Требования к составлению анкеты



Требования к составлению анкеты

Как анкета, так и вопросник интервью содержат различные типы вопросов, комбинирование которых позволяет получить в итоге более надежную информацию.

Как известно, вопросы могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае респонденту задается только вопрос, а ответ он дает своими словами в меру своего понимания существа вопроса. Во втором случае респонденту предлагается веер возможных ответов, из которых он должен выбрать один (если вопрос носит дихотомический характер) или несколько ответов, совпадающих с его суждением.

По содержанию вопросы подразделяются на оценочные (о мотивах, оценках, мнениях) и фактологические (о фактах действительности).

По функциям вопросы различаются на фильтрующие, контрольные, буферные, контактные и содержательные. Если ответы опрашиваемых на содержательные вопросы помогают раскрыть ту или иную сторону существа проблемы, то фильтр-вопросы выполняют функцию «стрелочника», отсеивая из общей массы отвечающих тех, кто компетентен отвечать на ряд последующих вопросов, от тех, кто не может на них компетентно ответить.

Контрольные вопросы позволяют убедиться в надежности ответов путем повторения через определенное количество вопросов вопроса контрольного, но в другой формулировке.

Буферный вопрос, как контактный, призван всего лишь усилить имитацию более непринужденной и логичной беседы с опрашиваемым. Содержание ответов на них не обрабатывается.

Контактный вопрос позволяет завязать контакт с опрашиваемым, а буферный — соединить два разнородных блока вопросов в анкете или вопроснике интервью.

По способу интерпретации ответов вопросы подразделяются на прямые и косвенные. Содержание прямых вопросов трактуется напрямую, дословно, в то время как в косвенных — опосредованно, косвенным образом.

В определенной степени к разновидности косвенных вопросов можно отнести безличные вопросы и вопросы проективные.

В проективном вопросе интерпретация осуществляется также косвенным образом. Например, опросы, в которых опрашиваемых просят продолжить начатые фразы, отреагировать на изображенную ситуацию в лице одного из ее участников и т.п., можно отнести к проективным.

Все перечисленные типы и виды вопросов в различном сочетании помогают повышать надежность собираемой с помощью опроса информации.



Определенные требования предъявляются и к формулировке и последовательности вопросов.

В частности, вопросы должны формулироваться на понятном для опрашиваемых языке, для их уровня образования и культуры. То есть смысл вопроса должен быть понятен респондентам.

Формулировки вопросов должны носить нейтральный характер и не содержать оценочных суждений. Иначе есть опасность склонить опрашиваемых к точке зрения автора анкеты или вопросника интервью, из-за их желания угодить авторам или представить себя в более выгодном свете.

Вопросы, содержание которых раскрывает нежелательные в общественном плане факты поведения опрашиваемых, разрушают их идеализированные представления о себе, желательно также формулировать в виде косвенных, проективных вопросов.

Иногда формулировки вопросов носят довольно общий, громоздкий характер. Часто это связано с тем, что авторы не переводят целевые, программные вопросы в батареи индикаторных вопросов, которые и должны задаваться опрашиваемым в анкете или интервью.

Что касается очередности вопросов, то здесь тоже существуют некоторые правила. Первые вопросы должны вызывать интерес респондентов и их желание отвечать на последующие. Поэтому не следует задавать вначале слишком сложные для понимания вопросы. Они должны следовать за простыми. Здесь действует так называемое правило «воронки». Более простые и интересные вопросы как бы «затягивают» опрашиваемого в «воронку» вопросов-ответов, и выйти из нее по мере углубления становится все сложнее. Тем самым уменьшается процент отказов. Исходя из этих же соображений, нецелесообразно задавать вначале вопросы, затрагивающие интимные темы. Лучше приберечь их к концу интервью, когда между интервьюером и респондентом завяжется более доверительная беседа, будет установлен необходимый контакт.

Расположенные друг за другом вопросы образуют определенную структуру вопросника анкеты или интервью. В этой структуре можно выделить три крупных блока.

Первый — вводная часть, в которой раскрывается обращение к опрашиваемому, указываются цель опроса, подчеркивается его анонимность, способ заполнения анкеты (ответов на вопросы). В вопроснике интервью вводная часть может отсутствовать или быть очень небольшой, так как интервьюер излагает содержимое этой части устно (текст вступления может быть помещен в инструкцию интервьюеру).

Основная часть — самая большая по объему, содержит вопросы, раскрывающие проблему клиента или заказчика.



Третья часть вопросника — «объективка» или «паспортичка» — содержит ряд фактологических вопросов о принадлежности опрашиваемого к той или иной социально-демографической или профессиональной группе, что позволяет на этапе последующей обработки и обобщения первичной информации выявлять причинно-следственные связи между ответами опрашиваемых на оценочные вопросы основной части и интересующими диагноста объективными параметрами (с полом, возрастом, образованием, семейным положением, родом занятий и т.д.).

Общее время, затрачиваемое на проведение опроса, варьируется в довольно больших пределах. Демоскопические опросы в среднем составляют около 20-30 минут, в то время как индивидуальные интервью (клинические, глубинные и т.п.) могут длиться часами и по нескольку сеансов. Главное здесь, чтобы опрашиваемый не утомлялся до такой степени, чтобы уже не понимал вопроса, тяготился ими, отвечал бы формально. Во многом это зависит и от интереса опрашиваемых к обсуждаемой проблеме.










sitemap
sitemap