Участие детей в защите своих прав



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шебекинская общеобразовательная спортивная школа-интернат «Салют»

Участие детей в защите своих прав

Выполнил:

Ученик 7Б класса

Кожевников Степан

Учитель

Богданова Е.Л

2013

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства — считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе.

Но нам больше говорят о наших обязанностях, про свои права мы знаем очень мало.

Раньше я мало знал о своих правах. Я знал, что я имею право бесплатно учиться, лечиться. Еще я знал много своих обязанностей, но при более глубоком изучении этого вопроса я узнал много интересного и полезного для себя.

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

В конце ноября 2009 г. исполнилось 20 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которой было решено ежегодно, 20 ноября отмечать День прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка стала первым и основным документом, рассматривающим права ребенка на уровне международного права. Она провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права детей, которыми они обладают от рождения и до достижения совершеннолетия – 18 лет, если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция ввела ряд новых прав для детей:

на выживание и развитие;

на сохранение индивидуальности;

на свободное выражение своих взглядов;

на неучастие в военных действиях;

на физическое и психологическое восстановление и социальнуюреинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

Конвенция обязывает государства, ратифицировавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка всеми государственными, частными, административными, судебными и законодательными органами и организациями.

В СССР Конвенция была ратифицирована в 1990 г.

Необходимость изучения этого важного в истории человечества международного документа по правам ребенка продиктована временем, является актуальной и обусловлена рядом причин.

Во-первых, права человека и права ребенка признаются мировым сообществом, как важный элемент утверждения общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности в борьбе с расовыми, этническими и религиозными предрассудками и ненавистью. За последний период ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы приняли десятки документов (конвенций, деклараций, рекомендаций), в которых они призывают «все государства и учреждения обратить внимание на обучение правам человека и включать вопросы прав человека в учебные программы всех учебных заведений».

10 декабря 2004 г. на 70-м заседании 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная программа образования в области прав человека. Основные цели Всемирной программы:

содействовать включению материалов по правам человека в программы начального и среднего школьного образования и их реальному осуществлению;

оказывать поддержку в разработке, принятии и реализации всеобъемлющих, эффективных и устойчивых национальных стратегий образования в области прав человека в образовательных учреждениях и на основе их анализа совершенствовать указанную деятельность и стимулировать проявление инициативы в этом вопросе.

Во-вторых, образование в области прав человека – прямое обязательство нашего государства, которое подписало ряд международных документов, закрепляющих положения Всеобщей Декларации прав человека («Пакт о гражданских и политических правах», «Пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Конвенция о правах ребенка»).

В-третьих, стимулированием Министерством образования и науки РФ деятельности общеобразовательных учреждений по гражданскому образованию и по обучению правам человека, в частности.

За последние годы Минобрнауки России подготовило ряд нормативно-рекомендательных документов по данной проблеме. Особое значение приобретает базовый документ – письмо Минобрнауки России от 15.03.2007 № 03-519 «О методических рекомендациях по обучению правам человека в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», в котором дана Концепция изучения прав человека в общеобразовательной школе.

В-четвертых, необходимость знаний прав ребенка продиктована повсеместным нарушением этих прав.

За последние пять лет количество выявленных нарушений прав ребенка увеличилось в 2,5  раза. Так, по данным Росстата, на 1 октября 2004 г., в нарушение Закона РФ «Об образовании», выявлено 12 693 чел. в возрасте от 7 до 15 лет, которые нигде не обучаются.

В последние годы исключительную актуальность приобрела проблема насилия. Насилию в  семье подвергается ежегодно около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет, что обуславливает возрастание числа беспризорников и детей, «выброшенных» из семей, многие из которых лишены средств к существованию, находятся в «тисках» бедности.

По данным Правительства РФ, в стране насчитывается один миллион беспризорных детей, по сведениям Генпрокуратуры России, – их три миллиона. Независимые эксперты считают, что в нашей стране 4–5 миллионов детей «выброшены на улицу».

К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, следует также отнести детей-инвалидов. Сегодня, только по приблизительным подсчетам, более миллиона школьников, имеющих дефекты развития, лишены возможности получить какое-либо образование.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

 Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В дореволюционной России права ребенка были прописаны в «Своде законов о состояниях».

По воззрениям той эпохи, дети находились в естественной зависимости от родителей. Следствием этой зависимости являлись права родителей, с которыми были неразрывно связаны обязанности, т. к. родительская власть существовала не только ради интересов родителей. Она была направлена на защиту детей, а целью родителей было дорастить ребенка до времени, когда он сможет позаботиться о себе сам.

Дети имели следующие права:

    * право на получение фамилии отца;    * право на получения прав состояния отца;    * местом жительство несовершеннолетних детей являлся родительский дом;    * право на причисление к вероисповеданию родителей;    * право на содержание со стороны родителей;    * право на защиту, в том числе в суде, со стороны родителей;    * право на получение воспитания и образования.

В дореволюционной России удовлетворение потребностей детей было возложено на родителей, однако и государство старалось поддержать детей. В «Своде» четко прописаны права и обязанности родителей по отношению к детям.

Отец передавал детям свою фамилию и, согласно «Своду законов о состояниях», — права состояния причем повышение состояния родителей, по общему правилу, было в пользу детей, а понижение не влияло на их положение: лишение прав состояния не распространялось на детей, рожденных или зачатых до осуждения и лишения прав состояния.

Закон был настолько снисходителен к детям, что, согласно «Своду законов о состояниях», если отец получал чин или награждался орденом, дающим право на дворянство уже после смерти (по неведению о ней при награждении), то дети в обоих случаях становились дворянами.

В «Уставе о паспортах» отмечено, что до достижения совершеннолетия дети были обязаны жить с родителями. В этом отношении закон старался не разлучать детей с родителями, даже если те — преступники: согласно «Уставу о ссыльных», если супруг осужденного следовал в ссылку вместе с ним, то и дети отправлялись с ними, если в живых был только осужденный супруг и общество или родственники не брали детей на попечение, то они следовали за родителем.

Родители были обязаны содержать несовершеннолетних детей: давать им пропитание, одежду и воспитание по своим возможностям.

Также родители должны были дать детям хорошее нравственное воспитание (семейное или общественное), после чего определить сыновей на службу или в промысел, а дочерей — выдать замуж.

Согласно «Уставу гражданского судопроизводства», родители являлись представителями детей в суде и могли подавать иски в случае обиды детей.

Родительская власть распространялась на детей обоего пола и любого возраста и ограничивалась лишь при поступлении детей в общественное училище или на службу и вступлением дочерей в замужество. Прекращалась она только после смерти родителей или при лишении их всех прав состояния, если дети не следовали за ними в место ссылки.

В статье 165 «Свода» сказано, что для исправления строптивых и неповинующихся детей родители имеют право применять «домашние исправительные меры». Если они оказались безрезультатными, родители вправе за неповиновение, развратный образ жизни и другие пороки детей, не состоящих на государственной службе, заключать их в тюрьму и приносить на них жалобы в судебные органы.

В этом случае перед родителями вставала нравственная дилемма, которую разрешали, исходя из собственных представлений о добре и зле. На практике, даже если родители и обращались в суд с просьбой о заключении кого-либо из своих детей в тюрьму, их просьбы практически никогда не удовлетворялись.

Дореволюционное законодательство не оставляло без внимания злоупотребления родительской властью и преступления по отношению к детям со стороны родителей, однако для государства защита целостности брака и интересов родителей была важнее. Предполагалось, что отец, движимый христианскими идеалами, не будет злоупотреблять своей властью.

Родители не могли принуждать детей к участию в противозаконных деяниях.

Если же родители вовлекали их в свои преступления посредством употребления своей власти или внушений, то, согласно «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных», они подвергались за это «высшей мере наказаний или взысканий», установленной законом для таких преступлений, даже если они не участвовали в них сами.

За злоупотребление властью родители и опекуны подвергались лишению некоторых прав, заключению в тюрьму на срок от 8 до 16 месяцев, а христиане предавались ещё и церковному покаянию.

За умышленное развращение нравственности детей, сводничество родители подвергались наказанию от заключения в тюрьму (на срок до 4 мес.) до лишения всех особенных прав и заменившим ссылку на житье в Сибирь наказаниям.

За причинение вреда здоровью и умственным способностям детей родители приговаривались к наказаниям, увеличенным на две степени по сравнению с обычными наказаниями.

За преднамеренное убийство беременной женщины полагалось наказание от 15–20 лет до бессрочной каторги.

Мы видим, что родители ни при каких обстоятельствах не лишались своей власти над детьми, что было не всегда разумным. Правительство осознавало необходимость реформ в этой сфере, однако намерение изменить законодательство не было реализовано.

Обязанностей детей по отношению к родителям было меньше. Поскольку воспитание невозможно без послушания детей родителям, дети должны были почитать родителей и быть им послушными.

Согласно «Уставу гражданского судопроизводства», им запрещалось свидетельствовать против родителей в суде.

Дети были обязаны содержать престарелых родителей в соответствии со своими возможностями. Согласно «Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» несоблюдение этой обязанности влекло за собой заключение в тюрьму на срок до трех месяцев.

В законе также прописывалась защита родителей от посягательств детей. За убийство отца или матери полагалось самое суровое наказание: бессрочная ссылка в Сибирь на каторгу и заключение в остроге без права ослабления условий содержания; срок каторги ограничивался только неспособностью осужденного к труду по старости. За причинение вреда здоровью и умственным способностям родителей дети приговаривались к наказаниям, увеличенным на две степени по сравнению с обычными наказаниями.

В «Своде» рассмотрены четыре категории детей:

    * законные дети;    * дети от браков недействительных;    * внебрачные дети;    * усыновленные дети.

Вопросы усыновления и опекунства достаточно сложны, поэтому мы ограничимся их кратким рассмотрением.

Дети, рожденные в браке, признанном недействительным, получали все права детей законных и оставались с родителем, невиновным в заключении незаконного брака. Содержать ребенка, обязаны были оба родителя, сообразно своим средствам. После смерти родителя, у которого оставался ребенок, или в случае лишения его родительской власти, дети, если не назначался особый опекун, переходили под родительскую власть другого родителя.

Внебрачные дети становились законными и получали все права законных детей в случае брака их родителей. Хотя прямо об этом нигде не говорится, внебрачные дети оставались с матерью и наследовали только имущество матери.

Ребенка, не достигшего совершеннолетия, содержали оба родителя. В случае способности ребенка содержать себя самому или замужества (для дочери), родители могли прекратить содержание до наступления совершеннолетия. Отец внебрачного ребенка был обязан содержать не только его, но и мать, если уход за ребенком лишал её возможности зарабатывать себе на жизнь.

Отец, содержащий внебрачного ребенка, имел право надзора за его содержанием и воспитанием и мог быть назначен его опекуном в предпочтительном порядке.

Усыновлять детей дозволялось лицам старше 30 лет, старше усыновляемого не менее чем на 18 лет и имеющим общую гражданскую правоспособность, у которых не было собственных детей и которые не были обречены на безбрачие по сану.

Усыновлять собственных детей можно было только при отсутствии собственных несовершеннолетних законных и узаконенных детей.

Усыновлять детей-христиан дозволялось только христианам, а нехристиан — нехристианам. Это было сделано с целью защиты детей от принуждений со стороны приемных родителей, сменить вероисповедание.

Для усыновления требовалось согласие родителей усыновляемого или его опекунов и попечителей, согласие обоих супругов-усыновителей и согласие самого ребенка, если он достиг 14 лет.

Усыновленный получал все права законных детей.

После знакомства с правами и обязанностями детей в дореволюционной России, мне стало интересно, а какие были права и обязанности детей в других странах. Мне пришлось прочесть много дополнительной литературы, воспользоваться страницами интернета. Информация расширила мой кругозор, и я узнал много интересного.

Сегодня, в начале 21 века, когда на землю пришел шестимиллиардный житель, многие дети по-прежнему лишены своих законных прав на здоровое развитие. Тысячи детей умирают от недоедания, болезней, наркотиков и загрязнения окружающей среды. Кроме этого, тысячи не рожденных детей никогда не увидят свет.

 

Так как миллионы детей являются заложниками неудачного стечения обстоятельств, многие из них страдают от войн, междоусобиц и стихийных бедствий.

 

Ко всему этому добавим то, что часто люди пренебрегают правами детей на равенство и образование.

 

Так как ребенок особенно беззащитен перед дискриминацией, жестоким обращением и эксплуатацией, права детей должны гарантироваться национальным и международным правом.

 

По сей день в некоторых странах доминирует мнение, что дети являются собственностью своих родителей. Так, в Римском праве, дети, как члены семьи, были полностью во власти отца, который имел право из-за некоторых проступков их даже убить.

 

В древней Аравии до Ислама родители избавлялись от нежелательных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем.

 

Поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола.

 

Учитывая то, что во многих странах до сих пор не существует законодательной базы, защищающей права детей с целью «обеспечения каждому ребенку надежного будущего», в 1990 году Совет ООН по Защите Детей издал соответствующую Декларацию, в которой рассмотрены вопросы о защите, выживании и развитии маленьких граждан нашей планеты. В 1999 году был принят План Действий по дополнению существующей Декларации. Параллельно с этим, Всемирный Совет по Правам Ребенка в 1989 году издал конвенцию по правам ребенка. К концу 1999 года конвенция была ратифицирована всеми нациями-представителями ООН кроме Сомали и Соединенных Штатов Америки.

 

Несмотря на все прилагаемые усилия со стороны государственных и негосударственных организаций достичь основные цели, поставленные в Конвенции, ежегодный отчет «Развитие наций» за 1999 год показал наличие большого количества нерешенных проблем, а именно: повышенную смертность детей в возрасте до пяти лет, недоедание, нехватку младшего школьного образования, опасность военных конфликтов, возможность заразиться инфекцией СПИД. Более того, дети подвергаются риску эксплуатации детского труда, наркотической зависимости и сексуального насилия.

 

Не возникает никаких сомнений, что благополучие детей является залогом безоблачного будущего человечества.

Мне стало интересно узнать о своих правах ученика подробнее, и вот на что я имею право в школьном учреждении.

Права ребенка в школе.

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав на:

выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

получение образования в соответствии с установленными стандартами;

обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;

уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;

получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;

получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;

равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;

перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;

получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;

продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;

участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;

уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

В этом году мне исполниться 14 лет, я получу свой первый паспорт и стану полноценным гражданином своей страны и получу в связи с этим вои новые права и обязанности.



sitemap
sitemap