Требования к оценке труда учителя



Требования к оценке труда учителя

В содержании современного образования изменения происходят не первый год и связаны они с переносом акцента с предметных знаний как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, эффективности образовательного процесса, качества преподавания, влекут за собой и изменения в системе оценивания труда педагогов.

Проблема оценки деятельности учителя – одна из ключевых проблем современной педагогики. Оценка деятельности педагога непосредствено связана с эфективностью образовательного процесса, т.к. именно она является показателем качества преподавания. Постараемся найти ответы на вопросы: для чего необходима оценка, что оценивать и как оценивать?

Цель оценки — это установление качества работы, уровня выполненной работы. Педагогу для совершенствования своего труда необходимо постоянно оценивать результат своей деятельности, сравнивать его с эталонами, четко фиксировать успешные результаты и раскрывать причины неудач, анализировать их причины и определять пути исправления. Оценка – это констатация того, чего он достиг и что ему предстоит преодолеть, каких результатов добиваться.

Сегодня, когда решаются вопросы стимулирующей оплаты труда, в условиях демократического общества, индивидуального подхода к каждому, важно переосмыслить подходы к оцениванию, пересмотреть критерии оценки труда учителя. Тарифная система оплаты труда зависила от стажа работы, разряда и образования сотрудника. Сейчас радикально меняются подходы к оцениванию труда. Как оценить труд учителя, проработавшего много лет в школе, использовавшего старые планы и наработки, в сравнении с трудом молодого специалиста, применяющего в работе современные новые технологии. С одной стороны, это может быть пессимизм в работе, день прошел, уроки дал, а остальное забота учеников и их родителей. С другой стороны, кропотливый, творческий, отнимающий много времени и сил труд молодого учителя. Но вероятно, есть и другой взгляд на проблему. Возможно старые планы и наработки, выстраданные временем и опытом учителя с большим стажем работы, не первый год приносят замечательные результаты на экзаменах, а вот труды же начинающего педагога, еще пытающегося найти истину, приносят невсегда желаемый результат.

Получается, что ни время работы, а результат должны быть поставлены во главу угла. Оценка труда педагога должна базироваться прежде всего на конечных результатах обучения учащихся.

Много внимания в педагогике уделяется не только вопросу оценивания конечного результата обучения, но и процессу педагогической деятельности. Отследить и оценить процесс очень сложно. Есть и третий вариант оценивания – использование интегрального подхода к оценке, когда в ней учитывается не только результат учительского труда, но и сам процесс деятельности, а точнее динамика изменения результатов, при сравнивании предыдущих и новых результатов деятельности одного и того же учителя.

При оценке необходимо учитывать динамику результатов качества знаний учащихся в соответствии с поставленными целями образования, не используя сравнения с другими педагогами и классами, учитывая профессиональный рост конкретного учителя. В противном случае возникают разногласия в коллективе и вопросы по поводу того, что контингент учащихся в классах разный или педагог работает по другой программе.

Качество знаний учащихся зависит от результатов урока, от его эффективности. Оценивания эффективность учебного занятия, учитель, руководитель или методист может дать оценку труда учителя.

Процедура оценивания результатов труда должна быть простой. Реальнее выполнять эту процедуру или в конце четверти или триместра. Можно спокойно подвести итоги работы за определенный промежуток времени, основываясь на количественных результатах контрольных работ, мониторингов, анкетирования, итогах участия в конкурсах, олимпиадах и т.д. Учитель также чувствует себя уверенным и спокойным в завтрашнем дне.

Немаловажно отметить, что для объективного оценивания необходимо выработать и соблюдать требования к оценке труда педагога:

оценка должна осуществляться на основе четких , понятных критериев;

оценивание должно быть системным;

оценивание не должно затрагивать личностных качеств учителя;



использовать эффективный выбор форм и способов оценивания;

содержание оценивания должно отражать отслеживание процессов и результатов усвоения (мониторинги, портфолио) и на основе количественных показателей;

использовать интегральный подход к оценке;

оценка должна способствовать успешному продвижению учителя в профессиональной деятельности.

Задание №1.

Квалификация — степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы, включающей теоретические знания и практические навыки, которые должны соответствовать нормам Единого тарифно-квалификационного справочника. 

Задание №2.

Организация методической работы непосредственно в школе имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами повышения квалификации: методическая работа носит постоянный, повседневный характер; ее содержание и характер связаны с ходом и результатами реального учебно-воспитательного процесса; это более управляемый процесс.



Задание №3.

Формы

Примеры

1.Фронтальные

-психолого-педагогические семинары (лекции, дискуссии, обсуждения, практикумы)

-педагогические чтения и научно-практические конференции

-методические недели, методические сборы, творческие отчеты

2.Групповые

методические объединения

3. Индивидуальные

-консультирование; оказание помощи в планировании воспитательной работы с классом; посещение мероприятий, дел и их последующий анализ; совместное посещение вместе с учителем (воспитателем) уроков, классных часов, классных собраний у опытных педагогов; приглашение на уроки, внеклассные мероприятия, дела, которые проводит сам руководитель школы.

Задание №4.

Основные цели аттестации — это

Принятие решений, связанных с изменением компенсационного пакета, имеющих конкретные материальные последствия для работников.

Принятие решений, связанных с развитием организации, приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации.

Принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности всей организации, положения дел в ней и выявлением рабочих проблем.

Задание №5.

Принцип объективности

Принцип личной заинтересованности

Принцип соответствия государственным, общественным и личным интересам

Принцип целостности аттестации

Принцип – конфиденциальность аттестации

Задание №6.

Предварительный этап является обязательным для всех видов аттестации. Результатом этапа становится принятие решения об участии в аттестации на основе самоанализа собственной профессиональной деятельности, самооценки и оценки работодателя.

Первый этап аттестации представляет собой квалификационные испытания в письменной форме – тестирование через автоматизированную систему.

Педагогические работники выполняют письменное задание в виде ответов на вопросы теста с использованием дистанционных технологий. Используя свой логин и пароль, педагог входит в программу тестирования и приступает к выполнению письменной работы. По окончании выполнения письменной работы педагог и региональный оператор автоматизированной программы получают заключение об успешности (или не успешности) прохождения процедуры. Вместе с заключением об успешности (не успешности) прохождения процедуры региональный оператор получает формализованный анализ, включающий указания на ошибки, допущенные педагогом.

В процедуре аттестации второй этап представляет собой квалификационные испытания в форме очной защиты проектной работы.

Для экспертизы назначаются два эксперта. Каждый эксперт оформляет и подписывает свой экспертный лист. Защита проектных работ педагогов может проводиться в очной форме – с выездом педагогов к месту заседания экспертов, или выезда экспертов к месту аттестации (при большой численности аттестующихся) или дистанционно с использованием системы видеоконференции или вебинара.



Третий этап аттестации является также обязательным для всех видов аттестации. На этом этапе аттестации проводится анализ результатов предыдущих этапов, дополнительных материалов, представленных в аттестационную комиссию, производится подсчет средних и суммарного рейтинговых баллов. Итоговый результат по всем экспертным листам рассчитывается и оформляется специалистом Департамента, ответственным за аттестацию.

Задание №7.








sitemap
sitemap