Техн. карта соц. психология



Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра психологии развития и инноваций

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

Курс по выбору Б.1

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки – 035700.62 Лингвистика

Профиль – Перевод и переводоведение – английский язык

Профиль — Перевод и переводоведение – китайский язык

Профиль — Перевод и переводоведение – японский язык

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная

Курс 3, семестр 6

Москва – 2013

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра психологии развития и инноваций

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

Курс по выбору Б.1

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Часть I. Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки – 035700.62 Лингвистика

Профиль – Перевод и переводоведение – английский язык

Профиль — Перевод и переводоведение – китайский язык

Профиль — Перевод и переводоведение – японский язык

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная

Курс 3, семестр 6

Москва – 2013

Учебно – методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры психологии развития и инноваций № 1 от 26.08.13 г., утвержден на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений, протокол заседания совета № 1 от 26.08.13 г.

Составитель:

доцент кафедры психологии развития и инноваций, кандидат психологических наук, доцент_________________Комарова О.Н.

Заведующий кафедрой:

профессор кафедры психологии развития и инноваций,

доктор психологических наук, профессор_____________________Б.Н. Рыжов

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Курс по выбору Б.1

«Социальная психология»

Программа курса Курс по выбору «Социальная психология» соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 035700.62 — «Лингвистика», утвержденного 20.05.2010г. №541 и отражает современные научные разработки по данной дисциплине.

Общее количество часов по дисциплине – 72, (трудоемкость по ФГОС составляет 2 зачетных единицы).   

1. Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины “Социальная психология” является формирование у студентов системных представлений о предмете социальной психологии в единстве ее фундаментальных и прикладных проблем, а также в области практических применений.

Задачи дисциплины:

1. познакомить студентов с основными проблемами социальной психологии, базовыми понятиями науки, ее историей и современным состоянием;

2. раскрыть основные механизмы и закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленных включением их в различные социальные группы;

3. проанализировать основные условия развития и образования человека, его профессиональное и личностное становление в социальных общностях посредством включения в систему межличностных связей и отношений;

4. сформировать умения анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в нем индивидов, выявлять и оценивать специфику социально-психологических связей и отношений в социальных сообществах, проектировать социально-психологические условия совместной деятельности, квалифицировать различные эффекты межличностного взаимодействия и проводить коррекцию нежелательных явлений в отношениях между людьми, руководить совместной деятельностью;

5. выработать навыки творческого использования теоретических и практических знаний о психологических особенностях малых и больших социальных групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина “Социальная психология” относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует дисциплина “Социальная психология”, являются лингвистическое образование, межъязыковое общение, межкультурная коммуникация.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров: теория и методика преподавания иностранных языков и культур; перевод и переводоведение; теория межкультурной коммуникации.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области производственно-практической деятельности:

— применение современных приемов, организационных форм и технологий воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения;

— обеспечение межкультурного общения в различных профессиональных сферах;

— выполнение функций посредника в сфере межкультурной коммуникации.

в области научно-исследовательской деятельности:

— выявление и критический анализ конкретных проблем межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;

— проведение эмпирических исследований проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации.

в области организационно-управленческой деятельности:

— организация деловых переговоров, конференций, симпозиумов, семинаров с использованием нескольких рабочих языков;

— применение тактик разрешения конфликтных ситуаций в сфере межкультурной коммуникации.

Для освоения дисциплины “Социальная психология” обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе их общешкольной подготовки в области гуманитарных дисциплин, прежде всего, истории и обществознания, а также изучения дисциплин “История”, “Философия”, “Психология”, “Культурология” в 1 -5 семестрах:

– представление о современных концепциях картины мира на основе

сформированного мировоззрения;

– владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

– владение умением логически верно строить устную и письменную речь;

– владение навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

– владение функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате эссе, реферата, статьи, экспертного заключения, рецензии, графического моделирования (перевода информации в графическую форму);

– владение основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе связанными с работой на компьютере и в глобальной информационной сети.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины “Практикум по межкультурной коммуникации”, прохождения производственной практики и подготовки к Итоговой Государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

готов к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, готов нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

способен занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

— стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);

— владеет навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива (ПК-44).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

​ — основные категории и понятия социальной психологии;

​ — основные направления, подходы, концепции и современные тенденции развития социальной психологии;

​ — социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, групп как целостных образований;

​ — психологические механизмы общения, массовидных явлений, возникновения, существования и развития различных социальных общностей, групп;

​ — социально-психологические закономерности межличностных и межгрупповых отношений;

​ — активные методы и технологии социального психологического воздействия;

​ — психодиагностические методы изучения социально-психологических явлений.

Уметь:

​ — формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам социальной психологии и на ее основе уметь объяснять природу социальных процессов и явлений;

​ — выделять социально-психологические качества и типы личности, видеть перспективу своего личностного развития, уметь формировать свой жизненный план, владеть приемами самовоспитания личности;

​организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений, определять цели взаимодействия, выбирать рациональный способ организации сотрудничества, бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.

Владеть:

​ — навыками анализа социально-психологических научных текстов, а также материалов, имеющих прикладное значение для использования их при интерпретации фактов социальной действительности;

​ — приемами ведения дискуссии и полемики;

​ — навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

​ — навыками научного социально-психологического исследования.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

6

Аудиторные занятия (всего)

36

в том числе:

Лекции (Л)

22

22

Практические занятия (ПЗ)

8

8

Семинары (С)

6

6

Контрольное занятие (КЗ) (зачеты и диф. зачеты, которые проводятся в зачетную неделю и не выносятся на экзаменационную сессию)

Самостоятельная работа (всего)

36

36

в том числе:

подготовка к семинарским и практическим занятиям

7

7

подготовка к контрольным работам и тестированию

7

7

подготовка учебного проекта / реферата

8

8

выполнение диагностико-рефлексивных заданий

5

5

решение психологических задач

4

4

выполнение творческих работ

5

5

Вид промежуточной аттестации: зачет /рейтинговая система

Общая трудоемкость: часы

72

72

зачетные единицы

2

2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Предмет, методы и история социальной психологии

Тема 1. Предмет социальной психологии и история развития социально-психологических идей.

Предмет социальной психологии. Цели и задачи социальной психологии. Функции социально-психологического знания. Объект социально-психологических исследований. Структура социальной психологии как науки.

История возникновения и развития социально-психологических идей, этапы становления социальной психологии как науки. Первые социально-психологические теории: психология народов (М.Лацарус, Г.Штейнталь, В.Вундт), психология масс (Г.Лебон, Г.Тард), теория инстинктов социального поведения (В.Мак-Дауголл). Зарождение экспериментальной социальной психологии. Направления исследований в социальной психологии на современном этапе развития.

Особенности зарождения и развития социальной психологии в России. Период стагнации науки (середина 30-х — конец 50-х гг.). Возрождение социальной психологии в России (конец 50-х — начало 70-х гг. ХХ в.). Научная дискуссия о предмете социальной психологии. Основные направления исследований и практическое применение социально-психологических знаний в отечественной науке.

Основные социально-психологические направления (бихевиоризм, психоанализ, когнитивная психология, символический интеракционизм) и теории.

Тема 2. Методология и методы социально-психологических исследований.

Специфика научного исследования в социальной психологии. Методы социальной психологии: общие и специализированные. Метод наблюдения в социальной психологии. Метод контент-анализа. Опросные методы. Виды опроса. Преимущества и недостатки опросных методов. Эксперимент в социальной психологии.

Социометрия как специализированный социально-психологический метод. Процедура социометрического исследования. Социометрические критерии. Обработка результатов исследования: социоматрица, социограмма, социометрические индексы. Социометрический статус. Возможности и ограничения социометрии.

Групповая оценка личности. Характеристика метода. Процедурные стадии метода.

2

Социальная психология личности

Тема 1. Социализация. Проблема личности в социальной психологии. Понятие о социализации. Стадии социализации личности. Факторы социализации личности. Институты социализации (семья, школа, общество сверстников, трудовой коллектив, средства массовой информации и коммуникации). Основные и второстепенные институты социализации. Механизмы социально-психологического развития личности. Особенности социализации в современных условиях. Гендерные аспекты социализации.

Тема 2. Я-концепция и идентичность личности. Определение основных понятий темы. Структура и функции Я-концепции. Составляющие Я-концепции – самоуважение и самооценка, их роль в развитии личности. Социальная идентичность личности.

Тема 3. Социально-психологические регуляторы поведения человека. Понятие социальной установки. Определение установки Д.Н.Узнадзе. Становление проблемы аттитюда в социальной психологии. Функции и структура аттитюда. Аттитюды и реальное поведение. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности В.А. Ядова. Функционирование иерархической структуры диспозиций личности. Формирование и изменение социальных установок личности. Рассмотрение установки в контексте деятельности.

3

Социальная психология малых групп

Понятие социальной группы. Подходы к определению социальной группы. Классификация социальных групп. Признаки группы. Функции группы. Основные характеристики группы, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций и групповых ожиданий.

Понятие малой группы. Структурные характеристики малых групп. Эмоциональная структура малой группы. Структура психологической власти в малой группе. Лидерство как феномен психологической власти в группе. Руководство как феномен психологической власти в группе. Коммуникативная структура малой группы. Механизмы развития межличностных отношений в группе: совместимость и срабатываемость. Механизмы изменения групповых структур. Внутригрупповой конфликт. Ролевая структура малой группы.

Динамические характеристики малых групп. Понятие групповой динамики. Нормативное влияние в группе. Нормативное влияние большинства: проблема конформизма и независимости. Нормативное влияние меньшинства: вопросы креативности и развития. Уровни развития группы. Классификация уровней развития. Этапы развития группы. Процесс принятия групповых решений. Групповые эффекты.

4

Психология больших групп и массовидных явлений

Понятие «большая социальная группа». Общие признаки и виды больших социальных групп. Содержательные и динамические характеристики больших групп. Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. Социальные классы и слои. Этнические группы. Гендерные и возрастные группы. Понятие гендера и гендерной роли. Психология толпы.

Стихийные группы и массовые движения. Общая характеристика и типы стихийных групп: масса, толпа, публика. Специфика форм общения в стихийных группах. Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах: заражение, подражание, внушение. Общественное мнение как выразитель массового сознания. Природа, сущность, функции, формы проявления общественного мнения. Уровни и общие черты социальных движений. Механизмы присоединения к движению Соотношение мнений большинства и меньшинства. Имидж лидера социального движения. Социально-психологическая сущность толпы. Характеристика различных видов толпы.

5

Психология общения

Тема 1. Общение как социально-психологическое явление. Понятие, виды и функции общения. Содержание, цели и средства общения. Значение общения для развития индивида и социальных общностей. Общение и деятельность. Структура общения. Закономерности общения. Особенности общения в современном мире.

Тема 2. Компетентность в общении. Понятие коммуникативной компетентности. Перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного и межгруппового восприятия. Идентификация, рефлексия, эмпатия. Эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap