Топонимика Заднепровского района города Смоленска



Исследование топонимики Смоленского района силами учащихся 11 Б класса методами сбора, анализа и синтеза информации

Знакомство со Смоленском у автотуристов начинается с Заднепровьясамой крупной части современного города. Его площадь составляет свыше ста квадратных километров, а протяженность от Колодни до Гнездова — 28 километров.

УЛИЦЫ

Ситники. Так называется один из самых молодых микрорайонов Смоленска, расположенный в Заднепровье. Когда-то здесь существовала одноименная владельческая деревня. В середине XIX века в ней было всего 20 жителей.

По генплану 1969 года территория размером около 40 гектаров на северо-западной окраине города предназначалась для строительства нового жилого района с населением 15 тысяч человек.

В 1972 году здесь приступили к сооружению инженерных коммуникаций, и уже через год в эксплуатацию была сдана первая типовая «пятиэтажка». Проект застройки микрорайона предусматривал сооружение пяти детских садов, дома культуры, комбината бытового обслуживания. В 1988 году здесь построили школу, через год — второй промтоварный магазин, в 1990-м было открыто движение по трамвайной ветке, соединившей авиазавод и улицу Лавочкина. При строительстве микрорайона были сделаны многочисленные отступления от генплана и многие объекты так называемого «соцкультбыта» остались только на бумаге.

Витебское шоссе расположено в Заднепровье между железной дорогой и подошвой склона долины Днепра.

Ориентиром начала улицы является дом, похожий на средневековый замок. Так молодые и люди среднего возраста называли сохранившееся здание из красного кирпича. Здание имеет угловую башню. Оно было построено в начале XX века специально для народной школы. Все годы здание использовалось по назначению. Одно время там была железнодорожная школа, затем вечерняя школа рабочей молодежи. Улица сформировалась во второй половине XIX века при строительстве Витебского шоссе, вобрав в себя крайние улицы Кукуйной слободы, но не сохранив их названий. Выше на склоне с парадной лестницей высится Дворец культуры железнодорожников. В нем хорошие зрительный и спортивный залы, помещения для библиотеки и различных кружков. Здание построено в 1957 году. Но старые железнодорожники и их современники всегда вспоминают тот, другой Дом культуры железнодорожников 30-х. Его строгие кубические формы, приятная серая окраска наружных стен, обширный зрительный зал, где ставились своими силами спектакли, спортивный зал, уютный буфет,— все это трудно забыть. Одно крыло некогда большого здания уцелело.

Покровская гора — современный Заднепровский район Смоленска образован в 1965 году. До революции этот район был намного меньше и назывался третьей частью города. Он располагался на нескольких высотах, каждая из которых имела своё название — Скляная, Девичья, Валутина, Тихвинская и Покровская горы, Серебрянка, Ямщина.

Из возникших в древности топонимов самым «живучим» оказалась Покровка. Название одноименной горы возникло в конце XVII века, когда Заднепровье активно застраивалось.

Во второй половине XIX века на слабохолмистом пространстве к северу от Днепра были построены военный госпиталь и земская больница. В конце XIX века в саду военного госпиталя была открыта голубятня Смоленского общества голубеводства. Здесь разводили почтовых голубей для военных целей.

Покровка — старая часть города, расположенная в Заднепровском районе. Название получила от Покровской горы. Располагает значительным жилым фондом. Большую долю занимает индивидуальная застройка. Здесь находится авиационный и автоагрегатный заводы. Крупными транспортными магистралями являются ул. Фрунзе, Кутузова, 12 лет Октября. Имеет трамвайное и автобусное сообщение с центром города. Через Покровку осуществляется связь с автомагистралью Москва — Минск.

Маршала Еременко улица расположена Заднепровье, соединяет улицы Фрунзе и Лавочкина, здесь расположен крупный жилой микрорайон Ситники. С северной стороны к улице подходит зона военного аэродрома и авиационного завода. С южной стороны расположены гаражи, далее идет бывший карьер, в котором добывали песок. Он представляет опасность для детей, поскольку его склоны осыпаются. Но никто не контролирует это место. Далее идет небольшая территория, засаженная соснами. От улицы Еременко начинается дорога в микрорайон Королевка. Улица названа в честь Маршала А. И. Еременко (1892— 1970), командовавшего группой войск, действовавших на Смоленском направлении. Еще в начале 60-х годов на бровке коренного берега Днепра можно было найти окопы одинокого бойца, сохранившиеся от июля 1941 года, когда здесь держали оборону войска под командованием генерала Лукина. «Мы ленивы и не любопытны»,— когда-то написал А. С. Пушкин. К этому можно добавить — и не умеем хранить реликвии прошлого. Можно было огородить эти окопчики, поставить памятный знак с соответствующей надписью.

Тихий уголок с прекрасным видом на Смоленск мог стать памятником защитникам Смоленска. Такой «осколок» прошлого действовал бы на умы юных лучше, чем торжественные мероприятия.

12 лет Октября улица расположена в Заднепровье, начинается крутым подъемом от улицы Витебское шоссе и заканчивается на улице Фрунзе. Это одна из самых крутых улиц.

На левой стороне расположены здание Администрации Заднепровского района и школа № 7 (ранее железнодорожная школа № 28), здание которой было построено до войны. Территория школы огорожена подпорной стеной. Выше школы находилось одноэтажное здание мастерских. Они были построены на месте завода Будникова. Название улицы дано в 1929 году. До этого времени она называлась Тюремный переулок, так как после проведения железной дороги здесь была построена пересыльная тюрьма. Здание тюрьмы сохранилось. Оно используется для предоставления временного жилья жителям капитально ремонтируемых домов или попавшим в стихийные бедствия.

До 60-х годов XIX века здесь начиналась дорога на Петербург. Там, где сейчас Витебское шоссе, был шлагбаум и сторожевая будка. От нее со стороны Кукуйной слободы проходила улица Козина. Название объясняется тем, что жители этой улицы держали коз.

По этой дороге в Смоленск прибыла Екатерина Вторая. Можно представить, что Екатерина вышла полюбоваться открывшейся панорамой города с уже построенным Собором. Она ценила величественную архитектуру храма и его политическую роль.

Автозаводская улица расположена на северо-востоке города. Улица сформировалась в 60—70-х годах XX века, когда на месте небольшой мастерской по ремонту автомобилей началось строительство крупного автоагрегатного завода, вошедшего позднее в систему автозавода ЗИЛ. Она начинается от улицы Кутузова почти на выезде из города. В начале улицы с левой стороны по ходу расположен бетонный забор автоагрегатного завода.

Далее начинается жилая застройка трех-, пятиэтажными домами 60—70-х годов. Затем улица выходит на небольшую площадь, где на первых этажах расположены магазины и службы быта.

Беляева улица расположена в центре Заднепровья, начинается от центрального моста через Днепр и заканчивается у железнодорожного переезда.

На улице расположена часовня Нижне-Никольской церкви. Ее построили в 1903 году на средства общества купеческих приказчиков в знак благодарности за отмену торговли в выходные дни.

Старое название улицы — Староленинградская. Улица сформировалась на территории бывшей базарной площади во второй половине XIX века, когда через Смоленск была проведена дорога на Орел и построен железный мост через Днепр. Около будущего моста было построено трехэтажное жилое здание с библиотекой на третьем этаже. Это здание сохранилось.

Западная сторона застраивалась только в зоне Днепра. Здесь размещался народный дом, потом в начале 20-х годов было построено здание для театральных и цирковых представлений. Оно было разобрано. Остальная территория отводилась для базарной торговли. В настоящее время с западной стороны к улице Беляева прилегает большая территория Заднепровского рынка.

Улица Староленинградская была переименована в улицу писателя-фантаста, уроженца Смоленска, А. Р. Беляева (1884-1942) в 1934 году.

Гастелло улица расположена в восточной части Заднепровья на склоне Днепровской долины, обращенной на юг. Она самая крайняя в системе Северных улиц.

Улица Гастелло расположена между двумя оврагами: Смоленский ручей и Крупошевский. Улица прямая, не очень длинная, широкая.

Застроена в основном двухэтажными восьмиквартирными домами. Квартиры в этих домах предоставляли многодетным семьям. Есть несколько кирпичных домов. Чуть южнее улицы Гастелло, на площадке, расположено двухэтажное здание школы № 10. Оно было построено одновременно с домами после войны.

Городнянского улица расположена в микрорайоне Ситники, примерно в центральной его части. Начинается от улицы Лавочкина, пересекает весь микрорайон и выходит на коренной берег реки Шклянной. На северной стороне расположены стандартные девятиэтажные дома, поставленные отдельно друг от друга в одну линию. По другую сторону дома стоят со значительным отступлением от красной линии и перпендикулярно к ней. Образовавшееся пространство засажено деревьями, сделаны цветники, лужайки. Такое расположение зданий улучшает вентиляцию, а улице придает живописность. На центральном отрезке улицы расположен небольшой микрорынок.

Губенко улица расположена на Покровке, начинается от перекрестка улиц Кутузова, Фрунзе и идет параллельно улице Кутузова. В начале 60-х годов улица называлась Старый Демидовский большак. Он сформировался в середине 20-х годов в обход территории, занятой под строительство авиационного завода.

Перед самой войной был сделан благоустроенный выезд на автомагистраль Москва — Минск — улица Кутузова, а прежний большак потерял свое значение.

Застройка Старого Демидовского большака и превращение его в улицу начинается с шестидесятых годов. Застройка велась многоквартирными домами с размещением на первых этажах магазинов, аптек. Завершено оформление улицы в 80-х годах. Улица носит имя летчика-истребителя А. А. Губенко (1908-1939).

Желябова улица расположена в Заднепровье, начинается от Колхозной площади и заканчивается на улице Кашена.

Улица транспортного и торгового назначения. В недавнем прошлом на этой улице работал завод железобетонных изделий. Сейчас он остановлен. Его помещения переданы под рынок.

На улице Желябова действуют Желябовский, Славянский, Алексеевский вещевые рынки. Здесь же работает Желябовский торговый дом. В войну улица выгорела. Сохранились корпуса бани, которая была быстро восстановлена после войны.

Во второй половине XVIII века всю территорию занимала слобода Кукуй. На запад от улицы находилась Донская слобода.

В начале XX века между улицей Желябова и Днепром располагались Первая и Вторая Рыбацкие улицы. Название свидетельствует, что основным занятием жителей этих улиц была ловля и сбыт рыбы. Ее продавали на соседнем рынке. В памяти старожилов еще сохранилось, что на базаре в утренние часы запросто можно было купить окуньков, лещей, щуку, а иногда и сома. Рыбаки выезжали ранним утром вверх по течению и быстро могли наловить нужное количество рыбы. Улица носит имя революционера-народника А. И. Желябова (1851-1881).

Заводская улица расположена в Заднепровье, там, где кончается Витебское шоссе и начинается улица Фрунзе. Она расположена в овраге, который широким устьем выходит на Днепровскую террасу. Сам овраг короткий, в устьевой части на восточной стороне находится несколько кирпичных двухэтажных домов.

В глубине улицы расположен, когда-то единственный в Смоленске, пивоваренный завод, которому улица обязана своим названием. В конце 60-х годов XIX века местный предприниматель Шварц построил пивоваренный завод. Он по качеству своей продукции успешно конкурировал с другими пивоваренными заведениями Смоленщины. Этому способствовала не только высокая квалификация мастеров, приглашенных на работу, но и прекрасное качество воды, получаемой из знаменитого источника «Здоровец». Вода из него даже продавалась на рынке.

В настоящее время «Здоровей» заглох, но завод по-прежнему из скважин получает воду из тех же водоносных горизонтов. Сохранились старинные рецепты, а мастерство пивоваров передается из поколения в поколение.

Кашена улица расположена между железной дорогой и Днепром. Улица — одна из древнейших в городе. Она имеет большое транспортное значение. Отсюда Кашена по пешеходному мостику можно пройти к железнодорожному вокзалу.

Мясокомбинат расположен на территории, где еще в XVIII веке находилась бойня.

Новый автовокзал был открыт в 1987 году. Ранее автовокзал располагался на перекрестке с улицей Беляева. Здание его сохранилось.

На улице Кашена стоит ТЭЦ-1, с первоначальной ориентацией на местный торф. Первым потребителем тепла был льнокомбинат.

Во время войны большая часть улицы выгорела. Из уцелевших отметим два дома. Первый двухэтажный жилой дом расположен около кинотеатра «Красный партизан». Он сохранил следы некоторых архитектурных украшений, построен, видимо, во второй половине XIX века. Второй дом напротив построен позднее. В нем в довоенные и первые послевоенные годы на первом этаже размещалась столовая.

Двухэтажные деревянные дома построены сразу после войны.

Улица названа в честь М. Кашена — деятеля французского и международного коммунистического движения (1869— 1958). В конце 30-х годов Марсель Кашен проезжал через Смоленск по дороге в Москву. Он вышел из вагона на перрон, и здесь его пылко приветствовали смоляне. В честь этого события улица Петропавловская была переименована.

Колхозная площадь расположена в Заднепровье. Это крупнейший транспортный узел в Смоленске. Через площадь проходят основные транспортные маршруты, связывающие Заднепровье с Ленинским и Промышленным районами.

Торговли на самой площади нет. Но к ней со стороны Днепра примыкает большая территория, отведенная под рынки. Этим объясняется большое количество автостоянок на площади.

Здания по периметру площади построены в основном в послевоенное время. Угловой корпус швейной фабрики, частично поврежденный в войну, восстановлен в первоначальном виде.

В центре площади до осени 2001 года был сквер. Его разбили на месте двух доходных домов, построенных в конце XIX века. В центре сквера долгие годы стоял памятник «Три колхозницы», демонтированный из-за разрушения в 90-х годах. Когда Смоленск в 2001 году готовился к Всероссийским Дельфийским играм, в срочном порядке сквер ликвидировали. Таким образом, загазованная автотранспортом площадь лишилась естественной очистки воздуха, и людям негде отдохнуть от торгового шума.

На восточном участке площади примыкает к льнокомбинату еще один сквер. С середины XIX и до 30-х годов XX века эта территория была торговой. До войны она делилась на три торговые части. Северная часть — территория современной Колхозной площади. Она называлась Сенной (иногда Нижнесенной). Здесь торговали сеном и дровами. Для крестьян того времени это было большим подспорьем, так как можно было получить «живые» деньги.

Территория современного крытого рынка и универмага «Луч» в прошлом была Базарной площадью. Здесь торговали тоже крестьяне, но по базарным дням: средам, пятницам, субботам. Торговля шла продуктами питания крестьянских хозяйств.

Восточная часть — Рыночная площадь — размещалась между улицами Новоленинградской и Беляева. Здесь стояли крытые лари. Торговали все дни недели, за исключением праздников. В «Обжорном ряду» продавали горячую снедь. Рядом находилась «Толкучка». Наряду с поношенной одеждой на ней можно было купить редчайшую вещь. В начале 30-х годов Рыночную площадь ликвидировали.

Ее территория была отведена под строительство жилых домов для работников льнокомбината. Но торговые помещения уцелели.

На месте Базарной площади был построен крытый рынок. После войны его расширили, в 1971 году построили современное здание. Рядом была оборудована площадка для торговли.

Кутузова улица расположена в Заднепровье, начинается от улицы Фрунзе и выходит на автомагистраль Москва — Минск. Улицу стали застраивать в 50-х годах при значительном долевом участии авиационного завода. По правой стороне от начала улицы расположен ресторан и бассейн, несколько проездов, соединяющих её с другими улицами. С левой стороны расположена площадь Чкалова, на которой установлен самолет. Улица носит имя Михаила Илларионовича Кутузова (1745—1813), русского полководца, светлейшего князя, генерала-фельдмаршала, главнокомандующего русской армией в Отечественную войну 1812 года.

Лавочкина улица расположена в западной части Заднепровья, соединяет Витебское шоссе и улицу Маршала Еременко. Улица выводит к совхозу «Анастасьино». Она имеет большое транспортное значение. По рельефу заметно делится на две части: от Витебского шоссе крутой подъем, затем улица проходит по равнине. В зоне улицы Лавочкина расположены: Военный университет, поликлиника, торговые и другие предприятия. Застройка улицы своеобразная. В первые годы после войны здесь не проектировалось размещать предприятия или крупные учреждения, поэтому застройка по красной линии осуществлялась небольшими двухэтажными кирпичными домами, а за ними располагалась усадебная застройка.

В шестидесятых годах было принято решение о размещении в Смоленске Военной противовоздушной академии. Не успели оглянуться, как вырос целый комплекс зданий. От улиц Котовского до Маршала Еременко за «спинами» двухэтажных домиков разместились многоэтажки. Ближе к улице Маршала Еременко они стали господствующими и сформировали крупный жилой микрорайон Ситники.

Численность населения в зоне улицы Лавочкина резко возросла. В связи с этим расширили сферу обслуживания, построили две школы, открыли новые магазины. В центре улицы, там, где расположены учебные корпуса Военного университета (так теперь называется бывшая военная академия), в небольшом сквере установлен скромный бюст С. А. Лавочкину (1900—1960), талантливому конструктору боевых самолетов, нашему земляку, имя которого носит улица. Старое название улицы Шклянная гора.

Лермонтовский переулок отходит от улицы Средне-Лермонтовской, идет наискосок по склону оврага к улице 12 лет Октября. В начале века переулок огибал овраг и выходил к Будниковскому керамическому заводу. На упомянутых улицах жили работники завода. Дома переулка расположены по одной стороне. Некоторые из них сохранились с дореволюционных времен, когда рабочие Будниковского завода хорошо зарабатывали и могли отстроиться. Место тихое, уютное, закрыто от северных ветров, хорошо прогревается солнцем. Отдельные деревья создают приятную тень. Городского шума почти не слышно.

Нижнелермонтовская улица расположена Заднепровье на правом склоне долины Днепра между улицами 12 лет Октября и Профинтерновскими. До революции улица называлась Нижнемоховой. Можно предположить, что ее название идет от понятия городить, а не от понятия город, хотя оба они восходят к общему — огораживать.

Новоленинградская улица начинается от перекрестка Витебского шоссе с улицей Фрунзе, пересекает железную дорогу, улицу Новомосковскую и выходит на Днепровскую набережную к остаткам бывшего деревянного моста через Днепр. Этот мост на протяжении многих веков связывал левобережную и правобережную части города. Он был разобран в 30-х года XX века, когда построили мост с улицы Дзержинского.

На первом отрезке улицы от Витебского шоссе до железной дороги размещается железнодорожная поликлиника-часть бывшего Дворца культуры железнодорожников.

Между железной дорогой и улицей Новомосковской расположены корпуса бывшей швейной фабрики «Восход». На противоположной стороне — завод металлоизделий. На последнем участке улицы с западной стороны стоят жилые дома, в которых размещаются различные конторы. На противоположной стороне сохранились ветхие двухэтажные дома.

Новомосковская улица начинается от Колхозной площади и улицы Беляева, заканчивается у железнодорожного переезда, который сейчас закрыт, так как построен виадук. Улица Новомосковская — важная составная часть транспортной системы Заднепровья с многочисленными выходами в различные зоны города и области. Территория между Днепром и улицей почти на всем протяжении занята льнокомбинатом. На противоположной стороне находится мелькомбинат и несколько жилых зданий. По этой улице расположено много складов с самой разнообразной продукцией, которой торгуют и оптом, и в розницу. Старомосковская улица проходила ближе к Днепру. От нее в прошлом начинался Московский большак. Жители слободы, расположенной здесь, обслуживали приезжавших. Здесь были трактиры, кузницы, помещения для ночлега, помещения для ремонта повозок. Жизнь слободки изменилась после постройки железной дороги. Большинство мужчин ушли на «железку». Женщины приспособились торговать на соседнем рынке. Когда стали строить льнокомбинат, жителей переселили в разные места.

Островского улица расположена в Заднепровье, начинается от улицы Губенко и заканчивается у проезда на улицу Юрьева. Сформировалась во второй половине 40-х годов XX века. Первоначальная застройка была усадебного типа, частная. Первым крупным строением было здание школы № 30 с большим участком под сад и спортивной площадкой. В последующие годы улица постепенно перестраивалась. Деревянные усадебные домики вытеснялись пятиэтажными домами со всеми удобствами. В настоящее время сохранились только отдельные усадьбы, расположенные в местах, неудобных для крупного строительства. Улица названа в честь писателя Николая Островского (1904-1936).

Профинтерновские улицы расположены в Заднепровье, начинаются от Витебского шоссе и от улицы Толмачева, которая выходит на Витебское шоссе. Здесь расположен холмик, на котором в шестидесятых годах стояло небольшое деревянное шестигранной формы здание пивной. В период всеобщего увлечения хоккеем ее прозвали «Шайбой». В годы горбачевской борьбы с алкоголизмом ее снесли. Сейчас на этом место магазинчик и ларек по продаже пива.

За бывшей «Шайбой» сразу же начинаются две улицы Нижняя и Верхняя Профинтерновские. Верхняя Профинтерновская поднимается по горе. Нижняя тянется по правому берегу речки Городянки. На противоположном берегу расположена улица Нижняя Лермонтовская. Нижняя Профинтерновская улица имеет в основном усадебную застройку. Улица имеет небольшой уклон. По мере приближения к истокам Городянки уклон становится крутым. Улица заканчивается тупиком. Через небольшую рощу по тропе можно выйти к бывшей зоне отдыха с небольшим прудом.

Верхняя Профинтерновская расположена на гребне увала, отделяющего долину реки Городянки от Днепровской долины и Витебского шоссе. В начале улицы подъем крутой, но затем он становится пологим. Улица тупиковая, но по тропинке через рощу есть проход к крупному жилому микрорайону Королевка. Средняя Профинтерновская расположена поперек Нижней и Верхней Профинтерновских, соединяет их в средней части. Крутой спуск выходит на проезд, отделяющий его от Витебского шоссе.

До революции улицы назывались Нижняя, Верхняя и Средняя Донские. В обыденной речи смолян того времени ходило общее название «Донщина».

Этот звучный, красивый и чуть экзотический топоним крепко засел в памяти смолян. Переименована Донщина была в середине 20-х годов XX века, поскольку большинство донских казаков боролись против советской власти. В памяти населения пытались стереть все, что относилось к Дону.

Профсоюзный интернационал поддержал русскую революцию, поэтому улицы стали Профинтерновскими.

Свердлова улица продолжает Витебское шоссе в восточном направлении, пересекает Крестовоздвиженскую транспортную развязку, где переходит в Московское шоссе, благодаря чему имеет транспортное значение. Улица названа в честь Я. М. Свердлова (1885—1919), известного партийного и государственного деятеля.

Скворцова улица расположена в Заднепровье на склоне Днепровской долины. На картах начала XX века это место обозначено как Скворцова дача. Кем был Скворцов, никто теперь не знает. Фамилия превратилась в звучный, легко запоминающийся топоним.

Сортировочная — поселок в восточной зоне Заднепровского административного района. Он расположен вдоль железной дороги на правом берегу Днепра. Основная часть поселка лежит между железной дорогой и крутым коренным берегом Днепровской долины.

Поселок стал формироваться в конце 1914 года. Выяснилось, что из-за недостаточного количества железнодорожных путей железнодорожная станция в Смоленске не могла обеспечить быструю сортировку вагонов по различным направлениям. Расширить ее не было возможности. Поэтому приняли решение о строительстве сортировочной станции на подходах к Смоленску. На обширных надпойменных террасах можно было расположить достаточное количество путей для формирования составов на Москву, Минск, Ригу, Орел, Рязань, Сухиничи.

