Транспортный комплекс Ямала



ВВЕДЕНИЕ

«Подобно движению мельчайших частиц, несущих

энергию другим телам, транспорт является

жизненно важным и связующим звеном между

различными сферами человеческой деятельности»

А. Эйнштейн

Говорить о транспорте — это всё равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества. Протяженностью в несколько тысяч лет человек в своём развитии прошёл этап от момента изобретения колеса до освоения вселенной и если сравнить древние потребности человечества в транспорте, то они ничтожно малы по сравнению с его желанием сократить расстояние в кротчайшие сроки. Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.

Цель данной работы – проста, поскольку не требует никаких доказательств и подтверждений. Ни одно государство в мире в своем историческом развитии не обходилось и не обойдётся без развитой транспортной инфраструктуры. Роль транспорта в жизни планеты, государства и города действительно важна, поскольку только движение ведёт к прогрессу.

Задача работы увидеть перспективы транспортного комплекса, определить пути их решения и перспективы развития транспорта. Для этого было выявлено и рассмотрено огромное значение транспорта, как важного связующего звена в экономике Ямала, особенности его развития и размещения. Особое внимание было уделено рассмотрению структуры транспортного комплекса, в которой выделяют следующие виды транспорта железнодорожный, речной и воздушный. Для понимания специфики транспорта как особой сферы материального производства, был рассмотрен комплекс особенностей развития и размещения, характерных только для транспортного комплекса.

Актуальность заключается в том, что транспорт является связующим звеном между предприятием, производителем и потребителем. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших факторов при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Транспорт играет большую роль в освоении территорий.

Для достижения поставленной цели требуется решить определённые задачи:

1) проанализировать опыт, изложенный в экономической литературе;

2) выделить основные центры размещения транспорта, а также его проблемы;

3)изучить различные формы и методы решения проблем по развитию транспортного комплекса Ямала;

4) раскрыть всю необходимость решения этих проблем.

Объектом исследования в данной работе является транспорт Ямала.

Предметом исследования является:

1) механизм размещения транспортного комплекса;

2) процессы управления размещением и развитием транспорта, как отрасли экономики;

3) основные направления в решении проблем транспорта в регионе.

Данная тема является достаточно изученной в экономико-географической литературе, но, тем не менее, проблемы транспорта в этой литературе освещены недостаточно и требуют дополнительных исследований.

Для изучения способов взаимодействия различных видов транспорта и причин их возникновения особое внимание было уделено рассмотрению структуры транспортного комплекса. В частности, были определено значение различных видов транспорта, их достоинства и недостатки, особенности их размещения. И, наконец, большое внимание при написании данной работы было уделено рассмотрению транспортного комплекса и перспективы его развития.

Ямало-Ненецкий автономный округ — это центральная часть арктического фасада России. Территория ЯНАО расположена в арктической зоне на севере крупнейшей в мире Западно-Сибирской равнины и занимает обширную площадь более 750 тысяч квадратных километров. Более её половины расположено за Полярным округом, охватывая низовья Оби с притоками, бассейны рек Надыма, Пура и Таза, полуострова Ямал, Тазовский, Гыданский, группу островов в Карском море (Белый, Шокальский, Неупокоева, Олений и др.), а также Крайняя северная точка материковой восточные склоны Полярного Урала. 30 минут части Ямала находится под 73 северной широты, что полностью оправдывает ненецкое название полуострова — Край Земли.

Северная граница округа, омываемая водами Карского моря, имеет протяженность 5100 километров и является частью Государственной границы Российской Федерации (около 900 километров). На западе по Уральскому хребту, Ямало-Ненецкий округ граничит с Ненецким автономным округом и Республикой Коми, на юге — с Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке — с Красноярским краем.

Окружная транспортная система была сформирована в результате реализации программы развития газовой и нефтяной индустрии. Конфигурация сети и взаимодействие различных видов транспорта определялись сложившимися в то время межрегиональными транспортно-экономическими связями предприятий нефтегазовой промышленности и наличием двух входов в регион. На юге — из Тюмени, на севере округа — по железной дороге из Лабытнанги, на речном транспорте — с юга из Омска и Новосибирска, на морском транспорте — из Мурманска по Северному морскому пути.

Система аэропортов и взлетно-посадочных полос также формировалась в нефтегазовых городах и посёлках. Что касается автомобильных дорог, то они в первую очередь прокладывались к разрабатываемым месторождениям: от железнодорожных станций и речных портов к углеводородным площадям. Особенностью автодорожной сети Ямала можно было назвать её ведомственную принадлежность и технологическую направленность. Протяженность дорог общего пользования была крайне незначительна.

В 90-е годы приоритетным направлением развития транспортной сети стало формирование широкой сети магистралей. В настоящее время система представлена всеми видами транспорта. В реализации объёмов перевозок ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, на втором месте — речной, на третьем — авиатранспорт. (Приложение 5).

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И СЕТЬ АВТОДОРОГ

Этот вид транспорта относится к числу динамично развивающихся видов транспортной системы. Он отличается высокой маневренностью и обеспечивает внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов, пассажиров на средние и короткие расстояния. Велика его роль и в осуществлении смешанных перевозок, а также в обслуживании, главным образом на короткие расстояния отраслей промышленности, торговли и строительства. Общая протяженность автомобильных дорог страны составляет 945 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – 748 тыс. км. Однако, более 1/3 автомобильных дорог приходится на гравийное, щебеночное, шлаковое, или булыжное покрытие, которое отличается низким качеством, не соответствующим техническим параметрам, а как следствие требует их частого ремонта. 34 процента населенных пунктов не имеет связи с дорогами общего пользования, что негативно отражается на развитии сельского хозяйства при вывозе сельскохозяйственной продукции.

Дороги играют роль «кровеносных артерий» в автомобильном транспорте. От их состояния зависит состояние этого вида транспорта. Велика роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров. Несмотря на снижение перевозимых грузов транспортом общего пользования за 1992-1996 на 46 %, а автомобильного транспорта на 42 %, доля автомобильного транспорта по-прежнему остается высокой. В настоящее время он составляет большую конкуренцию железнодорожному транспорту.

Автомобильный транспорт используется как для внутрирайонных перевозок, так и для доставки грузов между различными видами населенных пунктов. В структуре перевозимых грузов преобладают строительные материалы, хлебные, лесные грузы и товары народного потребления.

В последнее время автомобильный транспорт наращивает объемы перевозимых грузов. Так, например, российская почта предприняла попытку перехода перевозок с железнодорожного транспорта на автомобильный, так как автомобильный транспорт является в этом случае более дешёвым, удобным, маневренным, чем другие виды транспорта.

Несмотря на интенсивное развитие нефтегазового комплекса, сеть дорог на Ямале в настоящее время только создаётся. Основой её является автомобильная дорога Сургут — Салехард, которая, по завершении строительства, свяжет города и посёлки автономного округа, в том числе административный центр — Салехард, с сетью дорог Российской Федерации. Общая протяженность трассы составляет 1292 км, в том числе по территории автономного округа 1057 км. Из них построено 443 км.

Перспективы развития сети автомобильных дорог автономного округа обозначены в проекте Программы модернизации транспортной системы России до 2025 г.

Программа строительства автомобильных дорог на территории округа предусматривает три этапа:

1) формирование опорной сети дорог — завершение строительства автомобильной дороги Сургут-Салехард, входящей в Сибирский автодорожный коридор;

2) обеспечение автотранспортной связью районных центров с опорной сетью;

3) обеспечение автотранспортной связью прочих населенных пунктов с районными центрами и опорной сетью.

В соответствии с Программой сроки строительства участка автомобильной дороги Надым-Салехард обозначены с 2002 по 2010 годы. Стоимость строительства данного участка ориентировочно составляет девять млрд. рублей.

Следующим этапом развития сети автомобильных дорог в автономном округе станет строительство дорог от опорной сети до районных центров. Всего потребность в строительстве автомобильных дорог составляет 1237,6 км, в том числе: 503,9 км автомобильной дороги Сургут-Салехард , 733,6 км дорог, связывающих города и посёлки автономного округа с опорной сетью.

Таким образом, реализация Программы дорожного строительства должна обеспечить увеличение сети автомобильных дорог общего пользования ЯНАО.

В Ямало-Ненецком округе приблизительно 5 050 километров дорог, из них около 3 520 километров дорог с твердым покрытием, которые можно использовать круглый год. Около 700 км дорог с твердым покрытием — дороги общего пользования, 2 820 км дорог с твердым покрытием — ведомственные и 776 км — муниципальные дороги. В зимнее время приблизительно 9 565 дополнительных километров дорог прокладываются по глубоко промерзшей земле и рекам. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км территории составляет всего 0,1 км при среднем показателе по стране — 26 км, они составляют 70% в общей протяженности автодорог в округе (в среднем по России — 90%).

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Железные дороги являются важнейшей составной частью транспортно-дорожного комплекса страны. Их протяженность равна 7 процентов всех железных дорог мира, но они обеспечивают 35 процентов мирового грузооборота и 15 процентов пассажирооборота, произведенного железнодорожниками в мире.

Основными грузами железнодорожного транспорта являются нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, строительные материалы, сельскохозяйственные грузы, лес, продукцию машиностроения и др. Железнодорожный транспорт имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных пассажирских перевозок, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяется конфигурацией и пропускной способностью железнодорожных дорог.

На железнодорожном транспорте в пассажирообороте ведущую роль играют дальние перевозки. Развитие железнодорожного транспорта в Ямало-Ненецком автономном округе главным образом связано с освоением месторождений нефти и газа. И сегодня железная дорога остается одним из основных видов транспорта, обеспечивая круглогодичный пропуск поездов из центральных районов страны на северную территорию. В настоящее время железнодорожная система Ямала состоит из двух частей: Западной (линия Чум-Лабытнанги) и Восточной (линия Сургут-Новый Уренгой). Участки Коротчаево-Надым и Новый Уренгой-Ямбург находятся в стадии незавершенного строительства, их основное назначение сегодня — доставка грузов для обеспечения эксплуатации и обустройства нефтегазовых месторождений в северной части Надым-Пур-Тазовского региона, линейной части магистральных газопроводов и снабжение населения этого района всем необходимым. В связи с активизацией деятельности нефтегазодобывающих компаний, ростом добычи углеводородного сырья в последние годы стал ощущаться недостаток пропускных способностей железнодорожного транспорта. Для обеспечения растущего уровня добычи углеводородов на Ямале в период до 2010 года предусмотрено завоз грузов для обустройства месторождений, а также частичный вывоз жидких углеводородов и продукции нефтеперерабатывающей промышленности общим объемом более 40 млн. тонн в год. Кроме того, требуется доставлять и отправлять обратно вахтовые бригады общей численностью 20-30 тыс. человек в месяц. При этом доля грузов, перевозимых железной дорогой, напрямую будет зависеть от активности предприятий отрасли.

Создание благоприятных условий для ускорения процесса разработки северных месторождений и дальнейшего экономического развития страны, развитие пассажирских перевозок до полного удовлетворения потребности населения региона являются важными политическими задачами.

Для решения этих задач подошли администрация Ямало-Ненецкого автономного округа и ОАО «РЖД». Для окончания строительства и дальнейшей эксплуатации северных участков железной дороги совместно с администрацией ЯНАО было создано открытое акционерное общество «Ямальская железнодорожная компания». Компания организует грузовые и пассажирские перевозки на участке Коротчаево — Новый Уренгой, решает вопросы ремонта, эксплуатации и содержания участков транспортной инфраструктуры на Ямале. При непосредственном участии ЯЖД были открыты новый железнодорожный вокзал на станции Коротчаево и участок Свердловской железной дороги Новый Уренгой — Коротчаево. Тогда же из города газодобытчиков в Москву отправился фирменный поезд «Яма»’, который менее чем через полгода по итогам общероссийского конкурса был признан лучшим в России пассажирским составом.

В городе Лабытнанги состоялась торжественная церемония открытия современного вокзального комплекса, а с перрона станции в столицу России ушел новый фирменный поезд «Полярная стрела». И сегодня администрация автономии уделяет большое внимание удовлетворению потребностей населения в грузовых и пассажирских перевозках, созданию благоприятных условий для поступательного развития предприятий железнодорожного транспорта.    Для развития пассажирских перевозок и повышения качества обслуживания пассажиров в Ямало-Ненецком автономном округе, в рамках областной целевой программы «Сотрудничество», реализуемой совместно Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом, для нужд автономного округа построены два комфортабельных пассажирских судна нового судостроения с улучшенными скоростными и техническими характеристиками.

В период навигации была организована работа по перевозке пассажиров и автотранспортной техники на паромной переправе через реку Обь между городами Салехард и Лабытнанги.

В течение навигации 2010 года осуществляли работу 4 пассажирских парома на линии Сергино – Салехард — Сергино для выезда населения автономного округа на личном автотранспорте к местам проведения отпусков и обратно. В 2010 году было перевезено 4036 единиц техники.

Общая протяженность железнодорожных путей Северного широтного хода – 700 км. в том числе:

Строительство новых путей – 390 км;

Усиление (достройка) существующих путей – более 300 км;

Строительство двух крупных мостов через реку Обь и реку Надым – 3,7 км Обской транспортный узел, включая:- усиление (достройку) узловой станции Обская-2;- выделение из проектной документации железнодорожной линии Полуночное – Обская – Салехард и строительство ж/д участков от станции Обская-2 до левого подхода к мосту через р. Обь и от правого подхода к мосту через р. Обь до ст. Салехард;- строительство моста через р. Обь в районе г. Салехарда.

Строительство железнодорожной линии Салехард – Надым;

Строительство моста через р. Надым;

Усиление (достройка) железнодорожного участка Надым – Пангоды;

Усиление (достройка) железнодорожного участка Пангоды – Новый Уренгой – Коротча (Приложение 4)

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

Водный транспорт является составной частью единого транспортного комплекса. В период летней навигации речной транспорт является основным видом транспорта в Ямало-Ненецком округе. Основной объём продуктов питания, топлива, промышленных товаров и строительных материалов, ежегодно завозимых в ЯНАО, перевозится речным транспортом. Кроме того, система речного транспорта играет немаловажную роль в освоении и разработке нефтяных и газовых ресурсов. В силу продолжительности и суровости зим 4 порта ЯНАО открыты только в течение 128 дней в летний период. Основные судоходные реки округа — Обь, Надым, Пур и Таз.

Эксплуатация и управление речными портами ЯНАО осуществляется двумя акционерными обществами. Речные порты Тазовский, Надым, включая Ямбург, и Уренгой, включая Лабытнагский речной порт, эксплуатируются филиалами АООТ «Обь-Иртышское речное пароходство», АООТ «Салехардский речной порт» и другими предприятиями речного транспорта и частными судовладельцами.

Речной транспорт имеет большое значение в транспортной системе Ямала: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и автомобильного. В отличие от других видов транспорта этим видом транспортом главным образом перевозят экспортно-импортные грузы. При использовании речного транспорта нужно учитывать природный фактор. Структура перевозимых грузов речным видом транспорта такова: здесь преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов.

Огромная историческая роль водных путей в освоении Российского Севера и всей Сибири ни у кого не вызывает сомнений. Реки Ямала много сотен лет оставались единственными транспортными артериями огромной территории. И вся новейшая история региона напрямую связана с деятельностью речного флота. Именно по рекам был доставлен тот гигантский объем необходимых материалов, который лег в основу современного нефтегазового комплекса.

