Труд за себя и за товарища ушедшего на фронт



Главное управление молодёжной политики Челябинской области

Труд за себя и за товарища, ушедшего на фронт

Исследовательская (творческая) работа в рамках социально-патриотической акции «Помни меня»



Авторы:

Иванцова Анжела Геннадьевна,

п. Арчаглы — Аят

Варненского района

Челябинской области,

МОУ СОШ, 6 класс.

Научный руководитель:

Лопатина Галина Александровна,

учитель обществознания

высшей категории,

МОУ СОШ п.Арчаглы — Аят

2011



Содержание творческой работы

1.Введение 1-2

2.Юность – становление личности 3-4

3.Основная черта характера – гражданственность 5-6

4.Заслуженные признание, почёт, награды 7

5.Заключение 8

6.Список литературы 9



7.Приложение 1-17

Введение

Миновал великий праздник нашей страны – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. В июне будет ещё одна знаменательная дата – 70 лет с начала этой страшной войны. Много нового мы узнали о том военном периоде жизни наших соотечественников. Но главное состоит в том, чтобы узнав — прочувствовать. Для чего? Большинство современной молодёжи не понимают то состояние, которое было присуще людям военного времени: когда мать отправляла на фронт сына, а молоденькая девушка вынуждена была расставаться с любимым, скорее всего навсегда; как было страшно от бомбёжек и с ног человек валился от усталости. Те люди испытали на себе горечь страданий от потери близких и тяготы работы за троих изо дня в день. Но в каждом чувствовалась сила, терпение, желание и надежда победить. Люди военного времени необыкновенные. Мы должны не только помнить о них. Необходимо понять: им мы обязаны сегодняшним днём. Это они своей отвагой, верой, ценой жизни, героическим трудом обеспечили будущее страны. Это наша история, а кто её предаёт забвению, тот не имеет будущего.

Моя исследовательская работа нацелена на решение проблемы: В каждом городе, в каждом селе, в каждой маленькой частице нашей страны есть свой герой тех лет. Но время неумолимо. С каждым днём их становится всё меньше и меньше. А мы, порой, видим в них только представителей пожилых людей и совсем мало знаем об их заслугах перед Отечеством.

Для решения этой проблемы я выдвинула гипотезу: Можно перечитать много литературы на тему войны и роли труда детей в те годы, открыть для себя что-то новое, но в этом не будет живого общения с человеком, пережившим тяготы военного времени на себе.

Отсюда вытекает цель моей исследовательской работы: подробнее узнать о ветеране труда Салтыковой Ольге Ивановне, узнать не только об её заслугах, о жизни в годы войны, но и об её личностном отношении к событиям тех лет, главным человеческим ценностям, её заботах и радостях.

Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи исследования:

-Взять интервью в ходе беседы у Салтыковой Ольги Ивановны;

-Изучить документальные источники и фотографии;

-Выявить факты трудового подвига молодёжи в годы войны и первые послевоенные годы;

-Сформировать своё отношение к ветерану труда как к личности;

Методы исследования. В процессе изучения, анализа и обработки накопленных материалов применялись следующие методы и приёмы:

-Изучение теоретического материала;

-Изучение документальных источников;

-Интервью, беседа;

-Анализа и сравнений.

Практическая значимость проведённого исследования состоит в представлении работы на муниципальном слёте актива школьных музеев, написание статьи в районную газету «Советское село», разработке предложений в системе формирования патриотического воспитания школьников.

Юность – становление личности

Возраст женщины определяют не морщины, а грустный, потухший взгляд, тяжёлая походка. Но как раз эта характеристика не про мою героиню. Когда бы я ни встретила Ольгу Ивановну, она всегда куда – то спешит, как говорят в народе «круто ходит», в её глазах всегда искорки, а морщинки вокруг них как – будто улыбаются. Находясь рядом с нею, сразу хочется сделать что – то хорошее. Мои впечатления об этой маленькой женщине полностью оправдались после общения с ней. Я подготовила вопросы, рассчитывая на одну встречу, но Ольга Ивановна оказалась настолько радушным человеком и интереснейшей собеседницей, что за чашкой чая, перебирая документы и фотографии, мы проводили с ней не один час и с каждым разом я ловила себя на мысли, что хочу ещё раз придти к ней. А уж насколько полна событиями была её жизнь – как будто история страны прошла у меня перед глазами! Да, всю свою жизнь Ольга Ивановна была деятельным, целеустремлённым, очень ответственным человеком. Про таких пишут книги и снимают кино, с таких берут пример, про таких говорят: «они достояние страны».

… Она родилась в крестьянской семье в 1927году. Русские крестьяне – нравственная основа нашего Отечества. Вот и Оля впитала с молоком матери главные ценности: семья, труд, Родина, честность, справедливость. В их семье было 12 детей, мал мала меньше. С самых детских лет жизнь её не была беззаботной. Девочка управлялась по дому: как – же – нянька! Мама целыми днями на работе. Училась с интересом, но начавшаяся война помешала закончить школу.

В 1943 году поступила в школу фабрично – заводского обучения Главного Управления резервов при Совнаркоме СССР на шестимесячные курсы по профессии прессовщика. Стране нужны были рабочие руки. Фронту требовалось много оружия, боевой техники.

Ох уж и прессовщица! Метр пятьдесят роста, тридцать восемь килограммов веса. В общежитии другие девушки были намного старше, а с ней любили играть вместо куклы. Правда, правда! Даже заворачивали в одеяло и качали на руках как ребёнка. Но уже именно тогда у Оли проявился характер настолько твёрдый, что удивлялись бывалые рабочие.

С первых дней войны в тылу развернулось движение под девизом: «Трудиться за себя и за товарища, ушедшего на фронт!». Люди понимали друг друга с полуслова – всё для фронта, всё для победы. Каждый стремился отдать ей все силы, всю свою энергию. Появились рабочие, выполнявшие по две, три, пять норм. Зародилось движение тысячников, возникли молодёжные фронтовые бригады, работавшие под девизом: «В труде, как в бою!». Источником подготовки квалифицированных кадров явилась система трудовых резервов (фабрично – заводские училища). Учащиеся фактически находились на положении мобилизованных, не имели права самовольно покидать училища.

Для обеспечения предприятий рабочей силой был принят ряд законодательных актов чрезвычайного характера. До 12 часов увеличилась продолжительность рабочего дня, были введены обязательные сверхурочные работы. Самовольные уходы с предприятий приравнивались к дезертирству.

Всё это для тех, кому исполнилось 18 лет. Оленьке же к этому времени нет и 16-ти. А здесь ещё комсомол выступил с инициативой помощи в восстановлении Сталинграда. Молодёжь Челябинска отремонтировала и отправила туда паровоз, 200тонн металла, 12 станков, 6 вагонов строительного материала.

Ольга взялась за восстановление справедливости: «Почему все работают по 12 часов, а я только 8? Я не ребёнок и буду трудиться как все!». Два дня она не уходила из цеха и не отходила от своего станка. Добилась своего: с разрешения парткома бригадир «восстановил справедливость» — разрешил несовершеннолетней Оленьке работать по 12

часов в сутки. Уж она воспользовалась этим в полной мере своих сил и энергии! По цеху её не видели спокойно шагающей, а всё только стремительно летящей. Как-то само собой приклеилось к ней: наш самолётик.

Заводная была не только в работе. В немногие часы отдыха организовывала то спевку, то пляску, любила говорить: «Нам песня строить и жить помогает!».

Вскоре проявилась ещё одна черта характера этой маленькой девчушки – решительность, смелость, желание облегчить страдания человека.

Мы говорим, что труд людей во время войны – это героизм. Конечно. Но чисто по – человечески, выдержать перегрузки было очень трудно: недосыпали, недоедали. Однажды у одного из рабочих кисть руки попала в станок. Два пальца оторвало сразу, один остался болтающимся. Кровь, боль, но необходимо перевязать. Тогда мужчина крикнул: «Зовите Ольгу и несите нож, только она сможет это сделать». Умудрённый жизнью он давно разглядел, что у девочки очень доброе сердце, но железный характер. После этого случая Ольгу стали называть ещё и «наш хирург». Очень почётное звание в те времена. Означало, что этот человек сможет оказать помощь в любую минуту, и в любой ситуации.

