Учебно-исследовательская работаПромыслы и ремёсла жителей села Кушнур в 19 веке



Отдел образования Шарангского района

МБОУ Кушнурская средняя общеобразовательная школа

«Изучение традиционных промыслов и ремёсел»

Учебно-исследовательская работа

Роль промысловой деятельности жителей села Кушнур в экономике и торговле России в 19 веке

Работу выполнила ученица 8 класса

Мягчилова Люба ,15 лет

Руководитель Л.Ю. Титова

Учитель истории и обществознания

Консультант Старикова Нина Ивановна

2011-2012 уч. год

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………стр.3

2. Роль промысловой деятельности жителей села Кушнур

в экономике и торговле России в 19 веке

2.1. История заселения территории края……………………………..стр.5

2.2.Хозяйственное освоение территории края………………………..стр.6

2.3.Промыслы жителей шарангского края………………………….стр.7

2.4.Экономический потенциал села Кушнур в 19веке……………….стр.8

2.5.Село Кушнур один из торговых центров России…………………стр.9

3. Заключение………………………………………………………………стр.12



Введение

“Работа хороша, если в ней польза и душа.»

Испокон веков славилась земля наша Русская своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Издавна занимались крестьяне промыслами- занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни крестьянской семьи. Занимались промыслом в одиночку или группой-артелью. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами. В Нижегородской губернии крестьянские промыслы издавна были второй профессией крестьянина. Возникновение их и развитие связано с природными и экономическими условиями, с характером сельскохозяйственного производства и его главной отрасли-земледелия. В дореволюционной Нижегородской губернии более 134 тыс. крестьян занимались кустарным промыслом в свободное от сельскохозяйственных работ время.

Актуальность выбранной темы

Шарангский район- северный район Нижегородской области, где издавна проживают русский и марийский народы, занимающиеся промысловой деятельностью. Издавна жители вели активную торговлю с соседними губерниями. В Шарангском районе ( с 1802 года до 1929 года это был Яранский уезд Вятской губернии) происходит расслоение крестьянства- крестьянам-предпринимателям в к.19 века принадлежало 70 заводов, 1500 фабрик, магазинов. На территории Кушнурской сельской администрации ( с 1905 центр Юкшумской волости) занимались и земледелием, и бортничеством. Развивались ремёсла, торговля и Кушнур стал крупным торговым центром .

Цель моего исследования- показать значимость промыслов, которыми занимались наши предки 19-нач 20вв в общей промысловой деятельности Нижегородской области и в развитии торговли на Руси в19-нач 20вв.

Задачи исследования:

1.Познакомиться с хозяйственной, промысловой деятельностью жителей шарангского края , села Кушнур.

2.Составить подробную характеристику промысловой деятельности жителей Кушнурской сельской администрации.

3.Показать роль села Кушнур в экономике и торговле России в 19-20 веках.

Значимость и прикладная ценность работы— данная работа будет использоваться на уроках исторического краеведения в школах района. Данный материал будет в дальнейшем дополняться сведениями о современном социально-экономическом положении района.

Основная часть

Роль промысловой деятельности жителей села Кушнур в экономике и торговле России в 19 веке

Объект исследования- письменные исторические источники по истории Шарангского района, устные свидетельства местных краеведов-рассказы моих родственников , старожилов села Кушнур, фотографии по истории родного края.

Предмет исследования— промысловая деятельность жителей шарангского края и села Кушнур.

Обзор сведений по данной теме

2.1.История заселения территории края.

