ЦВЕТ И НАСТРОЕНИЕ



МБОУ «Гимназия №3»

ЦВЕТ И НАСТРОЕНИЕ

Выполнила работу ученица 3 б класса

МБОУ «Гимназия№3»

ЛатыповаКамила

Научный руководитель

учитель начальных классов

Безенова И.А.

Город Октябрьский 2013 г.

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………..…………….…..3

Ι. Цвет и настроение

Ι.1 Из истории вопроса………………………………………… 6

Ι.2 Цвет и здоровье………………………………………………..7

Ι.3 Цвет и его характеристики……………………………………8

Ι.4 Символика цвета………………………………………………12

Ι.5 Использование цвета в живописи……………………………13

Ι.6Выводы…………………………………………………………14

ΙΙ. Практическая часть по изучению влияния цвета на настроение……………………………………………………………….15

ΙΙ.1Анализ результатов обследования…………………………………………………………….17

ΙΙ.2 Заключение……………………………………………………19

ΙΙΙ.Литература…………………………………………………………….20

Приложения………………………………………………………………21

Введение.

Мы все разные. У нас разные прически, глаза разного цвета, разный рост. Но в чём-то мы все похожи: когда весело мы улыбаемся, когда грустно, то можем заплакать. Все зависит от нашего настроения. Настроение- это то, на какое эмоциональное состояние внутри себя человек настроен.

Уже давно я заметила, что когда мне грустно я выбираю темную одежду: серую, черную, коричневую, стараясь как бы спрятаться, остаться незамеченной, слиться с другими, а когда я веселая, наоборот, мне хочется одеться поярче, говоря тем самым: «Смотрите, а вот и я!». Я чувствую себя уверенно и хорошо. Тоже самое происходит, когда я рисую. Я очень люблю рисовать. Но яркие, красивые картины получаются не всегда, как мне хотелось бы. (показ картины- зимние сумерки)

Таким образом, мое настроение диктует мне выбор цвета в одежде, выбор красок при рисовании картин. А может сделать наоборот? Можно ли повлиять на свое настроение, изменив цвет в одежде, цвет в красках или изменить гамму цветов окружающего тебя мира? Мне показалось это очень интересным.

С целью поиска ответа на свой вопрос, я решила провести исследование. Помощниками моего исследования стали ребята из моего класса, моя замечательная учительница Безенова Ирина Алексеевна и моя мама, которая работает педагогом и психологом.

Тему своего исследования я считаю актуальной на сегодняшний день, так как от настроения зависит жизнь человека, а если подтвердится моя гипотеза, что цветовые предпочтения определяют настроение человека, а используя знания о влиянии цвета, можно помочь человеку регулировать свое состояние, будет просто здорово! Можно будет использовать цвет как волшебную палочку для исправления своего настроения и настроения своих друзей, одноклассников, родных и просто знакомых мне людей.

Выполняя эту работу, я поставила перед собой следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.

2. Провести практическое исследование с целью выявления цвета на настроение, а именно:

-Провести опрос по теме: « Настроение и цвет».

-Подобрать метод, который позволит выявить эмоциональное состояние человека.

— Обработать полученные данные и попытаться их представить наглядно через таблицы и диаграммы.

-Найти способы влияния цвета на настроение.

-Сделать выводы о подтверждении или не подтверждении поставленной гипотезы с вытекающими данными, полученными в ходе исследования.

3.Познакомить с результатами своей работы своих одноклассников, друзей, родных и в случае подтверждения выдвинутой мной гипотезы, порекомендовать использовать это в своей жизни.

Объектом исследования является эмоциональное состояние, настроение человека.

Предметом исследования— влияние цвета на настроение.

Базу исследования составляют ученики 3-б класса гимназии№3.

Методы исследования:

метод поиска и переработки информации;

-метод эксперимента;

-опрос участников эксперимента;

-метод самонаблюдения;

-работа со специалистом (психологом)- подбор методики.

Теоретическая значимость заключается в приобретении знаний по данной теме через осознание собственного опыта, а также через переработку и систематизацию материала по данной теме.

Практическая значимость— материалы моего исследования можно использовать на классных часах, как дополнительный материал на уроках окружающего мира в расширении знаний в области саморегуляции (возможности изменять свое настроение через цвет).

…Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют… (http://www.domotvetov.ru/science/a/38301_116.html) Гёте

Ι.1. Из истории вопроса.

Еще в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. Сотни поколений ученых пытались разгадать загадку влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого организма, на его эмоциональное состояние.

Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия». Однако это не единственный канал, по которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали возможность восприятия цвета не только глазами, но и практически любыми клетками организма.

Известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте разработал теорию цвета и сформулировал психологические состояния, связанные с восприятием контрастных цветовых сочетаний в знаменитом «Учении о цвете», над которым он работал 20 лет. Его работа актуальна до сих пор и стала основой для многих научных разработок, в том числе и в области медицины.

Но большинство из нас все – таки остается в глубоком неведении относительно того, какую пользу может принести сознательное использование цвета.

Ι.2 Цвет и здоровье.

Известный врач М. Бехтерев писал, что «…умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Высказывание ученого лишний раз подтверждает, что цвет может не только создать определенную атмосферу, но и влияет на самочувствие человека.

Итак, научно доказано, что цвет обладает лечебными свойствами, а его отсутствие — губительно сказывается на здоровье человека. Цвет -это жизнь. Сегодня многие ученые признают тот факт, что яркие краски мира абсолютно необходимы человеку для здорового существования. Они могут придать новые жизненные силы, энергию и творческие ресурсы. Недостаток ярких цветов, усиленный городским смогом мегаполисов, климат которых оставляет желать лучшего — серое небо, нецветная слякоть, отсутствие зелени — приводит к появлению так называемого «цветового голода». Это не болезнь, но «цветовой голод» весьма опасен, так как оказывается причиной огромного количества заболеваний: хронической усталости, депрессии, апатии, бессонницы. Ведь депрессивные состояния обязательно ведут к нарушению работы различных органов.

Ι.3. Цвет и его характеристики.

Окружающий мир полон всевозможных красок. Одни радуют глаз, заставляют энергично действовать, другие раздражают, вызывают чувство усталости и беспокойства, третьи успокаивают. Японские ученые подсчитали, что для нормальной жизни человека в городе улицы должны быть раскрашены не менее чем в 20 цветов и оттенков. Каждая улица – как маленькая радуга.

Остановимся на некоторых из них:

Красный

С древних времен красный цвет ассоциируется у человечества с какой-либо силой и мощью, с опасностью и возбуждением. Это один из агрессивных цветов, который в больших количествах может привести к раздражению, отрицательным эмоциям. Не стоит долго находиться с такими оттенками. Одеваясь в красные оттенки, человек подчеркивает свой воинственный настрой или наоборот прячет свою неуверенность. Красный цвет вызывает шок, он целиком захватывает внимание и требует усилий для восприятия. Кроме того, приводит к появлению чувства голода и утомляет глаза, заставляя нас есть больше, а помещение покидать быстрее. Не следует забывать, что кровь у нас тоже красного цвета. Поэтому природа позаботилась, чтобы при виде любых красных оттенков наш организм приходил в повышенный тонус. И, конечно же, еще одна ассоциация с красным — любовь. Поэтому присуждаю красному цвету звание самого энергичного, страстного, решительного.

Оранжевый

В первую очередь это, конечно же, солнце. От оттенков оранжевого веет теплотой, яркостью, сразу вспоминаешь о летних солнечных днях и об отдыхе. Один из самых заметных и привлекающих внимание. Наверное, поэтому его так часто используют в спецодежде и в различных рекламных кампаниях. А для большинства обычных людей оранжевый цвет является просто цветом хорошего настроения. Люди, предпочитающиев одежде этот цвет, какправило жизнерадостные, их все любят. Этот цвет усиливает творческую активность, повышает иммунитет и создает ощущение счастья. Поэтому, на мой взгляд, оранжевый можно назвать самым позитивным цветом. Так что ешьте апельсины, если вдруг стало грустно, или хотя бы смотрите на них. Однако, большое количество оттенков оранжевого «режет» взгляд, и даже может вызвать головную боль.

Желтый

С желтым цветом все намного сложнее, чем кажется. В различных культурах желтый цвет имеет множество значений. И отношение людей к этому цвету весьма разнообразно. Но и тут можно отыскать позитив. Парацельс считал, что желтый цвет оказывает вдохновляющий и стимулирующий эффект. Психологи утверждают, что желтый цвет – самый счастливый цвет, он внушает оптимизм и радость. Обозначает мудрость, интеллект, воображение. Поэтому получается, что желтый цвет является цветом общительности и веселья. А врачи утверждают, что желтый стимулирует зрение и мозг, его созерцание благотворно влияет на нервную систему. Этот цвет считается самым заметным цветом, поэтому его используют для дорожных знаков и различной упаковки, однако избыток желтого цвета может утомить.

Зеленый

Сама природа позаботилась о том, чтобы зеленый цвет обозначал жизнь для всех и вся на планете Земля. Ведь невозможно оторваться от зелени и свежести парков, когда идешь по серому городу. Они так и тянут в свое лоно прохладой и запахом скошенной травы. Бесспорно, зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей. Освещение помещения зеленым оказывает на человека успокаивающее и освежающее воздействие, умиротворяет и уравновешивает, очень полезно при перевозбуждении. По этой причине, очень часто в больницах стены красят в цвет морской волны. Кроме того, зеленый цвет способствует улучшению зрения. Также во многих культурах зеленый – это цвет удачи и уверенности.

Голубой

Голубой обозначает свободу, безмятежность, беспечность и даже бесконечность. Спокойствие и умиротворение пополам с легкой грустью – вот истинное значение голубого цвета. Он успокаивает, излучает надежность, но, глядя на него, невозможно сосредоточиться. Снижает напряжение, помогает сдерживать эмоции. Это цвет мечтаний и грез (недаром говорят «голубая мечта»), цвет мира и согласия. И по положительному влиянию на здоровье человека этот цвет ничуть не уступает зеленому.

Синий

В глубине синего цвета переплетается множество различных значений. От честности и преданности до откровенности и загадочности. Символ постоянства, упорства, настойчивости, Возможно, именно поэтому так хочется верить кроткому и невинному синеглазому взгляду и так тянет и влечет к себе своими тайнами океан… У этого цвета нет «дна», он никогда не кончается, затягивает в себя. Синий цвет вызывает безмятежный покой, организм успокаивается и отдыхает. Замечено, что синий цвет заметно снижает боль. Также помогает для концентрации внимания при рассеянности.

Фиолетовый

В различных культурах фиолетовый цвет является символом благородства и элегантности, царственности и пышности. Видимо, поэтому в средневековых гербах его так любили использовать. Ну и загадочности с недосказанностью в фиолетовом цвете тоже хоть отбавляй. Многие люди с помощью фиолетового цвета пытаются подчеркнуть свою индивидуальность. Это цвет робких мечтателей. Однако, фиолетовый и самый тяжелый, угнетающий цвет. Он наводит легкую грусть, делает неуверенным.

Ι.4 Символы цвета.

Символика каждого цвета уходит корнями в истоки существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности.

Красный цвет — окраска цветов, плодов, крови — отражение охотничьих инстинктов, стремление к овладению благами окружающей жизни.

Зеленый – цвет травы, листвы кустарников и деревьев — мог служить символом защиты, маскировки, затаённости.

Серый — как отсутствие цвета — объясняется как разделяющий, отгораживающий. Чёрный цвет символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и чёрного цветов, а фиолетовый — красного и синего.

Исходя из символики цветов и накопленного опыта, доктор Макс Люшер разработал цветовой тест, который основан на предположении о том, что выбор цвета отражает настроение, состояние и характерные черты личности.

Ι.5 Использование цвета в живописи.

Цвет помогает воспринимать мир не только на физическом, но также на чувственном, эмоциональном уровне.

Живопись — это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Характер цветового решения зависит от образа и отношения художника к нему.

«Истинное искусство — живое и вдохновляющее. Я считаю, что искусство помогает нам избавляться от зла и уныния» — говорит белорусский художник Леонид Афремов. И действительно, его работы говорят о позитивном мышлении автора, напоминают фейерверк или конфетти, создают ощущения праздника.

Несмотря на простоту сюжетов — природа, дождь, вечер, романтика в парке, цветы, море, аккуратные домики — от них невозможно оторвать взгляд и хочется рассмотреть каждый мазок. С помощью палитры ярких цветов Леонид Афремов вдыхает в свои картины радостное настроение, наполняет их своими теплыми чувствами и приятными ощущениями.

