Шпоры по теории



1 .Предмет и функции экономической теории. Экономические категории и законы. Методы экономической науки.

Экономическая теория – общественная наука, которая исследует поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

Предметом экономической теории явл.отношения, возникающие между людьми в процессе произв.,распределения,обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Функции экон. теории: 1.познавательная- позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики; 2.методологическая-позваляет определить экон.теорию как основу для развития целого ряда других экон.дисциплин; 3.Образовательная-позволяет формировать у граждан экон.культуру, логику, основные понятия о рынке; 4. Практическая-рекомендации по совершенствованию текущей экон.ситуации, снижению уровня инфляции, увел.вал.нац.продукта и т.д.; 5.прогностическая-на основе анализа экон.явлений и процессов разрабатывать напрвления перспективного развития.

Метод науки– это принципы, подходы, формы и способы познания. Она использует следующие методы: 1)научной абстракции(позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов), 2)анализа и синтеза(анализ предлагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные частим и определение свойств отдельного элемента. с помощью синтеза получают полную картину явления в целом), 3)индукции и дедукции(при методе индукции происходит исследование отдельных факторов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов. Метод дедукции предлагает исследование от общих принципов, законов,когда положения теории распределяються на отдельные явления) , 4)метод матем.моделирования ( построениеграфических, формализованных моделей,которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экон.явления или процессы) и др.

Экономические законы выражают наиболее существенные устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономической жизни общества. Экономические законы не зависят от воли и желания людей, как и законы природы, они носят объективный характер.. Экономическая теория классифицирует экономические законы на всеобщие – свойственные всем историческим эпохам (закон возвышения потребностей, закон экономии времени, закон роста производительности труда), общие – присущие нескольким формам хозяйствования (закон стоимости, закон спроса, закон предложения, закон денежного обращения), специфические — законы развития определенных конкретно-исторических форм хозяйствования (закон первоначального накопления капитала, устойчивого развития и т.д.).

Экономические категории – логические абстракции, представляющие собой теоретическое выражение реальных условий жизни общества. Экономические категории объективны, носят исторический характер и меняются вместе с развитием экономики.классификация: 1)конкретно-экономические, чье выявление связано с живым созерцанием действительности (цена, деньги, полезность, сырье, материалы и т.д.), 2)на узкие понятия, чье выявление основано на абстрактном мышлении (цена равновесия, эластичный спрос, предельная полезность и т.д.), 3)на конкретизированные категории, которые формулируются исходя из применения теории к практике (сдельная заработная плата, процент по депозиту и т.д.). Категории имеют исторический, т.е. преходящий характер, также как и законы образуют систему, в которой невозможно указать главные или второстепенные.

2. Экономические цели общества. Экономическая политика. В числе основных экономических целей общества принято выделять следующие: 1.экономический рост – желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг или, проще говоря, более высокий уровень жизни; 2.оптимальная занятость – подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать; 3.экономическая эффективность – нужно получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов; 4.стабильный уровень цен – необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции; 5.экономическая свобода – все должны обладать в своей экономической деятельности оптимальной степенью свободы; 6.справедливое распределение доходов – ни одна группа граждан не должна пребывать в крайне нищете, когда другие граждане купаются в роскоши; 7.экономическая обеспеченность граждан – следует обеспечить достойное существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев; 8.внешнеторговый баланс – необходимо стремиться к поддержанию разумного баланса международной торговли и международных финансовых сделок.

Экономическая политика представляет собой деятельность государства и его институтов (как законодательных, так и исполнительных), определяемая совокупностью обстоятельств (стадия развития общества, уровень познания реалий хозяйственной жизни, качество смешанной экономики, состояние правовой среды, уровень конкурентоспособности, фаза экономического цикла, характеристики человеческого капитала, традиции, опыт и т.д.), направленная на создание благоприятных условий для принятия всеми участниками разнообразных рынков рациональных (оптимальных) хозяйственных решений.

Экономическая политика предполагает необходимость достижения определенных экономических целей общества. В данном случае цель – это оценочное суждение, принятое в настоящее время за норму желаемого состояния какого-либо общехозяйственного процесса. Таким образом, в ходе выработки государственной экономической политики реализуются оценочные суждения (нормативный подход). Экономическая политика олицетворяет оценочные суждения людей о том, какой должна быть экономика, какие цели должны быть достигнуты.

Вопрос 3 Ресурсы производства; проблемы их ограниченности. Понятие факторов и их классификация.

Для производства товаров и услуг необходимы экономические ресурсы: природные, материальные, трудовые, финансовые. Природными ресурсами являются элементы и силы природы ( полезные ископаемые, реки, озера, почва, моря, океаны, растительный и животный мир, климатические и другие условия и другие природные ресурсы).Они делятся на неисчерпаемые(это солнечная энергия, энергия ветра, атмосферный воздух, вода, энергия морских приливов и волн.) и исчерпаемые(животный и растительный мир, плодородие почвы).