История заселения шарангского края уходит в глубь веков и последние четыреста лет в основном связана с развитием марийско-русских контактов. На формирование культуры и хозяйственных отношений оказывали влияние и другие племена и народы, даже государства- соседствовать пришлось и с Волжской Булгарией, с Казанским ханством, с Вятским краем. С сер.16 века Поволжье окончательно переходит к Российскому государству. Первое письменное упоминание поселений шарангского края в исторических документах датируется первой половиной 18 века- во второй ревизской сказке 1747 года впервые упоминается « вново построенная деревня Шатанха».1 Во второй половине 18 века территория Шарангского района относилась к Царёвосанчурскому уезду Вятской губернии. Материалы третьей ревизии 1762-1764гг содержат данные о марийских волостях –общинах Царёвосанчурского уезда: Устинская волость- деревни Шаранга, Черномуж, Большая Уста, Малая Уста, Аштан Шурга, Игмежнур,

1География Шарангского района. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ. Шаранга,2009.

Типаево, кроме того Куминская, Юринская,Вичюнза;КундышскаяволостьНежнур,Ломбенур,Самкина,Кичма,Рудинская(Кушнур)Пинеж,Козлянур,Рудамучакш,Южская,Цекеевская-Кундыш Мучакш, Люмпенурская, Юкшум, Вотчина, Ачкашма.1 Эти данные можно считать первым упоминанием о Кушнурских землях. В 1796 году Вятское наместничество было преобразовано в губернию, а округа- в уезды. В 1802 году Кайский и Царёвосанчурский уезды были ликвидированы, а их территории присоединены к соседним уездам. Царёвосанчурск стал заштатным городом Яранского уезда- так в 1802 году шарангские земли , в т.ч. и Рудинская (Кушнур) перешли в состав Яранского уезда Вятской губернии.

2.2.Хозяйственное освоение территории края.

Материалы третьей ревизии 1762-1764 гг содержат сведения об административно-территориальном размещении крестьянского населения, в том числе и марийского .Большинство поселений марийцев располагалось в лесных и открытых местах с живописной и обильной зеленью- обычно вблизи источников питья: рек, речек, озёр, ключей, родников, оврагов и редко у болот. Обычно они были малодворными и состояли из одного или нескольких крестьянских домов. К этому периоду на территории Шарангского района и соседних местностей были известны 23 населённых пункта. Началось активное заселение окрестностей Шаранги. Наиболее плодородными считались земли в южных уездах губернии, поэтому в 19 веке шло их активное заселение поселенцами, в частности, из более северных уездов. Географическое положение Шарангской волости таково, что она находилась на стыке трёх губерний: Нижегородской, Костромской и Вятской. Жители волости вели активную торговлю с соседними губерниями.

1 « У чистых рек, среди лесов зелёных…»тр.27. Нижний Новгород,1997 год

Из волости вывозили на внешний рынок хлеб, льносемя, льноволокно (длинное и короткое), кожи, шерсть ,животное и растительное масла и верёвку. В волости работали 23 завода по переработке семян льна на масло. Ввозили из промышленных центров ткани суконные, ситец, обувь, посуду, сахар, скобяные изделия, гвозди, ремесленные изделия. Крупных промышленных предприятий в волости не было. Вся местная промышленность представлялась несколькими заводами по производству дёгтя (из бересты) и древесного угля.

2.3.Промыслы жителей шарангского края.

В истории сёл и деревень числятся такие виды промыслов: Никольские- изготовление плетёнок ( рубней) ,из марийских Килемар везли никольские мужики сосновые хлысты, разделав которые, приступали к плетению. Куракино- было развито глиняное производство: делали кирпич и глиняную посуду. Свинцово- мочили мочало, драли лыко, плели лапти, делали лубни, сани и санки,- всё это продавали на базаре в городе Яранске. Наиболее предприимчивые строили мельницы, крупорушки. А.С.Новосёлов построил токарню , где изготовляли чаши из осины и продавали их в деревню Хохлому. П.В.Сидоркин имел дегтярный завод, продукцию которого продавал по всей округе и возил на базар в город Козьмодемьянск. Большое Доброво- изготавливали кадки, занимались пчеловодством. А.Т.Пасынков умел выделывать овчины, он имел кузницу, был мастером по ремонту охотничьих ружей. Барышники- росло много липы, поэтому мочили мочало , ткали из него рогожу, вили верёвки. Мамаево- охота, рыбалка, плотницкое дело.Туманыр- лыкомочальное ремесло. Тунемер- кустари катали валенки, выделывали овчины, делали сани, кошевки(санки), тарантасы, кирпич. Делали льняное масло. Пестово- мельничный и кирпичный промыслы. Было 13 ветряных мельниц, 2 маслозавода, 2 дегтярных завода, кузница. Старая Рудка- вили верёвки, плели лапти, ткали.

Послереволюционный период: в дер.Барышники в 1927 году было развито пчеловодство и лыкомочальный промысел. Там организовали общество по совместной обработке липы: ткали рогожу и кули. Постепенно часть людей стали заниматься только тем промыслом и вошла в промартель «Старорудкинская».В д.Рейчваж в 30х годах в колхозе была создана звероферма, где разводили светлобурых лисиц. В д.Пестово в 30х годах были построены крахмало- паточный и черепичный заводы.1

2.4.Экономический потенциал нашего края- Кушнура в 19 веке

На основании изучения архивных материалов районного краеведческого музея мы составили подробную характеристику хозяйственной деятельности жителей сёл и деревень Кушнурской сельской администрации.

Основным занятием было земледелие. На расчищенных от пней полянах сеяли рожь, овес, горох, лен. Земли обрабатывали деревянными сохами и боронами. В то время в лесах было много зверей, поэтому они часто любили полакомиться «хлебом» особенно медведи, кабаны любили зерно в молочной спелости. Поэтому посевы приходилось охранять . используя колотушки или трещётки, а животным, которые паслись в лесу, привязывали на шею колокольчики или кутазы для отпугивания зверей. Но зрелые посевы медведи не трогали, очень редко забредали на поля. Важная сельскохозяйственная культура в нашей местности -лен. Это и масло , и одежда для всей семьи.

Любимым занятием многих марийцев было бортничество, т.е. сбор меда диких пчел. Долбежки – колоды подвешивали (их и называли «бортьями») высоко на деревья в густых местах. Медведи, почуяв запах меда, тоже пытались его покушать. Для защиты от них ниже бортей на канатах подвязывали тюльки. Когда медведь, взбираясь на дерево, отодвигал их, они обратно ударяли его. Конечно, не всегда все было хорошо.

По материалам районной библиотеки

Горькая нужда гнала людей на отхожие заработки. С наступлением осени некоторые уходили на Волгу в поисках работы, другие уезжали на Урал, работали на лесоповале. У кого были личные лошади, занимались извозом, везли грузы по торговым трактам, некоторые занимались выработкой леса по найму от лесопромышленников в казенных лесах на территории своего района и сопредельных областей. Имели место и побочные ремесла: плотническое, столярное, кузнечное, чеботарное, шерстобитное, шорное, бондарное, овчинное, портняжное, пимокатное, кирпичное и другие ремёсла. Подтверждаем производство красного кирпича в нашем селе фотографиями сохранившихся с той поры сделанных из него домов ( приложение 1). Так, Стариков Даниил Демидович, родившийся в середине 19 века ,был избран жителями сборщиком налогов в Козлянурском обществе от деревни Первое Гусево. Это была очень высокая почетная и ответственная должность. Так же он занимался раскорчевкой леса в этих краях, с чем дошел до самого истока нашей реки Рутки (деревня Никольские). Даниил Демидович воспитывал двух внуков и внучку, так как его сын Илья Даниилович погиб в Первой Мировой войне. Ребят — сирот он вырастил, поставил на ноги. Им построены два деревянных дома и один дом из красного кирпича, обжиг которого проводился непосредственно в топках вырытых в берегах реки Рутки.( приложение 2). 1

2.5. Село Кушнур – один из крупных торговых центров.

