Технологические основы керамического производства



Муниципальное общеобразовательное учреждение «ЛСОШ №7»

Исследовательская работа

Технологические основы

керамического производства

Автор: Титов Павел

Ученик 9 класса

Руководитель: Титова Елена Владимировна

Содержание

Введение с.3

Глава I. Назад в прошлое

Древний Египет с.4-5

Древняя Греция с.5-7

Глава II. Современное керамическое производство.

Общие технологические процессы и способы производства с.8-11

Глава III. Местное керамическое предприятие

ЗАО «Художественные промыслы»

Сырьё с.12

Подготовка сырьяс.12-13

Выполнение изделияс.13-14

Росписьс.14-15

Обжиг керамикис.15-16

Глазуровкас.16-17

Заключениес.18-19

С древнейших времен человек использует глину. Этот природный материал можно встретить в любой части Земли. Согласно легенды народов Двуречия даже человека верховный бог создал из глины. Прошли тысячелетия. Человек открыл новые виды сырья, но глина по-прежнему занимает одно из важных мест. Из красной и белой глины делают посуду, строительные материалы, фаянс и многое другое.

В любой семье и сейчас можно найти обычный глиняный горшок.

Каждая хозяйка может перечислить преимущества приготовления блюд в глиняной посуде. Есть такая посуда и у нас дома.

Рассматривая форму горшка, его окраску мне захотелось узнать: отличается ли чем не будь технология производства керамических изделий в наше время, и в древности.

Цель работы:

Провести сравнительный анализ основ керамического производства в разные периоды истории

Задачи:

1) Рассмотреть технологию производства керамики в Древнем Египте и Древней Греции.

2) Собрать информацию о современных керамических производствах.

3) Изучить химизм керамического производства на примере ЗАО «Художественный промысел»

4) Сравнить химические основы керамического производства в разные периоды истории.

Гипотеза:

Если в XX век шло бурное развитие промышленности, то и керамическое производство были внедрены передовые технологии.

Глава I. Назад в прошлое.

В каждой стране, в каждой культуре существовали свои особые гончарные массы, техники глазурования и росписи. Производство керамических изделий из обожженной цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии в Европу.

Древний Египет

Производство керамической посуды

Рисунок 1.Гончарная мастерская в Древнем Египте

Египтяне раньше других народов средиземного бассейна развили свою керамику. Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н. э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому — для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку — предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном.

В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, — сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечевкой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле — на костре. На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста, а так как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице. [1]

Древняя Греция

Основным материалом для производства глиняных изделий в древней Греции служила простая пластичная железистая глина, дававшая при обжиге черепок кирпично-красного или бледно-желтого цвета. Для раскрашивания изделий использовались землистые краски, из которых особенно замечателен блестящий черный лак. Живопись на античных изделиях производилась по сырой глине, для чего требовалась большая уверенность и решительность руки рисовальщика.

Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имело качество добываемой глины. Горная порода должна быть выветренной. Исходный материал часто размачивался на месте добычи и смешивался с другими добавками, придававшими глине желаемый цвет после обжига. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для этого в гончарной мастерской глину размачивали или промывали в большой ёмкости. При этом крупные частицы глинозёма опускались на дно, а оставшиеся органические примеси поднимались к поверхности воды. Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из неё удалялись излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во влажном состоянии. Во время такого созревания глина «старела» и становилась эластичнее. Излишне жирные (мягкие) сорта глины перед обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для того, чтобы «обезжирить» их, сделать глину прочнее.

После того, как глина приобрела необходимую консистенцию, её тщательно вымешивали ногами и разделяли на куски. Глину помещали на гончарный круг и центрировали для того, чтобы при вращении не возникало колебаний. Вращающийся гончарный круг был известен в Греции ещё во втором тысячелетия до н. э., он описан в Илиаде (XVII 599-601). Встречаются также античные изображения, где гончарный круг приводился в движение подмастерьем гончара, сидящим на стуле или на корточках. Готовые сосуды помещались в сухое и тёмное место для медленной сушки в естественных условиях, чтобы избежать появления трещин. После того, как глина немного затвердевала, сосуд «откручивался» от гончарного круга.

Роспись керамики производилась до обжига. Сосуд сначала протирали влажной тряпкой, а затем покрывали разведённым раствором шликера или минеральными красками, которые придавали вазе после обжига красноватый оттенок.

Античные гончарные мастерские существенно отличались друг от друга размерами и оснащением. Глина добывалась в непосредственной близости от мастерских на склонах горы Акрокоринф. Выбор места для гончарной мастерской зависел не только от расположения залежей глины, но и от наличия дров для печей и близости рынка для сбыта готовой продукции. Гончарная мастерская представляла собой жилой дом с большим двором, обустроенным навесами от дождя и полками для сохнущей керамики и инструментов. Во дворе также хранились инструменты, дрова, глина, гончарные круги, стояли печи и баки для замачивания глины. Во двор также была подведена вода. Гончарные мастерские пользовались печами, источниками воды и цистернами совместно. Не сохранилось сведений о количестве работников гончарной мастерской. Платон упоминает, что гончары обучали своему ремеслу детей, то есть гончарные мастерские были семейными предприятиями.

Этапы изготовления глиняной посуды

Рисунок 2. Чёрнофигурная техника

Керамика основы производстваЗнаменитые греческие вазы не были предметом роскоши; многочисленная армия гончаров выполняла их из простой глины, для росписи использовался только лак. Но при всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей, ни цветных эмалей), расписные вазы превращались в подлинные произведения искусства. В чернофигурных композициях роспись давалась черным лаком по не закрашенному фону, в красно-фигурных — темный лак, напротив, покрывал фон, оставляя изображение не закрашенным (его красноватый цвет — это естественный цвет глиняного черепка).

Рисунок 3.

Краснофигурная техника

Масса для изготовления греческих ваз, поначалу бурая и грубая, впоследствии становится более тонкой, твердой и чистой, красного или желтоватого цветов. Техника формовки доходила порой до виртуозности. Неповторимо своеобразны и сами росписи. Ни в какой другой период не достигало прикладное искусство такого удивительного сочетания одухотворенной жизненности и декоративности. Гуманистическое мировоззрение древних эллинов, основанное на глубоком интересе к земному миру, к реальному человеку, нашло свое яркое выражение и в вазописи. Художники вазописцы с большой свободой и наблюдательностью воспроизводили самые различные сцены из реальной жизни и мифологии, с уважением показывали труд ремесленников (мастерскую гончара, скульптора и др.). Человеческие фигуры занимали в композициях основное место, в живых и конкретных образах подчеркивалась красота и значительность земного человека. [2]

Глава II. Современное керамическое производство

Современное керамическое производство является отраслью Силикатной промышленности. Основным сырьем для производства керамических изделий является глина. Изготовление этих изделий основано на свойстве глины при смешивании ее с небольшим количеством воды образовывать пластичную массу. Этой массе можно придать любую форму, которая сохраняется после высыхания и закрепляется посредством обжига при высокой температуре.

К керамическому производству относится:

Производство строительных материалов: кирпичи, канализационные и дренажные трубы, облицовочные плиты.

Предметы быта: глиняная, фаянсовая, фарфоровая посуда и другие изделия. [3]

ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА

Керамику изготавливают из различного сырья, обжигают в печах разных типов, готовые изделия имеют разнообразную форму, размеры и цвет. Общий процесс изготовления керамики относительно одинаков для всех ее видов, хотя при производстве облицовочной и напольной плитки, посуды и декоративных изделий (хозяйственно-бытовой керамики), санитарно-технических изделий и технической керамики обжиг часто проводят в несколько стадий.

По общей схеме, сырьевые материалы смешивают, затем полученной массе литьем, прессованием или протяжкой придают заданную форму. Для улучшения качества смешения и формования используется вода, которая испаряется в сушилках. Далее изделия загружают в печь вручную (особенно в случае печей периодического действия) либо проталкивают через непрерывно действующую роликовую или туннельную печь (в последнем случае изделия предварительно помещают на вагонетки). В производстве керамзита применяют вращающиеся печи.

В процессе обжига происходит необратимое изменение структуры материала, поэтому необходимо точно регулировать температуру, чтобы обеспечить правильный режим термообработки. После обжига требуется контролируемое охлаждение, при котором изделия остывают постепенно, не изменяя структуру. Готовую продукцию упаковывают и отправляют на склад до отгрузки потребителям.

Прессование на механических прессах

Этот способ до сих пор применяют при изготовлении кирпича (полусухое прессование) и огнеупоров. В форму загружают определенный объем глиняных гранул и прикладывают давление сверху и снизу, движение штампов осуществляется эксцентриком при помощи тяжелых маховиков.

Прессование на гидравлических прессах

Современные гидравлические прессы обеспечивают высокое усилие сжатия, хорошую производительность, постоянное качество и легко поддаются настройке. Многие модели прессов оборудуют электронными устройствами контроля, которые позволяют контролировать высоту заготовок и автоматически изменять режим работы пресса для обеспечения постоянства размеров. Такие прессы несложно регулировать для удовлетворения различных требований, включая прессование по программируемым режимам, применяемое при изготовлении огнеупорных изделий сложной формы. Гидравлические прессы широко используют при формовании плоских изделий. При производстве керамической плитки увлажненный порошок (влагосодержание 5 – 7 %) прессуют в неглубоких формах, черепицу обычно формуют прессованием «валюшек», отрезаемых от выходящего из пресса пластического формования глиняного бруса.

Шликерное литье

Этот способ крайне широко распространен в производстве посуды, декоративных и санитарно-технических изделий, а также огнеупоров особого назначения и сложной формы и технической керамики. Тонкоизмельченный материал затворяют водой до образования шликера (устойчивой водной суспензии), которую заливают в пористую форму, обычно изготавливаемую из гипса. За счет капиллярного всасывания на внутренней поверхности формы происходит удаление воды из шликера и образование высокоплотной отливки. Толщина стенок отливки постепенно увеличивается, и через некоторое время перед удалением из формы удается получить полностью (при необходимости) затвердевшую заготовку.

Сушка керамических заготовок

Традиционно глиняные изделия сушили преимущественно «естественным путем», выдерживая их на воздухе при умеренной температуре. Во многих частях Европы такой способ сушки был эффективен только в летнее время. При производстве кирпича и черепицы применяли сушку в штабеле, где изделия размещали внахлест и легкими деревянными навесами прикрывали от дождя.

В современной технологии керамики существует необходимость оптимизации сушки с точки зрения скорости, термической эффективности и снижения потерь. Во всех процессах, за исключением длительных и мягких режимов сушки, необходимо тщательно контролировать скорость нагрева, циркуляцию воздуха, температуру и влажность. Горячий воздух для сушки в настоящее время поступает в основном от газовых горелок или из зоны охлаждения печей. Также горячий воздух может поступать при совместном получении тепла и электроэнергии или в результате сгорания иных видов топлива (угля, биомассы, биогаза, нефтяного кокса).

Керамическое сырье обладает различной чувствительностью к сушке, однако на большинство его видов благотворно влияет предварительный прогрев в условиях повышенной влажности (с минимальным или полностью отсутствующим удалением влаги), за которым следует основной этап сушки более горячим и сухим воздухом.

Обжиг

Обжиг – это ключевая операция при производстве керамических изделий, поскольку в ходе обжига формируются многие важные свойства готовой продукции: механическая прочность, износостойкость, постоянство размеров, химическая и водостойкость, огнеупорность.

Физико-химические процессы при обжиге

Сырьевые материалы для формования изделий – это, как правило, сложные смеси глинистых и иных минералов, в частности, кварца, полевых шпатов, карбонатов, гипса, оксидов железа, иногда содержащие примеси органических веществ. Огнеупоры изготавливают из целого ряда минералов, не присутствующих в глинах, при введении специальных добавок и связующих (к числу которых также относятся некоторые виды глин). При обжиге изделий на основе глины в интервале температур 100 – 200 °С происходит удаление остатков влаги. Окисление органических включений и пирита протекает при температуре 300 – 500 °С, удаление воды, химически связанной в структуре глинистых минералов («кристаллизационной» воды) – в интервале температур 500 – 600 °С, а разложение карбонатов (кальцита, доломита), сопровождаемое выделением CO2, – при температуре 750 – 900 °С.

Среди наиболее значимых изменений, определяющих свойства керамики – разрушение кристаллической решетки глинистых минералов и последующее образование новых кристаллических и аморфных фаз. Температура стеклования (появления стеклофазы) зависит от минералогического состава глин. Процесс стеклообразования начинается при температуре 900 °С и полностью завершается при температуре порядка 1050 °С (для большинства кирпичных глин) или 1100 °С (шамотные глины). [4]

Глава III. Местное керамическое предприятие

ЗАО «Художественные промыслы»

Общие теоретические вопросы, рассмотренные в предыдущей главе, подкрепим практическими знаниями о керамическом производстве на примере ЗАО «Художественные промыслы» города Лихославля. Здесь делают цветочные горшки, крынки, декоративные панно…

Сырье

Найти подходящую для лепки глину можно практически всюду. Глина может залегать сразу под слоем почвы на небольшой глубине. Деревенские гончары выкапывали яму или карьер, где добывали глину. В качестве сырья ЗАО «Художественные промыслы» использует красную глину местного Бобковского месторождения. В ее состав входит: Al2O3 – 14,2%, Fe2O3 – 5,1%, SiO2 – 56,2%, CuO – 6,9%, MgO – 4,05%, Na2O+K2O=0,59%+2,5%=3,09%. Все глины по содержанию, делятся на три группы: 1)пластичные 5%, 2)средней пластичности 15%, 3)малопластичные 30% и более.(пластичность глины определяется содержанием Al2O3 )

Глины Бобковского месторождения относятся к малопластичным глинам. До нужной пластичности ее доводят с помощью добавок из белой глины Литненского месторождения (Воронежская область).

В ее состав входит: Al2O3 – 30,5%, Fe2O3 – 1,16%, SiO2 – 54,9% CuO – 0,84%, MgO – 0,6%, Na2O+K2O= следы+0,64%.

Таким образом, предприятие для своих нужд заготавливают 70% красной глины и 30% белой.

Подготовка сырья

Многовековая практика мастеров показали, что чем больше вылеживается глина, тем лучше ее качество. Поэтому глину везут 1 раз в год (осенью) и дают ей пролежать несколько месяцев. За это время она очищается от примесей с помощью дождей, снега, воды, мороза, солнца. Глина из хранилища поступает в Технология флеш обжига керамического кирпичамельницы с помощью особо прочных уралитовых цилиндров. Белая и красная глины перемешиваются с небольшим количеством H2O. Для перелома смеси m=250кг. Требуется 8-10 часов. Полученную массу пропускают через сито, чтобы не допустить попадания

Рисунок 4. Мельница

крупных примесей. То, что получилось в результате перелома и просеивания называют «шликер» из которого изготовляют готовую продукцию различными способами.

Выполнения изделия

Выпускаемые на предприятии изделия выполняются тремя способами.

Рисунок 5.Работа пресса

Этапы изготовления глиняной посуды1.Методом штамповки при помощи пресса. Керамическую массу закладывают в металлическую форму, а затем опускается пресс с шаблоном. При вращением формы под влиянием центробежной силы и давления шаблона происходит равномерное распределение массы по внутренней поверхности формы. Таким методом делают изделия правильной геометрической формы: тарелки, чашки и цветочные горшки.

2.Методом литья в гипсовые формы.

Литье керамических изделий ведется в гипсовых формах с толщиной стенок 5-10 см. они сравнительно с другими пористыми материалами обладают высокой водопоглощаемостью (35%) и достаточной механической прочностью. Кроме того, гипсовая форма особенно четко и точно отражает очертания модели, которую она призвана воспроизводить.

Керамическую массу (шликер) консистенции густых сливок заливают в гипсовую форму, причем, спустя некоторое время, в результате отдачи воды гипсовой форме, последняя сосредоточивает на своей внутренней поверхности частицы шликера, неспособные пройти сквозь ее поверхность, в результате чего происходит так называемое «насаживание черепка» При этом масса постепенно затвердевает, размеры формного изделия сокращаются и получается полуфабрикат. Его легко отделить от формы. После каждой отливки гипсовая форма направляется на сушку.

3.Методом свободной формой на гончарном круге. Керамика основы производства

Рисунок 6.

Гончарный круг

Как вы уже догадались, современный гончарный круг работает от электричества, а в остальном похож на своего ножного брата. Верхняя часть гончарного круга резким движением бросает ком керамической массы, который проминают ладонями. После проминки гончар придает массе в процессе работы круга полую форму. Окончательный вид изделия зависит от способности и вкуса гончара.

Технология флеш обжига керамического кирпичаРоспись.

Придерживаясь Тверских традиций, орнаментальная роспись выполняется вручную кистью, грушей, белыми и цветными ангобами. Ангобом называю цветную глину, разведенную до консистенции сметаны.

Рисунок7.Роспись изделия

Ангобы различных цветов можно получит двумя способами. Подбор природных глин, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый, красно-оранжевый, красно-коричневый, серый, желтый и т.д.

Окрашивание белой глины со всеми металлов или оксидами металлов.

Cr2O3 – зеленый цвет

CaCl2 – синий

Fe2O3 – красный и коричневый

CuO или CuSО4 – бирюзовый.

Роспись ангобами производится до обжига, когда изделия находится в кожетвердом состоянии. Оно уже подсохло, но еще содержит достаточно влаги. Именно это обеспечивает наиболее прочное сцепление ангобов с его поверхностью.

Обжиг керамики

Рисунок8.Печь для обжига

Обожженная глина ЕгипетПосле предварительной сушки (занимает 2-3 суток) и росписи ангобом, изделие поступает на один из самых ответственных этапов изготовления глиняной посуды. Во время обжига в глине происходят сложные процессы, сопровождающиеся удалением влаги, распадом одних и образованием других веществ. Только после обжига глина превращается в искусственный силикат, называемый керамикой. В результате она обретает прочность, твердость, не боится воздействия воды, огня и многих химических веществ.

Для обжига керамических изделий на ЗАО «Художественные промыслы» применяют туннельную печь прямого нагрева с непрерывным действием. Длинна туннеля составляет 12 метров, а высота 2 метра. Печь выложена из огнеупорного кирпича. Обжиг в ней идет за счет электроэнергии. В зоне обжига температура колеблется от 9500 до 10000С. Изделия в процессе обжига за 8 часов проходят три зоны:

Зона подогрева (температура 1800-1200С)

Зона обжига (9500-10000С)

Зона охлаждения (1500-800 на выходе)

При нахождении керамического изделия в зоне подогрева необходимо соблюдать равномерный прогрев сырья, так как резкие колебания t0 создают большое внутреннее напряжение, а это приводит к разрушению изделия. В зоне подогрева протекают процессы изделия гигророскопической и химически связанной влаги.

Al2O3*2SiO2*2H2O=Al2O3*2SiO2+2H2O (6000)

Также идет выгорание органических примесей и разложение карбонатов:

CaCO3=CaO+CO2 (8000)

При t=9500 начинается собственно обжиг изделия. Качество обожженного изделия определяется преимущественно в этот период. В результате керамическая масса полностью становится керамическим материалом.

Зона охлаждения служит для остуживания обожженных изделий. Понижение температуры, аналогично ее повешению, должно идти плавно. Скорость понижения зависит от характера обжигаемого изделия. Например, чем толще стенки изделия, тем охлаждение должно идти медленно.

Учитывая большое значения обжига в процессе производства керамических изделий, особое внимание обращается на оптимальный температурный режим и на скорость повышения и снижения температуры при нагреве и охлаждении.

Глазуровка

Глазурью называют тонкую (толщиной 0,1-0,3 мм) стекловидную пленку, покрывающую поверхность керамических изделий. Глазурь образуется в результате нанесения на поверхность изделия специального вещества более легкоплавкого, чем материал изделия.

По физическим свойствам и химической природе глазури можно отнести к силикатным стеклам. Причем последние, представленные Д.И.Менделеевым, следует отнести к неопределенным химическим соединениям оксида кремния SiO2 с другими оксидами.

Правильно подобранная глазурь повышает механическую прочность керамического материала. Она защищает его от загрязнения, действия кислот и щелочей, делает непроницаемым для жидкостей и газов, повышает декоративные свойства изделия.

Технология изготовления керамических изделий на ЗАО «Художественные промыслы» предусматривает применения легкоплавких глазурей (до 10000). В состав обычных легкоплавких глазурей входит свинец. При работе со свинцовыми глазурями у человека выпадают волосы, зубы, развиваются болезни легких. Но, не смотря на свою опасность свинец, дает изделиям непревзойденные декоративные свойства: сочность и глубина цвета пигмента, яркость и блеск.

Чтобы избежать вредные воздействия свинца проводят фриттование глазури. То есть готовится фритта, состоящая из необходимых для глазури компонентов. Приготовление идет при высокой температуре, и ядовитые составляющие переходят в более сложные химические соединения, которые менее растворимы в воде и слабых кислотах. Этим устраняется их вредное влияние на здоровье. Кроме этого при фриттовании составляющие глазури (сода, поташ) переходят в нерастворимое состояние. Фритту на ЗАО «Художественные промыслы» не производят, а закупают в готовом виде на Дулевском красочном заводе. Фритты – это стекловидные компоненты, нерастворимые в воде и получаемые из кристаллических веществ плавлением при повышенных температурах (1500 °С) с последующей закалкой. Помимо фритт основными компонентами глазурей являются кремнезем (стеклообразователь), флюсы (щелочи, щелочные земли, бор, свинец и др.), глушители (цирконий, титан и т. д.) и красители (железо, хром, кобальт, марганец и т. п.).

Поступившая на предприятие фритта измельчается до порошкового состояния вместе с белой глиной в шаровых мельницах. Готовая масса просеивается через сито, в нее добавляют (если необходимы пигменты) и разбавляют водой до консистенции густых сливок.

Глазурь на керамическое изделие наносят с помощью окунания, поливания, пульверизации, нанесения кистью.

Изделие, покрытое глазурью, отправляют на повторный обжиг. Его цель – закрепления глазури на материале. [5]

Заключение

Начиная работать над темой, мной была выдвинута гипотеза: Если в XX век шло бурное развитие промышленности, то и в керамическое производство были внедрены передовые технологии.

Изучив собранный материал о работе гончаров в Древнем Египте, Древней Греции и в настоящее время, пришёл к выводу, что моя гипотеза подтвердилась частично.

Древними мастерами была разработана чёткая схема изготовления глиняных изделий:

заготовка глины;

подготовка глины к обработке;

формовка изделий на гончарном круге;

сушка;

обжиг в печи;

художественное оформление изделия;

повторный обжиг по необходимости.

Мной не случайно были выбраны эти древние цивилизации. У египтян первым появился гончарный круг, греки стали непревзойденными мастерами в изготовлении и росписи гончарных изделий.

Познакомившись с документами Института по исследованию перспективных технологий, а именно с докладом «Производство керамических изделий», обратил внимание на следующий факт. Описание технологии современного производства полностью совпадает с этапами обработки глины у древних египтян и греков.

Это значит, что спустя тысячелетия технология керамического производства не изменилась. Однако было бы смешно утверждать, что на современном производстве используются примитивные технические приспособления.

Керамика основы производства

Готовая продукция

Посмотрев видеофильм о местном керамическом предприятии ЗАО «Художественные промыслы» обратил внимание, что гончарный круг приводит в движение электродвигатель, перемешивание, измельчение и изготовление пластической массы происходит в электрических мельницах. Кроме формовки на гончарном круге используется метод литья в гипсовые формы, что позволяет производить много готовой продукции. Но роспись изделий производится в ручную.

Таким образом, можно сделать вывод: современные технологии позволили внести свежие идеи в гончарное ремесло, сделав его более простым и быстрым.

Источники информации

http://keramika.peterlife.ru

http://otherreferats.allbest.ru

Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман «Химия 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений;М., «Просвещение»2009г.

http://www.14000.ru

Отчёт об экскурсии на ЗАО «Художественные промыслы»










sitemap
sitemap