Учебный проект Кто такой Умка и где он живёт



Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Урало-Ахтубинская средняя школа»

Быковский муниципальный район

Волгоградская область

Учебный проект

Кто такой Умка,

и где он живёт ?

Окружающий мир

УМК «Школа России»

Разработчики:

ученики 3 класса

Жакупов Марат Позднякова Карина

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Жакупова Ольга Викторовна

Катричев

2011 – 2012 г.

Тема проекта: «Кто такой Умка, и где он живёт



Цель проекта: Собрать о белом медведе и заповеднике «о.Врангеля» интересный материал и поделиться полученной информацией с одноклассниками.

Актуальность темы: В последнее время на нашей планете актуальна проблема редких и исчезающих видов растений и животных. Причиной этому, как правило, является деятельность человека. Чтобы сохранить жизнь на Земле каждый человек, начиная с ребенка, должен любить природу, знать и беречь ее богатства: растения и животных. С детского сада дети могут узнать о тайнах природы от воспитателя. В начальной школе они могут добыть много интересного путем исследовательской деятельности под руководством учителя. Изучаются растения и животные нашей страны, нуждающиеся в защите. Почему они становятся редкими? Что интересного о них мы можем рассказать? Какие природоохранные меры принимает человек, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды на планете? Какие заповедники есть на территории России? Ответы на эти вопросы могут прозвучать на уроках окружающего мира в начальной школе в рамках подготовки учениками дополнительного материала к урокам.

Задачи проекта:

Найти материал о белом медведе и заповеднике «о. Врангеля», где он охраняется

Отобрать наиболее интересный материал для урока

Подготовить сообщение и компьютерную презентацию для выступления на уроке окружающего мира по теме «Охрана животных»

Для урока учащимся класса выполнить задание: найти загадки и стихи о белом медведе

По материалам урока провести конкурс рисунков «Это Умка!» Этапы и сроки проведения проекта:

Выбор темы исследования

Составление плана работы

Выбор возможных источников информации

Работа по сбору рабочего материала

Подготовка сообщения и презентации к уроку окружающего мира по теме: «Охрана животных»

Выступление на уроке с сообщением, чтение учениками класса стихотворений и загадок

Проведение конкурса рисунков «Это Умка!»

Оценка результатов работы

Проект – исследовательский, краткосрочный, экологический

Длительность работы над проектом – 3 недели

Источники информации:

Научно-художественная литература и периодическая печать

Интернет-ресурсы

Изучение информации, получение знаний происходит во внеурочное время

Работа над проектом:

Ещё во 2 классе, изучая раздел «Природа» по предмету «окружающий мир», мы познакомились с Красной книгой. Для урока готовили интересный материал о растениях и животных, нуждающихся в защите. Учитель предлагал список, мы по желанию выбирали объект для изучения. В 3 классе эта работа была продолжена. На первом уроке по теме «Охрана животных» учитель показал фотографии нуждающихся в защите животных и рассказал о некоторых из них. О других животных предложил сделать сообщения по желанию.

Нас обоих заинтересовал вопрос учителя «Знаете ли вы почему в мультфильме «Умка» так назвали медвежонка?», и мы решили об этом узнать. Стали работать в паре, а учитель предложил нам проект, который мы назвали: «Кто такой Умка, и где он живёт?». Работа длилась 3 недели:

1-2 неделя – сбор материала, отбор интересного материала для урока, подготовка сообщения и презентации к уроку.

3 неделя – выступление на уроке окружающего мира, проведение конкурса рисунков «Это Умка!», чтение стихотворений и загадок о белом медведе, которые были найдены для урока одноклассниками.

Содержание проекта:

Кто же такой Умка? Это Белый медведь — самый крупный хищник на нашей планете. Длина его тела может достигать трех метров, а вес — до 1 тонны. А такое имя у героя знакомого нам мультфильма «Умка …» неслучайно. Так называют белого медведя коренные жители севера — чукчи. А ещё белого медведя называют белый- из-за цвета меха, полярный, северный –живёт на севере, за полярным кругом, морской- прекрасный пловец и пищу добывает в море. На эскимосском белый медведь имеет название –нанук, а старое русское название среди поморов — ошкуй или ушкуй.