Материальные (капитальные) ресурсы охватывают все созданные человеком средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, транспортные средства, заводы, фабрики, банки, магазины, сырье, материалы и т.д. Эти ресурсы являются результатом производства и находятся в материально-вещественной форме для производства других товаров и услуг.

Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и умственными способностями. В век научно-технической революции человек является не просто фактором, а главной производительной силой. Только человек обладает способностями и навыками, необходимыми для развития современного производства.

Финансовые (инвестиционные) ресурсы – совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает общество и в состоянии выделить на организацию производства.

В жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограничены, т.е. их всегда меньше, чем желают этого люди. Наряду с этим свойством ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, наиболее мобильны – капитал и знания. Другое свойство ресурсов – их взаимозаменяемость.

Вовлеченные в экономический оборот ресурсы, примененные ресурсы принято называть факторами производства. Фактор производства – элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результативность производства. современная классификация факторов производства включает землю, капитал, труд, предпринимательскую способность. Земля – это естественный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности (природные богатства, залежи ископаемых, пахотные земли, леса и т.д.). Капитал – это совокупность благ, используемых в производстве товаров и услуг (инструмент, машины, оборудование, транспортные коммуникации, средства связи и т.д.). Труд – это интеллектуальная или физическая деятельность, направленная на изготовление благ или оказание услуг (совокупность способностей к труду). Предпринимательская способность – это использование инициативы, риска в организации производства, способность координировать и комбинировать остальные факторы. Расширенная классификация включает также дополнительные факторы, такие как информация, экология. Информация рассматривается как обеспечение систематизации знаний, которые материализуются в механизмах, оборудовании, моделях управления. Экология рассматривается либо как импульс экономического роста, либо как ограничитель его в связи с вредностью для окружающей среды.

Производство возможно только при введении в действие всех факторов. Они действуют, дополняя друг друга.

Вопрос 4 Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономики. Кривая производственных возможностей. Альтернативные (вмененные) издержки.Ограниченность ресурсов предопределяет проблему выбора, стоящую перед всякой экономической системой. Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики. Вопрос «что производить?» означает то, какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени. Вопрос «как производить?» означает, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологи должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги. Вопрос «для кого производить?» означает обозначение того, кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая пользу, и как должен быть распределен доход общества от производства данных товаров и услуг.

Сущность проблемы выбора в экономике может быть проиллюстрирована посредством кривой производственных возможностей (Production Possibility Frontier; PPF). Данная кривая показывает максимально возможный объем производства некоторого конкретного товара или услуги при заданных ресурсах и знаниях, которыми располагает экономика, и заданных объемах производства других товаров и услуг.

Рассмотрим экономику, производящую продовольствие и развлечения.

Точка А на графике показывает, что экономика при имеющихся ресурсах может производить только 300 т продовольствия, а точка Е – только 400 единиц развлечений, точка С – 210 т продовольствия и 200 единиц развлечений. Прирост производства развлечений сопровождается сокращением производства продовольствия (движение от точки А к В, С, D, Е).

Благодаря построенной модели возможно выразить стоимость товара или услуги определенным количеством других товаров или услуг, которым надо пожертвовать, чтобы получить данные товар или услугу. Такая стоимость называется альтернативной, а издержки, производимые в ходе отказа от производства иных товаров или услуг – альтернативными или издержками упущенных возможностей. Альтернативные издержки увеличиваются по мере перемещения ресурсов из одной отрасли в другую.

Сравнивая производительность работников, фирм или наций с производительностью аналогичных субъектов, экономисты используют термин абсолютное преимущество. Говорят, что производитель, использующий меньший объем вводимых ресурсов для выпуска данного товара, имеет абсолютное преимущество при его производстве. Описывая альтернативные издержки производителей, экономисты используют термин сравнительное преимущество. Производитель, который несет меньшие потери, отказываясь от производства других товаров ради производства данного товара, обладает самыми низкими издержками упущенных возможностей производства данного товара, т.е. говорят, что он имеет сравнительное преимущество перед другими изготовителями данного товара.

Вопрос 5 Собственность, понятие, эволюция. Современные теории собственности. Типы собственности. Реформирование собственности. Собственность – это отношение людей друг к другу по поводу вещей. Вне общества собственность отсутствует

Отношение собственности были бы невозможны без редкости экономических благ. Вне редкости (ограниченности) вещи собственность теряет смысл. Другая черта собственности – отчуждение, т.е. исключающий характер. То, что можно предпринимать собственнику – другому не разрешается. Собственность есть форма присвоения благ, ресурсов и доходов. Кроме того, собственность характеризует отчуждение как лишение возможности распоряжаться. Распоряжаться объектом собственности может только реальный собственник. Он может продать собственность, пустить ее в хозяйственный оборот, осуществить дарение или наследование, сдать в аренду и т.д. Иные лица, не являющиеся собственником, сделать этого не могут. Еще одна черта собственности связана с тем, что для хозяина собственность обеспечивает получение определенных экономических преимуществ. В ходе реализации указанных черт формируются социальные нормы поведения, приобретающие обязательный характер и опирающиеся на силу государства.

Объект собственности – это то, что может быть в собственности. Объектом собственности являются земля, ее недра, вода, растительный и животный мир, здания, сооружения, машины, оборудование, деньги, ценные бумаги и иное имущество. Субъект собственности – это те, кто может быть собственником. Субъектами собственности являются физические и юридические лица, государство. Физические лица – это граждане. Юридические лица – это предприятия, организации, государство.

В развитых странах существуют две основные формы собственности: частная и государственная (второстепенные — церковная, общественных организаций, партий и др.). Частная собственность делится на индивидуальную и корпоративную. Индивидуальные частные фирмы преобладают в сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания, собственником является или одно лицо, или небольшое число лиц. В таких фирмах преобладает собственный труд, но может применяться и наемный труд. Развит мелкий и средний бизнес. Корпоративная собственность связана с акционерными обществами и выпуском акций. Частная собственность может быть трудовой и нетрудовой.

Разгосударствление означает передачу прав собственности на результаты хозяйственной деятельности и функций хозяйственного управления от государства к непосредственным хозяйственным субъектам. Приватизация – это приобретение физическими и юридическими лицами государственной собственности в частную. Эти два процесса в жизни осуществляются в диалектическом единстве с доминированием того или иного процесса на конкретном историческом отрезке времени.

Разгосударствление и приватизация собственности может осуществляться в следующих формах. Аренда с выкупом представляет собой основанное на договоре владение и пользование землей, предприятием ил имуществом. Важным направлением разгосударствления и приватизации является создание акционерных компаний.

Переход к рыночным отношениям связан с образованием совместных предприятий. Приватизация в республике осуществляется и путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности по конкурсу или на аукционе. Субъектом приватизации могут быть: граждане РБ, трудовые коллективы государственных предприятий, юридические лица РБ, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности, иностранные инвесторы, лица без гражданства.

Следует различать малую и большую приватизацию. При малой приватизации государство продает предприятия торговли, общественного питания, сферы услуг, квартиры и другие малые объекты частным лицам или группам инвесторов. Затем постепенно начинается большая приватизация. Сущность ее состоит в том, что государство преобразует крупные предприятия в акционерные компании, а затем распределяются акции среди частных лиц. При такой последовательности разгосударствление и приватизация проходят относительно спокойно, без особых социальных потрясений. Таким образом, цель разгосударствления и приватизации состоит в том, чтобы снизить долю государственной собственности в национальной экономике, заинтересовать производителя в результате своего труда, повысить эффективность производства. В собственности государства должны оставаться оборонные предприятия, предприятия, использующие ядерную технологию, линии дальней связи, единая энергосистема, магистральные железные дороги.

6.Типология современных экономических систем. Общая характеристика командно-административной, рыночной, традиционной, смешанной экономики.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующихопределенную целостность, экономическую структуру

общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.Традиционно эконом сист. : основана на традициях передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Черты : слабое развитие техники,и технологий производства; Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики; Незначительная роль в традиционной эконом предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений; Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.Рыночная эконом сист: : характеризуется частной Собственностью на ресурсы и использованием Системы рынков и цен для координации эконом Деятельности и управления ею. В такой эконом сист Правительство не вмешивается в экономику. Его Роль сводится к защите частной собственности, Установлению звконов. Командная эконом сист : явл противоположностью Рыночной экономики. Она основана на госуд собственности

На все материальные ресурсы. Каждому предпр производственным плпном предусматривается, что и в каком объеме Производить, выделяются определенные ресурсы, тем Самым госуд решать вопрос как производить.Смешанная эконом сист : предполагает использование Регулирующей роли госуд и эконом свободы

Производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются Из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по Правительственным директивам.

7.Рынок: понятие, функции, условия возникновениянституциональные основы функционирования рынка.Роль частной собственности, свободного

ценообразования, конкуренции Рынок— это сист. организационно эконом. отношений между продавцами и покупателями которая осущ. через куплю и

продажу на все стадии производства.Функции:— Регулирующая- опр. пропорции в рыночной сист. Информационная- ранок и информ.- Посредническая- Интегрирующая- объединяет производителей в рамках общественного разделения труда.- Стимулирующая- заставляет каждого напрягаться.- Деффиренцация- расслоениеУсловием возникновения рынка явл.:— Общественное разделение труда (только на продажу)- Экономические обособление товара-производ.(объекты и субъекты; объекты-товары и услуги)Структура зависит от критерии:— по эконом. назнач. (товаров, финансов, труда)- по территории (местные, национальные, мировой)По степени развития конкуренции: — свободный, монопольный, мономестнический. По отраслевой и межотраслевой, по характеру

8. Конкуренция: понятие, виды. Совершенная и несовершенная конкуренция Конкуренция— это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.Виды:1. Функциональная— предусматривает удовлетворение потребности разными способами. (книги, газеты, домино, карты) 2. Видовая— существ. между товарами, предназначенными для одной и той же цели, но отличающимися друг от друга каким-либо существенными параметрами потребительских свойств. (авто различных марок, лекарственные средства.).3. Предметная (межфирменная)- возникает между идентичными разными фирмами. Отличаются качеством изготовления или даже могут быть одинакового качества (между лекарственными средствами джене — риками, имеющими одну хим. структуру, но разные фирмы ) Совершенная конкуренция – сост. рынка при котором существ. множество производителей и потребителем которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.Несовершенная конкуренция — это конкуренция при которой производители (потребители) влияют на цену и ее изменяют. Приэтом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничен.

9.Структура рыночной экономики. Классификация рынков.Структура рынка:1. по объектам рынка- рынок товаров и услуг; рынок капиталов; рынок труда; финансовый рынок; рынок информации.2. по географическому положению- местный, региональный, национальный, мировой.3. по механизму функционирования

— рынок свободной конкуренции, монополизированный рынок,регулируемый рынок.4. по степени насыщенности- равновесный, дефицитный, избыточный

5. в соответствии с действующим- легальный, нелегальный.Рыночная экономика – характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.Классификация рынков:— по объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг,рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок,рынок информации и научно-технических разработок.

— в территориальном выделяют местный рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;

— по механизму функционирования различают свободный (регулируется на основании свободной конкуренции независимых товаропроизводителей )

монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству которое использует экономические воздействия ) рынки;



— иногда выделяют и планово-регулируемый рынок.Ведущая роль в обеспечении основных пропорций.Производства и обращения играет план.

10.Рыночная инфраструктура. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике. Рыночная инфраструктура- система учреждений и организаций(банков, бирж, ярмарок, страховых компаний), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.Экономический кругооборот – круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных поступлений и расходов. Рыночный кругооборот включает следующие блоки:

— домохозяйства,

— фирмы, рынок

-ресурсов,

— рынок продуктов.

В процессе кругооборота формируется два потока:

— против часовой стрелки поток экономических ресурсов

— по часов стрелке – поток денежных доходов, потребительских расходов и издержек производства.

11. Несовершенства рынка. Роль государства в рыночной экономике.В современной экономической системе рыночного типа механизма координации представляет собой единство: а) рыночного саморегулирования; б) экономического самоуправления и в) государственного регулирования. «Невидимая рука» рынка дополняется открытым управлением со стороны ассоциаций, монополий, государства. Рыночный механизм по своей природе нуждается во внешней коррекции. Ориентация только на рыночную координацию грозит деформацией национальной экономической системы. Необходимость государственного присутствия, таким образом, вытекает из специфики процессов национального воспроизводства. Возможность государственного регулирования объясняется наличием у государства стратегических ресурсов, экономического потенциала (госсектора).

В качестве классических функций государства в экономике выделяются: а) законодательное обеспечение рыночных отношений; б) производство общественных благ; в) организацию денежного обращения; г) организацию таможни, контроль за внешней экономической деятельность; д) государственное предпринимательство, организацию производства товаров особого рода (оружейные заводы, алкоголь и табак, золотодобыча и т.п.). В современных условиях у государства возникли новые функции: разработка общенациональной стратегии развития; стабилизация и экономический рост, поддержание рыночного механизма, социальное выравнивание, охрана окружающей среды, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

Выделяются два противоположных типа воздействия государства на социально-экономические процессы: экономические и административные. Экономические методы государственного регулирования предполагают формирование соответствующей заинтересованности хозяйствующего субъекта в осуществлении определенных действий. Вместе с тем право принимать те или иные решения остается за самим хозяйствующим субъектом. Косвенные экономические методы направлены на формирование общих предпосылок для соответствующего вида хозяйственной деятельности, для выбора конкретного варианта решения. Они не нарушают рыночной ситуации, не носят запретительного характера. Например, государство может развивать рыночную инфраструктуру, совершенствовать денежное обращение, активно обустраивать приграничную инфраструктуру и т.п. Однако такие действия государства не обязывают предприятие или домашнее хозяйство принимать конкретные решения.