С развитием хозяйства возникает необходимость обмена товарами. Формируются новые торговые центры: Царёво-Санчурск, Сметанино, Корляки (Санчурского района Вятской губернии), Нежнур (Республика Марий Эл), а также сёла Шаранга, Роженцово, Кушнур.Леса к этому времени почти вырублены, осталось только Больше -Устинское лесничество.

1.По воспоминаниям Стариковых Вячеслава Ивановича и Нины Ивановны

Крестьяне включаются в льняную и хлебную торговлю. В Царево-Санчурске открываются многочисленные торговые конторы иногородних фирм. Льнопродукты отправлялись на Волгу в основном от Царево-Санчурска к ближайшей Коротневской пристани в 90 верстах (к устью реки Рутки) или на Воскресенскую на Ветлуге в 130 верстах. Отсюда грузы шли на фабрики центрально-промышленного района и через Санкт-Петербург за границу. Поскольку железнодорожных и автомобильных путей здесь не было, начинает развиваться извозный промысел. Но были трактовые дороги, они сходились от перечисленных выше торговых центров в село Сметанино и Царево-Санчурск. Сюда и везли товары: мясо, сало, кожу, опойки, мерлушки (шкуры молодых телят и ягнят), свиные шкуры, шерсть, хлебные и льняные товары, битую птицу и пушнину. Сюда же приезжали скупщики из Ветлуги, Костромы, Н.Новгорода, которые переправляли товары дальше на Казань, Яранск, Козьмодемьянск, Котельнич, Н.Новгород, Ветлугу к пристаням сел Воскресенское на Ветлуге и Юрино ( на Волге или Рудке) Скотопромышленники по деревням занимались скупкой убойного скота и прогоняли в Н.Новгород через Воскресенское. Число голов доходило до 2000 в год. Обилие льняных товаров, хлебных, продуктов животноводства промысла и ремёсел сбывалось на ярмарках. Они работали по строгому графику: две семидневные ярмарки. На Тихвинскую ярмарку с оборотом 15  тыс. рублей в основном везли деревянные изделия, хлебные и льняные. А с 1 октября открывалась Покровская с оборотом до 200 тыс. рублей. Основными товарами были льняное семя, льноволокно, куделя, льняное масло. Обе они размещались в Царево- Санчурске. В удаленных селах сбыт хлебных, мясных, льняных и других товаров осуществлялся через посредство мелких скупщиков, к чему привлекались местные жители. Ярмарочные дни (базары) установлены были в такие сроки:с. Корляки – 21 ноября (Кировская область); с. Люмпанур – Троицкая ярмарка (Кировская область);с. Нежнур –11 февраля (Марийская республика); с. Шаранга – 17 марта,19 ноября, 25 декабря с.Роженцово – 30 января, 29 июня, 22 октября;с. Рудинское (ныне с.Кушнур) 7 января, 9 марта, 21 мая, 27 сентября. На этих базарах и шел обмен товарами, т.е. продали одно, купили другое, работали скупщики – представители крупных заводских и экспортных фирм. Теперь порассуждаем, где же мог проходить путь от села Сметанино (заметим, одних только хлебных грузов здесь проходило до 210 тыс. пудов) и Царево-Санчурских ярмарочных центров в Воскресенское. Конечно же, через село Кушнур. Царево-Санчурск – Сметанино – Вотчина – Люмпанур – Кушнур около 30-40 км. А дальше? Поскольку до сего времени старожилы помнят «базарную дорогу» на село Роженцово через деревню Первое Гусево, через лес и деревню Криницыно. Через деревню Гусево, что является родиной наших предков, ехали из приграничных деревень Вятской и Марийской стороны (Царегородцево, Демино, Ветлужские, Макары и др.)Если учесть, что на месте современной автотрассы Шаранга – Роженцово – Кушнур (строительство которой началось в 1968 году) в начале ХХ века рос дремучий лес, и распаханные участки земли встречались лишь изредка, то, чтобы попасть в Шарангу, следовало проехать из Кушнура в Первое Гусево – Ермолино – Скородумово – Чемоданово – Мосуново. И второй путь: Кушнур – Первое Гусево – Креницыно – Роженцово – Грачи – Марс – Васенево. Из приведённых данных можно сделать следующий вывод: село Кушнур играло огромную роль в развитии всероссийского рынка на протяжении нескольких столетий именно благодаря водным путям, здесь имевшимся.