Ольга Ивановна так характеризует тот период: «Мы работали с полной отдачей! Лишь бы помочь фронту и одержать победу!».

Не зря, не зря её прозвали в своё время «наш самолётик». Оленька действительно стремилась ввысь. В 1950 году она осуществила мечту: стала крановщицей, да не простой, а в литейном цеху. Долго не решался начальник цеха ставить её на эту работу – уж больно мала росточком! Ну что она там увидит? Ведь разливать приходилось не воду из ковшика, а горячую сталь. Точность порой доходила до сантиметра! Когда же решился – не пожалел. Одной из лучших крановщиц всего литейно – механического завода стала Ольга. А уж кого срочно подменить – безотказная: хоть днём, хоть ночью. Ольга Ивановна говорит: «С той поры ночью спокойно спать не могу. Но как- же иначе? Всякое у людей случается, надо выручать друг-друга. Да и в работе: то авария, то план, то сверхурочные».

Всегда с народом и для народа, всегда с людьми и для людей. Вот с такой жизненной позицией прошла юность Ольги Ивановны. Слова «почтенный» (почтенный возраст) и «почтение» — от одного корня. Первого значения этого слова в те далёкие послевоенные годы девушка Оля ещё не достигла, а вот второго, уже заслужила.

Я делаю вывод, что именно за такие истинно человеческие качества как трудолюбие и самоотдача, доброта и отзывчивость, целеустремлённость и справедливость, общественная активность. Качества, которые способствуют формированию твёрдого стержня в человеке, превращают его в Личность.

Основная черта характера – гражданственность

«Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» — эти слова немецкого философа И.Канта как нельзя лучше, на мой взгляд, определяют сущность человека, о котором я пишу. Мы много часов провели вместе. Я просто впитывала в себя исходящую от Ольги Ивановны жизнеутверждающую энергию. Очень легко доходят до глубины души её рассуждения о том, что если делать что-то с охотой, то это никогда не будет тягостным; что надо быть ответственным за любое дело, будь оно маленькое или большое; быть ответственным за судьбу страны. Наше поколение сейчас этого недополучают. Печально, но в обществе больше проявлений равнодушия, а средства массовой информации вообще не нацелены на работу с нами. Общение с представителями старшего поколения военных и послевоенных лет даёт неизмеримо больше, чем простое прослушивание их воспоминаний – это живая история великой страны.

…Более всего прошедшая война истощила деревню. Без помощи государства она подняться не могла. В марте 1954года Пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Прежде всего, имелись в виду земли Казахстана и на Алтае, но было что поднимать и на Южном Урале. Со всех концов страны в целинные районы направились тысячи молодых добровольцев. Это были настоящие энтузиасты. Уже в феврале 1954года 20 тысяч юношей и девушек Челябинской области подали заявление с просьбой послать их на целину. Это был всеобщий героический порыв молодёжи в мирные послевоенные годы.

Конечно, не могла остаться в стороне от таких событий государственной важности и наша Ольга Ивановна.

Вот она сидит передо мной – очень милая пожилая женщина и через рассказы вновь проживает свою жизнь. И я, как наяву, вижу её заводной, отчаянной, жадной до работы, стремящейся сделать жизнь всех лучше и прекраснее. Представляю, как она вошла первый раз в кабинет директора совхоза, а тот по – отечески взглянул на неё, подумав: « Ну, куда я такую маленькую пошлю, на какую работу?». А очень скоро стало понятно: такую можно посылать хоть куда! На самые трудные участки, на прорыв!

К юношеским «наш самолётик» и «наш хирург» прибавилось звучное, не очень соотносимое с внешними данными и возрастом: Ольга Ивановна. Так её стали называть практически сразу, как она приехала в Арчаглы – Аят.

Работала на самых ответственных работах: поваром в больнице, зав. клубом, дояркой, а затем бригадиром дойного гурта. Даже уже на пенсии директор совхоза, зная безупречную честность Ольги Ивановны, просил её поработать во время посевных и уборочных учётчиком на зернотоке.