Ровная, в основном песчаная, поверхность террас позволила быстро справиться с задачей. Появились и первые жилые постройки для железнодорожников, маленькая станция «Сортировочная». В 1929—1935 годах поселок быстро расширялся. Главной улицей поселка стала улица Седова. В то время велись обширные географические исследования в Арктике, появилась первая дрейфующая советская метеостанция на Северном полюсе.

Один из первых русских исследователей Арктики, пытавшийся дойти до Северного полюса» был Георгий Седов. В честь его и была названа улица.

В поселке есть и другие улицы, носящие имена исследователей Арктики.По внешнему виду поселок делится на две части: городская и усадебная.

Толмачева улица расположена в Заднепровье, начинается от улицы 12 лет Октября, ее пересекает улица Среднелермонтовская. Улица жилая. Она возникла в первой половине XIX века, когда город осваивал прилегающую к Днепровской долине равнину. До революции улица называлась Георгиевской по Верхне-Георгиевской церкви, построенной в 1810 году на средства купца С. Сафроненкова. В советское время в ней был бензосклад. Церковь стала действующей в 90-х годах XX столетия.

Переименована улица в 1919 году. Она носит имя Н. Г. Толмачева (1895—1919), активного участника Октябрьской революции.

Ударников улица расположена в Заднепровье, начинается в западной части Витебского шоссе и заканчивается на коренном высоком берегу Днепровской долины. От Витебского шоссе на правой стороне расположена Тихвинская церковь, построенная в 1775 году как кладбищенская на средства местного населения. Затем она стала приходской. В середине XIX века взамен деревянной была построена каменная церковь, которая и сохранилась до наших дней. Улица сформировалась во второй половине XIX веса. В Заднепровье стали размещать воинские склады и арсенал. До 1935 года улица называлась Арсенальной. В первой половине 30-х годов в стране развивалось движение ударников труда. Рабочие включались в соревнование за повышение производительности труда на своем рабочем месте за счет рационализации самого труда, рабочего места и т. д. Одним из первых предприятий в Смоленске, где это движение получило широкий размах, был завод дорожных машин, расположенный рядом с улицей Арсенальной. В честь ударников этого завода улица была переименована в улицу Ударников.

Фрунзе улица расположена в центральной части Заднепровья, соединяет улицы Витебское шоссе и Кутузова, заканчивается у административных зданий авиационного завода. С нее можно выехать на автомагистраль Москва — Минск, на улицу Еременко. Раньше она носила название Поречская дорога. В древние времена здесь шла дорога на Новгород. По ней проезжали Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. На Поречской улице в середине XIX века находилось богоугодное заведение для помощи бродягам, умалишенным, детям-подкидышам. В конце XIX столетия его передали земству, которое в 1866 году на базе богоугодного заведения открыло лечебное учреждение — земскую больницу. Сейчас здесь располагаются корпуса многопрофильной клинической больницы № 1.

В 1926 году был основан завод по ремонту авиационных двигателей, позже он стал закрытым военным заводом, с 1971 года — авиационным. Жизнь этой части города оживилась. Особенно бурное строительство развернулось в шестидесятых годах XX века. Буквально на глазах исчезали деревянные домики, а на их месте поднимались многоэтажные жилые дома. Улица превратилась в парадную часть города: представляется красивейшая панорама южной части города: золотые купола собора, старинные церкви, башни Смоленской крепостной стены, жилые дома, окруженные густой зеленью. Улица носит имя М. С. Фрунзе (1885—1925), военного, советского партийного и государственного деятеля.

Чкалова улица расположена на Покровке, соединяет улицы Кутузова и Фрунзе. Улица названа в честь В. П. Чкалова (1908—1938), известного в 30-х годах летчика-испытателя, совершившего в эти годы рекордные по дальности перелеты. После перелета через Северный полюс в США Чкалов посетил Смоленск, чтобы поблагодарить смоленских авиастроителей за высокое качество крыльев, в которых были размещены топливные баки. Это обеспечило успех перелета. Идея размещения топливных баков в крыльях принадлежит главному конструктору А. Туполеву. Идея была осуществлена в Смоленске.

Юрьева улица расположена в центральной части Заднепровья, начинается от улицы Губенко, идет по направлению к Днепру, постепенно отходя от Ильинского оврага, и выходит на бровку коренного берега Днепровской долины. Улица названа в честь академика в области аэродинамики, конструктора вертолетов Б. Н. Юрьева (1889—1957). Он родился в Смоленске, окончил Смоленскую гимназию.

Королевка.

Живут, как короли рабочие и служащие Смоленского авиационного завода, которые получили квартиры в новых домах в микрорайоне Королевка. Правда, к сожалению, сходство это заключается лишь в том, что здесь авиастроители так же, как и королевские особы, проживающие в своих загородных резиденциях, дышат чистым воздухом. Всего четыре года прошло, как в районе озере Скворцова дача в Заднепровье среди хвойных и лиственных деревьев был построен первый девятиэтажный дом.

Крылатый монумент

Первый предсерийный Як-42 взлетел с аэродрома Смоленского авиазавода в октябре 1976 года.

Готовые лайнеры собирались в Смоленске до трагедии, случившейся в июне 1982 года. Тогда в авиакатастрофе самолета, изготовленного в Саратове, погибли все находившиеся на борту 132 человека. Полеты Як-42 были приостановлены, а на саратовском и смоленском авиазаводах начались работы по исправлению конструктивных недостатков. После этого на смоленском авиазаводе стали производить только комплектующие — консоли крыльев и части двигателя для этого самолета. Еще в 1978 году, к 35-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков, на Покровке разбили сквер, получивший название «Наши крылатые земляки». Центральную аллею сквера украшали портреты знаменитых смолян-авиаторов. Десять лет спустя, к другой юбилейной дате — 1125-летию города, здесь решено было установить один из последних собранных в Смоленске лайнеров Як-42. Первоначально в нем собирались устроить кинотеатр или буфет, но из-за высокой пожарной опасности от этой идеи отказались.

Самолет был установлен на специально подготовленный постамент в ночь с 3 на 4 апреля 1988 года. Вскоре после этого в местной газете появилась небольшая заметка: «В период подготовки к 1125-летию Смоленска в городе появилось много праздничных примет. Похорошели его улицы, площади и скверы, везде появилась яркая иллюминация. А в районе Покровки, на развилке улиц имени Фрунзе и имени Кутузова встал на постамент пассажирский лайнер Як-42. Он теперь будет напоминать смолянам и гостям города, что такой точно самолет впервые поднялся в небо над Смоленском. Это место привлекательно для всех, но особенно интересно здесь малышам». В Смоленске установлено шесть «крылатых монументов», и четыре из них находятся именно на Покровке. Один из них, легкий четырехместный Як-18Т, установлен на территории авиазавода. Другой, истребитель ЗИиГ-17 — на территории воинской части неподалеку от Як-42. Третий самолет-памятник — МиГ-23 находится на аэродроме «Северный».

Бомбардировщик Ту-16

Самый же известный второй крылатый монумент расположен в небольшом скверике у развилки улицы Багратиона и 1-го Краснофлотского переулка.

Самолет-памятник появился здесь в мае 1985 года. Это событие было приурочено к присвоению Смоленску почетного звания города-героя, о чем косвенно свидетельствует одна из мемориальных досок на постаменте: «Жителям города-героя Смоленска от воинов-авиаторов». Причину установки самолёта объясняет надпись на второй доске: «В 1940году в г.Смоленске был сформирован 212 отдельный дальний бомбардировочный авиационный полк — ядро будущей авиации дальнего действия. Его первым командиром был назначен Голованов Александр Евгеньевич, впоследствии ставший Главным маршалом авиации». Осенью 1984 года этот бомбардировщик был перегнан в Оршу из эстонского Тарту, где дислоцировался полк авиации дальнего действия. Приземляться в Смоленске сразу не решились: длина посадочной полосы на аэродроме «Северный» тогда составляла 1700 метров, а для тяжелого Ту-16 требовалось почти вдвое больше. Чтобы сократить возможные жертвы, экипаж самолета был сокращен до трех человек. Посадку в экстремальных условиях осуществляли командир экипажа, генерал-майор авиации Анатолий Васильевич Долгих, второй пилот, полковник Валентин Васильевич Баранов и штурман, подполковник Александр Федорович Осипов. «Мы могли тогда снести половину Королевки, — вспоминает А.Ф. Осипов. — После посадки Ту-16 в Орше единственное, что у него работало — это двигатели».

Памятник на Покровской горе.

Неподалеку от железнодорожного вокзала, на Покровской горе, там, где берет свое начало улица Фрунзе, воздвигнут памятник воинам 16-й армии, героически сражавшимся с немецко-фашистскими захватчиками за Смоленск в 1941 году. Памятник имеет форму русского штыка, острие которого сверкает в поднебесье. Спроектированный архитектором города Смоленска П. Д. Коваленко памятник открыт 25 сентября 1969 года.

На лицевой стороне памятника начертаны слова: «Трудящиеся Смоленска воинам 16 армии, 152, 129, 46, 127, 138 стрелковых дивизий и частей усиления, мужественно сражавшихся с фашистскими захватчиками».

Покровское военное захоронение



На улице Фрунзе, неподалеку от лайнера-монумента ЯК-42 и рядом с больничным городком Первой клинической больницы, расположено одно из самых крупных братских кладбищ Смоленска, на нем захоронены 5652 советских воина, из которых известны имена лишь 3784-х. Кладбище существует с 1941 года, большинство захороненных на нем воинов погибло в ходе Смоленской наступательной операции 1943 года. В 2007 году проведена капитальная реконструкция мемориала. В его открытии после ремонта принимал участие председатель Государственной Думы Борис Грызлов.

Обелиск «Штык»

В нескольких десятках метров от пересечения улиц Фрунзе и 12 лет Октября находится памятник воинам героической 16-й армии, оборонявшей Смоленск в июле 1941 года. Автор проекта — архитектор Д.П. Коваленко. Открытие 19-метрового обелиска в форме стального штыка русской винтовки состоялось в 26-ю годовщину освобождения города, 25 сентября 1969 года. На лицевой стороне памятника — надпись: «Трудящиеся Смоленска воинам 16-й армии, 152-й, 129-й, 46-й, 127-й, 158-й стрелковых дивизий и частей усиления, мужественно сражавшихся с фашистскими захватчиками». Рядом с обелиском — барельеф с фигурами защитников города.

Первый автомобиль и первая авария

В 1910 году по Смоленску стал разъезжать красный автомобиль-ландо.

Его счастливым обладателем был поручик расквартированного в городе 2-го Софийского полка Лебедев. Возможно, эта машина и не была второй в Смоленске, но зато навечно осталась в истории благодаря участию в первом местном ДТП: в районе Витебского шоссе ландо разбился вдребезги, а его пассажиры были изрядно покалечены.

Церковь Петра и Павла на Городянке

Недалеко от вокзала, в сторону улицы Кашена, находится церковь Петра и Павла на Городянке. Здание это очень строгое и при небольших размерах величественное.

Петропавловская церковь является самой древней из сохранившихся построек Смоленска. Согласно летописным данным, возведена она в 1146 году во время княжения Ростислава Мстиславовича. С трех сторон к ней примыкала галерея-усыпальница, пристроенная в 1160-х годах. Спустя шесть столетий был переложен барабан и изменены окна. Рядом с храмом в 1757 году была построена церковь Великомученицы Варвары с шатровой колокольней. А уже в XIX веке построены каменная ограда и дом причта.

Петропавловская церковь была реставрирована в 1962—1963 годах в связи с празднованием 1100-летия Смоленска. Храм восстановлен в своих первоначальных формах.

Танк у въезда в Смоленск

Каждый, кто подъезжает к Смоленску со стороны Демидовского шоссе, еще издалека видит слева на обочине дороги мощный боевой танк Т-34. Он стоит на возвышении, на специальной бетонированной площадке.

Боевой танк был установлен у въезда в город в 1967 году, в канун 50-летия Советской власти, в честь доблестных защитников и освободителей города от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны.

Сегодня этот танк — излюбленное место свадебных кортежей. Традиции проехаться туда с ветерком и поклониться памяти павших уже несколько десятилетий.

Четырехметровый земляной курган, на котором установлен постамент с памятником, был сооружен по проекту архитектора Д.П. Коваленко в год празднования 50-летия октябрьской революции и в 24-ю годовщину со времени освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.

Торжественное открытие памятника — танка состоялось 24 сентября 1967 года.

Подножие кургана выложено гранитными плитами. На одной из них выбито изображение ордена Отечественной войны I степени, которым Смоленск был награжден в 1966 году. Здесь же — текст Указа Президиума Верховного Совета СССР о высокой награде. На другой плите выбита надпись: «Пусть вечно живет в памяти народной мужество и героизм подвигов славных защитников и освободителей Смоленска от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны».Именно сюда, на северо-восточную окраину Смоленска, в ночь с 24 на 25 сентября 1943 года ворвались передовые части наступавшей 31-й армии под командованием генерал-майора В.А. Глуздовского. Спустя несколько часов советские воины форсировали Днепр, а в три часа ночи группа бойцов во главе с П.Ф. Клепачом достигла площади Смирнова и водрузила на гостинице «Смоленск» Красное знамя.

Церковь Александра Невского

У самого подножия Покровской горы до 1929 года находилась церковь Александра Невского. Этот каменный храм простоял в Смоленске самое непродолжительное время — 37 лет. Его построили и освятили в 1892 году в память о счастливом спасении императора Александра III в железнодорожной катастрофе, случившейся четырьмя годами ранее. Соседство храма со зданием Покровской тюрьмы не случайно: инициатива возведении церкви принадлежала Смоленскому попечительскому совету о тюрьмах, а средства на её строительство были выделены Главным тюремным управлением. Трамвайному движению в начале XX века этот храм не мешал, хотя и расположен он был на дороге, ведущей на Покровскую гору. Тогда трамвайные рельсы перед Церковью сворачивали направо, на Витебское шоссе, и через сотню метров поднимались на гору.

Но в 1929 году храм закрыли, а вскоре и снесли. Новый трамвайный маршрут пролёг как раз через то место, где стояла церковь Александра Невского.

Мост в Заднепровье

Мост через Днепр в Заднепровье существовал уже в XII веке. В силу различных обстоятельств мост постоянно разрушался: его жгли поляки во время осады города, взрывали при отступлении русских армий из Смоленска в 1812 году. Зафиксирован случай, когда мост неожиданно провалился (1816 год), и при этом погибло 16 человек. В том же XIX веке произошло еще одно ЧП с мостом — он элементарно сгорел. Наконец в 1897 году по решению городской Думы после длительных споров касательно того, где строить новый мост, решено было возводить его, немного сдвинув вниз по течению.

При строительстве использовали металлические конструкции. Поэтому жители быстренько приловчились именовать новый мост Железным, а старый — Деревянным.

Современный мост также претерпел различные реконструкции. Последняя — в начале XXI века. Серьезно рассматривался проект устроить пешеходный вантовый мост рядом с существующим. Но, как известно, не все проекты воплощаются в жизнь.

Виадук

Спустившись с Покровской горы» автотуристы встречаются со своими «коллегами», приехавшими в Смоленск по железной дороге. Их дальнейшая экскурсия по городу будет проходить совместно. Чтобы попасть в центральную часть города, надо преодолеть два «препятствия» — виадук и Днепр. История первого в Смоленске виадука насчитывает более ста лет. Его появление было связано с превращением станции Смоленск в крупный железнодорожный узел и с появлением в городе трамвая.

Железнодорожные полотна, появившиеся в Смоленске во второй половине XIX века, «разрезали» город на две части: северную (Заднепровскую) и южную (центральную). И до появления трамвая транспортное сообщение между ними оставляло желать лучшего: извозчикам приходилось подолгу простаивать на переездах, наблюдая вместе со своими пассажирами за маневрами паровозов (кстати, в пределах городской черты тогда было всего три наземных переезда через железнодорожные пути). Когда же смоленская управа заключила контракт с Русским электрическим обществом «Унион» на строительство городских железных дорог «с электротягой», стало ясно,

что вопрос устройства более удобного переезда через рельсовые пути не терпит отлагательства. Первоначально «для улучшения сообщения города с вокзалами» под путями Риго-Орловской железной дороги планировалось построить подземный туннель. Руководство железных дорог выделило средства на реконструкцию смоленских вокзалов, но отказалось от участия в благоустройстве переездов через пути. Строительство же подземного туннеля оказалось не по карману одной только городской казне. К тому же, оказалось, технически сложно пустить трамвай под землей. Тогда-то и возникла идея строительства надземного переезда. Её поддержало общество «Унион», и в 1901 году над путями Риго-Орловской и Московско- Брестской железных дорог.

Вокзал

Смоленский железнодорожный вокзал был построен сравнительно недавно, в 1951 году. А где раньше начинали знакомиться с городом приезжие?

До революции через Смоленск проходили три железные дороги: Риго-Орловская, Московско-Брестская и Сызранско-Вяземская. Движение по Орловско-Витебскому участку Риго-Орловской дороги началось 8 октября 1868 года, а первый поезд из Москвы в Смоленск прибыл 20 сентября 1870 года. В районе современной Вокзальной площади было построено два вокзала. Располагались они вдоль северного и южного перронов. Между зданиями была переброшена арка с часами.

Оба вокзала пострадали во время Великой Отечественной войны, и в 1947 году в городе соорудили один временный деревянный вокзал. В 1949-1952 годах по проекту архитекторов Мезенцева и Шпотова велось строительство современного вокзала — «яркого примера крупного общественного здания, выполненного в характерных для советской архитектуры середины XX века неоклассицистических формах».В 2007 году неподалеку от него открыт новый пригородный вокзал.

Опытно-экспериментальный завод имени М.И.Калинина находится северо-западнее железнодорожного вокзала. Это одно из старейших предприятий, обосновавшееся в Смоленске ещё до Октябрьской революции. Сначала здесь производились военные повозки, кухни и хлебопекарные полевые печи; в первые годы Советской власти – простейшие сельскохозяйственные орудия. В годы второй и третей пятилеток профиль предприятия в корне изменился: оно стало изготавливать дорожные машины. Разрушенный в войну завод, уже в 1948 году достиг довоенного уровня производства и в первые послевоенные пятилетки выполнял заказы крупнейших строек страны: Куйбышевского гидроузла, Туркменского канала и др.

Автоагрегатный завод — одно из передовых предприятий города, входит в объединение ЗИЛ. На заводе подхвачена инициатива головного предприятия по ускорению внедрения в производство достижений науки и техники и увеличению на этой основе мощностей по выпуску продукции и повышению ее качества. Успешно освоено производство особо дефицитных запасных частей к автомобилю ЗИЛ-130. Выпускаются детали 62 наименований для ремонта той же машины.

Льнокомбинат – гордость города-труженика, одно из крупнейших в своей отрасли предприятий. Его сооружение началось в 1934 году, а в январе 1941-го он был принят государственной комиссией.

Ордена Трудового Красного Знамени авиационный завод. Сегодня это флагман смоленской индустрии, ее гордость. В 1976 году ему исполнилось 50 лет. За это время из авиаремонтного завод превратился в крупное предприятие современного самолетостроения. 28 апреля 1973 года стало для коллектива завода, да и для всех смолян знаменательным днем, вошедшим в историю.

В этот день взмыл в небо первый самолет, полностью изготовленный руками смоленских авиастроителей, — моноплан ЯК-18Т, встреченный с большим интересом на мировой выставке авиационной техники в Париже.

Гнездово

Гнездово — железнодорожная станция и поселок в 14 километрах от Смоленска по Витебскому шоссе. Здесь находятся археологический заповедник, памятные места, связанные с деятельностью подпольной патриотической организации периода Великой Отечественной войны, и целый комплекс предприятий строительной индустрии. Территория, занятая курганами, начинается сразу же по левую сторону Витебского шоссе. Курганы расположены и в лесу и в поле. Здесь их около 3000, а раньше было еще больше. Гнездовские курганы — это кладбище древнего Смоленска, возникшее до христианизации Смоленской земли. Многочисленные могильные холмы (курганы) насыпаны в основном в X веке. Они получили известность в науке почти сто лет назад — в 1868 году, когда в Гнездове при земляных работах были найдены серебряные и медные украшения, остатки железного меча, а также арабские монеты X века.

По остаткам вещей и сооружений, найденных во время археологических раскопок, были выяснены подробности погребального обряда.

На месте, избранном для возведения кургана, раскладывали большой костер, на вершину которого клали покойника в его праздничных одеждах. С ним клали его лучшие вещи. Если умерший был богат, то с ним клали меч, лук и стрелы, шлем, щит и иные предметы вооружения, его одежду, расшитую золотом. На похоронах убивали боевого коня умершего, барана, собаку, петуха и бросали их в костер. Иногда (только в богатых курганах) находят женские украшения, бывшие на убитой любимой рабыне погребенного, сожженной вместе с ним. В единичных случаях наблюдаются остатки трупосожжения не просто на костре, а в ладье (лодке). О деревья костра разбивали лучшие сосуды с вином, пряностями, яствами. Затем костер поджигали, и когда он прогорал дотла, собирая в глиняный горшок (урну) жженые кости, ставили его посреди кострища и сгребали к нему угли, а потом остатки трупосожжения засыпали землей. Часто урну помещали не на кострище, а уже в почти готовую насыпь, что наряду с другие признаками говорит о связи погребального обряда с местным обрядом предшествующего периода. Землю для насыпи брали тут же, вокруг кострища, почему курганы окаймлены канавками, заметными и сейчас.

Но в Гнездовских курганах погребены не только знатные воины. Большинство погребенных в них — небогатые люди, с многочисленными бытовыми вещами и орудиями, которыми они пользовались при жизни. Это рядовые граждане древнего Смоленска, мужчины и женщины. В одном захоронении найден серп, свидетельствующий о том, что горожане еще тесно были связаны с сельским хозяйством.

Некоторые курганы вообще не содержат остатков трупосожжения. Это своеобразные памятники воинам, погибшим на чужбине, тела которых либо остались врагам, либо покоятся на морском дне, или по иным причинам не попали сородичам и не были ими сожжены.

Вещи, найденные при раскопках и Гнездове, изготовлены в основном смоленскими ремесленниками. Некоторая часть изделий привозная, Особенно много восточных монет, происходящих из Средней Азии и привезенных на Русь через города Волжской Болгарии. Они были основой монетного обращения на Руси. Известная часть вещей, преимущественно женских украшений, привезена из Скандинавии. Вещи, прибывшие с юга, встречаются еще реже.

Многочисленные изделия местных ремесленников указывают на высокую степень развития ремесла в Смоленске. И это понятно: ведь города, как указывают Маркс и Энгельс, возникли только тогда, когда социальное развитие общества приводило к образованию классов, к отделению ремесла от земледелия. Развитие ремесла было необходимой предпосылкой для образования города. Смоленск не мог быть и не был исключением из этой исторической закономерности. К моменту его образования кривичи находились на ступени феодализации общества, они вместе с другими древнерусскими племенами создавали Киевское государство.

Поэтому неправы буржуазные ученые, сторонники так называемой норманской теории, что Русское государство и русскую культуру создали варяги (скандинавы). Гнездовские курганы, которые они объявляют могилами шведских воинов, на самом деле говорят против норманской теории. Абсолютное большинство вещей из Гнездова сделано здесь же, на Смоленщине, а не привезено варягами. Обряд погребения также имеет ряд существенных отличий от скандинавского обряда. Значит, в большинстве Гиездовских курганов погребены русские люди, а не варяги. Лишь единичные курганы можно признать погребениями варягов, которые были на службе в русских дружинах.

Осенью 1941 года в районе Гнездова и Красного бора возникло несколько молодежных патриотических групп. Руководил их деятельностью Александр Никонов, который имел связь с подпольным центром в Смоленске.

В Гнездове несколько раз бывал секретарь Смоленского подпольного горкома партии Борис Попов.

Подпольные группы были строго законспирированы. Члены подпольных групп принимали присягу-клятву. Патриоты вели агитационно-массовую работу среди населения, собирали оружие и разведывательные данные для партизанского отряда, переправляли к партизанам военнопленных, бежавших из лагерей.

По заданию подпольщиков член группы председатель колхоза Константин Сергеев согласился работать старостой деревни. Через него подпольщики получали пропуска с правом хождения в Смоленск и окрестные деревни, а также информацию о действиях оккупационных властей.

С помощью Константина Сергеева подпольщикам удалось устроить в волостное управление на должность паспортистки комсомолку Аню Николаеву. Она передавала подпольщикам бланки немецких паспортов и пропусков. Член красноборской группы Сергей Моисеенков, с которой была связана гнездовская группа, выгравировал немецкую печать и искусно подделывал немецкие документы. «Паспортный стол» подпольщиков снабжал военнопленных, бежавших из лагерей, паспортами, а связные отряда Мария Ходченкова и Нина Чуркина отводили их в партизанский отряд.

В гнездовскую подпольную группу входили Николай Архипенков, Андрей Иванов, Мария Ходченкова, Аня Николаева и другие патриоты.

Гнездовцы также были связаны с патриотической группой поселка Софиевки, в которой работали Василий Анисимов, Петр Евтушенков, Тимофей Мокрецов, Люба Подало, Иван Андреев и другие. У Василия Анисимова был приемник, и подпольщики имели возможность принимать сводки Совинформбюро.

В начале июля 1942 года в организации начались провалы. Александр Никонов, Нина Чуркина, Мария Ходченкова, Василий Анисимов, Иван Андреев, Люба. Подало, Константин Сергеев и другие, всего около 40 человек, были схвачены фашистами.

Только Николаю Архипенкову и некоторым другим удалось уйти в партизанский отряд «Яна».

Красный Бор и Дубровенка

Загородный парк Красный бор — небольшой массив некогда существовавшего почти сплошного зеленого пояса Смоленска.



Расположенный на живописных склонах, прилегающих с южной стороны к Днепру, а с северной— к речке Дубровенке, Красный бор является любимым местом отдыха смолян. Здесь в выходные и праздничные летние дни устраиваются массовые гуляния. Тысячи детей выезжают в пионерские лагеря профсоюзных организаций и областную санаторную «Лесную школу».

До Великой Октябрьской социалистической революции Красный бор назывался Черным бором и был местом массовок и митингов смоленских трудящихся. Особенно значительной была встреча рабочих в Черном бору 26 апреля (8 мая) 1903 года. В ней участвовало около 400 человек.

Красный бор вписал яркую страницу и в историю Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года здесь возникла подпольная патриотическая группа, в которую входили: Юрий Глебов, Сергей Моисеенков, Петр Нечаев, Галина Высоцкая, Анатолий Садков, Сергей Павлов, Анатолий Ковалев, Александр Бомбардиров и другие. Возглавлял группу машинист Николаенков. Красноборская группа организационно была связана с гнездовской группой. Подпольщики собирали сведения о переброске немецких войск и техники по железной дороге Орша—Смоленск, вели точный учет количеству танковых платформ, цистерн, вагонов с солдатами и т. д.

Красный Бор буквально прорезан различными транспортными коммуникациями: тут тебе и автомагистраль западного направления, и две железные дороги. От них отходят ветки стратегического назначения.

Одна была сооружена еще в тридцатых годах прошлого столетия и вела непосредственно к другому стратегическому объекту – авиазаводу.

Другую ветку построили в годы оккупации. Она проходила в непосредственной близости от бетонного сооружения, известного в Смоленске как «бункер Гитлера» – самый таинственный объект, о котором говорят, спорят, строят предположения в течение всего послевоенного времени. Несколько лет назад наши власти решили, наконец, ответы на вопросы: что за сооружения оставили гитлеровцы в этом западном пригороде Смоленска, почему людская молва упорно связывает их с пребыванием Гитлера в нашем городе? В результате, честно сказать, не очень профессионально проведенных исследований было сделано категоричное заявление: так называемый «бункер Гитлера» является всего лишь «шестидесятилетней легендой о подземном городе вблизи Смоленска». Такой вот получился железобетонный миф.

В массив лесопарка Красный бор непосредственно вливается Дубровенка. Она расположена в шести километрах от города. На речке Дубровенке устроен большой водоем-озеро, с хорошо оборудованным плавательным бассейном и лодочной станцией. Здесь проводятся состязания по плаванию различных спортивных обществ.

В нескольких километрах от бетонного четырехгранника, в Нижней Дубровенке находится мемориальное кладбище немецких военнослужащих. К нему ведет съезд от Витебского шоссе. Кладбище было сооружено в 1996-1997 годах немецкой стороной в соответствии с межправительственным соглашением между Россией и ФРГ.

Серебрянка

Серебрянка находится: в трех километрах к западу от города по Витебскому шоссе. Поселение Серебрянка возникло в первой половине XIX века. В 1859 году в ней был всего один владельческий двор. Как рабочий поселок, она застраивается в конце XIX — начале XX веков в связи с основанием здесь купцом Решетниковым шпагатной фабрики.

1 (13) мая 1899 года в Серебрянке состоялась первая маевка смоленских рабочих — одна из первых маевок в царской России. Маевка проходила нелегально. Двести ее участников представляли все предприятия города. Рабочие принесли на праздник красные полотнища с лозунгами: «Да здравствует пролетарский праздник 1 Мая», «Да здравствует социализм!». Ораторы, выступавшие перед собравшимися, призывали к борьбе с самодержавием и капиталистами.

Смоленская полиция узнала о маевке, когда ее участники уже разошлись.

Первая смоленская маевка прошла под знаком усиления революционной борьбы трудящихся Смоленщины.

20 апреля (2 мая) 1911 года в Серебрянке на фабрике Решетникова произошла забастовка, которая свидетельствовала об оживлении рабочего движения в Смоленской губернии после революции 1905—1907 годов.

В 1928 году на месте бывшей шпагатной фабрики был построен завод первичной обработки льна. В период временной оккупации области немецко-фашистскими войсками завод был разрушен, а после Великой Отечественной войны реконструирован на новой технической основе.

Колодня

Колодня — в прошлом село, расположенное в 7 километрах к востоку от Смоленска, место боев русских войск с отрядами польско-литовских феодалов. С 1870 года — железнодорожная станция (до 1917 года называлась Строгань).

Об этом месте известно, что когда-то здесь были постоялый двор и харчевня — заведения, необходимые на бойких путях. Название поселка будит воображение. Не трудно предположить, что произошло оно от «колода» — обрубок дерева, чурбан. Но в этимологических словарях есть и другие значения этого слова, например, «застава», «корыто для водопоя». А слово «колозня» в древнерусском языке означало крышки на улей. Местные историки название своего поселка связывают с лодками-однодревками, на которых некогда плавали наши предки. Выдалбливались эти челноки из одного дерева, т. е. колоды. Если учесть, что в то время основные пути проходили по рекам, а главным транспортным средством были лодки — последняя версия кажется вполне уместной. Территория Колодни была обжита издавна. Об этом свидетельствуют расположенные неподалеку городища, селища, курганы — языческие захоронения. Да и Соколья (Соколиная) гора вблизи поселка указывает на популярность этой местности в древние времена. Сюда, если верить преданиям, любили наведываться смоленские князья, чтобы развлечься соколиной охотой.

В путеводителе по Смоленску за 1934 год весьма рекламируется этот пригород в качестве туристского маршрута. Во-первых, потому, что «очень хорошее сообщение с городом благодаря массе пригородных поездов». Во-вторых, с 1 930 года Соколья гора была объявлена заповедником, и попасть туда можно было только организованным группам. На Сокольей горе работала биологическая станция Смоленского пединститута.

Во время Великой Отечественной войны Колодня была почти полностью разрушена, после войны — восстановлена и в 1952 году включена в городскую черту.

Печерск

Печерск — село в Смоленской области России, в Смоленском районе. Расположено в центральной части области в 7 км к северу от Смоленска между автодорогой М1 «Беларусь» и городом. Население — 3816 жителей (2007 год). Административный центр Печерского сельского поселения.

Название Печерск произошло от др.-рус. печера (пещера).[]

Впервые упомянуто в 1402 году.

Мемориал «Катынь»

Мемориал «Катынь» расположен в 15 километрах от Смоленска по Витебскому шоссе. Весной 1940 года в Катынском лесу произошел массовый расстрел польских военнослужащих и жертв политических репрессий. Польские военнослужащие в количестве около 15 тысяч человек были интернированы в СССР в сентябре 1933 года и были размещены в лагерях под г. Козельском (ныне Калужская область), г. Осташковым (ныне Тверская область) и г. Старобельском (Украина). В Козельском лагере находилось 4727 человек, в основном офицеры польской армии (среди них — четыре генерала и один адмирал). 5 марта 1939 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об их расстреле. Военнослужащие были переданы Смоленскому областному управлению НКВД. Захоронения поляков были обнаружены немецко-фашистскими оккупантами в апреле 1943 года, использовавшими Катынскую трагедию в пропагандистских целях. Советская сторона признала факт Катынской трагедии в 1990 году.В 1994 году между Российской Федерацией и Республикой Польша было заключено межправительственное соглашение «О захоронениях и местах памяти жертв войн и тоталитарных репрессий», предусматривавшее создание в Катыни мемориала.

Инициаторы создания и инвесторы строительства мемориала — Министерство культуры РФ и Совет охраны памяти, борьбы и мученичества Республик Польша. 19 октября 1996 года Правительством РФ принято постановление № 1247 «О создании мемориальных комплексов советских и польских граждан — жертв тоталитарных репрессий в Катыни (Смоленская область) и Медном (Тверская область)». В том же году Польская конкурсная комиссия одобрила проект мемориала фирмы «Форт» скульптора Здислава Пидка из Гданьской художественной академии. Торжественное открытие мемориала с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.П. Христенко и Председателя Правительства Республики Польша Ежи Бузка состоялось 28 июля 2000 года.

Садки

Находятся они в северо-восточной части смоленского Заднепровья. Чтобы туда добраться, придется прошагать еще по одному совсем непосещаемому туристами месту — бывшей Ямской слободе, или Ямщине. Главным ориентиром на нашем маршруте будет Крестовоздвиженская церквь — некогда приходской храм Ямской слободы. Смоляне упорно верят в то, что когда-то церковь посредством подземного перехода, проходившего под Днепром, соединялась с Успенским собором. Такой туннель давал возможность незаметно покинуть город и сразу же выйти на Старую Смоленскую дорогу. Начиналась она, как известно, вблизи Крестовоздвиженской церкви, а заканчивалась в Москве. И на всем протяжении этого пути с древних времен стояли ямские станции.

Первое упоминание в офицальном документе о ямской гоньбе и ямщиках, обеспечивавших самую быструю по тем временам связь между всеми уголками страны, оставил московский князь Иван III. В своем завещании он просил сына Василия: «… в великом княжестве держать ямы и подводы на тех местах по дороге, где бысть ямы и подводы на дорогах при мне…». Слово «ямы» может ввести в заблуждение неискушенного читателя, который решит, что таковые как были, так и остаются на наших улицах и магистралях. Между тем тюркское «дзям» означает как раз наше родное «дорога». От этого корня образовалось еще одно — «ямчы» (почтальон), преобразовавшееся позднее в родное и воспетое — ямщик. Такой любопытный факт: за хорошую организацию ямской гоньбы как раз на Смоленщине боярин Афанасий Ордин — Нащокин получил в подарок от царя в вечное владение Поречскую волость (Демидовский район). В эти времена ямщиками или «ямскими охотниками», как правило, являлись люди благонравные и зажиточные, им была обеспечена хорошая оплата, форменная одежда и всяческие льготы. С середины XVI века сословие «ямских охотников» стало селиться в особых поселениях — ямских слободах, которые появились почти во всех крупных городах на оживленных трактах. Что касается Смоленска, то Ямская слобода, по мнению наших историков, организовалась только к концу XVII века, когда город окончательно перешел под крыло Московского государства. Расположена она была в Заднепровье на склоне восточного холма, обращенного к Днепру, между двумя оврагами Ильинским и Крупошевским и до начала XX века пребывала за чертою города. Заправлялся тогдашний транспорт (а ямщик, как минимум, должен был иметь трех лошадей) на луговых угодьях от нынешней деревни Вязовеньки до станции Духовской. В обязанности ямщиков, кроме доставки почты и правительственных грамот, входило также записывать данные всех путешественников, обеспечивать им более или менее сносные условие передвижения, взимать плату с путников за прогоны. И хотя ямщицкий труд был не из легких, приносил он неплохие доходы. Поэтому Ямщина была застроена крепкими деревянными ломами, выходящими фасадами на дорогу. Через большие ворота въезжали на мощеный двор, заставленный всевозможными средствами передвижения — колясками, возками, бричками.

В глубине двора находились «гаражи» — конюшни. Как и нынче, в былые времена славилась езда «с ветерком». И хотя в 1731 году императрица Анна Иоанновна специальным указом учредила ямщицкую «госинспекцию» в вице драгун, которые отлавливали тех, кто «несмирно ездит… и лошадьми давит народ», порядок на дорогах никак не устанавливался. Что и понятно: «какой же русский не любит быстрой езды!».

Только императрице Екатерине II удалось более или менее обуздать ретивых ямщиков: она повелела отбирать у любителей быстрой езды лошадей, а лихих кучеров брить в солдаты. Интересно, а какой бы эффект возымели подобные меры при сегодняшнем дорожном беспределе?

В Ямской слободе сложилась определенная инфраструктура с учетом обслуживания путешественников. Помимо того, что они могли нанять здесь транспорт, была возможность отдохнуть в специальных придорожных гостиницах, пообедать в трактирах. Существовали и «станции техобслуживания» — кузницы, мастерские для ремонта повозок.

Ямская слобода прекратила свое существование после того, как на смену «златогривой лошадке» пришел железный конь. Понятно, что соперничество с чугункой (железной дорогой) бедные животные выдержать не смогли.

Их сообразительные хозяева быстро переквалифицировались в железнодорожников. Помимо основных доходов они приспособились извлекать выгоду из своего перемещения по стране. Например, из черноземного Курска привозили овощи, фрукты, которые потом слободские женщины реализовывали на соседнем рынке. Так что Ямщина процветала и в предвоенные годы. Когда началось строительство льнокомбината, некоторые дома Ямщины пошли под снос.

Для лишившихся крова смолян соорудили в районе нынешней улицы Гастелло бараки. Таким образом жители Ямской слободы стали постепенно перебираться в Садки. Название это историк Писарев относил к числу древнейших топонимов. Произошло оно, по его мнению, от слова «сад» — здесь с давних времен росли фруктовые деревья, плоды которых поставлялись даже на царский стол.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




sitemap
sitemap