Шпора Ответы на экзамен по Философии1



Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философских проблем.

Философия. Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить «вечные» загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Существует 3 понимания философии:

Старо-античное. 7-5 вв до н.э., Древняя Греция. Понималось всё научное знание о мире, противопоставленное мифологическому.

Традиционное. 2я половины 17го в – 19 в. До 17го в все науки были едиными, зачем они начали дробиться и отделяться. Философия – наука всех наук, наука об общем. Подчеркивалось главенство философии.

Современное. 19в – век безграничной веры в науку. В 20м веке после изобретения ядерного оружия вера уменьшилась. Философия обратилась к человеку, помогла ему выживать в мире, который он сам создал.

Предпосылки возникновения философии – 1) возможности человека, его умственный труд, товарно-денежные отношения, появления государства и т.д. 2) потребности человека, интерес человека понимать мир

Предметом философии является сфера субъектно-объектных отношений, где субъект – это деятельное существо, человек, а объект – мир, который его окружает. То есть предмет философии – отношения человека и мира.

Специфика философских проблем:

Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира. Отсюда встает проблема материи, движения как всеобщего свойства или способа существования материи.

Исследуется проблема сознания, которая требует привлечения естественнонаучных знаний о природе идеального, механизма мышления, памяти и др.

Проблема развития мира. Это проблема формирования метафизического и диалектического методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии. Метафизический подход не видит развития мира, процессов и явлений от низшего к высшему, от простого к сложному, не видит противоречий как источника саморазвития мира. Диалектический метод учитывает поступательное развитие, изучает его, вскрывает объективную Диалектику мира, формулирует и исследует всеобщие принипы и законы диалектики. Отсюда проблема историзма при изучении всех явлений Природы и общества, критерии их прогрессивности, что имеет огромное значение для современности, для практической политики.

Проблемы познания мира. Это определение объекта и субъекта познания, раскрытие его сложного диалектического процесса, проблема Истины, роли практики как основы ее познания и критерия, раскрытие Методов познания, научная объективность познания и социальная позиция человека и др.

Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с преодолением устаревших форм культуры и становления новых форм.

Вопрос 2. Структура философского знания.

По месту возникновения (Древняя Греция, Китай, Индия)

По историческому времени

Исходные взгляды на устройство мира: монистическая (одно начало), дуалистическая (два начала, материальное и духовное) и плюралистическая (в основе стоит много начал)

Подход к первоосновам: материализм (в основе материя) и идеализм (идеальное начало: идея, Бог, разум), пантеизм (основа — Бог), деизм (Бог – творец, но после создания мира он не вмешивается в жизнь людей)

Познание мира: когнитивизм, гностицизм – мир познаваем, агностицизм – мир нельзя познать. Средства познания когнитивизма: эмпиризм – опытный путь, сенсуализм – через чувства, рационализм – через разум, иррационализм – инстинкт, вера, интуиция. Способы познания: диалектика – мир находится в постоянном развитии, все взаимосвязано, метафизика – рассматривает мир в статике, а элементы изолированы, феноменология – смысл предметов раскрывается через восприятие феномены (идеальные достоверные сущности), герменевтика – теория интерпретации

По предмету изучения: онтология – теория бытия, занимается исследованием общих принципов бытия, строения мира, гносеология – теория познания, социальная философия – общественная жизнь, этика – теория морали, эстетика – теория красоты в мире, аксиология – учение о ценностях, логика – наука о формах и способах рационального мышления, антропология – природа человека, философия истории – основные законы исторического развития, философия науки – законы научного развития.

Вопрос 3. Философия как разновидность мировоззрения

Мировоззрение – обобщенная система взглядов на мир в целом, на собственное место в нем, а также обусловленные этими взглядами ценностные ориентации, идеалы. Низший уровень мировоззрения – обыденное. Это повседневный взгляд на мир, передается на основе опыта. Более высокие уровни:

Мифологическое. Это система знаний о происхождении мира, описательный подход к миру. Черты: антропоморфизм (человекоподобие), синкретизм (смежность, неразделяемость), аппеляция предмету, антиисторичность (движение не по времени).

Религиозное. Объяснение сверхъестественного, духовного, божественного. Признание абсолютного начала – Бога. Опирается на чувства и воображение. Есть два уровня: теоретический – общее понимание Бога и практический – обряды и ритуалы.