В настоящее время речной флот продолжает занимать важное место в ямальской экономике. Судоходство ведется по рекам Обь, Надым, Пур, Таз (к их бассейнам относятся все малые реки округа за исключением рек тундровой зоны). Но ямальские реки судоходны только в короткий летний период — навигация продолжается не более 3-4 месяцев, а в северной части округа — лишь с середины июля до середины сентября. Протяженность внутренних водных путей составляет 3621 км. Крупные порты расположены в городах Салехард и Надым, а также в поселках Уренгой и Тазовский.

Перевозки грузов речным транспортом осуществляются в основном для решения социальных нужд муниципальных образований, а также для предприятий нефтегазового комплекса, расположенных в районах Обской и Тазовской губ. Грузоперевозки водным транспортом превышают ежегодно объем в 400 тыс. тонн. Наметился рост объёмов перевозок пассажиров, как в местном сообщении, так и на транзитных линиях за пределы Ямала. Регулярно выполняются пассажирские рейсы на линиях, частичное финансирование которых осуществляется из бюджета автономного округа: Омск-Салехард, Берёзово-Салехард.

Водный транспорт занимает важное место в экономике и социальном развитии Ямало-Ненецкого автономного округа. На плечи речников ложится основная нагрузка по обеспечению населения городских и сельских поселений автономного округа топливом, продовольствием, промышленными и иными товарами первой необходимости. Особенно это касается поселений расположенных в труднодоступных районах округа.

Одновременно организациями водного транспорта осуществляется транспортное обеспечение населения округа в пассажирских перевозках. Для судоходства используются внутренние водные пути, расположенные в границах автономного округа, которые включают в себя Обскую, Тазовскую, Гыданскую губы Карского моря и впадающие в них реки Обь, Надым, Пур, Таз. 

Стабильность работы и реализация конкретных преимуществ водного транспорта полностью зависит от состояния водных путей. В Ямало-Ненецком автономном округе протяженность внутренних водных путей на 1 января 2011 года составляет 3 579 км. Кроме того, на территории автономного округа расположено около 1000 км водных акваторий с морскими режимами судоходства с выходом на важнейшую в Российской Арктике водную артерию – Северный Морской Путь.

Пассажирские перевозки водным транспортом на территории округа отнесены к социально-значимым и осуществляются по регулируемым тарифам. Социально-значимые маршруты включают в себя, расположенные в границах автономного округа, местные линии: Салехард – Горки, Салехард – Яр-Сале, Салехард – Яр-Сале– Ныда – Кутопьюган, Салехард – Новый Порт – Антипаюта и межмуниципальные маршруты: транзитная линия Омск – Тобольск – Салехард, скоростная линия Берёзово – Салехард – Мужи, связывающие округ с центральными районами Западной Сибири. 

Выполнение пассажирских перевозок на социально-значимых маршрутах по льготным тарифам, установленным на уровне 25 – 30 % от стоимости перевозки, осуществлялось на условиях предоставления субсидий транспортным организациям из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа и средств, предусмотренных в рамках областной целевой программы «Сотрудничество». Объёмы перевозок пассажиров и грузов представлены в Приложении 1.

Морской транспорт, как и речной, функционирует только с весны до осени. Северный морской путь в настоящее время используется мало.

АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ

В 1997 году Администрацией Ямало-Ненецкого округа была создана авиакомпания «Ямал» для удовлетворения транспортных потребностей населения ЯНАО и снижения существующих тарифов на воздушные перевозки. В качестве средства воздушного транспорта также используются вертолёты. Помимо авиакомпании «Ямал» такие авиакомпании, как «Тюменские авиалинии», филиал авиакомпании «Тюменьавиатранс» и другие обеспечивают воздушное сообщение с Ямало-Ненецким автономным округом.

В транспортной системе Ямала воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш, за счёт большой скорости самолёта и от спрямления трассы полета, по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях.Считается, что на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта.

В общем же о работе транспорта можно судить по его грузообороту, который измеряется в тонно-километрах. Грузооборот – это количество перевозимого груза за определенный период на определенное расстояние.

Услугами воздушного транспорта в целом по Ямалу в настоящее время пользуются не более трех процентов населения, в результате чего гражданская авиация фактически перестала быть массовым видом транспорта. Однако, учитывая географическое положение Ямала, обширность территории, низкую плотность населения, отсутствие иных видов транспортной инфраструктуры, роль воздушного транспорта для экономики округа трудно переоценить.

В настоящее время на территории автономного округа действуют пять аэропортов с твёрдым искусственным покрытием Надым, Новый Уренгой, Салехард, Ноябрьск, ведомственный аэропорт — Ямбург; и четыре — с грунтовым покрытием Тарко-Сале, Красноселькуп, Толька и Мыс Каменный; остальные населенные пункты имеют вертолетные площадки.

Из аэропортов округа ямальцы могут отправиться в Москву, Тюмень, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Самару, Уфу, Новосибирск, Краснодар, Ростов, Минеральные Воды, Анапу, Норильск, Сургут, Бийск, Ижевск, Омск, Казань, Белгород, Пермь и Сочи. Внутри округа выполняются полеты, связывающие города и крупные населенные пункты между собой и со столицей автономии. Кроме того, малой авиацией осуществляются внутримуниципальные пассажирские авиаперевозки.

Пассажирские авиаперевозки в города Ямала осуществляются шестнадцатью российскими авиакомпаниями. По инициативе администрации ЯНАО был создан Ямало-Ненецкий Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, одной из задач которого является обеспечение полётов метеоуслугами.

Техническое перевооружение воздушного  транспорта  в сложившихся условиях является ключевой проблемой, так как без этого нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала и эффективного решения задач экономики и населения округа.

Для того чтобы привести объекты инфраструктуры воздушного транспорта в соответствие с современными требованиями, в округе были проведены мероприятия по улучшению состояния и технической оснащённости аэропортов и авиакомпаний; создаются условия для полной реализации права населения на свободу передвижения.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ

Стратегия развития транспортной сети формируется перспективным спросом инвестиционных программ социально-экономического развития автономного округа и определяется объемами грузопотоков для реализации программ нефтяной и газовой промышленности.

В этой связи следует ожидать увеличения объемов на перевозки грузов в Пуровском и Тазовском районах, а также на полуострове Ямал. Возрастет грузопоток из округа в другие регионы страны с использованием железнодорожного транспорта за счет вывоза сырой нефти, конденсата, концентратов руд Полярного Урала; морского транспорта — за счет вывоза сжиженного газа с месторождений полуострова.

Увеличивается значимость речного транспорта в связи с доставкой материалов для обустройства месторождений. Современные грузовые порты в связи со смещением инвестиционной деятельности в субарктическую зону должны получить значительное развитие на основе реконструкции причалов, оборудования современных терминалов и обновления флота.

Задачей федерального уровня должна стать программа развития авиации Севера, обеспечивающей восстановление доступности населению услуг гражданской авиации, обновление парка самолетов и вертолетов в автономном округе.

Программы долгосрочного развития нефтегазового комплекса потребуют шестикратного увеличения объема перевозок, что в свою очередь приведет к увеличению пропускной способности транспортной сети втрое.

Для обеспечения грузопотока потребуется строительство новых железных и автомобильных магистралей, обеспечивающих выход к месторождениям Тазовского, Красноселькупского, Пуровского и Ямальского районов.

Среди приоритетных задач развития и направлений транспортной сети Ямала можно назвать следующие:

— Завершение строительства железнодорожной линии Обская — Бованенково. Линия является частью комплексного промышленного освоения полуострова Ямал. Пройдено больше половины пути — 268 км, и сейчас завершение строительства заполярной магистрали актуально как никогда, ведь уникальные запасы углеводородного сырья на площадях Медвежье, Уренгойское, Ямбургское постепенно истощаются. А для освоения месторождений Бованенково и Харасавэй нужно завести около 25 млн. тонн одних только строительных материалов. Расчеты показывают, что основную нагрузку должна взять на себя железная дорога, как наиболее экономичный вид транспорта.

— Строительство железнодорожной линии Антипаюта — Новый Порт, которая открывает возможность транспортировки ямальской нефти к потенциальным потребителям по действующей магистрали Воркута-Москва, имеющей выходы в сеть магистральных железных дорог.

— Строительство железнодорожной линии по восточному склону Урала (проект «Урал Промышленный — Урал Полярный») Данная линия должна напрямую связать Полярный и Южный, промышленно-развитый Урал. Значительная часть добываемого на Ямале сырья (хромиты, фосфориты, бариты, концентраты цветных и редких металлов) будет использована на предприятиях Челябинской и Свердловской областей, а продукция уральских металлургических и машиностроительных заводов — на предприятиях ямальского нефтегазового комплекса. Линия позволит сократить на 1276 км доставку материалов и оборудования для обустройства месторождений полуострова.

Создание надежных транспортных путей, обеспечивающих динамичное  развитие  нефтегазового комплекса, повышение эффективности и надежности перевозок станут важными компонентами в поддержании высоких темпов  развития  экономического потенциала региона и всей России в целом.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА

Экономическая роль.

Огромное экономическое значение в жизни региона имеет транспортное обеспечение. Взаимодействие промышленных предприятий, сфер обслуживания и торгово-потребительского рынка напрямую зависит от транспорта. Подобно кровеносным сосудам, транспортные артерии оплели города и области основными своими преимуществами: быстротой, доступностью и коммуникабильностью. Экономика региона в целом напрямую зависит от способности транспортно-промышленного комплекса удовлетворить запросы внутреннего и внешнего рынка.

Социальное значение.

Нельзя забывать, что помимо экономического значения транспорта эта отрасль в огромной степени удовлетворяет потребности населения. Различные виды транспорта, а именно: наземный, водный и воздушный, позволяют в кратчайшие сроки обеспечить доставку населения и, что немаловажно, по их желанию в пункты назначения. Транспортная инфраструктура города в развитом государстве обеспечивает потребности различных социальных групп населения.

Культурная функция.

Посещаемость, изучение и ознакомление с исторической и духовной жизнью города напрямую зависит от транспорта. И здесь важную роль играют перевозки людей и из-за границ, и из других регионов страны. Учитывая потребности данной категории людей, транспортная отрасль обеспечивает им посещение исторических и памятных мест наземным и водным транспортом.

Оборонное значение.

Жизнь человека неразрывно связана с транспортом, и для обеспечения безопасности граждан, транспорт помимо социальных услуг носит и оборонное значение. Защита воздушных, водных и сухопутных рубежей напрямую зависит от транспорта. Это и перевозка, и доставка боевой техники, энергоресурсов и средств обеспечения военнослужащих, а также возможность достичь пунктов назначения в кратчайшие сроки.

Отрицательное влияние транспорта.

Несмотря на то, что транспорт играет немаловажную роль в жизни города, с его возникновением стали появляться множество проблем, решить которые не всегда удается. Перенасыщенность транспортных средств на дорогах повлекло за собой увеличение дорожно-транспортных происшествий, в которых страдает техника, а зачастую и гибнут люди. Как и любой крупный город с развитой экономикой, жители Ямала страдают от загрязнения атмосферы. Количество автомашин в регионе ежегодно растет, а вместе с этим увеличивается валовой выброс вредных продуктов в атмосферу.

Транспорт в наши дни.

Сегодня транспорт продолжает играть большую роль в жизни каждого ямальца. Всего, по данным ГИБДД ЯНАО, в регионе зарегистрировано 991 тысяча автомобилей, в том числе 737,9 тысяч легковых. У физических лиц зарегистрировано 19,4 тысячи грузовых автомобилей, у юридических лиц – 63,99 тысяч грузовых автомобилей.

