Учебно-исследовательский проект Итальянское Возрождение на примере деятельности Рафаэля



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска Средняя общеобразовательная школа №77

«Итальянское Возрождение на примере деятельности Рафаэля Санти»

Учебно-исследовательский проект по истории

Выполнила:

Мокина Вероника

ученица 7«а» класса

Руководитель:

Константинова Е.О.

Иркутск – 2013г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Эпоха Возрождения………………………………………………………4

1.1. Что такое эпоха Возрождения?..……………………………………………4

1.2. Истоки культуры Возрождения…………………………………………….5

1.3.Итальянское Возрождение…………………………………………………..6

Глава 2.Итальянское Возрождение на примере деятельности Рафаэля Санти.7

2.1. Детство и юность Рафаэля Санти………………………………………….7

2.2. Творческая деятельность Рафаэля Санти………………………………….8

2.3. Интерес к картинам Рафаэля………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………………12

Литература……………………………………………………………………….13

Введение

«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг

себя… но клянусь честью, что ни за что на свете

я не хотел переменить отечество или иметь другую

историю, кроме истории наших предков,

такой, какой нам Бог ее дал»

А.С.Пушкин

История всегда была загадкой, манящая всех: и ученых, и философов, и поэтов, и обычных людей. Конечно, может мы и недовольны тем, что окружает нас, но менять историю, думаю, никто не захочет, все-таки она представляет всех людей и является жизнью всего человечества. Немецкий историк В. Дильтей как-то сказал: «Что такое человек, можно узнать не путем размышлений над самим собой и даже не посредством психологических экспериментов, а только лишь из истории».

Но история живописи или архитектуры, наиболее интересна и привлекательна для человека. Она выражается в множестве прекрасных картин и икон, скульптур и строений, восхищающих взоры увидевших их. Французский писатель Д. Дидро отзывался об искусстве так: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Не согласиться с ним невозможно, именно оно вызывает самые бурные эмоции к произведениям, и как говорил Г. Адриан, французский литератор: «Задача искусства — волновать сердца».

И, по моему мнению, именно эпоха Возрождения показывает наиболее замечательные творения великих живописцев, скульпторов и т.д. Согласитесь, скульптуры «Пьета» Микеланджело, «Святой Георгий» Донателло, картины «Тайная вечеря» Леонардо, «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти поистине изумляют.

Цель моего исследовательского проекта – рассмотреть итальянское Возрождение на примере деятельности Рафаэля Санти. Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

Выяснить, что такое эпоха Возрождения, и что она из себя представляет?

Рассмотреть итальянское Возрождение на примере деятельности Р. Санти.

Выяснить истоки культуры Возрождения.

Провести опрос на выявления интереса к картинам Р. Санти.

Глава 1. Эпоха Возрождения

1.1.Что такое эпоха Возрождения?

Возрожде́ние, или Ренесса́нс — совершенно новый этап в истории западноевропейской культуры, пришедший на смену культуре Средних веков и предшествующий культуре Нового Времени.

Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов творческой деятельности. Новые методы приобретения научных знаний и образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе, новые формы социального поведения. Культурное движения Возрождения, не смотря на название, было не возвращением античности, а сочетанием античной философии и эстетики, христианского мировидение и реалистического сознания нарождавшегося буржуазного общества. Другими словами, именно, в эту эпоху переустройство культуры, перемены в общественном сознании, старые механизмы культуры заменяются на новые, возникают новые культурные ценности.

Если сгруппировать множество самых разных признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:

Расцвет культуры;

Переворот в культуре;

Переходный культурный этап;

Восстановление античности.

Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их совокупность образует абсолютно новую ступень в развитии культуры. Поэтому мы можем определить европейское Возрождение как время мощного культурного расцвета, восстановление многих культурных традиций греко-римской древности; решительную культурную перестройку и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации. Если назвать людей, символизирующих эту эпоху, то в списке имен, несомненно, будет Петрарка, Боккаччо, Донателло, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Санти.

1.2. Истоки культуры Возрождения

Существует много разных мнений по поводу того, что же послужило социальной экономической базой Возрождения. Другими словами, почему именно в эту эпоху сложились общественно-экономические условия для появления людей, деятельность которых создавала новое культурное движение?

Со второй половины XIX в. Ренессанс стали связывать с зарождением буржуазных отношений и буржуазной культуры. Возрождение совпадает с началом капиталистического производства и обмена. Но Европа стала буржуазной только через два столетия после заката Ренессанса. Наличие капиталистических элементов в экономике эпохи Возрождения несомненно, но не им принадлежало господствующее положение. Политическая теория мыслителей Возрождения стремилось к тому, чтобы защищать интересы человека вообще. Этот идеал нельзя считать исключительно буржуазным.

Идеал героя литературы и исскуства Возрождения тоже нельзя назвать буржуазным. Искусство Возрождения хотя и начинало обращаться к простому человеку, в качестве героев признавали рыцарей, святых, королей, мифологических персонажей. Крестьяне и представители городских низов не стали воплощением ренессансного идеала. Героя-буржуа еще нет в искусстве, обращенном ко всему обществу. Городская культура развивалась с оглядкой на рыцарскую и церковную, но во многом была независимой.

Культура Возрождения – культура свободных городов. Их самостоятельное развитие создало благоприятные условия для освобождения человека от сковывающих рамок средневековых традиций, норм и идеалов.

И все-таки огромную роль в формировании ренессансной культуры по-прежнему принадлежала церкви; особенно в художественном творчестве, архитектуре и музыке. Она оставалась крупнейшим заказчиком и богатейшим меценатом. Искусство Возрождения многим обязано папскому трону. Феодальные монархи и патриции тоже содействовали развитию искусства не меньше, муниципальные коммуны. При дворах итальянских князей, которые становились крупнейшими меценатами, создавались особые условия для творческой деятельности ученых и художников, скульпторов и поэтов, философов и музыкантов.

Таким образом, зарождение буржуазных отношений в Европе не может служить универсальным объяснением для уникального культурного явления Ренессанса.

1.3. Итальянское Возрождение

Европейское Возрождение начиналось в Италии благодаря общественно-экономическим условиям развития свободных городов. Также Положение Италии в месте пересечения крупных художественных областей Средневековья, непрерывные войны на ее территории, которые связывали ее судьбу с некоторыми странами, иноземное влияние и возможность общения — все это приводило к разнообразию культурной жизни и появлению новой оригинальной художественной культуры.

Итальянское Возрождение сообщало свои идеи и открытия мыслителям и художникам Франции, Германии, Англии, Нидерландов. Культурная почва, на которую попадали ренессансные веяния, была очень разнообразна. Философия, искусство, литература, вбирая новшества итальянского Возрождения, видоизменяли многое в соответствии с местными устоями. Европейское Возрождение за пределами Италии, поскольку, оно развивалось в странах к северу от нее, принято называть Северным Возрождением.

Несмотря на то, что Возрождение имело свои особенности в каждой стране, оно было общим культурным явлением Европы. В основе этой культурной общности лежал романо-германский синтез. Античность была общим достоянием европейских народов. Общность латинского языка, отсутствие серьезных географических преград, массовые межэтнические контакты, династические связи – все это делало возможным распространение новой культуры по всей Европе.

Ренессансные идеи объединяли Европу новым способом видения мира и новым способом его отображения в художественной культуре.

Глава 2. Итальянское Возрождение на примере деятельности Рафаэля Санти

2.1. Детство и юность Рафаэля Санти

Санти родился 26(28) марта 1483 г. Его отец был художником и поэтом, поэтому первый опыт художника он получил в мастерской отца. Самая ранняя работа — фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло. В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино. В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли».

Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации».Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу», «Коронование Марии» для алтаря Одди. Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле», «Святой Георгий, поражающий дракона» и портреты — «Портрет Пьетро Бембо».

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

2.2. Творческая деятельность Рафаэля Санти

В конце 1504 года во Флоренции он знакомится с Леонардо да ВинчиМикеланджелоБартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. В их работах он находил некое вдохновение. Санти пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари», «Положение во гроб» и портреты — «Дама с единорогом». Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых, также потом возрастаются количество заказов на Мадонн. Хотя сюжеты стандартны, но все мадонны индивидуальны.

Во второй половине 1508 года Р. Санти переезжает в Рим  и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию. На «Парнасе» изображен Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов. «…и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом ее рассматривает, диву дается, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым».

«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников. Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками. В станце Элиодоро были созданы много прекрасных фресок, но самой удачной стала «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514). Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X так же высоко ценил Рафаэля. Рафаэль в течение нескольких лет выполнял поручения папы.

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов. Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают черты барокко.

В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая, поистине симфонична «Сикстинская мадонна» (1512—1513). Эту картину заказали монахи церкви Св. Сикста в Пьяченце. «»Сикстинская мадонна» поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне — это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника — заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии».

Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты. В 1512 году Рафаэль пишет «Портрет папы Юлия II». По заказам папского окружения были написаны «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе» (около 1512), «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (около 1517—1518). Особо выделяется знаменитое полотно «Портрет Бальдасара Кастильоне»(1514—1515).Последний раз Рафаэль изобразил себя на «Автопортрете с другом» (1518—1520), хотя кто этот друг неизвестно.

Банкир и покровитель искусств Агостино Киджи построил на берегу Тибра загородную виллу и пригласил Рафаэля для её украшения фресками на сюжеты из античной мифологии. Так появилась фреска «Триумф Галатеи» (1511). «Это по праву считается его лучшим произведением, прекраснейшим в числе стольких прекрасных». Остальные фрески по эскизам Рафаэля расписали его ученики.

Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520). Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520). В этих произведениях Рафаэль пытался использовать окружающую атмосферу для придания еще большей индивидуальности каждому из них.

Сохранилось около 400 рисунков Рафаэля. Среди них есть подготовительные рисунки и наброски к картинам, имеются и самостоятельные произведения. Сам Рафаэль гравюрами не занимался. Однако Маркантонио Раймонди создал большое количество гравюр на основе рисунков Рафаэля, благодаря чему до нас дошло несколько изображений утраченных картин Рафаэля.

Как и многие художники его времени Рафаэль Санти писал стихи. Сохранились его рисунки, сопровождаемые сонетами. Дальше приведён сонет, посвящённый одной из возлюбленных живописца.

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.

Они сулят то хлад, то летний зной,

Но нет в них малой капли состраданья.

Едва познал я их очарованье,

Как потерял свободу и покой.

Ни ветер с гор и ни морской прибой

Не справятся с огнём мне в наказанье.

Готов безропотно сносить твой гнёт

И жить рабом, закованным цепями,

А их лишиться — равносильно смерти.

Мои страдания любой поймёт,

Кто был не в силах управлять страстями

И жертвой стал любовной круговерти.

2.3 Интерес к картинам Рафаэля Санти

Исследуя тему моего проекта, я решила провести анкетирование среди учеников 7-х классов и опросить их, нравятся ли им картины, написанные художником, на примере которого я рассматриваю эпоху Ренессанса.

Было опрошено 12 учеников. Картина «Мадонна с младенцем» понравилась семи, «Мадонна Солли» одному, «Сон рыцаря» семи, «Обручение девы Марии» двенадцати, «Коронование Марии» пяти, «Святой Георгий, поражающий дракона» семи, «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» пяти, «Дама с единорогом» шести, «Парнасе» пяти, «Афинская школа» семи, «Преображение» шести, а «Сикстинская мадонна» семи.

Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев картины нравится половине опрашиваемых.



Заключение

Поставленная мною цель была решена, так как исследуя тему «Итальянское Возрождение на примере деятельности Рафаэля Санти», я выяснила, что такое эпоха Возрождения, и что она собой представляет, узнала истоки Ренессанса, а самое главное, я рассмотрела итальянское Возрождение на примере деятельности Р. Санти.

После решения задач, помогавших в достижении цели, можно прийти к выводу, что эпоха Возрождения может оказаться довольно интересной для всех, кто хорошо изучил ее, не исключая и тех людей, которым не нравится узнавать какие-либо исторические факты.

В результате анкетирования выяснилось, что творческие направления этого времени оказались намного занимательнее для учеников 7-х классов. Но в основном, в проведении опроса более активно проявляли себя те люди, которые имели небольшие знания в живописи. И, правда, картины, нарисованные в период Ренессанса, наиболее восхитительны, чем какие-либо другие. В данном случае я рассмотрела произведения Рафаэля Санти, чье имя наряду с другими символизирует итальянское Возрождение.

Литература

Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Западная Европа и Древний Восток. – М.: Айрис Пресс, 2004 – 302 с.

Мудрые высказывание об истории/Зарубежная история. [Электронный ресурс] Дата посещения: 03.04.2013. Время: 21.34. Режим доступа: http://uchebalegko.ru/lections/viewlection/zarubeznaya_istoriya/raznoe/mudryie_vyiskazyivaniya_ob_istorii

Высказывания великих людей об искусстве. [Электронный ресурс]Дата посещения: 03.04.2013. Время: 21.48. Режим доступа: http://pivlin.ru/news/vyskazyvaniya-velikix-lyudej-ob-iskusstve.html

Рафаэль Санти. [Электронный ресурс] Дата посещения: 04.04.2013. Время: 21.06. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E0%F4%E0%FD%EB%FC_%D1%E0%ED%F2%E8.








sitemap
sitemap