Философское. Построено на принципах логической последовательности. Требует мышления. Опирается на знания науки. Отвечает критериям научности: 1) эссенциализм – стремление познать сущность изучаемых явлений, раскрыть познание, 2) объективность – восприятие мира вне зависимости от своих чувств, 3) рациональность – доступно для разумного понимания, 4) системность – упорядоченность знаний, его организация с принципами, 5) проверяемость – научные знания должны быть проверяемы. Философия – это научная форма мировоззрения, она опирается на данные частных наук.

Вопрос 4. Функции, место и роль философии в культуре.

Функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Место и роль философии в культуре: Философия — это самосознание культуры, она есть «рефлeксия» культуры. Так ее определяет западно-европейское, рациональное мышление, поскольку в других цивилизациях, например, на Востоке философия была неотъемлемой частью мистического откровения о мире и человеке. В русской культуре 18 вв. философия воспринималась в духе просвещения, в 19 в. она получила развитие в лоне христианской религиозной мысли, а в советскую эпоху она стала мощным идеологическим оружием. Происходящий в наши дни гуманистический ренессанс философии означает смену ценностных ориентаций в культуре. В ситуации «кризиса» культуры философия оказывается источником конструктивных знаний и опыта, открывающего пусть к диалогу культур.

Вопрос 5. Роль «Вед» в становлении древнеиндийской философии. Ортодоксальные и

неортодоксальные древнеиндийские философские школы.

Древнеиндийская философия возникла где-то в 15м веке до н.э.. На формирование философских школ индии существенное влияние оказали Веды – это самые древние философские трактаты, написанные на санскрите. Самая древняя из них – Ригведа. Ригведа состоит из книг – мардалов, которые содержат 128 самхитов. Позднее появились Самаведа, Атхарваведа и Яджурведа, они связаны с Ригведой. Самаведа указывает верную интонацию произношения гимнов. Яджурведа содержит описание ритуалов для гимнов. Атхарваведа – сборник заговоров и заклинаний. Веды включали в себя самхиты – религиозные гимны, брахманы – описание ритуалов, араньяки – книги лесных отшельников и упанишады – диалоги учителей и учеников. В упанишадах содержались философские вопросы и проблемы. Прежде всего – вопрос о происхождении мира, упоминается о начале – Атмане (телесное начало, творец мира) и Брахмане (Бог, вездесущий дух). Целью жизни является слияние с Брахманом-Атманом. В упанишадах появляются сан(м)сара (концепция переселения душ) и карма (возздаяния за прошлые дела). Тело смертно, а душа вечна, после смерти душа переносится в другое тело, и полученное тело зависит от деятельности в жизни. С ведами соотносят все философские школы индии, которые делятся на ортодоксальные, признающие авторитет вед (школы санккья и йога, вайшешика и ньяя, миманса и веданта) и неортодоксальные, не признающие вед (чарвана-локаята, джайнизм).

Вопрос 6. Даосизм и конфуцианство как основные направления древнекитайской философии.

Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы. Источники — философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин».

Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ». «Дао» имеет два значения: 1) путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; 2) субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

Идеи:

• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе,то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни.

• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»);

• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;

• познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» — первоначалом, послушании императору и близости к нему;

• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;

• необходимо во всем уступать друг другу.

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций, главным источником учения — произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Пять характеристик благородного деятеля: 1) человеколюбие, 2) справедливость, 3) нравственность, 4) мудрость, 5) доброе намерение.

Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• управлять на основе добродетели («бадао»);

• обладать необходимыми знаниями;

• верно служить стране, быть патриотом;

• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

• быть благородным;

• делать только добро государству и окружающим;

• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.

В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Вопрос 7. Причины возникновения философии в Древней Греции и ее периодизация

Причины возникновения философии: Древней Греции — богатая рабовладельческая страна с разнообразной культурой. Рабы выполняли все тяжелые работы, у свободных людей было много досуга и денег. Процветали театральное искусство, скульптура, музыка и физкультура. Образование было направлено на воспитание целостного, гармонически развитого человека, а гармонически развитый человек должен был быть и умным.

Философия начинается с критического анализа достижений культуры, прежде всего различных мифов, чтобы путем рассуждений удостовериться в их истинности. Но возникновению философии способствовали еще и обстоятельства, специфичные для Древней Греции. Во-первых, это традиция свободных дискуссий, умение спорить, каждый имел право высказывать своё мнение. Тот, кого не хотели слушать, мог переехать в другой город и проповедовать свои взгляды там. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствования, греческий народ и отличался от других.