Вступление в силу программы обновления пассажирского транспорта, завершило годовые поставки новых автобусов. За счёт городского бюджета в г. Салехард было приобретено 4 современных автобуса «ПАЗ». Общее количество автобусов в МАТП МО г. Салехарда составляет 32 единицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование, можно сделать следующие выводы:

1. Роль транспорта в экономике Ямала огромна. Транспорт оказывает всестороннее воздействие на экономическое развитие региона. Там, где правильно понимают роль транспорта, государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях. И наоборот, недооценка значения транспортной системы неизбежно приводит к замедлению развития государства. Транспортная система должна постоянно развиваться адекватно растущим потребностям. Недооценка и хроническое отставание транспорта в немалой степени происходят из-за непонимания государственного значения транспорта как особой отрасли народного хозяйства. Уникальность транспорта состоит в том, что, выступая в роли сферы материального производства, он одновременно выполняет вспомогательную функцию обслуживающей инфраструктуры. Часто роль транспорта недооценивают, умалчивая его важнейшую роль в области экономики.

2. Транспортный фактор обязательно учитывается при размещении производства в том или ином регионе. Транспортный фактор является одним из важнейших.

3. Транспортная инфраструктура Ямала ежегодно несёт потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных видов транспорта, а особенно: между уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между ёмкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.

4. Транспорт по территории Ямала располагается неравномерно из-за структуры расселения населения.

5. Транспортное хозяйство, как и все отрасли экономики требуют привлечение инвестиций. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта. Наличия инвестиций предполагает хорошее техническое оснащение транспорта. Состояние транспорта зависит от уровня научно-технического прогресса. Именно на уровне достижений в науке и технике транспорт может развиваться.

6. Нужно принимать меры для развития транспорта. Нужно применять щадящие налоги к российским перевозчикам, поддерживать наши дороги в хорошем состоянии, технически оснащать транспортную отрасль.

Тема развития транспорта в нашей стране не до конца понимается нашим правительством. Есть множество проектов по реформированию транспортного хозяйства страны, но большинство этих проектов продолжают быть не воплощенными в жизнь.

Ускорение научно-технического прогресса на транспорте в современных условиях– задача многоплановая, сложная и капиталоёмкая, но она должна быть решена, так как не существует другого пути для выхода транспорта на уровень, отвечающий всем перспективным требованиям общества.

В наше время научно-технический прогресс развивается лавинообразно: в прошлом от возникновения идеи до её реализации проходили столетия и десятилетия, теперь – нередко считанные годы. В результате происходит быстрое моральное старение техники, возникает необходимость всё в новых и новых открытиях. Новые виды транспорта призваны облегчить жизнь человека, сделав её еще более комфортной, но при этом от них требует соблюдение всех экологических норм, которые с каждым днём становятся всё жёстче.

Приложение 1

ОБЪЁМЫ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ НА ВОДНОМ ВНУТРЕННЕМ ТРАНСПОРТЕ

 

Год

Перевезено

груз, тыс. тонн

пассажиров, тыс. человек

2006

201

52,3

2007

3751

54,1

2008

918

55,7

2009

786,5

63,89

2010

493,079

60,053

Приложение 2

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ, ГРУЗО И ПАССАЖИРООБОРОТ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА В 2010 ГОДУ

Вид

транспорта

Грузооборот млрд. т-км

Пассажирооборот

млрд, пассажиро-км.

Железнодорожный

1967

253,2

Речной

405

0,5

Автомобильный

2190

212

Авиационный

1,8

177,7

Приложение 3

ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЛИНА И ГУСТОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (на конец года)

Эксплуатационная длина железнодорожных путей, тыс. км

Густота железнодорожных путей общего пользования, километров на 1000 кв. км территории



2000

2005

2010

2000

2005

2010

Российская Федерация

86075

85245

85554

50



50

50

Уральскийфедеральный округ

8561

8528

8536

48

47

47

Ямало-Ненецкийавтономный округ

495



496

481

7

6

6

Приложение 4

ОБЩАЯ ПРОТЯЖЕННОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ

СЕВЕРНОГО ШИРОТНОГО ХОДА

ЖД транспорт на ямале курсач

Приложение 5



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap