Требования к уроку в специальной



Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе.

Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

Урок должен быть оснащен:

— техническими средствами обучения;

— дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты и т. п.);

— весь материал должен соотносится с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

8. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

9. необходимо введение в обучение компьютеров.

10. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

— проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

— соответствие мебели возрасту детей;

— соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

— соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

— соблюдение санитарно-гигиенических требований.

11. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

— оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;

— способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

При подготовке к уроку следует помнить:

Тема урока.

Тип урока.

Основная цель урока.

Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).

Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.

Формы и методы обучения.

Оценка учащихся.

Анализ урока.

Тип урока.

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок проверки и оценки знаний.

Комбинированный урок.

Урок-игра.

Урок-экскурсия.

Урок-диалог.

Этапы урока.

Организация начала урока.

Проверка домашнего задания.

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Изучение нового материала.

Первичная проверка усвоения знаний.

Закрепление знаний.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и проверка знаний.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании и выставление оценок.

Наличие того или иного этапа урока зависит от типа урока.

Образовательные задачи.

— формировать у учащихся представление о …;

— выявить (выявлять)…;

— знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

— уточнить…;

— расширить…;

— обобщить…;

— систематизировать…;

— дифференцировать…;

— учить применять на практике…;

— учить пользоваться…;

— тренировать…;

— проверить… .

Коррекционно-развивающие задачи:

— корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

— коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

— коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;

— коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)…;

— коррекция и развитие зрительных восприятий…;

— развитие слухового восприятия…;

— коррекция и развитие тактильного восприятия…;

— коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

— коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

— коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)… .

Воспитательные задачи:

— воспитывать интерес к учебе, предмету;

— воспитывать умение работать в парах, в команде;

— воспитывать самостоятельность ;

— воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т. п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний — закрепить, повторить и т. п.

Методы обучения:

— объяснение;

— рассказ;

— демонстрация;

— наблюдение;

— работа с книгой;

— игра;

— упражнение;

— лабораторно-практическая работа;

— практическая работа;

— применение технических средств обучения;

— программированное обучение;

— проблемное обучение.

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

Рекомендации по анализу урока в специальной школе.

Качество урока во вспомогательной школе оценивается по тому, насколько эффективно на уроке реализованы образовательные и коррекционно-воспитательные задачи, насколько тесно связан материал урока с жизнью, с практической деятельностью учащихся, насколько полно решаются задачи социальной адаптации учащихся.

Анализ урока может осуществляется по таким направлениям:

Место данного урока в системе других уроков.

— подготовленность данного урока предшествующим урокам, т. е. обоснованность темы и задач данного урока.

— степень готовности учащихся на данном уроке к восприятию знаний на последующих уроках.

2. Структура урока.

— основные этапы урока (проверка домашнего задания, устный счет, словарная работа, повторение пройденного, изложение нового материала, закрепление, домашнее задание и т. д.).

— соответствие структуры урока его теме и задачам.

— целесообразность длительности каждого этапа урока.

— взаимосвязь этапов урока и подчиненность их основной дидактической задаче.

3. Материал урока.

— научный уровень учебного материала.

— соответствие учебного материала, теме и задачам урока, возможностям учащихся. Разная степень трудности учебного материала.

— количество учебного материала на уроке.

4. Реализация основных дидактических принципов на уроке.

— научность сообщаемых знаний.

— доступность знаний учащимся, учет их возрастных особенностей. Уровня развития и усвоения знаний, интеллектуальных возможностей.

— осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.

— связь материала урока с жизнью, трудом.

— активизация мыслительной деятельности учащихся, привлечение их к формулировке выводов, правил, обобщений. Развитие самостоятельности, навыков самоконтроля, познавательных интересов, речи учащихся.

— использование наглядных средств обучения – выбор наглядных пособий и дидактического материала. Его соответствие теме и задачам урока, возрасту учащихся, целесообразность, внешнее оформление, правильность использования. Сочетание слова, наглядности и практической деятельности на уроке.

5. Методы и приемы.

— разнообразие методов и приемов, соответствие их возрасту учащихся, развитию содержанию учебного материала.

— коррекционная направленность методов и приемов.

— приемы, которыми достигалось создание положительного отношения к материалу урока, преодоление индифферентности.

6. Учет и оценка знаний учащихся.

— индивидуальный и фронтальный опрос учащихся (соотношение и оправданность).

— учет индивидуальных особенностей при оценке знаний.

7. Облик учителя.

— речь учителя: ясность, точность, выразительность, эмоциональность.

— знание материала урока, владение методами и приемами работы на уроке, владение техникой письма на доске, демонстрация пособий, проведение лабораторных работ.

— общий характер поведения учителя на уроке. Влияние поведения учителя на нейтрализацию эмоционального возбуждения у одних учащихся и преодоление торможения у других.

8. Общая оценка урока.

— степень достижения общеобразовательной и коррекционно-воспитательной задачи урока.

— дисциплина учащихся на уроке.

— знания, полученные на уроке учащимися. Виды сформированных умений и навыков.

— способы осуществления связи нового материала с уже известным; способы осуществления непрерывности повторения.

— сочетание индивидуальной и фронтальной работы на уроке.

Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М. 1999.



sitemap
sitemap