Требования к современному производству



Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет

Требования к современному производству.

Выполнила:

студентка гр.6201-21

Орлова В.В.

Проверила:

Кузнецова О.Ю.

Введение

Современное производство представляет собой сложный

комплекс правовых, организационных, технических, технологи-

ческих, социальных проблем. Главной целью любого производ-

ственного процесса является получение высококачественной,

отвечающей современным эстетическим и экологическим тре-

бованиям, продукции. Получение такой продукции предусмат-

ривает создание на производстве таких условий труда, которые

минимизировали бы снижение работоспособности человека в

процессе труда, повышали эффективность труда, приводили к

снижению травматизма, производственно обусловленной и про-

фессиональной заболеваемости.

Французский экономист Д. Сэй еще в эпоху промышленной революции так сформулировал основное правило управления производством: «Нужно снижать издержки производства с тем, чтобы увеличивать прибыль».

Совет этот является мудрым в условиях, когда отрасли промышленности, рынки и ассортимент выпускаемой продукции остаются относительно стабильными в течение длительного периода, когда любое новое изделие, запущенное в производство, представляет собой крупное нововведение для предприятия, а само производство носит массовый характер, ориентировано на выпуск больших партий изделий при незначительных переналадках или сменах технологических режимов. Для многих поколений бизнесменов снижение производственных издержек оставалось основной стратегией в конкурентной борьбе.

Этому образу управленческого мышления всегда были преданы и наши хозяйственники. Низкие цены были их любимым оружием в конкурентной борьбе с иностранными производителями в начальный период перехода к рынку. Металлы, нефть, лесоматериалы и прочее — все это «утекало» за рубеж по низким, если не сказать бросовым, ценам. Почему бы и нет, если возможности были? Но очень скоро обнаружилось, что к конкуренции это не имеет никакого отношения. К середине 90-х годов стало ясно, что низкие цены наших производителей были в лучшем случае результатом конъюнктуры, а не стратегии снижения издержек.

Что же изменилось? Каковы сегодня условия и факторы конкуренции?

В настоящее время во всем мире изменились внешние и внутренние условия производства, на смену индустриальному обществу пришло информационное, или постиндустриальное. В индустриальную эру, чтобы выстоять в конкуренции производителей на рынке, чтобы гарантировать своему предприятию финансовый успех, надо было прежде всего сокращать издержки производства. Ценовая конкуренция производителей в случаях массового производства выступала главной, если не единственной формой конкурентной борьбы. Низкая цена вполне компенсировала и низкое качество, и невысокий уровень обслуживания потребителей. Поэтому все внимание руководителей предприятий было сосредоточено вокруг издержек производства изделий, особенно прямых производственных затрат.

Автор одного из самых известных в мире учебников по экономике, американский экономист П. Самуэльсон подчеркивал: «Производители могут выстоять в конкуренции цен и повысить до максимума свои прибыли, только снижая до минимума издержки, что, в свою очередь, достигается внедрением наиболее эффективных методов производства». По-другому и быть не могло, когда темпы полного обновления ассортимента изделий на предприятии составляли несколько лет.

В современном быстро меняющемся мире, когда рыночная конкуренция становится все более жесткой, но не за счет ценовых войн, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества фирм на новых рынках, главная заповедь руководителей предприятия уже не может казаться столь же разумной, как раньше.

В условиях информационного взрыва предприятия должны уделять таким сферам, как реализация и сбыт продукции, эффективности маркетинга, экономии всех видов коммерческих расходов для увеличения своих доходов и улучшения финансового положения больше внимания, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек.

Каким бы квалифицированным и компетентным ни было руководство предприятия, какими бы талантами и способностями ни обладали его менеджеры и инженеры, они очень скоро смогут убедиться в том, что в условиях жесткой конкуренции на рынке нельзя снизить уровень производственных расходов в своей компании ниже определенного предела.

Вместе с тем, если вы обратите свой взор в другую сторону и начнете искать пути увеличения доходов вашего предприятия, увеличения объема продаж, возможности для вас открываются поистине безграничные. Для этого нужно только отчетливо представлять себе, в чем именно состоят преимущества вашего предприятия на рынке, в чем заключается его так называемая «ключевая компетентность», что оно умеет делать лучше всех производителей, представленных на рынке.

Сделать это можно, только опираясь на инструментарий современного маркетинга, зная и понимая современные методы изучения рынка, постоянно отслеживая нужды и запросы потребителей, прогнозируя их (особенно будущие), анализируя представленные на рынке продукты и конкурентов, которые вращаются на одной и той же или близкой к вашей рыночной орбите.