А обитает наш Умка в суровых условиях, так кажется нам. Для него же ледяная арктическая вода и температура -40° С не страшна. Белый медведь идеально приспособлен для жизни в условиях крайнего севера:

1.У него густой длинный мех, волоски которого полые изнутри и содержат в себе воздух.

2. На Подошвах его лап имеется шерстяной ворс, чтобы не скользить на льду и чтобы лапы не мерзли.

3.Отличную теплоизоляцию обеспечивает мишке и подкожный слой жира. 4.Полярный медведь — отличный пловец. Подушечки пальцев на его лапах соединены плавательными перепонками. С их помощью он может, охотясь, проплыть до 80 км.

Где живёт Умка? Полярные медведи постоянно мигрируют по льду Северной Арктики. Их можно встретить в России, на Аляске, в Канаде, Гренландии, в Норвегии.

В 1973 г. пять стран, на территории которых проживает белый медведь, заключили международное соглашение об охране белых медведей. А в 1975 г. в России был организован Государственный заповедник «Остров Врангеля», в который входят остров Врангеля и остров Геральда в Северном Ледовитом океане.

Краткая история открытия о. Врангеля и оеральд Существование крупного острова в этом секторе арктического океана было предсказано М.В. Ломоносовым. В 1763 году Михайло Васильевич показал на карте полярных областей к северу от Чукотки большой остров «Сомнительный». Местоположение этой предполагаемой суши оказалось близким к реальному острову Врангеля. Коренным жителям Чукотки — подданым Российской империи, о существовании острова было известно задолго до его открытия европейцами. Первым европейцем, который сообщил миру о существовании острова, стал лейтенант Российского флота Фердинант Петрович Врангель. Он узнал о существовании земли к северу от Чукотки от чукотского старейшины. В 1821-1923 экспедиция Ф. П. Врангеля предприняла три похода во льды с целью найти эту землю. Каждый раз обширные пространства открытой воды преграждали путь отряду, вынуждая повернуть назад к материку. Остров не нашли, но Врангель был уверен что он существует и нанес его на карту, показав местоположение правильно по широте, но немного сместив к западу.

В 1849 году капитан Келлет, командовавший судном Геральд (Herald), направленным на поиски пропавшей экспедиции Дж. Франклина, подошел к ранее неизвестному острову и высадился на нем, дав острову имя своего судна, но даже не взяв его координаты. К западу от острова Геральд, члены команды капитана Келлета видели вершины других гор, посчитав их островами, но не продолжив географического обследования.

Европейцем, формально открывшим остров Врангеля в 1867, г стал американский китобой Томас Лонг. Зная о географических работах Ф.П. Врангеля, капитан Лонг дал острову имя русского офицера. Первая высадка европейцев на остров произошла лишь в 1881 г. — на сушу ступили люди из экипажа американского судна «Корвин», под командованием лейтенанта Берри.

В 1911 г. первая русская экспедиция достигла острова Врангеля на судне «Вайгач», установив на острове российский флаг, а в 1916 г. царское правительство декларировало принадлежность острова Российской империи.

В 1924 г. канонерская лодка «Красный Октябрь» установила на острове советский флаг, а два года спустя последовала резолюция советского правительства о суверенитете над островом Врангеля.

В 1926 году по решению Советского правительства на острове было основано постоянное советское поселение, начальником которого стал известный русский иследователь Арктики Георгий Алексеевич Ушаков. На острове была основана метеорологическая станция и начаты регулярные научные исследования.

Географическое положение, климат.

Заповедник «Остров Врангеля»- самый северный заповедник России. Лежит в царстве арктических льдов, снежных бурь и длинной полярной ночи, на границе двух морей: Восточно-Сибирского и Чукотского. Примечательно, что одна часть острова Врангеля находится в западном, а другая – в восточном полушарии, так как через него проходит 180 меридиан. Общая площадь острова 7 620 кв. км.

Поверхность здесь гористая. Климат арктический, очень суровый: в течение всего года отмечаются заморозки. Зима длится с сентября по май, морозы часто достигают 30-40° С. Почти круглый год остров скован льдами. Снега выпадает много, но с большей части поверхности он сдувается ветром.

о. Геральд меньший по площади, необитаемый. Его гранитные скалы, возвышающиеся над морем, дали ему прозвище «скалистого замка».

А остров Врангеля получил романтическое название «острова Метелей» благодаря частым снежным бурям. Здесь постоянно проживают около 100 эскимосов и чукчей. Размещены научные станции и работают около 30 сотрудников заповедника.

Растительный мир заповедника

На о.Врангеля растительный мир представлен мхами, лишайниками, травами и карликовыми кустарниками. Коротким летом, в теплых защищенных от ветров местах, по берегам рек зацветает красочный цветочный ковер. Самые яркие здесь – арктические маки, занесены в красную книгу. Есть растения, которые встречаются только на о. Врангеля и больше нигде, а сохранились они со времен, когда по острову бродили мамонты!

Животный мир

Животный мир заповедника разнообразен и уникален. Из пернатых -50 гнездящихся видов и 110 – пролетных или залетных. Можно встретить черную казарку, гагу — гребенушку, шилохвостку, кайру, чечётку, куликов, трясогузку, редких и красивых — чаек: белую, розовую и вилохвостую, ипатку, топорка, берингова баклана, полярную крачку, полярную сову и белого гуся. В заповеднике огромные птичьи базары.

Среди морских млекопитающих встречается серый кит, белуха (зубатый кит), среди тюленей, выделяется кольчатая нерпа и морской заяц. В заповеднике самые мощные лежбища моржей. Из морских рыб — в реки заходят: арктический голец, кета, горбуша. Свободно пасутся стада северных оленей и овцебыков, завезенные на остров человеком. С появлением оленей на остров с материка стали иногда заходить волк, лиса и росомаха. Обитают песцы и лемминги.

Белый медведь

Но самый главный обитатель, хозяин заповедника, — белый медведь. Здесь все благоприятные условия для выведения потомства: глубокие снежные заносы и лежбища тюленей и моржей для охоты. Каждый год, осенью, сюда приплывают медведицы, чтобы обустроить берлоги и родить потомство, которое появляется у медведиц редко, один раз в два три года. В одном выводке может быть до трех медвежат. Смертность до тридцати процентов. Продолжительность жизни белого медведя- 25-30 лет. Учитывая эти факты, полярного медведя занесли в Красную Книгу России.

Для рождения детенышей самки выбирают мало освоенные человеком склоны гор неподалеку от морского берега. В снегу роется пещера, где и устраивается будущая мамаша. Снежная берлога, как камера, температура внутри выше 0. В потолке медведицы иногда делают узкие вентиляционные отверстия для регулировки температуры. Ежегодно на о.Врангеля насчитывается около 250 берлог. Много медвежьих берлог и на о. Геральд. Здесь залегают до 60-80 медведей. Поэтому острова заповедника часто называют «родильным домом» белых медведей. Медведицы с медвежатами выходят из берлог где-то в апреле и остаются с ними на год или два на островах, обучая их добывать пропитание.

Сейчас белый медведь – охраняемое животное. Заповедный режим на островах Геральда и Врангеля сыграл в этом большую роль. Численность белых медведей в Арктике за последние 30 лет стала расти. Заповедник имеет статус Всемирного Природного Наследия и Международных Биосферных заповедников.

Теперь мы знаем, что Умка- это белый медведь, живёт он в Арктике, взят под охрану в заповеднике Врангеля.

Результаты проекта:

собран интересный материал о белом медведе и заповеднике «о.Врангеля», где он охраняется;

подготовлена компьютерная презентация и сообщение к уроку окружающего мира;

найдены загадки и стихи о белом медведе;

по итогам урока проведён конкурс рисунков «Это Умка!»;

Список использованной литературы:

Иллюстрированный атлас для детей «Мир животных», Дэвид Ламберт, Москва, ОНИКС 21 век, 2001 г.

«100 удивительных животных», Владимир Флинт, Эргомонт Россия Лтд., 2002 г.

Использованные Интернет-ресурсы:

http://познавай-ка.рф/content/white_bear.php

http://www.apus.ru/site.xp/049052056055124055054049050.html

http://www.ecosystema.ru/07referats/zap/031.htm

http://nature.1001chudo.ru/russia_416.html

http://www.ostrovwrangelya.org/index.php/irelendwrangel/historyotkr

http://travelnetplanet.com/tips/2010/10/ostrov-vrangelya.html

Источники иллюстраций для презентации:

http://s017.radikal.ru/i410/1110/b9/b7d7b0e78676.jpg

http://www.ec-arctic.ru/events/img/34.JPG

http://woodyman.ru/_pu/30/97455273.jpg

http://bse.sci-lib.com/a_pictures/25/21/224596288.jpg

http://www.invent.net16.net/ajalugu/images/wrangel.jpg

http://animal.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000004/pic/000026.jpg

http://www.wildnatureimages.com/search/gallery/photos2/Arctic%20Poppy%20Field.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/464/75464940_morzh.jpg

http://s55.radikal.ru/i149/0908/97/e25ed78f28c2.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/367/77367345_4059800_1228335343_23.jpg

http://urbandebris.typepad.com/.a/6a00d8341c479753ef01157002915d970b-320wi

http://mdcdialogue.files.wordpress.com/2011/05/26096f7b1lomonosov.jpg

http://www.plantarium.ru/dat/plants/2/278/25278_62e99241.jpg

http://s44.radikal.ru/i106/1103/4a/e00085e1355a.jpg

http://plate-tectonic.narod.ru/651001.jpg

http://kartina55.narod.ru/Kartina55/OW/Zveri/OW_Z_002.JPG

http://kartina55.narod.ru/Kartina55/OW/Zveri/OW_Z_014.JPG

http://www.x-team.ru/upload/blog/868/868e93a84364ccd7990bce60dd86bdc0.jpg



http://gorod.tomsk.ru/uploads/47343/1292732519/nature_russia_vrangelya_4.jpg

http://www.ks87.ru/im.xp/051052052050049054052.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d2/Phalacrocorax_pelagicus.jpg/400px-Phal%20acrocorax_pelagicus.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a7/Brent-Goose.jpg/800px-Brent-Goose.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/3207/nikolay63.1/0_1df53_e7001ef5_XL

http://s47.radikal.ru/i116/0904/c1/0dd8d6ccb1c5.jpg http://www.manybirds.ru/images/stories/Ptic/Guseobraznye/Gusi1/Bel.jpg

http://www.floranimal.ru/gallery/big/4067.jpg

http://pit.dirty.ru/dirty/1/2011/03/30/17938-121504-614b4decde48886e4e890796a9899d76.jpg(розовая)

http://www.apus.ru/im.xp/049050053048055048048052049.png

http://www.graycell.ru/picture/big/kayra.jpg

http://www.zhivotnye-belarusi.ru/files/polar%20bears.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ec/Polar_Bear_2004-11-15.jpg/792px-Polar_Bear_2004-11-15.jpg

http://www.photoshare.ru/data/20/20785/1/3ex86v-3yd.jpg

http://bms.24open.ru/images/9d04768782d9c58956610f16e487f243

http://s50.radikal.ru/i128/1005/7c/967ad182bf96.jpg

http://mail.evrotour.net/uploads/posts/2011-04/1302325842_home-tv.gif

http://www.tepid.ru/images_w/wap92.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4409/119528728.98a/0_938ba_1e512446_XL

http://www.history-ryazan.ru/system/files/node_files/admin/1157/k28.jpg

http://www.huntingsib.ru/files/image/utki/04.jpg

http://www.stanford.edu/group/Palumbi/PNAS/Gray1b.jpg

http://media.tumblr.com/tumblr_lh201nYFlk1qe666n.jpg

http://bvi.rusf.ru/sista/illus/30684.jpg

http://www.book-free.net/_ph/57/2/47022850.jpg

http://kam-kr.ru/netcat_files/Image/горбуша.jpg

http://avapic.ru/blog/wp-content/uploads/2011/05/35237557_i641-300×225.jpg

http://file.mobilmusic.ru/b7/7c/95/877706-400.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4313/yes06.fa/0_24b21_d1217049_XL.jpg

http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2007/08/31/928947.jpg

http://i1.i.ua/prikol/pic/5/8/693285_758222.jpg

http://img13.nnm.ru/c/e/a/0/b/d52acce8f425158f51360abbced.jpg

http://www.zastavki.com/pictures/1600×1200/2011/Animals_Beasts_sitting_Polar_Bear_028690_.jpg

Рабочие материалы

Результаты



Конкурс рисунков

«Это Умка!»

Презентация и сообщение к уроку окружающего мира по теме: «Охрана животных»








sitemap
sitemap