В 1958году она начала работать поваром в больнице. В те времена это было очень почётно, но ещё больше – ответственно. Страна отстраивалась, поднималась после войны, средства шли на восстановление хозяйства. Больных кормили, но скудно, однообразно. Большое, доброе сердце этой маленькой женщины, конечно не стерпело. Стала Ольга Ивановна приносить из дома со своего огорода всё, чем сама была богата: морковку, свеклу, огурчики, помидоры, зелень. Люди ей были очень благодарны. Вечерами ещё и задерживалась, чтобы дух поднять больным: посидят вместе, попоют, поговорят по душам.

Это неравнодушие к состоянию человека было замечено руководством совхоза. В деревне был сельский клуб. Однажды директор вызвал её и сказал: «Ну что, Ольга Ивановна, пора культуру на деревне поднимать. Давай-ка, иди завклубом». « Вот тут я растерялась,- вспоминает Ольга Ивановна,- как же я её буду поднимать, у меня всего 6классов образования, ничего не умею, нигде не выступала». Но директор- то мудрым

человеком был, понимал, что своей положительной энергией молодая женщина зарядит всех, от-мала до велика. Убедил. «Ну, тогда, — говорит ему,- покупайте баян и красивый занавес на сцену!»

И закрутилось: организовала молодёжь на уборку клуба (вычистили его до блеска), съездила в райцентр за музыкальными инструментами, к празднику подготовили концерт. И потянулся народ в клуб. В любое время года, на телеге, санях выезжали в отделения совхоза, на поля во время посевной и уборки урожая со спектаклями, концертами. Предлагали Ольге Ивановне поехать учиться на культработника, но как оставишь семью, маленьких детей?

В 1966 году пришлось Ольге Ивановне освоить ещё одну профессию – самую главную на селе: стала она дояркой и бригадиром дойного гурта. Очень трудной была тогда работа доярок, ведь всё приходилось делать вручную. У каждой в среднем было по 15 коров. Их нужно было не только подоить, напоить (воду возили с речки на лошадях в бочках), накормить, почистить. Уставали женщины, но любили свою работу, своих коровушек – кормилиц. А Ольга Ивановна, как почувствует, что совсем её девчатам невмоготу, закупит в магазине вкусненького, завезёт их после утренней дойки в лес, — посидят на природе, полюбуются ею, попоют и снова за работу! Она и спорилась…

Много с той поры пройдёт лет, но и много благодарных слов будет слышать в свой адрес Ольга Ивановна. За то, что не чуралась никакой работы, всегда приходила на помощь, была строга и требовательна к людям, а прежде всего к себе; за то, что умела доставить людям радость и поднять настроение, за доброту и справедливость. А ещё она говорит, что я всегда помнила о тех молодых ребятах и девчатах, которые ушли на фронт и не вернулись. Я работала и за них. Трудовая книжка Ольги Ивановны является подтверждением её рассказов. В ней виде многочисленные записи благодарностей, а знак «Победитель социалистического соревнования 1974 года»-доказательство того, что она настоящий боец трудового фронта. Оценкой её деятельности стало избрание Ольги Ивановны членом районного Совета депутатов – очень почётного звания в советские времена. Далеко не каждому оказывалось такое доверие.

Анализируя, я делаю вывод, что для нас, молодого поколения, это настоящие уроки жизни, уроки гражданственности. Важно понять это, не упустить время, учиться у таких людей как Ольга Ивановна.

Заслуженные признание, почёт, награды

Незаметно пролетели годы: в работе, в заботах о семье. Пенсию Ольга Ивановна встретила со словами: «Я ещё поработаю, может быть, принесу пользу». Так и получилось. И в этот период жизни пригодился её опыт работы с людьми, её честность, обострённое чувство справедливости. Кто живёт на селе, знает, что не каждого поставят на такую работу как зерноток, где надо вести учёт зерна. Такого доверия в раз не заслужишь. Об этом Ольга Ивановна говорит с чувством гордости. Мне же теперь стала понятнее поговорка: «Не место красит человека, а человек место».

Чем ближе я узнавала Ольгу Ивановну, тем больше поражалась: насколько у неё широкая душа! Как широкая река, из которой никогда не испить всей воды. Сейчас ей 83 года. Она каждому может заменить бабушку. Конечно, года берут своё и со здоровьем не всё ладно. Но просто для себя она жить не хочет. У неё трое детей, одиннадцать внуков и семь правнуков. На всех она находит время, всем хочет помочь. После общения с Ольгой Ивановной я поняла значение слова милосердие: она, сама пожилая женщина, ухаживает за другим пожилым человеком – соседкой, подругой. И это ещё одна целая история из жизни моей героини, история очень трогательная.

В народе говорят: по делам и заслуги. В этом году в нашем селе проходила юбилейная 10-я районная спартакиада. На её торжественном открытии, где были высокие гости не только из района, но и области молодые спортсмены принимали факел у старшего поколения. Ольга Ивановна представляла заслуженных ветеранов труда. Мне она сказала, что это очень высокая оценка её скромного вклада в развитие села. А я бы добавила: района, области, страны! Да, простая женщина, скромный вклад – но вот на таких хрупких плечах страна выстояла в самые трудные для неё военные годы, смогла восстановить хозяйство, сохранить единство народа. Каждый такой человек на вес золота. Я рада за Ольгу Ивановну, что она не забыта Администрацией района, Губернатором Челябинской области, Президентом. На её адрес приходят поздравительные открытки, она получает юбилейные государственные награды. Все они у неё хранятся, и она ими очень дорожит.

А я теперь точно знаю: по делам и заслуги!

Заключение

Я принималась за эту исследовательскую работу и ставила определённые цели: постараться больше узнать о жизни и прочувствовать состояние людей военного времени, рассказать о заслуженном человеке, описать всё с живых слов. Закончив её, я делаю вывод, что получила намного больше. Когда мы с Ольгой Ивановной в первый раз перебирали её фотографии и награды, я относилась к ним с уважением, как к важным документам. Теперь они лежат передо мною, и я с трепетом прикасаюсь к ним. До глубины души я прочувствовала и могу ответить на вопрос: почему человек хранит их как святыню. Они – заслуженные! Они заработаны великим трудом. В них отражение сильного характера.

Мне хочется, чтобы сегодня как можно больше детей общались с людьми того поколения и помогали им. Тогда слово герой будет для нас не просто печатным, мы поймём смысл, заложенный в нём. Факты героического труда я установила на примере истории жизни моей землячки-Салтыковой Ольги Ивановны. Сама же Ольга Ивановна очень любит всех ребятишек (так она называет моё поколение) и старается принять участие в их делах.

Я как будто перелистала живую книгу истории нашей страны и эта история через судьбу отчаянной девчушки, истинной труженицы, ответственного работника, душевного человека, матери, бабушки, прабабушки стала мне понятнее и ближе.

Я оценила труд поколения военных лет: это делалось ради нас. Делалось осознанно, с верой в лучшее будущее.

Наша задача – достойно принять эту эстафету и передать её своим детям!

Я понимаю, что исследовательские работы по данной теме очень важны для патриотического воспитания молодёжи, поэтому с ней я выступила на муниципальном слёте актива музеев, подготовила статью в районную газету «Советское село». Через Учебный штаб школы, членом которого я являюсь, мною внесены предложения по подготовке к знаменательной дате, посвящённой 70-летию со дня начала Великой отечественной войны:

1.Возобновить тимуровскую работу через штаб «Забота»

2.Организовать для ветеранов войны и труда на базе школы выход в Интернет на сайт «Ветераны»

3.В школьном музее работать по поиску материала и создать папки «Из поколения в поколение» (дед, отец, сын, внук – защитники Отечества)

4.Ввести традицию проведения Вечера патриотической песни с привлечением ветеранов войны и труда.

Литература

1.А.И.Александров. История родного края. – Ч.: Южно – Уральское книжное издательство, 1978.

2.В.Я.Вохминцев. Челябинск. – Ч.: Южно – Уральское книжное издательство, 1967.

3.А.П.Моисеев. Победа века. Челябинская область в Великой Отечественной войне. – Ч.: Урал-книга, 1996.

4.В.И.Богдановский. Одна на всех Победа! Фотоальбом. – Ч.: Каменный пояс, 2005.








sitemap
sitemap