Особо следует подчеркнуть, что в Древней Греции существовали свободные люди, которые отдавали себя полностью философии и не были жрецами, привязанными к религии, и не обязаны были находиться на государственной службе. Философы были полностью свободны в своих действиях и не подчинялись никому, кроме собственной совести, а это как раз то, что необходимо для развития философии.

Важной причиной также является высокий престиж «любителей мудрости», их высоко ценили и почитали.

Периодизация:

Протофилософия. 7 в до н.э. Формирование знания, отличного от мифологического, которое отражается в литературных произведениях Гомера, Софокла и др.

Ранняя философия. 6-5 вв до н.э. Возникает философия в собственном смысле слова, формируются философские проблемы. Предмет – природа, глобальный аспект – натурфилософия. Формируются философские школы, передача знаний. Милетская школа, Гераклит, Пифагор.

Классический период. 5-4 вв до н.э. В центре внимания – проблема человека. Антропоцентризм. Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит.

Эллинистический период. 3 в до н.э. – 1 в н.э. Проблемы человека и государственного устройства. Школы Эпикура – чувственное познание, наслаждение. Стоицизм – логика, физика, этика. Скептицизм – сомнение.

Философия Римской империи. 1-5 вв н. э. Сближение разных школ. Эклектизм – соединение разных частей. Продолжают развиваться проблемы человека и государства. Сенека, Неоплатонизм. Проблема о едином, о душе.

Вопрос 8. Постановка и решение проблемы первоосновы мира в древнегреческой философии.

Первые философские школы Древней Греции возникли в VII — V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

• ярко выраженный космоцентризм;

• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

• поиск первоначала, породившего все сущее;

• гилозоизм (одушевление неживой природы);

• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Милетская школа. Основатель – Фалес. Считал, что началом мира является вода («архэ»), представлял Землю в виде плоского диска, лежащего на воде, одушевлял все предметы, допускал наличие многих богов. Анаксимандр, его ученик, считал первоначалом апейрон – вечную неизмеримую субстанцию. Также он вывел закон сохранения материи: всё состоит из мельчайших частиц, которые после гибели организмов переходят в новые формы жизни. Анаксимен считал первоначалом воздух, все вещества на Земле – различные концентрации воздуха. Отождествлял Бога с силами природы.

Пифагорейцы первопричиной всего считали число, всё происходящее можно измерить с помощью числа. Познать мир можно через число. Разделяли людей на акусматиков – непосвященных и математиков – посвященных. Основные числа – 1 и 2. Нечетные числа считались лучшими, чем четные. Числа могли быть с положительной или отрицательной энергией, например, числа 5 и 13 – отрицательные. Правильный образ жизни – мудрость.

Гераклит первоначалом всего считал огонь. Вывел закон единства и борьбы противоположностей. Считал, что мир находится в постоянном изменении («В одну реку нельзя войти дважды»). Признавал относительность мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб»). Главным божеством считал Логос – Мировой Разум. Был сторонником чувственного познания мира.

Атомисты первоосновой всего считали мельчайшие частицы – атомы. Представитель – Демокрит. Всё состоит из атомов, атомы неделимы, имеют разную величину и форму, между атомами находится пространство, атомы находятся в постоянном движении, происходит круговорот. Атомы невозможно увидеть методом чувственного познания.

Вопрос 9. Проблема человека в философии софистов и Сократа.

Софисты – древнегреческая школа, существовавшая в 5-4 вв до н.э. Софисты («учителя мудрости») выступали в качестве философов-педагогов, обучали граждан философии, ораторскому искусству, знаниям. В учении софистов главное место отводилось искусству красноречия. Общим для софистов является коренная переориентация от натур-философской проблематики к этико-политической и гносиологической проблемам. Софисты впервые поместили человека в центр внимания философии, осуществили анализ его познавательных способностей, содействовали развитию просвещения и освобождению от религиозных предрассудков. Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь». Данный результат достигается не в результате парадоксальности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Сократ — принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества,”столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение”. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сомнение (“я знаю, что ничего не знаю”) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию. Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Сократ первопричиной всего считал дух. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как “всеобщее”, служащее основной всех частных добродетелей. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1) Умеренность (знание, как обуздывать страсти), 2) Храбрость (знание, как преодолеть опасности), 3) Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих). Только “благородные люди” могут претендовать на знание. А рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недоступно знание.

Вопрос 10. Философия Платона и Аристотеля.

Платон — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), они истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

Всё сущее состоит из трех субстанций: единое, ум, душа. «Единое «: является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков; есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств.

«Ум»: происходит от «единого»; противоположен «единому»; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на Земле.

«Душа «: подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое — ничто» и «ум — все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; душа может быть мировой и душой отдельного человека; душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

• предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

• «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности

• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства. Платон выделяет семь типов государства: монархия — справедливая власть одного человека; тирания — несправедливая власть одного человека; аристократия — справедливая власть меньшинства; олигархия — несправедливая власть меньшинства; демократия — справедливая власть большинства; тимократия — несправедливая власть большинства. Двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;

• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

• воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;

• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не должны иметь частной собственности;

• не существует брака, все жены и дети общие;

• допускается и приветствуется труд рабов..

Аристотель Философию делил на три вида:

• теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

• практическую — о деятельности человека, устройстве государства;

• поэтическую.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона. Он считал, что не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, существуют только единичные и конкретно определенные вещи называются индивидуумы, то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь.

Бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.

Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материя — это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.). Все сущее на Земле обладает потенцией и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета; реальность — это последовательность перехода от материи к форме и наоборот, потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Аристотель выделяет три уровня души: растительная, животная, разумная. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (крайняя демократия), полития (смесь олигархии и демократии). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития.

11. Основные этапы средневековой философии: апологетика, схоластика, патристика.

Философия Ф. Аквинского. Учение А. Августина

Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика — соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства.

Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более оверш их разрешение. Видный апологет — Тертулиан (из Карфагена, 2в.) — сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел и его целях).

Наиболее влият. из отцов церкви — это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим быием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир предствляет собою непрер. лестницу существ, восхолдящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душай и своб. воли. Душа нематер, бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог.

Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос — о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика.

Учение Фомы Аквинского.

Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднаго Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн. изначального принципа формы с неустанововш. принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. ксть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом.

Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош. к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных расуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика.

12. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Д. Бруно Г. Галилей).

НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. В эпоху Возрождения натурфилософия в борьбе против схоластической картины природы опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материали-стических и диалектических идей (например идею бесконечности природы и бесчисленности составляющих ее миров, идею совпадения противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом — Николай Кузанский, Бруно). В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и механика, выделяются из натурфилософии, но последняя все же мыслится в тесном единстве с ними.

Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли.

В философских работах Бруно содержатся как логические рассуждения, так и мистические элементы. Большое влияние на Бруно имели атомистические представления поэмы Лукреция О природе вещей, идеи Платона, сочинение Николая Кузанского Об учёном незнании.

В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали определённое влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.

По Галилею, есть две истины: истина, изложенная в Св. Писании, и истина, изложенная в книге природы. Они не противоречат друг другу, поскольку Св. Писание является книгой Божественного откровения, а книга природы — книгой Божественного творения. Но познавать эти две книги мы можем разными способами. Оба они самостоятельны: познавая Св. Писание путем откровения, путем веры, или познавая книгу природы путем разума, мы приходим в конце концов к одним и тем же положениям. Св. Писание, по мысли Галилея, безошибочно, ошибаются его толкования. Здесь Галилей занимает антисхоластическую позицию. Библию не следует понимать буквально; главное в понимании Библии — аллегорическое ее исследование. Но когда человек изучает природу, он должен изучать именно природу, а не смотреть на Библию, иначе происходит подмена методов и пользы от такого исследования не будет.

Из других философских положений, кроме теории «двух книг», следует выделить учение о первичных и вторичных качествах (учение, впервые изложенное античными атомистами Левкиппом и Демокритом): материальные тела содержат в себе объективно первичные качества (протяженность, размеры, вес и плотность) и вторичные, которые самим вещам не присущи, а являются лишь отражением этих качеств в человеческом уме.

Но главная заслуга Галилея в том, что именно он стал основоположником современного научного естествознания.

13. Социально-политические учения эпохи Возрождения. Н. Макиавелли.

Никколо Макиавелли впервые в либерально-консервативной традиции поставил задачу изучить определенную историческую реальность: социально-политический опыт в конкретной области (внешней политике, международных отношениях). Но как при этом понимается опыт? В духе идей либерального консерватизма. Отправной точкой Макиавелли служит тезис о том, что представления о социальных и политических изменениях не только находят свое отражение в сознании, а затем и в языке, но и создаются сознанием с помощью языка.

Н. Макиавелли считал, что «самое важное в этом мире — познать самого себя и уметь взвешивать силы своего духа и своего государства».

В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» он прямо провозглашает: а) все люди в своих оценках событий «старого времени» и «нынешнего времени» по тем или иным причинам обладают определенными представлениями, обусловливающими их дальнейшие действия и мировосприятие; б) эти представления постоянно меняются в течение человеческой жизни. Это означает, что «мысленная речь, если она направляется какой-нибудь целью, есть лишь искание или способность к открытиям».

Макиавелли создаёт новую предметную область социально-политических исследований. Изучая изменения в том или ином обществе, вызванные его движением к некоему социально-политическому миропорядку, следует, утверждает он, прежде всего, рассматривать конфликты между свободными, независимыми и разумными индивидами. Другое дело, «разумны» ли мотивы этих индивидов и «разумны» ли столкновения вообще? Вопросы остаются без ответа. Описывать действия индивидов следует с помощью знаковых и понятийных, т.е. наиболее общих средств познания, которые, в конечном счете, зависят от институциональной власти.

Макиавелли по собственному признанию, в своих трудах не стремился изобразить наилучший порядок и устройство общества людей, которое возможно в будущем или было в прошлом. Нет, он писал о непосредственном политическом действии, основанном на силе, т.е. реальном положении вещей. Каково же это «реальное» положение? Макиавелли в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» замечает: «Как доказывают все, рассуждающие об общественной жизни, и как то подтверждается множеством примеров из истории, учредителю республики и создателю ее законов необходимо считать всех людей злыми и предполагать, что они всегда проявят злобность своей души, едва лишь им представится к тому удобный случай. Если же чья-нибудь злобность некоторое время не обнаруживается, то происходит это вследствие каких-то неясных причин, пониманию которых мешает отсутствие опыта; однако ее все равно обнаружит время, называемое отцом всякой истины».

В дальнейшем эта попытка противопоставить и даже заменить несовершенством «эмпирии» нормативный идеал, а точнее, сделать идеалом преходящее социально-политическое несовершенство, несправедливость общества, находит свое продолжение в одном из направлений консервативных социально-политических теорий, — в искажениях консерватизма. В них воспроизводится уже упоминавшаяся «концепция Фрасимаха».

14 Особенности европейской философии XVII–XVIII вв.

Европейскую философию XVII века принято называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. В Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.

В связи с разложением феодальных отношений, свершением буржуазной революции, развитием капитализма складывался в европейской жизни новый тип человека с новыми духовными запросами и идеалами. Представители новой идеологии и культуры начали беспощадную войну со схоластикой, царившей в философии и науке со времен средневековья

В упорной борьбе со схоластикой и религиозной идеологией вырабатывались новые научные методы изучения природы, основанные на опыте и применении математики для обработки и обобщения данных опыта.

В связи с отпадением от философии конкретных наук изменяется сам предмет философии: сосредотачивается внимание на изучение соотношения материя-сознание, а также логико-гносиологических проблем.

Вопросы теории познания, закономерностей и логики мышления становятся центральными в творчестве крупнейших философов.

Господствующей философской тенденцией в XVII-XVIII в.в. становится материализм, так как растущие знания о природе подтверждали его истинность и опровергали положения идеализма. Но, из-за того, что наиболее развитыми науками были механика и математика, материализм того времени был механистическим. Именно в механике видели философы того времени ключ к тайнам мироздания. Характерной чертой философии Нового времени являлось то, что великие философы были также и великими учеными — естествоиспытателями. Аристотелевская логика, наиболее полно отвечающая требованиям, предъявляемым к обоснованию уже имеющихся знаний, перестает быть жизненно необходимой. Необходимой становится логика, направленная на добывание новых знаний.

Происходит «расслоение» человека на частного и родового, на эмпирического и абстрактно-всеобщего индивида. Мировоззрение человека окончательно потеряло былую цельность и непротиворечивость, но зато приобрело глубину, сумев осознать противоречивость бытия, мироздания и самой жизни. Формируется новый тип сознания, для которого бытие открыто для всевозможных изменений, превращений, столкновений. Это сознание противоречиво в самом себе и одновременно направлено на такую же противоречивую реальность.

Философское сознание XVII века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но — противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда — неизбежность размышлений не только о путях познания этого мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека.

В философии этого периода выделяются три теоретически концепции познания. Первая из них — философия Р. Декарта, картезианский рационализм.

Вторая получила название эмпирического, сенсуалистского, метафизического материализма (Бэкон, Гассенди, Локк, Гоббс).

Третья философия мистического рационализма Блеза Паскаля, точнее, философия человека как совпадения противоположностей «величия и ничтожества».

15. Проблема метода познания в философии XVII . Эмпиризм и рационализм.

Бэкон — основатель эмпиризма, Декарт — рационализма (соответственно индуктивный и дедуктивный метод). “Новый органон” Бэкона:

Соответственно своему пониманию задач философии, увеличение власти человека над природой (в этом Бэкон и Декарт солидарны) придаёт значительную разработку новому мышлению в философии. Задача метода — научиться пользоваться своим умом и находить кратчайший путь к истине, отличать истину ото лжи. Принципы метода Бэкона:

Ограничение разума от предрассудков и предубеждений, заволакивающих ум человека и мешающих процессу познания. Бэкон говорит об идеях: “владения” умом человека в процессе познания: стереотип коллективного познания, вера в мистику и т.д., идолы пещеры — стереотипы индивидуального познания, идол “площади” — влияние на мнение окружающей толпы, идол театра — влияние авторитетов. Такую же задачу ставит Декарт.

Возвращение природы в теорию познания как её исходный предмет. “Основанием натуральной философии должна быть натуральная история”.

Единственный плодотворный путь познания — опытное познание. “Науки — это пирамиды, основания которых — история природы и опыт”.

Исходная главенствующая логическая процедура познания — индукция — исследование конкретных единичных предметов и выведение лёгким путём законов природы из данных опыта.

Бэкон видел опасность переоценки роли опыта и считал, что большую роль играют научные обобщения. Он сравнивал учёного с пауком, муравьём и пчелой; считал, что задача учёного — уподобиться пчеле.

Рационализм гносеологии надо отличать от рационализма в онтологии, от этического рационализма. Основатель рационализма — Рене Декарт. Первый принцип его философии: “мыслю — следовательно, существую”. По Декарту, мысль — одна из двух субстанций человека. Существенной особенностью рационального метода мышления является то, что он вслед за Платоном отрицает познавательную роль чувств, чувственных образов или (как Декарт) считает их ненадёжными, не заслуживающими доверия в научном познании. “Чувственные восприятия внешнего мира не могут быть источником теоретических положений науки, имеющих всеобщее значение” (Декарт). Декарт считает, что знание, научное, теоретическое есть продукт только работы мысли, только логических операций, потому что чувства дают знания только единичного, конкретного, никогда не дают знания общего закономерного, но они даны уму.

Рационализм в учении о методе исходит из того, что процесс теоретического познания основан только на операциях ума с процессами умопостижения. Основным логическим методом Декарт признаёт дедукцию — метод выведения единичного и частного из общего. “Ограничивать человеческий разум только тем, что видят глаза — значит наносить ему непоправимый ущерб” (Декарт).

Интуиция — способность внутреннего созерцания, благодаря которому человек познаёт истину без участия логической деятельности сознания. Требования к познанию по Декарту:

Принимать в качестве истинных только те положения, которые представляются ясными и отчётливыми.

Необходимо расчленить каждую сложную проблему на более простые составные части.

Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.

Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследований.

16. Учение Ф. Бэкона о методе и теория заблуждений.

С самого начала своей творческой деятельности Бэкон выступил против

господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину

«естественной» философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды

Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и

включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического

подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную

программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике

схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.

Старая философия бесплодна и многословна – таков был вердикт Бэкона.

Главным делом философа становятся критика традиционного познания и издание

нового метода постижения природы вещей. Он упрекает мыслителей прошлого за

то, что в их трудах не слышно голоса самой природы, созданной Творцом.

Методы и приемы науки должны отвечать подлинным ее целям – обеспечению

благополучия и достоинства человека. Обладание истиной обнаруживает себя

именно в росте практического могущества человека. «Знание – сила» – вот

путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии по мнению

Бэкона.

Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки «великого

восстановления наук», которую изложил в трактатах «О достоинстве и

приумножении наук», «Новом Органоне» и других работах по «естественной

истории», рассматривающих отдельные явления и процессы природы.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




sitemap
sitemap