Заключение

В данной работе мы пытались показать промысловую деятельность жителей шарангского края и в частности села Кушнур. Хозяйственная деятельность наших предков связана с природными условиями- именно земледелие, сельскохозяйственный цикл работ, возможность заниматься промыслами и ремёслами- вот основа экономического развитя шарангского края с давних времён. Наши предки-кушнурцы оставили неизгладимый след в экономике России: занимались извозом, везли грузы по торговым трактам, некоторые занимались выработкой леса по найму от лесопромышленников в казенных лесах на территории своего района и сопредельных областей. Имели место и побочные ремесла: плотническое, столярное, кузнечное, чеботарное, шерстобитное, шорное, бондарное, овчинное, портняжное, пимокатное, кирпичное и другие ремёсла. Потомкам остались дома из красного кирпича как напоминание о той , процветающей жизни нашего села. И как много таких домов по всему Шарангскому району- в Б.Рейчваже, в Пестове, в Шаранге. Река Рудка связывала Кушнур с Царёво-Санчурском, с Воскресенском ( на Ветлуге) .Отсюда грузы шли на фабрики центрально-промышленного района и через Санкт-Петербург за границу. Это ли не подтверждение былых заслуг моих предков, работающих на благо страны в целом! Обилие льняных товаров, хлебных, продуктов животноводства, промысла и ремёсел сбывалось на ярмарках, в т.ч. в с.Шаранга и Рудинское (Кушнур). Основное занятие жителей села на данный момент- переработка древесины на пилораме и работа в личных подсобных хозяйствах. Многие мужчины занимаются отхожими промыслами, как и наши предки, чтобы прокормить семью- уезжают из села на заработки. Славится наше село народными умельцами. Ткут половики Чеснокова Татьяна Владимировна и её дочь Марина( победитель областного конкурса «Вторая жизнь старых вещей» в номинации «Ткачество»-половик домотканый). Настоящими произведениями искусства являются изделия , выполненные в технике ришелье учительницей начальных классов Суркиной Любовь Николаевной . Учитель технологии Зверев Владимир Михайлович является мастером-«золотые руки» в работе с деревом- наличники, мебель, лыжи, обшивка домов- всё поддаётся этому умельцу. Мастерство своё передаёт ученикам нашей школы. Под руководством Владимира Михайловича ребята -Ермолин Сергей и Зверев Сергей- победили в региональном этапе Всероссийской олимпиады по технологии. А в 2010-2011 уч. году Зверев Сергей вместе со своим педагогом участвовали во Всероссийском этапе олимпиады. Хочется пожелать успехов и процветания моим землякам-жителям Кушнурской сельской администрации !

Список использованной литературы

« У чистых рек, среди лесов зелёных…». Н. Новгород,1997 год

География Шарангского района. Шаранга,2009 год

Материалы из семейного архива семьи Стариковых.

Материалы районного краеведческого музея

Материалы районной библиотеки.

Список приложений

Приложение 1.Льняные полотна .Дома из красного кирпича в с.Кушнур

Приложение 2. Дом Старикова Даниила Демидовича в деревне Первое Гусево. Стариков Иван Ильич на снимке второй справа.

Льняные полотна

Исследовательская работа исчезнувшие ремесла

Исследовательская работа новые ремесла 21 века

Исследовательская работа исчезнувшие ремесла

Дом Старикова Даниила Демидовича в деревне Первое Гусево

Стариков Иван Ильич на снимке второй справа








sitemap
sitemap