Трудности выбора профессии у молодежи



Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

ГБОУ СОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ №1373

ТРУДНОСТИ

ВЫБОРА

ПРОФЕССИИ

У МОЛОДЕЖИ

Авторы:

Зизина Мария,

Мануйлова Анастасия

Класс 10 «А»

Руководитель:

Панарина С.Г., учитель обществознания

Уткина И.Ю., учитель географии

Москва

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

1. ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ стр. 5

11. ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИстр. 7

111. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА

ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.стр. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕстр. 18

ЛИТЕРАТУРАСТР. 20

ВВЕДЕНИЕ

Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. Чем раньше человек определит свое профессиональное призвание, тем больше у него шансов стать счастливым.

Все старшеклассники нашей школы хотят получить высшее образование. Мотивы выбора профессии у всех разные – престижность профессии, материальная обеспеченность, привлекательность содержания образования, желание родителей, традиции семьи, интерес к данной профессии.

Анкетирование и опросы учащихся 10, 11 классов нашей школы показали, что 63% старшеклассников определились с выбором профессии, но дополнительное проведенное тестирование по определению профессиональных склонностей показало 25% несовпадений ! Кроме этого, 37 % учащихся не определились с выбором , хотя ( по результатам тестирования) половина из них имеют выраженные склонности к определенным видам деятельности (приложение 1).

Такая картина нас озадачила, и мы решили выяснить, как же правильно осуществлять профессиональный выбор? Цель нашей работы — преодолеть трудности выбора профессии, которые существуют сегодня для многих. Результаты нашего исследования мы оформили в виде памятки, которая, мы надеемся, пригодится всем: и школьникам, и их родителям, нашим педагогам, и классным руководителям.

ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ

Насколько важен правильный выбор профессии для человека?

С экономической точки зрения, если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, и к тому же и неправильно выбравшего профессию, — 30%.

На сегодняшний день существует пять вариантов деятельности человека в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определённой профессии):

Группа профессий

Примеры

Человек — природа

Биолог, физик, геолог

Человек — техника

Инженер, конструктор, водитель

Человек — человек

Учитель, психолог, журналист

Человек — знаковая система

Филолог, программист, статистик

Человек — художественный образ

Художник, актер, поэт, музыкант

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо пройти тест, который выявит профессиональную направленность (приложение 2). Его мы провели среди 57 старшеклассников. Список профессий, выбранных ими, разнообразен. Это учителя и врачи, менеджеры и экономисты, переводчики и программисты, журналисты и психологи (приложение 3).

11. ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Если верно выбрать профессию, то работа наша будет приносить радость и удовлетворение. Специалисты своего дела, как правило, успешно выдерживают конкуренцию и имеют достойный заработок. Важно знать, что существует ряд причин, из-за которых мы можем выбрать неподходящую для себя профессию.

1. ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ПРОФЕССИЮ НУЖНО ВЫБРАТЬ «РАЗ И НАВСЕГДА», КАК ЧТО-ТО ПОСТОЯННОЕ, НЕИЗМЕННОЕ.

В любой профессии неизбежно происходит смена занятий и обязанностей по мере продвижения к вершинам профессионального мастерства от простых и однотипных к сложным и разнообразным. Вслед за повышением квалификации происходит и карьерный рост. И чем качественней освоены азы профессии, тем быстрее достигается успех. Поэтому к выбранной профессии следует относиться не как к немедленному «скачку в специальность», как к протяженному процессу непрерывного профессионального самосовершенствования.

2. ПРЕДРАССУДКИ О ПРЕСТИЖНОСТИ ИЛИ, НАОБОРОТ, НЕДОСТОЙНОСТИ ПРОФЕССИИ.

Имеется в виду ложное, необоснованное отношение общественного мнения к некоторым профессиям. Нужно учитывать, что рынок труд может быть перенасыщен так называемыми «престижными» специалистами (отсюда проблемы с трудоустройством), и, с другой стороны, некоторые важные и востребованные профессии незаслуженно считаются неприличными, недостойными.

3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ «ЗА КОМПАНИЮ», ПОД ВЛИЯНИЕМ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ.

Нет никакой уверенности, что те профессии, которые подходят нашим друзьям и знакомым, соответствуют нашим способностям, склонностям, особенностям характера. «На вкус и цвет товарища нет» — эта поговорка в полной мере соответствует ситуации выбора профессии. Только разобравшись в себе и узнав максимум информации об интересующей профессии, можно сделать правильный выбор.

4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ – ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ — НА САМУ ПРОФЕССИЮ В ЦЕЛОМ.

Подражание значимому для нас человеку, «идеалу» — не самый лучший довод при выборе профессии. Вообще, нельзя судить о профессии по тому, нравится или не нравится нам конкретный специалист. Гораздо важнее и правильнее учитывать те требования, которые профессия предъявляет к особенностям нашего характера, поведения, к нашим знаниям и умениям.

5. «ОДНОБОКОЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ, УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

Чтобы сформулировать верное представление о профессии, необходимо как можно тщательней собирать информацию не только внешних атрибутах профессии, но и обо всех особенностях повседневного труда профессионала. Так, за внешней яркостью и праздничностью работы в шоу-бизнесе скрывается, на самом деле, тяжелый будничный труд, ночная работа, частые разъезды.

6. ОТСУТСТВИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ, СПОСОБНОСТЯХ, СКЛОННОСТЯХ. НЕУМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ОСОБЕННОСТИ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ.

Лучше разобраться в себе помогут родители, друзья, учителя, чтение соответствующей литературы. Квалифицированный совет о том, какие наши увлечения смогут стать нашим жизненным призванием, дадут опытные психологи-профконсультанты.

7. НЕЗНАНИЕ ИЛИ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЯМИ СОСТОЯНИЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существует ряд профессий, которые не рекомендуется или даже запрещены к освоению при тех или иных заболеваниях нашего организма. Знание таких ограничений необходимо не столько из-за того, что мы не сможем работой по той или иной специальности, а скорее потому, что эта работа может значительно ухудшить состояние нашего здоровья.

8. НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ОБ ОСНОВНОЙ СХЕМЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.

Если мы хотим, например, точно решить математическую задачу, мы должны по определенной схеме выполнить подходящие действия, иначе ответ просто не будет верен. Точно также нужно поступить и при выборе профессии, чтобы принятие столь жизненно важного решения не было спонтанным и хаотичным.

111. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА

ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Этап 1. ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИЙ.

Cоберите как можно больше информации о существующих профессиональных сферах, отраслях деятельности, о ключевых профессиях в этих отраслях, о том, какие специалисты актуальны и востребованы на рынке труда, какие области знаний и личностные качества соответствуют тем или иным профессиям и т.п.

Этап 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ.

Поразмышляйте над тем, чем Вы увлекаетесь, какие виды деятельности вызывают у Вас познавательных интерес (желание получать соответствующие знания, сведения), какой работой Вы хотели бы заниматься (изучать какие-либо тексты, придумывать новые образы, общаться с людьми и т.п.)

Этап 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Проанализируйте, какими личностными особенностями, содействующими успеху в той или иной деятельности, Вы обладаете. Это могут быть интеллектуальные и творческие способности (способности к математике, языкам, музыке, рисованию и т.д.), отличающие Вас черты характера (усидчивость, пунктуальность и т.д.), какие-либо особенности организма (например, физическая выносливость, хороший глазомер, тонкий слух и т.п.). Разберитесь, что у Вас получается делать, какие действия Вы можете выполнять умело и качественно.

Этап 4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

Результатом Ваших размышлений на данном этапе должен явиться перечень личных ожиданий и требований относительно Вашей будущей профессии. Этот перечень может отражать следующие моменты:

— мотивы будущей деятельности (стремление к признанию, потребность в творчестве, желание общаться, стремление к повышению уровня мастерства, потребность в стабильности и т.п.);

— предполагаемая сфера профессиональной деятельности (экономика, медицина, транспорт, строительство, искусство, общественная деятельность, сфера обслуживания и т.п.);

— планируемые профессиональные функции (управление, обслуживание, исследование, защита, контроль, производство и т.п.);

— уровень желаемого профессионального образования (колледж, ВУЗ, специализированные курсы и т.п.);

— предпочитаемые содержание и условия работы, режим рабочего дня, орудия труда, примерный уровень заработной платы, возможность трудоустройства, карьерного роста и т.д.

Этап 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.

Теперь нужно продумать те факторы, которые объективно могут ограничить круг выбираемых профессий. Эти ограничения могу быть связаны с особенностями Вашего физического и психологического здоровья, с обстановкой в семье, материальным положением, географией места проживания и т.п.

Этап 6. ФОРМИРОВАНИЕ СПИСКА ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Ориентируясь на Ваши знания о мире профессий, составьте список подходящих Вам профессий, не просто интересных, увлекательных, но которые Вы можете представить себе именно в качестве будущей специальности, как Ваше призвание.

Этап 7. ВЫБОР НАИБОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

Проанализируйте каждую профессию из составленного на этапе 6 списка по тем пунктам, которые обозначились у Вас на предыдущих этапах (со 2-ого по 5-ый), Можете буквально по баллам подсчитать (начисляя один балл за каждое совпадение), какая из выбранных профессий наиболее соответствует Вашим способностям и склонностям, требованиям, жизненным обстоятельствам.



Этап 8. ПРОВЕРКА ОПТИМАЛЬНОСТИ СОВЕРШЕННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Для того, чтобы получить объективную оценку, обсудите сделанный Вами выбор с теми людьми, чье мнение для Вас ценно и авторитетно: с родителями, друзьями, учителями, представителями данной профессии, психологами-профконсультантами. Но помните, что решающее «право голоса» остается всегда за Вами.

Этап 9.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ.

На заключительном этапе необходимо наметить конкретные шаги по пути следования выбранной профессии: определиться с учебным заведением, в котором можно приобрести профессию, продумать, где можно получить начальный профессиональный опыт и постоянное место работы, как совершенствовать свои профессиональные навыки.

Эту схему мы предлагаем в виде памятки (приложение 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советы молодым людям, которые выбирают профессию:

Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей.

Вы должны хорошо себе представлять , где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы.

Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься, т.е. представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы.

Соотнесите понравившуюся вам специальность с потребностями общества.

Для преодоления сложностей в профессиональной ориентации следует обратиться за помощью к специалистам в этой сфере. Это могут быть и школьные психологи, и консультанты в специальных пунктах и центрах (окружные и городские), в том числе по трудоустройству и занятости молодежи.

Сделать правильный выбор – это реально!

ЛИТЕРАТУРА:

1.Зельдович Б.З. Организационное поведение.

М.: Аспект-Пресс, 2008.

2. Под ред. Одегова Ю.Г. Трудоустройство: поиск работы. М.: изд. «Экзамен», 2002.

3. Фопель К. На пороге взрослой жизни. /Пер. с нем.

М.: Генезис, 2008.








sitemap
sitemap