В информационную эру, когда новые нужды и запросы потребителей быстро распространяются по всему свету и в то же время становятся чрезвычайно индивидуализированными, когда рынки становятся разнообразными по своей структуре, руководство предприятия, если оно стремится к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу: делать прежде всего ставку на увеличение доходов, оборотов, генерирующих реальные денежные поступления, а не на снижение только издержек производства.

Никогда ранее предприятия не оказывались в такой ситуации, как сейчас. Все рынки разделены на множество сегментов. Специализация достигла такого уровня, что от конкуренции можно еще укрыться разве что на небольшом пространстве между двумя смежными сегментами различных рынков или одного и того же рынка. Маркетинг в информационную, постиндустриальную эру представляет собой целый мир, переполненный для знающего человека неограниченными возможностями по увеличению объемов продаж.

Что же является главным сегодня для достижения успеха на рынке для множества новых и уже давно существующих фирм, мелких, средних и крупных предприятий, многие из которых не так давно были мелкими, для многочисленных коммерческих структур и совместных предприятий? Это способность фирмы предоставить потребителю товар более высокого качества, чем прежде, или обладающего какими-то новыми свойствами, чем ранее, и притом за ту же или меньшую цену.

Современное производство, или, как его еще принято называть, производство мирового класса, должно отвечать следующим требованиям:

Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий. Жизненный цикл продуктов стал, как никогда, коротким, разнообразие ассортимента изделий — выше, а серийность продукции, объем партий разового выпуска — меньше. Отсюда производство, ориентированное на выпуск массовой, стандартизированной продукции (строго соответствующей стандартам, спецификациям, техническим условиям), не способное постоянно приспосабливаться к запросам реальных, часто небольших групп потребителей, ныне обречено на вымирание.

Использовать новые формы контроля, организации и разделения труда, учитывающие усложнившуюся технологию производства. Мышление «категориями сборочных линий», стремление углубить технологическое разделение труда, разбить работы на отдельные частичные операции, планирование по принципу «от достигнутого» (независимо от того, идет ли речь о приросте объема производства или доле рынка предприятия) абсолютно неприемлемы, если всерьез ставить вопрос о повышении конкурентоспособности своей продукции.

Опираться на комплексное управление качеством. Требования к качеству не только возросли, но и изменили характер принятия решений: мало выпускать хорошую продукцию, необходимо еще думать об организации послепродажного обслуживания, о предоставлении в высшей степени индивидуализированным в своих запросах потребителям дополнительных фирменных услуг.

Одновременно повышать качество продукции и снижать издержки.Если прежде можно было предлагать потребителю менее качественный товар по более низкой цене и, наоборот, высокому качеству всегда сопутствовала высокая цена, то сегодня ситуация изменилась. Более высокое качество продукта должно обеспечиваться за счет той же или более низкой цены.

Ориентироваться на повышение эффективности накладных расходов. Структура издержек производства резко изменилась. На долю заработной платы рабочих в большинстве отраслей приходится от 2 до 10% общей стоимости продукции. Одновременно все более возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции (расходов на ее рекламу, складирование, транспортировку). Ориентация только на снижение прямых затрат труда (в виде повышения норм выработки или замещения живого труда капиталом и энергией) мало способствует общему повышению эффективности производства, укреплению конкурентоспособности предприятия.

Гибкость в управлении, умение быстро перестроиться, не упустить новые возможности, открываемые рынком или научно-техническим прогрессом, становятся более важными, чем «рациональность» управления во всех ее формах — от достижения упорядоченности, устранения дублирования функций, подконтрольности, соответствия инструкциям, типовым формам до примитивной экономии на управленческих расходах вместо сопоставления их размера с достигнутыми уровнем и темпами роста оборотов и эффективности производства.

В индустриальную эру экономическая эффективность производства и умение изготовить какое-то изделие ценились высоко. Эти факторы и сейчас не утратили своего значения. Вместе с ними появились новые, играющие все более и более важную роль. Зачем выпускать продукцию, добиваясь при этом 100%-ной эффективности, если потребители просто не желают ее приобретать? Ваша фирма будет действовать более успешно, если прекратит выпуск такой продукции. И чем быстрее, тем лучше. Если вы вздумаете, как в старые добрые времена, предложить на рынке потребителю давным-давно известный товар, даже по баснословно низкой цене, все равно вас рано или поздно вытеснят с рынка более пронырливые конкуренты. Причем вытеснят без особых для себя хлопот. Им достаточно немного усовершенствовать некоторые параметры изделия, аналогичного тому, что предлагает ваше предприятие или фирма.

