Технология подготовки школьников к ЕГЭ по иностранным языкам



МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Технология подготовки школьников к ЕГЭ по иностранным языкам.

Выполнила:

Учитель МОУ «Ялгинская средняя

общеобразовательная школа»

Максимова Н. Н.

Руководитель:

Немчинова Л. М.

САРАНСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

3

Как подготовиться к ЕГЭ по иностранному языку

6

Структура ЕГЭ по иностранным языкам

7

Результаты ЕГЭ по иностранным языкам прошлых лет

7

Основные проблемы при сдаче экзамена

12

Подготовка к сдаче ЕГЭ при помощи различных видов УМК

16

ВВЕДЕНИЕ Одним из направлений модернизации Российской образовательной системы является эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), совершенно новой для России формы проверки знаний, общепринятой во многих развитых странах мира. Основными целями введения единого государственного экзамена являются обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, повышения эффективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений. Практика показывает, что для того чтобы удачно сдать ЕГЭ, во-первых, необходимо владеть достаточно полными знаниями по предмету, во-вторых, иметь опыт написания ЕГЭ и, в-третьих, быть психологически подготовленным к сдаче экзамена. В чем особенности ЕГЭ по английскому языку? Специфика предмета такова, что на экзамене проверяются не столько знания учащегося, сколько владение английским языком как средством общения, то, как он решает задачу коммуникации, поэтому общие интеллектуальные умения являются частью проверяемых языковых. Умения выразить мысли в письменной и устной форме логично и связанно с учетом стилистических особенностей, с соблюдением норм вежливости и знанием социокультурных реалий иностранного языка — требования, предъявляемые испытуемому, положительно влияют на общий уровень подготовленности выпускника по другим предметам. Проверяемые умения и навыки чтения, аудирования, лексики и грамматики оцениваются объективно по принципу: правильный ответ = набранный балл. ЕГЭ по английскому языку основан на тестовых технологиях. Цель экзаменационного теста — проверить уровень сформированности речевых и языковых умений выпускников общеобразовательных учреждений в рамках ЕГЭ по иностранному языку. За годы эксперимента в такой образовательной области, как иностранные языки, создана солидная теоретическая основа централизованной независимой системы тестового контроля, разработаны и успешно апробированы технологии проведения и оценивания ЕГЭ. Однако, несмотря на безусловные достижения, а, скорее всего, благодаря этим достижениям число вопросов, которые требует тщательной проработки, значительно возросло. Одним из таких вопросов является повышение эффективности подготовки к ЕГЭ в рамках существующих жестких рамок учебных планов и имеющейся учебно-методической литературы, чем и обусловлена актуальность нашего исследования. Специальная, целенаправленная подготовка к ЕГЭ поможет эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил; избежать обидных технических ошибок; узнать об особенностях ЕГЭ; узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов. Целью нашей работы является анализ особенностей подготовки к ЕГЭ по иностранному языку и разработка успешных стратегий прохождения тестовых заданий. Для реализации этой цели предусмотрено решение следующихзадач: • рассмотреть ЕГЭ как один из аспектов модернизации образования в РФ, выделить актуальные вопросы подготовки; • рассмотреть формат, структуру и особенности ЕГЭ по английскому языку; • рассмотреть типы заданий; • проанализировать возможные трудности и типичные ошибки; • выявить стратегии успешной подготовки к сдаче экзамена; • разработать уроки по подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Наша работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении представлена краткая информация о ЕГЭ по английскому языку, определены актуальность исследования, его цель и задачи. Первая глава «Специфика ЕГЭ по английскому языку и особенности подготовки учащихся к нему» – теоретическая – содержит сведения о структуре экзамена, анализ результатов ЕГЭ по английскому языку за 2009 год, рассматривает трудности и типичные ошибки, выдвигает стратегии успешной подготовки к экзамену. Вторая глава «Разработка уроков по подготовке учащихся к ЕГЭ» — практическая – содержит конспекты двух уроков в рамках программы подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку (конспекты уроков снабжены самоанализами). В заключении приведены сведения об уровнях владения английским языком и краткие замечания по эффективной подготовке к ЕГЭ по английскому языку.

ЕГЭ по иностранным языкам проводился с 2003 года в режиме эксперимента. Начиная с 2009 года единый государственный экзамен стал единственной формой государственной аттестации абитуриентов. Теперь для поступления на многие факультеты вузов необходимо сдавать ЕГЭ по английскому языку.

Следует отметить, что в 2009 году ЕГЭ по иностранному языку сдавали 83 922 выпускника (в 2008 году – 16 333), из них экзамен по английскому языку – 76 758 человек. Минимальное количество баллов (20 тестовых баллов) не смогли получить 3 991 участников [1].

На территории Республики Мордовия в 2009 году Единый государственный экзамен по английскому языку сдавали 185 выпускников средних школ, гимназий и лицеев [2].

Контрольно-измерительные материалы по иностранным языкам, и, в частности, по английскому языку, проверяли широкий спектр навыков и умений, лежащих в основе иноязычной коммуникативной компетенции выпускников.

Как известно, ЕГЭ по английскому языку в 2010 году состоял четырех разделов: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо». Раздел «Говорение», проверяющий продуктивные умения (умения и навыки устного общения) в этом году как и в предыдущем 2009, отсутствовал. Традиционно более высокие результаты были показаны в разделах «Письмо» и «Чтение».

ЕГЭ призван проверять и оценивать именно то, что обозначено в современных образовательных стандартах в качестве конечной цели обучения иностранному языку — уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся (практического владения английским языком в четырёх видах речевой деятельности – аудировании, чтении, говорении и письме).

Как подготовиться к ЕГЭ по английскому?

Прежде всего, нужно усвоить одно – чем раньше Вы начнете готовиться, тем лучше. Даже если общий уровень владения английским хороший требуется как минимум год подготовки.

В целом, можно сказать, что успешная сдача ЕГЭ по английскому обеспечивается следующими факторами:

хороший уровень владения английским языком

владение стратегиями разного вида аудирования и чтения (понимание основного содержания, запрашиваемой информации и полного понимания)

знакомство с форматом экзамена

тренировка всех аспектов в формате экзамена (контроль за временем, аудиозапись устных ответов с их последующим прослушиванием и анализом)

ознакомление с критериями оценивания заданий, объяснение предъявляемых требований.

Конечно, лучше всего заниматься индивидуально с профессиональным педагогом, знающим формат ЕГЭ и имеющим опыт в подготовке к нему. Школьных уроков не достаточно для успешной сдачи экзамена.

Структура ЕГЭ по иностранным языкам

ЕГЭ по английскому теперь состоит из 4 разделов, включающих 46 заданий.

Раздел 1 (Аудирование) включает 15 заданий, из которых первое – на установление соответствия и 14 заданий с выбором одного правильного ответа из трех предложенных. Время выполнения 30 минут.

Раздел 2 (Чтение) включает 9 заданий, из которых 2 задания на установление соответствия и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Время выполнения 30 минут.

Раздел 3 (Грамматика и лексика) включает 20 заданий, из которых 13 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Время выполнения 40 минут.



Раздел 4 (Письменная часть)  по сравнению с 2009 годом, состоит из двух заданий и представляет собой написание дружеского письма и сочинения с элементами рассуждения. Время выполнения 60 минут.

Общее время проведения экзамена – 160 минут.

Каковы результаты ЕГЭ по английскому прошлых лет?

По данным ФИПИ, наибольшую трудность для учащихся представляет раздел “Грамматика и лексика”: в целом, по всей работе самый низкий средний процент выполнения в лексических заданиях A22-A28. Также было отмечено, что выпускники испытывают трудности при применении видовременных форм глагола, согласовании времен и употреблении сложноподчиненных предложений.

Остановимся в связи с этим по порядку на основных моментах, которые необходимо знать учащимся и учителям, готовящим их к экзамену.

1. Формат экзамена – это тестовые задания. Таким образом, для успешного прохождения экзамена необходимо не только обладать должным уровнем сформированности коммуникативных умений, но и освоить стратегии выполнения разных типов тестовых заданий, с помощью которых они оцениваются. Наиболее общая из них, например, – внимательное прочтение и точное выполнение инструкций к тестовому заданию. Это – непременное условие успешного его выполнения; именно с невнимательным прочтением задания связаны многие ошибки учащихся на экзамене.

2. Каждый учащийся, планирующий сдавать ЕГЭ, должен в общих чертах знать процедуру проведения экзамена. Письменная часть экзамена по иностранным языкам проводится в основном по той же схеме, что и ЕГЭ по всем предметам. Однако необходимо заранее ознакомиться с форматом бланков ответов и освоить процедуру переноса ответов из КИМ (они служат для черновых ответов экзаменуемых) в бланки ответов. Нет ничего досаднее технических ошибок, которые допускают при этом учащиеся на экзамене!

3. Система оценивания ответов учащихся определяется спецификацией экзамена. Оценивание в первых трёх разделах экзамена («Аудирование», «Чтение» и «Грамматика и лексика»), где правильные ответы учащихся предопределены заданиями и проверяются по ключам (так называемые «объективные» тесты), происходит по дихотомической модели. Здесь по каждому тестовому вопросу экзаменуемый получает либо 1 балл в случае правильного ответа, либо 0 баллов в случае неправильного ответа.

Развёрнутые свободные ответы учащихся в разделе «Письмо» оцениваются специально подготовленными экспертами на основе критериального принципа с использованием подробных схем и шкал оценивания.

Результат экзаменуемого на ЕГЭ – это сумма баллов по всем разделам экзамена. Максимальный балл составляет 100. После обработки результатов ЕГЭ в Федеральном центре тестирования оценки за экзамен фиксируются в сертификатах по стобалльной шкале.

4. ЕГЭ по иностранным языкам, как и ЕГЭ по всем остальным предметам – экзамен многоуровневый и включает задания трёх уровней сложности (базовый, повышенный и высокий). В разработке программ по английскому языку для российских школ учитывался опыт создания общеевропейских многоуровневых стандартов в обучении иностранному языку, определенными в документах Совета Европы следующим образом:

Базовый уровень – A 2+;Повышенный уровень – В 1;Высокий уровень – В 2.

5. Будущие участники ЕГЭ и все, кто на самом деле заинтересован в овладении иностранным языком как средством общения, должен научиться оценивать себя объективно, используя для этого адекватные средства оценивания, уметь определять и устранять свои недочёты и ошибки. А задачей учителя является освоение технологий обучения, позволяющих выпускникам гарантированно достигать во время экзаменационных испытаний ожидаемых результатов.

Успех на ЕГЭ безусловно обеспечивается прежде всего должным уровнем развития коммуникативной компетенции. Понятие «коммуникативная компетенция» включает в себя целый ряд компонентов, которые необходимы для оптимального решения тех или иных коммуникативных задач (выбора адекватного стиля речи, применения различных стратегий в разных видах чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной задачи, сформированности навыков употребления разнообразного лексического и грамматического материала, знакомства с разными жанрами и типами текстов и т.д.).

Развитие этих компонентов коммуникативной компетенции безусловно требует долгой и кропотливой работы на протяжении многих лет.

Весь процесс обучения иностранному языку при правильной его организации должен постепенно подводить учащихся к ЕГЭ, который, собственно, и может являться логическим завершением этого процесса.

В то же время, эта современная форма тестового контроля требует дополнительного знакомства с форматом теста, овладения технологией выполнения тестовых заданий различных типов и умения работать в ограниченных временных рамках и в условиях, характерных для экзамена (например, при наличии магнитофона). Поэтому учитель, работающий на заключительном этапе обучения, должен использовать технологии, позволяющие гармонично сочетать интенсивную учебную деятельность по совершенствованию коммуникативных умений с формированием навыков работы в новом экзаменационном формате.

В заключение хотелось бы указать на интернет-источники, которые можно использовать для подготовки и успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку:

— подготовиться к части «Аудирование» поможег поисковый ресурс Radiotime, некоммерческое радио National Public Radio, BBC Radio 4 (представляет большое количество ток-шоу разной тематики), повторное прослушивание программ из архива (передачи Environmental Programmes; You and Yours; Science Programmes);

— «Аудирование» и «Чтение» — раздел сайта ВВС 6-minute English (позволяет прослушать отрывок из новостей или радиопередачи, а потом прочитать текстовый вариант прослушанного с объяснениями сложных слов и выражений).

Кроме материалов, предлагаемых на прослушивание, есть смысл смотреть англоязычные фильмы и передачи. Цифровое телевидение стало доступным практически всем, так что можно смотреть CNN, BBC, National Geographic или любой другой канал на английском языке. Цель такого просмотра – адаптирование к особенностям английской речи, акцентам.

На сайте ВВС Documentaries можно просматривать 20-минутные документальные ролики, затрагивающие самые разные темы нашей жизни.

Особую значимость в аспекте рассматриваемой проблемы представляют следующие издания, рекомендованные ФИПИ:

1. Единый государственный экзамен 2010. Английский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

2. М. В. Вербицкая. Единый государственный экзамен 2009. Английский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся (+СD). – М.: Интеллект-Центр, 2009.

3. М. В. Вербицкая. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Иностранный язык. – М.: Эксмо, 2009.

4. М. В. Вербицкая, К.С. Махмурян. ЕГЭ-2010. Английский язык. Тренировочные задания + CD. – М.: Эксмо, 2009.

5. М. В. Вербицкая. ЕГЭ-2010: Английский язык. – М.: Астрель, 2009.

6. С.В. Мичугина, Е.И. Михалева. Английский язык. ЕГЭ Практикум. Реальные тесты + CD. – М.: Экзамен, 2010.

7. A. Dunkel. Intermediate Listening Comprehension. – Thomson Education.

8. M. Harrison. Оксфордские тесты по английскому языку для подготовки к Единому Государственному Экзамену. – Oxford University Press, 2007.



9. M. Mann. Practice Tests for the Russian State Exam. – Macmillan Education, 2008.

Основные проблемы при сдаче экзамена Специфика предмета такова, что на едином государственном экзамене проверяются не столько знания учащегося, сколько владение английским языком как средством общения, то, как он решает задачу коммуникации, поэтому общие интеллектуальные умения являются частью проверяемых языковых. Умения выразить мысли в письменной и устной форме логично и связанно с учетом стилистических особенностей, с соблюдением норм вежливости и знанием социо-культурных реалий иностранного языка – требования, предъявляемые испытуемому, положительно влияют на общий уровень подготовленности выпускника по другим предметам. Проверяемые умения и навыки чтения, аудирования, лексики и грамматики оцениваются объективно по принципу: правильный ответ = набранный балл. Результаты экзаменов выявили следующие проблемы при подготовке учащихся: 1. Традиционный школьный экзамен значительно отличается от ЕГЭ, поэтому новизна формата экзамена и его процедуры стала проблемой для некоторых детей. 2. Неумение рассчитать время на выполнение тестовых заданий (учащиеся должны быть научены работать в ограниченном временном режиме); 3. Письмо как проблемная область экзамена, т.к., по признанию самих учителей и выпускников, пока на продуктивное письмо на уроках уделяется недостаточно времени. У детей возникают проблемы, т.к. они не умеют работать с бланком ответа (например, правильно расположить письменный текст, выполняя задание в разделе «Письмо»); Также большой проблемой является незнание особенностей организации письменного текста, неумение писать связный текст. 4. Задание на аудирование не было неожиданным, но многие испытуемые отмечали, что практики на уроках английского языка им явно не достаточно для того, чтобы чувствовать себя уверенно при выполнении этого раздела экзамена. Практика выполнения заданий с использованием аудиозаписей должна быть повседневной на уроках по этому предмету и начинаться задолго до начала подготовки непосредственно к ЕГЭ. 5. У отдельных учащихся наблюдается низкий общий уровень языковой компетентности и как результат – невыполнение задания (сдан незаполненный бланк или объем написанного текста не позволяет оценить его). Типичными ошибками при написании письма являются:

ошибки правописания,

нарушение логики при изложении мыслей в письменном форме,

стилистические ошибки при написании неформального письма,



лексико-грамматические ошибки (индивидуально)

Учитывая приведенные выше проблемы и замечания, при подготовке ученика к ЕГЭ по английскому языку следует обратить особое внимание на следующие факторы, т.к. от них зависит положительный исход экзамена:

должный уровень развития коммуникативной компетенции (владение иностранным языком);

овладение стратегиями разного рода аудирования и чтения;

знакомство с форматом экзамена;

тренировка в формате теста (выполнение инструкций, контроль за временем, магнитофонная запись устных ответов с их последующим прослушиванием и т.д.).

С целью повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и подготовки к экзамену учителям в организации учебного процесса необходимо обращать более пристальное внимание на:

применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;

ознакомление учащихся с особенностями работы с тестовыми заданиями разных типов;

ознакомление учащихся с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с материалами сети Интернет;

формирование умений языковой догадки;

приемы активной поддержки, управления беседой;

формирование умений обосновывать, аргументировать свою позицию при речевом взаимодействии, высказывать контраргументы;

совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала, в коммуникативно-ориентированном контексте;

развитие таких общеучебных умений, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, делать заключения и уметь их аргументировать, принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе речевого взаимодействия;

соблюдение заданных объемов выполнения коммуникативных заданий в указанное в инструкциях время.

Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по иностранным языкам, помимо собственно обучения соответствующему языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя следующие аспекты:

ознакомление с форматом заданий, в том числе, заданий со свободно конструируемым ответом, т. е. заданий части С (по письму и говорению);

отработку четкого следования инструкциям к заданию, в том числе соблюдения предписанного объема письменного или устного высказывания;

развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;

ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму и говорению); объяснение предъявляемых требований;

включение в практику записи устных ответов учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием и анализом;

отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.8

Подготовка к сдаче ЕГЭ при помощи различных видов УМК. На сегодняшний день в распоряжении, как учителей, так и самих учеников есть целый арсенал различных средств для формирования необходимых навыков и подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку. К ним относятся всевозможные пособия с тестами (КИМами) для самоподготовки, различные он-лайн тренажеры, обучающие компьютерные программы и конечно нельзя списывать со счетов традиционные УМК. И, тем не менее, при всем разнообразии средств для подготовки к сдаче ЕГЭ какими бы хорошими они ни были, они не способны заменить учебник. Задача тестов – измерить, а задача учебника – научить (в том числе и как выполнять тесты). Учебники, точнее УМК не только обучают, но и развивают и воспитывают учащихся. Несмотря на то, что большинство приемов обучения могут быть использованы и как приемы контроля, нельзя ставить знак равенства между упражнениями и тестами. Следует помнить, что:

тесты направлены на проверку уровня сформированности речевых умений, в то время как упражнения призваны решать более сложные задачи;

тесты менее разнообразны, чем упражнения;

тесты могут быть использованы в более свободной последовательности, чем упражнения;

тесты исключают подсказки, пояснения, ориентировочную основу и вследствие этого малопригодны для обучения учащихся со слабыми способностями;

тесты выполняются чаще индивидуально и реже в парном или групповом режиме, т.е. не обучают общению.

В современных отечественных УМК заложена система объективного контроля, соотносящаяся с ЕГЭ и целенаправленно готовящая, но не натаскивающая на него. Одним из хороших примеров таких УМК может быть серия учебников «ENGLISH 5-11» под редакцией Сафоновой В.В. и ГромЕ.Н.. Также при анализе форума, посвященному теме подготовки к ЕГЭ по английскому языку, среди рекомендованных там учебных пособий была замечена серия пособий издательства «Macmillan»: «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование», «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Чтение. Письмо», «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Грамматика. Лексика».

Учебники для подготовки к российскому экзамену по английскому написали не разработчики экзамена, а зарубежные авторы, Пособия очень высокого уровня, как и сам ЕГЭ, не привязаны ни к одному учебнику. Важно, что можно использовать пособие как самостоятельно (тогда ученику придется купить ещё книгу для учителя с ответами и комментариями), так и с репетитором по английскому или в классе с учителем. Книги можно проштудировать от корки до корки за год — полтора, а можно просто поработать с парой разделов за несколько недель до экзамена и получить общее представление о формате ЕГЭ по английскому языку.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент существует различный арсенал, который поможет учащимся эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку.








sitemap
sitemap