Технологический проект Одежда казаков и казачек на Кубани в период с XIX — XXI век



Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников

в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика ЮНИОР»

Малой академии наук учащихся Кубани

Технологический проект

«Одежда казаков и казачек на Кубани

в период с XIX XXI век»

Секция техническая «Технология прикладного творчества»

Автор:

Захарова Ангелина Сергеевна

Ученицы 7 «Б» класс

МОБУ СОШ №4,

Руководитель:

Бугай Наталья Евгеньевна,

Учитель технологии

Лабинск 2013г.

Содержание

Аннотация_____________________________________________________2

План исследований______________________________________________3

Научная статья, История костюма_______________________________5

Особо стоит сказать о форменной одежде казаков_____________________5

Женский костюм_______________________________________________10

Важный элемент костюма казачки это головной убор_______________12

Заключение ___________________________________________________14

Библиографический  список______________________________________16

Технологический проект

«Одежда казаков и казачек на Кубани

в период с XIXXXI век»

Захарова Ангелина Сергеевна

Россия Краснодарский край город Лабинск

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 7 «Б»

Аннотация

В настоящее время значительно возрос интерес молодого поколения Кубани к истории традиционной культуры края, истории и традиций кубанского казачества, неотъемлемой частью которых является и одежда. Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов. История одежды казаков накубани малоизученны и требуют детального научного анализа.

Большое место в моей работе занимает иследование видов женской, детской одежды и мужской форменной костюм казаков, который отражает жизненный уклад кубанских казаков. Иследование ведется через рассмотрение таких проблем как, история заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества. В статье раскрывается народный костюм – как традиционный комплекс одежды, с особенностями кроя, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей, гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически.

Особое внимание уделяется форменному костюму казаков, который прошел сложный путь развития, от запорожских шаровар до кавказской черкески.

В результате иследования истории традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX — начала XXI в. выявила, что для создания современных костюмов кубанского казачества, необходимо предложить, с учетом опыта прошлого, новые художественные решения. Народный костюм превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

План исследований

Актуальность: темы исследования обусловлена возрастающим научным и практическим интересом к историко-культурному наследию Кубани, неотъемлемой частью которого является история традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX — начала XX в. Известно, что костюмный комплекс в немалой степени отражает социальные, религиозно-нравственные, эстетические и др. идеалы и традиции народа, в данном случае это напрямую относится к кубанскому казачеству. Поэтому, комплексное исследование данной темы имеет исключительно важное научное и практическое значение.

В настоящее время значительно возрос интерес молодого поколения Кубани к истории традиционной культуры края, истории и традиций кубанского казачества, неотъемлемой частью которых является комплексы бытового костюма, передающие уникальную специфику народного искусства и т.д. Все это — актуальные, мало изученные вопросы, требующие детального научного анализа.

Цель исследования. Целью работы является выявление основных черт традиционного бытового костюма кубанских казаков, в исторический период развития общества XIX — начала XX веков, составляющего важную часть культуры Кубанского края, как в исследуемые годы, так и в настоящее время.

Задачи:

— исследовать исторические и природно-климатические предпосылки создания костюмных комплексов кубанских казаков;

проанализировать основные виды мужских комплексов бытового костюма кубанского казачества в исследуемые годы;

изучить культуру и традиции кубанского казачества

воспитать эстетическое и нравственное отношение к окружающим людям, предметам.

Объект исследования: является история традиционного бытового костюма кубанских казаков XIX — XX в.

Методы исследования:

сравнительно- исторический,;

изучение этапов развития кроя одежды;

элементов костюма взаимосвязанных между собой, имеющих функциональное значение

рисунки, фотографии, схемы;

технология изготовления казачей одежды;

обобщение.

Научная статья

История костюма

Освоение и заселение земель Северного Кавказа началось русским правительством с середины XVI века и продолжалось до конца XIX века. Главной целью политики было сохранить и упрочнить казачество, наделяя его землей за службу. Однако на многонациональной южной окраине России казачьи войска стали играть политическую роль как пограничные войска, опора царизма во внутренней политике, с возложением уже не только военных, но и административных функций. В целом можно выделить три периода становления казачества на Северном Кавказе: 1. сначала 1860-х до конца 1870-х гг., когда законодательно было определено казачье землевладение и землепользование с потомственным наследованием. В этот период границы войсковых казачьих территорий были открыты для крестьян-переселенцев; 2. 1880-е — 1904 гг., когда были разработаны основы административного управления на Северном Кавказе, связанные с укреплением казачества, которое стало использоваться для несения внутренней службы; 3. 1905-1917 гг. В этот период проводятся частичные агротехнические мероприятия по улучшению казачьего землепользования, начинается субсидирование казачьих войск па приобретение частновладельческих земель, распространение действий крестьянского поземельного банка на казачье население Кубани, Терека и т.д.

Именно в этих условиях начинает формироваться и развиваться комплексы традиционного бытового казачьего костюмя.

Особо стоит сказать о форменной одежде казаков.

Национальный состав войск был разнообразен, и их внешний облик складывался годами, а в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей.

Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась в середине 19 века: черкеска, шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счёт. Казака «справляли» задолго до того, как он шёл служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом — я боле перед богом за тебя не ответчик».

Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска. Костюм кубанского казака состоял из рубахи, бешмета, шаровар, мундира в виде чекменя или черкески, заимствованного у горцев, башлыка и бурки.

Кровопролитные войны начала 20 века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нёс сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе Первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца, бурку — на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Черкеска. Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс.

Красота и богатство казачьего костюма зависели от «количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой.

Без шаровар невозможна жизнь кочевника-конника. Изобретение шаровар приписывают скифам. За столетия покрой их не изменился: это широкие — очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени штаны, ведь в узких на коня не сядешь, да и ноги будут натирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних скифских курганах, были такими же, какие носили казаки и в 18, и в 19 веках. Они очень удобны для верховой езды, их заправляют в сапоги.

Помимо шаровар костюм включал ещё две рубахи. Рубаха — основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи — «голошейки» с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов — мережку. Затем стали носить рубахи двух видов — русскую и бешмет.

Русскую заправляли в шаровары, а бешмет носили навыпуск. Бешмет (тюркское слово) – длинная рубаха с высоким стоячим воротником и застежкой посередине встык. Чаще всего шили из красного шёлка. Поверх бешмета кубанские казаки надевали черкеску

На голову казак надевал круглую меховую шапку с красным верхом (кубанку) с белым перекрестием иногда однотонную.

Завершал костюм красный башлык (от терского «баш» — голова) — капюшон с длинными лопастями, которые заматывали вокруг шеи (в хорошую погоду он висел свободно).

Башлык был неотъемлемой частью казачьего костюма. Это слово произошло от тюркского «баш» голова, и на самом деле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи. Видимо, к башлыку относится выражение «менять баш на баш» «голову на голову», которое первоначально применялось при обмене пленными. Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди — следует по делу, концы заброшены за спину — свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали как сумку, завязав его концы и перебросив через плечо. Башлык был настолько универсален и удобен, что специальным указом военного министерства был введен во второй половине XIX века как часть обмундирования во всех пехотных подразделениях царской армии.

В качестве дополнительной верхней одежды казаки носили кожухи нагольные, шинели, шубы, серяки, киреи, бурки.

Серяк — одежда для походов, непогоды — шился из грубого толстого сукна, обычно серого или коричневого цвета. Они были дешевле бурок. Бурки шились из диких козьих кож. Кожухи нагольные — это непокрытые материей овчинные шубы одевали на голое тело. Были кожухи волчьи, лисьи, и даже собачьи. Нередко встречались байбараки (шубы) — кожухи, крытые сукном.

Бекеша — верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана с меховой отделкой (по краю воротника, полочке, рукавам, карманам, подолу). Материал: сукно шинельное.

Чекмень — верхняя мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном. Обычно изготавливался из сукна. Застёгивали чекмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую полу. Чекмени были популярны у тюркских народов, а также являлись элементом форменной одежды у казаков.

Женский костюм.

В середине XIX века на Кубани бытовало несколько комплексов одежды: с плахтой, с юбкой, с сарафаном и с бешметом.

Комплекс одежды с плахтой бытовал в восточных станицах, среди украинского населения. Это была частично сшитая юбка из очень грубой ткани.

Традиционный женский костюм сформировался к середине 19 века и имел русско-украинскую основу. Одежда у казачек различалась, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Праздничную одежду шили из шёлка или бархата.

Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка. В праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отделкой. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром.

В начале XX в. основным костюмом казачек стали юбки и кофты — парочки, ставшие обычными и в других областях страны. Юбок надевали несколько: нижние по подолу отделывали кружевами, верхние, особенно праздничные, расклешенные, имели внизу широкий волан — брызжу, отделанный лентой, полоской кружева. Шили их первое время из 5-6 прямоугольных кусков материи на вздёрнутом шнуре — учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски — «подол», по-украински — «спидница». Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой. Потом появились «кошеные» юбки плотно облегающие фигуру. Верхнюю одежду казачки вышивкой не украшали, приговаривали: «Мы ж казаки!» А вот низ рубашки («подставки»), который был, как правило, из домотканого полотна, вышивали красными и черными нитками.

Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта. В зависимости от покроя она называлась кофтой, блузкой, матене, кирасой. Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником стоечкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча, а ниже — облегающим. Блузки отделывали гипюром, лентами, кружевами, закладывали складки. Иногда блузки шили на кокетке. Матене — кофта свободного покроя ниже пояса, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины.

Кираса — это плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, у плеча присборенными, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц, которую носили только молодые женщины.

Важный элемент костюма казачки это головной убор.

Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке — «колпаки», «файшонки» (от нем. слова «файн» — прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку шапочку с

широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. Шлычка надевалась на косы, уложенные на затылке, и затягивалась шнурком, а сверху иногда был платок. В те времена бытовала поговорка: «У хорошей свекрухи сноха без шлычки и во двор не выйдет». На шлычку женщины летом надевали лёгкие шёлковые или ситцевые платки, зимой — тёплые вязаные платки или шали. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. В гардеробе каждой молодой казачки имелся и кокошник. Вышивается и украшается лентами, так же как и парочка.

Кокошник – женский головной убор, украшение.

Заключение

Исследование показало, что основными предпосылками образования костюмного комплекса кубанских казаков были исторические события, связанные с освоением и заселением земель Северного Кавказа с середины XVI — конца XIX веков. Большое влияние на него оказала культура кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась в середине 19 века: черкеска, шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Поэтому прямое заимствование костюма имело такой успешный результат как в традиционном бытовом мужском костюме, так и в военном обмундировании. Символичность ношения комплекса мужского казачьего костюма, прошедшего славный путь побед, горечь поражений, подтверждение тому — значимость костюма в современный период истории Кубани.

С 1846 года московские фабриканты через обращение к правительству расширили продажи на территории Северо-Западного Кавказа, привозя сукно российских фабрик, ситец, нанку, китайку, пестрядь и шелк, что отразилось на разнообразии видов одежды. Установлено, что проникновение в традиционную одежду тканей и дополнений к костюму фабричного производства, городской моды в казачью среду стало причиной, изменившей облик носителя.

Цветовое значение является наиболее в активным элементом комплекса костюма, где для более молодых применялись яркие цвета, а с увеличением возраста цветовая гамма становится более сдержанной.

Женская прическа менялась в момент свадебного обряда, а в дальнейшем укладывание волос на затылке в шлычку, покрывание платком головы замужней женщины было обязательным до конца жизни.

Самые значимые события в жизни человека в казачьей культуры отмечены- это первая стрижка младенца, одевание крестильной рубашки — переход в мир людей; дарение кинжала и наборного пояса крестным отцом, первое одевание черкески — обозначает принадлежность к казачьей среде.

На многочисленных фотографиях групп учащихся станичных училищ, даже тех, где допускалось совместное обучение мальчиков-казачат и детей иногородних, мы видим, что ношение черкески, бешмета, папахи, башлыка и наборного пояса возможно было только

для казачьих детей. Символы казачьей гордости могли быть носимы в особо праздничных случаях молодыми казаками, еще не служившими в войске, но имеющими происхождение из казачьей семьи, также пожилым казакам оставляли право донашивать военную форму.

Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Библиографический  список

Бондарь В.В., Ратушняк В.Н. «Родная Кубань», 2004

Кихаева А.А. «Во славу Кубани», 2006

Овчинников С.А. «Кубанское казачество», 2000

Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», 2004

Ратушняк В.Н. «Родная Кубань, страницы истории», 1993

Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002



sitemap
sitemap