Потрясающие работы художника Леонида Афремова заставляют задуматься, какое значение в нашей жизни имеет цвет.

Ι.6.Выводы

Из многочисленных фактов и исследований ученых подтверждается тот факт, что цвет оказывает воздействие на человека, на его здоровье и настроение. Цветовые предпочтения помогают определить эмоциональное состояние человека и даже его характер.Художники, используя в своих работах палитру различных цветов и оттенков, помогают нам понять их замысел, чувства и ощущения, которые они хотят передать нам. Причем, определенные картины порождают в нас определенные чувства и эмоции. А какие эмоции и настроение вызовет картина зависит от цветовых решений художника, его творчества.

ΙΙ.Практическая часть по изучению влияния цвета на настроение

Изучив и проанализировав литературу по теме исследования, я узнала о влиянии цвета на его физическое и психическое состояние человека, о возможности выявлять эмоциональное состояние, зная цветовые предпочтения. Познакомилась с творчеством белорусского художника Леонида Афремова , чьи картины бесспорно могут вызвать в нас бурю положительных эмоций.

Я запланировала провести исследование по данной теме и определила вместе со своим учителем Безеновой И.А. следующие этапы исследования:

1.Проведение опроса среди одноклассников, с целью выяснения их цветовых предпочтений и определения их настроения.

2.Проведение цветодиагностики, используя тест Люшера, адаптированный вариант к детям, Данная методика была предложена моей мамой, так как она много лет работает с детьми и эффективно её использует в своей работе. Методика проста и доступна в применении.

3.Обработка результатов исследования. Анализ и составление выводов и заключений.

В опросе принимало участие 29 человек. Было выявлено цветовое предпочтение (см. Таблицы 1, 2, Диаграммы 1, 2, 3).

Из таблиц и диаграмм видно, что на 1-ю позицию учащиеся ставят красный, голубой и синий цвета. Красный – выражение жизненной силы, он означает желания, всевозможные склонности и стремления. Каждый, кто ставит, красный на первое место хочет, чтобы его деятельность принесла ему «всё» от жизни. Соседствующий с красным цвет влияет на то, какую форму примет эта деятельность. А так как рядом находится голубой и синий цвет, то это означает потребность в эмоциональном покое или гармонии и удовлетворенности, либо физиологическая потребность в отдыхе и необходимости восстановить силы. Таким образом, учащиеся нуждаются в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от огорчений и разногласий. Цвет тесно переплетается со всеми аспектами нашей жизни. Каждый из нас имеет собственное мнение о цветовой гамме и отдает предпочтение каким-то любимым цветам. Никто не остается равнодушным, когда речь идет о цветовом предпочтении, о любимых и не любимых цветах. Рассматривая любимые цвета мальчиков и девочек, выявила следующие цветовые предпочтения

(Таблицы 1, 2). У мальчиков: 50% учащихся – предпочитают любимый цвет – красный и 22 % – синий. Любимые цвета девочек: 40% предпочитают голубой цвет и 30% красный. Отсюда можно сделать вывод, что любимые цвета мальчиков и девочек в основном совпадают – это красный (предпочитают физически здоровые дети, живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, любят шумные подвижные игры), голубой и синий (потребность в стабильности и порядке).

Из таблицы « Цвет дня» видно преобладание желтого цвета. Этот цвет имеет признаки направленности в будущее, рвение вперед, к новому, современному, развивающему. Это говорит о том, что у ребят состояние непостоянности, склонность к поиску новых решений, что вполне соответствует возрастным особенностям.

ΙΙ.1Анализ результатов обследования.

На следующем этапе исследования был использован адаптированный тест Люшера. В нем приняли участие 5 мальчиков и 5 девочек, всего 10 детей из нашего класса. Получились следующие результаты:

До просмотра картинЛ.Афремова по тесту Люшера выявлено 3 ученика с преобладанием отрицательных эмоций. У 6 детей эмоциональное состояние было в норме. У 1 ученика преобладали положительные эмоции ,некоторое перевозбуждение.

Если сравнивать отдельно мальчиков и девочек, то из результата видно, что все 3 ученика с отрицательными эмоциями – это мальчики, а у большинства девочек было эмоциональное состояние в норме.

После просмотра картинЛ.Афремова выявлено, что настроение у детей улучшилось, с отрицательными эмоциями не осталось ни одного ребёнка. У 9 детей из 10 эмоциональное состояние пришло в норму. Лишь у одного ребёнка преобладали положительные эмоции, перевозбуждение. Если рассматривать девочек и мальчиков отдельно, то выявлено , что настроение у всех мальчиков улучшилось, у девочек эмоциональный фон остался прежним.

Вычислив показатели жизненной энергии (ВК) каждого ребёнка и составив таблицу видно, что до просмотра картин Л.Афремова 5 детей из 10 чувствовали состояние усталости. Для них было характерно снижение активности. Для остальной половины характерна была оптимальная работоспособность, бодрость, здоровая активность. Они готовы были к энергозатратам.

Сравнивая девочек и мальчиков видно, что больше половины девочек чувствовали оптимальную работоспособность, были активны и бодры. Лишь у двоих мальчиков наблюдались активность, бодрость, хорошая работоспособность, остальные чувствовали себя усталыми.

После просмотра картин Л.Афремова повышение активности, бодрости и высокой работоспособности у 8 детей. Лишь двое детей из десяти чувствовали себя усталыми и были неактивными.

Отдельно сравнивая результаты мальчиков и девочек видно, что результаты в эти подгруппах улучшились ,особенно это заметно у мальчиков, среди которых не осталось ни одного ребёнка с плохим настроением.

Их всего вышесказанного можно сделать вывод:

яркие, наполненные радостью и оптимизмом картины Л. Афремова оказывают положительное влияние на настроение детей, влияют на их жизненную активность, они помогают быть свободными от негатива, от агрессии и от уныния. Тем самым подтверждается выдвинутаямной гипотеза.

ΙΙ.2 Заключение

Вот так и закончилось мое первое серьезное научное исследование. Оно было для меня непростым, но очень интересным и увлекательным. Я поняла, что вполне возможно изменить свое настроение, свое отношение к окружающему миру, а значит повлиять на свое здоровье. Для этого нужно просто «впустить» в свою жизнь больше ярких цветов: в свой дом, в одежду, в предметы, которые тебя окружают или просто в работы , которые ты создаешь. Попробуйте, это ведь так просто, и Вы станете творцом и хозяином своего настроения. Для этого всего лишь нужны пачка цветных карандашей или набор цветной бумаги или что-нибудь другое, но обязательно яркое. Это и будет Вашей волшебной палочкой! Ну что начнем? Я уже начала, и, кажется, у меня неплохо получается, не правда ли? (показ картины «Цветы моего настроения»)

P.S Да, извините, я совсем забыла поблагодарить своих друзей, одноклассников, свою любимую учительницу Ирину Алексеевну, и конечно же ,мамочку, за помощь и поддержку, которые я ощущала в ходе всего исследования .И вам всем большое спасибо.

Литература

Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога.– М.: Просвещение.

Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. – С.–Пб.: АСТ Дельта, 1998.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Просвещение, 2001.

Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002.

http://vmirepozitiva.ru/kak-cvet-vliyaet-na-nastroenie.html

Большой иллюстрированный энциклопедический справочник для детей.Олма-Пресс

2004

7. Шалаева Г.Н. Большая книга художника.-М.:Эксмо,2006

8.Популярная энциклопедия «Все обо всем».-М.:Олма-Пресс,2004г.

9.Рисунки с сайтаhttp://vmirepozitiva.ru/kak-cvet-vliyaet-na-nastroenie.html

Приложение

Таблица 1. Любимый цвет.

Фамилии.

Любимый цвет

Что он обозначает?

1

Борденюк

оранжевый

Весёлый, радостный, счастливый

2

Асанбаева А.

голубой

Море под закатом

3

Асанбаева Н

оранжевый

Цвет моего котёнка

4

Латыпова

зелёный

Цвет природы, цвет жизни на земле

5

Морозова

голубой

Красивые облака. Спокойный, успокаивающий

6

Агеева

красный

Он напоминает мне подруг

7

Арсланов

синий

Цвет волны

8

Ахметов

жёлтый

Солнечный день

9

Белоусова В.

жёлтый



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap sitemap