Прямые экономические методы предполагают стимулирование деловой активности, прямое воздействие на экономический интерес хозяйствующего субъекта. Например, для воздействия на поведение хозяйствующего субъекта в денежно-кредитной сфере используются процентные ставки, изменяются нормативы формирования банками обязательных резервов, порядок проведения операций на финансовом и валютном рынках и т.д.

Таким образом, экономические методы государственного регулирования национального производства адекватны природе рыночных отношений.

Административные методы – это, прежде всего, команда, приказ или распоряжение, направленные по адресу конкретного предприятия. Административные (распорядительные) методы проявляются, когда правительство, например, замораживает национальный уровень заработной платы и цен, жестко фиксирует обменный курс национальной денежной единицы. Такие административные методы используются при регулировании деятельности естественных монополий, введении лицензирования хозяйственной деятельности или квотирования, организации прямого государственного контроля за качеством товаров (их сертификация, регистрация и т.д.). Административные (правовые) регуляторы формально не выглядят столь жесткими. В таких случаях закон лишь задает хозяйствующему субъекту возможную линию экономического поведения. Закон устанавливает лишь обязательные нормы экономического поведения в конкретных условиях. Несовершенства рынка:

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

12.Трансформацонная экономика. Программа социально –экономического развития РБ 2011-2015гг.

Политика экономического роста – это совокупность государственных мер, направленных на обеспечение долгосрочного сбалансированного экономического роста. Такая политика предполагает стимулирование склонности к сбережениям и инвестированию, обеспечение увеличения предложения труда, стимулирование технологического прогресса и роста эффективности производства. В частности, для стимулирования инвестиций в основной капитал используются следующие рычаги: 1) уменьшение дефицита госбюджета и увеличение частных сбережений; 2) снижение налогов на бизнес, снижение налогов на доходы от сбережений; 3) увеличение государственных инвестиций; 4) привлечение иностранных инвестиций; 5) проведение политики «дешевых денег»; 6) повышение показателей эффективности производства.

Важнейшим направлением государственной экономической политики Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем газо- и нефтепроводов и может выгодно использовать свое географическое положение для привлечения иностранных инвесторов.

Экономическая ситуация для инвесторов в Беларуси нормализуется. Сделаны реальные шаги в сторону приватизации промышленных предприятий: упрощена процедура регистрации предпринимательской деятельности, определен перечень подлежащих приватизации предприятий, оговорена система мер содействия размещению капитала, отменено правило «золотой акции», развивается рынок финансовых и страховых и страховых услуг. Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что вложения капитала в белорусскую экономику дают доступ и к емкому рынку России. В Белоруссии действуют шесть свободных экономических зон с льготным таможенным и налоговым режимом. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость здесь в два раза ниже, чем по республике. Прибыль освобождается от налогообложения сроком на пять лет с момента ее объявления. Беларусь успешно сотрудничает с иностранными компаниями: созданы совместные и иностранные предприятия «МАН» (выпуск автомобильной техники), «Кока-Кола», «МакДональдс», «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

Наряду с проводимой политикой содействия экономическому росту существуют проблемы, препятствующие ему. Сложившаяся в практике Беларуси политика медленного обновления основных фондов привела к тому, что более половины из них изношены. Кроме того, Беларусь технически отстает во многих отраслях и сферах экономики от мирового уровня. Имеются и проблемы текущего периода: 1) уровень инвестиционного климата, по прежнему, не всеми инвесторами оценивается как благоприятный; 2) необходимы крупные аккордные инвестиции для обновления износившегося основного капитала; 3) нужны значительные средства для стимулирования научных открытий и изобретений, внедрения их; 4) переход на трудосберегающие технологии, учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию; 5) сокращение налоговой нагрузки на экономику и переход от налогово-бюджетных рычагов стимулирования к кредитно-денежному.

Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы ].

Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.

Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность трансформационной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики — трансформация в другую систему.

В-третьих, трансформационная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои «функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

Следует отметить, что понятие «трансформационная экономика» является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной — социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача — заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладную национальную экономику, выступающую базой современного рыночного хозяйства.

Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.

Целью идущих преобразований в Беларуси и других странах СНГ является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор.

Основная трудность переходного периода — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак трансформационной экономики — институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого – глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.

13. Спрос. Закон спроса. График функции спроса

Спрос – это платежеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара. Закон спроса — обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определенного периода. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.

Следствия из закона спроса:

1. Высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена стимулирует их желание совершить покупку.

2. Потребительское поведение подвержено действию принципа «убывающей предельной полезности», согласно которому, каждые последующие единицы товара приносят покупателям все меньшее удовлетворения.

3. «Эффект дохода» — с ростом цен и при неизменных доходах субъектов недоступность товаров для покупателей увеличивается — товаров покупают меньше.

4. «Эффект замещения» — с ростом цен и при неизменных доходах субъектов, покупатели переключаются на товары заменители.

Ценовые факторы, влияющие на спрос:

1)Цены на товары.2)Цены на сопряженные товары. При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличивается.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1)Доходы потребителей. Чем выше доходы потребителей, тем выше спрос и наоборот. Кривая сдвигается либо вправо вверх, либо влево вниз.2)Предпочтения и вкусы потребителей. Например, веяния моды приводят к изменению спроса и удалению или приближению кривой спроса к началу координат.3)Количество потребителей. Чем больше потребителей, тем выше спрос. Чем меньше потребителей, тем ниже спрос.4)Ожидания потребителей. Ожидание дальнейшего роста цен или повышения доходов будет увеличивать текущий спрос и приведет к сдвигу кривой спроса вправо.

14.Предложение. график функци предложения. Закон предложения.

Предложение — количество товара, которое будет предложено рынку при разных ценах.

Закон предложения — прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем выше предложение и наоборот.

Ценовые факторы, влияющие на предложение 1)Цена на товары.2)Цены на ресурсы. Если цены на ресурсы растут, то предложение сокращается и наоборот.3)Цены на сопряженные товары. Сопряженные товары – это товары заменители (субституты) и товары взаимодополняемые (комплиментарные). Субституты — рост цены одного товара увеличивает предложение другого. Комплиментарные – рост цены одного приводит к уменьшению предложения другого.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:1)Количество производителей на рынке. Чем больше производителей данного товара на рынке, тем выше предложение и наоборот2)Совершенствования техники и технологии. Применение новейшей техники и технологий приводит к росту производительности труда и предложение увеличивается.3)Уровень налогообложения. Высокий уровень налогообложения приводит к сокращению доходов предпринимателей и уменьшению предложения.

Ожидание производителей изменения цен на рынке. Если производители ожидают роста цен, то задерживают отгрузку готовой продукции. Это сокращает предложение.

Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель

S — предложение

Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

15. Рыночное равновесие. Цена равновесия. Последствия отклонения цены от равновесного уровня.

Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения

Рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения.

Равновесная цена или сбалансированная цена — это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным. Равновесная цена, это:1)цена, при которой спрос и предложение равны;2)цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;3)цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

В случаях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные.

Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не доходят до тех, кто его реально производит.

16.Понятие эластичности и ее видов. Коэффициенты эластичности. Факторы эластичности. Практическое значение анализа эластичности.

Эластичность — степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Виды эластичности:1)эластичность спроса по цене;

2)эластичность спроса по доходу;

3)перекрестная эластичность спроса по цене;

4)эластичность предложения по цене;

5)точечная эластичность спроса;

6)дуговая эластичность спроса;

7)эластичность соотношения цен и заработной платы;

Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.

При подсчете коэффициента эластичности используют два основных метода:

Эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.

Использование формулы дуговой эластичности дает лишь приблизительное значение эластичности, и погрешность будет тем больше, чем более выпуклой будет дуга АВ.

Эластичность в точке (точечная эластичность) — используется в том случае, когда задана функция спроса (предложения) и исходный уровень цены и величины спроса (или предложения). Данная формула характеризует относительное изменение объема спроса (или предложения) при бесконечно малом изменении цены (или какого-либо другого параметра).

Факторы эластичности:

1)Наличие субститутов при действующей рыночной цене-Если цена товара снижается, то по сравнению с другими товарами он становится дешевле. Это стимулирует людей покупать больше этого продукта, который заменяет им другие, ставшие теперь сравнительно более дорогими. 

2)Разнообразие способов использования товара-субститута-Когда один товар может быть субститутом для другого, спрос на него, скорее всего, будет эластичным. Чем большее количество товаров он может заменить, тем больше будет расширяться спрос на него по мере снижения его цены. 

3)Доля расходов на данный товар в общей величине доходов-Когда на какой-то товар или услугу расходуется лишь незначительная часть дохода потребителя (примерами таких товаров могут служить перец, соль, крем для обуви, газеты, спички, зубная паста), то при росте их цены люди не станут тратить время на поиски заменителей. Поэтому спрос на такие товары сравнительно неэластичен.

4)Период времени-Поскольку поиск товаров-субститутов или изменение потребительских привычек требует времени, то при рассмотрении сравнительно длительного периода эластичность спроса может оказаться больше, чем в краткосрочном периоде.

5)Возможность привлечения новых покупателей-многие товары, такие, как автомобили, видеомагнитофоны, стиральные машины и т.д., обычно нужны людям в одном экземпляре, поэтому снижение цены делает их доступными в первую очередь для новых потребителей, что и приводит к расширению спроса.

Практическое значение анализа эластичности.

Определение эластичности спроса и предложения широко используется для анализа рыночных ситуаций, в частности, при исследовании взаимосвязи эластичности спроса и доходов товаропроизводителей. Многих волнует вопрос: если продавцы увеличат цену товара, выручка от продажи увеличится или уменьшится? С одной стороны, рост цены положительно влияет на сумму выручки, но с другой — действие закона спроса приводит к снижению величины спроса при росте цены, что отрицательно сказывается на величине выручки продавцов. Какое направление примет результирующая двух данных сил, зависит от эластичности спроса в конкретном интервале изменения цены и количества товара.

При неэластичном спросе сумма выручки продавцов изменяется в том же направлении, что и цена товара; при эластичном спросе сумма выручки изменяется в направлении, обратном изменению цены товара; при спросе с единичной эластичностью сумма выручки не изменяется при изменении цены и объема продаж.

Продавец, стремящийся к максимизации суммы дохода от реализации продукции, должен оценивать эластичность спроса на продаваемый им товар. При эластичном спросе выгоднее снижать цену, тогда рост объема продаж приведет к увеличению выручки. Если спрос неэластичен, продавцу выгоднее увеличивать цену, тогда снижение объема продаж будет менее значительным и сумма выручки возрастет.

17.Домашнее хозяйство как экономический субъект. Общая и предельная полезность. Бюджетные ограничения. Правило максимизации полезности потребителем.

Хозяйствующие субъекты в качестве элементов экономической системы являются носителями экономических отношений. В роли экономического субъекта может выступить индивид (Миша, Петя…), семья (Ивановы, Петровы…), социальная группа (занятые, безработные, профсоюз…), предприятие сектор экономики (предпринимательский сектор, сельскохозяйственная отрасль, «заграница»…). Экономические субъекты формируют отношения, принимая экономические решения, осуществляя экономический выбор, реализуя его и неся за него ответственность.

Полезность — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Общая полезность представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.

Бюджетные ограничения — Финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов.

Суть правила максимизации полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность. Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.18.Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятия. Роль малого и среднего бизнеса в экономике Беларуси

Предприятие – это отдельная экономическая производственная единица (субъект), которая располагает и ведет производство товаров и услуг. Фирма – это экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собственности и хозяйствования. Фирма может самостоятельно принимать решения, она реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, а также стремится к получению максимальной прибыли.

В соответствии с гражданским кодексом РБ в Беларуси могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.Хозяйственные товарищества и общества:

1)полное товарищество;

2)товарищество на вере (коммандитное товарищество);

3)общество с ограниченной ответственностью,

3)общество с дополнительной ответственностью;

4)акционерное общество (открытое и закрытое).

Важность малого бизнеса в экономике страны подчеркивается и подтверждается всеми министерствами, связанными с финансовыми отраслями. Одни налоги, уплаченные представителями только лишь индивидуального предпринимательства, могут обеспечивать население одной небольшой страны всем необходимым в течение нескольких лет.

Впрочем, каким бы стремительным не был рост малого бизнеса в Белоруссии, и какой бы важной составляющей он не был для экономики страны, растет также и оборотная сторона данной сферы: предприятия, предпочитающие работать в «тени». Это является своеобразным показателем, как общего уровня экономики страны, так и макро — и микросоставляющей: если государство нашло способ уменьшить размеры теневой сферы бизнеса, в особенности в малом и среднем, до минимальных, то это говорит о высоком развитии управляющих структур, а также повышает уровень стабильности при занятии в этих сферах бизнеса.

19.Понятие и классификация издержек производства. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Издержки производства – затраты на приобретение применяемых производственных факторов.

Выделяют:

1)Индивидуальные издержки-затраты хозяйственного субъекта

2)Общественные издержки-нанесённые затраты на производстве определённого объёма продукции с точки зрения всей нац. экономики.

3)Издержки производства-издержки,связанные с производством товаров или услуг.

4)Издержки обращения-издержки,связанные с реализацией производимой продукции.

Внешние издержки-К внешним издержкам относятся те затраты, которые предприятие несет в результате осуществления платежей за необходимые ему ресурсы и услуги. К таким затратам относятся: плата за сырье и материалы, заработная плата наемных работников, выплата процентов за кредиты, оплата за аренду земли, оплата транспортных расходов, различного рода консультационных услуг и многое другое. В обобщенном виде можно сказать, что — это те затраты, которые подкрепляются платежными документами и проходят учет в бухгалтерских книгах. Поэтому внешние издержки условно еще можно назвать бухгалтерскими издержками.

Внутренние издержки-издержки включают в себя затраты ресурсов, принадлежащих предприятию. Это такие расходы, которые не выступают в форме денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Оценка внутренних издержек осуществляется либо с помощью приравнивания стоимости собственных ресурсов к рыночным ценам идентичных ресурсов, которые пришлось бы оплатить, если бы предприятие не располагало ими, либо путем определения денежных платежей, которые можно было бы получить в случае предоставления собственных ресурсов другим рыночным контрагентам.

Экономические  издержки — затраты, обусловленные использованием экономических ресурсов в производстве данного товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же самых ресурсов в других целях.

Сумма внутренних и внешних издержек в совокупности представляет собой экономические издержки. Понятие «экономические издержки» является общепринятым, но на практике, при ведении бухгалтерского учета на предприятии, исчисляются только внешние издержки, которые имеют еще одно название — бухгалтерские издержки.

В краткосрочном периоде (когда количество некоторого ресурса остается постоянным, но объемы производства можно изменить за счет применения большего или меньшего количества таких ресурсов, как труд, сырье, материалы и т. п.) и в долгосрочном периоде (когда можно изменить количество любого ресурса, используемого в производстве).Различию между краткосрочным и долгосрочным периодами точно соответствует различие между постоянными и переменными факторами производства. Переменные факторы производства — факторы производства, количество которых может быть изменено в рамках краткосрочного периода (например, количество наемных работников). Постоянные факторы производства — факторы, затраты на которые заданы и не могут быть изменены в рамках краткосрочного периода (например, производственные мощности). 

20.Доход и прибыль фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Правило максимизации прибыли.

Доход-определённая денежная сумма,получаемая фирмой в результате производства или реализации благ или услуг за определ.период времени.

Прибыль-доход фирмы,выступающий в виде прироста применённого капитала.

Бух.прибыль-разность между общей выручкой и внешними издержками.

Экономическая прибыль— разница между совокупными доходами и совокупными экономическими издержкам фирмы (включающими альтернативные издержки распределения капитала владельца) за определенный период.

Максимизация прибыли достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.

Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы

21. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты

Механизм микроэкономического регулирования представляет собой совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляются организация и управление производством на предприятии.

Структура механизма микрорегулирования определяется характером экономических связей, в связи с чем различают:

внутрихозяйственный механизм регулирования деятельности предприятий;

механизм государственного регулирования.

Методы регулирования деятельности предприятий зависят от экономической системы, в которой они применяются, и подразделяются на прямые и косвенные, опосредованные рынком.

Различают следующие типы механизмов регулирования деятельности предприятия:

административный (командный);

рыночный (в условиях свободной конкуренции);

смешанный (в условиях регулируемой экономики).

Но рынок имеет отрицательные черты, которые оказывают негативное воздействие на эффективность национальной экономики:

анархичность и стихийность, которые оборачиваются экономическими кризисами;

неустойчивость цен, которая приводит к проблемам со сбытом продукции;

безработица, вызывающая большие потери труда и проблемы создания рабочих мест.

Основными его элементами являются:

планирование на предприятии;

маркетинг, экономические рычаги (коммерческий расчет, система экономического стимулирования);

управление (менеджмент, правовые нормы).

Государственное регулирование деятельности фирмы представляет собой форму целенаправленного воздействия на процесс функционирования фирмы с целью обеспечения реализации государственных интересов.

Среди методов, с помощью которых государство воздействует на функционирование предприятия, можно выделить прямые и косвенные.

К прямым относят методы непосредственного вмешательства в производственную деятельность предприятия. Оно осуществляется с помощью финансирования новых прогрессивных отраслей, системы государственных заказов, заключения с предпринимателями контрактов, финансирования подготовки рабочей силы, механизма дотаций, установления фиксированных цен.

Среди мер прямого воздействия на функционирование предприятий важная роль отводится государственным заказам. Через государственные заказы удовлетворяются важнейшие общественные потребности, реализуется определенная государственная политика.

В последнее время большое распространение получили контракты как высшая форма развития системы государственных заказов.

Контракт представляет собой соглашение сторон на основе взаимных обязательств по поставкам и приобретению товара либо выполнению определенного объема работ

В рыночной экономике вмешательство государства в процесс ценообразования нежелательно. Но оно всегда присутствует и носит, как правило, социальную направленность.

В странах с рыночной экономикой роль государства в ценообразовании состоит не столько в назначении конкретной цены, сколько в разработке мер воздействия правительства на принятие решений по ценам. Эти меры включают систему правовых актов и заказов, с помощью которых регулируются цены на рынке.

К методам косвенного воздействия государства на функционирование предприятий относят налоговую и амортизационную политику. Изменяя налоговые ставки, государство может активно воздействовать на спрос и предложение, сбережения и инвестиции. Высокое налогообложение приводит к уменьшению капитальных вложений в производство, льготное – позволяет предприятиям возмещать издержки при низких рыночных ценах. Поэтому при необходимости сдерживания спроса и предложения государство увеличивает налоговые ставки, а при необходимости расширения – проводит льготную налоговую политику.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap