОПРОС

МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ

5.ВЫВОДЫ.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы основана на явных противоречиях в общей оценке Единого Государственного Экзамена.

Гипотеза — как и любой другой вид экзаменационной системы, ЕГЭ имеет ряд достоинств и недостатков, которые необходимо выяснить и обобщить с целью более объективной оценки.

Проблема — постоянная полемика вокруг вопроса состояния российской системы аттестации, вследствие чего непонятно её функционирование, фундамент и основные плюсы.

Задачи работы: объяснить суть функционирования ЕГЭ, собрать теоретические и статистические данные для анализа системы экзаменации, собственно отношения к ней и её практической пользы/бесполезности.

Цели работы: оценка системы сдачи Единого Государственного Экзамена и последующее выявление соответствия экзамена стандартам образования

1.ТЕОРИЯ.

1.1. Кратко о введении ЕГЭ

Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошёл в 16 регионах страны. В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ, а в 2004 — 65 регионов страны. В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. В 2008 его сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах. Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001—2008 годах, устанавливался каждым регионом самостоятельно.

1.2. Что такое ЕГЭ?

ЕГЭ — форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта.

ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных государствах для выпускников образовательных учреждений при посольствах, военных частях Российской Федерации и др.

ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

1.3. Участники ЕГЭ

Выпускники школ РФ, школ при посольствах, военных частях РФ и др. за рубежом, имеющие удовлетворительные итоговые школьные отметки по всем общеобразовательным предметам за 10-11 классы и допущенные к ЕГЭ педагогическим советом своего образовательного учреждения.

Обучающиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Выпускники прошлых лет.

2. «ЗА»

2.1.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕГЭ

Задания ЕГЭ именуются КИМами, которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.

Содержание КИМ регламентируется кодификатором элементов содержания КИМов, спецификацией экзамена и демоверсией экзамена, то есть примерная структура, форма и содержание КИМов заранее определены и не могут быть изменены произвольным образом. В таблице приведены коды, длительность, количество заданий и максимальный первичный балл на ЕГЭ. Также включено минимальное количество баллов, которое определяется в тестовых баллах.

2.2.КАК ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ ЕГЭ

2.3.ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕГЭ

Основные особенности ЕГЭ:

Единое расписание

Единые правила проведения

Использование заданий стандартизированной формы (КИМ) и бланков для оформления ответов на задания

Поведение письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам)

Эти особенности в целом весьма схожи с особенностями систем SAT, ACT и Matura, что свидетельствует о соответствии российской системы экзаменовки международным стандартам.

2.4.ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГЭ

Свидетельство о результатах ЕГЭ – документ, который выдается лицам, участвовавшим в ЕГЭ. Порядок и форма выдачи свидетельства устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации.

В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по тем предметам, по которым участник набрал не ниже минимального количества баллов, установленного Рособрнадзором. В свидетельство не заносятся результаты об экзаменах, по которым не преодолен минимальный порог, однако информация обо всех сданных предметах заносится в федеральную базу данных.

2.5.ЕГЭ И ВУЗЫ

Многие вузы используют результаты ЕГЭ в качеств результатов вступительных экзаменов.

При подаче документов абитуриент в заявлении имеет право лишь указать сведения о результатах ЕГЭ или о месте сдачи ЕГЭ. При наличии нескольких результатов ЕГЭ, срок действия у которых не истек, поступающий указывает в заявлении, какие результаты единого государственного экзамена и по каким общеобразовательным предметам он использует.

Приемная комиссия вуза обязана вести контроль за достоверностью сведений, представленных абитуриентом, направляя в федеральную базу данных соответствующий запрос.

2.6.АНАЛИЗ ДАННЫХ.

Итак, после изучения системы сдачи ЕГЭ мной были сделаны следующие выводы:

ЕГЭ — централизованная система, которая проверяет знания учащихся и хранит всю информацию об их результатах в базе данных.

Система соответствует стандартам Европы, что позволяет сравнивать уровень образования РФ с уровнем, к примеру, Англии.

Примерная структура, форма и содержание заданий заранее определены и не могут быть изменены произвольным образом.

Многие вузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных экзаменов, что помогает многим выпускникам поступать в лучшие вузы РФ.

3.«ПРОТИВ»

3.1. РЕЗУЛЬТАТ ЕГЭ – ОТУПЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ

«Еще никогда на филологический факультет МГУ не приходили такие тупые студенты, не умеющие связать двух слов», — заявила участница Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы декан МГУ Мария Ремнева, относя этот факт к введению ЕГЭ. Нужно вернуть сочинение как обязательный предмет, считает Ремнева. В резолюции съезда, однако, ратуют за совсем новую форму экзамена по литературе, которая должны быть разработана с учетом «общегуманитарных и психологических задач проведения такого испытания». Про «отупение» в резолюции тоже было сказано, но в более мягких формулировках.

3.2. ПРИЧИНЫ

Во-первых, ЕГЭ заставляет учеников старших классов вместо получения знаний тренироваться решать ЕГЭ.

Во-вторых, ЕГЭ учит отвечать кратко и конкретно, но иногда нужны развернутые ответы, иногда требуется придумать как можно больше способов, найти разные мнения.

В-третьих, ЕГЭ не учитывает речевые навыки. Между тем, речевые навыки для многих сфер жизни необходимо развивать и оттачивать.

3.3. СТРЕССЫ

«На прием они пришли всей семьей: папа, мама и дочка. Пришли из-за дочки. Отличница, надежда семьи была снята со сдачи 2-х ЕГЭ по медицинским показаниям. На первом экзамене девочка долго сидела, глядя в одну точку, а потом сама отказалась от тестирования. На втором, через несколько минут после начала экзамена, она просто упала в обморок» — рассказал психотерапевт Стрельченко Андрей Борисович.

3.4.КОРРУПЦИЯ.Наиболее достоверные факты о коррупции в сфере системы ЕГЭ:

Появление взяточничества в сфере приёма экзаменовМорозовский инцидент (03.06.2010)Несколько десятков учителей общеобразовательных школ задержаны в Ростовской области за то, что зарабатывали деньги на решении заданий и заполнении экзаменационных листов для ЕГЭ.Среди 70 задержанных педагогов города Морозовск – директор одной из местных школ, а также руководитель районного отдела образования. Все подозреваемые были задержаны во время проведения Единого государственного экзамена в результате специальной проверки, которую инициировала прокуратура по анонимному обращению, пишут «Известия.ру».Представители региональных правоохранительных органов ворвались в классы прямо во время экзамена и задержали учителей на их рабочих местах. Следователям удалось выяснить, что педагоги за вознаграждение помогали своим ученикам сдавать ЕГЭ: преподаватели сами заполняли экзаменационные листы вместо школьников. «Эта история широко пропагандирует одну вещь: в ЕГЭ нет возможности для авантюр», — заявила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. По ее словам, учителям в любом случае не удалось бы подменить решения учеников.

Появились ресурсы, выкладывающие за деньги ответы к вариантам экзамена (причём не всегда достоверные). Пример — antiege.ru

Взяточничество в вузах не уменьшилось, наоборот — конкурс знаний заставил многих абитуриентов использовать финансы семьи для поступления.

Сертификаты подделываются самым активным образом.

3.5.О ТОМ, КАК ЕГЭ ВМЕСТО УЧЕНИКОВ СДАЮТ ПЕДАГОГИЧитательница «Труда» – о том, как вместо школьников ЕГЭ сдают педагоги

Статья из номера 101 за 08 Июня 2010г.

Жительница Ульяновска, сын которой в прошлом году окончил одну из лучших школ города, утверждает, что эта практика широко распространена.

«Так получилось, что мы оказались первопроходцами. Сын выпускался из школы в 2009 году, когда ЕГЭ стал обязательным. Только ленивый, наверное, не знает, что все предыдущие годы поступить в вуз ребенку из обычной семьи было практически невозможно. Проходили те, кто заплатил. Остальных попросту валили. Я слышала, что на кону стояли такие суммы, которых я и в руках-то никогда не держала. Муж имеет средний заработок, я сижу дома с маленьким ребенком. Поэтому о вузе мы даже не мечтали, а планировали поступать в среднее специальное учебное заведение. И тут — ЕГЭ. Получается, что если сын плохо напишет тесты, в частности обязательные предметы, то даже аттестат школьный не получит. И не то что в вуз — его потом вообще никуда не возьмут. Раньше из школы все равно бы выпустили, поставив тройки. И договориться можно было — и с учителями, и с университетскими репетиторами, если деньги есть. Думала, что с ЕГЭ так уже не выйдет: что есть в голове, то и есть. Говорила сыну — лучше учись, а сама весь прошлый год сидела как на иголках. Потом как-то сын пришел и говорит, что планируется встреча родителей из нашего класса. Я еще переспросила, родительское собрание будет или что. А он сказал, что просто встреча по поводу ЕГЭ. Я еще подумала: что толку-то по поводу ЕГЭ собираться. Собирайся не собирайся, а свои мозги детям не вставишь. Но пошла. Есть у нас несколько родительниц очень инициативных, вот они-то и объявили, что нашим детям на экзаменах могут помочь хорошие педагоги, и договоренность с ними уже есть. Там даже вузовские преподаватели были. Озвучили и сумму, которую каждому из родителей надо было заплатить: 10 тысяч рублей. Конечно, это значительно меньше, чем расценки в вузе при поступлении, но все равно для нашей семьи сумма немаленькая. Многие родители согласились прямо на собрании, но нам все же дали время подумать. Мы с мужем вечером посовещались и решили, что все-таки судьба сына решается, поэтому изыскали нужные средства. Происходило все следующим образом: мы одолжили у знакомых мобильный телефон с фотокамерой и выходом в интернет. Сын пошел на экзамен с двумя сотовыми: свой собственный сдал, как положено, при входе в экзаменационный класс, а со второго, который с камерой, фотографировал задания и отправлял их по нужному номеру, который ему заранее сказали инициативные родительницы. А там их уже решали специалисты и присылали готовые ответы и решения обратно. Позже уже, когда-то с одними, то с другими знакомыми в городе разговариваешь, узнаешь, что такую схему не мы одни опробовали. Понятно дело, каждый родитель за своего ребенка и не на такое пойдет. В итоге по обязательным предметам сын набрал хорошие баллы и получил школьный аттестат. По остальным предметам, конечно, результаты были хуже. Но этого было достаточно, чтобы поступить туда, куда планировали. Вот если бы и эти предметы, как и обязательные, написали получше, то можно было бы и в вуз попробовать».

3.6.АНАЛИЗ ДАННЫХ

Итак, проанализировав реальные инциденты в сфере образования, я выделила несколько минусов ЕГЭ:

1. ЕГЭ отучает подростка свободно и креативно мыслить — он ставит себе рамки, в то время как от него требуют мыслить широко.

2. ЕГЭ оказывает сильное психологическое давление на подростковую психику.

3. Коррупция лишь усугубилась.

4. Сертификаты можно подделать, экзаменатора — подкупить, но вот останутся ли у ребенка знания? Ведь сейчас УЧАТ СДАВАТЬ ЕГЭ.

3.7.СОПОСТАВЛЕНИЕ.Итак, четыре плюса, четыре минуса. Казалось бы, на весах установилось равновесие. Как бы не так:1.. Вся идеальность выделенных мной плюсов просто рухнет, если заметить, что выпускники и ученики попросту тупеют, ориентируясь лишь на 60+ баллов.2. Сама по себе система образования прогнила, так как коррупция не может быть искоренена. «Еще одна пилюля» — необъективность и безграмотность вопросов в экзаменах по обществу и биологии. Причем в принципе такие «перлы» есть в каждом варианте экзамена.3. Идет нестыковка — казалось бы, и ребенок умный, но… не то. ЕГЭ не учит нас думать, нас учат держать шаблон и не выделяться.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬИтак, я сопоставила положительные и отрицательные стороны российской системы приёма экзаменов. Осталось лишь узнать мнение самих выпускников и учеников. Поэтому я опросила учеников 10-11 классов МБОУ Пролетарской СОШ.

ОПРОСВ рамках исследований мной было опрошено 32 человека. Все испытуемые давали интервью в письменной форме. Многие пожелали остаться анонимными. С ознакомительной целью я использовала мнение пяти респондентов (в том числе анонимных) в качестве одного из аргументов в работе.

МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ

Не уверена в том, что можно сдать ЕГЭ хорошо, даже имея за спиной огромный багаж знаний. Некоторые задания действительно требуют иметь хорошее мышление, но некоторые не могут быть верно истолкованы. К тому же какие-то ответы можно угадать, а многие — выбрать методом логического исключения, так что перевалить планку минимума при желании можно. Этот факт явно не в пользу ЕГЭ…»

Анна, 17 лет

«Удовлетворительной систему сдачи экзаменов я не считаю. Что-то можно угадать, что-то могут подсказать, а на некоторые вопросы НЕЛЬЗЯ ответить однозначно. Раньше, если ты чего-то не знал на экзамене, то это было заметно сразу. Сейчас при среднем, даже слабом уровне знаний можно набрать баллов 70. То есть теперь даже троечник может сдать экзамен на 4-5 по школьной шкале оценок…»

Наташа, 17 лет

«В предвкушении «казни египетской» начал ходить к репетиторам по химии и биологии. Большая часть денег из семейного бюджета испарилась, будто и не и было. Стал замечать сильную усталость и ухудшение здоровья из-за напряжённого графика — 7 уроков, факультатив, затем ещё и репетитор. Времени на всю подготовку к урокам в обрез, сил нет, и знания долго не задерживаются в голове…»

«Полностью поддерживаю ЕГЭ. Я сдаю литературу, общество и поэтому рада этой системе, а также относительно простым вопросам. Вопрос только в том, а все ли довольны такой «халявой»?»

«На вкус и цвет товарищей нет, но мне нравится ЕГЭ. Раньше зубрили билеты и не спали ночами. Сейчас несколько часов в день репетитор — и всё! 70-80 баллов у тебя в кармане…»

Андрей, 18 лет.

Таким образом, голоса распределились в отношении 10:4:2 — 20 респондентов выступили «против», 8 выступили за «изменения касаемо экзамена», 4 выступили «за».

В графу предлагаемых изменений вписали —

« реформа объективности» заданий, «увеличение времени», «обязательная психологическая подготовка» и подготовка к экзамену путём «более подробного изучения курса».

Выводы

Из всего, что было мной сказано выше, можно сделать простой вывод: ЕГЭ НЕ ИМЕЕТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ В НАШЕЙ СТРАНЕ.

Просто если человек устроен так, что хочет успеха, но не хочет трудиться, то ему уже ничто не поможет. К тому же коррупция и взяточничество неискоренимы в обществе в принципе.

Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х гг. Французские колонии в Африке обрели независимость, и в стране стало очень много иммигрантов из Африки. Уровень их образованности был крайне низок, но, тем не менее, детям иммигрантов необходимо было учиться, и французские власти пошли им навстречу, сильно упростив систему экзаменов. Были введены тестовые опросы, выпускной экзамен совмещался с вступительным в вуз.

Очень скоро во Франции начались многочисленные демонстрации и акции протеста: народ не принимал новую систему, считая, что она ведет к «отупению» нации. Противостояние длилось недолго: уже через три года правительство, оценив результаты новой политики, отказалось от нововведений.

Однако подобная система вполне успешно прижилась в Америке. Она менее затратна и очень удобна. Теперь идея «2 экзамена в 1» начала получать широкое распространение во всем мире.



sitemap
sitemap