Тувинская посуда и утварь



Тема «Тувинская национальная посуда и утварь»

Дендип Чай — Суу, ученица 8 «а» класса ГБОУ РТ школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководитель: Онгайоол Чодураа Алдынооловна, воспитатель.

Цель: Познакомить воспитанников с тувинской национальной посудой и утварью.

Задачи: Изучить литературные источники по данной теме.

Рассказать о видах тувинской утвари и посуды.

Рассказать детям какую утварь и посуду использовали при приготовлении молочных, мясных блюд, блюд из зерна.

1

Национальная посуда тувинцев

Национальная посуда тувинцев создавалась, отбиралась, усовершенствовалась многовековой практикой кочевых племен Центральной Азии. Поэтому она часть многовековой культуры не только одних тувинцев. Весь содержание различной посуды диктовалось кочевым и образом жизни и условиями климата. Изготавливалась она главным образом из природных материалов и потому была легкой, удобной и экологически чистой. Принудительный переход к оседлости привел к быстрому исчезновению из обхода многих предметов домашнего хозяйства кочевников, в том числе посуды.

Тувинцы использовали в своем хозяйстве посуду металлическую, деревянную, сделанную из кожи, берестяную и фарфоровую. В обычном понимании посуда — это емкость для еды, питья и хранения пищи. В этом смысле посуда тувинцев насчитывает около 46 наименований. Однако тувинцы наряду со словом сава – посуду использовали часто двойное слово хап – сава. Слово хап переводится как мешочек, футляр, коробка. Двойное же слово «хап – сава» главным образом означают посуду и тару для хранения жидких, твердых и сыпучих продуктов. Это связано со способами переработки и консервирования основных продуктов – молочных и мясных. Поскольку молоко в результате переработки обязательно превращалось в твердые или сыпучие продукты, то они переходили для хранения, например, кожаные мешки различных видов, то как бы стиралась резкая граница между посудой и тарой. С этим обстоятельством и связано часто использование слово «хап – сава». В таком широком понимании хап – сава тувинцев составляет около 70 наименований.

2

Все виды переработки, консервирования и приготовления не могли пройти мимо одного рода посуды – котлов. Поэтому можно сказать, чугунные котлы – основа тувинской посуды. Самым древним котлом, видно, был казан, о чем говорит древнетюркское происхождение этого слова. Существовало 8 видов котлов.

Казандык – походный железный котелок с ручкой, рассчитанный 1-2 человек.

Казан – железный, позже, иногда медный, котел объем 5-10 литров.



Чылапча – чугунный котел, объем около 10 литров, использовался при перегонке араки из хойтпака.

Чалбаа или хой – паш. Слово «хой» здесь в смысле средний , небольшой. В нем главным образом варили чай, мясо, реже молоко. Это был главный кухонный котел.

Алгый – большой чугунный котел, в котором летом кипятили молоко, гнала араку из хойтпака.

Тос-танма – самый большой котел. В отличие от других чугунных котлов, он имел 4 ушек. Поднимали его два или четыре человека. В это время в тос – танма наливали хойтпак, чтобы все участвующие утоляли жажду или варили мясо для угощений. Были эти котлы и у очень богатых.

Чайники – хонек, были медными и привозились из Китая, позже из России. Они имели и другое заимствованное у монголов название – донгуу. Продолговатая, в виде усеченного конуса, с расширением к основанию, медная посуда с ручкой, объемом около двух литров, предназначенная для подогрева чая, называлась домбу, а по монгольски — домбу. Домбу удобен был тем, что его основание можно поместить в огонь домашнего костра или суугу – жестяной печки при кипячении чая.

3

К числу крупной металлической посуды относились шара и конгул. Шара – большой медный или бронзовый таз. С появлением бидонов и фляг – они стали называться конгул , от слова конгурээр – греметь. Маленькие бидончики называли или сайыр. Вероятно последнее слово происходит от монгольского слова цайр – цинк, цайран – оцинкованный. Если к описанным посудам добавить большой стальной черпак – хымыш и медную поварешку – калгак, то число посуды из металлов будет почти исчерпанным. Следует лишь заметить, что как хымыш, так и калгак могли быть и деревянным.

Трудно представить жизнь тувинца – кочевника без молока и хойтпака – кислого молока. Больше емкости для хранения молока и молочных продуктов изготовлялись деревянные бочки. Бочки могли быть большими, объемом 10 – 100 литров. А самая маленькая бочка объемом 10 – 15 литров, называлась доскаарак. Предназначался он для хранения кумыса. Удобной посудой для разведение хойтпака были большие кожаные емкости. Самой главной из них был когээр.

Изготовлялся он из хребтовой части воловьей кожи. По форме он напоминал нынешнюю металлическую флягу, но был гораздо выше и толще, имел объем более 60 литров. Поменьше когээра был арчымак. В отличие от когера он мог изготавливаться и из сырой кожи. Объем его был небольшой – 20 – 20 литров.

Когээржик – красивая кожаная посуда. Он очень удобен в использовании, объем его доходил до 10 литров, но чаще в обиходе использовалась 6 — 8 литровые. Изготовить, прокоптить хороший когээржик мог лишь талантливый мастер. А большинство домашней посуды приходилось самому главе семьи. Вот почему большинство мужчин тувинцев прошлого имели хорошие руки.

Подобным же способом изготавливались хойлаарак (кавынды) и морбуяк. В былые времена хойлаарак большое значение, о чем говорит наличие и второго его названия. Это миниатюрный когээржик который носил наездник – кочевник

4

за пазухой с каким либо питьем. Морбуяк – большая прокопченная кружка. Удобна и красива была посуда. И необходимо добавить – экологически здоровой и чистой. В копченой кожаной посуде можно держать кипяток без риска ее сваривания.

К роду национальной посуды тувинцев следует отнести и мочевые пузыри мелкого и крупного рогатого скота и из бараньего или козьего желудков. Пузыри предварительно мнут и растягивают для увеличения объема, а затем надувают и подвергают копчению. Желудки мелкого скота сразу надувают, предварительно вывернув наизнанку, затем коптят. Таким образом получается посуда для хранения топленого масла, других молочных продуктов — чокпек, чоожегей. Посуда эта легка и надежна, не боится сырости, но есть для нее одна опасность – мелкие домашние грызуны.

А теперь познакомимся с мелкой домашней посудой. Однако, хозяйственное значение каждой из них не меньше, чем у других.

Идиш – деревянное ведро до 8 – 10 литров объемом.

Сыртлаа (сыгыртаа) — небольшое деревянное ведерко для дойки овец и коз.

Туус – ведро из полой бересты. Другое название – тос – хуун, т. Е. берестяное ведро.

Соо – берестяное ведерко, туесок.



Хува – большая чашка. Обычно такого рода посуда, т.е. чашки, тарелки делались из березового корня, капа.

Аяк – чашка.

Дашка – маленькая чашка, чарка.

Кундага – бокал, маленькая чарка, предназначенное питья акраки.

Хомбун – маленькая рюмка, сделанная из дерева или рога. Она предназначалась для питья китайской водки дарынзын.

5

Деспи – деревянное корыто. Такое корыто у тувинцев было самым распространенным. Оно нужно всюду: при приготовлении тараа, далган, мясных продуктов, замешивания теста т.д.

Одуш – корыто, изготовленное из бересты.

Тавак – тарелка из капа или корня березы.

Согааш и бала – ступка и пестик для приготовления тара и далган.

Уур, шаавыр – то же самое, но большей частью для толчения кирпичного чая и каменной соли.

Вся кухонная посуда в юрте кочевника помещалась в улгууре — посудном шкаф: внизу большие массивные чугунные котлы, а на второй полке и наверху – мелкие. Впрочем, многие из них, в особенности те, которые не предназначались для повседневного пользования, а только для торжественных случаев, хранились в шургуулда ( в комоде) или аптара – в тувинском сундуке. Тот и другой занимали одинаковое почетное место – напротив входа в юрту, служили и украшением интерьера жилища и потому обычно расписывались красивыми орнаментами.

Совершенно необходимы в хозяйстве и повседневной жизни специальные мешки из кожи, реже из шерстяной или волосяной пряжи. До сих пор сохранились барба и таалын, назначение которых общеизвестно.

Кушкуу – название мешочка для чая. Изготовлялся обязательно из кожи шеи дикого козла, снятой трубкой. Она толста и прочна. В кушкуу клали куски кирпичного чая и деревянной колотушкой били по нему для измельчения содержимого, откуда и произошло его название.

При хранении тараа, далган в кожаном мешке, они хорошо сохраняют свои вкусовые качества.

6

Тканый из шерстяной пряжи мешочек – таар был самым лучшим для процеживания божа. Только таким способом можно получить весьма важные продукты тувинцев – ааржы, курут, ээжегей.

Кымзар – пряденая из конских волосков сумка с четырьмя большими соскообразными ответвлениями на дне.

Вывод: Посуда тувинцев – результат многовекового творения кочевников всей Центральной Азии, в том числе и тувинцев. Она во всех отношениях подходила к образу жизни кочевников, климату страны и была здоровой. Из-за массового использования тяжелой промышленной посуды в настоящее время, скотоводы потеряли свою былую мобильность, что сказывается не только в экономике, но и в экологии из-за перевыпаса пастбищ, ведет и к изменению человека в худшую сторону. Чтобы перевести одну современную юрту со всем содержимым в ней, едва хватает одной грузовой машины. Если арат- кочевник раньше в течение года мог поменять 5 – 6 стоянок, сейчас главным образом ограничивается двумя. Необходимо отменить и то, что алюминиевая посуда, которой в основном пользуются сельские жители, как показали современные исследования, может быть причиной многих тяжелых заболеваний. Таким образом, видно, что национальная посуда тувинцев имеет и историческое и современное значение.

Девятая школьная научно – практическая конференция исследовательских и творческих работ учащихся.



Дендип Чай — Суу, ученица 8 «а» класса ГБОУ РТ школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководитель: Онгайоол Чодураа Алдынооловна, воспитатель.

Краткая анатация

В данной работе показали какую утварь и посуду использовали тувинцы для приготовления мясных, молочных блюд, познакомили с разными видами посуды, из чего они изготовлены.

Литература

Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. Издательство «Наука» М. 1969.

Намзал Эмзимаа. Хлебосольная юрта. «Новости Тувы». Кызыл., 1995.

Журнал «Башкы». №1., 1998.

Интернет ресурсы.








sitemap
sitemap