Сегодня, даже оперируя в условиях относительно стабильного рынка, выпуская известные изделия, традиционные товары, нужно не только тщательно контролировать уровень цен на свою продукцию, но и заботиться о повышении качества, об улучшении хотя бы некоторых потребительских свойств своих изделий и услуг. Причем нужно заранее знать, какие именно свойства прежде всего волнуют потребителя. Для этого и нужен маркетинг, рыночные исследования. О нововведениях, о каких-либо улучшениях в своей продукции или в уровне обслуживания потребителей нужно заботиться постоянно, а не от случая к случаю. Тактика постоянных улучшений даже в давно известных изделиях может обеспечить неуклонный рост объемов продаж и доходов.

В любом случае следует помнить, что если вы планируете выйти на рынок с традиционным и хорошо известным изделием или с видом услуги, осуществив в них какие-то усовершенствования с целью повышения своей конкурентоспособности, с самого начала нужно знать, какого рода изменения произвести, насколько глубокими они должны быть и как быстро осуществляться.

Переход к производству мирового класса, на самый высокий уровень конкурентоспособности — дело весьма хлопотное и занимает немало времени, но, увы, необходимое. Вот почему полезным может стать определение степени готовности вашего предприятия к работе по стандартам производства мирового класса. С помощью приводимого далее теста вы можете попытаться по некоторым параметрам проанализировать состояние дел у себя на предприятии.

Современное производство  представляет собой достаточно сложную многокомпонентную организационную систему, включающую в себя различные подсистемы и виды деятельности, объединенные одной целью и направленные на достижение ее с наименьшими затратами. Поэтому-то и управление современным производством носит не простой, а комплексный характер, учитывающий не только проблемы и аспекты основного производства, но и вопросы всех сопутствующих и вспомогательных служб, а также воздействие внешних факторов экономического, социального, правового, организационного и политического характера. 

Современное производство со сложной и разнообразной техникой и технологией, большой численностью работников предполагает установление и регулирование необходимых количественных пропорций между различными видами труда. Для этого необходимо знать меру затрат труда по количеству и качеству, по каждому участку производства и виду работ. Такой мерой труда является рабочее время, необходимое для выполнения каждой отдельно взятой работы ( операции) в существующих организационно-технических условиях. 

Современное производство в большинстве отраслей, особенно в тяжелой промышленности, сложное и капиталоемкое; его развитие невозможно без текущего внутрифирменного планирования ряда важнейших параметров, что требует относительно стабильных рыночных условий, в частности, цен.

Современное производство включает в себя исполнение множества видов труда и функций.

Современное производство развивается в условиях научно-технической революции, главным содержанием которой является автоматизация производства при условии минимизации ущерба для окружающей среды. 

Современное производство стремительно развивается в направлении автоматизации с широким использованием компьютерных технологий и робототехнических систем, позволяющих быстро перестраивать технологические процессы на изготовление новых изделий.

Современное производство предъявляет быстрорастущие требования не к одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой управляет. 

Современное производство и потребление материальных благ образуют единую систему экономики страны. Поэтому введение в строй каждого нового предприятия или новой модели изделий массового потребления так или иначе связано с деятельностью многих отраслей промышленности и отражается на экономике страны в целом. В огромной системе народного хозяйства производство каждого изделия, если оно имеет массовый характер, сопряжено с определенной перестройкой систем снабжения, планирования, распределения материальных и людских ресурсов. 

Современное производство по своему технологическому строю предполагает широкое использование квалифицированного профессионального труда, поэтому современные менеджеры руководят работниками, которые способны оценивать и творчески влиять на реализацию управленческих решений. Изменился и состав работников: если раньше преобладали крестьяне, рабочие и сервисные служащие, то в современной экономике основными профессиональными группами становятся управляющие и специалисты, противоречия между которыми и определяют динамику практически любой организации.

Современное производство радикально отличается от образа, приписанного ему социально-философскими построениями индустриального века. Основные параметры, которые мы привычно анализируем: технология, труд, собственность и управление, — сегодня существенно изменились. Причем важнейшие особенности современного производства специалисты видят не в НТР или развитии транснациональных корпораций, а в изменениях социальной организации, которые имеют поистине революционный характер. 

Современное производство с каждым годом все больше механизируется и автоматизируется. Это создает надежные предпосылки для получения однородного качества больших количеств продукции. Однако незамеченная разладка автоматизированного процесса чревата опасностью массового изготовления брака. 

Современное производство характеризуется все большей автоматизацией процессов, которая обеспечивает постоянный рост производительности труда. Развитие автоматизации позволяет создавать большие технические системы, в состав которых входят вычислительные и управляющие устройства. Примером таких систем являются системы запуска и управления космическими аппаратами, единая автоматизированная система связи, система управления воздушным транспортом.

Современное производство и природопользование связано с антропогенным воздействием на природную среду. Во многих случаях отрицательное воздействие на среду обитания вызвано не только непродуманностью принимаемых решений, но и экологической неграмотностью при ведении хозяйственной деятельности. В связи с этим при подготовке специалистов различного профиля возникла необходимость вводить в учебные программы дисциплины экологической направленности. 

Современное производство немыслимо без использования достижений науки и техники, новой технологии. А все это требует повышения уровня образовательной подготовки членов трудового коллектива, их профессиональной квалификации. Получение новых знаний укрепляет чувство личного достоинства работников. Как правило, новая техника и технология способствуют активизации у них интереса к освоению смежных профессий. 

Современное производство требует глубокого научного подхода к решению различных производственных задач. Поэтому при подготовке специалистов сельскохозяйственного направления нужно научить вступающих в жизнь молодых людей мыслить масштабно. [

Современное производство невозможно без высокоразвитой измерительной техники. 

Современное производство в большинстве отраслей, особенно в тяжелой промышленности, — сложное и капиталоемкое; его развитие невозможно без текущего внутрифирменного планирования ряда важнейших параметров, что требует относительно стабильных рыночных условий, в частности, цен. 

Современное производство предъявляет быстрорастущие требования не к одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой управляет. Специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются в обязательное условие успешного труда все более широких слоев работников. Но все это в значительной мере зависит от уровня жизни, от того, насколько полно могут быть удовлетворены материальные и духовные потребности. 

Современное производство развивается быстрыми темпами. Основная тенденция этого развития связана с укрупнением единичной мощности технологических машин и аппаратов и совершенствованием автоматических схем регулирования такими объектами. При этом совершенствование схем регулирования идет благодаря применению не только более современных и надежных средств регулирования, но и новых методов расчета автоматических систем регулирования. 

Современное производство настолько широко и глубоко взаимодействует с природой, что особый учет экологического фактора в хозяйственной практике стал обязательным. 

Современное производство основано на разделении труда. Это обусловливает необходимость перевозки сырья, полуфабрикатов или готовой продукции с места добычи или производства к местам потребления. Для выполнения перевозок необходим транспорт как внутри отдельных предприятий, так и между предприятиями, регионами и зарубежными странами. 

Современное производство — это производство высококачественный продукции. Потребитель часто предпочитает качество цене, поскольку понимает, что высокое качество снизит расходы на эксплуатацию, ремонт и более полно удовлетворит его потребности. Если анализировать причины процветания фирм типа Адидас, Тойота, Грундиг, Фольксваген и др., то увидим, что имидж этих фирм базируется на качестве продукции, а не на цене. А качество в свою очередь обеспечивает рост продаж, снижение издержек, увеличение прибыли. 

Современное производство характеризуется постоянным обновлением продукции, усложнением изделий и увеличевием номенклатуры обращающихся в производстве предметов труда, материалов и комплектующих изделий.

Современное производство характеризуется сложностью связей между его элементами, постоянным расширением номенклатуры изготовляемых изделий, деталей, деталеопераций. На непрерывный ход производства оказывают влияние различные факторы, в том числе условия эксплуатации оборудования, степень устойчивости кадров, состояние трудовой и производственной дисциплины, система обслуживания рабочих мест и многое другое. Все это делает производственную систему весьма сложной, требующей постоянного контроля и регулирования. Единство форм оперативного управления и типов производства обеспечивается системами оперативно-производственного планирования и регулирования. На практике используются разнообразные системы, каждая из которых должна соответствовать конкретным производственным условиям. Поэтому механическое перенесение даже передовых систем оперативно-производственного планирования и регулирования без их соответствующих переработок и приспособлений к конкретным условиям производства не дает требуемого эффекта. 

Современное производство состоит из множества взаимно связанных процессов, которые должны быть четко согласованы между собой. Если кто-то не вышел на работу или недобросовестно выполнил свои обязанности, неизбежно нарушается весь процесс. 

Современные производства оснащаются все большим и большим количеством технических средств контроля, автоматики, сигнализации и диспетчеризации. В настоящее время в ряде отраслей промышленности, как, например, в нефтяной -, металлургической, энергетической, имеются крупнейшие автоматизированные установки и предприятия. 

Современное производство требует все возрастающих масс сырья и материалов. 

Современное производство требует строжайшего соблюдения технологии и широкого внедрения автоматического управления производственными процессами. 

Современное производство — сложная система, состоящая из тысяч элементов и связей. Усложнение производства требует усложнения управления, иначе управление не будет учитывать всей сложности производства и не обеспечит высокого качества управления. 



sitemap
sitemap