Традиции и обряды моей малой Родины



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Традиции и обряды моей малой Родины

Автор работы:

Плотникова Ольга Валерьевна-

ученица 10 а класса

МБОУ СОШ №3

с.Безопасное,

ул. Егорлыкская, 31

Руководитель:

Гущина Елена Сергеевна-

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №3

АДРЕС:

356190 Ставропольский край

Труновский район, село Безопасное

Ул. Комарова, 3а, МБОУ СОШ№3

Тел. 23-2- 52

Оглавление

Введение

3

Обзор литературы и обоснование направления исследования

5

Результаты исследования. Первый этап.

6

Результаты исследования. Второй этап.

7

Заключение

9

Список источников и используемой литературы

11

Приложения

12

Введение

Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Всемирная паутина и средства массовой информации сформировали у молодого поколения своеобразное понятие о культуре. Термины «духовная культура», «традиции», «обычаи» воспринимаются молодёжью как нечто далёкое, непонятное и абсолютно ненужное. Однако невозможно быть гражданином своей страны, если ты не знаешь ее культуры, традиций, обычаев и обрядов.

В 2012 году село Безопасное в 208-й раз отмечало своё рождение. Во время праздничных мероприятий, чествовали передовиков производства, долгожителей, только что родившихся жителей села, а также проводился свадебный обряд для пары, прожившей вместе 50-т лет. Нам стало интересно, откуда в селе Безопасном появился такой обряд? Кто или что повлияло на его формирование? Ведь мы не раз сталкивались со свадебным обрядом в повседневной жизни, а объяснить, почему мы соблюдаем те или иные традиции, не можем. На все возникающие вопросы отвечаем: «Так принято…».

За более чем двухвековую историю села, безопасненцами накоплены огромные богатства духовных ценностей. Многое из этого нами либо не используется, либо вовсе утрачивается. Знание истории своей малой Родины, особенно истории культуры, содействует изучению, сохранению, а значит и обогащению историко-культурного наследия. Фольклорное наследие села Безопасного имеет много специфических черт и весьма своеобразно. Необходимость изучения устногопесенногонародноготворчестваселакакодногоизкомпонентовдуховнойкультурыназреладавно. Такой интереск фольклору вызван также и тем, что мы живем в многонациональном селе, что в свою очередь нашло отражение духовной культуре Безопасного.

Цель моей работы – рассказать о фольклорном наследии села Безопасного, определить какие народы и категории населения России оказали влияние на его развитие.

Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

Провести поиск материала об истории заселения села Безопасного и определить категории населения и регионы, откуда пришли к нам переселенцы;

Проследить на примере свадебного обряда жителей села Безопасного влияние исторических условий, региона проживания и занятий переселенцев на формирование фольклорных традиций;

Хронологические рамки. Работа охватывает период с XIX по XX век, так как изменения в духовной культуре происходят достаточно медленно и за короткий период сложно проследить происходящие в ней изменения.

Методика исследования:

Работа с исторической литературой и архивными источниками по изучаемой проблематике. Сопоставление и анализ различных источников, обобщение полученных данных.

Обзор литературы и обоснование

направления исследования

При написании исследовательской работы, мною использовались работы следующих авторов: Мельниковой И.М. , Бодровой В.И.,Воиновой Э. Л. . Натальи Быковой . Эти работы поливают свет на развитие духовной культуры Ставропольского края, рассказывают о песенных традициях казаков, крестьян орловской и курской губерний XIX — XX веков.

Особое место в работе занимают источники безопасненского сельского музея, а также архивные материалы народного фольклорного коллектива «Сельские зори».

Все эти материалы позволяют пролить свет на проблему заселения села, формирование обычаев и обрядов Безопасного в XIX– XX веках, а также помогают понять, какие народы оказали влияние на традиции, обычаи и обряды безопасненцев.

Результаты исследования

Первый этап

Фольклор — очень чувствительная тема. Он не может существовать отдельно от природно – географических, хронологических и исторических условий. Поэтому на первом этапе исследования мною были сделаны запросы в музей села Безопасного (приложение №1) с целью, выяснить, когда и кем было заселено село Безопасное, чтобы определить какие народы и категории населения оказали влияние на формирование фольклорных традиций села.

Отвечая на наш запрос, заведующая общественным музеем села Безопасного имени Заслуженного работника культуры Российской Федерации Русановой М.А, Радченко Г.Д. ссылаясь на копии документов пишет: «…Безопасное населялось на реке Ташла, при впадении в реку Егорлык, на одном из пунктов селения, который сохранил название городка, стоял редут, в котором находилось до 50 всадников из донских казаков, сменявшихся из Донской крепости.. ».

А в Справочнике по Ставропольской епархии села Безопасного, Ставропольского уезда, 4 земского участка «… основано в 1804 году крестьянами Воронежской и Курской губ. Первым поселился здесь хутор кр. Лунев…»

Следующим, немаловажным источником, проливающим свет на историю основания села Безопасного, можно считать труд инспектора народных училищ А.Твалчрелидзе «Ставропольская губерния в статистическом, географическом и сельскохозяйственном отношениях».В своём исследовании А.И. Твалчрелидзе пишет: «Основание селу положил крестьянин Лунев, построив в 1804 г. на месте села мельницу, около которой и стали, потом мало-по-малу селиться переселенцы из России… Преобладающий элемент коренного населения состоит из великороссов Воронежской и Курской губерний…»

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в период военного освоения Центрального Предкавказья в конце XVIII века ( в том числе и Ставропольской губернии), на территории современного села Безопасного располагался пост для охраны местности от набегов кочевников. Для охраны поста, из Донской крепости присылали отряд хопёрских казаков. В начале XIXвека, в период освоения Центрального Предкавказья гражданским населением, территория вокруг безопасненского поста была заселена выходцами из центральных губерний Российской империи.

Второй этап.

Во все времена семья была основным началом общества. Её формирование находилось в центре внимания людей и государства. Поэтому изучению свадебного обряда, обряда создания семьи, мы уделяем большое внимание. Для того чтобы добиться поставленной цели, мы обратились к архивным материалам народного фольклорного коллектива «Сельские зори». В архиве хранилась рукопись свадебного обряда, который был записан в середине XXвека, по воспоминаниям местных старожилов.

Изучивлитературу и архивные материалы по интересующей нас тематике, мы пришли к выводу о том, что свадебный обряд жителей села Безопасного сформировался под влиянием традиций переселенцев изВоронежской и Курской, Орловских губерний, и частично казачества, к началу XXвека.До этого свадебный обряд у казаков и крестьян был различным, так как казаками осуждались браки с представителями других сословий. Только лишь по прошествии долгого времени, совместной трудовой деятельности произошло сращивание культурных традиций данных категорий населения.

Обряд представлял собой большое музыкально – драматическое праздничное действие. Он старательно сохранялся и всеми уважался, поэтому устойчиво долгое время переходил из поколения в поколение. Сравнительный анализ показал, что в свадебном обряде безопасненцев можно выделить три этапа: предвенечный, включавший сватовство и подготовку к венчанию, собственно свадебный и послевенечный. Предвенчальный этап состоял из сватовства, рукобитья, смотрин и великой недели шитья приданого, обрядовой бани, девичника и прощания с красной красотой. Подобные этапы встречаются в свадебных обрядах казаков и крестьян Орловской, Воронежской и Курской губерний. Традиционно самым подходящим для свадьбы временем считались осень и зима. Это было время, свободное от сельскохозяйственных работ. Весной и летом заключались лишь браки по обстоятельствам, например, беременность невесты, а в мае браки вообще почти не заключались.

Кроме того, подходящих для свадьбы дней было не так много: венчание запрещалось в пост, на Масленицу, Пасхальную Седмицу, Святки, накануне православных двунадесятых праздников, а ещё накануне среды, пятницы и воскресенья, в день, предшествующий перед престольными праздниками того храма, в котором планировалось совершить Таинство венчания.

В описании свадьбы села Безопасного указывалось на совершение браков преимущественно в октябре, ноябре, январе.

Чаще всего выбор невесты, жениха делался родителями, без согласия последних. По сложившейся у крестьян и казаков традиции, сваты приходили в дом и говорили: «У вас -товар, у нас – купец» или «К вам горлинка залетела. Разрешите поискать?». После этого родители невесты делали вид, что не готовы к такому посещению и просили время подумать. По крестьянскому обычаю, сватам принято было отказывать два раза. После третьего прихода сватов, если родители согласны, гостей к вечеру приглашали за праздничный стол.

Следующий этап сватовства, встречающийся у крестьян и казаков, был обряд рукобития или говоря нашим языком, обручения. После чего гости садились за стол, пили, ели и уговаривались с родителями невесты о приданном.

Свадебные песни начинали звучать во время сватовства и до конца свадебных мероприятий. В основном они иллюстрировали происходящие события: выбор женихом невесты, просьбу невесты к отцу не выдавать ее замуж (приложение №2) .

Я родителю, да сударь батюшке.

Не ходи-ка ты, красно солнышко,

К рукомоечке, ко медноей.

Ты не мой-ка, да красно солнышко,

Ты свои, да ручки белые.

Не ходи-ка, да красно солнышко

Ко переднему да большому углу,

Не засвечивай, да свечки божией

Не молись, да не промаливай

Ты меня-то, да красну девушку

Во чужи-то, да люди добрые…

Для невесты с браком прекращалась пора счастливой свободы, происходил переход от жизни вольной и беззаботной к зависимой и тяжелой. И тексты песен являются наглядным тому примером (приложение №2):

Все прошло, да прокатилося,

Все часом, да миновалося,

Честно, хорошо девичество

Соколом оно пролетело,

Соловьем оно просвистело и т.д.

Печаль и грусть пронизывала все песни от сватовства до венца, посвящённые невесте. Особо хотелось бы остановиться на обряде прощания с девичьей косой, который проходил перед самой свадьбой. Расплетение девичьей косы означало прощание с отчим домом, с родными, подругами. Это был окончательный разрыв со счастливым девичьим прошлым, происходило это торжественно. Невеста с плачем обращалась к подругам (приложение №2) :

Вы послушайте, да белы лебеди,

Вы повывяжте, да ленты алые

Вы повыплятите да косоплеточку

Расплетите, да мою косу,

Распустите да русы волосы

По моим-то плечам могучим.

После расплетения косы проводилась обрядовая баня. По выходу из бани невеста становилась за стол и просила подруг найти девичью красу. После этого все подруги и родственники походили к девушке. Она каждого обнимала, целовала и со слезами приглашала на завтрашнюю свадьбу. В конце прощального ужина приезжал жених с товарищами, привозил невесте подарки: гребень, мыло, леденцы и пряники.

На следующее утро в доме невесты приготовлялся парадный стол, толпились родственники, ждали приезда жениха. День свадьбы проходил весело, трагические песни сменялись веселыми и шуточными. Свадебная процедура включала в себя выкуп невесты, благословение матерью невесты молодых. Каждое совершаемое сватами и молодыми действие сопровождалось песней. После выкупа невесты, молодые и гости отправлялись в церковь, где проходил обряд венчания ( в соответствии и религиозными канонами).

Заключение

В ходе проведённого исследования мы пришли к выводу о том, что село Безопасное было основано выходцами из Орловской, Курской, Воронежской губерний и казаками, находившимися здесь для охраны. На протяжении XIX века шло взаимное проникновение культур крестьянского и казачьего сословия. Коллективное проживание людей из разных регионов России, привело к тому, что уже к началу XX века, сформировалась новая духовная культура села Безопасного, которая стала результатом их сотворчества. Традиции, обычаи, обряды безопасненцев отражают занятия, мировоззрение данных категорий населения.

Свадебный обряд, сформировавшийся в конце XIXначале XX века, хотя и претерпел некоторые изменения, все же продолжает свое существование и сейчас. Он включает в себя такие этапы как сватовство (запой), выкуп невесты, благословение родителей, свадебная церемония.

Работа над данным исследованием не завершена. На следующем этапе мы планируем изучить обряд покровских посиделок.

Список источников и используемой литературы:

Бодрова В.И. «Свадебные обряды казаков»// kazaknation.com/

Воинова Э.Л. «Свадебные песни на Руси», Орёл, 2000

Мельникова И.М. «Духовная культура Ставрополья XIX – XX век», Ставрополь, 2003

Михайлов Н.Т.. « Справочник по Ставропольской епархии», г. Екатеринодар, 1910 год,

Семилуцкий А.. « Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выпуск 16, Тифлис, 1893,

Сценарий свадебного обряда (из архива народного фольклорного коллектива «Сельские зори»

Твалчрелидзе А.И.. «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях» Ставрополь, 1991 г.; репринт.изд. 1897г,

http://www.stavkazaki.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Общественный музей

села Безопасного имени Заслуженного работника культуры

Российской Федерации

Русановой М.А

ЗАПРОС.

Мы учащиеся МБОУ СОШ №3, проводим исследовательскую работу на тему: «Фольклорное наследие села Безопасного» и просим предоставить информацию об истории заселения села Безопасного.

Наш адрес: 356190 Ставропольский край

Труновский район

село Безопасное

ул.Комарова, 3-а

МБОУ СОШ№3

Директор школы: И.С.Жиданова

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД (старинный русский)

1 часть. СВАТОВСТВО.

При выборе невесты родители учитывали пожелания жениха, но не всегда. Сами шли сватать, конечно же, без жениха. Свадьба затягивалась на неделю. Наши предки в браке видели, прежде всего, хозяйственную необходимость. Завести свой дом, приобрести заботливую хозяйку, вырастить детей-помощников — в этом было главное — залог материального благополучия и семейного счастья. Заключение брака обставлялось торжественно.

Сваты, родственники жениха, приходили в дом невесты, здоровались с ее родителями и говорили:

— Мы пришли к вашей милости за добрым делом, за сватаньем. У вас товар, у нас -купец. У нас жених, у вас невеста. Нельзя ли их вместе свести и новый род завести? Родители невесты уже, как правило, бывают подготовлены к такому посещению, но делали вид, что их застали врасплох и просили дать им время подумать. Сваты уходили, а через час возвращались с тем же вопросом. Если жених не нравился невесте, тол они на этот раз кланялись и отвечали:

Благодарим за честь, а только наша дочь еще молода. Пусть еще с нами поживет, ума-разума наберет, на нас стариков поработает. Это был отказ. Если же родители согласны, отвечали так:

Милости просим с водкою, приходите вечером. Сваты уходили довольные. Третье приглашение всегда означало согласие на брак.

К вечеру в доме невесты делались приготовления. Приглашалась ближайшая родня, ставили вино, закуски, зажигались свечи перед образами. К приходу жениха и его родни невеста с головою накрыта большим платком, сидела за печкой с подругами. В горницу выходить ей не полагалось.

Так как же наше дело? — спрашивают сваты. Родители невесты соглашаются отдать дочь.

Ну, так ударим по рукам, — говорят сваты. Услышав эти слова, невеста начинала плакать и голосить:

Я побью, да низко покланяюсь,



Я родителю, да сударь батюшке.

Не ходи-ка ты, красно солнышко,

К рукомоечке, ко медноей.

Ты не мой-ка, да красно солнышко,

Ты свои, да ручки белые.

Не ходи-ка, да красно солнышко

Ко переднему да большому углу,

Не засвечивай, да свечки божией

Не молись, да не промаливай

Ты меня-то, да красну девушку

Во чужи-то, да люди добрые.

Но эти слезы ни к чему. Отец умывал руки, зажигал свечи. Все молились перед образами. А затем отец ударял по рукам с женихом и сватами. Сделка была заключена.

Жених и его родня садились за стол, пили, ели, уговаривались с родителями невесты о приданном.

— А нельзя ли невесту повидать?- спрашивал, наконец, жених. Невесту выводили под руку. Она шла, пошатываясь, закрываясь платком, и причитала, обращаясь к отцу:

-Все пришли-то люди добрые

Все пришли они, приехали.

Все ко мне-то красной девушке,

Буйной головы да победители,

Ретиву сердцу да огневители,

Трубчатой косы-то расплетатели,

Вольной волюшке, да разорители,

Девьей красоты, да отгонители.

Рыдающую невесту уводили под руки, там она продолжала выплакивать:

Все прошло, да прокатилося,

Все часом, да миновалося,

Честно, хорошо девичество

Соколом оно пролетело,

Соловьем оно просвистело,

Черным вороном прокаркало,

Серым волком оно провояло,

Серым заюшком проскакало,

Горностаюшкой пропрядало,

Золотым кольцо пробрякало,

Серой утицей проплавало,

Что по тихим-то заводям

Красной девицей проплакало

Во высоком новом тереме.

В знак согласия и заключения сватовства, брали пирог хлеба и ножом, что принес жених, разрезали. Кто быстрее, тот в семье и главным будет.

Проходило после этого дней пять- семь . В эти дни по вечерам к невесте собирались подруги с рукоделиями. Усевшись вокруг печальной невесты, они грустными песнями и предсказаниями еще пуще расстраивали ее сердце:

Что ты, что ты, березонька

Ты стоишь не шатаешься,

Что ты, что ты, Настасьюшка,

Ты стоишь не усмехаешься.

Ты на нас не оглянешься,

На нас, милых подруженек,

На нас милых, любимых…

Невеста отвечала, что ей не до смеху. Она видела ночью тревожный сон, который предсказал ей несчастье, тяжелую жизнь в чужой не любимой семье. Так в слезах и песнях проходила вся неделя.. В субботу с утра невеста ходила с плачем по деревне и приглашала всех родных проводить ее к венцу. Пока ее в каждом доме встречали, угощали, утешали дяди и тети, ее подружки готовили ей последнюю баню в отчем доме. Вернувшись домой, невеста находила в нем всех своих сестер, подруг, девушек и молодых ребят чуть не со всей деревне. Тут наступал один из самых трагических моментов старого обряда: снятие девичьей головной повязке (девьей красоты) и расплетание девичьей красы. В старой Деревне девушки обычно носили волосы, заплетенные в одну косу, а замужние две косы. Расплетание девичьей косы означало прощание с отчим домом, с родными, с подругами. Это был окончательный разрыв со счастливым девичьим прошлым, происходило это торжественно. Невеста с плачем обращалась к подругам:

Вы послушайте, да белы лебеди,

Вы повывяжте, да ленты алые

Вы повыплятите да косоплеточку

Расплетите, да мою косу,

Распустите да русы волосы

По моим-то плечам могучим.

Подруги приближались, чтобы расплести косу, но невеста отбивалась. Однако ничего не помогало — волосы невесты распускали по плечам, и она с новым плачем просила:

Истопите мне жарку баньку

Без дыму без кудрявого

Мне без чаду-то, да без едучего.

Наносите-ка, да, белы лебеди,

Ключевой воды, холодненькой

Мне из трех ключей, да подземельныих.

Баня была уже истоплена. Толпа расступалась, и подруги вели невесту в баню. Невеста по выходу из бани становилась за стол и в последний раз обращалась к подругам. Она просила принести ей обратно ее девичью красоту, которую она оставила в бане:

Там я мылась, умывалась,

Позабыла девичью красоту

Я во жаркой парной бань(и)ке

На точеном, на столбике…

Но подруги, ожидавшие по обряду этой просьбы, отвечали:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap