Церковь и благотворительность история и современность



Краевая научно-практическая конференция школьников «Эврика»

Церковь и благотворительность: история и современность

Исследовательский проект

Выполнен учеником 11 класса

СОШ № 5 города Лабинска

Лабинского района

Храпко Рафаилом-Виталием Юрьевичем

Руководитель – учитель высшей категории

русского языка и литературы

СОШ № 5 города Лабинска

Лабинского района

Казимирова Лия Кишвардовна

г. Лабинск, 2012

Церковь и благотворительность: история и современность

Аннотация

Представленная работа имеет своей целью изучить влияние церкви на становление благотворительности в целом в России и, в частности, в Лабинском районе Краснодарского края; выявить наиболее устойчивые тенденции развития благотворительности.

Для этого потребовалось изучить значительный материал по истории благотворительности и роли церкви в её развитии в целом по России, чтобы провести в этом плане сравнительный анализ на примере становления благотворительности в отдельно взятом районе (Лабинский район Краснодарского края, г. Лабинск).

В работе определены исторические этапы развития благотворительности, соотнесённые с отдельно взятой территорией. Для проведения данного соотношения автору необходимо было длительное время работать с архивными материалами, проводить встречи со священнослужителями церквей г. Лабинска, беседовать с верующими людьми, анализировать на основе собранных данных современное состояние благотворительности и роли церкви в её становлении и распространении.

Актуальность данной работы – в её востребованности, в жизненной необходимости продолжения лучших российских традиций благотворительности, в решающей роли церкви как института нравственности и нравственного отношения к человеку.

Список использованной литературы:

С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

Ключевский В. О. «Добрые люди Древней Руси» // Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятеля исторической мысли. Москва, 1990, С. 77–94.

 «Благотворительность в России», Т. 1–3. СПб, 1907.

 Соколовский М. К. «Благотворительность в Древней Руси»//Трудовая помощь, Москва, июнь 1901.

 Бензин В. М. «Церковно-приходская благотворительность на Руси //трудовая помощь», Москва, сентябрь 1906.

 Кудрявцев А. «Исторический очерк христианской благотворительности», Одесса, 1883.

170 лет Лабинску, исторические очерки. «Кубань-книга», г. Краснодар, 2011.

Архивный отдел администрации муниципального образования Лабинский район, ф р-434 оп 6 «Знаменитые люди Лабинского района».

Интернет-ресурсы:

www.hristianstvo.ru/society/philantropy

www.vdohnovenie.org/blago/history/rossi/php

www.labinskadmin.3dn.ru

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..с.5

Глава 1. История благотворительности и влияние церкви на её развитие

Понятие «благотворительность» от древних времён до появления христианства…с.6-9

Благотворительность на Руси и в России…………………………………………..с.10-16

Выводы по главе 1…………………………………………………………………………..с. 16

Глава 2. Особенности развития благотворительности и влияния церкви в Лабинском районе Краснодарского края

2.1 Дореволюционный период……………………………………………………………с.17-18

2.2 Послереволюционный период……………………………………………………….с. 18-19

2.3 Благотворительность: взгляд через историю строительства храмов в г. Лабинск..с.19-24

2.4 Роль церкви в развитии благотворительности в современный период……………с.24-26

Выводы по главе 2……………………………………………………………………………с.26

Заключение…………………………………………………………………………………с.27-28

Введение

История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена. Самым распространенным деянием благотворительности в Древней Руси была милостыня, сопутствующая молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи, будь то вклад царственной особы в монастырь или копейка юродивому, главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего. С течением времени отдельные черты этого явления утрачивались, новые появлялись. Неизменным оставалась решающая роль церкви в развитии благотворительности в целом.

Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления благотворительности в России. Практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, возникшая в последнее десятилетие, в контексте проводимых социально-экономических реформ, заставляет исследователей обращаться за помощью к методам и формам благотворительности, накопленных за тысячелетия общественной жизни. Благотворительность в России представляет собой сложный процесс, имеющий тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющийся в культурно-исторической перспективе.

Цель данной работы – изучение влияния церкви на развитие благотворительности в истории России и истории г. Лабинска Краснодарского края.

Задачи исследования:

Выявить устойчивые особенности влияния церкви на развитие благотворительности в истории России и истории г. Лабинска Краснодарского края.

Рассмотреть специфику проявления данных особенностей.

Глава 1. История благотворительности и влияние церкви на её развитие

Понятие «благотворительность» от древних времён до появления христианства.

Что же такое благотворительность? Чтобы понять это, попробуем разобраться с этимологией слова. Слово «благотворительность» в русском языке, как и в большинстве других европейских языков, образовалось сложением основ двух слов: «творить» и «благо», то есть делать добро. Словарь русского языка С. И. Ожегова трактует слово «благотворительность» так: «оказание материальной помощи бедным из милости», и, действительно, именно в этом значении мы чаще всего его понимаем. Но ведь добром является не только помощь средствами, но и помощь добрым словом. Зачастую нескольких искренне сказанных добрых слов достаточно, чтобы спасти человеку жизнь или уберечь от необдуманного поступка. Примечательна для изучения понятия «благотворительность» статья В.О. Ключевского «Добрые люди древней Руси».

В ней автор синонимом к слову «благотворительность» называет слово «сострадание», и с ним нельзя не согласиться, тем более, что он приводит яркий пример, когда человек, не думая, спасает тонущего. За этим – размышления о настоящей благотворительности, основным показателем которой Ключевский видит бескорыстие, отсутствие личной выгоды в совершаемом добром деле. А вот что по этому поводу написано в Библии: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея, гл.6, ст.3-4). Как историк, автор, прежде всего, обращается к примерам становления древнерусского общества, где «любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали личную милостыню». Настоящим открытием для меня стали эти строки: «Когда встречались две древнерусские руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаяньем во имя Христово, трудно было сказать, которая из них большие подавала милостыни другой: нужда одной и помощь другой сливались во взаимодействии братской любви обеих. Вот почему древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную, благотворительность, милостыню, подаваемую из руки в руку, при том «отай», тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной «шуйцы». Всё-таки как много утеряно с того времени, много истинного и верного…

«В рай входят святой милостыней,— говорили в старину:— нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться», — пишет Ключевский, и я не могу не процитировать и эти строки, потому что за этим стояло «воспитание и навык любить человека». Читаю и понимаю, насколько велика эта мудрая российская традиция, насколько важно сегодня ещё и ещё раз возвращаться к страницам истории, осмысливая, восстанавливая лучшее.

Статья Ключевского заставляет обратиться и к другим историческим фактам, и мы узнаём, что благотворительность  как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему была совершенно чужда классической древности. Древние греки и римляне старались избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас; встретить нищего считалось даже дурным предзнаменованием. Так мыслили и так поступали лучшие люди Рима.

Оказывается, благотворительность в истинном смысле этого слова появилась только с приходом христианства. Иисус Христос начал свою проповедь о царстве Божием с того, что призвал в него и обещал в нем блаженство всем обездоленным, всем плачущим, алчущим, жаждущим и гонимым, труждающимся и обремененным. Вместе с тем Иисус призывал людей заботиться о своих ближних, относиться к ним как к самому Господу, причем под ближними следует понимать любого нуждающегося человека: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Евангелие от Матфея, гл.25, ст.34-40) Проповедь христианская проникала до глубины человеческого сердца, и одним из первых ее действий было обнаружение любви к ближнему. Первые уверовавшие во Христа в Иерусалиме, под влиянием охватившего их религиозного порыва, отказывались от частной собственности, продавали свои имения и раздавали всем нуждающимся (Деяния Апостолов II, 44). Первая христианская должность была учреждена апостолами собственно для целей благотворительных: семь человек поставлены были для служения трапезам, т. е. для заведывания имущественными средствами христианской общины и для справедливого распределения их между нуждающимися. Когда в первом веке новой эры голод дважды посетил Палестину, новообращенные жители Антиохии, Македонии и Греции присылали богатую милостыню. Таковы первые исторические проявления неразрывной связи между Христианской религией и благотворительностью.

На Руси благотворительность появилась также с приходом христианской религии. С принятием христианства призрение бедных осеняется религиозным чувством и концентрируется в церквях и монастырях. Участие государства в деле благотворительности было эпизодическим. Самой распространенной формой благотворительности была милостыня. История сохранила имена князей, бояр, священнослужителей и богатых купцов, являвших собой образец нищелюбия. Но не их называет Ключевский, а приводит не столь известное имя Ульяны Устиновны Осорьиной, «простой, обыкновенной доброй женщины древней Руси», «сострадательная любовь к ближнему» которой помогла ей «легко переступить через самые закоренелые общественные предрассудки», преодолела «нравственную пропасть между барином и его холопом».

Интересно и то, как автор разделяет частную и общественную благотворительность, доказывает, что частная благотворительность «легко доступна злоупотреблению», а общественная «разборчивее и действительнее по своим практическим результатам оказывает нуждающемуся более надежную помощь, дает ему постоянный приют». И опять исторический пример, когда «борьба обеих высших властей, церковной и государственной, с народной психологией и политической экономией была безуспешна» во время голода 1609г., пока не было найдено верное решение вопроса царём Василием Шуйским, предложившим отцу Авраамию продавать хлеб дешевле, чем это делали другие, наживаясь на людском горе. Оказывается, иногда достаточно меры психологического воздействия на людей! А далее – пример соединения частной и общественной благотворительности (рассказ о Ф.М.Ртищеве, который из «обер-гофмейстер двора его величества сам собою превратился в печальника Красного Креста, им же и устроенного на собственные средства»).

Ключевский показывает нам два примера: Ульяна и Ртищев. «Для одной благодеяние было выражением личного сострадания; другой хотел превратить его в организованное общественное человеколюбие». И завет их жизни «жить—значит любить ближнего, т. е. помогать ему жить; больше ничего не значит жить и больше не для чего жить» и есть понимание благотворительности в самом высоком смысле слова, и с этим, надо думать, согласится каждый человек!

Благотворительность на Руси и в России.

Корни русской благотворительности уходят к тем временам, когда Православная церковь стала основой государственности. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей – о любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о призрении бедных. Русская Православная Церковь с самого начала взяла в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Со времени христианизации Руси до петровских реформ дело «общественного призрения» находилось исключительно в руках Церкви. Древнейшими правовыми актами, определяющими благотворительность как составную часть жизни и деятельности Церкви, можно считать Уставы первых православных русских монастырей, о которых история донесла до нашего времени очень мало официальных сведений. Но до нас дошли жития святых и праведников, исторические повести, древнейшие летописные своды. Монастыри решали различные социальные задачи: давали приют осиротевшим и больным, организовывали больницы, делились зерном для посева с бедными крестьянами, выделяя на социальные цели десятину из своих доходов. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы.

Игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий (1036–1074) — организатор первой больницы на Руси. Он устроил при своей обители особый двор и принимал туда для жительства и лечения нищих, слепых, хромых и прокаженных, выделяя для их содержания десятую часть от всего монастырского имения. Больница Феодосия располагала штатом служителей и оказывала медицинскую помощь всему окрестному населению. Традиции благотворительности на Руси испокон веков находили поддержку у правителей. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимативсяку потребу, питие и ядение». В 996 году он издал Устав, который поручал общественное призрение, попечительство – духовенству. Обращаясь к князю Владимиру, митрополит Киевский Илларион подчеркивает его милосердие и говорит, что князь исполнил Божественные заповеди: «просящим давал, нагих одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящих утешением всяческим утешал, должников искупал, рабам даруя свободу». В этом святитель Илларион видит реальное воплощение заповедей Христа, какое осуществил в своей государственной деятельности святой равноапостольный великий князь Владимир.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях и было открыто первое в Новгороде училище для бедных юношей. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод. Активно помогал неимущим и внук Ярослава князь Владимир Мономах: он щедро раздавал деньги нуждающимся, призывая детей и дружину следовать своему примеру: «Странние и нищие накормляли и напояли, избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу». В период феодальной раздробленности и золотоордынского ига церковь была единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь и монастыри в XII–XIII веках фактически взяли на себя благотворительную функцию. Этому способствовало и то обстоятельство, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Древней Русью, уважительно относились к духовенству, давали митрополитам охранительные грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от поборов, давая тем самым Церкви большую возможность для занятия делами милосердия и благотворительности, помощи нуждающимся. Именно в период татаро-монгольского ига Церковь учредила первые в государстве больницы, в которых лечили бедных бесплатно.

XIV–XVII века являются временем расцвета Русской православной церкви. В это время особенно широко развернулась ее деятельность в сфере благотворительности. Так как в данный период Церковь находится в тесной связи с государством, великие князья принимают непосредственное участие в ее деятельности. При Иване III были собраны все прежние грамоты и установления, приняты новые законы по выделению средств церквям и монастырям на содержание бедных. При Василии III по инициативе и с помощью князя в некоторых монастырях создавались больницы и богадельни. Иван Грозный в своих вопросах Стоглавому Собору поставил задачу расширения благотворительности. Он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы и созданы приюты для всех нищих и убогих. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, тайно посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему.

С ростом влияния Церкви возрастала и роль монастырей. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания XVII века, в которых находились лечебницы, долгое время бывшие основным местом, где москвичи получали врачебную помощь. В Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор. С конца XVI века прославился своей благотворительностью Коневский Рождественский мужской монастырь, имевший бесплатную гостиницу для путешественников и странноприимный дом для богомольцев. Кроме того, особое внимание уделялось бесплатному обучению грамоте бедных детей, сирот, для которых открывались приюты при монастырях, церковно-приходские школы. Истинным примером христианского милосердия служит жизнь святителя Макария в годы его служения архиепископом Великого Новгорода и Пскова: в 1595 году он отдал все деньги на выкуп пленных у крымских татар. Широко развернулась благотворительная деятельность при первых Романовых: Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. Его преемник, Алексей Михайлович, занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654–1656 годы) Ртищев создавал больницы для раненых солдат. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. Первая гражданская больница в Москве была устроена боярином Фёдором Ртищевым неподалёку от его двора в конце 70-х – начале 80-х годов XVII века в районе старинной улицы Знаменки.

При Петре I права Церкви были значительно урезаны, что, однако, не помешало строительству новых больниц и домов призрения. Настоящим ударом по благотворительным заведениям Церкви стала секуляризация церковных земель, проводимая при императрицах Анне, Елизавете и Екатерине. Как известно, земли были в значительной степени переданы «новому» дворянству, которое приобрело огромное влияние в результате дворцовых переворотов. При Екатерине II происходит частичное восстановление системы социальной поддержки, однако уже не столько за счет потерявшей былое влияние Церкви, сколько за счет государства. Однако уже с 1764 года открываются новые монастыри, имеющие богадельни, приюты, странноприимные дома, школы с общежитиями для учеников.

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. Современники называли Марию Федоровну министром благотворительности, а созданные или преобразованные ею воспитательные и благотворительные учреждения образовали собою целое «ведомство учреждений императрицы Марии». С 1797 года до самой своей смерти в 1828 году императрица Мария Федоровна начальствовала над старейшим и крупнейшим благотворительным ведомством в России, названным в ее честь. Благодаря ее деятельности, благотворительность стала составляющей и неотъемлемой частью государственной политики. У императрицы Марии Федоровны было много последователей. Неоценимый вклад в дело благотворительности внес отец Иоанн Сергиев. В 1874 году он учредил в Кронштадте трудовое братство святого Андрея. При нем был создан Дом трудолюбия, где бездомные не просто получали питание, но овладевали профессиями и возвращались в нормальную жизнь. Впоследствии по этому образцу возникли подобные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

В первые же годы советской власти благотворительная деятельность в России была практически прекращена. В ноябре 1917 года были упразднены все благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам и их семьям. Церковь пыталась продолжать дело благотворительности и в те тяжелые годы – во время голода в Поволжье в начале 20-х годов Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 году эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. В 1928 году общецерковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967 годах). Государственные меры борьбы с нищетой переросли в борьбу с нищими. Бродяжничество объявили преступлением, бездомных отправляли подальше от больших городов, зачастую – в места заключения. Но было бы несправедливо говорить о полном прекращении христианской благотворительности в советской России и обойти вниманием деятельность Церкви в годы Великой Отечественной войны.  В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение колонны имени Дмитрия Донского. В ответ на призыв верующими было собрано более 400 тысяч рублей. Вся Москва собрала свыше 2 миллионов рублей, в блокадном голодном Ленинграде православные собрали один миллион рублей на нужды армии; в Куйбышеве стариками и женщинами было пожертвовано 650 тысяч. В Тобольске один из жертвователей принес 12 тысяч рублей и пожелал остаться неизвестным. Житель Челябинской области Михаил Александрович Водолаев написал в Патриархию: «Я престарелый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву митрополита Сергия и вношу 1000 рублей из своих трудовых сбережений, с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли». Всего на танковую колонну собрано было более 8 миллионов рублей. В Новосибирске православные отдали 110 тысяч рублей на строительство самолетов Сибирской эскадрильи «За Родину». Всего за войну по приходам собрано было более 200 миллионов рублей на нужды фронта.

В последнее десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной. Несмотря на формирование некой социальной системы поддержки нуждающихся, нельзя считать ее панацеей современного общества. У благотворительности есть несомненное преимущество перед любой чиновнической программой, и преимущество это – в личной заинтересованности благотворителя. Человек, оказывающий помощь не по служебному долгу, а по велению своей души, индивидуально подходит к каждому случаю, его цель – не создание видимости решения, а реальное искоренение проблемы путем приведения в жизнь последовательной благотворительной программы. Практика показывает, что в неспокойные и мутные времена наиболее эффективна частная благотворительность. Но она должна быть адресной, а расходование средств – прозрачным и понятным. Очень важно, чтобы процесс осуществления благотворительных акций координировался негосударственными общественными организациями под руководством энтузиастов-профессионалов. Именно таких энтузиастов, которые целиком преданы делу служения ближнему и которые трудятся «не корысти ради», следует поддерживать в первую очередь. Необходимо сделать все возможное, чтобы частная инициатива в благотворительности приобрела характер общественного процесса. Рано или поздно это произойдет, потому что потребность в благотворительности заложена в самой природе человека.

Выводы по главе 1:

Проследив путь развития благотворительности в нашей стране, мы видим, что этот путь был долгим и трудным. Стремление помочь людям, сострадание, издревле присуще русскому народу.

Основой становления и развития гуманного отношения к другим людям является Русская Православная Церковь.

Несмотря на то, что на пути развития благотворительности в России часто становились исторические обстоятельства, в современной России созданы все предпосылки для развития и укрепления общественной и частной благотворительности.

Глава 2. Особенности развития благотворительности и влияния церкви в Лабинском районе Краснодарского края

2.1 Дореволюционный период.

Говоря о благотворительности в городе Лабинске, необходимо принимать во внимание историю развития сначала станицы, а затем города Лабинска. С момента своего основания в 1841 году станица была заселена казаками-линейцами и являлась частью оборонительной линии, построенной по проекту генерала Г. Х. Засса. Хотя жизнь переселенцев изначально была тяжела, со временем она наладилась, и большинство населения находилось в довольно сносных условиях. Ситуация изменилась в 1868 году, когда решением правительства было разрешено селится на казачьих землях всем желающим. На Кубань хлынула волна переселенцев, в основном — бывших крепостных, бежавших от голода и нищеты из центральных губерний. Не обошла она и станицы Лабинской. Новоприбывшие – на Кубани их называли иногородними, переезжали целыми семьями, зачастую не имея самого необходимого, и здесь казаки показали себя с лучшей стороны: иногородние в большинстве своем нанимались на работу поденщиками, но кроме основной платы казак-хозяин наделял работников еще и подарками. Часто цена подарков превышала основную зарплату наемных рабочих. С этого момента начинается история благотворительности в станице Лабинской. Вообще же её, как и историю благотворительности в России в целом, можно разделить на три этапа: дореволюционный, советский и современный.

Дореволюционный этап характеризуется наибольшим развитием частной благотворительности, а также государственных и общественных благотворительных организаций. Несомненно, это связано с влиянием Русской Православной Церкви. Ведь именно церковь доносила до людей призыв к милосердию. Самой главной заботой всех благотворительных обществ являлась помощь детям. Ни одно учебное учреждение не обходилось без частной и общественной материальной поддержки. Ниже приведен список обществ, занимающихся благотворительностью среди детей: «Попечительство о детях, вдовах и круглых сиротах» — при Успенской церкви, «Общество вспомоществования недостаточным ученикам», «Общество попечения о детях», «Общество ревнителей просвещения», занимавшееся просвещением, как среди детей, так и среди взрослых, «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся Лабинского начального для иногородних училища». Как правило, провинциальные благотворительные общества начинали свою деятельность как филиалы более крупных объединений. В Лабинске такой организацией было «Отделение областного попечительства о тюрьмах комитета». Кроме того среди всего населения свою деятельность вели: «Общество пособия бедным», «Отдел туберкулезной лиги», «Общество пособия бедным». Состояние призрения в городе не было делом только лишь местной интеллигенции и властей. Были важны и «Тысячерукая милостыня» простого народа, осуществляемая кружечными и тарелочными сборами, благотворительные инициативы местных «торговых людей». В провинции большинством людей, занимающихся благотворительностью, были представители торгового сословия. В Лабинске такими были Сушковы, Тюрины, Захаровы, Тарасовы, Бурхановы, Демины. Конечно, это не все сведения о благотворительности в Лабинске в дореволюционный период, а лишь те из них, которые каким-то образом, будь то официальные документы или устные источники, дошли до нас. Большая часть информации не сохранилась. Но для людей того времени, оказывающих помощь ближним, это и не было важным. Главным для них было само оказание помощи, основным мотивом которого были сострадание и евангельская любовь к ближнему.

2.2. Послереволюционный период.

После революции и прихода Советской власти большинство благотворительных учреждений прекратило свою деятельность, так как новое правительство запретило благотворительность в целом. Причина здесь кроется не столько в атеизме коммунистов, сколько в их вере в идеальное общество, в котором от каждого требуется по способностям и каждому дается по потребностям. Таким образом, забота о бедных теоретически перекладывалась на государство. Однако практически, это так и не было осуществлено. Единственным существовавшим в СССР благотворительным обществом был фонд помощи беспризорным детям имени Ленина.

Ситуация в Лабинске и в России в целом начала меняться лишь 70 лет спустя, в годы перестройки, когда правительством была признана «необходимость граждан участвовать в социальной взаимопомощи». Кардинально положение изменилось только после распада СССР.

2.3 Благотворительность: взгляд через историю строительства храмов в г. Лабинске.

Говоря о роли церкви в жизни города Лабинска, нельзя не обратить внимание на историю православных храмов города. Первые христианские храмы в нашем районе относятся к XIII в., останки фундаментов этих храмов находятся на городище Куньша (ныне село Горное).Возрождение христианства на нашей земле связано со строительством Махошевского укрепления летом 1840г. По воспоминаниям декабриста А.П. Беляева, проходившего службу в крепости, в центре возвышалась большая палатка с крестом – походная церковь. Священник был один на 4 станицы, расположенные на Лабе. Из докладной записки военного министра А.И. Чернышова от 27 марта 1843г. следует, что власти были обеспокоены состоянием соблюдения христианских обрядов. Поэтому в каждую станицу Лабинского полка прислали по священнику.Церковь в станице долгое время оставалась одна — построенная войском в 1855г. Николаевская. Она была маленькая деревянная, располагалась на территории нынешнего парка, до наших дней не сохранилась. Станица увеличивалась в своих размерах. В документах, хранящихся в архивном отделе администрации нашего района, имеются свидетельства гостей посещавших станицу, что Лабинской принадлежала главное торгово-промышленное и культурное значение в этой местности. По постройкам, множеству лавок, торговых амбаров, базарной площади станица вполне напоминала город. Миссионер 13 благочинного округа Николай Веселов, посетивший станицу в 1908г., отмечал: «Как доселе могли все жители помещаться в одном небольшом храме».

Второй храм по собственному желанию построили купцы при участии населения. Русская православная церковь в XIX в. имела разветвленную систему управления. Церкви станицы Лабинской относились к Ставропольской консистории. Стоимость такого здания высокая, около 100 тысяч рублей по ценам конца XIX в. Из рассказов старожилов, которые записаны журналистами «Провинциальной газеты», некоторые прихожане продавали дома, чтобы передать деньги на строительство храма. Новая церковь строилась 4 года, строительство завершено в 1890г. Первое богослужение состоялось в сентябре 1890г., 31 января 1891г. церковь освещена. Колокольня пристроена в 1905г. Православный храм – необычный дом, он посвящен Богу. Христиане приходят сюда, чтобы молиться (обращаться к Богу). При возведении храма архитектор и строители пользуются определенными канонами. Храм имеет 5 глав, колокольню в шатровом стиле. Здание церкви кирпичное, оштукатуренное, удобное и вместительное, стенной росписи не было, но имелись художественные иконы, утварь имелась в достаточном количестве.

Название храма напоминает о событии Священной истории. Воздвигнутая церковь названа в честь Успения Пресвятой Богородицы, покровительницы всего кубанского казачества. Церкви содержались на свои церковные средства, пожертвования редки. Священники закончили духовную академию или семинарию. В приходе имелись 3 школы, одна из них на Воробьевке. Первым священником был отец Александр (Хламов), дольше всех — 28 лет служил отец Григорий (Стрельбицкий). Дом священника был центром культурной и интеллектуальной жизни станицы, здесь останавливались высокопоставленные гости, приезжающие в станицу.

Гонения на церковь, организованные в СССР в 1920-1930гг. не могли обойти стороной Успенский храм. В 1930-е гг. запрещены крещения, венчания, отпевания. В 1936,1938гг. проходили погромы, сжигались иконы, книги. С 1938г. в этом здании располагалось зернохранилище элеватора. В годы Великой отечественной войны церковь собрала 2 тысячи рублей на нужды фронта. До конца 1950гг. церковь продолжала действовать. В 1960-е гг. были снесены захоронения на церковном кладбище, где покоились основатели станицы Лабинской, знатные казаки, герои войн, почетные граждане и духовенство. До 1967г. здание пустовало. На фотографиях тех лет видно, что здание лишено куполов, отсутствует колокольня. С 1967г. здесь размещался клуб со сценой вместо алтаря. С 1971г. по 1991г. находился спортзал ДСО «Урожай», проводились тренировки, уроки физкультуры. Службы возобновились в 1991г. по настоянию населения города. 18 декабря 1944 года состоялась регистрация религиозного общества русской православной церкви, находящейся в ст. Лабинской по ул. Турчанинова,229. Была ли такая церковь до войны и до революционных событий, сведений в архивах не сохранилось. По сути это был молитвенный дом, состоящий из 3 помещений: деревянного здания, крытого железом, деревянной сторожки под железом и турлучного сарая, которые житель станицы Александр Герасимович Каменский сдал в бесплатное пользование бессрочное пользование группе верующих граждан. В 1959 году договор аренды был продолжен.

В 1961 году на смену 85-летнему настоятелю Свято-Никольского храма Андрею (Русову) приехал в Лабинск 25-летний настоятель отец Михаил Донец.

С первых дней исполнения пастырских обязанностей он начал ходатайствовать о строительстве новой церкви. Это сейчас строительству новых храмов не чинится никаких препятствий, а в шестидесятые- восьмидесятые годы прошлого столетия такое было практически невозможно. Отец Михаил как мог обустраивал церковь, матушка Вера была его верным помощником во всех начинаниях.

Как удалось отцу Михаилу получить разрешение на строительство церкви в 70-е годы? Сколько ходатайств и в какие инстанции пришлось написать и сколько высоких кабинетов обойти, но разрешительные бумаги были выданы 12 августа 1977 года. Матушка Вера хранила их как зеницу ока и не напрасно. Она вспоминает о том, с каким энтузиазмом буквально за день был вручную вырыт фундамент под новые стены. В сентябре 1977 года церковный совет получает предписание главного архитектора В. Кучевского о прекращении строительства. Теперь уже хозяева высоких кабинетов сами вызывали настоятеля Свято- Николаевской церкви, удивляясь упорству и настойчивости его прихожан, и настойчиво рекомендовали прекратить « самовольное» строительство. На возражение отца Михаила, что есть разрешительные документы, звучало требование представить их немедленно. Упорство священника могло дорого ему обойтись. В то время на Кубани факты гонений на священников, задумавших возводить храмы, считались обычным явлением, а председатель исполкома, пропустивший такое строительство, мог поплатиться своим служебным положением.

Возвращаясь домой после таких встреч, отец Михаил готов был вернуть бумаги, чтобы не подвергнуть гонениям свою семью. Но тут стойкость проявила матушка Вера. Она перепрятывала документы так, чтобы супруг не мог их найти.

Прошло еще три года. Матушка Вера была вдохновителем многих дипломатичных ходов в отношении строительства и обновления храма, который не вмещал всех верующих и приходил во все большую негодность. 5 июля 1980 года Лабинский горисполком принял решение № 253 «О разрешении ремонта Свято-Николаевского молитвенного дома по ул. Турчанинова,271» в соответствии с проектом, подготовленным Армавирским комплексным отделом проектной конторы стройжилуправления еще после получения первого разрешения. Церковь получила «добро» на замену трех деревянных стен на кирпичные. Как добывались стройматериалы для церкви — это отдельная история. Матушка Вера стала церковным прорабом и с благодарностью вспоминает многих добрых людей, без которых строительство было бы просто невозможно. К 1983 поднялась новая церковь из силикатного кирпича, на которую приходили любоваться жители Лабинска. Хороша была белокаменная! Но отец Михаил с матушкой Верой уже мечтали о ее достойном украшении и внутренней росписи. Художников, которые бы согласились заняться росписью купола, алтаря и самого храма, не нашлось в Москве, Ленинграде, Сочи. Занималась поисками художника неутомимая матушка Вера. Хотелось для своего храма чего-то необыкновенного, теплого, родного, русского, в васнецовском стиле…Такой художник нашелся на Украине, в Почаево, куда и поехала матушка Вера на поиски и переговоры. Нет ничего невозможного для человека, трудящегося во имя истины и веры! Художник Александр Иванович Карецкий, имеющий заказы на 10 лет вперед, сразу согласился ехать на Кубань! Тем же летом он приехал в Лабинск, осмотрел храм, подивился и, оставив список длиною в 1,5 метра необходимых для росписи храма красок, олифы и прочих материалов, уехал. Матушке Вере пришлось стать на этот раз и снабженцем! В поисках красок она объехала майкопские, армавирские, краснодарские художественные мастерские, собирала нужные краски буквально по крохам. Роспись храма растянулась на 3 года. А.И.Карецкий трижды приезжал в Лабинск, и роспись шла в три этапа: сначала купол, потом алтарь, затем храм. Сюжеты из Евангелия для икон художник подбирал сам. Собственноручно писал все лики святых. Только одежды поручал писать своим ученикам. Крестильную комнату также украшают росписи Карецкого — Крещение Господне, Ангел-хранитель с детьми. Когда роспись храма уже была полностью завершена, отец Михаил и матушка Вера поверить не могли, что осуществилась их мечта и труды во славу церкви принесли такие плоды. Матушка Вера в 1983 году получила за труды свои Патриаршую Грамоту от Патриарха Пимена в связи с окончанием строительства Свято-Николаевского храма г. Лабинска и благословение за усердные труды во славу святой церкви всея Руси. 30 января 1996 года ушел из жизни отец Михаил Донец, а Свято-Никольский храм навсегда останется памятником его служения Богу, церкви, людям.

С 1996 года настоятелем Свято-Никольского храма является протоирей Серафим (Гаврильчик). Стараниями батюшки украшается храм, на радость верующим приобретена драгоценная святыня- частица мощей святителя Николая, построены часовня на городском кладбище в честь преподобного Серафима Саровского, храм Целителя Пантелеимона на территории городской больницы. В настоящее время отец Серафим полон забот о строительстве храма в честь Иверской иконы Божией Матери в одном из густо населенных районов города-300-м квартале. Пастырское обращение отца Серафима к прихожанам: «Спешите делать добро!..» находит отклик в сердцах верующих. Лабинчане любят Никольский храм. Не только в престольные дни: 19 декабря и 22 мая приходят сюда люди для совместной молитвы.

2.4 Роль церкви в развитии благотворительности в современный период.

Безусловно, огромное влияние на возрождение благотворительности в нашем городе, как и в России вообще, оказывает церковь. Христианство лежит в основе самой идеи благотворительности, и именно поэтому история благотворительности всегда была неразрывно связана с церковью.

Чтобы проследить связь между развитием благотворительности в современном Лабинске и влиянием церкви, мною было взято интервью у священника Свято-Успенского храма отца Алексея:

-Есть ли у вас проповедь о благотворительности?

-Конкретно проповеди нет, но тема благотворительности поднимается мной довольно часто в ряде других проповедей.

-Занимается ли церковь благотворительной деятельностью?

-Да, Существует неофициальный список нуждающихся людей, которым церковь регулярно оказывает помощь.

-А какой конкретно пример вы можете привести?

-На это Рождество мы развозили подарки детям из нуждающихся семей.

-Известны ли вам благотворительные акции, в которых жители Лабинского района регулярно принимают участие?

-Жители Лабинска активно участвуют в краевой благотворительной акции «Цветик-Семицветик» по оказанию помощи больным детям.

-Как был возрожден Свято-Успенский храм? Имена каких людей вы можете назвать?

-Большая часть средств на восстановление храма была собрана среди простых жителей города. Также особо стоит отметить участие депутата ЗСК, Артеменко Ивана Петровича.

-Оказывает ли государство финансовую поддержку вашему храму?

-Нет, Свято-Успенский храм, как и большинство других храмов в России, полностью содержится на пожертвования прихожан.

-Как вы охарактеризуете ситуацию с благотворительностью в Лабинском районе в общем?

-Наиболее развита вЛабинском районе частная благотворительность в виде общественных сборов и пожертвований. И в то же время в Лабинске нет ни одной общественной благотворительной организации или фонда. В целом я бы охарактеризовал ситуацию как удовлетворительную.

-С чем, по-вашему, связано отсутствие общественных благотворительных организаций в Лабинске?

— Во-первых, это связано с особенностями исторического развития нашей страны, так как в течение 70 лет советской власти, благотворительность была официально запрещена. Соответственно, после распада СССР восстановление системы благотворительных организаций пришлось начинать с нуля. Но, что особенно важно, за 70 лет советской власти люди отвыкли от благотворительности, как части общественной жизни. И в наше время часть людей уверена, что все общественные проблемы должно решать государство.

Во-вторых, для существования благотворительных организаций важен социально-экономический уровень развития города, поэтому большинство из них сосредоточено в крупных городах нашего края, таких как Краснодар, Новороссийск, Сочи. Лабинск же не является особо развитым в этом плане.

Выводы по главе 2:

1. Церковь оказывает существенное влияние на развитие благотворительности в Лабинске и в Лабинском районе в целом.

2. Лабинчане всегда принимали и принимают активное участие в благотворительных акциях и сборах.

3. Среди лабинчан есть люди, известные своей благотворительностью.

4. В Лабинске отсутствуют общественные благотворительные организации.

Заключение

Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства.  На протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. Любить ближнего — это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице и т.д. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья.

Структурная характеристика современной благотворительности как ответной реакции на явления социального, культурного, экономического и политического кризиса — четкий показатель формирования нового гражданского общества. Современная структура благотворительного сектора в России представлена различными фондами: государственными, промышленных предприятий, коммерческих организаций, частных лиц. В таком небольшом провинциальном городке, как Лабинск, это, в основном, частная благотворительность, поощряемая церквями также со времени образования станицы Лабинской (1843 г.).

Мотивация благотворительной деятельности достаточно разнообразна. Прежде всего она зависит от социальной активности каждого человека. Спектр мнений широк — от понимания благотворительности как милосердного акта до понимания этой деятельности как вложения определенных инвестиций в будущее. Такой разброс мнений воспроизводит, с одной стороны, довольно устаревшую концепцию социальной милостыни, с другой — европейский, цивилизационный подход, когда экономическая и социальная стабильность рассматриваются не как дополняющие факторы, а как взаимосвязанные процессы, где благотворительность — один из показателей экономической стабилизации. Свою деятельность в этом направлении церковь осуществляет в приходах через верующих прихожан или непосредственно через своих служителей. Церковь ведет работу по нескольким направлениям. Среди них важнейшими являются: материальная помощь, социальный патронаж, досуговая работа (с престарелыми, с осужденными, малообеспеченными гражданами). В Лабинске Краснодарского края наиболее эффективна частная благотворительность. Но она должна быть адресной. А расходование средств – прозрачным и понятным. Очень важно, чтобы процесс осуществления благотворительных акций координировался негосударственными общественными организациями. И церкви, и власти надо сделать всё возможное, чтобы частная инициатива в благотворительности приобрела характер общественного процесса. Рано или поздно это произойдёт, потому что потребность в благотворительности заложена в самой природе человека.



sitemap
sitemap